общие проблемы истории древнего востока
Общие проблемы истории Древнего Востока
1 п. – ДВ не знал единой хронологической системы. Время датировалось годами правления царей или каждый год носил наименование по главному событию. Это создает огромные трудности в воссоздании единой хронологии событий.
3п- Разложение примитивных п/о усложнений соц. стр-ры, разделение более или менее однородного родового общ-ва на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию. Появляется новый соц. институт-рабство, слабо известное в родовом общ-е. Рабство стало необходимым на той стадии развития общ-ва и его производственных исл, когда отдельный индивидуум мог дать не только необходимый, но и прибавочный продукт. Рабство усложняло имущественную и иную дифференциацию родового общ-ва.
Среди факторов обуславливав. « запаздывание» восточных обществ, выделяют следующие:
— сохранение наряду с феод. Укладом крайне медленно распадавшихся п,об-х и раб-х отношений;
— устойчивость общин-х форм общежития сдерживающих дифференциацию крестьянства;
— преобладание гос. собственности и власти над частным землевл-ем и частной властью феодалов;
— безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления граждан.
Основные проблемы истории стран древнего Востока.
Первым этапом в истории классового общ-а явл-ся длительная эпоха сущ-я древневосточных гос-в, кот-е возникали и развивались, сменяя друг друга, на тер-и Северо-Восточной Африки и Азии в 4-1 тыс. до н.э. Изучение ист-и др. Востока позволяет увидеть переход от п/о строя к рабовладельческому, когда на развалинах родового строя возникает древнейшее гос-во.
1 проблема: Др. Востоком мы называем совокупность стран, кот-е в древности были расположены на востоке и ю-в от греко-римского мира. Т.Е. сам термин «др. Восток» явл-ся приблизительным, т.к. грань м-д. Востоком и Античностью не была постоянной: финикияне колонизировали во 2-1 тыс. до н.э. о-ва Зап. Средиземноморья; греки колонизировали побережье Малой Азии: А. Македонский завоевал Ближний Восток. Причем сам Ал-р умер в 323 г. до н.э. в Вавилоне. Позднее вост-е тер-и вошли в состав Римской имп-и. Т.о. древневосточный и античный миры были тесно переплетены друг с другом. Можно говорить о том, что античный мир испытал значительное влияние Востока, так же как и Восток испытал на себе влияние античности.
2 проблема: др. Восток не знал единой хронологической системы. Время датировалось годами правления царей или каждый год носил наименование по главному событию. Это создает огромные трудности в воссоздании единой хронологии событий.
3 проблема: соц-эк-й строй др. Востока не вписывается в формационную теорию, согласно кот-й все общ-ва проходят в своем развитии 5 стадий: п/о, рабовл-я, феод-я, кап-я, соц-я. В Др. Востоке произошло разложение п/о, но рабства в классич. виде не сущ-ло. Поэтому в отношении стран Др. Востока в научный оборот был введен термин «азиатский способ произв-ва».
4 проблема: время, о котором идет речь, явл-ся важным этапом в развитии языков. В сев. части Африки образуется семито-хамитская семья языков. В вост-й Азии распространяются сино-тибетские языки, к кот-м относ. соврем. языки Тибета, Китая, Бирмы, Вьетнама. На террит. юж. части Вост. Европы и Ср. Азии создается индоевропейская семья языков: славянские, индо-иранские, балтийские, романские, кельтский. Это также создает некоторые трудности: от того времени до нас дошло мало письменных источников; некоторые из них до сих пор не расшифрованы – надписи Иньской цивилизации в Китае. Т.Е. много «белых пятен».
Образование рабовладельческих государств в бассейне Эгейского моря.
Периодиация И. гос-в Эгейского моря: Центр – о. Крит: 1. цивилизация Крита (30-23 в. до н.э.) – раннеминойский период – сущ-ие п.о. обществ; 2. среднеминойский период или период старых дворцов (22-18 в. до н.э.); 3. позднеминойский период или период новых дворцов (17-12 в. до н.э.). Центр – Ахейская Греция: 1. раннеэлладский период (30-21 в. до н.э.); 2. среднеэлладский период (20-17 в. до н.э.); 3. позднеэлладский период (16 – 12 в. до н.э.).
В раннеминойскую эпоху – были п.о. отнош. Ур-нь жизни был невысоким. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. – начин. перемены: Крит возвышается, т.к. прогрессирует экономика (повыш-ся качество металла, развито гончарное дело, делали фаянс, торговали – о. Крит – пересечение торговых путей; строились дворцы, велось кораблестроение). Наблюдается расслоение (появл. не коллективные, а индивид. захоронения). Появл. рабство, но рабов было немного. Политич. строй Крита – монархия. Цари обожествлялись. Армия была не большой, войны велись редко. Была иерархия среди чиновников, налоги и трудовая повинность для общинников. При дворцах были мастерские – т.е. цари были организаторами пр-ва. Центр жизни – дворцы. Общинники видели царя лишь по праздникам. В конце среднеминойского периода появл-ся письменность. Ок. 1700 г. до н.э. дворцы разрушены (землетрес., или народные волнения), но быстро восстановлены – начин. след. период: позднеминойский (или новых дворцов). В 16-12 в. до н.э. – расцвет Крита. Весь остров был объединён под властью царя Миноса – он строит сильный флот и организует экспедиции. У Крита появляются колонии, фактории: о-ва Эгейского моря, в Малой Азии, в Южной Италии и Сицилии, на Пиренеях. Были торговые связи с Египтом, с Вост. странами. Минос издавал з-ны. Кто правил после Миноса – неизвестно. В 15 в. до н.э. Критскую цивилизацию постигла катастрофа + приходят завоеватели (ахейцы) и больш-во дворцов разрушены; пострадало население. С этого времени – Крит – в упадке.
В 3 тыс. до н.э. греков ещё не было. Самое крупное население Балкан – пеласги – они жили в мелких поселениях, а знать – цитаделях. Греки жили севернее. В к. 3 тыс. до н.э. в Грецию вторглись завоеватели – ахейцы. Приход ахейцев привёл к регрессу в обществ. р-ии (они зато принесли гончарный круг). Часть пеласгов ассимилировалась. В 18 в. до н.э. начин. расцвет ахейского общ-ва: расслоение, появл. знать. Появл. гос-ва с центрами в Пилосе, Тиринфе, Аргосе, Микенах. Цари имели полит. и религ. власть. А., в отличие от Критян, любили воевать. Рабочая сила – рабы и общинники. Преобладали рабыни – для работы в царских хоз-вах и рабы – пастухи. Общинники платили подати. Были чиновники: следили за сбор. налогов, организов. работы. За чиновниками также следили. Ремесленники были. Города воевали. В 13-12 в. до н.э. в Грецию вторг. дорийцы; сопротивл. ахейцев сломлено (А. были разобщены). Дорийцы уничтожили к-ру ахейцев. Больш-во дворцов разрушено; А.-перебито; забыто монумент. строит-во и фреск. живопись; сниз. уровень жизни. Основой дальнейшего развития производит. сил стало постепен. распр.-ие железных орудий труда и вооружения.
5. Основные проблемы истории стран древнего Востока.
Первым этапом в истории классового общ-а явл-ся длительная эпоха сущ-я древневосточных гос-в, кот-е возникали и развивались, сменяя друг друга, на тер-и Северо-Восточной Африки и Азии в 4-1 тыс.
1 проблема: Др. Востоком мы называем совокупность стран, кот-е в древности были расположены на востоке и ю-в от греко-римского мира. Т.Е. сам термин «др. Восток» явл-ся приблизительным, т.к. грань м-д. Востоком и Античностью не была постоянной: финикияне колонизировали во 2-1 тыс. до н.э. о-ва Зап. Средиземноморья; греки колонизировали побережье Малой Азии: А. Македонский завоевал Ближний Восток. Причем сам Ал-р умер в 323 г. до н.э. в Вавилоне. Позднее вост-е тер-и вошли в состав Римской имп-и. Т.о. древневосточный и античный миры были тесно переплетены друг с другом. Можно говорить о том, что античный мир испытал значительное влияние Востока, так же как и Восток испытал на себе влияние античности.
2 проблема: др. Восток не знал единой хронологической системы. Время датировалось годами правления царей или каждый год носил наименование по главному событию. Это создает огромные трудности в воссоздании единой хронологии событий.
3 проблема: соц-эк-й строй др. Востока не вписывается в формационную теорию, согласно кот-й все общ-ва проходят в своем развитии 5 стадий: п/о, рабовл-я, феод-я, кап-я, соц-я. В Др. Востоке произошло разложение п/о, но рабства в классич. виде не сущ-ло. Поэтому в отношении стран Др. Востока в научный оборот был введен термин «азиатский способ произв-ва».
4 проблема: время, о котором идет речь, явл-ся важным этапом в развитии языков. В сев. части Африки образуется семито-хамитская семья языков. В вост-й Азии распространяются сино-тибетские языки, к кот-м относ. соврем. языки Тибета, Китая, Бирмы, Вьетнама. На террит. юж. части Вост. Европы и Ср. Азии создается индоевропейская семья языков: славянские, индо-иранские, балтийские, романские, кельтский. Это также создает некоторые трудности: от того времени до нас дошло мало письменных источников; некоторые из них до сих пор не расшифрованы – надписи Иньской цивилизации в Китае. Т.Е. много «белых пятен».
1. Основы методологии исторической науки.
История изучает следы человеческой деятельности.
Подходы в изучении исторической мысли:
Идеалистический (западные страны; в основе то, что дано Богом, все остальное развивает сам человек)
Материалистический (отечественный; экономические структуры, процессы и явления первичны)
«Отец» истории – Геродот (5 век до н.э.)
Функции исторического знания:
2. Методы изучения истории и современная историческая наука.
Метод – способ достижения цели.
Системный метод (выявление многообразных типов связей и сведение их в единую картину)
Типологический метод (классификация на основе общих признаков)
Современная историческая наука развивается в новом информационном пространстве. Сейчас на первый план выходит задача не просто написания исторических трудов на ту или иную тему, а создание верифицированной истории, проверяемой большими и надежными базами знаний.
3. Человечество в эпоху первобытности.
Доисторическое (первобытное) – до появления письменности.
Каменный век (дерево, кость, камень, глина)
Нижний палеолит (человек прямоходящий, овладение огнем)
Средний палеолит (появление современного человека)
Верхний палеолит (господство современного вида людей)
Мезолит 12-8 тыс. лет до н.э. (развитие производства каменных орудий труда)
Неолит 8-4 тыс. лет до н.э. (появление сельского хозяйства, керамики)
Медный век 4-3 тыс. лет до н.э. (появление медных орудий, но преобладают каменные)
Бронзовый век 2-1 тыс. лет до н.э. (появление изделий из бронзы с последующий преобладанием ее).
Железный век с 1 тыс. лет до н.э. (складывается цивилизация, распространение железа)
4. Общие проблемы истории Древнего Востока.
Не было единой хронологической системы (времена назывались появлением царей или каким-либо событием)
Древний Восток не подходит под определение теории К. Маркса (формационная теория, разделяет 5 этапов становления общества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический). В истории Древнего Востока отсутствует рабовладельческий период в классическом виде; имеет место быть разложение первобытнообщинного.
Факторы, обуславливающие «запаздывание» восточных обществ:
Сохранение крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений.
Устойчивость общинных форм общежития, сдерживающих дифференциацию крестьянства.
Преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частным владением феодалов.
Безраздельная власть феодалов над городом
5. Ключевые проблемные вопросы в развитии Древней Греции.
4 век до н.э. – период кризиса греческого полиса (следствие развития экономики)
Распространение сделок купли-продажи земли (земля рассматривается как источник дохода)
Нарушается право граждан на владение землей
Растет число греков-рабов
Распространяется отпуск рабов на оброк (в связи с прибыльностью)
Увеличивается число вольноотпущенников (рабов, которые накопили деньги и выкупились)
Из-за утраты тесного полисного единства Греция теряет свою независимость и ее подчиняет Филипп Македонский. Его сын, Александр, создает крупнейшую мировую державу древности. На смену полисам приходят эллинистические монархии.
Из-за соперничества производителя с орудием труда стал невозможным технический прогресс
Античная форма собственности разлагалась (вытеснялась индивидуальной)
Труд свободных вытеснялся дешевым трудом рабов
Физический труд превращается в позорящее свободного человека занятие
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 3. Проблемы источниковой базы и абсолютной хронологии Древнего Востока
3.1. Проблемы источниковой базы
История Древнего Востока, как любая дисциплина исторической науки, базируется на исторических источниках, которые дают нам информацию о далеком прошлом. Единственная возможность воссоздать историю древнейших на земле цивилизаций заключена в обращении к тем следам, которые они оставили после себя. И таким следом реальной действительности в жизни древних цивилизаций являются исторические источники. Одной из самых главных проблем ориенталистики считается выявление адекватности и достоверности тех сведений, которые нам доставляют дошедшие до нас разнообразные осколки минувшего. На слабость источниковой базы ориенталистики часто ссылаются противники подлинной научности нашей дисциплины.
Что такое исторический источник?
В энциклопедии данному понятию дается следующее определение: «Исторические источники – это все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучить прошлое человеческого общества, то есть все созданное ранее человеком и дошедшее до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка»[31].
Источники по истории Древнего Востока очень многочисленны и разнообразны. Традиционно все они делятся на семь типов:
1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др.
3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, поговорки, сказки, легенды, эпические сказания.
4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т.д.
5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы сохранившиеся из далеких времен в более позднее время.
6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на фресках или рельефах.
7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и пр.
Прорыв в изучении древневосточных цивилизаций и стремительный рост числа источников обеспечили достижения в двух областях знания: классической филологии и археологии. Даже в самом лучшем случае археология, постоянно совершенствующая свои методы, без поддержки письменных памятников не способна дать ясную картину социального строя, политической истории и духовной культуры, ушедшего в прошлое общества. К сожалению, ученым удалось дешифровать далеко не все системы древнего письма. Так, молчит пока хараппская письменность, что затрудняет решение многих проблем истории Индской цивилизации.
Из всего разнообразия типов источников, изучение истории Древнего Востока, в первую очередь основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных.
Документальные источники являются в силу их изначального функционального предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох. Такого рода источники несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю. Но иногда и обилие документов приводит к возникновению новых проблем. Так, например, громадное количество административно-хозяйственных текстов дошло до нас преимущественно из крупных царско-храмовых хозяйств, что может привести исследователя к аберрации (искаженной точке зрения), как это произошло с академиком В.В. Струве. Занимаясь исследованием именно этого вида источников, он пришел к выводу, что община на Востоке довольно быстро разложилась, так как письменные свидетельства о ней чаще всего молчали. Но на самом деле в сельской общине такой документации не велось, и она, соответственно, до нас не дошла.
Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» – рассказ), являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора (или авторов) данного произведения. Это необходимо учитывать в процессе критики источника. И в «Речении Ипусера», и в страстных монологах Исайи и других древнееврейских пророков, и в афоризмах Будды и Конфуция мы видим ярко выраженную авторскую окрашенность дошедших до нас текстов. Огромная трудность в извлечении истинной исторической информации заключается, прежде всего, в аутентичном переводе данных текстов, предполагающего проникновение в особый стиль мышления создателей этих древних памятников. Трудности осмысления ценностей древнейших на земле цивилизаций, их непохожесть на наше российское и европейское мышление, – одна из самых существенных проблем источниковой базы востоковедения.
Еще одной трудностью для воссоздания истории древнейших цивилизаций является фрагментарность и неравномерность освещения источниками различных периодов истории многочисленных регионов Древнего Востока. Во-первых, различные эпохи древности документированы очень неравнозначно. Казалось бы, с развитием цивилизации и, особенно письменности, количество источников должно возрастать в геометрической прогрессии – чем ближе к нашему времени, тем больше источников. Однако, источниковедческая база истории Древнего Востока демонстрирует нам в этом плане гораздо более сложную и противоречивую картину. Так, например, история древней Месопотамии в настоящее время представлена двумя миллионами клинописных текстов, созданных на протяжении III–I тыс. до н.э. Такое обилие свидетельств прошлого объясняется тем, что писали шумеры и аккадцы на глиняных табличках, которые зачастую обжигались и становились вечными. А вот жители Древней Индии и Древнего Китая писали на таких недолговечных материалах, как пальмовые листья, деревянные пластинки, ткани и пр., что приводило к гибели древнейших свидетельств о прошлом. Поэтому лишь единичные открытия, сделанные археологами ХХ века дают в распоряжение историков такие уникальные материалы, как написанные на шелке книги из кургана Мавандуй. Во II тыс. до н.э. та же Месопотамия перешла от вечной глины к пергаменту и папирусу, что резко сократило число письменных памятников, дошедших до нас. Парадокс, но от III тыс. до н.э. до нас дошло гораздо больше письменных источников, чем от II тыс. до н.э.
Историки Древнего Востока выделяет «темные века» в истории разных регионов, которые почти не освещены письменными источниками. Это, например, время арамейского нашествия в Месопотамии в конце II тыс. до н.э., или XV век в истории хеттов. Такие провалы в истории древневосточных государств объясняются, прежде всего, не изменениями технологии и материала письма, а социально-политическими или этническими сдвигами и катастрофами, которыми ознаменовывались переломные эпохи в истории данных обществ.
Несмотря, на огромные затруднения, которые возникают при интерпретации фактического материала, именно ассириология сумела решить многие проблемы, связанные с генезисом и развитием древнейших цивилизаций. Расширение источниковедческой базы, происходящее на протяжении XIX и XX вв. настоятельно требовало совершенствования методов источниковедческого анализа. Надо сказать, что долгое время уровень источниковедческой исследований отставал от стремительного роста числа новых источников, добываемых востоковедами, прежде всего, археологами.
Долгое время объективному пониманию сущности и места древневосточных цивилизаций во всемирной истории мешала чрезмерная сосредоточенность исследователей на истории Ближнего Востока. Интерес к истории Древнего Египта, Восточного Средиземноморья и Передней Азии объясняется, прежде всего, авторитетом Библии. В то же время следует признать, что Ветхий Завет действительно занимает особое место в разработке приемов внешней и внутренней критики источника. Насчитывающая уже более трех веков научная дисциплина – библеистика, сделала большие успехи в выработке главных принципов источниковедческого анализа этого сложного многослойного литературного памятника, в определении относительной и абсолютной хронологии книг Ветхого Завета. Достижения библеистики служат образцом источниковедческой критики древних священных текстов.
Для египтологов гораздо важнее порою не надписи, а изображения из настенных регистровых росписях из гробниц, дающие живые сцены повседневной жизни. В сухом климате Египта сохранились также древние папирусы, первые из которых относятся еще ко II тыс. до н.э. Потому папирология является важнейшей исторической дисциплиной в изучении истории Нильской цивилизации.
Итак, долгое время внимание исследователей было приковано к истории классических цивилизаций древности. Только в начале ХХ века европейская наука обращает внимание на древнюю историю далеких экзотических стран Востока. В 20-ые годы ХХ века начинаются обширные археологические раскопки на территории Индостана, Китая, Средней Азии, обогащавшие науку о древности новыми многочисленными вещественными и письменными памятниками.
Но введение в источниковедческую базу ориенталистики громадного количества нового материала приводило к возникновению множества новых трудноразрешимых проблем. Особенно это проявилось в индологии. Казалось бы, тысячи древних книг, дошедших до нас на санскрите и пали, которые являются священными и для современных индусов (прежде всего, Веды), должны были дать исследователям надежную опору для описания древней истории Индии. Но, к сожалению, огромное количество письменных памятников дошло до нас в основном в средневековых вариантах. Кроме того, и Брахманы, и Араньяки, и Упанишады насчитывающие сотни книг, являются вневременными, спекулятивными, метафизическими рассуждениями о природе мира и человека, что делает принципиально невозможным установление их авторства и точной датировки. Кроме того, по своему содержанию они не дают ясного представления о жизни общества и политической структуре древней Индии. А поскольку эти религиозные книги создавались и переписывались на протяжении многих веков, то, по мнению ученых (представители самой традиции с этим не согласны) неизбежно происходило искажение первоначальных текстов.
Слабость источниковой базы древней Индии связана также с немногочисленностью эпиграфических источников, появляющихся здесь только в III в. до н.э. (эдикты Ашоки). Вещественных и антропологических источников в распоряжении индологов тоже сравнительно немного, т.к. в Индии в глубокой древности распространяется обряд кремации, что привело к отсутствию некрополей, дающих обычно богатый материал. После Индской цивилизации долгие века строительство городов, зданий и стен велось из дерева, не сохранявшегося в жарком и влажном климате Индии. Каменное строительство началось только в III в. до н.э. Все сказанное объясняет, почему до сих пор невозможно создать целостную социально-политическую историю древней Индии.
Гораздо предпочтительней в этом отношении предстает история древнего Китая. Для создателей древнекитайской цивилизации в их духовной жизни главным и определяющим было отношение к прошлому. Древние ханьцы бережно и почтительно относились к своей истории, населяя ее героями и совершенномудрыми шаньюнями. Именно в китайской традиции получила развитие тенденция эвгемеризации, т.е. наделение мифических персонажей чертами реальных исторических личностей. Только в Китае смутное представление о прошлом, присущее всем цивилизациям Древнего Востока, превратилось в настоящее историописание. Древние ханьцы были убеждены в том, что знание далекого прошлого необходимо для того, чтобы лучше понять происходящее в наши дни. Этим объясняется их глубокий интерес к собиранию свидетельств о прошлом, будь то древние песни, предания, летописи, архивы или предметы материальной культуры. На основе собраний подобного рода источников и основывается развитая историческая наука. До сих пор вызывают восхищение труды Сыма Цяня, Бань Гу и других великих историков Древнего Китая, которые во многом превзошли достижения античных авторов, начиная с Геродота. Во многом великие археологические открытия, связанные с далеким прошлым Китая, обусловлены доверием к сведениям Сыма Цяня, без «консультации» с которым в настоящее время не предпринимаются крупные раскопки, приносящие, как правило, новые интересные источники. Китайские историки большое значение придавали хронологии, поэтому их труды хорошо датированы.
От древнего периода истории Китая до нас дошло огромное количество эпиграфических текстов – это прежде всего около 150 тыс. надписей на гадальных костях (бараньи лопатки, панцири черепах) – важнейший вид источников по периоду Шан Инь. Сюда относятся также надписи на бронзовых сосудах, ханьские каменные барельефы. Нужно отметить, что археология древнего Китая, сейчас находящаяся на подъеме, непрерывно пополняет источниковую базу новыми материалами. Комплексный анализ всех видов источников, позволяет извлекать надежную информацию и уточнять картину древнекитайской истории.
И все же наиболее обеспеченной источниками является история древней Месопотамии, поэтому решения многих проблем истории древности (таких как возникновение государственности, роль общины, вопросы социальной структуры и т.д.) решаются часто на основе аналогии с более или менее изученными процессами в жизни переднеазиатской цивилизации. Источниковая база древнеегипетской цивилизации в этом отношении сильно уступает по степени изученности месопотамской. Несмотря на обилие памятников материальной культуры, сохранившимися до наших дней (пирамиды, храмы, статуи и др.) и многочисленных письменных источников изучение древней истории Египта затрудняло отсутствие древних памятников права и законодательства.
Трудности, встреченные востоковедами в решении задачи адекватного понимания и интерпретации источников, способствовали распространению, особенно в XIX в. и в начале ХХ в., мнения о невозможности постижения подлинной сути и истории древних цивилизаций. Наиболее наглядно такую точку зрения высказал выдающийся американский ассириолог А.Л. Оппенхейм, который заявил: «Я убежден, что систематическое описание месопотамской религии – задача невыполнимая и ставить такую цель вообще не следует»[32]. Такое пессимистическое отношение к возможности познания подлинной исторической реальности касается не только религии, но и всей истории древней Месопотамии. Основывается оно на осознании сохраняющейся определенной слабости ее источниковой базы. Следует сказать, что работы других великих ассириологов во многом преодолевают такого рода скептицизм. Достаточно вспомнить труды выдающегося шумеролога С.Н. Крамера (кстати, соотечественника Оппенхейма), в частности его книгу «История начинается в Шумере», где дается целостное описание истории месопотамской религии[33].
Подводя итог, мы можем сказать, что стремительное обогащение источниковой базы ориенталистики, овладение исследователями новыми теоретико-методологическими подходами и совершенствование методов источниковедческого анализа позволяет надеяться на прогресс нашей дисциплины и более углубленное понимание историй древневосточных цивилизаций. При этом мы можем надеяться на большую помощь в совершенствовании методики внешней и внутренней критики, которую оказывают историкам Древнего Востока многочисленные вспомогательные источниковедческие дисциплины: ономастика и топонимика, изучающие древние имена и географические названия, нумизматика (древние монеты), сфрагистика (печати) и др.
Большое внимание при изучении курса истории Древнего Востока уделяется практическим занятиям, где студенты знакомятся с памятниками древних цивилизаций и усваивают принципы и методы современного источниковедения[34].
[32] Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980. С. 174.
[33] Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
[34] Подробнее см.: Майоров Н.И., Хазанов О.В. История древневосточных цивилизаций: специфика предмета и особенности его преподавания (из опыта кафедры истории древнего мира