осман сын эртугрула биография
«Их нравы»: Осман Гази — первый падишах Османской империи
Когда основателя государства османов признали султаном не благодаря завоеваниям, а после проповеди имама с минбара
Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. После путевых заметок, написанных по итогам поездки к мавзолею отца основателя Османской династии Османа I — Эртугрула Гази, он переходит к рассказу о первом падишахе империи.
Первые 10 султанов лично воевали, а потом…
Продолжая тему истоков, становления и формирования государства османов в полноценную империю, как было обещано в предыдущую субботу, сегодня поговорим об Османе Гази, он же Кара Осман, он же Фахруддин (поклонники фильма «Москва слезам не верит» могли бы продолжить этот список словами «он же Григорий Иванович»). Однако будем придерживаться официальной историографии. Большое количество имен и псевдонимов было распространенным явлением того времени, ведь правитель был не только правителем, но и воином, имамом и поэтом одновременно.
Звание Гази, как и его отец, он получил благодаря участию в многочисленных битвах и сражениях, которые в ту пору вело государство сельджуков. Напомним, что и Эртугрул, и Осман были беями, которые находились на службе у сельджукского государя и за ратные подвиги получили свои земельные наделы. Примечателен тот факт, что, начиная с Османа Гази, первые 10 султанов Османской империи, в качестве главнокомандующего, принимали участие во всех войнах и сражениях. Славную традицию первым прервал султан Селим II (он же Сары Селим). После него личное участие в войнах приняли лишь пять султанов, а всего их было 36, точнее 39, просто некоторые султаны правили несколько сроков с перерывами. Пока наш дорогой читатель окончательно не запутался в султанской арифметике Османской империи, переходим к сути.
В мавзолее Дурсуна Факиха
Началось с проповеди
Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих после завоевания Караджахисара (хотя Краджахисар был завоеван Османом Гази в 1288 году) впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. До этого все пятничные проповеди читались от имени правителя государства Сельджуков. Этот факт свидетельствовал о том, что государство османов отныне являлось независимым и самостоятельным государственным образованием. Можно сказать, что окончательную независимость от сельджуков государство обрело в 1308 году, когда правитель ильханидов Ахмед Газан Хан, скажем так, завершил земное существование государства сельджуков. Тут необходимо сказать несколько слов о том, кем же был этот Дурсун Факих, который по сути объявил о независимости новоявленного Османского государства?
Дурсун Факих был одним из выдающихся тюркских исламских ученых, последователем шейха Эдебали, о котором мы упоминали в предыдущем очерке. Также он был другом, соратником и свояком Османа Гази. После становления государства османов, Дурсун Факих стал первым имам-хатибом и кадием государства. Кроме того, жены Османа Гази и Дурсуна Факиха были сестрами и дочерьми того самого шейха Эдебали. Дата смерти Дурсун Факиха не установлена, принято считать, что он умер после 1352 года. Его могила находится в Биледжике в мавзолее шейха Эдебали, кроме того есть два мавзолея, которые носят его имя. Первый находится в Караджахисаре, а второй — на возвышении, недалеко от деревушки Кюре. Местные жители говорят, что какой бы сильный ветер не дул в низовьях этой возвышенности, наверху, рядом с мавзолеем, всегда тихо и спокойно. Конечно же, мы не стали верить на слово и решили проверить, на вершине нас ждал удивительный вид и легкий осенний ветерок…
Официально годом основания Османской империи считается 1299 год, когда Дурсун Факих впервые прочитал пятничную проповедь от имени Османа Гази. Фото wikipedia.org
А любовь как сон.
Кроме официальной версии основания Османской империи, как это принято на Востоке, существует легенда. Легенда связана с Османом Гази, вернее со сном, который он увидел, находясь в дергахе шейха Эдебали. Во сне к нему явился шейх Эдебали, из его груди вышла луна, стала возвышаться и перешла в объятия Османа Гази. После этого, из живота Османа Гази начало произрастать дерево, оно выросло большим, и тень от ветвей его покрыла всю землю. Он спросил о значении сна у шейха Эдебали. После небольшой паузы шейх ответил: «Возрадуйся, о Осман! Аллах даровал тебе и твоему сыну царствие. Весь мир перейдет под опеку твоего сына, а моя дочь станет твой женой». Таким образом, шейх стал родственником правящей династии, а его внук Орхан Гази стал вторым султаном Османской империи. Историки были бы не историками, если бы не разошлись в мнениях относительно родства Орхана Гази и шейха Эдебали, так как дочь шейха Мала Хатун была второй женой Османа Гази, а Орхан Гази родился от первого брака…
Справка
Булат Ногманов — исследователь, переводчик.
Жены основателя Османской империи. Кто они?
Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными. Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с «золотой» кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.
Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто. Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц. Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.
Для того, чтобы подвести «духовную» базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник. Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени. Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.
Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа
О любви Османа рассказывает легенда о «Снах Османа», записана она Ашикпашадзе. С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, «Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана».
Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода. Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.
Паоло Веронезе «Султан Осман I»
По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным. Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме. Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах. Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).
Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось «как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа».
«из союза луны и Османа произрастает большое подобие древа, охватывающее территорию всего мира и в виде опор имеющее четыре горы под своей кроной производило богатые урожаи, великолепные города с источниками чистых вод, берущие начало от рек выходящих из этих гор…Налетевший вихрь сорвал листья древа и понёс в Константинополь, а сам город превратился в драгоценное кольцо которое Осман одел на палец»
Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю. После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.
Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков «Османская мечта». И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун. В чем же дело?
Власть, политика, реальность и потомки Османа
Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна. Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.
На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз. Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.
Статуя Малхун-хатун в Эскишехире / © Basak / ru.wikipedia.org
Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением. Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея. Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.
Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти. Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.
Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими. Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе. Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе. Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.
Образ одной из жен в сериале «Основание: Осман Гази»
Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали. И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.
Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся. Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.
Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун. Брак состоялся в 1289 году. И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей. Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом. Её сын не имел отношение к продолжению династии. Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.
Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.
Захоронение Рабии Бала Хатун / © Retrieverlove / ru.wikipedia.org
Воистину, как сказано: «Когда говорят пушки – музы молчат». Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой. И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.
Не минула чаша сия и династию Османов. Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.
Литература
Осман Ибн Эртугрул – основатель османского государства
Часть 1
Осман ибн Эртугрул – основатель османского государства, который вернул мусульманам их потерянное вместе с падением Багдада и аббасидского халифата под натиском монгольских завоевателей мусульманское государство.
Многие мусульманские правители, полководцы, командиры и другие предводители смогли подняться на высокую ступень славы, но лишь единицы смогли сохранить и передать это величие своим наследникам. И только некоторые из числа этих единиц сумели превратить это величие в наследство для своих потомков, которое будет передаваться на протяжении нескольких столетий. Одной из таких редких исторических личностей, несомненно, является Осман ибн Эртугрул ибн Сулейманшах Ат-Туркмани, более известный как Осман Первый. Его род восходит к туркменским кочевникам. («Хуласат аль-асар фи а’ян аль-хади ‘ашар», 1/8)
Осман ибн Эртугрул родился 9 мая 1258 года (четвертого числа месяца Джумада аль-авваль 656 года по хиджре). Это был именно тот год, в котором Багдад пал от рук монголов. По предопределению Всевышнего Аллаха, именно в тот день, когда был убит последний аббасидский халиф, родился мальчик, который в дальнейшем восстановит великий мусульманский халифат. Местом рождения Османа Первого считается город Сёгют.
Основной же причиной появления племени Османа на этих землях и получения им власти над ними было то, что сельджуки под натиском монгольского правителя Чингисхана были вынуждены переселиться к границам Византийской империи. Вместе со всеми сельджуками на эти земли вместе со своими соплеменниками переселился и Эртугрул ибн Сулейманшах, который был очень храбрым воином и дальновидным предводителем для своего племени. Вместе с Эртугрулом на эти земли пришло еще 340 человек из числа его соплеменников. Эртугрул преданно служил сельджукскому государству и его правителю султану Алауддину Кей-Кубаду ибн Кей-Хосров ибн Клыч Араслану.
Восхищённый храбростью и отвагой Эртугрула, Султан Алауддин приблизил его к себе, а затем назначил наместником всех земель, которые тот завоёвывал. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
В некоторых турецких легендах также передаётся, что Эртугрул возвращался в Персию после того как его отец утонул при переходе реки, во время отступления перед монголами. По пути домой он, въехав со своими воинами на вершину горы, остановился на отдых. В это время Эртугрул увидел на равнине, как две неизвестные ему армии встретились и вступили в ожесточённое сражение.
Посоветовавшись со своими людьми, он решил прийти на помощь той из них, которая показалась ему слабее и проигрывала сражение. Вместе со своими всадниками он устремился на помощь армии, которая проигрывала сражение, стремительно напал на тех, кто уже начал брать верх, и обеспечил победу их противникам.
Этот успех, как оказалось, был одержан над ордой монголов, а своей победой Эртугрулу был обязан сам султан Алауддин Кей-Кубад II. В награду за это султан дал Эртугрулу горы Туманидж и Эрмени для их летней кочёвки, а равнину Сёгюта — для зимней.
Эти земли совсем недавно были завоеваны сельджуками у византийцев, и Кей-Кубад образовал из них пограничный удж. Став правителем этих пограничных территорий, Эртугрул дал обязательство отражать нападения Византии, стремящейся вернуть ранее принадлежавшие ей земли.
Во всех дальнейших военных походах в византийском направлении султан Кей-Кубад всегда делал ставку на Эртугрула и его отважных воинов. В результате этого путём непрерывных завоеваний Эртугрулу несколько раз удалось увеличить свой удж за счёт пограничных областей Византии. После каждого удачного похода султан наделял Эртугрула новыми землями и одаривал ценными подарками.
Вскоре войско Эртугрула стали называть авангардом сельджукской армии, потому что оно всегда находилось на передовой во всех походах султана. Таким образом, Эртугрул провел всю свою жизнь в походах и сражениях, возвышая религию всевышнего Аллаха, за что и получил прозвище «Гази».
С 1230 года Эртугрул от имени сельджукского султана правил на территории, получившей позже название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют, который был отвоёван у Византии. За время правления Эртугрула империя сельджуков постепенно распадалась, а Османский бейлик только усиливался. Турецкие легенды гласят, что жил родоначальник Османов долго и умер старцем в возрасте 90 лет в 1281 году.
После смерти Эртугрула султан Алауддин отправил его сыну Осману жалованную одежду и саблю вместе с письмом, которым назначил его правителем вместо его отца Эртугрула. («Самт ан-нуджум аль-‘авали фи анбаи аль-аваили ва ат-тавали», 2/312)
Осман ибн Эртугрул стал полноправным преемником и продолжателем дела своего отца. Он с достоинством возглавил своё племя и бейлик, продолжил завоевания отца; вскоре, уже в 1289 году (688 году по хиджре) ему удалось взять город Кару. После этой победы султан Алауддин пожаловал Осману почётный титул бега, назначил правителем всех земель, которые тот завоевал, разрешил чеканить деньги со своим именем и упоминать своё имя в пятничной молитве («хутбе»). Таким образом, Осман, став полноправным правителем этих земель, с воодушевлением продолжил задуманное дело и вскоре завоевал город Енишехир и другие близлежащие города.
Вскоре после этого Осману по воле судьбы удалось стать полноправным правителем и всего сельджукского государства, которым правил Алауддин Кей-Кубад. Приблизительно в 1300 году (699 году по хиджре) монголы внезапно напали на Конию (столицу сельджукского государства), и случилось так, что в этой войне погиб сам Алауддин и его сын Гыясуддин.
На то время в сельджукском государстве не было другого человека, который смог бы сменить Алауддина и стать его достойным преемником, кроме Османа ибн Эртугрула. Поэтому его и выбрали новым Султаном. После того как Осман получил полную власть над всеми территориями, которыми до него правил Алауддин Кей-Кубад, перед ним открылись огромные возможности. Он взял себе титул Падишаха династии Османов, сделал столицей своего государства город Эскишехир и сразу же взялся за его укрепление.
Также имеется предание, что после смерти сельджукского султана Алауддина Кей-Кубада ввиду отсутствия у него наследника в Конии собрались визири, государственные деятели и другие видные люди сельджукского государства. На этом собрании вынесли практически единогласное решение, что на место султана не подходит никто иной, кроме Османа ибн Эртугрула. Это решение донесли до Османа, и он охотно согласился взять на себя обязанности султана.
Осман I: биография, личная жизнь (Возвращение Османа реальная история)
После того, как на турецкие телеэкраны вышел сериал “Возвращение Османа”, зрителям стало интересно, как же было на самом деле. В данной статье, вы сможете узнать о биографии и личной жизни Омана I, сына Эртугрула, реальную историю.
Возможно, нехватка информации о жизни основателя османской династии делает ее еще более интригующей. Историки, такие как Ашыкпашазаде, один из первых османских историков, могут утверждать, что экономическая концепция дефицитной стоимости применима и к истории, делая каждую информацию о жизни первого османского султана Османа Гази все более ценной. Возможно, мы никогда не узнаем, был ли у султана, который основал династию с конца 13 до начала 14 веков, которая впоследствии превратилась в зарождающуюся Османскую империю, была мечта Мартина Лютера Кинга. Трудно представить себе османского султана, стоящего перед трибуной и вырывающегося: «У меня есть мечта». На самом деле, согласно Ашикпашазаде, Осман I был неграмотным, придавая больше загадок возможной риторике, использованной первым султаном. В то время как классические и исторические повествования предполагают, что у Османа Гази была мечта о том, чтобы плоское дерево простиралось от его живота до неба, факт остается фактом, что мы, возможно, никогда не узнаем правдивые подробности о жизни этого великолепного лидера. Однако ясно одно: у османского султана была мечта, чтобы Турция стала нацией.
Правление
Хотя Осман I дал свое имя Османской империи, именно его отец Эртугрул сформировал княжество вокруг Сёгюта. Именно из-за этого Осман боролся за расширение своего царства против византийцев, занимал важные оборонительные позиции, завоевывал Бурсу и становился основателем Османской империи.
К тому времени, когда Осман взял на себя руководство племенем своего отца в 1288 году, более сильные лидеры Гази начали путем завоевания формировать более крупные княжества. В отличие от своего отца, Осман также начал кампанию по завоеванию соседних городов и сельской местности. В 1299 году он символически создал независимое государство, когда остановил выплату дани монгольскому императору. С 1300 года был период устойчивого завоевания, когда он приобрел землю к западу от реки Сакарья, к югу от Эскишехира и к северо-западу от горы Олимп и Мраморное море. Осман и его люди захватили ключевые форты и города Эскишехир, Инону, Биледжик и, в конечном итоге, Енишехир, где он основал столицу для нового османского государства. Тем не менее, они не были достаточно сильны, чтобы захватить решающие и сильно укрепленные города Бурса, Никей и Никомедия.
Достигнув реки Сакарья и Мраморного моря к 1308 году, Осман фактически изолировал город Бурса. Важный византийский центр у подножия горы Олимп, Бурса был хорошо укреплен, окружен высокой стеной и несколькими небольшими крепостями и надворными постройками. Несмотря на то, что вся земля вокруг него была занята Османом, Бурса все еще могла получать поставки и связь через порт Муданья. Так как войска Османа не могли взять город силой, Осман осадил Бурсу, чтобы заставить ее сдаться. Затем в 1321 году Осман взял порт Муданья, тем самым эффективно изолировав жителей Бурсы от внешнего мира. Невероятно, но осада продолжалась еще пять лет, упрямые жители города отказывались сдаваться. Однако город неизбежно пал, сдаваясь войскам Османа 6 апреля 1326 года.
Сдача Бурсы ознаменовала собой поворотный момент в развитии нового государства Османа. Хотя Осман быстро приобретал землю с 1288 года, в основном это были сельские земли с кочевым населением. Бурса была крупным торговым центром, который открыл новое государство для остального мира. С этого момента Османское государство было важным игроком в событиях и решениях, касающихся Ближнего Востока и Восточной Европы.
Семья и личная жизнь
В дополнение к богатству щедрости, храбрый Осман I был генетически хорошо снабжен карими глазами,
Бюст Османа Гази 18-го века
золотой кожей и широкой грудью. Он был экспертом в создании как войны, так и мира, прославившись в исламских странах тем, что распространил то, что он приобрел во время священных войн, и тем самым вынудил многих людей из других племен присоединиться к его бейлику.
Осман Гази был сложным командиром. Он делал все возможное, чтобы не отдавать ни одного акра своей земли, заключая соглашения с византийскими землевладельцами, которые будут длиться всю жизнь. Осман Я был агрессивен и почти ни о чем не заботился, кроме ислама.
Вопрос о христианских газисах был и преувеличен, и искажен. Эти люди были христианами, но в конце концов стали мусульманами и были связаны с Османом и его семьей, как с точки зрения веры, так и крови. Для Михала Бея и его кровных родственников не было необходимости иногда появляться и выражать свою лояльность. У нашего предка Османа была такая духовность.
Браки
Сыновья
Смерть Повелителя
1326 год также стал переломным моментом со смертью Османа. Из-за возраста и возрастающей болезни он поставил своего старшего сына Орхана во главе своих войск. На смертном одре в Согуте Осман прожил достаточно долго, чтобы услышать от сына о сдаче Бурсы. Согласно легенде, Осман дал Орхану свой последний совет:
Сын мой, я умираю; и я умру без сожаления, потому что оставляю такого преемника, как ты. Будь справедливым; люби добро и будь милостив. Дай равную защиту всем подданным твоим и продли закон Пророка. Таковы обязанности князей на земле; и именно поэтому они приносят им небесные благословения.
Признавая важность победы, Осман поручил Орхану похоронить его в Бурсе и сделать его столицей новой империи. Вскоре после этого Осман умер в возрасте 67 лет. По его просьбе он был похоронен в Бурсе в прекрасном мавзолее, который должен был стать ему памятником в течение нескольких веков спустя.
Тюрбе (гробница) Осман Гази в Бурсе
В отличие от своего отца Осман завещал своему сыну независимое государство. Неясно, чеканка монет и вознесение молитв к дому Османа, признаки независимости, начались в последние годы правления Османа или в начале правления Орхана. Тем не менее, ко времени своей смерти Осман создал государство, независимое от византийского или монгольского контроля. Признавая слабость ВизантииОсман направил свои усилия на приобретение территории за счет византийцев. Решающим для его успеха была его способность привлекать других воинов Гази, чтобы сражаться под ним. Мотивированные на борьбу с неверными, эти турецкие кочевники были привлечены к завоеванию Османом христианских городов и поселков. Большинство авторов говорят о верности и преданности, которой Осман смог командовать от своих людей.
Следуя по стопам своего отца, Орхан продолжал расширять новое государство на византийскую территорию, захватив города Никее в 1331 году и Никомедию в 1337 году. К 1345 году Османское государство значительно выросло, охватывая всю северо-западную Малую Азию от Эгейского моря до Черное море. Это расширение должно было продолжаться до конца 17 века. С самого начала Осман создал основу для одной из самых больших и самых долгоживущих империй. К 1683 году Османская империя охватила Балканы, Грецию, Венгрию и Италию на западе, северный берег Черного моря, весь Ближний Восток, Египет и некоторые районы Аравии вдоль берегов Красного моря., а также всей Северной Африки, а также части Марокко и Испании. Хотя расширение закончилось после 1683 года и начался упадок, Османская империя продолжала существовать до первой мировой войны. На протяжении более 600 лет государство Османа оказало огромное влияние на ход исторических событий в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Именно как основатель этой великой империи Осман обретает свою славу.
Основная стратегия «Мир с мусульманами, война с неверными» сделала Османа I вождем, а затем ханом или обычным командиром гази во время правления Çobanoğulları.
Осман Гази был хорош как в войне, так и в мире. После многих лет борьбы он направил свою стратегию на завоевание древнего сельджукского города Никей у крестоносцев, объяснив, таким образом, что Куталмишоглу Сулейман Ча был принят как дедушка Османа, несмотря на то, что у него не было семейной родословной. В то время как Сулейман Шах управлял Анатолией из Никее, крестоносцы захватили Никию и оказали влияние на господство мусульманских турок в Анатолии. Будучи вторым покорителем Никее, Осман неожиданно стал известным и любимым командиром гази в исламском мире.
Мы также заявили, что Осман Гази умел заключать мир. Он предотвратил пиратство на завоеванных землях и снизил налоги, уплачиваемые христианами. Несмотря на завоевания, христиане могли годами оставаться на родине, развивая свое аграрное общество и платя только налоги с этих земель. Осман покорил сердца людей, чьи земли были завоеваны мечом, никогда не считая людей этих завоеванных земель врагами после победы в войне. Что касается историков, земли, завоеванные Османом Гази, стали богаче и комфортнее по сравнению со временами византийских помещиков.
Если бы Осман хорошо разбирался в военных вопросах, он мог бы бороться с военной добычей. Тем не менее, мы видим, что он был предпринимателем, который смог понять потребности классического века, который приложил усилия для построения сильного и здорового общества, как в социальном, так и в экономическом плане.
Осман Гази так сильно любил бедных, что сегодня Турции вполне комфортно принимать беженцев, что ужасает весь мир. Да, Алп Арслан открыл нам ворота Анатолии, но Осман Гази сделал его родиной для бедных слоев общества со всего мира. Так сказать, мы все живем своей мечтой.
Когда Османская империя пала?
До первой мировой войны термин «Ближний Восток» был практически неизвестен. Османская империя веками управляла землями от Сахары до Персии, но не относилась к ним как к части единого региона. Эта фраза, придуманная в середине 19 века, стала популярной лишь в середине 20 века. Он отражал растущую популярность геополитического мышления, а также стратегические опасения конкурирующих великих держав, и его распространение было признаком растущего европейского вмешательства в судьбу арабоговорящих народов.
Но европейская война изменила больше, чем просто имена. На первом месте была нефть. Британцы усилили контроль над Персидским заливом в первые годы нового столетия, когда Королевский флот планировал отход от угля. Англо-персидская нефтяная компания открыла огромный Абаданский нефтеперерабатывающий завод в 1912 году. Британское вторжение в Басру – история об имперском высокомерии и катастрофических неудачах, которые Юджин Роган великолепно сплетает через Падение османов – таким образом ознаменовал начало первого в мире нефтяного конфликта.
Во-вторых, британцы обратились к монархии как к средству обеспечения политического влияния. Политика началась в Египте, который британские войска оккупировали с 1882 года. До того, как османы вступили в войну, Уайтхолл торжественно придерживался юридической фикции, что Египет остается провинцией их империи. После ноября это было уже невозможно, и британцы быстро изменили конституционный порядок: хедив Аббас II, оказавшийся в то время в Стамбуле, был свергнут, а его дядя Хусейн Камиль был провозглашен султаном страны. Таким образом, британцы в одностороннем порядке объявили о прекращении почти четырехвекового правления Османской империи в пользу марионетки, которая позволит им продолжать контроль над Суэцким каналом.
Это был не единственный способ, которым британцы могли бы захватить власть: например, Кипр просто аннексировал их. Но египетская стратегия была менее пощечиной местному населению, и этот вид имперской импровизации стал образцом для региона после 1918 года, когда хашимитские князья были назначены ответственными за одно новое царство за другим без очень веской причины для других, чем их вероятное подчинение британским желаниям. Прекрасная система, в большинстве случаев она была, по крайней мере, для англичан, и неудивительно, что когда американцы захватили власть в регионе во время холодной войны, они сделали все возможное, чтобы сохранить ее.
Роган, директор Ближневосточного центра в колледже Святого Антония в Оксфорде и автор книги «Арабы: история» (2009), написал удивительно читаемый, продуманный и хорошо изученный отчет об Османской войне в Анатолии и арабских провинциях. Падение османов особенно хорошо показывает боевые действия на нескольких фронтах и с обеих сторон линий, и оно эффективно опирается на документы, мемуары и дневники солдат и гражданских лиц. Известный Басра Сайид Талиб, армянский священник Григорис Балакян и турецкий капрал Али Риза Эти представляют перспективы, которые редко превращают его в основные сюжеты первой мировой войны.
Они изображают бои необычайной интенсивности – от окопов полуострова Галлиполи, где Мустафа Кемаль (позже Ататюрк) сделал свое имя, до гор Кавказа, где тысячи османских солдат замерзли насмерть. Мы видим бедственное положение армян во всей их мрачности, а также голод, охвативший большую часть Сирии по окончании войны. Между сражениями на нескольких фронтах, смертельными случаями от кровопролития и голода и почти полным смещением экономической жизни по всей территории Анатолии и арабских провинций война, положившая конец османскому правлению, также разрушила многие институты, которые его поддерживали.
Во второй мировой войне Турция позаботилась о том, чтобы она оставалась нейтральной. Не могла ли империя сделать это в 1914 году? Когда этим летом начались военные действия по всей Европе, триумвират младотурок в Стамбуле несколько месяцев оставался вне конфликта, сдерживаясь, пока не решил принять участие в выборах центральных держав.
Продолжающийся политический спор по поводу геноцида – Роган справедливо использует слово, но не делает слишком много спора, ставя его в превосходное примечание – затмил некоторые важные исторические вопросы. Основным моментом является то, что война создала кризис легитимности, который был особенно серьезным в османских землях. Имперская власть по сбору налогов была ограничена, и у османской бюрократии не было возможности организовать надлежащую систему нормирования. Эта слабость заставила его полагаться гораздо больше, чем другие государства, на политических посредников и бандитских, хорошо вооруженных нерегулярных войск. В то же время перспектива поражения заставила руководство младотурок еще больше с подозрением относиться к обширным группам населения независимо от религии – оттоманские лоялисты, беженцы, поселившиеся из Албании, Боснии и всех других потерянных земель на Балканах, и.
Территориально, конец Османской империи создал современный Ближний Восток. Новая Турецкая республика в конечном итоге завоевала независимость для себя, прежде всего в своем анатолийском центре. В другом месте бывшая имперская провинция была передана победителям войны новой Лигой наций и управлялась под вымышленным условным суверенитетом, который они называли мандатами. За исключением пока еще несуществующего Израиля, карта региона, появившаяся в 1920-х годах, выглядит так же, как и сегодня. И все же рисование границ вокруг стола для конференций было одной вещью; справиться с катастрофическими последствиями четырехлетней войны было совсем другим. Помогая нам понять трудности, которые пережили государства Ближнего Востока с тех пор, и проблемы, с которыми они продолжают сталкиваться, книга Рогана возвращает нас к моменту их рождения.
Вот такая реальная история сериала “Возвращение Османа”.