образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

Возникновение государства Киевская Русь. Норманнская теория

образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

Согласно летописям, в 862 году сразу несколько племен – ильменьские словене, чудь, кривич – призвали троих братьев-варяг Рюрика, Трувора и Синеуса княжить в Новгороде. Это событие получило название «призвание варягов». Согласно мнению историков, призвание произошло потому, что племена, жившие на территории будущей Руси постоянно одолевали междоусобные войны, и они никак не могли решить, кому стоит править. И только с приходов трех братьев междоусобицы прекратились и русские земли стали постепенно объединяться, а племена превращались в подобие государства.

До призвания варяг на русских землях жили многочисленные разрозненные племена, которые не имели собственного государства и системы управления. С приходом братьев племена стали объединяться под властью Рюрика, который вместе с собой привел и весь свой род. Именно Рюрик стал основателем будущей княжеской династии, которой суждено было ни один век править на Руси.

Несмотря на то, что первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет. Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 году при князе Олеге город Киев стал столицей нового государства – Киевской Руси.

В 944 году во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 году княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка – дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 году новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 году князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления, в 963 году Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества – государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодализму и феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-первая половина 12 века). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и Киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.

Начиная со второй половины 12 века и до середины 13 на Руси правили следующие представители Рюриковичей – Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. В этот период, хоть и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13 века и до конца 14 века Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья ни раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 году удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Столица была перенесена в Москву во время правления Ивана Калиты, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2 окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3, Василия 3 и Ивана Грозного началось становление нового централизованного государства с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном и вскоре на Руси наступило «Смутное время», когда было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

4. Расцвет и упадок Древнерусского государства. Период феодальной раздробленности.

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.

Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство Русской земли.

Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.

В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

Кровавые распри усугублялись непрерывными набегами половцев, которые умело использовали разобщенность русских князей. Иные князья брали половцев в союзники и приводили их на Русь.

В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.

Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. Он стал поворотным, так как произошел перелом в распределении земельной собственности на Руси.

Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половцев, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132). Однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества.

Наиболее крупными государственными образованиями были:

Киевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);

Владимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров Переяславль-Залесский, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);

Черниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);

Галицко-Волынское княжество (находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);

Полоцко-Минская земля (имела выгодное расположение на перекрестке торговых путей).

Источник

Норманская теория

образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

Концепция в исторической науке, согласно которой варяги (русь), призванные около 862 г. коалицией словен ильменских, кривичей, чуди и мери на княжение и давшие начало древнерусской княжеской династии (династии Рюриковичей), были скандинавами (норманнами). Этот тезис часто дополнялся тезисом о значительности роли скандинавов в истории Древнерусского государства. А в конце XVIII XIX вв. он подчас сопровождался и утверждением о неспособности восточных славян к государственному строительству и о создании восточнославянской (будущей русской) государственности скандинавами.

Начиная с ХХ в. взгляды сторонников этой концепции именуют норманизмом (а их сторонников – норманистами), взгляды же её противников – антинорманизмом (а их сторонников – антинорманистами).

В основу норманнской теории лёг рассказ о «призвании варягов», помещённый в «Повести временных лет» (начало XII в.) под 862 г. Как явствует из него, термин «варяги» был собирательным названием германских, преимущественно скандинавских этносов. Согласно «Повести», коалиция восточнославянских и угро-финских племенных союзов – словене (ильменские), кривичи, чудь и весь, – озабоченная тем, что в их землях «наряда нет», обратилась к варяжскому племени «русь» со словами «Придите княжить и владеть нами». Откликнувшиеся на призыв братья Рюрик, Синеус и Трувор вокняжились, соответственно, в Новгороде, Белоозере и Изборске, причём в 864 г. владения умерших Синеуса и Трувора перешли к Рюрику. Государство, возглавленное в итоге представителем «руси» Рюриком, получило название Русской земли («и от тех варяг прозвалась Русская земля»). Около 882 г., в результате захвата преемником Рюрика Олегом Вещим Киева, оно превратилось в большое государство, именуемое в науке Древнерусским. По меньшей мере, с 930-х гг. (согласно «Повести временных лет» – с 912 г.) в нем правили князья, которые, согласно «Повести временных лет», были потомками Рюрика (династия Рюриковичей).

Научное оформление норманская теория впервые получила в работе Г.З. Байера «О варягах» (1735 г.), основные положения которой были затем развиты Г.Ф. Миллером в его сочинении «Происхождение народа и имени российского» (1749 г.). В работах А.Л. Шдёцера «Опыт анализа русских летописей (касающийся Нестора и русской истории)» (1768 г.) и «Нестор» (1802 – 1809 гг.) тезис о скандинавском происхождении древнерусской княжеской династии впервые был дополнен тезисом о том, что до прихода скандинавов восточные славяне вообще не знали государственности. Однако своё классическое воплощение норманнская теория получила в статьях датского историка и лингвиста В. Томсена «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства» (1876 г.). Отметив, что «заложение первых основ русского государственного строя является делом скандинавов», Томсен подчеркнул, что «исполинское здание» на этом «основании» возвели «природные славяне». Вообще, тезис Шлёцера о том, что с самим понятием «государственность» восточных славян познакомили только скандинавы, – тезис, который советская историческая наука 1940-х – 1980-х гг. представляла квинтэссенцией норманнской теории, – серьёзными учеными не разделялся уже в XIX в.

Антинорманизм возник уже в 1750 г. как реакция на работу Миллера. Одним из его проявлений стало стремление доказать славянское происхождение варягов и/или призванного около 862 г. варяжского племени «русь». Так, М.В. Ломоносов в своей «Древней российской истории» (1766 г.) провозгласил варягов-«русь» племенем, родственным пруссам (которых он ошибочно считал славянами). После выхода в 1876 г. работы С.А. Гедеонова «Варяги и Русь» популярным стало отождествление варягов-«руси» с западными славянами, обитавшими на южном побережье Балтики (впервые предложенное еще в XVI в. С. Герберштейном и модифицированное в начале 1970-х гг. А.Г. Кузьминым, считавшим варягов славянизированными кельтами).

Другим проявлением антинорманизма – нашедшим свое наиболее полное воплощение в работах Д.С. Лихачева и Б.А. Рыбакова 1940-х – 1960-х гг. – стали попытки доказать легендарность рассказа о призвании варягов.

В настоящее время скандинавское происхождение варягов-«руси» и древнерусской княжеской династии можно считать доказанным. Лингвисты подтверждают скандинавское (а не западнославянское) происхождение «варяжских» имён (и в том числе «Рюрик», «Синеус» и «Трувор»). Археологическими раскопками на Рюриковом городище (резиденции Рюрика рядом с нынешним Новгородом Великим) установлен факт прибытия туда около середины IX в. большого числа скандинавов (а не западных славян), да и вообще скандинавских артефактов на территории Древней Руси найдено очень много (и значительно больше, чем западнославянских).

Литература

Читайте также:

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. О «норманском вопросе». Часть 1: варяги и «русский интернационал» до Рюрика

Источник

Историография образования Древнерусского государства

Норманнская и антинорманнская теория образования Древнерусского государства в дореволюционной историографии

Первым историографом Древнерусского государства был автор «Повести временных лет» летописец Нестор, после смерти которого, его труд продолжили другие авторы. В «Повести…» уже тогда поднимался вопрос, откуда пошла Русская земля, и кто из князей первым стал ею править.

Этот вопрос занимал историков России в дореволюционный период. Авторы разделились на два лагеря – представители «норманнской» и «антинорманнской» теорий.

«Норманнская» теория подразумевает создание государства в Древней Руси пришедшими на её территорию варягами, имевшими скандинавские корни, а не как результат внутреннего развития славянского общества.

Теория возникла в XVIII веке, основоположником стал немецкий историк Байер, приглашённый для работы в Российскую Академию Наук.

Представители «норманнской» теории:

Байер утверждает, что руссы призвали наёмную гвардию варягов из Скандинавии или Дании во главе с Рюриком и его братьями;

Карамзин считает, что началу государственности на Руси положили варяги;

Ключевский считает, что вначале варягов призвали в качестве наёмников, позднее ставших завоевателями Руси;

Миллер считает, что скандинавы дали Руси государей и государственность;

Платонов и Полевой считают варягов наёмниками норманнского происхождения, покорившими славян;

Татищев считает варяга Рюрика родоначальником русских князей, пришедшего из Финляндии;

Шлёцер считает, что общественно-экономический строй славян был примитивным, а государственность принесли с собой варяги.

«Антинорманнская» или славянская теория гласит о том, что государственность у славян возникла естественным путём и варяги здесь ни при чём.

Представители «антинорманнской теории»:

Ломоносов первый выступил против «норманнской» теории и опроверг славянское происхождение варягов. Учёный считал, что государственность у славян появилась независимо от варягов, задолго до их «пришествия» и существовала в форме племенных союзов и отдельных княжеств. Внутренние противоречия среди славянских образований стали причиной призвания варягов и дальнейшего подавления их силами варяжской дружины;

Костомаров считал, что восточным славянам изначально присуща федеративная связь между племенами, объединёнными древними обычаями, похожим языком, бытом, а пришлая власть не принесла ничего нового;

Соловьев считал, что славяне сами пришли к необходимости объединения и единой власти, так как безвластие порождало хаос и проблемы.

Происхождение Руси в советской историографии

В советскую эпоху образованием Древнерусского государства учёные заинтересовались в 30-е годы в связи с приходом к власти в Германии нацистов, которые, воспользовавшись «норманнской» теорией происхождения Русского государства, считали, что славяне – это неполноценная раса, не способная самостоятельно создать государство и управлять им.

В ответ советские учёные стали активно и внимательно изучать истоки происхождения Древнерусского государства. До 60-х годов в советской историографии преобладала «антинорманнская» концепция, как мега патриотическая. Ни о какой «норманнской теории» и речи быть не могло, её считали научно необоснованной и ссылались на Энгельса, утверждавшего, что государство – это продукт длительного развития, а не сила, извне навязанная обществу.

Главные представители этой концепции:

Греков, утверждавший, что восточным славянам принадлежит главная роль в образовании государства, а роль варягов сводится к минимуму. «Повесть временных лет» — труд на заказ, чтобы подчеркнуть важность варяжского рода Рюриковичей;

Фроянов утверждал, что Русь, как государство, сформировалась на общинной основе со второй половины XI века без какого-либо внешнего вмешательства.

Однако, в 60-е годы «норманнская» концепция происхождения государственности в Древней Руси была реабилитирована, и варяги стали её центром.

Современные историки о происхождении Древнерусского государства

Киевская Русь — государство, возникшее на территории восточных славян, является объектом изучения современных историков. Опираясь на труды предшественников, изучая различные научные концепции, современная историография пытается ответить на важнейшие вопросы:

Исследуя вопрос о центре возникновения государственности у восточных славян, современные историки высказывают следующие мысли:

Возникший позже Киев основали воинственные племена хазаров, так как малочисленное племя полян не справлялось с набегами степняков.

Моця утверждает, что центром объединения восточных славян был юг, так как на юге процесс развития феодальных отношений развивался быстрее, чем на севере. Термин «Русь» изначально относился к южным полянским землям и Киевщине (северные районы во главе с Новгородом назывались «новгородской землёй»), позднее стал применяться ко всем землям, объединённым в одно государство.

Янин утверждает, что Киевский князь призвал на помощь варягов, которые образовали независимое государство в Новгороде. Затем варяги во главе с Олегом устремились на юг и образовали новое государство, основанное на завоевательной политике. Янин делает вывод, что на земле славян возникли два государственных объединения: с центром в Киеве, где власть полностью принадлежала князю, и в Новгороде, где-то до 1478 г. существовало вече и боярская «демократия».

По поводу личности легендарного Рюрика современные исследователи (Новосильцев, Никитин) сходятся на том, что Рюрик – фигура вымышленная и лишь Олег – единственная реальная фигура среди первых завоевателей-варягов.

Вывод – несмотря на различные, порой диаметрально-противоположные взгляды учёных-историков, начиная с XVIII века, всех их объединяет стремление досконально изучить, «откуда есть пошла русская земля» и сделать достоянием людей свои научные изыскания.

Источник

История России. Конспект лекций

образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

Раскрываются основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до настоящих дней, на конкретных примерах из различных эпох показана взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировано общее и особенное в истории России, определяется место российской цивилизации во всемирном процессе. Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов вузов неисторического профиля.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 2. Древнерусское государство Киевская Русь

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования древнерусского государства

Восточные славяне — потомки древних земледельческих и скотоводческих племен, живших на юге Восточной Европы до нашей эры. В начале нашей эры восточные славяне занимали обширную территорию от Балтийского моря до Черного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги.

Древнейшие письменные сведения о славянах принадлежат древнегреческим ученым Гесиоду (VII в. до н. э.) и Геродоту (V в. до н. э.), которые сообщали об «антах» и «венедах», проживавших от Карпат до Балтийского моря. С VI века н. э. в источниках появляется понятие «славяне». Наиболее полные данные о восточных славянах оставили историки VI в. Иордан и Прокопий Кесарийские. Считается, что прародиной славян была Центральная и Восточная Европа.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. у славян происходит постепенное разложение родового строя. В это же время единая славянская общность делится на две ветви — восточную (русские, украинцы, белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Позднее обособляется и третья — южная — ветвь славян (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).

На начало XXI в. численность славян составляет не менее 300 млн человек, из них русских — около 145 млн (в России — 116 млн), украинцев — 45 млн (на Украине — 37,5 млн).

В первые века нашей эры восточные славяне сохраняли общинный строй. Каждое племя состояло из нескольких родовых общин. Славяне занимались подсечным земледелием. С совершенствованием орудий труда на смену подсечному земледелию пришло пашенное с двупольной системой. Отпала необходимость жить коллективами. Из родовых общин стали выделяться отдельные семьи. Каждая семья имела свой дом, участок земли, свои орудия труда. Но места охоты, рыбной ловли, пастбища были в общем пользовании. С появлением семейной собственности у восточных славян появляется имущественное неравенство. Одни семьи богатеют, другие беднеют.

В VI–VIII веках у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и образования крупных племенных союзов. Зарождаются феодальные отношения, создаются экономические и социально-политические предпосылки образования государственности.

Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Это свидетельствует о том, что в то время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми. Так, поляне жили на Днепре возле Киева; дреговичи — между Припятью и Западной Двиной; кривичи — вокруг города Смоленска; вятичи — в бассейне реки Оки и т. д.

Сохранилась легенда о том, как князь славянского племени полян Кий и его братья Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата они назвали его Киевом. Потомки Кия и были первыми князьями Киевского государства.

На протяжении многих веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые приходили из Азии. В IV веке на славян нападали гунны, затем авары и хазары, потом печенеги и половцы.

Итак, крупные племенные союзы были непосредственными предшественниками государства.

Начальный этап существования государства у многих народов связан с возвышением (в силу тех или иных обстоятельств) одного из знатных родов. Впоследствии, утвердив свою власть на определенных землях, этот род превращался в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси, где выделяется династия Рюриковичей.

В 862 году был приглашен на княжение в Новгород варяжский князь Рюрик. После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу. Он собрал большое войско и силой захватил Киев. Так зародилась династия Рюриковичей, которая правила на Руси до конца XVI в.

Следует заметить, что в Киеве существовали собственные традиции восточнославянской государственности. Полагают, что примерно в VI–VII вв. здесь правил основатель города славянский князь Кий, а затем его родственники. Однако в 882 г. правителями были варяжские витязи Аскольд и Дир, с которыми жестоко и коварно расправился новгородский князь Олег.

Киев привлекал князя Олега прежде всего тем, что был расположен на знаменитом пути «из варяг в греки». Вдоль великого торгового пути возникали крупные города — Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерусского государства, его главной улицей. В то время реки были наиболее удобными дорогами. Не случайно все древние города стоят по берегам рек, обычно на высоком мысу у впадения малой реки в большую.

В исторической традиции Древнерусское государство с центром в Киеве в IX — начале XII в. получило название «Киевская Русь». Согласно летописи, русь — название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Под варягами тогда подразумевались норманны, а отсюда и появление норманнской теории происхождения Руси. Последователями этой теории были в XVIII в. российские историки немецкого происхождения — Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, а в XIX в. — М.П. Погодин.

Другие ученые считают, что «русью» назывался большой союз славянских племен, сложившийся в середине 1-го тысячелетия н. э. в районе реки Рось, одного из притоков Днепра южнее Киева. Так появилась славянская теория происхождения Руси. Ее сторонником в XVIII в. был русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. В XIX в. этой теории придерживался историк, археолог, москвовед И.Е. Забелин.

Многие западные историки до сих пор утверждают, что она была создана норманнами, пришедшими из Скандинавии. Русские же ученые давно опровергли эту, так называемую норманнскую теорию. Они доказали, что Древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития восточнославянских племен задолго до прихода норманнов.

Предпосылки образования Древнерусского государства — Киевской Руси — показаны на рис. 3.

образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Смотреть картинку образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Картинка про образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория. Фото образование древнерусского государства киевская русь норманнская теория

Рис. 3. Начало формирования государственности у восточных славян

Экономический и социально-политический строй Киевской Руси

Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики. Что же составляло экономическую основу Древнерусского государства?

Во-первых, феодальная собственность на землю.

Это было коренным отличием от ряда европейских и восточных стран, в которых процесс государственного образования был связан с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала в двух формах:

а) вотчина — земля крупного феодала, боярина, которая переходила по наследству. Она состояла из феодальной усадьбы и крестьянских селений;

б) поместье — земля, которую князь жаловал своим дружинникам в условное владение за службу. Право владения землей сохранялось лишь в период службы. По наследству эта земля не передавалась.

Во-вторых, совершенствование земледельческих орудий привело к возникновению в Древней Руси двупольной и трехпольной систем земледелия.

В-третьих, быстрое развитие ремесел. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами обусловило рост городов. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь тогда называли Гардарикой — страной городов.

В-четвертых, углубление общественного разделения труда, повышение производительности земледелия, развитие ремесел вело к росту торгового обмена между городом и деревней, торговли между различными областями Киевской Руси и ее самой с Персией, Аравией, Францией, Скандинавскими странами. Крупнейшим торговым партнером Руси была Византия.

Установление частной формы собственности на землю привело к созданию четкой социальной структуры общества и положило начало формированию крепостной зависимости крестьян.

На вершине социальной пирамиды находился великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, осуществлял сбор дани с подвластных племенных князей и других земельных собственников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение.

Следующую ступень занимали крупные земельные собственники — бояре и местные князья. Они платили дань великому киевскому князю и имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих им земель. Такое же место занимало и высшее духовенство.

Свободные крестьяне жили на свободных землях, платили дань различным феодалам и отрабатывали повинности.

Зависимые крестьяне уплачивали феодалам оброк либо отрабатывали барщину.

В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян — общинников. Однако по мере установления частной собственности на землю возрастала зависимость от феодалов крестьян, разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам, и вынуждала добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом, осуществлялось экономическое принуждение крестьян.

Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая существовала на Руси в двух формах — барщины и натурального оброка:

а) барщина — это даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала;

б) натуральный оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян.

В Киевской Руси сложились следующие группы зависимых крестьян:

а) закуп — крестьянин, взявший у феодала купу (долг денежный или натуральный);

б) рядович — крестьянин, который в силу различных причин не мог самостоятельно вести хозяйство и заключал с феодалом ряд — договор. Он добровольно признавал свою зависимость и получал взамен большой участок земли, орудия труда, зерно для посевов и т. д.;

в) изгой — крестьянин, потерявший связь с общиной и нанимавшийся к феодалу;

г) пущенник — раб, отпущенный на волю, оказавшийся без средств к существованию и идущий в кабалу к феодалу;

д) холоп — человек, который находился в составе дворовых людей феодалов и был фактически на положении раба.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем. Великокняжеская власть носила неограниченный и наследственный характер. Князь же реализовывал и судебную власть.

Важным элементом политической системы Древнерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников — бояр. Местную власть осуществляли племенные князья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой модификацию русского права. Свод законов Киевской Руси именовался «Русская правда». В XI веке произошло складывание так называемой Краткой редакции «Русской правды». Она состояла из двух основных частей — «Древнейшей правды» (или «Правды Ярослава») и «Правды Ярославичей». Кроме княжеского гражданского законодательства в этот период на Руси действовали и церковные правовые документы, которые были направлены на то, чтобы укрепить политические позиции Русской церкви.

Основные периоды истории Киевской Руси, причины и последствия ее распада

Историки выделяют три основных периода развития Киевской Руси:

• начальный период — вторая половина IX — конец Х в.;

• период расцвета — конец Х — середина XI в.;

• период упадка и начало феодальной раздробленности — середина XI — начало XII в.

Главным содержанием первого периода является объединение славянских земель вокруг Киева и дальнейшее развитие феодальных политических и экономических отношений.

Первые правители Киевской Руси — Олег (882–912), Игорь (913–945), Ольга (945–964), Святослав (964–972) — настойчиво расширяли свои владения, подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей, кривичей, вятичей. Сначала зависимость этих племен проявляется лишь в выплате ежегодной дани. Потом постепенно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместников.

Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям (например, в 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря). Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наемников — варягов, неизменно добивались успеха.

Помимо укрепления государства у первых киевских Рюриковичей были еще две взаимосвязанные большие заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками — хазарами, печенегами, а с середины XI в. — с половцами.

Сын Игоря и Ольги — Святослав прославился походами на Дунайскую Болгарию и Византию. Его активная внешняя политика привела к резкому обострению отношений с могущественным Хазарским каганатом. Разгром каганата (964) привел к образованию на Таманском полуострове русских поселений, объединенных в Тмутараканское княжество, а также освобождению из-под власти хазар волжскокамских булгар, которые создали свое государство. Внутренняя политика Святослава была направлена на дальнейшее усиление централизованной княжеской власти и завершение объединения восточнославянских земель вокруг Киева. В 970 г. Святослав впервые ввел в обычай дачу сыновьям особых уделов. Он посадил Ярополка в Киеве, Олега — в древлянской земле, а Владимира — в Новгороде.

Второй период истории Древнерусского государства — период расцвета. После смерти Святослава в течение восьми лет шла борьба между его сыновьями за великокняжеский престол. Победителем в этой борьбе при помощи наемной варяжской дружины становится Владимир (980–1015), убивший своего брата Ярополка.

Время его княжения становится периодом наивысшего расцвета, былинным временем Киевской Руси.

Владимир перешел к оседлой жизни в столице своего государства. Это явилось важным шагом в направлении его феодализации. Экономика этого периода определялась дальнейшим развитием феодальных отношений за счет активного распространения поместного землевладения и совершенствования земледелия. С целью защиты от кочевников южных рубежей Владимир вел строительство крепостей по рекам (Змиевы валы).

Жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. То солнце сожжет посевы, то затяжной дождь сгноит неубранный хлеб, то ветер опустошит колосья. Древние славяне не могли объяснить такие явления, как дождь, град, снег, ветер, гром, молния. Считая силы природы могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов: Сварог — бог неба и огня, Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии, Велес — покровитель скота.

В 988 году Владимир крестился сам и повелел всем своим подданным принять христианство. Многие славяне не хотели расставаться со своими богами. Но их силой заставляли принять новую веру. Постепенно славяне привыкли к христианской религии.

Введение христианства приобщало Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в известной мере, — к античной культуре. В городах на Руси стали строиться красивые храмы и монастыри, создавались школы. Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Она укрепила власть князей и бояр над народом. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил церковь материальным содержанием за счет особого налога — десятины. Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживавшая первую, государственную. Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, оно осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя». Начатое Владимиром внедрение христианства было завершено в основном при князе Ярославе уже в XI в. Но некоторая часть населения продолжала оставаться язычниками.

Заслугой Владимира было и то, что он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Внезапности нападения степных кочевников он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи.

После смерти Владимира 12 его сыновей начинают многолетнюю борьбу за великий киевский престол, уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя на Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В результате этой борьбы киевским князем стал Ярослав Мудрый (1036–1054).

Князь Ярослав родился в 978 г. Он получил хорошее образование, много читал. Княжил Ярослав в Новгороде и был женат на Ингегерде, дочери шведского короля Олафа. В личной дружине Ярослава находился отряд варягов. Варяги оскорбляли новгородцев, затевали с ними драки, насиловали женщин. В 1015 году жители Новгорода напали на варягов и многих порубили. Ярослав приказал за это казнить нескольких новгородцев. В связи с этим конфликтом вышел свод законов Древней Руси — «Русская правда». Она защищала жизнь, честь и имущество новгородцев. Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Штраф за убийство простого смерда был в 16 раз меньше, чем за убийство княжеского дружинника.

В «Русской правде», например, было указано, что кража животного из хлева расценивается как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Там приводятся данные о стоимости разных видов скота.

Став великим киевским князем, Ярослав постарался укрепить свою власть. Во все города и земли Руси он послал преданных ему бояр. Он украшал Киев по образу и подобию Константинополя. В Киеве были построены Золотые ворота, служившие главным входом в город. В центре города Ярослав воздвиг великолепный Софийский собор. Этим он выразил идею духовной самостоятельности Руси и подчеркнул «равновеликость» двух держав. Ту же идею утверждал ближайший соратник князя — митрополит Киевский Иларион в своем известном произведении «Слово о законе и благодати» (ок. 1037–1043).

Ярослав Мудрый сделал Русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома патриарха Константинопольского он сам назначил в 1051 г. митрополита в Киеве и епископа в Новгороде из среды русских священников. В Киеве был построен Киево-Печерский монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства. При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые (1015) по приказу их сводного брата — киевского князя Святополка. Причислив Бориса и Глеба к святым, церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц — страшного бедствия Древней Руси.

Третий период истории Киевской Руси — период упадка и начала феодальной раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси начались междоусобные войны князей за лучшие земли, города, за киевский престол.

Старшие сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод — не сумели сохранить единство русских земель. Они часто враждовали друг с другом. Кроме того, на юге появился новый сильный враг — кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на реке Альте. Социальная напряженность в Киеве нарастала, начались народные восстания.

Ответом на восстания 60–70-х гг. XI в. явился специальный сборник законодательных постановлений. Он был принят на съезде сыновей Ярослава Мудрого и известен как «Правда Ярославичей». В частности, этот свод предусматривал суровую кару за преступления против власти и собственности.

Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения горожан заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого — властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125).

Владимир Мономах запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Он прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевской Руси, дал решительный отпор половцам, отбросив их далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125–1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси.

Однако мудрая политика последних киевских князей уже не могла приостановить процесс дробления Руси, вызванный социально-экономическими причинами: рост новых городов, укрепление местной землевладельческой знати. Киев требовал дани и войск, задерживая хозяйственное развитие других земель, и поэтому отдельные княжества стремились покончить со своим подчинением столице.

Дробление государственного суверенитета при преемниках Ярослава было подготовлено длительным развитием производительных сил и свидетельствовало не о кризисе державы, а о возвышении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Уже с 1132 г. в истории Руси начинается новая эпоха — эпоха феодальной раздробленности. Отчасти она была подготовлена и съездом князей в 1097 г. в Любече, который принял решение о династическом разделении русских земель между различными княжескими родами.

Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединенные в единое, сильное государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности, из которой затем сформировались русский, украинский и белорусский народы. Укрепление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *