одинаковыми по смыслу являются слова биография и
Одинаковыми по смыслу являются слова биография и
Методика «ШТУР»
(Школьный тест умственного развития). Форма Б
Тест разработан учеными Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АЛНСССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.
Перед проведением исследования экспериментатор объясняет цель проведения испытания и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.
Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченноe время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».
После этой инструкции экспериментатор раздает тестовые бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится испытуемый.
Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности). По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста. экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в наборе №3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.
2. Результаты набора заданий №5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0 баллами.
Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий).
Более широкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый А в задании 3-А дал ответ «наука», то он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные, но более узкие, частные обобщения, чем приведенные в таблице. Например, ответ в задании 18-А «литературные направления».
Нулевую оценку получают неправильные ответы.
Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100 процентам выполнения пятого набора заданий.
3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.
5. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) и наиболее трудных типов логических связей проводится по следующим направлениям:
А. Для набора заданий №3 выявляются:
а) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих заложенных в тест: вид-род, причина-следствие, часть-целое, противоположность, функциональные связи;
б) типичные ошибки при установлении логических связей;
в) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста(литература, история, математика, физика, биология) и цикла школьных дисциплин (общественно-гуманитарный, естественнo- научный, физико- математический).
В. В наборе №5 выявляются: а) характер типичных обобщений (по конкретному, видовому, категориальному признакам);
б) характер типичных ошибок и в каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также в каком содержании они возникают.
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть только то, которое правильно дополняет данное предложение.
а) частичный; б) редкий; в) всеохватывающий; г) победоносный; д) быстрый.
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним.
Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти улов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.
«Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
Набор заданий № 4Б
I. а) запятая; б) точка; в) двоеточие; г) тире; д) союз.
К а) глобус; б) меридиан; в) полюс; г) параллель; д) экватор.
I. а) морфология; б) синтаксис; в) пунктуация; г) орфография; д) терминология.
4. а) движение; б) инерция; в) вес; г) колебание; д) деформация.
5. а) круг; б) треугольник; в) трапеция; г) квадрат; д) прямоугольник.
6. а) картина; б) мозаика; в) икона; г) скульптура; д) фреска.
7. а) рабочий; б) крестьянин; в) раб; г) феодал; д) ремесленник.
8. а) легенда; б) драма; в) комедия; г) трагедия; д) пьеса.
9. а) аорта; б) пищевод; в) вена; г) сердце; д) артерия.
10. а) Канада; б) Бразилия; в) Вьетнам; г) Испания; д) Норвегия.
II. а) тело; б) площадь; в) объем; г) вес; д) скорость.
12. а) направление; б) курс; в) маршрут; г) азимут; д) компас.
13. а) корень; б) стебель; в) лист; г) тычинка; д) цветок.
14. а) землетрясение; б) цунами; в) гора, г) тайфун; д) смерч.
15. а) метафора; б) монолог; в) эпитет; г) аллегория; д) преувеличение.
16. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
17. а) цилиндр; б) куб; в) многоугольник; г) шар; д) параллелепипед.
18. а) пословица; б) басня; в) поговорка; г) сказка; д) былина.
19. а) история; б) астрология; в) биология; г) астрономия; д) медицина.
20. а) питание; б) дыхание; в) раздражимость; г) рост; д) сознание.
Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
Пример: 2 4 6 8 10. В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 12, которое и будет следующим числом.
Следующий пример:
9 7 10 8 11 9 12. В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.
1) | 5 | 9 | 13 | 17 | 11 | 25 | . |
2) | 3 | 7 | 6 | 7 | 9 | 7 | . |
3) | 1 | 4 | 3 | 6 | 5 | 8 | . |
4) | 6 | 8 | 11 | 13 | 16 | 18 | . |
5) | 2 | 4 | 6 | 12 | 14 | 28 | . |
6) | 1 | 4 | 8 | 13 | 19 | 26 | . |
7) | 11 | 12 | 10 | 13 | 9 | 14 | . |
8) | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | . |
9) | 1 | 3 | 7 | 13 | 21 | 31 | . |
10) | 255 | 127 | 63 | 31 | 15 | 7 | . |
11) | 3 | 4 | 8 | 17 | 33 | 58 | . |
12) | 47 | 39 | 32 | 26 | 21 | 17 | . |
13) | 92 | 46 | 44 | 22 | 20 | 10 | . |
14) | 256 | 37 | 64 | 31 | 16 | 25 | . |
15) | 1 | 2 | 4 | 7 | 28 | 33 | . |
Одинаковыми по смыслу являются слова биография и
Методика «ШТУР»
(Школьный тест умственного развития). Форма А.
Тест разработан учеными Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АЛНСССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.
Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.
Перед проведением исследования экспериментатор объясняет цель проведения испытания и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.
Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченноe время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок».
После этой инструкции экспериментатор раздает тестовые бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится испытуемый.
Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности). По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста. экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.
1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий.
Пример: если испытуемый А в наборе №3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.
2. Результаты набора заданий №5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0 баллами.
Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий).
Более широкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый А в задании 3-А дал ответ «наука», то он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные, но более узкие, частные обобщения, чем приведенные в таблице. Например, ответ в задании 18-А «литературные направления».
Нулевую оценку получают неправильные ответы.
Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100 процентам выполнения пятого набора заданий.
3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.
5. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) и наиболее трудных типов логических связей проводится по следующим направлениям:
А. Для набора заданий №3 выявляются:
а) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих заложенных в тест: вид-род, причина-следствие, часть-целое, противоположность, функциональные связи;
б) типичные ошибки при установлении логических связей;
в) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста(литература, история, математика, физика, биология) и цикла школьных дисциплин (общественно-гуманитарный, естественнo- научный, физико- математический).
В. В наборе №5 выявляются: а) характер типичных обобщений (по конкретному, видовому, категориальному признакам);
б) характер типичных ошибок и в каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также в каком содержании они возникают.
НАБОР ЗАДАНИЙ ФОРМЫ А
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом их них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример: Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и.
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.
Правильным ответом будет слово «жизнеописание». Поэтому оно подчеркнуто.
Следующий пример: Противоположным к слову «отрицательный» будет слово.
а) неудачный, в) спорный, в)важный, г) случайный, д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово «положительный». Оно и подчеркнуто.
НАБОР ЗАДАНИЙ № l-А
1. Начальные буквы имени и отчества называются.
а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.
6. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и.
а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.
7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется.
а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.
8. Противоположностью понятия лицемерный будет.
а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и.
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.
19. Противоположными по смыслу являются слова альтруизм и.
а) человеколюбие, б) взаимоотношение, в) вежливость, г)эгоизм, д) нравственность.
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
8. Растение: стебель = клетка:?
а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.
14. Старт: финиш = пролог:?
а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие, д) эпилог.
Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
НАБОР ЗАДАНИЙ № 4-А
1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.
2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник.
3. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс.
4. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.
5. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.
6. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.
7. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог.
8. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное ремесло.
9. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр.
10. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказка, д) иносказание.
11. а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.
12. а) цитоплазма, б) питание, в) рост, г) раздражимость, д) размножение.
13. а) дождь, б) снег, в) осадки, г) иней, д) град.
14. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.
15. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.
16. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания, д) Исландия.
17. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рассказ, д) повесть.
18. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.
19. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлорофилл.
20. а) длина, б) метр, в) масса, г) обьем, д) скорость.
Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом предложенной парой слов.
Предлагаем Вам ряды чисел, расположенных по определённoмy правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего pядa, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
НАБОР ЗАДАНИЙ № 6-А
1) | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | . |
2) | 9 | 1 | 7 | 1 | 5 | 1 | . |
3) | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 | 9 | . |
4) | 10 | 12 | 9 | 11 | 8 | 10 | . |
5) | 1 | 3 | 6 | 8 | 16 | 18 | . |
6) | 3 | 4 | 6 | 9 | 13 | 18 | . |
7) | 15 | 13 | 16 | 12 | 17 | 11 | . |
8) | 1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | . |
9) | 1 | 2 | 5 | 10 | 17 | 26 | . |
10) | 1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 | . |
11) | 1 | 2 | 6 | 15 | 31 | 56 | . |
12) | 31 | 24 | 18 | 13 | 9 | 6 | . |
13) | 174 | 171 | 57 | 54 | 18 | 15 | . |
14) | 54 | 19 | 18 | 14 | 6 | 9 | . |
15) | 301 | 294 | 49 | 44 | 11 | 8 | . |
1. Устное народное творчество.
2. Мельчайшие частицы вещества; состав веществ; составные части вещества.
3. Биология: наука о живой природе.
4. Изобразительное искусство; произведение изобразительного искусства.
5. Части света.
6. Электрические единицы измерения.
7. Органы кровообращения; кровообращение.
8. Столицы.
9. Общественный строй; строй; социально-экономическая формация.
10. Положительные черты характера.
11. Искусственные водные сооружения; водные сооружения.
12. Результаты математических действий.
13. Органические вещества.
14. Атмосферные явления; климатические (погодные) явления.
15. Агрегатное состояние вещества; состояние вещества.
16. Культура.
17. Стихийное бедствие.
18. Направление в искусстве; художественный стиль.
19. Литературные приемы.
Одинаковыми по смыслу являются слова биография и
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
(Гуревич, Акимова, Борисова, Козлова,
Логинова, Зархин)
Форма А (или форма Б)
Описание и примеры набора заданий № 1
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из 5 приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.
Правильным будет слово жизнеописание. Поэтому оно подчеркнуто.
Следующий пример: Противоположным к слову ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ будет слово: а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный,
В этом случае правильным ответом является слово положительный, оно и подчеркнуто.
Надор заданий 1-А
а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.
а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный,
а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.
а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.
а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.
а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.
а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.
а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.
а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.
а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый,
а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах,
а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.
а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.
а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.
а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.
а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.
а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.
а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.
а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.
Набор заданий 1-Б
а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.
а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.
а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.
а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, д) единым.
а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.
а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.
а) развитие, б) условия, в) изменения, г) переселение, д) жизнь.
а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.
а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.
а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний.
а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.
а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.
13. Одинаковыми по смыслу являются слова самоуправление и.
а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависимость.
а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчивый, д) редкий.
а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.
16. Высказывание, которое еще не полностью проверенно, обозначается как;
а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое, д) ошибочное.
а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.
а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый.
а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.
а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия, д) противоборство.
Описание я примеры набора заданий № 2
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из 4 предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.
Набор заданий 2-А
в) ловкий, г) отсталый.
в) решительный, г) острый.
в) личный, г) скрытый.
Набор заданий 2-Б
в) двигаться, г) присмотреться.
в) чужой, г) классовый.
Описание и примеры набора заданий № 3
ПРИМЕР: песня: композитор = самолет?
а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючие, д) истребитель.
а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки.
Правильный ответ ночь.
Набор заданий 3-А
а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять,
2. Холодно: горячо = движение?
а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух,
а) первооткрыватель, б) образование гор, в) извержение, г) жертвы, д) природное явление.
4. Слагаемое: сумма = сомножитель?
а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) число.
5. Рабовладельцы: буржуазия = рабы?
а) рабовладельческий строй, б) буржуазия, в) рабовладельцы, г) наемные рабочие, д) пленные.
6. Папоротник: спора = сосна?
а) шишка, б) иголка, в) растение, г) семя, д) ель.
7. Стихотворение: поэзия = рассказ?
а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза.
8. Горы: высота = климат?
а) рельеф, б) температура, в) природа,
г) географическая широта, д) растительность.
9. Растение: стебель = клетка?
а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.
10. Богатство: бедность = крепостная зависимость?
а) крепостные крестьяне, б) личная свобода, в) первенство, г) частная собственность, д) феодальный строй.
11. Старт: финиш = пролог?
а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие, д) эпилог.
12. Молния: свет = явление тяготения?
а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) земля.
13. Первобытнообщинный строй: рабовладельческий строй = рабовладельческий строй?
а) социализм, б) капитализм, в) рабовладельцы,
г) государство, д) феодализм.
14. Роман: глава = стихотворение?
а) поэма, б) рифма, в) строфа, г) ритм, д) жанр.
15. Тепло: жизнедеятельность = кислород?
а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание.
16. Фигура: треугольник = состояние вещества?
а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула.
17. Роза: цветок = капиталисты?
а) эксплуатация, б) рабочие, в) капитализм, г) класс, д) фабрика.
18. Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон? а) ясная погода, б) циклон, в) климат, г) влажность, д) метеослужба.
19. Прямоугольник: плоскость = куб?
а) пространство, б) ребро, в) высота, г) треугольник, д) сторона.
а) феодалы, б) капитализм, в) неравенство, г) рабы, д) крепостные крестьяне.
21. Числительное; количество = глагол?
а) идти, 6) действие, в) причастие, г) часть речи, д) спрягать.
22. Север: юг = осадки?
а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат,
23. Диаметр: радиус = окружность?
а) дуга, б) сегмент, в) отрезок, г) линия, д) круг.
24. Эпителий: ткань = аорта?
а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.
25. Молоток: забивать = генератор?
а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать
Набор заданий 3-Б
а) металл, б) молекула, в) отталкивание, г) взаимодействие, д) движение.
2. Крепостные крестьяне: рабы = феодалы?
а) король, б) рабовладельцы, в) церковь, г) сеньоры, д) дворяне.
3. Глагол: спрягать = существительное?
а) понятие, б) склонять, в) название, г) обозначение, д) образовать.
4. Гольфстрим: течение = цунами?
а) Япония, б) катастрофа, в) шторм, г) Куросава, д) волна.
5. Глаз: зрение = нос?
а) осязание, б) обоняние, в) лицо, г) рот, д) запах.
6. Запад: Восток = обмеление?
а) фарватер, б) засуха, в) юг, г) паводок, д) пороги.
7. Существительное: предмет = глагол?
а) бежать, б) деепричастие, в) спряжение, г) действие, д) признак.
8. Квадрат: площадь = куб?
а) сторона, б) перпендикуляр, в) ребро, г) периметр, д) объем.
9. Жара: жажда = классы?
а) крестьяне, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство, д) неравенство. 10. Лучи: угол = отрезки?
а) диагональ, б) точка, в) прямоугольник, г) хорда, д) линия.
11. Стихотворение: поэзия = былина?
а) сказка, б) богатырь, в) лирика, г) эпос, д) драма.
12. Нагревание: расширение = сила упругости?
а) пружина, б) взаимодействие, в) деформация, г) тело, д) вес.
13. Береза: дерево = рабовладельцы?
а) рабы, б) рабовладельческий строй, в) класс, г) эксплуатация, д) буржуазия.
14. Начало: конец = гармония?
а) беспорядок, б) мораль, в) антоним, г) гротеск, д) понятие.
15. Число: дробь = состояние вещества?
а) объем, б) молекула, в) железо, г) газ, д) температура.
16. Птицы: воробьиные = млекопитающее?
а) кенгуру, б) лошадь, в) теленок, г) насекомое, д) грызуны.
17. Круп окружность = шар?
а) сфера, б) пространство, в) дуга, г) радиус, д) сегмент.
18. Слово: буква = предложение?
а) союз, б) фраза, в) слово, г) запятая, д) тетрадь.
19. Феодализм: капитализм = капитализм?
а) социализм, б) феодализм, в) капиталисты, г) общественный строй, д) классы.
20. Повышение атмосферного давления: ясная погода = циклон? а) осадки, б) солнце, в) антициклон, г) погода, д) метеослужба.
21. Дыхание: углекислый газ = фотосинтез?
а) воздух, б) кислород, в) хлорофилл, г) свет, д) лист.
22. Пила: пилить = аккумулятор?
а) включать, б) проводить, в) нагревать, г) превращать, д) накапливать.
23. Человек: толпа = клетка?
а) растение, б) плод, в) микроскоп, г) ядро, д) ткань.
24. Океан: глубина = климат?
а) географическая долгота, б) влажность, в) растительность, г) местность, д) рельеф.
25. Абсолютизм: демократия = товарно-денежные отношения? а) натуральное хозяйство, б) торговля, в) ремесло, г) товар, д) промышленность.
Описание и примеры набора заданий №4
1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.
2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник.
3. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.
4. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник,
5. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рассказ, д) повесть.
7. а) дождь, б) снег, в) осадки, г) иней, д) град.
8. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.
9.а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.
10. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.
11. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, л) полюс
12- а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное ремесло.
13. а) длина, б) метр, в) масса, г) объем, д) скорость.
14. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлорофилл.
15. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог.
16. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.
17. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания, д) Исландия.
18. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.
19. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказки, д) иносказание.
20. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр.
Набор заданий 4-Б
1. а) запятая, б) точка, в) двоеточие, г) тире, д) союз.
2. а) глобус, б) меридиан, в) полюс, г) параллель, д) экватор.
3.а) морфология, 6) синтаксис, в) пунктуация, г) орфография,
4. а) движение, б) инерция, в) вес, г) колебание, д) деформация.
5. а) круг, б) треугольник, в) трапеция, г) квадрат, д) прямоугольник.
6. а) картина, б) мозаика, в) икона, г) скульптура, д) фреска.
7. а) рабочий, б) крестьянин, в) раб, г) феодал, д) ремесленник.
8. а) легенда, б) драма, в) комедия, г) трагедия, д) пьеса.
9. а) аорта, б) пищевод, в) вена, г) сердце, д) артерия.
10. а) Канада, б) Бразилия, в) Вьетнам, г) Испания, д) Норвегия.
11. а) тело, б) площадь, в) объем, г) вес, д) скорость.
12. а) направление, б) курс, в) маршрут, г) азимут, д) компас.
13. а) корень, б) стебель, в) лист, г) тычинка, д) цветок.
14. а) землетрясение, б) цунами, в) стихия, г) ураган, д) смерч.
15. а) метафора, б) монолог, в) эпитет, г) аллегория, д) преувеличение.
16. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.
17. а) цилиндр, б) куб, в) многоугольник, г) шар, д) параллепипед,
18. а) пословица, б) басня, в) поговорка, г) сказка, д) былина.
19. а) история, б) астрология, в) раздражимость, г) рост, д) сознание.
20. а) питание, б) дыхание, в) раздражимость, г) рост, д) сознание.
Описание и примеры набора заданий № 5
Правильным ответом будет: хвойные деревья. Эти слова надо написать рядом с предложенной парой слов.
Набор заданий 5-А
Набор заданий 5-Б
Описание и примеры набора заданий № 6
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего, поэтому следующее число будет 12. Его нужно записать.
В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его вам и нужно написать.
Набор заданий 6-А
Набор заданий 6-Б
10. 255 127 63 31 15.
14. 256 37 64 31 16 25.
(Гуревич, Акимова, Борисова, Козлова,
ШТУР предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессами умственного развития в период школьного обучения.
Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.
Надежность тестов определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,60 до 0,88. Для общего балла Г = 0,93 и Г = 0,90.
Таблица 1
Корреляция между отдельными субтестами представлена в таблице 2.
Таблица 2
Валидность теста определялась путем сопоставления успешного его выполнения со школьной успеваемостью. Коэффициенты ранговых корреляций для отдельных форм были га= 0,57 и гб= 0,54.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА
Общая инструкция испытуемым по всему тесту дается экспериментатором в устной форме. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий вам понадобятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим».
Время на проведение субтестов
Название субтеста
Числовые ряды
«Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решений.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, старайтесь работать быстро и без ошибок».
После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится испытуемый. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкции первого субтеста и разбирает примеры. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задание. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер, чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности, но истечении времени, отведенного на выполнение первого субтсста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положчть ручки, и начиная читать инструкцию к следующему субтесту. При проведении теста необходим периодический контроль правильного выполнения испытуемыми процедуры тестирования.
(приведены правильные ответы, обозначенные буквами и цифрами)
Задание 1 А | Задание 2 А | Задание 3 А | Задание 4 А | Задание 6 А | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Б | 1.Б | 1.Г 21.Б | 1.Б | 1.24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Б | 2.Б | 2.Б 22.Г | 2.А | 2.3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.В | 3.Г | 3.Д 23.В | 3.Д | 3.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.В | 4.В | 4.В 24.В | 4.А | 4.7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.В | 5.В | 5.Г 25.В | 5.А | 5.36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Д | 6.Г | 6.7 | 6.А | 6.24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.В | 7.Б | 7.Д | 7.В | 7.19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Б | 8.Г | 8.Б | 8.В | 8.64 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Г | 9.Б | 9.В | 9.Д | 9.37 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.А | 10.Г | 10.Б | 10.Г | 10.49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.А | 11.А | 11.Д | 11.Б | 11.92 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.Б | 12.Б | 12.В | 12.Б | 12.4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.Г | 13.В | 13.Д | 13.Б | 13.5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.Д | 14.Г | 14.В | 14.Г | 14.4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.А | 15.А | 15.Д | 15.В | 15.4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.Г | 16.Г | 16.А | 16.Б | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.Г | 17.А | 17.Г | 17.В | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.Д | 18.В | 18.А | 18.Г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.В | 19.В | 19.А | 19.Г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.В | 20.В | 20.В | 20.Б |
Задание 1 Б | Задание 2 Б | Задание 3 Б | Задание 4 Б | Задание 6 Б |
1.Д | 1.Г | 1.В 21.Б | 1.Д | 1.29 |
2.В | 2.В | 2.Б 22.Д | 2.А | 2.12 |
3.Д | 3.А | 3.Д 23.Д | 3.Д | 3.7 |
4.А | 4.Б | 4.Д 24.Б | 4.В | 4.21 |
5.Г | 5.Г | 5.Б 25.А | 5.А | 5.30 |
6.Б | 6.В | 6.Г | 6.Г | 6.34 |
7.Г | 7.Г | 7.Г | 7.Г | 7.8 |
8.В | 8.В | 8.Д | 8.Д | 8.2 |
9.А | 9.А | 9.Г | 9.Б | 9.43 |
10.Д | 10.Б | 10.Б | 10.В | 10.3 |
11.Б | 11.Г | 11.Г | 11.А | 11.94 |
12.а12.Б | 12.Б | 12.В | 12.Д | 12.14 |
13.А | 13.Б | 13.В | 13.Г | 13.8 |
14.Г | 14.А | 14.А | 14.В | 14.4 |
15.В | 15.А | 15.Г | 15.Б | 15.198 |
16.Г | 16.А | 16.Д | 16.Г | |
17.Б | 17.В | 17.А | 17.В | |
18.В | 18.В | 18.В | 18.В | |
19.Б | 19.Г | 19.А | 19.В | |
20.Д | 20.А | 20.А | 20.Д |