нпк история родного края
Исследовательская работа «История родного края»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«История моего родного поселка»
(история поселка Нижний Кисляй, Бутурлиновского района, Воронежской области)
У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.
Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые светлые воспоминания.
Сколько бы не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом уголке. У каждого любовь к своему родному краю проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым прославляя свой родной уголок и увековечивая память о нем на многие годы.
Какие звучные, громкие названия! Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. За каждым названием – славная история нашей Родины. А вот другие: Воронеж, Бутурлиновка, Нижний Кисляй …
Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них. Не отыщешь этих деревушек на карте. Затерялись они где-то в российской глубинке. За каждым названием – тайна, требующая разгадки, удивительная история. И из этих историй тоже складывается великая история нашей Родины.
Неумолимо течет река времен. Исчезают с лица земли маленькие деревушки, и вместе с ними уходят в небытие их имена, унося с собой свою неразгаданную тайну.
Историю своей Родины должен знать каждый. А с чего начинается Родина? Вот с этих малых и больших деревень, проселочных дорог, речек, озер, родников…
Тема исследовательской работы: «История моего родного поселка».
Актуальность темы исследования. Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна потому, что каждый человек должен знать свою малую родину, историю своего края, историю своей страны, о людях, имена которых прославили твой город, поселок, село.
Нет ни одного населённого пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории малых городов, сёл, из истории людей, живущих в них.
Цель моей работы: изучить историю родного поселка.
поиск материалов, содержащих историю родного поселка;
оформление исследовательской работы.
1. Изучение литературы.
3. Беседы с родственниками и одноклассниками.
4. Посещение школьного музея.
2.1. История возникновения и развития поселка.
В 1869 году была построена каменная церковь с колокольней, прихожан было до 1150 душ. Нижнекисляйский сахарный завод — один из старейших в Воронежской области.
Не исключено, что название Кисляй речка получила из-за кислых вод. По В.И. Далю « кислые воды – целительные, напитанные от природы кислотами, обычно угольными ». « Кисляй – кислорожий человек, вялый и неохотливый, кислятина ».
2.2. «Ими гордится поселок»
О людях прекрасных
Нам хочется всем рассказать…»
В лихую годину, когда гитлеровцы напали на нашу страну, много людей ушли на войну из нашего поселка. Многие за ратные подвиги были
награждены орденами и медалями, а нашему земляку Константину Полякову присвоено звания Героя Советского Союза.
Поляков Константин Илларионович (приложение, фото 2) родился 20 февраля 1924 года в п. Нижний Кисляй, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Работал в колхозе.
Стрелок 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта, гвардии красноармеец.
На рассвете 15 января 1943 года группа храбрецов в количестве 13 человек, несмотря на ураганный пулеметный и минометный огонь и численное превосходство противника, преодолев проволочное заграждение и вал из снега, ворвались на окраину поселка Донской и захватили 3 дома. В числе 13 отважных воинов был и Костя Поляков. Бойцы удерживали эти дома в течение дня. Немцы неоднократно предлагали сдаться, но храбрецы отвечали: «Гвардейцы не сдаются!» Фашисты несколько раз бросали против группы пехоты с танками, но безуспешно. Тогда немцы обложили дома соломой и подожгли. Когда закончились боеприпасы, смельчаки попытались вырваться, вступив в рукопашный бой. Однако силы были неравны, и вся группа погибла смертью храбрых.
Герои похоронены на станции Красновка Ростовской области. У перрона станции установлен памятник 13-и Героям (приложение, фото 3).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года (приложение, фото 4) за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками всем 13 бойцам, в том числе и Константину Полякову, посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и все награждены орденами Ленина.
В нашей школе открыт музей, посвященный памяти героев Великой Отечественной войны.
В мирное время выполняя свой интернациональный долг перед Родиной погиб ученик нашей школы Владимир Гончаров (приложение, фото 5).
В Афганистане солдат отслужил два года и один месяц, его ждали дома. Только представьте: два года на войне, и каких-то дней двадцать не хватило, чтобы вернуться живым!
2.3. «Я люблю эту землю…»
Здесь пахнет хлебом по утрам,
По вечерам полынью пахнет
И вешним ласковым ветрам
Простор невиданный распахнут.
Здесь любят землю словно мать,
Но признаются в этом редко
Зачем любовью донимать,
Как говорят в народе метко.
Течёт здесь речка, не спеша,
Склонились ивы над рекою,
Здесь в людях ценится душа
Ну, а потом всё остальное.
Этот источник является гидрологическим памятником природы и охраняется законом. Источник находится на Пудиковой горе. На Преполовение у родника совершаются водосвятия клириками из местного храма. Однако почитания его в качестве православной святыни не отмечено. Два самых больших по дебиту родника расположены на расстоянии около 12 метров, друг от друга. К родниковому озеру добраться не сложно. В настоящее время родник приведен в порядок.
Еще одной достопримечательностью нашего поселка является Церковь во имя святителя Димитрия Ростовского (приложение, фото 8,9) в Нижнем Кисляе – кирпичный храм Бутурлиновского благочиния Борисоглебской епархии.
10 ноября 2017 года в день памяти святителя Димитрия митрополита Ростовского с архипастырским визитом в поселок Нижний Кисляй прибыл Преосвященнейший Сергий епископ Борисоглебский и Бутурлиновский.
Владыка Сергий возглавил в со служении духовенства благочиния Божественную литургию. После совершения литургии владыка обратился с архипастырским наставлением к духовенству и прихожанам Дмитриевского храма. Стоит сказать, что причт и прихожане Дмитриевской церкви поселка Нижний Кисляй с большой радостью встретили дорогого Владыку и любовь к нему всегда в их сердцах как к заботливому пастырю.
Причт же храма поселка Нижний Кисляй на сегодняшний день следующий: настоятель – иерей Михаил Макаров, псаломщик – Владимир Волков, чтец Руслан (в крещении Роман) Солопенко, выпускник Воронежской Православной Духовной семинарии, пономари Анатолий Дятлов и Игорь Солопенко.
История маленькой сельской церкви, как нельзя лучше, отражает историю нашей малой и большой Родины.
Нпк история родного края
История родного края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Человек, который не ведает историю своего народа, своего родного края, свей родословной, не знает и свое настоящее, и будущее. И поэтому неоднократно возникают вопросы: «Кто они, мои предки, где и как жили?». Вопросов больше, чем разумных ответов. Рождалось много вопросов по истории и дате образования нашей деревни. Старожилы многого сказать не могли. И те немногие воспоминания документально не были подтверждены. Люди не могут быть равнодушными к прошлому своего народа, каждому хочется заглянуть в него, узнать что-то новое.
Целью работы является изучить историю моей малой Родины. Материал был собран из воспоминаний долгожителей, музейных и архивных материалов. Я считаю, что изучение истории края, занятий, традиций и обычаев предков нужно для лучшего понимания прошлого, помогает ощутить себя маленькой частицей в истории народа. Это обязывает к тому, чтобы оставить после себя какой-то след в истории поколений, передать свой опыт и знания детям и внукам.
Изучая историю своего края, я не только узнала историю возникновения деревни, но и многое о людях которые жили здесь, и как бы заново начала понимать и саму себя, истину своего бытия, природу познания большого мира и особенно тех истоков, с каких началась и жизнь моя таковая.
Задачи работы: узнать, когда и как возникла деревня Гумерово; познакомится с прошлым и настоящим села.
Гипотеза исследования: в результате исследования пробудить интерес к изучению истории края;
Предметом исследования – история деревни Гумерово.
Методы исследования: опрос старожил, работа с архивными материалами.
ГЛАВА 1. Теоретические сведения о Кушнаренковском районе
1.1.История Кушнаренковского района
Район образован в 1930 году. До 1936 года назывался Топорнинским. В честь героя Полтавской битвы со шведами, офицером армии С.Е. Топорниным. С 1936 года переименован в Кушнаренковский в честь И.И. Кушнаренко, который в 1932-1935 годах, работал начальником политсектора Башнаркомзема [ Асфандияров А.З., 1997 ].
До этого времени она состояла из нескольких волостей, такие, как Топорнинская (Покровская), Шариповская, Бакаевская, Ток- маклинская. Данные волости в 1920-1930 годы находились в Уфимском кантоне Башкирской АССР.[ Абдуллин Ф. Г. 2000].
А история создания данных волостей уходит в далекий 1866 год, когда в Башкирии была упразднена кантонная система управления и вместо кровнородственных башкирских волостей были созданы территориальные. Тогда села нынешнего Кушнаренковского района вошли в со став выше перечисленных волостей и существовали с малыми изменениями до 1930 года. В прошлом его территорию занимали кровнородственные племена Канлы (Канглы), роды общие с казахами Большого жуза, а также другие тюркоязычные племена Каршинская и Дуванейская. После принятия подданства России в 1557 г., территория проживания выше перечисленных пле мен в конце 16 века стали называться волостями. Известно, что до 13 века племена Канглы испытали сильное влияние кипчаков. По происхождению относились к тюркоязычным племенам. Племена Канглы в 13-ом начало 14-х веках мигрировали в Приуралье, и на северные территории современного Казахстана [Греков В. Д., 1950].
Карта №1. Монгольская империя в 1260 году, где указаны места их проживания.
Рис. 1. Монгольская империя в 1260 г
Канлинцы получили жалованную грамоту на вотчинные земли от царей Ивана и Петра Алексеевичей в 1688 году.
Вот её содержание «Велено башкирцам Мрясу Сараеву с товарыщи, владеть бесспорно поместьем с вершины реки Кармасан до устья по течению левой стороны на две речки Ку- шелги Слуелги, до вершины речки Усеня по обе стороны сенных покосов на левой стороне Еланская волость, а с Еланской волости до устья речки Сарсак и до колка Бухарского, а с кол ка на Базгия прямо до вершин речки Базгия, на речку Бланку, да на речку оттуда на вершину речки Куваш, которая впадает в Кувапш, остается Ельдятская волость и что течет реке Черма-сану им, кальнинцам, на речке вершины Евбазы правой стороне и оттуда на берег горы на 100 сосен и на Ельдятский лес, с лесу на межу Унларскую правая сторона им, кальнинцам, а оттуда на речку Бирю, на межу Уфимскую прямо лес Бураев, а с лесу на Бугранды на устье реки Кармасан». [ Архивные материалы ]
Известно, что в 1780-1796 г. старшиной Канлинской волости был башкир-вотчинник Иша-ли Якупов. Во время кантонной системы управления башкирские деревни Канлинской волости по Тукбаевой (бывшей Якшеевой) тюбы распологались на территории Уфимского уезда, и они находились в составе 2-ой юрты 8-го (с 1847 г. 9-го) башкирского кантона. (прил.А, рис.1)
В 1866 году вместо кровнородственных башкирских волостей были созданы территориальные. Тогда села нынешнего Кушнаренковского района вошли в состав Топорнинской и Шариповской волостей, в 1920-1930годы находившихся в Уфимском кантоне Башкирской АССР [ Асфандияров А.З., 1997 ].
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА.
2.1. История создания и заселения деревни Гумерово.
Отказываясь от положенных по закону 1832 г. 40 десятин земли на каждую ревизскую душу мужского пола в своих деревнях, они хотели бы переселиться на другую свою вотчину — Лачинтау — по причине «недостатка в воде, которою пользуются из мелких ключей». Кроме того, у них «в окружности не имеется лесу, необходимого для пчеловодства и домашних нужд» и «луговых мест, от чего сенокошением они пользуются по степям». Однако командующий башкиро-мещерякским войском полковник Беклемишев, выяснив мотивы намерений этих башкир, объяснил Оренбургскому военному губернатору Обручеву положение вещей о том, что «место жительства канлинских башкир в деревнях Караса-Елга и Гумерово действительно бедно водою, но зато богато хлебопахотною землею, которой они через переселение должны лишиться и на новом месте иметь таковой не будут, а предполагают засевать там хлеб посредством расчистки леса. Луговых мест в дачах их переселения достаточно, как это доказывается тем, что кроме собственного пользования и отданных во владение помещику Брудинскому в 1849 г., накошено посторонними людьми более 5 тыс. копен сена; лесу у них близ деревень хотя и нет, но при нарезке им земли есть возможность оставить им участки около деревень Акуда, Пеньковой, Салутиной, Кусекеевой». И он предложил на этом основании отказать им в их просьбе. Его предложение было одобрено военным губернатором в марте 1851 г.
Затем зауряд-сотник Тойгун Кульчумов из деревни Караса-Елга 11-го (бывшего 10-го) башкирского кантона обратился с жалобой в Правительствующий Сенат на Оренбургского военного губернатора «в недозволении доверителям его переселиться на избранное ими в вотчинных своих дачах свободное место при урочище Сокольных гор (Лачинтау)». Там вопрос был решен положительно [ Архивные материалы].
6 декабря 1851 г. исправляющий должность командующего башкиро-мещерякским войском полковник граф Толстой на вопрос Оренбургского военного губернатора Перовского о справедливости мотивов переселения канлинских башкир на урочище Соколиных гор ответил положительно, подчеркнув, что «там имеются все удобства для жительства». Затем губернатор разрешил им переселиться «только в течение лета 1852 года». Но переезд канлинцев на новое место продолжалось несколько лет. Соседи канлинцев — башкиры д. Аканаево (зауряд-есаул Юмагул Сатыков) и Баишево (Фахрутдин Кулумбетов) Шамшадинской волости неудачно и несправедливо пытались претендовать на эту вотчину канлинцев.
В итоге деревня Лачинтау (тюрюшти, трушты) впервые была зафиксирована последней в России 10-й ревизией, когда взяли на учет 229 душ мужского пола башкир-вотчинников. В 1870 г. в Лачинтау было 76 дворов с 514 жителями.
В 1843году на каждого из 110 башкир было засеяно по8,5 пуда хлеба, на 46 мишарей – по 10,8 пуда. На всех жителей(394 человек) при 86 дворах приходилось 270 десятин пашни, а также лошадей-210 голов, коров-204, овец-257, коз-96голов. Имели 43 борти. Еще в начале XIX века взяты на учет мечеть и мельница [ Архивные материалы].
История села тесно переплетается с историй России. Ее жители испытали на себе трудности несения военной службы в период существования кантонной системы, участвовали в войне 1812 года. В годы усиления царского режима и покушения на религиозную свободу в Башкирии вспыхивали восстания против гнета. Не остались в стороне и жители деревни: они участвовали в восстаниях 1835 года, в ответ, когда в 1833 году был насильно крещен старший сын Абдулгафарова Кутлукалямова Аднагулова Музафар (после крещения стал Захар Антонов). Еще поводом к восстанию послужило распоряжение правительства о строительстве хлебозапасных магазинов (амбары) за счет жителей, которые затем должны были сдавать к каждой ревизской души определенное количество зерна
2.2.Деревня в 20 веке.
Революция привела к гражданской войне, события которой затронули сильно и сельчан. Знаменитый рейд Блюхера пролегал через нашу деревню, когда власть менялась в день по несколько раз, до сих пор мы находим отголоски братской войны на территории села в виде военных атрибутов. Жители села также принимали участие в первой мировой войне.
На территории нашего села первый колхоз был образован в 1930 году и получил название «13 лет Октября», руководителем которого был Галиев Абдулгаян. С возникновением колхозов начинает свое новое развитие и деревня, будут построены ферма,( прил.В, рис.3,4), школа, которая откроет свои двери в 1933 году, здание прослужит до 1967года. (прил.Г, рис.5)
Все постройки в селе, как свидетельствуют архивы, были деревянные, рубленые топором (пилы в сельском строительстве тогда использовались редко).
Рис.2. Дом начала 20 века. Фотография из школьного музея
Традиционный жилой дом. Хозяйственные постройки: дом, двор (абзар, амбар, дровяник, курятник), баня, карбазы «погреб» (для хранения овощей на зиму). Сам дом состоит из крыльца, веранды, кухни и зала. Дом раньше отапливался одной большой печью, сейчас для обогрева дома используется природный газ.
Рис.3. Убранство дома в начале ХХ века.
Домашняя утварь. Домашняя утварь: ухват, кастрюля, сковорода. Сито для просеивания муки, противни для выпечки в печи, корзины, раньше плетенные из лыка, ведра, коромысло, ушат, тарелки, чашки, ложки (деревянные, глиняные), лопата деревянная для выпечки хлеба, помяло для уборки золы из печи, утюг, керосиновая лампа, сундук, шкатулка, тустаган, дубовые катки, деревянное саке по всему дому.
Рис. 4. Предметы обихода и труда. Школьный музей.
[ Документы Горьковского сельского совета ]. Горьковский сельсовет был переименован в 2005 году в сельское поселение Горьковский сельсовет. На территории сельского поселения расположены пять деревень: с.Иликово, д.Гумерово, д.Саитово, д.Марс, д.Кызылкупер.
История села знала и подъемы развития и кризисы, она жила своей деревенской жизнью. В конце 20-го в начале 21-го века произошел очередной кризис экономики и колхоз «М.Горького» перестал существовать, перейдя на рыночные отношения, на селе появились мелкие фермерские хозяйства, но они не смогли выдержать конкуренции и разорились, сейчас огромную долю пашенных земель обрабатывает Чекмагушевский филиал ГУСП МТС «Центральная». Поля засеяны и ухожены, они выращивают неплохой урожай.
В селе две улицы и каждая имеет свою историю, улица 13 лет Октября название осталось в честь первого колхоза, улица Горная ее назвали, потому что она находится на возвышенности.
Первыми переселенцами нашей деревни были башкиры. Они дали родникам, лесам, оврагам свои названия, связанные с национальной принадлежностью («Родник башкир», «Улица башкиров», «Лес башкиров»). Родник Балхис- по имени девушки. Жила – была девушка по имени Балхис. Днем и ночью работала девушка не покладая рук. Злая мачеха заставляла ее ходить за водой к речке, которая находилась далеко от деревни. Однажды девушка вышла за деревню, остановилась и промолвила: «Забей, родник, на мое счастье». Так появился «Родник Балхис». «Улица Синяя», по улице заборы, дома были окрашены в синий цвет, и сейчас это название осталось. «Родник Камая», «Родник Гаскара» по именам людей, которые раскопали родники, ухаживали за ними. Рядом с родником росли пять берез, название родника так и осталось «Пять берез».
Вблизи деревни в оврагах были небольшие озера. При советской власти там был заложен сад. Выращивали овощи, в особенности капуста давала хороший урожай. Сейчас здесь пруд «Карамалы».
Рис.5 Пруд «Карамалы »
Выводы и заключение
Мне радостно, и я очень счастлива, что есть такая прекрасная деревня Гумерово. Я, вместе с моей учительницей, взяла данную исследовательскую работу, так как люблю свою семью и те места, которые мне очень дороги. Много интересного и нового узнала, познакомилась с жизнью и бытом нашей деревни, историей своего района.
Моя деревня Гумерово небольшая, но имеет глубокие корни и начинает свою историю с начала 18 века. История деревни неразрывно связана с историей России, являясь ее составной частью. События, которые происходили в истории, оставляли след и в судьбах жителей деревни.
Моя работа была предназначена для того, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народа, привлечь внимание одноклассников к изучению своей Малой Родины, родословной.
Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни. Но это уже будет другая страница села. Его летописи, которая не прервётся!
Абдуллин Ф. Г. Притяжение земли. К 70-летию Кушнаренковского района – Уфа: Слово, 2000.
Архивные материалы из Национального архивного фонда Республики Башкортостан.
Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана, кн.6. Уфа: Китап, 1997.
Греков В. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение, М., Наука, 1950
Документы Горьковского сельского совета.
Исследовательская работа «История моего села» (интернет – ресурс) // https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2012/04/14/issledovatelskaya-rabota-istoriya-moego-sela
Рис.1. Карта Канлинской волости
Рис.2. Сканированный лист ревизской сказки.
Рис.3. Передовики колхоза «13 лет Октября» 1936 год
Рис.4. Ферма колхоза «13 лет октября» 1955 год.
Исследовательская работа по истории родного края
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Исследовательская работа на тему:
« Из истории Тимирязевского края»
филиала МОУ ГСОШ д. Василёво
Научный руководитель: Надыбина Р.А.
учитель начальных классов
Контактный телефон: 8 920 158 96 21
Ведение (проблема, актуальность, гипотеза, цели, задачи, методы и средства реализации, вклад работы в решение избранной проблемы) 1-2
Вводная часть «Без прошлого нет настоящего». 3
Результаты анкетирования. 3
Источники информации материала. 4
История д. Тимирязево. 5-6
Первое упоминание о д. Сидоровская. 8
Посещение Ермоловой М. Н. д. Сендрюхово. 9
История происхождения названий нескольких деревень. 9
Заключение (выводы и результаты на дальнейшее использование работы) 10
Список литературы 10
Приложение (анкета,архивные фотографии) 11
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Подрастающее поколение сегодня не интересуется жизнью села, его историей. Наблюдается тенденция, что, закончив школу, многие покидают свою малую родину и не стремятся вернуться. Постепенно теряется духовная связь поколений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследуя данные о происхождении села, его истории, можно увидеть культурные и духовные ценности народа, исторические события той или иной эпохи, социально-экономические и общественно-политические аспекты жизни народа, тем самым, ощутить свою причастность к истории родного края и гордость за Отечество.
Не следует сразу ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному краю. Но если в ходе реализации исследовательской работы мы приобретём знания об истории нашей малой родины, достопримечательностях, будем знать имена тех, кто проживал и посещал наш край, начнём проявлять интерес к событиям сельской жизни и поделимся своими впечатлениями с односельчанами, одноклассниками, то можно считать, что мы осознаем свою связь с малой родиной, привлечем внимание к проблемам малых деревень.
1. Осознание своей связи с малой родиной, её прошлым, настоящим и будущим на основе исторических ценностей, привлечение внимания к малым деревням, которые находятся на грани вымирания.
1.Получить знания об истории и культуре деревень Тимирязевского округа.
2.Отразить собственную гражданскую позицию через описание исторических фактов.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы и средства:
— Информация из книг краеведческой направленности;
— Работа с интернет-ресурсами;
— Беседа с директором СДК д.Тимирязево, библиотекарем, бывшим председателем Тимирязевского, бывшим учителем Тимирязевской школы;
— Анкетирование школьников и их родителей;
— Экскурсии в малые деревни;
— Семейные архивы жителей и архив Дома культуры.
Вклад работы в решение избранной проблемы
Собранный материал о нашем крае может быть интересен не только жителям села, но и другим людям, так как является частью общей истории и культуры. История Калязинской земли неотрывно связана с судьбами других районов Тверской области и с судьбами многих великих людей.
Презентовать данную работу односельчанам на традиционном празднике, посвящённом Дню деревни (28 августа).
Разместить исследовательскую работу «Из истории Тимирязевского края» на сайте школы для широкого ознакомления с материалами.
« У каждого есть место на планете,
Которого дороже не найти,
Куда ведут дороги все на свете,
И, где в начале все твои пути…»
Свою исследовательскую работу мы начали с анкетирования среди школьников и родителей. Анкетирование показало:
Низкий уровень знаний истории города, края у школьников
Родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города
из-за высокой занятости
Количество родителей затрудняются в знании истории города, края
Количество родителей не знают и не хотят знать историю города и края
Мы пришли к выводу, что надо собрать и сохранить те моменты истории нашего края, которые ещё не забыты старшим поколением.
Об истории малых деревень очень мало материала найдёшьв книгах и интернете. Для этого мы беседовали с директором СДК Д. Тимирязево Макаровой Татьяной Владимировной и библиотекарем Куценко Валентиной Владимировной, бывшим председателем Тимирязевского Сельского совета Берёзкиной Татьяной Владимировной, бывшей учительницей Тимирязевской школы Надыбиной Верой Ивановной. Поработали с их личными архивами и фотографиями. Прочитали книги по краеведению. Работали с интернетом.
В интернете мы нашли карту Калязинского района, а в архие СДК схему близ лежащих деревень.
1 2
Надыбина В.И. – бывший учитель Тимирязевской школы.
Берёзкина Т.В. – бывший председатель сельского совета.
На территории теперь уже бывшего колхоза имени Тимирязева было 15 полнокровных деревень.
Самой большой была Софрино (ныне Тимирязево ). До революции 1917 года деревня насчитывала 75 дворов с населением 480 человек и делилась на большое и маленькое Софрино.С востока и с запада от села протекают ручьи Малая и большая Втовка. Вокруг смешанные леса: Таганово, Деревёшки, Петровня.
Тимирязевский СДК. В деревне раньше на месте СДК был сапоговаляльный завод братьев Горбуновых Алескея и Михаила.Работа на заводе была сезонная, а в сезон они нанимали на работу до 300 человек.Завод выполнял даже заказы армии.
Этолето наступило и теперь нас греет.
Тополям тепло-тепло, А вокруг светло-светло!
Мы очень любим тополя, и поверьте мне не зря.
Вы хотите удивиться, посмотреть и убедиться.
Приезжайте к нам в деревню и увидите вы сами,
Что не зря я прославляла наши чудо тополя!
Короткова Света д. Тимирязево
В 1932 году Гобунов с сыновьями бежал из деревни, а в 2011году прикопке колодца у дома Горбуновых были обнаружены 3 труппа. Сложилась такая легенда, что это мог быть сам Горбунов с сыновьями. ²
¹ «По пути времени» стр.173
² По пути времени» стр.174
Жители д. Тимирязево 1980г.
1. 2.
¹ С. Кустов « Забытые страницы истории» стр.65
² Альбом «История нашей школы» составитель Порочкина З.М. из архива СДК д.Тимирязево
3. 4.
2.
3.
¹ « По пути времени» стр. 169-171
В помещечье имение Шубинских входила и д. Сендрюхово. На берегу двух прудов, дно которых выложено булыжниками, стоял охотничий домик. Сюда приезжала отдыхать великая актриса Ермолова Мария Николаевна, имение которой находилось в д. Калабриево. Н.П. Шубинский в 1877 году стал мужем актрисы. Старожилы говорили: «Приходила барынька на пруды и обделяла нас, детишек, конфетами». ¹
1. 2.
¹ Со лов жителей Надыбиной В.И и Берёзкиной Т.Н.
³ Из архивных записей СДК
Наши деревни имеют славное прошлое и не менее интересное будущее. Будем надеяться, что и в третьем тысячелетии они сохранят свою самобытность и творческий потенциал, а его жители впишут новые яркие страницы в летопись трудовых и иных свершений. Мы верим, что интерес к истории малой родины, который зарождается в юном поколении, перерастёт в любовь к родной земле, к своему народу, к своей Родине. А значит, будущее будет светлым!
А мы поместим свою исследовательскую работу « Из истории Тимирязевского края» на сайте МОУ ГСОШ.
Будем презентовать данную работу на традиционном празднике, посвящённом Дню деревни (28 августа).
И если, хотя бы один человек заинтересуется этим, то значит мы работали не напрасно.
Список использованных источникови литературы:
Беседа с директором СДК д.Тимирязево Макаровой Т.В. и библиотекарем Куценко В.В., бывшим председателем Тимирязевского с/с.Берёзкиной Т.В., бывшим учителем Тимирязевской школы Надыбиной В.И.
Семейные архивы жителей и архив дома культуры.
Анкетирование школьников и родителей.
Книга « По пути времени» 2011-2012 /составительпоисково-исследовательский отряд « Путник».- Тверь: «СФК –офис» 2013г. Редакционная коллегия: А.Г. Кубарев, С.В. Мокрова стр. 170-176.
С.Кустов « Забытые страницы истории» стр. 65
1.Знаете ли вы историю родного села, края или испытываете затруднения?
3. Хотите ли знать историю своего города и края? Из каких источников?
1 2
3 4
5 6
7 8
9. 10
11
1.Карта Калязинского района; 2. Схема близ лежащих деревень; 3.Жители д. Тимирязево 1980 г.; 4. Первый выпуск 7 класса 1938-1939гг.; 5. Выпуск 8 класса 1962-1963гг.; 6. Последний выпуск 2006г.;
7. Житель д.Сидоровская 1957г.; 8. Жительницы д. Сидоровская1959г.; 9. Крутецкая церковь 1949г.; 10. Жители д. Тимирязево 1945г. и 1979г.