охарактеризуйте основные категории крестьян на руси чем различалось их положение что было общим
История
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия. Какие основные категории крестьян были на Руси? Чем различалось их положение? Что было общим?
Крестьян делили по тому, на каких землях они жили. На чёрных жили черносошные крестьяне. Они платили налог государству. Не платили его жители белых земель (белые, значит свободные от налога). Но эти земли принадлежали частным владельцам (боярам, церкви), потому жившие на них крестьяне платили этим владельцам оброк (обычно в виде части того, что выращивали и добывали).
Ещё по теме
Русская православная церковь во второй половине XIII-XV веке. За счёт чего росли богатства Православной церкви на Руси.
Православная церковь в древней Руси. С какими трудностями приходилось сталкиваться священникам и монахам в период утверждения христианства на Руси? Какими качествами должны были обладать люди, избравшие в то время путь служения Богу?
Русская литература во второй половине XIII-XV веке. Какие изменения претерпела письменность в XIV-XV веках? Чем они были вызваны?
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. Охарактеризуйте Владимира Мономаха как правителя.
Первобытная эпоха. Объясните, от чего зависел род занятий и образ жизни древних людей. Приведите примеры.
Натиск с Запада. Ливонский орден — возникновение и укрепление..
Северо-Восточная Русь. Чем различается архитектура Успенского собора во Владимире и церкви Покрова на Нерли, возведённых почти в одно время?
Натиск с Запада. Исторический портрет Александра Невского.
Искусство древней Руси. Что собой представляет икона. Кого изображали на иконах? Какое значение придавалось иконам на Руси?
Первые русские князья. Как известно, подлинные портретные изображения героев ранней русской истории до потомков не дошли. Вместе с тем существует множество посвящённых первым русским князьям картин и скульптур. Проанализируйте соответствующие иллюстрации к тексту учебника и доступные вам изобразительные материалы. Какими представляют этих героев художники XIX-XXI веков? Выскажите мнение, что требуется художнику, чтобы написать портрет исторической личности.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
Охарактеризуйте основные категории крестьян на Руси. Чем различалось их положение? Что было общим?
Крестьяне составляли основную массу жителей Московской Руси. Они издревле делились на две категории: черносошных (или чернотяглых), живших на черных, государственных землях (верховным собственником их был великий князь), и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов. Черносошные крестьяне, как и черные посадские люди, жили общиной, которая владела землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну. Источники называет их ещё письменными или численными людьми, потому что они все исчислены (учтены), несут тягло и распоряжаются своей землей не иначе, как с согласия общины и при условии передачи новому владельцу (наследнику, арендатору или покупателю) лежащего на данном участке земли тягла.
Крестьяне, жившие в частновладельческих вотчинах, строили свои отношения с владельцами земли на условиях ряда – договора. Садясь н a неосвоенную или запущенную землю и беря обязательство расчистить поля и луга, распахать пашню, построить дом и т.п., крестьянин получал льготу (освобождение от уплаты податей на 2, 5 и более лет) и подмогу (ссуду) – деньгами или. что было чаше, скотом, орудиями труда, семенами. Ссуда денежная – серебром – дала название крестьянам, ее взявшим, – серебренники. Необходимость возврата ссуды при уходе с насиженного места не только сдерживала выход, но делала его практически невозможным, ибо крестьянин после окончания льготных лет значительную долю своего продукта отдавал владельцу земли в виде подати – своеобразной платы за пользование ею. Разве что новый владелец, переманивший крестьянина, уплатит за него серебро и «откажет» его у старого хозяина.
Плата за пользование землей вносилась ежегодно в виде денежного или натурального оброка. В разных землях он был разный, состоял либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы). Так, в середине XVI в. крестьяне Соловецкого монастыря давали по 4 четверти ржи (1 четверть, или четь, – 3 пуда, один пуд – 16 кг.), 4 четверти овса, по сыру на Успеньев день (или 2 деньги), по 50 яиц, по хлебу и калачу – на Покров. Крестьяне, жившие в поместье сына боярского Микиты Леонова (всего 58 дворов, 325 вытей), в это же время давали ему такой доход: «деньгами 5 рублёв, 11 четей ржи. овса 222 чети, солоду ячного 50 четей и полчети, 28 четей пшеницы…, круп гречневых 14 четей, гороху и конопель 14 четей…, хмелю 28 чети; а мелкого доходу: 37 баранов, 37 полот (туш. – Л. и В. Б.), 74 куров, 37 зайцов, 37 тетереней, 37 сыров, 37 овчин, 37 поярков, 37 пятков льну, 4 пуда масла коровья, 12 пудов с третью меду, 37возов сена…» (Торопецкая писцовая книга 1540 г.). Надо думать, что в это число входил и государственный налог – государево тягло, которое, хотя и в меньшем размере, чем черносошные, «тянули» и владельческие крестьяне.
Часть крестьян (главным образом на плодородных землях), в местах, где имела место барская запашка, находились на барщине. Это личная рабoта в хозяйстве феодала. Она могла быть либо дополнением к оброку, либозаменяла его. По грамоте митрополита Киприана Константиновскому монастырю 1391 г. крестьяне, отбывая барщину, «церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли». Такие работы называли монастырским изделием. Царский Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином боярское дело.