основная мысль стихотворения русь никитина
Какая главная мысль стихотворения «Русь» Никитина (основная мысль, идея)?
Стихотворение Никитина «Русь» условно можно разбить на три части.
В первой части, это первые десять строф поэт описывает красоты Родины и восхищается ими. В следующих строфах, их тринадцать, поэт рассказывает о трудных испытаниях, которые выпали на долю Руси и о том, как она их преодолела. Ну и завершает стихотворение тема величия, могущества сегодняшней Руси, это последние шесть строф.
Что касается главных строк этого стихотворения, то мне больше всего запали в душу эти строки:
Данное стихотворение можно отнести к патриотическому.
Я выделила следующие главные строки в стихотворении Никитина «Русь»:
Отрывок из стихотворения «Русь»:
Иван Саввич Никитин написал поистине величайшее о своей ценности стихотворение «Русь».
Основной мыслью я думаю можно выразить в любви к своей Родине. Это видно в каждой строчке, в каждом слове произведения. Автор описывает потрясающие богатства нашей страны, во первых это и ее бескрайние просторы. Во все стороны виднеется и даль степей, и цепи гор, и реки катятся, и нивы стоят золотятся.
Во вторых Никитин показывает богатство русской души. О многих войнах идет речь в произведении, и монголо-татарское нашествие и русско-литовская война и война с Наполеоном. Но выдержал все русский народ, потому что дух непобедим, стеной встает Русь против недругов стоит и хоронит вьюга врагов на поле ратном.
Стихотворение учит нас тому, что Русь наша могучая страна, патриотизм на высоком уровне и это надо передавать из поколения в поколение.
Иван Никитин свое стихотворение «Русь» посвятил конечно же родине, которой не переставал признаваться в любви каждый раз в своих строчках.
В своём стихотворении поэт описывает то как видит любимое всем сердцем место, где живёт.
На своих строчках Никитин описывает то как Русь имеет большие просторы, красоту природы.
Также, поэт нашёл место для того, чтобы подчеркнуть храбрость духа русского народа, которым он не может не гордиться.
В конце автор подчеркивает, что на столько сильно его чувство к этому прекрасному месту, что ради неё он был бы готов пожертвовать своей жизнью. Хотя любовь к Родине Никитина мы можем увидеть на протяжении всего стихотворения, но в конце полностью в этом убеждаемся.
Красивое стихотворение, в котором рассказывается о подвиге русского народа, подвиг, который сотворили и млад и стар. Автор выражает свою глубокую любовь к Родине
Поэт выражает восхищения морями, реками, лугами, нивами и горами. Когда мы читаем эти стоки, то будто бы оказываемся в окружении прекрасной и богатой русской природы, восхищаясь ей вместе с автором.
Но не только природа в стихотворении будоражит душу читателя. Мы видим описание трагического и славного прошлого русской земли: о полчищах татар, он набегах с запада, пожарах, войнах и разоренных деревнях и городах. Но под натиском врагов Русь не пала, а смогла выстоять и дать отпор. Она смогла стать сильной и непобедимой. Читая эти стихи испытываешь гордость за свою родину. Стихотворение вселяет любовь к свей стране еще сильнее.
Стихотворение учит любить свою страну, ведь это наша родина, она для нас самая лучшая и родная, другой родины у нас нет и не будет.
Главные строки в стихотворении звучат следующим образом:
Автор пишет, что за свою родину он и жизни не пожалеет, что родина для него это тоже самое что и мать.
Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что Русь великая, она могучая, ведь она не покорилась врагу. Автор рассказывает о патриотизме народа, людей которые живут на земле её, ведь именно они оберегают и защищают свою Родину.
Очень важно сохранять патриотизм, передавать это чувство из поколения в поколение, любить свою Землю, свою Отчизну.
Ведь именно мы, её дети делаем ее могучей.
Стихотворение «Русь», написанное Иваном Саввичем Никитиным, написано с огромной любовью. Автор восхищается и искренне гордится своей страной.
Описывая роскошь просторов России он обращает внимание на то, что природа нашей страны настолько многогранна, что куда ни посмотри, найдёшь своё очарование. Здесь есть и горы, и бескрайние степи, и величественные моря. Даже в холодных снегах автор видит красотку и величие. Где ещё можно найти такое разнообразие природы и такие плодородные земли? Только здесь.
А ещё Россия богата своими недрами
Все стихотворение насквозь пропитано духом патриотизма, любви и гордости за свою страну и за её историю. Никитин вспоминает славные победы над врагами и в самом финале своего произведения выражает мысль о том, что и сам готов встать против врага за честь своей Родины.
Именно воспитание любви к своей Родине является главной идеей данного стихотворения.
Бедная птичка лежала в пустой кормушке, видимо, в голодном обмороке. Мальчик вернул его к жизни, выходил. А потом выпустил на волю. А когда мальчику захотели подарить щенка, он отказался. Сказал, что он пока не готов. (Хотя я думаю, это неправдоподобно.)
В подтверждение приведу последние строки стихотворения, которые убедительно выражают данную мысль:
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Уйду на рассвете.
Никто и не вспомнит
Отрекшись от мира, в котором живу
Уйду на рассвете..
В каком же ты мире?
Пусть все пропадёт
Растает, исчезните, иссохнит умрет
Теперь все не важно
Когда не горит больше внутренний свет
Уйду на рассвете..
Запри крепко дверь
Ромео Джульетте, чужим стал теперь
Она умерла, отгорела до тла
Запри крепко дверь, посиди, погрусти
Но грусть не поможет
Пустым взглядом в окно
Стихотворение «Шепот,робкое дыханье» было написано поэтов в 1850 году. Тогда молодые люди состояли еще в отношениях.
Цетральной частью произведения является свидание двух влюбленных. В стихе поэт описывает внутреннее душевное состояние возлюбленных, тесно переплетающееся с пейзажной лирикой.
В первых строках стихотворения поэт описывает завораживающие звуки любви:
«шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя влюбленными дополняют «трели соловья». Соловей часто красиво поет гуляющим парочкам в пору любви (весной и начале лета). Затем поэт описывает «сонный ручей». Эти строки показывают, что действие происходит ночью.
Затем страсть в стихах нарастает, влюбленные целуются: «И лобзания, и слезы». Но на милом лице появляются слезы, потому что заря прерывает свидание возлюбленных.
Жанром стихотворения является элегия. В этом произведении все-таки грусти больше, чем радости.
В стихе поэт использует метафоры: «тени без конца», «сонный ручей».
Страсть же в произведении передана при помощи эпитетов:«милое лицо»,»«дымные тучки»».
История создания произведения
Пробежавшая искра, вспыхнувшая между поэтом и Еленой разгоралась стремительно. Любовная история стала предметом пересудов и осуждения в обществе. Известный лирик уже имел свою семью и его связь с юной девушкой считалась аморальной. Но чувства Елены были настолько сильны, что она не прервала свою любовную связь. Юная девушка пожертвовала своим положением в обществе.
Аморальная связь Тютчева продолжалась 14 лет. Елена родила ему трех детей. Нервные переживания, из-за осуждения женщины обществом, надорвали ее здоровья и она умерла, от чахотки.
На долгие годы Елена стала музой для поэта. Всю силу своей страсти к любимой лирик отобразил в многочисленных стихах, посвященных Денисьевой. Многие произведения были объеденены в сборник «Денисьевский цикл». В этот сборник вошло и стихотворение: «Последняя любовь».
Тема
В каждой строчек произведения чувствуются сильные и нежные переживания поэта. Но это не любовные переживания юноши. В стихе слышаться эмоции переживания, видавшего жизнь, человека.
Целью любви зрелого человека является: нежность, желание заботиться о своей любимой.
Автор понимает, что эта любовь его последняя и она обречена к непониманию со стороны общества. Поэтому в произведение звучат тоскливые, грустные нотки.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
11.09.2019
Никитин И. «Русь»
Читайте анализ и текст других стихотворений Ивана Никитина:
«Вечер ясен и тих»
«Утро на берегу озера»
Главные герои стихотворения «Русь» и их характеристика
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Чему учит стихотворение «Русь»
Стихотворение учить любить и беречь свою Родину, учит патриотизму. Учит гордится своей страной, ее настоящим и ее историей.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Русь»
Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.
Метафоры: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лед, пожар небес.
Сравнения: снег что белый пух.
Олицетворения: поднимает грудь море, лед ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.
Читать стихотворение «Русь»
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали.
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
И.С. Никитин «Русь»: анализ стихотворения
«Русь», написанная Иваном Саввичем Никитиным в 1851 году, стала не вершиной творчества поэта, но центральной точкой в нем, отмечающей удивительную по силе любовь к родине и не менее удивительную по красоте способность эту любовь описывать.
В своем творчестве Никитин часто обращается к теме России, к ее истории и настоящему, заглядывает и в будущее, но «Русь» даже среди этих патриотических (не по заказу, а по зову сердца) стихов стоит особняком.
Главная тема произведения
Славному воинскому прошлому тоже находится место в произведении. Никитин в стихотворной форме вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над отечеством нависала угроза иностранного вторжения. Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война, отгремевшая совсем недавно. Никитин выделяет ее особо. Говоря, что «под грозой ее леса падали», поэт подчеркивает серьезность угрозы, нависшей в начале XIX века над страной.
В произведении звучит тема героизма русского народа, из раза в раз собиравшегося, «поднимавшегося» со всех концов страны — чтобы выделить эту повсеместность, единый порыв, Никитин использует фразу «Вдруг со всех концов поднялася Русь». Именно благодаря народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить отечество неприкосновенным.
В завершение Никитин описывает нынешнее благосостояние Руси, упоминает, что на поклон идут даже корабли из далеких стран. Финальный аккорд произведения — указание, что слава о Руси идет во всех концах земли, и выражение любви к стране, за которую не жаль и головы сложить. Тема самопожертвования и готовности отдать жизнь за Россию красной нитью проходит через все произведение, но в конце звучит особенно ярко.
Структурный анализ стихотворения
Произведение состоит из 29-ти четверо- и шестистиший. Оно написано в форме баллады, что подтверждает и инверсивный порядок слов во многих предложениях («муравьем кишит православный люд» и др.). Активно применяется архаическая лексика и торжественные слова; поэт не чурается восклицаний, акцентируя тем самым особо важные места в своем стихотворении.
Яркие эпитеты, сравнения и олицетворения воссоздают перед читателем прекрасный визуальный образ — в самом начале мы вместе с Никитиным словно бы пролетаем над страной, видим моря и горы, и цветущие сады на юге, и суровый заснеженный русский север. Большое количество гласных и повтор, использованный в качестве стилистического приема, так же создают фонетическое впечатление напевности, подчеркивают мелодичность стиха.
«Русь», написанная Иваном Саввичем Никитиным, особняком стоит среди множества патриотических стихов середины XIX века. Произведение героизирует любовь к родине, подчеркивает независимый характер Руси и ее жителей.
Никитин «Русь»: в каких словах выражена главная мысль этого произведения?
Выпишите эти слова
Но не только красотой своей родины гордится поэт, недаром он вспоминает былые подвиги и поёт славу русскому народу, которые в лихие дни, как один, собрался и прогнал злобные полчища с родной земли.
Стихотворение Ивана Саввича Никитина (1824-1861) «Русь» посвящено теме родины. По своей напевности оно напоминает фольклорные песни или былины.
Автор не только восхищается необъятными просторами Руси, но и вспоминает исторические победы и силу русских богатырей.
Это выражено в таких строках:
В своем стихотворении «Русь» поэт Иван Никитин передает свои чувства, которые у него возникают при этом слове. Он рассказывает о необъятных и прекрасных просторах Родины, о ее славном прошлом и не менее славном настоящем. Он говорит о том, что каждый человек, который считает Русь своей Родиной, должен быть готов в любой момент отдать свою жизнь за ее свободу и ее счастье, по примеру своих предков, пращуров.
Главная мысль этого стихотворения заключается в последних строчках стихотворения:
В этих строках поэт подводит логичный итог своему описанию Руси и замечает, что есть многое, за что Русь следует любить и быть готовым защищать свою страну.
Второй мальчик Вовка Акимцев тоже без родителей, ему становится обидно, что мальчик нашел себе отца, хоть и ненастоящего, поэтому Вовка всеми силами старается разубедить и у него не получается.
Главная мысль рассказа заключена в мысли, что отец самый важный человек, на него равняются и с него берут пример и каждый мальчик хочет иметь отца.
Рассказ Приставкина «Портрет отца» рассказывает об одиночестве детей, чьи родители воевали на фронте или погибли. Дети не верили и ждали, цеплялись за любую фантазию, лишь бы родители за ними вернулись. Рассказ учит доброте и сопереживанию, учит помнить о страшной войне и жертвах военных лет, сколько горя приносит война, нельзя допустить ее повторения и надо уметь помогать другу
В рассказе Константина Паустовского «Растрепанный воробей» маленький воробушек Пашка, которого выходила девочка Маша, помог отобрать у вороватой вороны дорогую для Машиной мамы вещь.
Писатель хотел донести до читателей смысл народной пословицы:
Текст стихотворения «Я лишний» Главный герой мальчик Сергей не хотел трудиться в саду, сказал, что ему не хватает деревьев и никому не захотел помочь. А когда вишня созрела, ребята посмеялись над Сережей, не дали ему поесть ягод. Главная мысль стихотворения «Я лишний» учит трудиться, пословица к стихотворению «Я лишний»
Кто не работает, тот не ест.
Можно, конечно, выделить основной мыслью последнюю, однако, в жизни все переплетено и нельзя иметь только одну нравственную черту, например, доброту. Доброта идет в содружестве со смелостью, совестью, справедливостью и т.д..
Речь в рассказе идёт о красивом растении кипрее, красные цветы которого собраны в кистья.
Однажды рассказчик услышал странное заявление из громкоговорителя, которое его заинтриговало. Речь шла о детском походе в Моховой лес за сосновыми шишками из беличьих запасов.
Мужчина не знал, кого спросить об услышанном; бабушку, которая звала своих внуков домой или самих мальчишек, которые играли в футбол и сумели попасть мячом в козу, чем вызвали недовольство взрослых.
У прятавшихся мальчишек он и и узнал, что белки лучше всех умеют собирать самые здоровые шишки, пряча их в дупла, а ребята, залезая в их дупла, собирают эти шишки. А белки вновь натаскивают новые запасы.
Лесник также заметил, что почти про каждое растение можно рассказать много удивительного.
Перед отъездом мужчина забрал с собой засушенную веточку кипрея. Ведь теперь он совсем по другому к нему относился.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 53. И.С. Никитин. «Русь».
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Анализ произведений И.С. Никитина «Русь».
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны: мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Риторический вопрос – представляет собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
Стихотворение; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; ритм.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.,
в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014
2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
4. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения; познакомимся с историческими событиями, которые описаны в стихотворении; литературными терминами.
Научимся работать со стихотворным текстом; узнавать и находить средства выразительности речи.
Основное содержание урока
1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Жени и её папы.
П: Женечка, а какая картина тебе понравилась больше всего?
Ж: Очень понравилась картина «Православная Русь» Она такая живая. Я слышала, как бегают дети, как гогочут гуси, как козочки блеют: «Мееее» Папа, а еще на картине был воздушный змей! Самый настоящий воздушный змей! Вот бы мне так побегать и поиграть.
П: Эту картину написал Сергей Панин, мне она тоже понравилась.
Ж: Папа, а этот художник, наверное, жил давно? Представляю, как стоит на возвышенности и рисует все, что видит.
П: Нет, он наш современник.
Ж: А откуда тогда он все так хорошо знает, как было раньше?
П: Он изучал историю нашей страны. Много читал. Историю можно узнать не только из учебника истории, а так же читая стихи и рассказы, слушая песни.
Ж: Папа, а есть стихотворение про Русь православную?
П: Иван Саввич использует метафоры: небо называет «шатром», горы- «цепями», небеса горят «пожар».
Ж: А я вижу сравнения! Горы Никитин сравнивает с «великанами», нивы с «камышом», мураву с «ковром», а снег, как «белый пух»
П: Молодец, а ты сможешь найти олицетворения?
Ж: Конечно, нивы «движутся», лед «ходит», пожар «освещает», а море «поднимает грудь». Словно они живые.
П: В этом отрывке поэт использует эпитеты: «море синее», «мгла непроглядная», «Русь державная».
П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
П: Давай продолжим читать стихотворение.
Ж: А кто должен ответить на эти вопросы?
П: А как ты думаешь, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?
Аннимация. Женечка пожимает плечами…
П: Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.
Ж: Здесь тоже есть эпитеты: «поля чистого», «воля смелая» и «Старины святой». А еще есть олицетворение – воля «разгул нашла».
П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
Ж: Риторические вопросы
П: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:
Ж: Поэт вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над Русью нависала угроза?
П: Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война. Благодаря именно народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить Русь неприкосновенной. Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
Ж: Русь непобедимая
Ж: В этой части много олицетворения: «леса падали», «дым вставал», «Русь поднялась, собрала, приняла», «вьюги хоронили», а «бури плакали».
П: А я заметил эпитеты: «туча темная». «мать сыра-земля», «зловещий дым», «черным облаком», «глухие степи».
Ж: Если все это представить, то очень страшная картина получается, а Русь выстояла.
П: Давай читать последнюю часть и рассуждать.
П: В этом отрывке поэт использует метафору: «назвать матерью». Картина дополняется эпитетами «седым морям», «света белого», «слава громкая», «Русь могучая».
Ж: Корабли ведут себя как живые «на поклон идут», а православный люд поэт сравнивает с муравьями.
П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?
Ж: Объяснение в любви Родине.
Ж: Это стихотворение такое мелодичное.
П: Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, используя приемы, присущие народной поэзии.
Стихотворение «Русь» положено на музыку, оно стало поистине народной песней.
Разбор типового тренировочного задания
Вставь в текст стихотворения «Русь» Ивана Саввича Никитина пропущенные слова
Под большим __________
Вижу — даль __________
Слова для вставки: шатром, степей, цепи, степям, пути.
Под большим шатром
Разбор типового контрольного задания
Тест «Внимательный читатель» Выбирай правильный ответ.
Кто написал стихотворение «Русь»
С кем сравнивает поэт горы?
Какой является Русь по религии?
Полчища какого народа положила под курганами Русь?
Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?
Кто написал стихотворение «Русь»
Кто хоронил врагов на Руси?
Именно они идут на поклон из далеких стран
В) караваны верблюдов с поклажей
И лежат в земле груды …
Что следует сделать за Родину?
А) принять смертный бой
Б) встать за Родину горой
Кто написал стихотворение «Русь»
С кем сравнивает поэт горы?
Какой является Русь по религии?
Полчища какого народа положила под курганами Русь?
Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?