Образование общественное благо и образование услуга отличаются тем что
Образование: общественное или частное благо
Рассматривая результат образовательной деятельности, то есть знания, получаемые потребителем и воплощенные в товарной форме в виде диплома об окончании ВУЗа по определенной специальности, следует обратить внимание на специфическую особенность образования как товара, т.е. блага.
Образование как благо является результатом исторически длительной социальной эволюции общества. Закрепляя результаты научной деятельности, образование развивает познавательные и практические свойства общественного человека, способствует удовлетворения его социальных потребностей, которые непрерывно растут.
Подавляющее большинство благ являются частными, в основном это товары, которые, как правило, распределяются на индивидуальной платной основе. Потребление частного товара исключает потребление его другим лицом, и выгоды от этого потребления достаются только частному владельцу. Для распределения этих благ наиболее всего подходит ценовой механизм, который связывает производителей частных благ (объем производства, ассортимент продукции, качество и т. п.) и потребителей (их вкусы, платежеспособный спрос).
Общественные же блага отличаются свойствами неделимости и неконкурентности. Они предоставляются по принципу безвозмездности и конечно финансируются за счет государственного бюджета.
Их потребление одними членами общества абсолютно не исключает возможность потребления другими, а безвозмездность их использования обеспечивает система налогообложения.
При рассмотрении образования как общественного блага и его внешнего эффекта следует отметить наличие высокого уровня неопределенности, что создает непреодолимые трудности количественного измерения общественного блага.
В рыночных условиях не следует рассматривать образование только как общественное благо, которое имеет признаки неконкурентности и неделимости в потреблении, так как в принципе можно исключить человека из круга потребителей данного блага. Чаще сегодня определяющим ограничивающим фактором является цена образовательных услуг как негосударственного образовательного сектора, так и контрактного обучения в рамках государственного образования, где, несмотря на принцип всеобщей доступности образования, оно может стать недоступным по ценовым факторам для потребителя с низким уровнем дохода или через ограничения бюджетного финансирования в рамках государственного заказа.
Принцип неконкурентности, т.е. потребление блага одним человеком, не должен уменьшать возможность потребления его другим, но не может быть нарушен в момент поступления в вуз, когда потребители образовательных услуг конкурируют друг с другом, создавая конкурс на одно место. Еще одним подобным фактором может быть уровень базовой подготовки, который позволяет претендовать на обучение определенных отраслей науки.
В то же время услуги образования сохраняют черты общественного блага. Потребность в услугах образования как общественного блага выражается,
— во-первых, через механизм общественного выбора посредством определения ВУЗа, факультета, специальности, которые будут зависеть, прежде всего, от статуса образования и высококвалифицированной работы в обществе
— во-вторых, через реализацию социальных потребностей людей в своем дальнейшем духовном и интеллектуальном развитии в процессе обучения.
Особенность образовательных услуг заключается в том, что эффект, получаемый человеком и обществом, трудно оценить количественно.
Рассмотрение образования с позиций общественного блага позволяет выделить и другое его фундаментальное свойство – неконкурентность.
Суть этого заключается в том, что каждый человек изначально выступает совладельцем принадлежащих всему обществу знаний.
Потребление образовательных благ одним индивидом не должно исключать потребление образовательных услуг для других людей. т.е. потребление знаний одним лицом не приводит к сокращению потребления этих самых знаний другими лицами, потому что знания неразделимы.
Профессиональное образование все больше приобретает признаки частного блага, потому что,
— во-первых, высокий уровень профессионального образования является предпосылкой предпринимательского успеха и залогом социальной защиты от стихийного спроса на рынке труда;
— во-вторых, образование является одной из сфер самореализации личности, ее творческого потенциала,
— в-третьих, полученные знания рассматриваются как интеллектуальная собственность, человеческий капитал, который дает доход.
Последипломное образование также имеет больше признаков частного блага, потому что приобретается потребителем на правах платности, конкурентности, независимо от формы собственности вуза.
Рост частных элементов института профессионального образования подтверждает сложный характер образования как смешанного блага.
Так, с одной стороны образование находится в общественных благах по признакам доступности, затратности и неделимости потребления, когда потребление одними субъектами не исключает потребления другими субъектами, а также способствует общему позитивному внешнему эффекту в виде повышения образованности, культуры и производительности нации. Производство таких благ может влиять на общий объем и эффективность их распределения среди потребителей.
Поэтому образование относится к тем благам, которые преимущественно обеспечиваются государством.
С другой стороны, спрос граждан на образование, как правило, значительно превышает возможности государственной образовательной системы, расширяя рынок негосударственного образования. Спрос может быть в значительной мере диверсифицированным и поэтому не совпадать с предложением – родители могут стремиться к качественному и фундаментальному образования для своих детей. В таком случае возможно предоставление образования как частного блага, посредством установления платы за такую услугу.
Реализация образования как собственности каждого состоит в том, что знания являются условиями действительного развития общественного человека в воспроизводственном процессе. Люди относятся к знанию как к тому, что им предстоит, потому что блага образования используются в трудовой и общественной деятельности. В этом смысле отношения каждого человека к образованию как к общему условию своей жизнедеятельности входит в структуру общей собственности.
Образовательная услуга как общественное благо
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 19.12.2014 2014-12-19
Статья просмотрена: 9051 раз
Библиографическое описание:
Рацлаф, А. А. Образовательная услуга как общественное благо / А. А. Рацлаф, В. Ю. Ершова, М. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 415-416. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14517/ (дата обращения: 26.12.2021).
В статье даются определения образовательной услуги, раскрывается понятие образовательной услуги как общественного блага.
Существование общественного сектора экономики преимущественно вызвано наличием общественных благ. Образование, обладающее всеохватывающим характером и способностью проникать почти во все сферы общественной жᴎᴈни и разные стороны человеческой деятельности, воздействующее на разные объекты, явления и процессы социальной жᴎᴈни, которое дает им возможность с той или иной степенью результативности влиять на общее состояние дел в обществе, регулировать и контролировать их.
Отдельное место среди разнообразных услуг, реализуемых как на мировых рынках, так и на национальных, захватывающие образовательные услуги, обладающие большой социальной значимостью. Рынок образовательных услуг, с точки зрения структуры экономики, относится к непроизводственному сектору, доля которого в развитых странах превышает 50 %.
Многоаспектность употребления категории «образовательная услуга» в различных отраслях знаний породила целый ряд её определений. Рассмотрим некоторые из них.
В исследованиях Даниловой Т. В. образовательная услуга рассматривается как объединение результатов образовательного процесса и сопровождающих ему вспомогательных процессов, которая представлена высшими образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и непосредственно направленных на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя [3, с.21].
По утверждению Бурденко Е. В. под образовательной услугой понимается «…полезный вид труда, который непосредственно удовлетворяет потребность человека в образовании и как материально-вещественный продукт позволяющий удовлетворить образовательную потребность человека самостоятельно (обучающие программы, учебники, пособия и др.)» [2, с. 13].
Лукашенко М. рассматривает образовательную услугу как совокупность целесообразной деятельности, которая удовлетворяет потребность индивида в образовании, и промежуточных образовательных продуктов в форме вещи, которая сопровождает такую деятельность [5, с.15].
Итак, образовательные услуги представляются как средство удовлетворения познавательной потребности человека и потребности в профессионально-квалификационной подготовке.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» рассматривается такое определение образования, как «…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Так же в законе указывается «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации» [11].
Иначе говоря, образование определяется как: «. общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности». [7]
Итак, каждый человек является потенциальным потребителем образовательных услуг как бесплатных, которые закреплены Конституцией РФ, так и платных, представляющиеся различными субъектами рынка образовательных услуг.
Экономика определяет общественное благо как то, которое люди потребляют, при этом, не ущемляя возможность его потребления другими. Общественное благо в чистом виде встречается очень редко и обычно предоставляется государством.
Если рассматривать образовательные услуги в рамках теории общественных благ, то они являются квазиобщественными благами — благами, по поводу которых возможны ограниченные исключение и конкуренция [4, с. 37–39].
Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка данного блага для всех, то есть происходит перегрузка (потребление блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления).
Иную позицию занимает Якобсон Л. И., который относит образовательные услуги к благам, которые обладают особыми достоинствами. Он рассматривает образовательную услугу как частное благо, потребление которого общество в целом желало бы сделать обязательным для всех своих членов.
Для этих благ являются характерными положительные экстерналии. Именно это и будет обусловливать целесообразность их общественного финансирования. Их не всегда возможно отделить от смешанных. С точки зрения возможности исключения и степени использования данного блага, образование как совокупность образовательных услуг потребляется и используется строго индивидуально [10].
Образовательная услуга как общественное благо является социально-значимым, то есть в процессе его потребления возникает положительный внешний эффект.
Потребление образовательной услуги многочисленной частью общества подразумевает повышение культурного уровня населения, снижение преступности и расширение перспектив занятости общества. [9, с. 28].
Общественным благам отводится в национальной экономике значительное место. Их адекватная трактовка, управление их производством, распределение и потребление являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики. В настоящее время среди ученых нет единого мнения о том, что понимать под термином «общественное благо».
Поддержание знаний и образования как глобального общественного блага является основной задачей для России и международного сообщества, способствующей улучшению качества жизни населения.
Итак, общественные блага — товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые нельзя измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.
Спецификой образовательных услуг является то, что, по мнению большинства специалистов, они относятся к категории «общественных благ». Образовательная услуга как общественное благо является неисключаемым только до некоторого порогового уровня, после которого наступает нехватка этого блага для всех, то есть происходит перегрузка (использование блага после этого уровня одним человеком будет исключать другого из потребления или уменьшать возможность потребления). Большинство исследователей относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо».
1. Аракелян С. М., Демидов К. В., Сергеев А. Г. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных услуг в РФ: сб. науч. трудов. В 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 205–217.
2. Бурденко Е. В. Права работника. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2006.
3. Данилова Т. В. Методика оценки конкурентоспособности вузов /Качество и конкурентоспособность в ХХI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. — С. 55–61.
4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. — М.: Дело Лтд, 1994. — 225 с.
5. Лукашенко М. Маркетинг и PR в учебном заведении //Высшее образование в России, 2002. — № 4. — С.32–40
6. Национальный офис Темпус в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus-russia.ru/erasm.htm (дата обращения 10.04.2013).
7. Образование для инновационных обществ в XXI веке [Электронный ресурс] // Официальный сайт Председательства Российской Федерации в «Группе восьми». URL: http://g8russia.ru/docs/12.html (дата обращения:10.04.13).
8. Самуэльсон П. Экономика / Пер. с англ. В. Д. Антонова, О. Г. Клесмет, А. К. Криворотченко и др. — М.: НПО АЛГОН;ВНИИСИ; Машиностроение, 1993; Дорфман Р. Математическое или «линейное» программирование: нематематическое представление / Пер. с англ. Г. А. Медведева // Вехи экономической мысли / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. — СПб., 1999.
9. Сланченко Л. И., Валькович О. Н. Проблемы улучшения качества жизни // Экономика устойчивого развития.2011. № 8.
10. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. — М., 1996. — С. 39.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).
Образование как общественное благо
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:45, реферат
Краткое описание
Образование в XXI веке – это не только проблема развития собственно образования как социального института в XXI веке, это не только проблема образования как частного дела человека, решения его индивидуальных проблем выживания в «мире изменений», – это проблема в целом устойчивого развития России и человечества в XXI веке, это проблема выхода и России, и человечества из экологического тупика истории, это проблема прогрессивной социальной эволюции человечества и России в долгосрочной перспективе.
Содержание
Введение 3
1 Понятие общественного блага 4
2 Образование: общественное благо или частная услуга? 7
Заключение 17
Список литературы 18
Прикрепленные файлы: 1 файл
образование как общественное благо.doc
Федеральное государственное автономное
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Государственное муниципальное управление
по Экономике общественного сектора
Образование как общественное благо
Преподаватель Злодеев В. П.
Студент Туровец К. Г
Введение
Образование в XXI веке – это не только проблема развития собственно образования как социального института в XXI веке, это не только проблема образования как частного дела человека, решения его индивидуальных проблем выживания в «мире изменений», – это проблема в целом устойчивого развития России и человечества в XXI веке, это проблема выхода и России, и человечества из экологического тупика истории, это проблема прогрессивной социальной эволюции человечества и России в долгосрочной перспективе.
Социальный институт образования становится важнейшим институтом духовного и материального воспроизводства жизни во всех странах мира, в том числе и в России.
Знания, умения, способности человека становятся непосредственной производительной силой. Культурно-историческим результатом производства знаний становятся новые духовные, интеллектуальные, личностные качества человека.
Однако в настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, является ли образование общественным благом или все же платной услугой. Попытка ответить на этот вопрос и будет основной целью работы.
1 Понятие общественного блага
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
Классификация общественных благ
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
2 Образование: общественное благо или частная услуга?
Идея «рыночных отношений», становясь доминирующей в современной России, проникает во все виды человеческой деятельности. Практически все рассматривается сегодня как товар или услуга, а любой человек – как их производитель или потребитель. Не обойдено «рыночным» вниманием и образование. Все чаще в публикациях специалистов говорится (и часто обоснованно) об образовании как о комплексе платных образовательных услуг. Например, таково мнение профессионала в области образования [1]: «Важно то, что мы рассматриваем образование, да и научную работу как услуги. Не как великую миссию (хотя сеять «разумное, доброе, вечное» всегда будет первейшим предназначением вузов), а как практическое реальное дело, нацеленное на удовлетворение потребностей заказчика – самого студента, его будущего работодателя, покупателя научно-технических услуг. Пришло время делать акцент на прагматические вещи. … Наше дело – предоставлять, продавать то, что требует рынок, что необходимо для экономического роста, что нужно, наконец, самому массовому потребителю. … Это уже новая философия высшего и всего профессионального образования. И во многих вузах это понимают». Еще более категорично утверждается в [2], где вуз рассматривается лишь как система по предоставлению образовательных услуг: «Итак, говоря об образовании, следует иметь в виду, что речь идет о процессе предоставления услуг – специфических, особых, но все-таки услуг».
Еще не так давно большинство из нас было убеждено в том, что бесплатное (на всех уровнях) образование – великое достижение и необходимое условие развития страны и вот теперь, по сути, происходит почти полный разворот в общественном сознании. Где же истина? Чем же должно быть образование: индивидуально предоставляемой человеку частной платной услугой или бесплатно предоставляемым всем членам общества общественным благом? И можно ли отождествлять понятие «образование» с понятием «образовательная услуга»? Есть ли явная грань, отделяющая услугу (для личности) от блага (для всех)? Или идея образование, подчиняясь идее всеобщей природной ритмичности и отражая уровень и потребности развития личности и общества, представляет собой непрерывный колебательный процесс между этими взаимодополняющими друг друга крайностями («услугой» и «благом»), и такое колебание – норма и условие развития? Если это так, то как эффективно распределять пропорции между «услугой и «благом» в «услуге-благе»? И можно (и надо) ли этим распределением управлять? Что такое качество образования (о котором сегодня все говорят) применительно к «услуге-благу», как и в чем его измерять? Очевидно, что ответы на эти вопросы невозможно дать без предварительного рассмотрения определяемого природой человека предназначения образования.
Человек – открытая био-психо- социальная система, потому его потребности и, как следствие, реализуемая посредством действий деятельность всегда преследует «интересы» каждой их этих трех составляющих, причем величина весовых коэффициентов между «био» и «социо» во многом определяется уровнем развития «психо» (прежде всего, духовной составляющей). Условно можно считать, что «био» отражает потребности отдельного человека как организма (индивида, личности), а «социо» — потребности социального организма (общества). В действиях человека всегда присутствует личное и общественное. Можно предположить, что чем выше уровень развития «психо» человека, тем больше для него приобретают интересы «социо» по сравнению с «био».
С учетом этого, разницу между «услугой» и «благом» определим следующим образом. Услуга, представляя собой действие одной стороны в интересах другой, всегда ориентирована на «био» конкретных потребителей. Кроме того, понятие «услуга» (семантически) несет в себе элемент обязательства, долга, который получивший услугу должен вернуть оказавшему услугу (в виде денежного эквивалента, такой же или другой услуги). По сути, в услуге реализована идея: «ты — мне, я – тебе». Потому любая услуга всегда явно или неявно предполагает ту или иную плату за нее. Бесплатных услуг не бывает (не случайно оплата выделена в Гражданском кодексе в качестве критерия отнесения действия к услуге).
В отличие от «услуги» «общественное благо» ориентировано на «социо» и связано с принципиально бесплатным предоставлением обществом своим членам возможностей удовлетворения их потребностей, имеющих общественное значение. Если услуга призвана удовлетворить, в первую очередь, потребности ее получающего (потребителя), а уже потом – потребности производителя, которому потребитель платит за услугу, то общественное благо, в первую очередь, преследует цель удовлетворить потребности ее дающего, т.е. общества (производителя), через удовлетворение потребностей получающих его людей. Можно предположить, что чем больше в обществе людей с высоким уровнем развития, тем более весомыми и справедливыми (по распределению) должны быть общественные блага. Увеличение же веса «услуг» по сравнению с «благами» в современном обществе свидетельствует скорее о его нежелательной дифференциации, чем о ведущей к единому социальному организму интеграции. Трудно сказать, возможно ли вообще построение социального организма, реализующего существующую во всех живых организмах идею взаимосодействия (термин академика Анохина П.К.)своих членов в интересах общей цели, поскольку такой понимаемой и принимаемой большинством «общей цели» в мире людей нет. Пока человечество, все более культивируя «био», привнося идею услуги даже в семейные отношения, усиленно деградирует как социальный организм и уверенно движется к моменту, когда «наберется число».