о конт выделял стадии в истории человечества

Конт о стадиях развития истории человечества.

Учение о стадиях относится к социальной динамике как части социологии. Соответственно представлению о решающей роли развития цивилизации или культуры в развертывании других форм социальной активности Конт и в целостной истории человечества в качестве главной движущей силы выделяет — с целью последующего разделения истории на три главные стадии — развитие человеческого духа, «развертывание человеческой интеллигенции», смену форм познавательной деятельности. Поэтому три формы человеческой истории вычленяются соответственно «всеобщим системам» мышления, духа, философии. Они охарактеризованы так: 1) теологическая, или фиктивная, 2) метафизическая, или абстрактная, и 3) научная, или позитивная, системы.

На первой стадии человеческий дух, согласно Конту, стремится познать «внутреннюю природу сущего», но не в силах этого сделать, почему изобретает «сверхприродные» силы и придает им характер действительных. На метафизической стадии (а она есть своего рода модификация первой стадии) опять-таки изобретаются сверхприродные сущности, но теперь им придается чисто абстрактный характер. Абстрактные сущности в свою очередь интерпретируются как нечто реальное и самостоятельное, причем любому феномену считается необходимым поставить в соответствие метафизическую сущность. «Позитивная философия» есть «истинно всеобщая система», в рамках которой можно объяснить феномены природы. Она понуждает нас принять к сведению, что все феномены природы подчиняются природным законам и что законы эти носят неизменный характер. «Позитивная философия делает ясным: цель научных устремлений в том и состоит, чтобы открыть такие законы, сделать их точными и по возможности свести к немногим основным законам».

Конт полагает, что наука и культура человечества (в его время) уже вступили на путь позитивной науки. Но достижение человечеством третьей стадии еще остается делом будущего. Предстоит многое сделать, чтобы создать новый тип ученого и человека духа, нацеленного на «позитивную» науку. Позитивную науку и ее внедрение в человеческое знание, воздействие на человеческую жизнь Конт считает мерилом прогресса человеческого духа. Прогресс же состоит в том, что дух постепенно освобождается от фикций, абстракций, спекуляций, приближается к освоению огромного массива фактических, опытных данных (чему служит разделение труда в науке, обстоятельство для человеческого духа по преимуществу благоприятное). В результате же наблюдения, восприятия, представления, эксперименты становятся все более рациональными. Поэтому упрощенное представление о «позитивной науке» Конта как господстве эмпирического естествознания не соответствует сути его учения. Как раз «научные всеобщности» он считает главными и в науке, и в прогрессе человеческого духа, и в процессе воспитания. Более того, постулируется глубокое воздействие позитивной науки на реорганизацию общества.

«Позитивная философия должна вести к преодолению состояния интеллектуальной анархии, так характерного для современного общества. Первым и основополагающим условием аутентичной организации является формулирование ряда максим, которые должны быть с согласием и пониманием восприняты теми, кто занимается интеллектуальной деятельностью»». Этот процесс Конт уподоблял «всеобщей революции человеческого мышления». Конт верил в позитивную науку как главный фактор общественного прогресса. «Давайте, не ввязываясь в ненужные дебаты, поставим позитивную философию в такое положение, чтобы она взяла на себя активную роль. Давайте же, завершая начатую Бэконом, Декартом и Галилеем гигантскую духовную работу, создадим систему всеобщих идей, которая в определенное время окажется для человеческого рода столь значимой, что революционный кризис, который ожидает цивилизованные народы, будет преодолен».

Источник

2.2.5 Формационная концепция трех стадий О. Конта

2.2.5 Формационная концепция трех стадий О. Конта

Теория О. Конта (1798–1857), одного из основоположников позитивизма, исходит из того положения, что подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук и не нуждается в философии как исследования мировоззренческих проблем. В своем существовании трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), он отразил определяющий характер развития общества и его культуры. О. Конт, изучив весь ход развития человеческой мысли, сделал вывод, что есть закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три теоретические стадии.

Теологической стадии (с древности до 1300 г.) характерен необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления, согласно которому все явления объясняются на основе религиозных представлений, объясняющие все, что является аномальным и невозможным. Идеология, которая присуща в этой стадии, объясняет, что мировоззрению людей характерно одновременно светское и религиозное, а жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

Метафизическая стадия (1300–1800 гг.) (абстрактная) наступает тогда, когда теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, – «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. п. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия по Канту включает исторические этапы Реформации, Просвещения и Революций.

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Рис. 93. Позитивистское изучение общества и культуры.

На научной стадии (XIX в.) (положительная) главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучать законы функционирования социальных систем. На основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество, разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений анализа. В обществе должна установиться власть социократов. Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих, в среде которых должна будет господствовать строгая иерархия. Для фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, собственность будет обязанностью, а не правом. Духовно-идеологическими проблемами этого общества должны заниматься философы-позитивисты и учёные, политической властью банкиры, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и саморегулироваться, представляя жёсткую, замкнутую, саморегулирующуюся систему, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Общество, по Конту, представляет органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Такая органическая система, порождённая необходимостью в поддержании общего порядка, имеет основой семью, представляет собой «истинное единство», в отличие от самого общества. Конт, выдвигая теорию исторического социального развития, базирующуюся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; выдвигает в качестве законов развития общества – законы прогресса, смены эволюционных стадий. На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. Человек рассматривался им только в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи у Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Рассказы трех юношей

Рассказы трех юношей Рассказывают, что любил шах Аббас в одеянии дервиша ходить вечерами по своей столице. И вот однажды, когда шах Аббас гулял переодетым, на окраине города он заметил костер и захотел узнать, что за люди сидят у костра. Подойдя поближе, он увидел трех

СКАЗКА о трех королевичах

СКАЗКА о трех королевичах В некотором царстве, в некотором государстве был король, а у этого короля было три сына: первый назывался Василий королевич, другой Феодор королевич, а третий Иван королевич. И как уже все три королевича были в совершенном возрасте, а отец их был в

ПРО ТРЕХ СЫНОВЕЙ

ПРО ТРЕХ СЫНОВЕЙ В некотором селе, далеко за синим морем, жили-были три брата: два умных, а третий дурак, а у них был отец. Захотел большой брат поискать счастья, выпрошал у отца сто рублей и пошел путем дорожкой. И попадается ему навстречу старичок, и спрашивает у его: куда,

Часть первая ПРО ТРЕХ КИТОВ

Часть первая ПРО ТРЕХ КИТОВ

Рождение трех дочерей

Рождение трех дочерей Напряженно ожидая рождения наследника, однажды утром правитель узнал, что у него родилась дочь. Ее назвали Мяо Цин. Прошел год, и родилась еще одна дочь; ее назвали Мяо Инь. Когда на исходе третьего года появилась третья дочь, то правитель, глубоко

Симфония в трех частях

Симфония в трех частях Симфония в трех частях, (1945)Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 3 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, ударные, рояль, арфа, струнные.История созданияНебольшая по размерам Симфония в

29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями

29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого

2.2.7. Формационная концепция прогресса К. Маркса

2.2.7. Формационная концепция прогресса К. Маркса Первая целостная «формационная» концепция прогрессивного развития человечества была разработана К. Марксом, который доказывал в своих экономико-философских произведениях, что главным критерием деления истории

2.2.10. «Формационная» типология культуры экзистенциалистов

2.2.10. «Формационная» типология культуры экзистенциалистов Классики экзистенциализма в истории мировой культуры считают важной идею общечеловеческого единства культуры, которое по-разному выступает сквозь «шифры» национально-исторических вариантов ее развития. Свой

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены

7. Снятие Трёх Покровов

7. Снятие Трёх Покровов 1. Демиургическая Магия, творя иллюзию Космоса (санскр. Махамайя), создаёт Три Космические Завесы, или Три Покрова, скрывающие Истинную Природу всего сущего — Изначальный Хаос, или Великую Навь.2. Три Покрова — это Космическое Тремирье: Явь — Навь —

Ещё о трёх уровнях Религиозной практики[196]

Ещё о трёх уровнях Религиозной практики[196] 1. Для людей, в которых преобладает животное, или «скотье», начало (пашу [в Тантре], гилик или соматик [в Гностицизме]), Религия является не более чем средством, обеспечивающим физическое сплочение и выживание народа или некоторой

Источник

Огюст Конт – основные идеи. Позитивистская философия Конта

Огюст Конт – это известный французский философ, социолог, основатель школы философского позитивизма. Огромный вклад в развитие философии и социологии того времени внёс Огюст Конт. Основные идеи его заключались в разработке позитивизма.

Он был первым, кто ввёл термин «социология» в научный оборот. По его мнению, социология, как и другие науки, занимается изучением наблюдаемых социальных явлений. Его идеями о позитивизме пользуются до сих пор учёные и мыслители всего мира.

Огюст Конт – краткая биография социолога и философа

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Огюст Конт родился в небогатой семье в Монпелье на юго-востоке Франции. Его отец был сборщиком подати.

Своё обучение будущий философ начал в лицее, где отличился прекрасным трудолюбием. Особенно замечательно Конт проявил свои способности в математике. В дальнейшем он поступил в политехническую школу и удивил своих учителей и сверстников рвением к учёбе и талантом. Но там он не доучился.

Затем Конт жил в Париже, преподавал на полставки математику. В более зрелом возрасте Огюст стал печататься со своими первыми статьями в газетах.

В юности Огюст Конт был религиозен. Но в скором будущем философ начал отрицать эти идеи. В те годы Конт преподавал астрономию, так как испытывал сильную тягу к этой науки на протяжении долгих лет.

В тоже самое время философ работал над своим проектом «Курс позитивной философии». Во время усиленного труда он даже отказался от чтения посторонней литературы, не читал газет и журналов. Он не хотел «загрязнять» своё сознание ненужными вещами, желая сохранить мысли чистыми и не разбавленными чужими идеями.

Конт был убеждён в необходимости реформирования науки, и его планы реформ также распространялись на общественные отношения и религию. Его основной работой был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842).

В 1817 г. он стал секретарём Клода Анри Сен-Симона, с которым работал до 1824 г. Он уже включил очерк позитивной философии в статью 1822 г., озаглавленную как «План научных исследований, необходимых для реорганизации общества».

Конт во время работы развивал себя духовно, читал литературу с эстетическим и даже театральным уклоном, узнавал много нового о культуре и её принципах. Конт стал репетитором, потом экзаменатором, считался уважаемым, известным научным деятелем и философом.

После того, как учёный закончил книгу всей своей жизни, посвящённую позитивизму. Он сосредоточил всё свое внимание на религиозно-политических вопросах и начал активно заниматься благотворительностью.

Он быстро впал в бедность, которую изо всех сил пытался преодолеть. Несмотря на то, что он был человеком выдающихся способностей, его так и не приняли на академическую должность.

Но окружение Конта не поддерживало его идеи. Правительство не выделяло средств для поддержание его исследовательской деятельности, его работ, не разделяло его убеждения. Но учёный боролся до последнего для признания. В конце концов справедливость восторжествовала.

Он умер в Париже 5 сентября 1857 г от рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Основные этапы философии Конта

Этапы философской эволюции Конта отмечены тремя основными его работами.

Первый период (1820-1826) – период написания следующих небольших произведений: «Общая оценка элементов современности в прошлом» (1820); «План научных работ, необходимых для переустройства общества» (1822); «Философские размышления о науках и учёных» (ноябрь-декабрь 1825 г.) и др.

Второй этап состоит из лекций «Курс позитивной философии» (издавались отдельными томами с 1830 по 1842 годы).

Третий этап отражён в «Системе позитивной политики» или «Социологическом трактате об основах религии человечества» (опубликованном с 1851 по 1854 год).

Основные этапы развития сознания по Огюсту Конту (3 способа мышления)

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Огюст Конт занимался проблемой эволюции знания. Его учение основывалось на исследовании трёх способов мышления:

Конт сформулировал закон трёх стадий исторического развития. Согласно закону трёх стадий, человеческий разум проходит эти фазы последовательно. Он утверждал, что научная («позитивная») фаза является высшей стадией этой эволюции.

Теологическая стадия по Конту (теологический способ мышления)

На этой стадии мышление рассматривается как управляемый процесс. Природные явления объясняются сверхъестественными причинами. Знания возникают спонтанно и не имеют доказательств. Люди рассматривают предметы как одушевлённые, разумные и живые. Далее они рассматриваются как невидимые существа. При объяснении явлений люди ссылаются на сверхъестественные силы, божественные существа.

В конце концов все эти мысли поглощаются в единую субстанцию и сливаются в представление единого Бога. Этот Бог создал мир и управляет им по средствам собственных сил и при помощи своих «подчинённых». Этот этап характеризуется преобладанием духовенства и военных.

Метафизическая стадия по Конту (метафизический способ мышления)

На данной стадии мир объясняется метафизическими понятиями, главным считается вопрос природы. Люди объясняют явления с помощью абстрактных понятий и рациональных рассуждений (чаще всего оторванных от реальности). То есть важно то, что и как управляет природой.

Философ утверждает, что природными явлениями управляет не Бог, а сила природы. Человек начинает считать, что в окружающей среде всё ещё витает дух божества, но это уже что-то иное, некое, неопознанное. На этой стадии преобладают абстракции или умозрительные сущности. Они принимаются за реальность. Традиционные верования заменяются «отрицательной» философией.

Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)

Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.

Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.

Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.

Позитивистская философия Конта

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Конт обозначил основы позитивистской философии (он был создателем концепции позитивизма). Согласно Конту, основное предназначение философии – это точное и объективное знание, которое описывает реальные объекты. Философия Огюста Конта положительна, потому что:

По мнению Конта, позитивный философ – это тот, кто понял, что естественные науки создали наиболее совершенную модель научного исследования, используя только чисто фактическое исследование без туманных спекуляций. Положительный философ избегает абстрактных и «безупречных» творений и заменяет их конкретными и относительными.

Конта вдохновляли в первую очередь учёные-натуралисты: Бэкон, Декарт, Галилей, отчасти Ньютон и Дэвид Юм. Он также был обязан некоторыми идеями философу французского Просвещения Жану Д’Аламберу.

В то время были широко распространены планы социальных реформ. Конт дружил с представителем так называемого утопического социализма – Клод-Анри де Сен-Симоном. Возможно, от него Конт перенял многие социальные идеи.

Конт определил сферу применения позитивной философии, ограничив её фактически существующими объектами, о которых можно получить определённое и точное знание, то есть внешними фактами о физических объектах. Следовательно, метафизика не может быть предметом достоверного знания.

Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.

Абстрактные науки по Конту (теория абстрактных наук)

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Конт создал одну из первых научных теорий. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками.

Конт придумал в 1838 г. название «социология», чтобы отличать её от термина «социальная физика», используемую его интеллектуальными соперниками.

Он также изложил свою программу – исследования с использованием естественных, эмпирических и исторических методов человеческих обществ, их порядка и условий развития.

Все науки организованы в соответствии с уменьшающимся объёмом исследований, от астрономии до социологии, что сопровождается увеличением сложности изучаемых явлений. Последующие менее общие учения появились позже исторически и позже достигли эмпирической стадии, пройдя сначала через теологическую и метафизическую фазы.

В системе Конта позитивная наука была лишь частью идеальной социальной системы, которую он постулировал. Идеальной целью общества было совершенствование человеческой натуры. Однако его постулаты в этом отношении оказались необычными и отклонялись от его предположений относительно объективности:

Конт считал христианство реликвией, но тем не менее считал его ценным. По его словам, религия – это сочетание авторитета и моральных норм, которые направляют человека на путь послушания. Именно поэтому он считал религию отличным инструментом дисциплинирования общества.

Философия позитивизма Огюста Конта: основное влияние в истории философии

Философия Конта состоит из двух частей:

Первая часть имела широкий резонанс во Франции благодаря Эмилю Литтре, одному из величайших французских учёных, который отверг более поздние работы Конта, но с энтузиазмом воспринял идеи, содержащиеся в более ранних работах. В Англии его философия вдохновила Джона Стюарта Милля.

Вторая часть повлияла на его последователей, сосредоточенных вокруг Пьера Лаффита. Позитивистская философия, проповедовавшая учение Конта, распространилась во многих странах мира.

Источник

1842 год: Огюст Конт формулирует «Закон трёх стадий» о развитии научных представлений

Данная статья относится к Категории: Построение научных теорий

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Огюст Конт выпускает последний, шестой том Курс позитивной философии / Cours de philosophie positive, начатый им ещё в 1830 году.

1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).

Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума […] от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную.

Вот как это проявляется в познании:

«Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.

о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть фото о конт выделял стадии в истории человечества. Смотреть картинку о конт выделял стадии в истории человечества. Картинка про о конт выделял стадии в истории человечества. Фото о конт выделял стадии в истории человечества

Позитивная философия как особая дисциплина предназначена для роли некоторого общего вводного курса, с которым должны иметь возможность ознакомиться все учёные, независимо от избранной ими специальности. Такой порядок освоения знаний, по мнению Конта, является неизбежным следствием углубляющегося разделения труда и позволяет избежать негативных последствий этого процесса.

Французский мыслитель не раз отмечал, что формирование позитивной философии ещё не завершено».

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 257-259.

Изображения в статье

Огюст Конт — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки / Open Licence

Image by intographics from Pixabay

Чтобы он сказал, если бы дожил до становления современной науки, основанной уже не столько на опыте как таковом, сколько на систематическом анализе неисчислимого множества опытов?

Кажется, это ничем не отличается от третьей стадии по Конту, только сложностью опыта, но я попробую все же сформулировать, на мой скромный взгляд, отличия.

Как выглядел опыт в классической науке? Разложил Гершель солнечный свет призмой, поставил термометр чуть дальше красной полосы — тот показал нагрев. «Ага, — сказал Гершель, — значит, за видимым светом есть некий другой свет, переносящий тепло». Один корректно поставленный опыт четко и недвусмысленно приводит к новому научному факту. То есть, речь не об учебной лабораторной работе, а об опыте на тогдашнем переднем краю познания. И вот настолько все просто. То есть, конечно, требовалась сложная точная техника, сложные математические методы, но структура простая: опыт показал результат, из него сделан однозначный вывод.

И что такое эксперимент сегодня.

Выходит современный коллега Гершеля к публике и говорит: мы тут с коллегами померили частоту вращения пульсара, оказалось, она аномально снижается. Причём, это снижение таково, что напрямую его зафиксировать невозможно — не хватит чувствительности лучших хронометров мира. Пожтому мы сделали анализ погрешностей и установили интервал, в который темп замедления укладывается с вероятностью 99,9%. Мы смоделировали на суперкомпьютере десятки известных нам процессов, которые могли бы приводить к такому замедлению частоты вращения пульсара, и наилучшим из возможных объяснений считаем вариант, в котором энергия тратится на испускание гравитационных волн определённого профиля. Затем мы проанализировали профиль полученной волны с помощью основанных на общей теории относительности моделей распределения гравитационного потенциала на поверхности пульсара и таким образом пришли к выводу, что поверхность эта неровная и имеет перепад высот порядка нескольких сантиметров или десятков сантиметров.

Если что, я не с головы это выдумал — реальное исследование, о котором я читал где-то с месяц назад.

И вроде бы в обоих случаях — и у этих астрофизиков, и у Гершеля — в основе опыт, но какой! У Гершеля его открытие напрямую следовало из единственного опыта. Вот просто напрямую: есть нагрев, значит, есть нагревающая энергия. А здесь мы видим, как путь от наблюдаемого факта ( аномалии тайминга пульсара на грани чувствительности прибора) до научного вывода ( неровности рельефа пульсара) проходит огромное количество стадий, на каждой из которых из десятков возможных объяснений делается вывод в пользу того, которое, исходя из всего предшествующего опыта, кажется более вероятным ( но не абсолютно достоверным!)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *