Ограбление гознака в 1967 году реальная история в фильме паук
Важные темы
Реклама
Добавить новость в:
» Ограбление века в СССР: Как это было
| 21 ноябрь 2015 | Общество |
На ТВ прошел детективный сериал «Паук» (первоначальное название «Гознак») — фильм проекта об опергруппе следователя Ивана Черкасова. Канвой картины стало самое крупное в СССР ограбление банка. Произошло это в 1977 в Ереване, но авторы изменили время и место действия — события происходят в Москве и на 10 лет раньше. А что же было на самом деле?
Операция «Святой Януарий»
Двоюродные братья Николай и Феликс Калачяны, разобрав стену, успешно ограбили в Гюмри магазин — вынесли магнитофоны и продали их за фантастическую сумму 15 000 рублей. Прогулять шальные деньги кузены отправились в Москву. Затем им пришла в голову идея ограбить Госбанк в Ереване, где нашелся наводчик. Пять месяцев троица разрабатывала план. За неделю до часа Х Николай попал в автокатастрофу и руководил операцией «Святой Януарий» из больницы.
На дело пошел один Феликс, кандидат в мастера спорта по гимнастике. Вот как пишет про ограбление «Википедия»: «Вечером 5 августа 1977 Феликс Калачян вошел в жилое здание, имеющее с Госбанком общую стену, и попытался пробить ее, но она оказалась очень толстой. Тогда он залез на крышу и увидел, что в комнате банка, на этаж выше хранилища, идет ремонт, и на ее окне нет решетки, только пленка. Он попытался забросить туда веревку, но не получилось, и тогда Феликс, рискуя жизнью, перепрыгнул с крыши в окно. Затем, проделав в полу отверстие, ухитрился пролезть в него, а затем вылезти обратно с двумя пудовыми мешками денег (на следственном эксперименте, однако, Феликс повторить заново этот трюк не сумел)».
Братья попались в Москве при попытке сбыть очередные сторублевки. В 1979 их приговорили к расстрелу. Однако Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства о помиловании Калачянов, но, увы, эта весть опоздала в Ереван на 20 часов (в фильме — 20 минут) — приговор был приведен в исполнение.
Натурные съемки картины происходили на ВДНХ, один из павильонов которой и изображал Дом моделей. В целом, надо отметить, что авторы (режиссер Евгений Звездаков, оператор Михаил Искандаров, художник Игорь Коцарев) старались достоверно воссоздать быт и атмосферу тех лет (но не все получилось). Фильм весьма динамичен, смотрится, что называется, на одном дыхании. Прекрасна работа всех актеров, но особо хочу отметить Родиона Нахапетова — он великолепно сыграл злодея Скуратова.
Киноляпы в истории сыщика Черкасова
Поскольку, надо думать, на этом истории сыщика Черкасова не закончатся, хочу отметить (несмотря на мои дифирамбы) значительные огрехи фильма. Дабы авторы учли и в дальнейшем не наступили на эти грабли. А ведь сценаристов было аж шесть: Мария Сапрыкина, Слава Синица, Дмитрий Терехов, Ольга Нагдасева, Иван Угаров, Светлана Белова. Неужели нельзя при таком коллективе быть внимательнее и уважительнее к зрителю?
Или вы считаете, что в кабинет председателя КГБ Юрия Андропова можно было вот так запросто ворваться майору милиции? Кто выписал пропуск? Кто пустил в приемную? И кто пустил в кабинет без доклада? Тем более, если он не вызывал его к себе? Фантастика! Охранников после этого расстреляли или как?
Любовница главного злодея Куняева на допросе заявляет: «На Гознаке как в крепости, ворота повсюду с железными замками, да еще солдат понаставили — каждого проверят, досмотрят». И при всем при этом обычная уборщица раздобыла план помещений Гознака! «По трубе вентиляции можно добраться до лаборатории, на потолке решетка, и сигнализация не стоит» — откуда она это могла знать, ребята. А уж то, что она нашла свое личное дело и сожгла его прямо на столе начальника отдела кадров, не тянет даже на ненаучную фантастику! Вы можете это себе представить в реальности?
Черкасов рассказывает о своем основании для подозрения Куняевой: «Бумаге, на которой напечатан план Гознака, не менее 3 лет. Значит, тот, кто печатал, там уже не работает». Оставим в стороне гениальность эксперта, определившего давность бумаги. Но из какой логики следует, что писавший уже уволился? И главное: как уборщица смогла незаметно для всех печатать этот преступный план? Не проще было бы просто написать, и притом дома?
В общем, Черкасов для проверки своей гениальной догадки отправляет помощника Гаркушу на Гознак осведомиться про всех бывших сотрудников. Таковых оказалась ровно одна Куняева, с фото которой Алексей и пришел к сотрудницам лаборатории. Те сразу и опознали бывшую уборщицу Сергееву. Нет, у меня ошибки никакой нет: это сценаристы вдруг забыли, что у их героини в остальных эпизодах фамилия Куняева.
Зато у Черкасова, увидевшего записку закройщика Феликса другу Стасу на странице самиздатовского текста «Мастера и Маргариты», «вдруг сразу все сложилось». Чтобы зрители не терялись в догадках, что именно, как и куда сложилось, и не чувствовали себя дебилами, сценаристы вложили в уста фронтового друга следователя, редактора газеты Чудовского, фразу: «Ты вот говоришь: я думал, у меня сошлось… Я бы ни черта не понял. У меня даже ничего не забрезжило». И тут же предложил выпить за следственный гений друга. Причем, наливал он, видимо, из той же бутылочки, которую позже чекист Роберт притарабанит в камеру к Скуратову в камеру.
В первой серии усиленно муссируется тема супер дефицитного красного материала, которым зачем-то убийца покрывал тела жертв. И хотя было совершенно понятно, что определив, куда девается материя, которую охраняют тщательнее закромов Гознака, можно вычислить злодея, нам так и не рассказали как происходила утечка драгоценного товара. Видимо, просто забыли…
На протяжении всего фильма манекенщицы в одних и тех же красных платьях репетируют один и тот же выход на подиум. У меня наивный вопрос: а зачем они нужны, эти повторы? И почему дамы ни разу не сменили свои одеяния? У продюсеров не хватило денег на иные платья или это было сознательное издевательство над главным советским цветом?
Временные киноляпы
Теперь еще о временных ляпах. Андропову в 1967 было 53 года. Играющему его актеру Вячеславу Жолобову — 68, нестыковочка. Показанный в фильме торт «Птичье молоко» был запатентован аж в 1982. И детских колясок с большими колесами не могло быть в 1967. Равно как и не было понятия «пожизненное заключение».
И еще о правосудии — самый гуманный в мире суд оставил организатора ограбления века в живых, а исполнителей приговорил к смертной казни? Которые явились с повинной и сотрудничали со следствием? И когда все деньги возвращены государству? И притом празднуется многократно упомянутое 50-летие Великого Октября, и по этому поводу объявлена амнистия?…
Регина по приказу Скуратова привозит деньги к его дому на такси — т. к. чемодан тяжелый, нести ей его трудно. Но приехав на место, она почему-то не заходит, как обычно, к нему в квартиру, а почему-то звонит из ближайшего автомата. И тут Сергей Сергеевич отказывается принять вожделенные деньги и посылает даму в Сокольники. И она с чемоданом, который до того еле поднять могла, пешком идет к метро и едет к месту назначенной встречи. Где логика, господа сценаристы?
Ну и еще несколько мелочей в завершение. Майкл Коттэм провоцировал власть и отказывался уезжать из Москвы, постоянно рассказывая о некоем важном деле, которое он обязательно должен завершить. Какое это дело — мы так и не узнали.
А зачем Скуратову надо было убивать Соню? Кроме как, для остроты сюжета, других причин я не заметил. Деньги Скуратов закопал возле своего охотничьего домика. Но ни чекисты, ни муровцы не догадались там пошерстить… Ну да ладно, это как раз можно простить и правоохранителям, и авторам.
На съемках многосерийного фильма «Паук» (Первый канал) Марина Александрова вышла на подиум, а модный консультант лишил режиссера роли. О том, как снимался детектив, «ТН» рассказал режиссер Евгений Звездаков.
Сюжет фильма разворачивается в конце 60-х годов прошлого века. Среди громких дел, которые расследуют майор Иван Черкасов (Андрей Смоляков) и криминалист Соня Тимофеева (Марина Александрова), убийство манекенщицы из Дома моделей и ограбление Гознака.
В основе сюжета реальная история — похищение полутора миллионов рублей из Госбанка Армянской СССР в 1977 году. Грабителями были двоюродные братья Калачян, приговоренные за это преступление к расстрелу.
— Мы долго искали на роль грабителей, в итоге выбор пал на Сергея Година (Георгий) и Марка Богатырева (Давид), — говорит Звездаков. — По сюжету их герои — акробаты, которые в кадре выполняют опасные трюки. Мы рисковать здоровьем актеров не могли, поэтому в сценах на арене были задействованы артисты цирка, а прыжки с пятиметровой высоты, когда братья совершают побег из тюрьмы, выполняли приглашенные ребята-паркурщики.
В некоторых эпизодах Москвой стали улицы и дома Минска. Например, снять праздничный парад в Минске гораздо проще: в Первопрестольной невозможно перекрыть улицы.
Одно из упомянутых в сериале преступлений — убийства манекенщиц.
Сначала группа хотела работать в бывшем Доме моделей на Кузнецком Мосту, но со времен 1960-х там все заметно изменилось — вариант отпал.
— Как-то, прогуливаясь по ВДНХ я задумался: а почему бы нам не придумать собственный Дом моделей? — говорит режиссер. — И ВДНХ идеально для этой задумки подходил, ведь здесь все напоминает о Советском Союзе. В итоге мы повесили табличку «Дом моделей» на павильон «Металлургия» (сейчас там выставочно-коммерческий центр Республики Казахстан). Интерьеры, дефиле снимали в ДК имени Зуева, а кабинет главного модельера (Дмитрий Астрахан) нашли в Люберцах, в здании нефтяного института.
Для того чтобы ходить по подиуму подобно советским моделям 1960-х, Марина Александрова занималась с хореографом. Раньше требования к дефиле были более строгие.
— На роли манекенщиц мы искали девушек в теле, поскольку модельные стандарты в то время отличались от современных, — поясняет Звездаков. — Кстати, у нас снимались и настоящие манекенщицы того времени.
Гардероб героинь сериала пополняли разными способами. Что-то нашли в закромах киностудии, многое шили. Есть винтажные платья, в том числе от Yves Saint Laurent образца 1967 года. Их художник по костюмам купила в Швейцарии. В них, в частности, снималась Даниэла Стоянович, сыгравшая Маргариту, жену Черкасова.
Внимательные зрители отметят коротенькую, буквально десятисекундную сцену, в которой герои смотрят американский фильм (во время закрытого показа). Чтобы не тратить лишние деньги на покупку авторских прав, режиссер решил снять а-ля американский фильм сам. И сам же сыграть в нем грабителя.
— Мне начали шить костюм, — признается Звездаков, — и тут выяснилось, что тот комплект, который есть в наличии, очень хорошо сидит на Олеге Колоскове, консультанте по модным показам. Его-то мы и сняли в этой роли.
Майор Черкасов берется за расследование нового дела: Москву потрясает череда убийств манекенщиц из Дома моды. Следователь внедряет свою ассистентку Соню Тимофееву в качестве модели, чтобы получить информацию об отношениях работников Дома моды. Одновременно с убийствами происходит дерзкое ограбление Гознака. Эти преступления оказываются связаны друг с другом совершенно неожиданным образом.
Евгений Звездаков режиссер В «Пауке» майор Черкасов и Соня Тимофеева расследуют два дела — таинственные убийства манекенщиц в Доме моды. Следственная группа разыскивает преступника, который словно паук хитроумно заманивает в свою паутину девушек. Второе дело, которое расследует Черкасов — ограбление Гознака. В определенный момент дело об ограблении и дело об убийстве оказываются связаны.
События в фильме частично основаны на реальности. Прототипом ограбления Гознака стала кража из отделения Госбанка Армянской ССР в 1977 году. Тогда братьям Калачянам удалось вынести из госучреждения почти 1,5 миллиона рублей, не прибегая при этом к очевидному взлому или насилию. Феликс Калачян с крыши соседнего с банком здания перепрыгнул в открытое окно комнаты, расположенной непосредственно над хранилищем, проделал в полу отверстие диаметром всего в 34 сантиметра и ухитрился не только пробраться в хранилище с деньгами, но и вылезти оттуда с двумя мешками наличных.
Евгений Звездаков В основу сценария легла история, которая на самом деле произошла в 1977 году в Армянской ССР. Тогда двум грабителям, братьям, удалось вынести из отделения Госбанка 1,5 млн руб. Это было самое крупное ограбление в Советском Союзе! У нас же грабят не банк, а единственное в своем роде предприятие в стране, где деньги печатают законно.
«Паук» — третий сериал о работе следователя Ивана Черкасова. Первый, «Мосгаз», рассказывал о деле первого серийного маньяка СССР Владимира Ионесяна, который проникал в квартиры жертв под видом сотрудника «Мосгаза». Второй, «Палач», — об истории военных лет, когда советская девушка сотрудничала с фашистами, расстреливая партизан. В 2016 году на экраны вышла четвертая часть — «Шакал», в которой Ивану Черкасову предстоит столкнуться с бандой новой формации.
О команде
Несмотря на то, что все три фильма — части общей концепции, продюсер проекта Денис Евстигнеев («Краткий курс счастливой жизни», «Куприн», «Салам Масква») доверил три блока трем разным режиссерам.
Евгений Звездаков Андрей Малюков снимал «Мосгаз», Вячеслав Никифоров — «Палача», а я — «Паука». Мне очень понравилось, что с одной стороны есть общий знаменатель, с другой стороны я могу быть эстетически независимым. Передо мной не стояла задача во всем опираться на предыдущие работы. Мы сохранили характеры, взаимоотношения героев будут развиваться. Но «Паук» — это другое кино.
Главные герои по-прежнему майор Иван Черкасов в исполнении Андрея Смолякова и криминалист Соня Тимофеева, которую играет Марина Александрова. Александровой для съемок в «Пауке» пришлось примерить на себя роль манекенщицы. Актриса брала уроки хореографии, а советы по тому, как правильно вести себя на подиуме, ей давал постановщик шоу Вячеслава Зайцева Олег Колосков.
Марина Александрова Преобразиться в модель оказалось совсем несложно, моей героине немного поменяли образ — поменяли прическу, сделали поярче макияж, но внутренне она не меняется — остается той же Соней Тимофеевой, криминалистом.
Изменения ждут и персонаж Смолякова — ему в «Пауке» достанется любовная линия. Чувствами к экстравагантному следователю пылает юная журналистка Оксана Демидова (Мария Андреева, сыгравшая главную женскую роль в фильме «Духless»), которая уже появлялась в «Палаче».
Мария Андреева Моя героиня неуклюжая. Есть такое выражение: «дурак с мороза». Вот она как раз такая, в хорошем смысле слова! Она постоянно врывается в кабинет начальника и пытается ошарашить его новой информацией. Ищейка. Иногда именно ее сумбурные сообщения пускают расследование Черкасова по правильному следу. Кроме того, моя героиня без ума влюбляется в сыщика. И это тоже один из двигателей сюжета.
Из предыдущих фильмов в «Паук» перекочевал и персонаж Юрия Чурсина («Изображая жертву», «Молодая гвардия») молодой художник Станислав Шелест, который помогает Соне Трофимовой внедриться в Дом моды.
Кроме того, в сериале в роли манекенщиц появятся Екатерина Волкова («Шулер», «Краткий курс счастливой жизни», «Фарца», «Влюбленные женщины») и Каролина Грушка («Кислород», «Танец Дели»).
Заведующего отделом кадров Дома моды играет Родион Нахапетов, режиссер нескольких сезонов «Убойной силы» и сериала «Моя большая армянская свадьба».
О съемках
Для сцен в помещениях использовались кабинеты культурного центра «ЗИЛ», многие из которых еще не подверглись ремонту и сохраняют советский дух. Натурные съемки проходили в любимом киношниками Минске, где лучше всего на постсоветском пространстве сохранилась атмосфера эпохи.
Евгений Звездаков Снимать 70-е годы — сплошное удовольствие. Манекенщицы, платья, костюмы. Ох! У нас есть и аутентичные костюмы, привезенные из-за рубежа. В кадре есть платье 1950 года от Ива Сен-Лорана, которое нашему художнику удалось приобрести в Швейцарии.
Кстати, коллекция одежды «Красная Россия», демонстрируемая манекенщицами в фильме — аналог реально существовавшей модной коллекции «Советская Россия», выпущенной к 60-летию Октябрьской революции.
Погружение в дух 1970-х захватило и актеров. Некоторые сами прекрасно помнят то время, а молодежь уверяет, что благодаря работе команды как будто пережила времена советского застоя.
Андрей Смоляков Прекрасно помню то время! И очереди за мукой и химическими карандашами, и валенки с галошами, и цигейковые шапки, и мячи со шнуровкой, и чекушки, запечатанные сургучом, которые мой дед Григорий Митрофаныч опустошал перед ужином. Самогонные аппараты, рубку капусты во дворах, мотоциклы с коляской — предел мечтаний. Я был маленьким, а мама здоровая и красивая. Это приятные воспоминания. Иногда подсказываю реквизиторам приметы времени.
Мария Андреева Воссоздать атмосферу, как мне кажется, удалось. Один из эпизодов мы снимали в самолете. У нас был настоящий маленький самолет, где полдня мы «летели» в одну сторону, потом в другую. Сложилось ощущение абсолютной телепортации в советское время! Набитый людьми салон, чемоданы, все галдят, передают друг другу карамель «Взлетную». Как будто мы в СССР. Почему-то у меня отпечаталась в памяти именно эта сцена.
5 августа 1977 года в Ереване произошло исключительное событие в советской истории. Два советских гражданина совершили удачное ограбление отделения Госбанка. Уникальным это событие делают два факта. Во-первых, банки в СССР грабить было не принято. Во-вторых, в руках воров оказался самый солидный куш в советской истории. Им удалось унести около полутора миллионов рублей – немыслимую по тем временам сумму. На протяжении целого года следователи не могли установить виновных. Задержать преступников помогла случайность. Лайф выяснил подробности этого ограбления века.
Ограбления банков в СССР
Банки в Советском Союзе не грабили. Это в Америке времён Великой депрессии банки не грабил только ленивый. В СССР всё было иначе. И не потому, что не было преступности. Просто советская банковская система сама по себе сильно отличалась от принятой в капиталистических странах.
Конечно, существовала особая категория бандитов — налётчики, которые порой грабили сберкассы, но даже они не решались подступиться к такому серьёзному учреждению, как Госбанк. В истории советского криминала остались такие люди, как Павел Андреев (Пашка Америка) и банда братьев Толстопятовых.
Они поджидали кассиров, перевозивших деньги из учреждения в учреждение, и нападали на них на улице. Это были не кражи, а вооруженные налёты, кассиров/инкассаторов, как правило, убивали. Однако и Америка, и Толстопятовы были обычными налётчиками, которым было всё равно, что грабить. Они нападали и на магазины, и на обычных граждан.
Кроме того, даже удачное ограбление не делало преступника богатым человеком. Он жил как подпольный миллионер Корейко из «Золотого телёнка» — любоваться деньгами мог, а тратить их было некуда. Чтобы приобрести автомобиль, надо было несколько лет простоять в очереди. Чтобы купить квартиру — вступить в кооператив. Сорить деньгами в ресторанах было опасно — это привлекло бы внимание органов (советский человек живёт не по средствам). Даже не ходить на работу было нельзя — привлекли бы к суду за тунеядство.
Совокупность этих причин и привела к тому, что ограбления банков стали одним из немногих криминальных ремесёл, которые в советской действительности не прижились.
Братья Калачян
Так продолжалось до тех пор, пока за дело не взялись братья Калачян, которые вошли в историю благодаря самому удачному ограблению банка в советской истории. Николай и Феликс Калачян приходились друг другу двоюродными братьями. У них была разная судьба и жили они в разных городах, пока не сошлись для криминального промысла.
Николай Калачян был, что называется, трудным подростком. Его отец тяжело болел, и уже в раннем подростковом возрасте мальчик бросил школу и убежал из дома. Некоторое время он жил с цыганами, занимаясь мелким криминалом. Первое крупное дело ему удалось на славу — вместе с подельниками юный Калачян ограбил сберегательную кассу. Ночью, пока никого не было, они пробили дыру в стене и проникли в помещение. Их добычей стали несколько тысяч рублей, которые они и поделили поровну. Официально Калачян трудился мусорщиком.
Его кузен Феликс жил в другом городе и вёл добропорядочный образ жизни. Он был женат, у него подрастали двое детей. Феликс от рождения обладал удивительной гибкостью и в юности серьёзно занимался спортивной гимнастикой, заслужив звание кандидата в мастера спорта.
Однако в финансовом плане у него было не всё хорошо. Феликс постоянно нуждался в деньгах и во время одной из встреч с кузеном принял его предложение заняться криминальным ремеслом.
Первое дело
Перед началом своей совместной деятельности братья разделили полномочия. Имевший богатый криминальный опыт Николай отвечал за разработку операций, а Феликс, имевший хорошую физическую подготовку, был их непосредственным исполнителем.
Первой целью братья Калачян наметили магазин промтоваров. Действовали по той же схеме, по которой Николай грабил сберкассу. Ночью Феликс проделал в стене магазина дыру, через которую проник внутрь. Он забрал столько магнитофонов, сколько смог унести, и покинул место преступления.
Магнитофоны в те времена были дефицитным товаром, поэтому очень быстро расходились «с рук». На этой операции братья заработали около 15 тысяч рублей. Остаться вне поля зрения правоохранителей им помогло то, что директор магазина по какой-то причине не стал сообщать в милицию о краже. Возможно, директор магазина опасался, что выяснятся какие-то его махинации.
Отмечать удачное дело братья поехали в Москву. Впрочем, Феликс отправил своей семье часть криминального заработка, естественно, не раскрывая его происхождения.
Наводчик Завен
Вероятно, братья так и грабили бы магазины и сберкассы, если бы Николай не познакомился с Завеном Багдасаряном. Он не имел никакого отношения к криминальному миру, напротив, был на хорошем счету. Работал он как раз в Госбанке в Ереване и по долгу службы входил в состав комиссии по пересчёту купюр. Членов комиссии допускали в святая святых — хранилище Госбанка.
По всей видимости, регулярно пересчитывая баснословные суммы, Багдасарян и заразился идеей ограбления банка. Но сам он в этом участвовать не хотел. Багдасарян предложил эту идею Калачян. Он в подробностях обрисовал им план здания, расположение хранилища и т.п. вещи. За наводку он попросил у братьев 40 тысяч рублей из их будущей добычи.
Поначалу они сочли эту идею сумасшествием. Одно дело обворовывать магазины и сберегательные кассы, где и охраны нет, а совсем другое дело — Госбанк. Там и охрана, и сигнализация, и сейфы.
Подготовка
Однако позднее один из братьев передумал. Николай увлёкся идеей и начал готовить план ограбления века. Почти полгода он ежедневно ходил к зданию Госбанка и тщательно следил за всеми действиями охраны. Он завёл блокнот, в который записывал распорядок дня охранников, когда банк завершает работу и т.п. детали.
В процессе подготовки выяснилось, что в нерабочее время охраны внутри здания нет. Это значительно облегчало задачу. В конце концов Николай разработал план, главным исполнителем которого должен был стать его кузен.
К одной из стен здания Госбанка примыкало другое здание. Это, по замыслу Николая, должно было облегчить проникновение. Феликс должен был попасть в это здание, пробить двойную стену и оказаться внутри Госбанка. Как они уже знали, деньги там хранились не в подвальном помещении, а на втором этаже. Сейфа не было, деньги лежали в простых ячейках.
За несколько дней до операции Николай попал в небольшое ДТП и оказался в больнице. Но план уже был разработан и мог быть претворён в жизнь и без его участия.
Ограбление века
Ночью 5 августа 1977 года Феликс Калачян проник в здание, чья стена примыкала к Госбанку. С собой у него было более десяти свёрл и детский зонт. Зачем грабителю банков понадобился зонт? Поскольку по плану он должен был просверлить пол в комнате отдыха персонала, располагавшейся на третьем этаже, большие куски бетона падали бы на пол хранилища с четырёхметровой высоты. Николай посчитал, что они будут издавать слишком громкий звук при падении (дело было ночью) и привлекут внимание, поэтому уговорил брата взять зонт. Он должен был просверлить небольшое отверстие, просунуть в него зонт и раскрыть, чтобы обломки падали в него. При этом он должен был изловчиться и как-то удерживать зонт, одновременно пробивая дыру в полу.
Однако с самого начала всё пошло не по плану. Проникший в здание Феликс начал проделывать дыру в стене и понял, что стены слишком толстые. Чтобы просверлить отверстия в двух стенах, ему бы пришлось потратить уйму времени. До утра он вряд ли бы управился.
Казалось, что операция сорвалась. Но выбравшийся на крышу Феликс заметил, что одно из окон в комнате отдыха персонала на третьем этаже осталось открытым (с него сняли решётки из-за ремонта). Правда, попасть туда можно было, только исполнив сложный акробатический приём. Обычному человеку было сложно запрыгнуть с крыши в окно третьего этажа. В лучшем случае такой прыжок грозил неудачным падением и серьёзными переломами. В худшем можно было и убиться. Но Феликс решился на прыжок. Помогла гимнастическая подготовка.
Так он оказался в комнате отдыха. Этажом ниже было хранилище. Феликс приступил к работе и вскоре проделал отверстие диаметром 34 сантиметра. Позднее это очень сильно озадачило следователей, ведь взрослый мужчина не мог протиснуться в столь узкое отверстие. Появилась даже легенда, что на следственном эксперименте Феликс не смог повторить свой трюк. Но на самом деле после нескольких попыток он всё же протиснулся в отверстие на следственном эксперименте, хотя и с трудом.
Проделав дыру в полу, он закрепил верёвку и спустился по ней в хранилище. Набив наличными два огромных мешка весом по 15 килограммов каждый, Феликс вернулся на третий этаж. Теперь ему приходилось протискиваться через крошечное отверстие уже с двумя тяжёлыми мешками. И вновь его выручила гимнастическая подготовка.
Утром вернувшиеся на работу сотрудники Госбанка обнаружили следы ночного взлома. Это было не просто преступление, а настоящее ограбление века. Ничего подобного никогда не происходило за всю советскую историю. Феликсу Калачяну удалось вынести из банка около полутора миллионов рублей.
Эту сумму нет смысла переводить в долларовый эквивалент того времени, поскольку в СССР валютный рынок отсутствовал и хождение доллара было запрещено. Но чтобы хотя бы примерно оценить украденную сумму в нынешних реалиях, можно рассчитать количество средних зарплат. В 1977 году средняя зарплата в СССР составляла 159 рублей. Таким образом, преступникам удалось похитить сумму, равную 9433,9 средних месячных зарплат. В 2016 году, согласно официальным данным, средняя зарплата в России составляла 36 тысяч рублей. Таким образом, если сопоставить количество украденных средних зарплат с нашим временем, выходит, что им удалось похитить 339, 6 млн рублей. Или примерно 5,6 млн долларов по нынешнему курсу. Неплохой куш для двоих человек, даже с учетом того, что они обещали Багдасаряну 40 тысяч за наводку.
Разумеется, о беспрецедентном преступлении сразу же доложили в Москву. Делом занялись лучшие следователи. Но у них не было ни одной зацепки. Единственное, что они могли сказать в первые дни, это то, что у преступников, по всей видимости, был наводчик из числа персонала банка.
Охота на преступников
Казалось, преступление века удалось и никогда не будет раскрыто. Но для удачливых воров в этом деле был один неудачный момент, который сильно осложнял им жизнь. Хотя они и не оставили следов на месте преступления, большая часть похищенной суммы состояла из новеньких сторублёвых купюр, только недавно вышедших в оборот. И они банально не могли тратить эти деньги из опасения привлечь внимание милиции.
Все магазины и сберкассы получили инструкцию сообщать о крупных покупках, за которые расплачивались новыми банкнотами. Понимали это и братья-преступники, поэтому не спешили тратить деньги.
Пока кузены пережидали бурю, весь воровской мир стоял на ушах. Милиция тщательно проверяла всех известных им профессиональных воров. Рецидивистов вызывали на допросы, проводили у них обыски, но всё было безрезультатно. Братья Калачян в картотеках не числились.
Но сидеть на такой горе денег (в буквальном смысле слова) и не иметь возможности их потратить — не самое простое испытание. Поначалу братья тратили мелкие купюры. Однако крупные банкноты, что называется, жгли карман. И Николай придумал, как ему казалось, беспроигрышный способ легализации украденного капитала.
Крупные купюры планировалось потратить на облигации государственного займа. А полученные облигации можно было обменять обратно на «живые» деньги, уже не привлекая внимания. Первую крупную партию облигаций решено было купить подальше от места преступления — в Ташкенте. Расчёт преступников был верным: пока в Ташкенте сообразили что к чему и доложили куда надо, их уже и след простыл.
Вскоре братья поехали в Москву, где впервые засветились. Они хорошо покутили в ресторане, расплатившись опасными сторублёвками. Хотя их и не задержали в тот день, у следствия появилась зацепка: предполагаемые преступники — кавказцы, а не «гастролёры». Вновь стали перетряхивать всех кавказских рецидивистов.
Тем временем Николай Калачян познакомился с москвичкой, которую очаровал, в том числе и недешёвыми подарками. Её брат работал таксистом, и Николай Калачян решил использовать его в своих целях. В различных источниках существуют две версии того, как развивались события в дальнейшем.
По одной версии, таксиста использовали вслепую. Он не догадывался о происхождении денег. Николай Калачян сказал ему, что планирует пышную свадьбу с его сестрой и у него есть крупная сумма денег, которую он выиграл в карты. Но у него сейчас нет возможности её легализовать, поэтому он попросил его купить крупную партию облигаций госзайма. Молодой человек отправился в одну из сберкасс, где его оперативно задержали по сигналу кассирши.
По другой версии, таксиста одолевали сомнения, он почуял неладное, и, когда принимавшая у него деньги кассирша отошла от рабочего места и попросила подождать, он решил, что она звонит в милицию и убежал, оставив деньги в кассе. Поскольку в сберкассе оказалось много свидетелей, они хорошо запомнили его внешность и видели автомобиль, на котором он уехал. Мужчину задержали в тот же день.
От него следователи узнали про богатых армян, сватавшихся к его сестре. 7 июня 1978 года братья Калачян были задержаны. После ограбления они оставались на свободе 10 месяцев. За это время они успели истратить только сто тысяч рублей. Сумма очень крупная, но всё же не идущая в сравнение с общей суммой похищенного.
Если бы кузены похитили сколь угодно крупную сумму у частного лица, им бы грозило от четырёх до десяти лет с конфискацией имущества. Однако они посягнули на государственное имущество. А советское государство стояло на защите своей собственности гораздо твёрже, чем на защите имущества граждан. За хищение особо крупной суммы у государства можно было получить смертную казнь. Особо крупной суммой считалась сумма, равная или превышавшая 10 тысяч рублей. Братья Калачян превысили этот лимит в 150 раз.
И Николай, и Феликс были приговорены к смертной казни. Их наводчик Багдасарян отделался 11 годами лишения свободы. Во многих источниках упоминается, что за братьев ходатайствовал председатель президиума Верховного Совета Армянской ССР Саркисов и даже добился помилования, но оно якобы опоздало на сутки и их расстреляли.
Но это, по всей видимости, более поздняя легенда для придания истории особого драматизма. Всё же времена были уже не сталинские, смертники были редкостью. Если ходатайство о помиловании рассматривалось, расстрелять их прежде, чем в нём будет отказано, было нельзя. Так что «опоздать» помилование просто не могло.
Ограбление Госбанка и по сей день остаётся уникальным случаем в истории. Ни до, ни после никому не удавалось похитить более крупной суммы.