орхан сын османа биография кто мать
Султан Орхан Гази, внук Эртугрула
При Орхане были созданы многие условия для превращения небольшого Османского государства в сильную державу. Орханом были завоёваны Бурса, куда он сразу перенёс столицу, Никея и Никомедия, осаждавшиеся ещё при Османе.
Орхан родился в 1288 году (688 году по хиджре), когда его отец Осман Гази взошёл на османский престол. Он был вторым сыном Османа Гази и самым развитым и храбрым среди сыновей султана. Благодаря этим качествам он и стал следующим после своего отца османским правителем.
Орхан рос и воспитывался под особым контролем своего отца султана Османа Гази – основателя Османского государства – и всегда был окружён его заботой и вниманием. Отец с детства готовил Орхана к ответственным должностям и управлению Османским государством.
Должностная карьера Орхана началась со службы в армии. Военные успехи молодого Орхана не заставили долго себя ждать. Ещё во время правления своего отца Османа Гази Орхан играл важную роль в жизни османского государства.
Орхан ещё в молодости руководил осадой крупной византийской крепости. После взятия Бурсы (Брусы) отец отозвал его, приказав немедленно явиться к нему. Вскоре Орхан прибыл к отцу, который к тому времени уже был смертельно болен.
Осман Гази 21 августа 1326 года (21 числа месяца Рамадан 726 года по хиджре) объявил о назначении Орхана своим преемником на престоле Османского государства. При назначении отец оставил Орхану ценное завещание, которое записал османский историк Ашик Аль-Халаби.
В завещании, в частности, было сказано: «Будь снисходителен к тем, кто повинуется тебе. Всегда оказывай благодеяния армии. Не дай шайтану обмануть тебя, полагаясь на свою силу и богатство. Остерегайся отдаляться от людей шариата.
О мой сын! Мы не воюем ради личной прихоти или получения власти для отдельных людей. Напротив, мы живём благодаря Исламу и ради Ислама умрём. Именно это и является, сын мой, тем, чего ты достоин.
О мой сын! Ты ведь знаешь, что наша цель – это довольство Господа миров. Благодаря джихаду свет нашей религии распространится на весь мир. Тогда и Всевышний Аллах будет доволен»
Хотя Орхан и не был старшим сыном Османа Гази, его старший брат ‘Алауддин не стал возражать решению отца, оспаривать его завещание и претендовать на престол Османов. ‘Алауддин поставил интересы государства выше своих личных интересов.
Алауддин не затаил обиду и оставался верным помощником своего брата. Есть даже мнение, что он сам отказался от предложения Орхана разделить государство после смерти отца, но принял его предложение стать первым великим визирем.
Орхан назначил старшего брата садразамом (великим визирем) и поручил ему внутреннюю политику государства. Такой расклад полностью освобождал Орхана от внутренних государственных проблем. Он мог, не думая о них, спокойно заняться расширением территории Османской империи.
Как только Орхан стал правителем османского государства, он первым делом перенёс столицу государства в Бурсу. Это было сделано с учётом важного стратегического местоположения города.
Далее он отправил армию в Малую Азию для завершения ранее начатых им завоеваний. За короткое время османская армия выдворила византийцев из Малой Азии.
Позднее Орхан присоединился к армии и лично возглавил воска во время взятия Никомедии (Измид (тур. İzmid) или Измит) древнегреческого города в Малой Азии.
После падения Измита в регионе не осталось значимого города кроме Никеи (Изника). Два года Орхан Гази осаждал Никею, и наконец-то она пала. Так было покончено с присутствием Византии в Малой Азии.
Завоевание Изника сделало Орхана известным в мусульманском мире. В дальнейшем Измит стал первой верфью и гаванью зарождавшегося турецкого флота.
На завоёванных территориях Орхан Гази очень великодушно и учтиво отнесся к местному населению. Он не запретил никому исповедовать свою религию.
Любой житель вновь присоединённых к Османскому государству земель мог свободно передвигаться не только по территории своей исторической родины, но и по всей территории страны. Итогом такой терпеливой и великодушной политики султана Орхана Гази стало принятие Ислама византийцами.
Учёные того времени, с которыми Орхан Гази советовался во всех касающихся государственной политики делах, издали фетву, которая гласила: «Каждый человек, принявший Ислам вместе со своей семьёй, становится полноправным гражданином Османского государства».
Эта фетва намного облегчила османам в 1336 году (736 году по хиджре) завоевание бейлика Карасы и завладение северо-западной частью Малой Азии.
После завоевания Карасы Орхан двадцать лет не вступал ни в какие военные действия. Это были двадцать лет созидания, порядка, создания регулярной армии, обеспечения полной безопасности внутри государства, строительства мечетей и других общественных заведений.
Орхан не продолжил свои завоевания, хотя с таким же успехом он мог бы намного расширить территорию государства. Напротив этого, он поднимал авторитет власти на вновь присоединённых землях, чтобы они стали неотъемлемой частью Османской империи.
На этих территориях был введён государственный порядок, созданы военные гарнизоны, построены новые учебные заведения, в которых преподавали авторитетные учёные того времени, которые имели отличную репутацию среди народа.
В каждой, даже самой маленькой деревне функционировало медресе, а в каждом городе работал институт, где студенты углубленно изучали грамматику, языки, логику, культуру речи, геометрию, астрономию, толкование Корана, хадисоведение, фихх, акыду и заучивали наизусть Коран.
Орхан Гази строил мечети, медресе, хаммамы, ханы (постоялые дворы) и имареты (благотворительные учреждения, открываемые обычно при мечетях и поддерживаемые на подаяния прихожан).
В имаратах получали пропитание не имеющие средств учащиеся, как и вообще нищие и бесприютные. Имареты существовали почти во всех значительных городах. Сохранились мечети Орхана в Бурсе, Адапазары, Кандыре, Гебзе, Коджаэли.
Орханом было построено первое османское медресе в 1331 году в Изнике. Всего в период правления Орхана было построено 11 медресе, 8 из которых — членами семьи Орхана. Первая гостиница (Эмир Хан или Бей Хан), в которой было 74 комнаты на двух этажах, была построена в Бурсе Орханом.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Жены основателя Османской империи. Кто они?
Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными. Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с «золотой» кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.
Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто. Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц. Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.
Для того, чтобы подвести «духовную» базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник. Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени. Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.
Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа
О любви Османа рассказывает легенда о «Снах Османа», записана она Ашикпашадзе. С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода. Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным. Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме. Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах. Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).
Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось «как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа».
«из союза луны и Османа произрастает большое подобие древа, охватывающее территорию всего мира и в виде опор имеющее четыре горы под своей кроной производило богатые урожаи, великолепные города с источниками чистых вод, берущие начало от рек выходящих из этих гор…Налетевший вихрь сорвал листья древа и понёс в Константинополь, а сам город превратился в драгоценное кольцо которое Осман одел на палец»
Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю. После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.
Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков «Османская мечта». И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун. В чем же дело?
Власть, политика, реальность и потомки Османа
Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна. Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.
На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз. Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.
Статуя Малхун-хатун в Эскишехире / © Basak / ru.wikipedia.org
Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением. Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея. Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.
Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти. Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.
Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими. Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе. Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе. Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.
Образ одной из жен в сериале «Основание: Осман Гази»
Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали. И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.
Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся. Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.
Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун. Брак состоялся в 1289 году. И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей. Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом. Её сын не имел отношение к продолжению династии. Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.
Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.
Захоронение Рабии Бала Хатун / © Retrieverlove / ru.wikipedia.org
Воистину, как сказано: «Когда говорят пушки – музы молчат». Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой. И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.
Не минула чаша сия и династию Османов. Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.
Литература
Орхан сын османа биография кто мать
По свидетельствам некоторых источников сын Османа I – Орхан, унаследовавший власть от своего отца, был высоким, голубоглазым светловолосым мужчиной, крупного, атлетического телосложения.
Его мать, как теперь достоверно установлено, звали Малхун-хатун и она не была дочерью известного праведника шейха Эде Бали, а принадлежала к роду соседнего бейлика Умур-бея.
Однако не благородство рода, не старшинство (он не был старшим сыном Османа), а исключительно его таланты мудрого правителя и храброго воина привлекли внимание его отца. Осман сделал всё возможное, чтобы наставить и обучить этого сына как своего приемника у кормила власти.
Путь к власти султана
Сведения о молодости Орхана можно найти в упоминаниях хроник Яхши Факиха, дошедших до нас в копиях более поздних историков, самый известный из которых Ашикпашазаде. Когда Орхану исполнилось 20 лет отец отправил его управлять небольшой провинцией Накихир, в 1309 он вернул его в столицу бейлика, тогда ещё Сёгюте.
Убедившись в том, что он вполне справляется с вопросами административного руководства, стал держать Орхана при себе, обучая всем тонкостям управления и ведения войны. Традиция отправлять султаном сыновей управлять отдельными провинциями сохранилась в династии Османа на долгие столетия.
Позже, состарившись, Осман стал доверять многие крупные военные и политические компании Орхану. Последним, при жизни Османа, стало поручение сыну возглавить осаду и взятие византийского города Бруса в Анатолии, близ Мраморного моря. После его взятия город был переименован турками в Бурсу и Орхан, приняв власть умершего отца, перенес туда столицу.
Орхан Гази
По свидетельствам османских и византийских источников доверие к Орхану, как к военачальнику и руководителю, со стороны знати было очень высоко. Ссылки на письменные свидетельства этого можно найти, например, в книге Р. Рахманалиева «Империя тюрков. Великая цивилизация. Тюркские народы в мировой истории с X в. до н. э. по XX в. н. э.».
По некоторым легендам старший сын Османа – Алаэддин сам отказался от претензий к власти и даже стал при правлении Орхана его Старшим визирем. Хотя последний факт и не находит подтверждений в хрониках, доподлинно известно, что вражды между братьями не было и братоубийство не было узаконено в те времена.
Осман умирает в преклонном возрасте в 1326 году и его место занимает Орхан I Гази, который и станет официально именовать себя султаном – первым приняв на себя этот титул в Османской династии.
Реформа армии. Янычары
Осада Бурсы длилась десять лет. Воины османских правителей были храбры, многочисленны, но увы, не готовы к штурму серьёзных укреплений. Армия была создана по кочевому принципу и состояла из иррегулярной кавалерии. Заняв всю окрестность, обратив местное христианское население в рабов и заселив окрестности мусульманами Орхан вынудил город к капитуляции, но на определенных условиях, позволив горожанам покинуть город и сохранить часть имущества.
Используя горький опыт затяжной осады, Орхан приступает к формированию регулярной армии, с подразделениями, построенными по принципу современных армий. Приток желающих воевать с Византией воинов газзавата со всех окрестных эмиратов позволил создать Орхану армию из 25 тысяч хорошо обученных воинов – серьёзная сила для того времени.
Отдельное место занимало подразделение пехоты – янычары. После неудачных попыток обучить кочевников действовать в пешем строю было принято решение, которое можно считать прообразом всех кадетских корпусов и суворовских училищ.
Со свойственной жесткостью и прагматичностью, того времени, у плененных христиан отбирали лучших в физическом отношении мальчиков, обращали их в ислам. В закрытых лагерях их обучали воинскому ремеслу пехотинца. Эта практика продолжалась в течении нескольких столетий, подготовив ни одно подразделение турецкого пешего «спецназа».
«Священная война с неверными»
Орхан продолжил дело своих предков и повел «священную войну с неверными», расширяя области своих территорий, отвоёвывая их у Византии. После реорганизации армии были взяты крупные города Никея (сейчас это Изник) и Никомедия (сейчас Измит). В Никомедии Орхан заложил первый турецкий флот. После Орхан получил доступ к проливу Дарданеллы, не смотря на борьбу с неверными, присоединив «попутно» бейлик единоверцев и одноплеменников Карасы.
Борьба с «неверными» не помешала османам вмешаться в гражданскую войну в Византии и поддержать будущего императора Иоанна VI. Орхан даже взял в жены его дочь – Феодору. И не смотря на этот союз договаривался за спиной императора Византии, с царем Сербии, которая к тому времени отделилась от союза с Византией.
Бейлик Карасы контролировал пролив Дарданеллы / © Ori / ru.wikipedia.org
Вместе с царем Сербии они планировали взять Константинополь. Однако послов Орхана перехватили и убили. В то же время и сам Иоанн VI, несмотря на предательство партнера, регулярно брал османских воинов в найме, для войн с болгарами и сербами.
В конечном итоге все балканские страны окажутся во власти османов, как и Византия. Об этом подробно описано в летописях византийских историков и хорошо обобщено в фильме «Гибель Империи. Византийский урок» Тихона Шевкунова.
Что не говори, а политика всегда была грязным делом, где выгода ставилась выше религиозных или каких-либо других идей, а честь и совесть никогда не приветствовались.
Османские завоевания при Орхане / ru.wikipedia.org
Результатом успешных военных действий и политических интриг Орхана стало распространение его власти и захват всего Галлипольского полуострова, что стало толчком к экспансии османов в Европу. Последним выдающимся событием в правлении Орхана стало взятие османскими войсками Анкары, которая принадлежала в то время монголам.
Финансовая, государственная и образовательная реформа
При Орхане окончательно сформировалась независимая финансовая система и началась чеканка собственной серебряной монеты. Это был последний шаг к обретению полной независимости Османского султаната и отказ от использования в расчетах монет сельджуков.
По примеру Византии все государственные чиновники стали делиться по должностям и носить соответствующие мундиры. Этим подчеркивалась централизация власти и переход от родоплеменного кочевого образа жизни к новой, оседлой манере существовании.
Понимая всю важность образовательной системы, в деле реорганизации структуры нового общества, по распоряжению Орхана и под руководством его брата Алаэддина строятся мечети, медрессе, хаммамы и благотворительные учреждения – имареты, во всех крупных населенных пунктах.
Охран I Гази прожил долгую жизнь, полную побед, свершений и трудов. Итогом жизни стало создание независимого государства, простиравшееся на Азию и Европу и имевшее влияние на все окружавшие его страны и народы. Он стал первым султаном и правил 36 лет, скончавшись в возрасте 80 лет. Это один из самых долгих сроков правления султана в Османской династии.
О себе самом им хорошо сказано в его же наставлении — завещании Орхана, записанное Ашикпашазаде:
«Отец мой Осман Гази Бей, да дарует ему вкусить рая Аллах, из клочка земли смог создать бейлик. Я же, по благословению Всевышнего, из Османского бейлика воздвиг Султанат…».
Литература
Орхан сын османа биография кто мать
Selçuklu ve Osmanlı İmparatorluğu запись закреплена
Однажды Осман, замученный мыслями, снова посетил обитель Шейха Эде Балы. В саду обители он увидел девушку. И как только он ее увидел, сразу же влюбился. Узнав, кто она, он смутился. Это была дочь Шейха, известная своей красотой и благородностью – Мал Хатун.
Долго колебавшийся Осман, в конце концов, решил открыть свою тайну шейху. Он хотел жениться на девушке. Бей племени кайы Эртугрул Гази был доволен выбором своего сына, но когда они пришли сватать дочку Шейха, случилось то, чего и боялся Осман – отец девушки не принял предложения. Шейх был неуверен в том, что отважный Осман, будучи наследником бея, мог составить счастье его дочери. Управление государством было делом самым ответственным, а Шейх не хотел, чтобы ради этого долга обделяли вниманием его дочь. Мал Хатун прославилась красотой на всю страну, о ней говорили даже в Византии. Она была сокровищем, на которое претендовали многие знатные лица. Несмотря на то, что Шейху было известно, что и дочка его любит Османа, он не дал согласия на их брак. Получивший отказ Осман с большим страданием в сердце вернулся домой.
Прошло два года после того дня, когда Осман просил руки дочери Эде Бали. Сердце будущего бея племени кайы всё ещё горело любовью к Мал Хатун. Он пытался тушить этот пожар, предпринимая походы на Византию. Своими победами он заставил говорить о себе и в соседних бейликах. Теперь все говорили о молодом Осман Бее. После смерти Эртугрула Гази Осман занял его место с согласия народа, знати и своих братьев.
Осман Бей, правивший племенем кайы, имел две заветные мечты. Первая из них заключалась в брачном союзе с Мал Хатун, вторая – в создании мощного государства. Однажды Осман Бей во время византийского похода лишился одного из своих друзей и приближенных. После этой потери он, чтобы заглушить свое горе, пустил коня галопом, и поскакал в горы. Долго он плакал, но все равно не нашел утешения и решил отправиться в обитель Шейха.
Весь день он провел там и согласился переночевать в отведенной ему комнате. Только он сел на кровать, на которой до него отдыхали многие мученики, он увидел Коран, висевший на стене, и с уважением снял его. Читая аяты, он успокоился душой и уснул. Увидел он вещий сон, предвестивший его о награждении за долгое терпение.
Держа в руках священную книгу, Осман Бей заснул, и его душа, оставив тело, начало бродить по стране тайн. Среди теней он заметил Шейха Эде Балы. Он, сияя лицом, улыбался Осман Бею. Из груди Шейха взошла Луна и проникла в грудь Османа. Осман Бей в испуге упал, но почувствовал в сердце силу света. Вместе с тем из его тела, в котором скрылась Луна, начала расти, веточка к веточке, великая чинара, способная затмить весь мир.
Осман Бей рано утром проснулся весь в волнении, поспешно покинул комнату и нашел Шейха, совершавшего омовение, и рассказал ему свой сон. Шейх Эде Балы, немного подумав, сказал ему: «Сын мой, Осман! Аллах повелел тебе создать большое государство и твоим потомкам – править им. Твой род пойдет от моей дочери Мал Хатун. Мал Хатун теперь будет твоей законной женой…»
Итак, Осман Бей за его терпение был награжден любовью Мал Хатун, хотя и чувствовал груз лежавшей на нем ответственности создания великого государства. Его чистая любовь и вещий сон положили начало долговечной династии.