опять двойка картина решетникова история создания
«Опять двойка»: Картина, ставшая «кошмаром» для всех советских школьников
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.
Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.
В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.
Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.
На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.
Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».
Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Картина «Опять двойка» Решетников
Описание шедевра русской живописи «Опять двойка» художника Фёдора Решетникова. Сочинение по картине для 5 класса.
Кто написал картину Опять двойка
Автором картины, которую знает практически каждый в нашей стране, является советский живописец Фёдор Павлович Решетников (1906-1988). Ф. П. Решетников считается одним из главных представителей социалистического реализма в живописи. К самым известным его работам относятся «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Мальчишки», «За мир!», «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и другие. Но самой известной картиной художника, которая является его «визитной карточкой» и известна всем со школьной скамьи, является «Опять двойка».
В каком году написана картина Опять двойка
Картина «Опять двойка» написана в 1952 г. Холст, масло. Размеры:101 × 93 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
История картины Опять двойка
Работа стала второй в трилогии картин, первая из которых — «Прибыл на каникулы», а третья — «Переэкзаменовка».
Прибыл на каникулы
Если посмотреть на все три картины, то можно увидеть, что на картине «Опять двойка» есть репродукция картины «Прибыл на каникулы», а на «Переэкзаменовке» репродукция «Опять двойка». Таким образом художник указал на преемственность сюжета картин и их единый замысел.
Переэкзаменовка
Первая картина «Прибыл на каникулы» была написана в 1948 г. Отличник суворовец приезжает домой на каникулы и рапортует дедушке о прибытии. На второй картине Решетников также решил написать отличника, тем самым показав молодое поколение, которое приходит на смену старшему и показывает отличные успехи. Если бы всё так произошло, картина называлась бы «Опять пятёрка», но в ходе разработки сюжета, Решетников решил поменять замысел.
Чтобы найти образы для новой картины, Фёдор Решетников направился в школу. Учителя посадили его за последней партой, где тот наблюдал за происходящим и делал зарисовки. Ученики, при виде чужого человека в классе, стали смущаться, так как думали, что это какой-то важный человек, прибывший в школу с проверкой. Учитель вызвал к доске отличника и задал несложную задачу, которую тот должен был решить достаточно легко. Однако отличник так засмущался, что не смог вымолвить ни слова, стоял, опустив голову, крутил мел в руках и не понимал подсказок одноклассников. Такое поведение мальчика вдохновило художника на куда более интересный сюжет — показать не отличника, а двоечника, который может вызвать у зрителя более яркие эмоции.
Решетников решил написать сцену с двоечником в классе. Сначала нарисовал учителя, но затем подумал, что в школе в основном работают учителя-женщины, и перерисовал на учительницу. И всё же, что-то не нравилось ему в своих зарисовках. Сцена в классе казалась ему скучной. Тогда к нему пришла мысль перенести весь сюжет в семью, ведь самые сильные переживания двоечник наверняка будет испытывать не перед учителями и одноклассниками, а перед своей мамой, которой будет стыдно посмотреть в глаза и признаться, что своими отметками он вновь опозорил всю семью.
Теперь перед Решетниковым встала задача — найти героя для картины. По какой-то причине он не стал рисовать того самого мальчика у школьной доски, а только лишь взял его образ. Роль двоечника исполнил сын художника Густава Клуциса, жившего по соседству, причём на картине изображена квартира Клуциса.
Интересна история с собакой. Известно, что Решетников никак не мог добиться, чтобы пёс встал на задние лапы. В этом ему помогла колбаса. Художник брал кусочек колбасы, поднимал её над собакой, и та поднималась на задние лапы. По словам знавших художника, собаку на этой картине нарисовал не он, а другой известный художник — А. А. Пластов (1893—1972).
Решетников Опять двойка описание
Картина «Опять двойка» стала знаковой для художника, лучшей его работой, которую прекрасно знают все в нашей стране. Герой картины стал фигурой нарицательной для всех двоечников. Тех, кто учится плохо, сравнивают с несчастным мальчуганом, который у зрителя, вместо порицания за плохие отметки, вызывает сочувствие.
На переднем плане картины стоит сам двоечник. Он одет в коричневое пальто. Из-под зимней одежды выглядывает чёрная школьная форма. В руках — портфель, из которого, вместо учебников, выглядывают коньки. Таким образом художник подчеркнул, что мальчик, вместо выполнения уроков, любит погонять в хоккей с друзьями.
Рядом на задние лапы встал верный друг — пёс. Собаке всё равно, какую хозяин принёс домой отметку. Он любит и ценит его независимо от успеваемости.
На стуле сидит мама мальчика. Выражение её лица нельзя назвать рассерженным, злым, строгим. Скорее, она смотрит на него с сожалением и сочувствием, так как просто устала бороться с тем, что мальчик никак не желает учиться, и думает: «Что же мне с тобой делать, сынок?».
С хитрой улыбкой на школьника смотрит младший брат. Он сидит на велосипеде и смотрит, как старшему брату неловко. Сам он ещё не ходит в школу, и ему кажется забавным, что старший брат такой разгильдяй и его регулярно ругают дома за плохие отметки.
На заднем плане — старшая сестра. Девочка нарочито показана в школьной форме, с галстуком и учебниками в руках. По всему видно, что она является отличницей. Такие, как её брат, вызывают у неё только осуждение, и она считает, что двоечников нужно ругать, наказывать и порицать. Девочке стыдно, что ей, отличнице и примерной ученице, достался такой брат, который позорит всю семью.
План сочинения по картине Опять двойка 5 класс
Сочинение по картине Опять двойка 5 класс
Картина «Опять двойка» написана известным русским художником Фёдором Павловичем Решетниковым в 1952 году. Фёдор Решетников считается одним из самых известных художников соцреализма в живописи. Социалистический реализм был направлен на то, чтобы отобразить реальность происходящего в стране, но больше на то, чтобы пропагандировать и восхвалять главные ценности, успехи, достижения Советского Союза.
Сюжет картины заключается в семейной трагедии, когда мальчик совершенно не хочет учиться. Раз за разом он приносит домой плохие отметки, чем расстраивает всю семью. Само название «Опять двойка» говорит о том, что не первый раз школьник получает двойки, приходит домой, его ругают, ему стыдно, но это ничего не меняет. Выглядывающие из портфеля коньки говорят о том, что всё свободное время мальчик любит проводить не за домашними уроками, а за игрой в хоккей с друзьями.
Главным героем картины является мальчик. С несчастным видом, отвернувшись от своих домочадцев, он стоит посреди комнаты. По всему видно, что ему невероятно стыдно за то, что он вновь расстроил свою маму. Он знает что виноват и, кажется, вот-вот расплачется. Осуждение матери для него самое худшее наказание. Даже поддержка пса, который рад возвращению маленького хозяина из школы, не утешает его.
С сочувствием и сожалением на него смотрит мать. Она уже не ругается, так как с безответственностью сына не осталось сил бороться. Мама смотрит на него с сочувствием, видя, как мальчик сильно расстроен. Она скрестила пальцы на коленях, в бессилии размышляя, что же нужно сделать, чтобы сын наконец взялся за голову. Рядом с мамой — младший брат двоечника, который ещё не знает, что такое учиться, и любит посмеяться над старшим братом, пока есть такая возможность.
На заднем плане девочка. Она прилежная ученица, пионер, настоящая гордость семьи и своего класса. В школьной форме и галстуке она перебирает учебники и с осуждением смотрит на брата. Для такой отличницы, как она, иметь такого двоечника стыдно.
Картина выражает неоднозначные эмоции. С одной стороны, картина «Опять двойка» должна вызывать осуждение. С другой стороны, школьника безумно жалко. На его лице можно увидеть искреннее раскаяние. Посреди комнаты он стоит будто всеми отвергнутый, кроме своей собаки, которой нет разницы, как в школе учиться её любимый хозяин. Сама картина трогательная и очень эмоциональная. Только по-настоящему великий художник смог создать настолько глубокую картину с тщательной прорисовкой характера каждого персонажа и напряжённой атмосферой в доме.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Художник Фёдор Решетников. История создания картины «Опять двойка!»
Художник Фёдор Решетников. История создания картины «Опять двойка!»
Фёдор Павлович Решетников (1906 — 1988) – советский художник. Один из главных представителей направления социалистического реализма. Народный художник СССР (1974).
Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.
Ф. Решетников «Прибыл на каникулы!»
Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме: «Прибыл на каникулы!» Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку… Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сценке полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ «ОПЯТЬ ДВОЙКА!»
Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно». Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.
Первый рисунок к картине
Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.
Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятная отметка для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!
Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.
Решетников подбирал для героя своей картины натурщиков-людей, похожих на тех, каких он видел. Во дворе однажды он увидел лопоухого вихрастого мальчишку-вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Возможно, вратарь тогда бы не согласился позировать.
Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.
В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.
На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь. И окно – вся комната. И картина была готова.
Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.
источник
«Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.
Местонахождение картины: Горловский художественный музей.
Картина «Переэкзаменовка» является тематическим продолжением картины — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.
Хотя картина является определенным продолжением другой картины того же художника, «Опять двойка», это не полное сюжетное продолжение. Действие первой картины происходит явно в городской квартире, а в картине «Переэкзаменовка» показан уже социально другой — сельский — двоечник. А может быть, дело происходит на даче, куда заботливые родители вывезли своего ненаглядного двоечника и заставили готовиться к переэкзаменовке.
Жаркий летний день, на лужайку высыпала вся местная детвора — это хорошо видно из окна дома, где сидит злой и несчастный человек лет десяти и вынужден готовиться к переэкзаменовке. Да не хочет он смотреть в эти книги и тетради, он даже отвернулся от них. А в открытое окно влезают друзья, зовущие на улицу, лишь приумножая муки несчастного человека[5].
Как очень часто на жанровых полотнах художника, с главным персонажем сосуществует верный домашний друг — собака, она тоже не выходит на свежий воздух, храня верность другу-двоечнику.
Все на этом полотне построено на контрастах: скорбь на лице главного героя — и веселые беспечные лица ребятишек в окне; неподвижная поза двоечника — и оживление на лужайке; яркий солнечный свет — и затененная часть сельского дома, где происходит основное действие картины — страдания за учебником.
А на стене комнаты, где мается несчастный человек, репродукция картины «Опять двойка», словно подчеркивает преемственность темы.
«Опять двойка» – знаменитое “детское” полотно Фёдора Решетникова
«Опять двойка» – одна из известнейших картин Фёдора Решетникова
Картина знаменитого советского художника Фёдора Решетникова знакома людям самых разных возрастов. Как правило, знакомство с ней происходит ещё в школе, ведь ситуацию, в которую попал главный герой полотна «Опять двойка», понимает каждый ученик (даже тот, кто ни разу не получал двойки).
Со временем мы начинаем замечать новые детали в этой картине, а потому она остаётся интересной как для юного зрителя, так и для взрослого человека. Что же раскрывают перед нами образы этого творения? Какой смысл вложил в него Фёдор Решетников, его автор? И как, по предположению, будет развиваться сюжет, показанный нам?
О мастере
Фёдор Павлович Решетников появился на свет в 1906 году в небольшой украинской деревушке. Увы, уже с ранних лет он познал всю боль и глубину потерь. Когда мальчику исполнилось три года, он остаётся сиротой. Опеку над маленьким Фёдором берёт старший брат. Он зарабатывал на жизнь росписью иконостасов и стен церквей в соседних деревнях.
Как вы догадываетесь, именно благодаря ему Фёдор Павлович заинтересовался живописью, к которой впоследствии проявил особенный талант. Растирая краски и перемывая кисти, что подавал во время работы старшему брату, юный Решетников сам понемногу осваивал это непростое искусство. Втайне он создавал первые свои рисунки. В период Гражданской войны Фёдор уходит из дома, чтобы не становиться обузой для брата.
В эти сложные времена ему довелось перепробовать самые разные профессии. Решетников был и плотником, и шахтёром, однако в его душе теплилась надежда когда-нибудь написать свои настоящие картины, которые увидел бы свет.
Советский художник Фёдор Павлович Решетников
Как ни странно, но необыкновенное призвание написания картин на детскую тему Решетников открыл в военные годы. Тогда он работал корреспондентом, поскольку достиг высокого мастерства в создании графических шаржей, что создавались художниками-репортёрами.
За время своей насыщенной деятельности Фёдор Павлович создал много интересных и запоминающихся картин, самыми известными среди которых стали «За мир», «Прибыл на каникулы», «Достали “языка”». Но, без сомнения, известность живописцу принесла его работа, названная «Опять двойка». Глядя на неё, поневоле чувствуешь себя участником событий, что так ярко преподнесены художником.
История создания картины
«Опять двойка» – картина, что является второй частью трилогии полотен. Ей предшествует «Прибыл на каникулы», а третьей частью истории стала «Переэкзаменовка». Процесс её написания был весьма интересным и даже забавным. Как рассказывал Решетников, для написания картины на школьную тематику он пришёл в школу, где учителя пригласили его посетить уроки.
Заметив незнакомого человека, сидящего в конце класса, ребята смущались и волновались – им казалось, что это какой-то проверяющий. Один мальчик, которого вызвали к доске, и вовсе не смог решить очень лёгкую задачу. Он был до того смущён, что Фёдор Павлович решил написать его на своей картине.
Правда, работа шла нелегко. Почему-то ученик не вписывался в поданный живописцем школьный интерьер. Он даже заменил учителя на полотне, но всё равно оставался недоволен своей работой.
Однако в итоге Решетникова осенила спасительная идея: ведь ребёнок мог быть не в школе, а дома! Так и была создана известная нам картина, сюжет которой не может оставить равнодушным ни детей, ни взрослых.
Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка», 1952 год
Местонахождение картины: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
«Опять двойка» — описание картины
На картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова мы видим семью, что встречает мальчика, вернувшегося из школы. Его вид красноречиво говорит о том, что вместо уроков он занимался катанием на коньках, играл “в войну” с дворовыми ребятами.
Особенное внимание к себе привлекают младший брат главного героя и собака. Они рады видеть своего любимца, ведь хотят поиграть с ним. Мать мальчугана с грустью смотрит на него, а старшая сестра явно осуждает.
Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»
Как отмечают искусствоведы, в картине «Опять двойка» есть явное разделение на негативных и положительных персонажей, третьим же элементом являются сочувствующие лица. Однако я не соглашусь с подобной распространённой версией. Несмотря на нерадивость школьника, он явно очень добрый мальчишка, который искренне любит маленького брата и собаку. В то же время стоит поддержать мать и сестру, что желают своему родному человеку успешного будущего, тяжело переносят подобные школьные промахи.
Полотно Фёдора Решетникова имеет немало интересных деталей. С первого же взгляда становится заметно, что в семье нет отца. Вероятнее всего, он погиб на войне. Однако бедствующими этих людей не назовёшь. Мы видим ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года, когда люди ещё пытались оправиться от военных потрясений, это были предметы роскоши, которые могла позволить себе далеко не каждая семья.
Главный герой и его собака. Фрагмент картины «Опять двойка»
Не менее занимательный аспект – композиция картины. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. Это особая ирония Решетникова – в качестве репродукции он изобразил собственное творение «Прибыл на каникулы», что было написано ранее.
Подобный приём использования изображения предыдущей картины повторяет и в третьей части трилогии – «Переэкзаменовке», что является сюжетным продолжением истории.
«Опять двойка» – одна из самых известных картин Фёдора Решетникова, художника, что с особой теплотой писал детей. Нежное и трепетное отношение к ребятам, понимание их радостей и тревог живописец передаёт в каждом своём творении. Даже здесь нельзя определить, сильно ли осуждает Решетников своего героя, ведь его образ выписан с душевностью и любовью.