огнищанин это в древней руси это
Значение слова «огнищанин»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОГНИЩА’НИН, а, мн. а́не, а́н, м. (истор.). Представитель высшего слоя русского феодального общества в ранний период его развития (до 12 в.), старший дружинник, ближайший советник князя.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
огнища́нин
1. представитель высшего слоя русского феодального общества в ранний период его существования; старший дружинник, ближайший советник князя (на Руси до XII в.) ◆ Сердцем или главным составом сей державы были огнищане, или житые люди, то есть домовитые, или владельцы: они же и первые воины, как естественные защитники отечества; из них выходили бояре или граждане, знаменитые заслугами. Н. М. Карамзин, «История государства Российского», Том 6, 1811–1818 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это жители лесов или как бы стародавние древляне или вятичи, в противоположность Муромцу, который у себя на родине расчищал лес для пахотной земли, как древний огнищанин, поселившийся на расчищенной из-под палу земле, на Дору или на огнище. Ф. И. Буслаев, «Бытовые слои русского эпоса», 1887 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оборонный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Огнищанин это в древней руси это
Огнища́нин (тиун огнищанский, огневщик) — представитель высшего слоя русского феодального общества в ранний период его существования (до XII в.); старший дружинник, ближайший советник князя.
Историки считают огнищан то просто зажиточными гражданами, то потомками былых славянских князей, то «княжьими мужами», боярами.
Татищев в XVIII в., исходя из слов «огонь», определял огнищанина огневщиком или объездником, пожарным (брандмейстером), Успенский в 1818 г. указывал на то, что огнищем именуется выжженная в лесу полоса земли, а огнищанами — выжигатели, следовательно, это земледельцы, выжигающие леса под пашню. Эверс (в 1826 г.) производит огнищанина, напротив, от огнища в смысле очага, так что получается владелец собственного очага, глава семьи, причем, прибавляет он, этот термин употребляется и в смысле боярина.
Но уже Беляев, имея в виду высокое положение огнищанина, находил, что это не просто земледельцы, а крупные землевладельцы, которые сделали себе собственными средствами огнище, расчистив дикий лес под пашню и населив занятое место земледельцами, — это бояре-собственники. К понятию боярина приходит и Соловьев, но исходная точка его иная — огнище не в смысле спаленного леса, а в смысле очага, дома, двора, но не просто очага, а очага княжеского. «Огнищанин должен означать человека, который живет при огнище княжеском, домочадца княжеского, человека близкого к князю, его думца, его боярина». Он сопоставляет «огнищанина» с позднейшим «дворянином», означающим «человека, принадлежащего ко двору», дому княжескому, а не имеющего свой дом или двор; следовательно, и под огнищанином нет нужды разуметь человека, имеющего свое огнище». К этому выводу Соловьев приходит на основании сопоставления источников: «Единственное средство объяснить это название — посмотреть, как оно заменяется в других списках «Правды» и в других летописях». Оказывается, что огнищанин краткой «Русской Правды» заменяется выражением «княж муж» в пространной «Правде» (ст. 3), а огнищанам одних летописных рассказов соответствуют бояре в других. Эти соображения побудили и других авторов принять объяснение Соловьева, признать огнищанина княжьим мужем высшего разряда, старшим дружинником, боярином, хотя одни подчеркивают главным образом характер его в качестве дружинника, члена огнища своего вождя, другие — положение (земского) боярина, крупного землевладельца.
Таким образом, из какого бы объяснения мы ни исходили, мы все же получим тот вывод, что огнищанин есть, с одной стороны, землевладелец и крупный домохозяин, а с другой — дружинник, «княж муж», боярин, причем хозяйство его, как видно из источников, покоится на рабском труде, на холопах, на челяди.
Огнищане упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции (в пространных списках слово «огнищанин» заменено на «княж муж»). Считается, что огнищанин — это представитель высшего служилого класса; за убийство огнищанина была определена вира в 80 гривен, вдвое выше, чем за простолюдина.
В новгородских летописях огнищане упомянуты три раза с 1166 года по 1234 год, всегда в сочетании «огнищане, гридь и купцы». Первое место огнищан в этом списке считается признаком важности этого сословия в Новгороде. Карамзин считал их домовитыми, зажиточными гражданами и указал на связь их с «житьими людьми». Мстиславский (в статье «Огнищанин и княж муж», в «Чтениях Московского общества истории и древностей Российских», 1860, № 4), придавая слову «огнище» значение урочища, хранилища огня, переводит название «огнищане» словами боговит, богатырь, витязь и считает их потомками древних славянских князей, владык народа, молившихся огню. По мнению Мрочек-Дроздовского («Исследование о „Русской Правде“»), огнищане — славянский перевод скандинавского слова boljarl — болярин, то есть то же, что княж муж.
Акты XVII — XVIII веков, относящиеся к северной Руси, упоминают о небольших союзах-огнищах, а писцовые книги — о подобных же союзах «печищах»; во главе тех и других стояли старейшины — огнищане и печищане. Как землевладельцы, огнищане противополагались смердам, государственным крестьянам, также владевшим землей, но не на правах собственника. Этим объясняется термин «Русской Правды» тиун огнищный — высший из всех тиунов, управлявший княжеской дворцовой челядью и дворцовыми землями князя.
Огнищане
Слово происходит от огни́ще — совокупность домочадцев, буквально очаг.
Огнищане упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции (в пространных списках слово «огнищанин» заменено на «княж муж»). Считается, что огнищанин — это представитель высшего служилого класса; за убийство огнищанина была определена вира в 80 гривен, вдвое выше, чем за простолюдина.
В новгородских летописях огнищане упомянуты три раза с 1166 года по 1234 год, всегда в сочетании «огнищане, гридь и купцы». Первое место огнищан в этом списке считается признаком важности этого сословия в Новгороде.
Акты XVII — XVIII веков, относящиеся к северной Руси, упоминают о небольших союзах-огнищах, а писцовые книги — о подобных же союзах «печищах»; во главе тех и других стояли старейшины — огнищане и печищане. Как землевладельцы, огнищане противополагались смердам, государственным крестьянам, также владевшим землей, но не на правах собственника. Этим объясняется термин «Русской Правды» ти́ун огнищный — высший из всех тиунов, управлявший княжеской дворцовой челядью и дворцовыми землями князя.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.
Рядо́вич — в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами, зерном или орудиями труда. Отрабатывали долг, используя часть своего времени. Были близки к закупам. Рядовичами становились не пошедшие в холопство и заключившие «ряд» тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи часто использовались в роли мелких административных агентов своих господ. По Русской.
Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.
Огнищанин
Смотреть что такое «Огнищанин» в других словарях:
ОГНИЩАНИН — ОГНИЩАНИН, огнищанина, мн. огнищане, огнищан, муж. (ист.). Представитель высшего слоя русского феодального общества в ранний период его развития (до 12 в.), старший дружинник, ближайший советник князя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
огнищанин — сущ., кол во синонимов: 1 • землевладелец (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ОГНИЩАНИН — (иначе тиун огнищный, от «огнище» очаг, двор) по Русской Правде «княжеский муж», т.е. слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в доме своего господина. Жизнь О. охранялась повышенным штрафом в 80 гривен серебра (за убийство свободного… … Юридическая энциклопедия
Огнищанин — тивун огнишный (от слова огнище очаг, двор), по Русской правде (См. Русская правда) «княжеский муж», т. е. слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в доме своего господина. Жизнь О. охранялась повышенным штрафом в 80 гривен… … Большая советская энциклопедия
Огнищанин — м. Представитель высшего слоя русского феодального общества в ранний период его существования; старший дружинник, ближайший советник князя (на Руси до XII в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
огнищанин — огнищанин, огнищане, огнищанина, огнищан, огнищанину, огнищанам, огнищанина, огнищан, огнищанином, огнищанами, огнищанине, огнищанах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ОГНИЩАНИН
ОГНИЩАНИН (иначе — тиун огнищный, от «огнище» очаг, двор) — по Русской Правде — «княжеский муж», т.е. слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в доме своего господина. Жизнь О. охранялась повышенным штрафом — в 80 гривен серебра (за убийство свободного «людина» полагался штраф в 40 гривен, а смерда и холопа — в 5 гривен). Штраф выплачивался либо убийцами, либо вервью, на чьей территории обнаруживали тело О. В других источниках О. назывался хозяин, домовладелец, член племени, деревни и т.д.
Смотреть что такое «ОГНИЩАНИН» в других словарях:
ОГНИЩАНИН — ОГНИЩАНИН, огнищанина, мн. огнищане, огнищан, муж. (ист.). Представитель высшего слоя русского феодального общества в ранний период его развития (до 12 в.), старший дружинник, ближайший советник князя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
огнищанин — сущ., кол во синонимов: 1 • землевладелец (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Огнищанин — хозяин подсеки (огнища) в Новгородской земле, средний и мелкий землевладелец, «княжий муж». В XII XIII вв. огнищане были влиятельной группой новгородцев. * * * ОГНИЩАНИН ОГНИЩАНИН, (от слова огнище очаг, двор), по Русской правде (см. РУССКАЯ… … Энциклопедический словарь
Огнищанин — тивун огнишный (от слова огнище очаг, двор), по Русской правде (См. Русская правда) «княжеский муж», т. е. слуга князя, отвечавший за сохранность имущества в доме своего господина. Жизнь О. охранялась повышенным штрафом в 80 гривен… … Большая советская энциклопедия
Огнищанин — м. Представитель высшего слоя русского феодального общества в ранний период его существования; старший дружинник, ближайший советник князя (на Руси до XII в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
огнищанин — огнищанин, огнищане, огнищанина, огнищан, огнищанину, огнищанам, огнищанина, огнищан, огнищанином, огнищанами, огнищанине, огнищанах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов