нурпеисов абдижамил биография кратко

Абдижамил Нурпеисов

Биография писателя

Нурпеисов, Абдижамил Камильевич — современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана.

Родился 22 октября 1924 года в Кызылординской области, в селе Ушкон поселка Куланды Аральского района. Участник Великой Отечественной войны, мобилизован в 18 лет, в 1942 году воевал в калмыцких степях. После окончания краткосрочных курсов политработник в миномётной роте под Луганском, позже штабистом участвовал в боях в Прибалтике на Курляндском плацдарме. В 1956 окончил Литературный институт им. М. Горького.

Печатается с 1949 года. В 1950 опубликовал автобиографический роман «Курляндия» («Долгожданный день») о фронтовой жизни. С 1958 работал над историко-революционной трилогией «Кровь и пот», охватывающей события, происходившие в приаральском регионе Казахстана во время 1-й мировой войны 1914-1918 и Гражданской войны 1918-1920.Широта социальных обобщений, тонкость психологического анализа, яркость самобытных национальных характеров сделали эту трилогию о рыбаках Арала заметным явлением не только казахской, но и всей советской литературы. Режиссёр Азербайджан Мамбетов поставил по книге спектакль «Кровь и пот» на сцене Каздрамтеатра им. Ауэзова в Алма-Ате, а также снял художественный фильм по сценарию А. Михалкова-Кончаловского.

В 2000 Нурпеисов издал роман-дилогию «Последний долг» (об экологической проблеме Арала), роман удостоен Шолоховской премии в 2003, переведён на немецкий и издан в Германии изд-вом «Дагиели Ферлаг» в серии «Казахская библиотека».

Источник

Абдижамил Нурпеисов

нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть фото нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть картинку нурпеисов абдижамил биография кратко. Картинка про нурпеисов абдижамил биография кратко. Фото нурпеисов абдижамил биография кратко

В рамках реализации государственной программы «Культурное наследие», хранилища Центрального государственного архива пополняются документальными раритетами, сохранившимися во многом, благодаря подвижнической деятельности деятелей науки, культуры и искусства, их родных и просто неравнодушных к культуре и истории людей. В свое время, но без преувеличения можно сказать, что и сегодня, творчество А.К.Нурпеисова пользуется популярностью.

В Центральном государственном архиве хранится личный архив лауреата Государственной премии СССР, народного писателя Казахстана Абдижамиля Каримовича Нурпеисова. Архивное документальное наследие по своему содержанию разнообразно и интересно. В нем представлены рукописи романов, повестей, очерков, статей, переводов и др.

В год юбилейной даты хотелось бы напомнить читателям о творческом пути и наследии писателя.

В 1942 году Абдижамил окончил среднюю школу и сразу же восемнадцатилетним юношей был призван в ряды Красной Армии.

Начав службу в резервном пехотном полку под Сталинградом, после окончания краткосрочных курсов политработников с весны 1944 года принимал участие в боях по освобождению Прибалтики

Несмотря на столь высокое признание своего литературного таланта, молодой писатель не останавливался на достигнутом. В 1950 году поступает в Литературный институт им. Горького в Москве.

Дипломной работой начинающего писателя становится роман «Курляндия», к которому он обращается во второй раз, но значительно переработал его, дав название «Долгожданный день».

После окончания института Нурпеисов всецело отдается творческой работе. С 1962-1964 гг. главный редактор журнала «Жулдыз», консультант Союза писателей Казахстана.

Вторым его крупным произведением стала историко-революционная трилогия «Кровь и пот», состоящая из книг «Сумерки», «Мытарства», «Крушение», посвященная важной эпической теме – жизни аральских рыбаков до революции. Роман был опубликован в журнале «Роман – газета», в переводе Казакова Ю.П. Впоследствии трилогия была выпущена в свет отдельной книгой издательством «Художественная литература» и получила широкое признание читательских масс не только нашей страны, но и за рубежом, так как она была переведена на французский, немецкий, испанский и другие языки.

В 1974 году роман был удостоен Государственной премии СССР. По литературному сценарию романа «Кровь и пот» был снят художественный фильм, поставлены пьесы.

Очень много творческого времени Нурпеисов А. посвятил переводческой деятельности. Ярким примером этого и большим успехом писателя является переведенные им на казахский язык произведения испанского драматурга А.Кэсона «Деревья умирают стоя», переводит также классиков русской литературы А.Чехова, М.Горького, пьесу А.В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», пьесу В.С. Розова «В день свадьбы» и мн.др.

В 1972 году выпустил книгу «Раздумье»- сборник литературных эссе.

Наверное, немаловажный интерес вызовет у исследователей творчества писателя и его эпистолярное наследие. В фонде отложились письма Нурпеисова известному русскому поэту С.Баруздину, классикам-писателям литераторам И.Есенберлину, С.Муканову и др., письма М.Ауэзова, М.Габдуллина к писателю.

Архивный фонд Нурпеисова содержит документы о его литературной, депутатской и общественной деятельности, рецензии на его работы.

Положительную оценку творчеству Нурпеисова А.К. давали в статьях и книгах критики за рубежом Луи Арагон, Лили Дени, современники: литературоведы М. Каратаев, В. Оскоцкий, писатель Г.Марков и др., которые также сохранились в его фонде.

Боевые заслуги и творческий труд Нурпеисова А.К. отмечены орденами «Красной звезды» (1945 г.), «Знак Почета» (1958 г.), «Трудового Красного Знамени» (1970 г.) и медалями. Почетный гражданин Кзыл-Ординской области, в 1994 году награжден орденом «Отан».

Источник: Центральный Государственный Архив РК

Источник

Абдижамил Нурпеисов

Биография писателя

Нурпеисов, Абдижамил Камильевич — современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана.

Родился 22 октября 1924 года в Кызылординской области, в селе Ушкон поселка Куланды Аральского района. Участник Великой Отечественной войны, мобилизован в 18 лет, в 1942 году воевал в калмыцких степях. После окончания краткосрочных курсов политработник в миномётной роте под Луганском, позже штабистом участвовал в боях в Прибалтике на Курляндском плацдарме. В 1956 окончил Литературный институт им. М. Горького.

Печатается с 1949 года. В 1950 опубликовал автобиографический роман «Курляндия» («Долгожданный день») о фронтовой жизни. С 1958 работал над историко-революционной трилогией «Кровь и пот», охватывающей события, происходившие в приаральском регионе Казахстана во время 1-й мировой войны 1914-1918 и Гражданской войны 1918-1920.Широта социальных обобщений, тонкость психологического анализа, яркость самобытных национальных характеров сделали эту трилогию о рыбаках Арала заметным явлением не только казахской, но и всей советской литературы. Режиссёр Азербайджан Мамбетов поставил по книге спектакль «Кровь и пот» на сцене Каздрамтеатра им. Ауэзова в Алма-Ате, а также снял художественный фильм по сценарию А. Михалкова-Кончаловского.

В 2000 Нурпеисов издал роман-дилогию «Последний долг» (об экологической проблеме Арала), роман удостоен Шолоховской премии в 2003, переведён на немецкий и издан в Германии изд-вом «Дагиели Ферлаг» в серии «Казахская библиотека».

Источник

Нурпеисов, Абдижамил Каримович

Абдижамил Камильевич Нурпеисов

нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть фото нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть картинку нурпеисов абдижамил биография кратко. Картинка про нурпеисов абдижамил биография кратко. Фото нурпеисов абдижамил биография кратко

нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть фото нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть картинку нурпеисов абдижамил биография кратко. Картинка про нурпеисов абдижамил биография кратко. Фото нурпеисов абдижамил биография кратко нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть фото нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть картинку нурпеисов абдижамил биография кратко. Картинка про нурпеисов абдижамил биография кратко. Фото нурпеисов абдижамил биография кратко

Абдижами́л Ками́льевич Нурпеи́сов (каз. Әбдіжәміл Кәрімұлы Нүрпейісов ; р. 1924) — известный советский казахский писатель. Народный писатель Казахской ССР (1985). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Член ВКП(б) с 1943 года.

Содержание

Биография

Участник Великой Отечественной войны, мобилизован в 18 лет, в 1942 году воевал в калмыцких степях. После окончания краткосрочных курсов политработник в миномётной роте под Луганском, позже штабистом участвовал в боях в Прибалтике на Курляндском плацдарме.

Печатается с 1949 года. В 1950 году опубликовал автобиографический роман «Курляндия» (2-я редакция под названием «Долгожданный день» 1958) о фронтовой жизни. Поступил в Казахский государственный университет, но уже через год перевёлся в Литературный институт имени М.Горького в Москве. Окончил его в 1956 году.

С 1958 года работал над историко-революционной трилогией «Кровь и пот», охватывающей события, происходившие в приаральском регионе Казахстана во время 1-й мировой войны и Гражданской войны. В 1961 вышла 1-я книга «Сумерки» (рус. пер. Ю. П. Казакова 1966), в 1964 — 2-я книга «Мытарства» (рус. пер. 1968), в 1970 — 3-я книга «Крушение» (рус. пер. 1972). Широта социальных обобщений, тонкость психологического анализа, яркость самобытных национальных характеров сделали эту трилогию о рыбаках Арала заметным явлением не только казахской, но и всей советской литературы. Удостоена Государственной премии СССР 1974 года.

Режиссёр А. М. Мамбетов поставил по книге спектакль «Кровь и пот» на сцене Каздрамтеатра им. Ауэзова в Алма-Ате (за роли Еламана и Акбалы Асанали Ашимов и Фарида Шарипова получили Государственную премию СССР 1974 года, как и автор книги), а также в 1978 году снял одноимённый художественный фильм по сценарию А. C. Михалкова-Кончаловского. Фильм взял Приз ВКФ—79 в Ашхабаде за игровой фильм на историко-революционную тему[1].

В 1963-1964 гг. Нурпеисов был главным редактором общественно-литературного журнала «Жұлдыз», депутатом Верховного Совета Казахской ССР.

За активное участие в осуществлении подготовки и издания 200 томов Всемирной библиотеки, в том числе за обстоятельное предисловие к двухтомнику Мухтара Ауэзова из этой серии, писатель был награждён Почётной Грамотой Верховного Совета РСФСР.

В 2000 году Нурпеисов издал роман-дилогию «Последний долг» (об экологической проблеме Арала), роман удостоен Шолоховской премии в 2003 году, переведён на немецкий и издан в Германии изд-вом «Dağyeli Verlag» в серии «Казахская библиотека».

Произведения Нурпеисова переведены на многие языки мира, такие, как французский, немецкий, испанский, китайский, арабский и на языки народов бывшего СССР.

Абдижамил Нурпеисов известен и как переводчик. Им переведены на казахский язык рассказы А. П. Чехова, М. Горького, пьесы А. Кассона «Деревья уми­рают стоя», Н. Хикмета «Слепой падишах» и другие.

Издания

1950 — Роман «Курляндия», 2-я редакция под названием «Долгожданный день» (1958).

1972 — Сборник статей «Раздумья» (лит. портреты Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Чингиза Айтматова).

1973 — Сборник статей «Все в нём пело» (об акыне-импровизаторе Жамбыле, премия «Литературной газеты» за 1976 год).

1979 — Книга очерков «Край голубых гор».

1987 — «Долг» (книга о земляках-рыбаках, о тяжёлой судьбе Аральского моря), Алма-Ата, «Жазушы».

1988 — Собрание сочинений в 3 томах, Москва, «Молодая гвардия».

2000 — Роман-дилогия «Последний долг» («И был день», «И была ночь»), Алматы, «Атамура» (переиздан Москва, РИК «Культура», 2002).

Литература

Награды и премии

1958 — литературная премия Казахстана имени Джамбула за роман «Курляндия».

2004 — независимая премия меценатов Казахстана Тарлан в номинации «За вклад».

Интересные факты

Осенью 2008 года в Актобе (Актюбинск) напротив областной библиотеки им. С. Баишева в сквере Абая установлена скульптурная композиция, посвящённая героям известной трилогии Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Скульптурная композиция представляет собой остров «Белоран», на котором будто на корабле находятся семеро героев книги и собака. Фигуры созданы из бронзы, остров — постамент — из натурального плитняка цвета морской волны. Высота памятника составляет около 5 метров. Это первый в Казахстане памятник литературным героям. Памятник обошёлся в 324 тысячи долларов.

— Эрик Жаумбаев – скульптор, автор памятника, председатель фонда «Өмір өзен».

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Нурпеисов, Абдижамил Каримович» в других словарях:

Нурпеисов Абдижамил Каримович — Нурпеисов, Абдижамил Каримович (р. 22 октября 1924, Аральск, Казахская ССР) современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М.… … Википедия

Нурпеисов Абдижамил Каримович — (р. 22.10.1924, о. Кугарал, ныне Кок арал Аральского района Кзыл Ординской области), казахский советский писатель. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М. Горького. Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Печатается с… … Большая советская энциклопедия

Нурпеисов Абдижамил Каримович — (р. 1924), писатель, народный писатель Казахской ССР (1985). Роман «Курляндия» (1950, 2–я ред. под назв. «Долгожданный день», 1958). Историко революционная трилогия «Кровь и пот» (1961 70; Государственная премия СССР, 1974). Книга очерков «Край… … Энциклопедический словарь

Абдижамил Каримович Нурпеисов — Нурпеисов, Абдижамил Каримович (р. 22 октября 1924, Аральск, Казахская ССР) современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М.… … Википедия

Нурпеисов, Абдижамил — Каримович (р. 22 октября 1924, Аральск, Казахская ССР) современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М. Горького. Участник… … Википедия

Абдижамил Нурпеисов — Нурпеисов, Абдижамил Каримович (р. 22 октября 1924, Аральск, Казахская ССР) современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М.… … Википедия

Нурпеисов А. — Нурпеисов, Абдижамил Каримович (р. 22 октября 1924, Аральск, Казахская ССР) современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М.… … Википедия

Нурпеисов А. К. — Нурпеисов, Абдижамил Каримович (р. 22 октября 1924, Аральск, Казахская ССР) современный советский и затем казахский писатель, член Союза писателей СССР и Союза писателей Казахстана. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М.… … Википедия

Нурпеисов — Абдижамил Каримович (р. 22.10.1924, о. Кугарал, ныне Кок арал Аральского района Кзыл Ординской области), казахский советский писатель. Член КПСС с 1944. В 1956 окончил Литературный институт им. М. Горького. Участник Великой Отечественной… … Большая советская энциклопедия

Источник

Большой писатель и оригинальный мужик: несколько интересных историй из жизни Абдижамила НУРПЕИСОВА накануне его 95-летия.

Как простому аульному парню, чей первый “роман” состоял из 12 страничек рукописного текста, удалось за несколько лет покорить Алматы и Москву? И почему его лица не видно в фильме “Кутузов”, где он снимался? Несколько интересных историй из жизни Абдижамила НУРПЕИСОВА накануне его 95-летия.

Его малая родина

Абдижамил Нурпеисов родился на берегу Арала, у подножия горы Бел-Аран. В фильме “Великое безумие пчел”, который режиссер-документалист Александр ГОЛОВИНСКИЙ посвятил ему, писатель, вспоминая об опустынивании родной земли, говорит:

– Мы здесь с покойным Тахави Ахтановым плавали на пароходе по Аралу, а спустившись через месяц с корабля на материк, побывали в колхозе Жанажол.

Однажды в дом, где остановились, прибежал, размахивая газетой, аульный почтальон. Глупо улыбаясь, показал нам заметку, где говорилось, что через 20 лет Арал усохнет.

“И тогда освободится столько плодородной земли, – восторженно писал журналист, – и мы посеем хлопок, построим агрогорода”. “Какой бред, – подумал я. – Но, увы, недалекий писака оказался прав: оказывается, море можно при современной технике и плюс бездушии человека высушить за четверть века”.

Его путь в литературу начинался с “Войны и мира” Льва Толстого.

В 1942 году Абдижамил Нурпеисов ушел на войну. В начале апреля следующего года 18-летний лейтенант попал на Южный фронт. Придя в штаб, который находился в Новочеркасске, он познакомился с капитаном, который также ожидал назначения. Вместе они сняли комнату у одинокой женщины.

– В этом доме была одна-единственная книга – первый том “Войны и мира”, – вспоминал писатель позже. – Взяв ее в руки после завтрака, капитан ложился на кровать, через несколько минут книга шлепалась на пол. На третий день, не успев прочитать и строчки, капитан резко оторвал голову от подушки, сморщился от злости и швырнул ее в противоположный угол. После этого он к ней не прикасался, зато “Войну и мир” начал читать я. Голова шла кругом! И так плохо знаю русский язык, а тут еще цитаты на французском. Но теперь, когда с того дня прошло уже много-много лет, я думаю, что та властная тяга к литературе начиналась с мощи этой книги.

Демобилизовавшийся из армии в 1946 году, лейтенант Нурпеисов прямиком поехал в Алма-Ату, чтобы попасть в Союз писателей. В рюкзаке лежала 12-листовая тетрадка, исписанная мелким бисерным почерком. Начало, как казалось ему, будущего романа.

– Читая всё без разбору – стихи ли это, статьи, повести, романы ли, я с малых лет боготворил всех писателей. Но, попав в святое для меня здание, оробел и, бочком зайдя в кабинет, где, склонившись над столом, сидел председатель Союза Сабит Муканов (писатель увлеченно работал), весь сжался и юркнул в угол. Но он краем глаза успел заметить меня и, обернувшись, спросил: “Вы к кому?” – “К вам”. “Почему тогда прячешься?” – перешел он на “ты”.

Протянув ему тетрадку, сказал, что принес роман. “Я сейчас очень занят подготовкой доклада. Не обидишься, если отправлю тебя к главному редактору “Литературного фронта” (современный журнал “Жулдыз”. – Ред.) товарищу Мустафину?”. Как и за что травили казахских писателей в советские годы

Он написал записку, и уже через час я был дома у Габидена Мустафина. “Что это?” – спросил писатель, когда я вслух прочитал содержимое своей тетрадки. “Роман” – “Но роман – это большая вещь, а у тебя всего 12 страниц”. И тут я задал глупейший вопрос: “Агай, а как пишутся романы?”. Писатель улыбнулся: “У тебя уже похоже на роман. Мы все именно так и начинали их писать”.

Пройдет несколько месяцев, и 22-летний прозаик Нурпеисов в Союзе писателей Казахстана прочитает старшим товарищам по перу роман “Курляндия”.

Из казахского аула – в Москву и Париж

А вот как он приступал к роману “Кровь и пот”. Вернувшись летом 1947 года в родные края, 23-летний офицер Абдижамил Нурпеисов застал дома в нужде и горе мачеху и сестренку, отец и два брата погибли на фронте. Через несколько дней он поехал в районный центр. Вечером того же дня, как только добрался до Аральска, вывел на клочке бумаги: “Кровь и пот”.

– Когда “Кровь и пот” печаталась в журнале “Дружба народов”, я как раз в ту пору работал там, – вспоминает российский критик Лев АННИНСКИЙ – один из героев фильма Александра Головинского “Безумие пчел”. – Я отлично знал, какого масштаба эта вещь, и когда размышлял над прозой Нурпеисова, то воспринимал ее так: боль казахов похожа на нашу русскую боль. И они, как и мы, пережили этот страшный век: были ввязаны сначала в Гражданскую, а потом в Великую Отечественную войну.

Роман “Кровь и пот” стал для меня воротами в казахскую реальность и казахскую душу.

Эти ворота ведут в евразийское вселенское пространство, где все мы обречены жить. Живя здесь, мы поневоле или по воле, как говорил Достоевский, становимся всеотзывчивыми всечеловеками.

– В течение многих десятилетий разрабатывая тему слома старой системы и рождения новой, советские писатели пользовались двумя красками: всё, что было связано с белыми, было черным, всё, что с красными, – светлое, – сказал азербайджанский писатель Чингиз ГУСЕЙНОВ. – В романах “Тихий Дон” (самое яркое антисоциалистическое произведение, с моей точки зрения) и “Кровь и пот” это было нарушено.

В двух центральных образах трилогии Нурпеисова – Еламана и Танирбергена – была показана трагическая судьба всего казахского народа.

К слову: в Москву литературные дороги Абдижамила Нурпеисова привели в конце 40-х годов, когда он стал студентом Литературного института, а жизненные дороги в этот город начинались гораздо раньше. В 1943 году 19-летний лейтенант Нурпеисов был определен в учебный артиллерийский полк, базировавшийся в подмосковном поселке Качино. Как-то утром его вместе с товарищами по оружию подняли не на учения, а посадили в грузовик и повезли на Поклонную гору. Здесь тогда снимались сцены отступления наполеоновской армии из Москвы для фильма “Кутузов” Владимира Петрова. Молодых солдат и офицеров привезли сниматься в массовке.

Нурпеисова в кадре не видно (режиссер, видимо, решил, что на француза он похож мало), но этот эпизод остался в памяти, чтобы затем украсить куда более серьезные события из жизни уже не офицера, а писателя.

Французский стал первым иностранным языком, на котором заговорили герои Нурпеисова. Юрий Казаков уже заканчивал переводить “Кровь и пот” на русский с подстрочника, она уже публиковалась в “Дружбе народов”, когда он прислал в Алма-Ату письмо: “Во Франции есть переводчица. Она мои рассказы переводит, и ей очень понравился роман “Кровь и пот”, хочет его переводить. Если найдет в Париже издателя, который заинтересуется романом о казахах, тогда дело в шляпе”.

Как известно, переводчица нашла не какого-нибудь третьестепенного издателя, а самого Антуана Галимара, директора старейшего издательского дома Gallimard. Так начиналось знакомство Абдижамила Нурпеисова с Лили Дени – самой знаменитой во Франции переводчицей с русского.

Комплимент от Нурпеисова

Народный артист СССР Асанали АШИМОВ благодаря Абдижамилу Нурпеисову был удостоен Госпремии СССР.

– Признание зрителя принесла мне роль поэта Асана в драме Калтая Мухамеджанова “На чужбине”, – рассказывает актер. – Спектакль поставил Михаил Михайлович Новожихин, актер Малого театра, ректор Щепкинского училища. Это был настоящий успех!

Абдижамил Нурпеисов, от которого дождаться похвалы – все равно что зимой просить у скупого снега, написал в своей рецензии: “Игра Ашимова – чудо. Он не только душой, но и каждой своей мышцей прочувствовал тоскующего на чужбине поэта”.

В мамбетовском спектакле “Кровь и пот” мою трактовку роли Еламана он тоже одобрил. Работа над этим спектаклем была интересной изначально. Инсценировку романа мы, актеры, писали сами. Азербайжан Мамбетов для этого запирал нас в своем кабинете.

Вначале я не понимал и где-то даже презирал своего героя. “Как его можно считать мужчиной, коль от него ушла жена?” – думал я. А ведь любая роль проходит через сердце актера, он должен до конца уяснить мотивы поступков персонажа. Войти в образ помогло более близкое знакомство с автором романа “Кровь и пот”.

В какой-то момент до меня дошло: а ведь Нурпеисов списывал своего героя с себя! Ни для кого не секрет, что у этого большого писателя и неординарного мужчины суровый характер. Думаю, его жене не очень-то легко рядом с ним.

Чтобы сыграть стихийного революционера Еламана, я даже отобрал часть монолога у мырзы Танирбергена – своего антипода и соперника. То презрение, с каким этот степной аристократ рассуждает о своем народе, в устах моего героя приобрело совсем другой смысл. Не презрение, а боль за поруганных людей, сострадание и горечь: сколько же можно безропотно терпеть, быть пылью под чужим сапогом? Асанали АШИМОВ: О культуре и халтуре

На одной из репетиций я так вошел в роль, что на замечание режиссера ответил громким матом. Но это был не актер Ашимов, а рыбак Еламан. Мамбетов привык, что “привилегией” нещадно поносить актеров обладает только он, а тут обложили его! Он некоторое время стоял неподвижно, с открытым ртом, а потом зааплодировал: “Браво!”. Он понял… А после премьеры один из зрителей сказал мне: “Ойпырмай! Я думал, вы спуститесь в зал и ударите меня”. Я действительно так входил в роль, что однажды, когда машинист сцены повернул рычаг не в ту сторону и мне сильно поранило ногу, доиграл до конца, не замечая боли. Выйти на финальный поклон уже не было сил. Когда за кулисами снял ботинки, носки были набухшими от крови.

За этот спектакль режиссер и группа актеров – я, Идрис Ногайбаев и Фарида Шарипова – получили Госпремию СССР.

…Свое отношение к Абдижамилу Нурпеисову я бы назвал высоким.

Правдивый человек, большой писатель и оригинальный мужик, он достоин этого. Скажу больше – он личность века. И то, что мы своему казахскому Льву Толстому не можем воздать так, как, например, современные россияне Василию Шукшину, – это позор наш и наша беда.

Мне обидно и больно, что его гениальный роман “Кровь и пот” получил меньше внимания широкой читательской аудитории и кинорежиссеров, чем он того, безусловно, заслуживает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть фото нурпеисов абдижамил биография кратко. Смотреть картинку нурпеисов абдижамил биография кратко. Картинка про нурпеисов абдижамил биография кратко. Фото нурпеисов абдижамил биография кратко