основные проблемы и вопросы философии истории
Основные проблемы философии истории
Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания считаются гегелевские «Лекции по философии истории». Удивительна история их создания. Это не текст самого ученого, а конспекты его лекций, составленные учениками и изданные в память о великолм учителе.
Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин «философия истории» был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Развернутую аргументацию различий между описательной истори- ей как знанием фактов и теоретической реконструкцией исторического процесса осуществил Ж.-Ж.Руссо. Но еще до него Д.Вико отделял «вечную идеальную историю», постигаемую «новой наукой», от эмпирической истории разных народов.
На материалистической основе философия истории разрабатывалась К.Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н.А.Бердяевым, К.Ясперсом, Р.Ароном. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу.
• направленность и смысл истории,
• методологические подходы к типологизации общества,
• критерии периодизации истории,
• критерии прогресса исторического процесса.
Проблема «направленности» истории трудностей в пони- мании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество. Проблема «смысла истории» несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории.
В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея «пульсации» истории как вечного огня, то угасающего, то раз- горающегося с новой силой, фактически стала исторически пер- вой из так называемых «теорий круговорота». Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д.Вико, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, П.А.Сорокин, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби.
Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс).
Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.
Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. С его помошью можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Приведем лишь три примера:
2. по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться, нужно следовать традициям дедов и прадедов, великих учителей прошлого);
3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны, чем плавны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, устойчивы, опираются на духовные ценности прошлого).
Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделяемых этапов. Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда выделяют:
1) традиционное общество (докапиталистическое),
3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
Основные проблемы философии истории
Исходным пунктом философии истории как специфического раздела философского знания считаются гегелевские «Лекции по философии истории». Удивительна история их создания. Это не текст самого ученого, а конспекты его лекций, составленные учениками и изданные в память о великолм учителе.
Г. В.Ф. Гегель прославился не только наукой диалектикой, но и лекционным курсом по философии истории, в котором в начале XIX века впервые в западноевропейской мысли соединил философию и историю. Им была разработана концепция разумности всемирно-исторического процесса — исторически первая оценка хода истории. Гегель утверждал: «Но единственною мыслью, которую превносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как к таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум… является как субстанцией, так и бесконечною мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой, — проявлением этого ее содержания»(Гегель Г. В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С.64.).
Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин «философия истории» был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Развернутую аргументацию различий между описательной истори- ей как знанием фактов и теоретической реконструкцией исторического процесса осуществил Ж.-Ж. Руссо. Но еще до него Д. Вико отделял «вечную идеальную историю», постигаемую «новой наукой», от эмпирической истории разных народов.
На материалистической основе философия истории разрабатывалась К. Марксом. В ХХ веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н. А.Бердяевым, К. Ясперсом, Р. Ароном. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу.
Современная философия истории — это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем:
• направленность и смысл истории,
• методологические подходы к типологизации общества,
• критерии периодизации истории,
• критерии прогресса исторического процесса.
Проблема «направленности» истории трудностей в пони — мании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество. Проблема «смысла истории» несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории.
В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от «золотого века» к «серебряному веку» и от него — к «железному». В библейской традиции эта точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего наказания. Интересно, что в обыденно-практическом сознании подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, имеет весьма широкое хождение. На причинах подобных взглядов мы подробнее остановимся при рассмотрении темы «Культура как социальное явление».
В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея «пульсации» истории как вечного огня, то угасающего, то раз- горающегося с новой силой, фактически стала исторически пер — вой из так называемых «теорий круговорота». Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д. Вико, Н. Я.Данилевский, О. Шпенглер, П. А.Сорокин, Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби.
Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И. Кант, Гегель, К. Маркс).
Главный критерий выделения эпох у Фихте — свобода, степень отдаленности ее от инстинктов. Далее немецкий философ выделял пять эпох: «1) эпоха, в которую человеческие отношения устанавливаются без принуждения, благодаря одному разумному инстинкту; 2) эпоха, в которую этот инстинкт, ставший слабее и проявляющийся лишь в немногих избранных, превращается последними в принудительный для всех внешний авторитет; 3) эпоха, в которую отвергается этот авторитет и вместе с ним разум в единственной форме, в какой он проявлялся до этого времени; 4) эпоха всеобщего распространения в человеческом роде разума в форме науки; 5) эпоха, в которую к науке присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой преобразовать жизнь сообразно с наукой… Затем наш род вступает в высшие сферы другого мира.»
Наиболее известными сейчас являются Формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.
Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К. Марксу. Термин «формация» был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. Основные стадии исторического развития человеческого общества — это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.
Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. С его помошью можно выделить Ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Приведем лишь три примера:
1. По характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество, с полным подчинением ему человека; западная — на личность, ее индивидуализм, приоритеты интересов отдельного человека перед интересами об — щества);
2. По социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться, нужно следовать традициям дедов и прадедов, великих учителей прошлого);
3. По характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны, чем плавны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, устойчивы, опираются на духовные ценности прошлого).
Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделяемых этапов. Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда выделяют:
1) традиционное общество (докапиталистическое),
2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII — XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об — щество, начиная с середины XIX века),
3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
Философия истории: сущность и основная проблематика.
Существуют различные подходы к объяснению предмета и функций философии истории. Философия истории как попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В другие эпохи проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители. Все они пытались найти и обосновать какой-то один главный фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов.
Начало философии истории в европейской культуре положил Августин (IV в.) своим знаменитым трудом «О граде Божьем». Его взгляд заключается в том, что центральным событием, положившим начало историческому процессу, стало божественное творение человека, а затем грехопадение прародителей человечества и первых людей Адама и Евы. Сама же история, начавшая свой отсчет с этого момента, предстает в понимании Августина как длительный и целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретения им утраченного единства с Богом и достижение «Царства Божьего».
Концепция исторического процесса, сформулированная Августином, сохраняла господствующие позиции в европейской философии до XVIII в. Философия истории как светская наука формируется в XVIII-XIX вв. Сам термин «философия истории» в XVIII в. вводит французский просветитель Вольтер. Он полагал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, размышлять над его смыслом. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.
Немецкий философ Гердер написал обширный труд «Идеи к философии истории человечества», в котором дал широкую панораму всей мировой истории. Гердер отмечает, что его интересует наука, которая описывала бы всю историю человечества с момента его зарождения. В качестве такой науки Гердер предлагает философию истории. С его произведений начинается становление философии истории как особой области научных знаний.
Философией истории занимался знаменитый соотечественник Гердера Гегель. Он ввел термин «всемирная философия истории», под которым подразумевал размышления о проявлении абсолютного духа во времени, а также связи истории с географической средой. Гегель считал, что всемирная история направляется с Востока на Запад. Азия есть начало, а Европа конец всемирного развития. Основные ее периоды – Восточный, Греческий, Римский и Германский миры – исчерпывают, по его мнению, исторический процесс. Философия истории у Гегеля обращена к настоящему и прошлому.
В России на ниве философии истории активно и плодотворно работали такие крупные философы и историки как Н. Кареев, В. Хвостов, В. Герье и др. Так, Н. Кареев, в «Основных вопросах философии истории» (1883 г.) очертил круг вопросов, которые, по его мнению, должны находиться в центре этой науки. «Философия истории есть познание смысла истории, как она совершалась доселе, куда и как вела она и ведет земное человечество в пределах земного; философия истории есть суд над историей: мало сказать, что ход ее был такой-то, что составляющие ее процессы управляются такими-то законами, нужно найти еще смысл всех перемен, сделать им оценку, разобрать результаты истории и их также оценить».
Как видно, Н. Кареев, главное внимание обращает на выяснение смысла и направленности исторического процесса, на оценку исторических событий. По его мнению, предмет философии истории охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всего исторического процесса: роль географической среды в общественном развитии; культурно-историческая среда; законы общества; необходимость и случайность в истории; источники исторических перемен; прогресс и регресс в истории и др.
Уже в современный период английский историк А. Тойнби дает свое понимание философии истории. Она есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования.
В ХХ веке проблемами философии истории занимались многие исследователи. Развивалось марксистское понимание философии истории. Разрабатывались концепции «технологического» детерминизма, социально-экологические идеи, продолжали иметь место религиозные объяснения исторического процесса. Можно отметить, что особую значимость приобрели культурологические и цивилизационные подходы к историческому социальному развитию. Сегодня они имеют наибольшее число сторонников.
Предмет и специфику философии истории как научной дисциплины можно лучше раскрыть и понять через рассмотрение ее функций.
Функции философии истории:
3. Мировоззренческая функция формирует целостно-концептуальное понимание сущности и смысла истории человечества, отношение к ней конкретного субъекта;
4. Теоретическая функция удовлетворяет потребность людей в концептуальном осмыслении исторического процесса и формирует условия научного статуса всякой истории.
5. Практическая функция дает научное объяснение исторических фактов, способствует их систематизации и классификации по важности и значимости; представляет процесс внедрения научно-теоретических знаний об истории общества в практическую жизнь людей, принятие решений и их осуществление;
6. Прогностическая функция способствует пониманию перспектив человечества.
Функции философии истории укрепляют ее научный статус. Вместе с тем, она способна реализовывать и другие свои функции: аксиологическую, системно-интеграционную, критическую и др.
Основные проблемы философии истории.
Первым, кто сделал системную попытку определить круг проблем, которыми должна заниматься философия истории, был Гердер. Первейшей проблемой философии истории он считал поиски ответа на извечные вопросы: откуда мы и куда мы идем? Уже сами эти вопросы представляют обширное поле для исследования, но несомненно не исчерпывают всей проблематики философии истории. Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э. Бернгейм.
Он обращал внимание на проблемы:
а) выяснение принципов (общих правил) анализа истории общества;
б) изучение условий и факторов, определяющих исторический процесс;
в) движение и связь исторических событий;
г) механизм исторического развития;
д) результаты и смысл исторического процесса.
С течением времени проблематика философии истории видоизменялась и конкретизировалась.
В настоящее время в обобщенном виде проблемы философии истории могут быть сведены к следующему:
— предмет и проблематика истории философии как науки, ее метод;
— источники и логика развития человеческой истории, ее сущность и внутренние механизмы;
— эволюция социальных форм, единство и многообразие исторического процесса, смысл истории;
— многомерность социального бытия и действие общественных законов;
— особенности развития социальных систем в историческом процессе;
— проблемы социального детерминизма и социального прогресса;
— периодизация и хронология истории;
— специфика исторического пространства и исторического времени;
— принципы реконструкции исторического прошлого;
— движущие силы, объективное и субъективное в общественном развитии;
— перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации;
— культура и социальная эволюция;
— взаимоотношения человека и истории, роль личности в историческом процессе.
Основные проблемы философии истории
Тема 12. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
План
1. Понятие и основные проблемы философии истории.
2. Классическая философия истории: формационный подход.
3. Неклассическая философия истории: цивилизационный подход.
Основные понятия:историческое сознание, историческая память, историческое время, общественная формация, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, цивилизация.
Основные проблемы философии истории
Понятие философии истории введено Вольтером в ХVIII в. Появление этой предметной области в философии связано со формированием исторического сознания и становлением научной историографии в европейской культуре.
Философия истории и историческая наука – различные формы освоения исторической действительности. Научная историография представляет собой комплекс дисциплин – история, археология, этнография, палеография, геральдика, изучающих конкретные события, явления и факты общественного развития. Она опирается на исторические источники и данные эмпирических наблюдений. Философия истории – фундаментальный раздел философии, в рамках которого разрабатываются теории исторического процесса и методология исторического познания.
Основные проблемы философии истории:
– сущности и границ исторической реальности – это проблема соотношения социально-исторического, этнического и природного факторов в историческом процессе;
– социогенеза – это проблема зарождения и развития человеческого общества, которая представлена рядом концепций: креационистской, трудовой, игровой, психоаналитической;
– источника, движущих сил и субъектов истории – это проблема носителя исторического процесса, роли личности и народных масс в нем;
– направленности и законов истории – это проблема смысла, цели и логики исторического процесса, соотношения необходимости и случайности, континуальности и дискретности, революционных и эволюционных фаз в нем;
– общего и особенного в историческом процессе – это проблема поиска общих оснований истории человечества, а также уникальных, неповторимых черт в истории отдельных народов, культур, цивилизаций;
Основополагающими для исторического познания являются понятия:
Историческое сознание – это способность народа определять свое место в пространстве и во времени, обнаруживать свои отличительные признаки по отношению к другим народам, представлять свое прошлое и будущее. В культурном пространстве Европы историческое сознание проявляется в XVIII веке через осознание античности как собственного исторического прошлого.
Историческая память – это способность переживать прошлое как собственную духовную биографию, сохранять культурные памятники и культурные традиции, являющиеся носителями сущности народа и его судьбы. Особенности исторической памяти зависят от базовых оснований культуры, мировоззрения и менталитета людей. Историческая память европейских народов связана с идеями единой Европы, национальной самоидентификации, культурной традиции, решающего момента в истории. Историческая память выполняет информативную, критическую, стабилизирующую функции.
Историческое время – это фундаментальная категория философии истории и исторической науки, потому что человек и общество рассматриваются в историческом познании в конкретной временной определенности. Когда говорят, что история – это наука о прошлом, не учитывают того факта, что прошлое охватывает бесконечное множество процессов, не имеющих никакого отношения к историческому знанию. Неверно говорить и о том, что суть истории – человек, ибо человека изучают и другие науки. По выражению французского историка ХХ в. М. Блока (1886–1944), история – это наука о людях во времени.
Представления о времени зависят от конкретной эпохи, культуры общества, ее основополагающих ценностей. Например, в Древних цивилизациях понимание времени определялось мифологическим сознанием. На его основе все процессы социальной жизни трактовались как периодически повторяющиеся циклы. В Средние века видение времени задавала христианская религия. Время было творением Бога, оно соотносилось с более ценной категорией – вечностью, имело начало и окончание. В Новое время, в связи с развитием естествознания, материальной и социальной практики, в представления о времени вошла идея процессуальности, направленности, периодичности социальной жизни. Время стало восприниматься как универсальный атрибут бытия.
Особенности исторического сознания той или иной эпохи накладывают отпечаток и на характер исторической науки.
Изучая эти проблемы, философия истории формирует методологические основания конкретно-научного исторического познания. Методологические подходы, разработанные в рамках философии истории, весьма разнообразны. Рассмотрим два из них – формационный и цивилизационный. Во-первых, эти подходы оказали определяющее влияние на развитие исторической науки в последние столетия. Во-вторых, они сами являются синтезом многих идей, концепций и теорий в философии истории. В-третьих, они убедительно продемонстрировали свою эффективность, так как в рамках этих подходов исторической наукой были получены значительные результаты.
Формационный подход является образцом классической философии истории, а цивилизационный – неклассической, современной.
2. Классическая философия истории: формационный подход
Классическая философия истории складывается в ХVIII–ХIХ вв. Она основана на идеях философов Просвещения, философии истории Гегеля, но наиболее полно и системно реализуется в марксизме. В центре классической философии истории стоит методологическая идея о поступательном развитии человеческого общества. Процесс исторического развития характеризуется существенным единством, наличием закономерностей, направленностью в будущее.
В марксистской традиции эти установки опираются на материалистическое понимание истории, впервые изложенное К. Марксом и Ф. Энгельсом в рукописи «Немецкая идеология». Индивиды, их деятельность и материальная среда – исходные предпосылки понимания реальной истории, смысл которой заключается в том, что люди должны жить и производить, чтобы жить. Человек начинает отличать себя от животного в деятельности, производя средства к жизни. На основе способа производства строится общественное сознание: не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Следовательно, понимание истории заключается в том, чтобы исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть весь исторический процесс в целом: гражданское общество, государство, науку, религию, философию, мораль и различные взаимодействия между ними.
В данной трактовке историческое время имеет два вектора. Один вектор – это время уже реализовавшейся человеческой деятельности, оно называется «царством необходимости». Второй вектор – «царство свободы» или историческая перспектива, будущее время. Оно связано с коммунистическими преобразованиями. Их предпосылками являются развитие крупной промышленности, уничтожение частной собственности. Движение к царству свободы требует осмысления целей, задач и этапов исторического процесса.
Историческое развитие человечества идет по единому восходящему пути – пути прогресса. Усиливается власть человека над природой, растут материальные блага, расширяются возможности личности. Но не все народы идут по этому пути одновременно. Они могут передавать друг другу историческую эстафету, временно отставать или сворачивать с этого пути, преодолевать трудности и изменять необходимость, совершая социальные революции. В целом этот путь неизменен, поскольку в его основе лежат единые закономерности. Они содержатся в структуре общественных формаций.
Общественная формация – это философская категория, отражающая качественно определенный, исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон. Иными словами, общественная формация – это общество на определенном этапе развития.
Понятие общественной формации стало инструментом периодизации истории. Оно позволило: 1) связать прошлое и будущее; 2) выявить хронологические параметры и структуру исторического процесса; 3) предпринять анализ общества как целостной системы.
Структура общественной формации включает в себя два основных элемента: базис и надстройку.
Базис – это материально-производственная сфера жизнедеятельности общества. Базис включает производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относится субъект деятельности, средства деятельности, ее предмет и продукт. Производственные отношения – это особый тип коммуникации, складывающийся между людьми в процессе производства и по поводу собственности на средства производства.
Производительные силы и производственные отношения находятся в диалектической взаимосвязи. Наиболее активной стороной, инициатором изменений являются производительные силы. Когда они изменяются, нарушается закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. В обществе наступает кризис, который требует своего разрешения. Если кризис очень глубокий и затрагивает принципиальные основы социального бытия, то его разрешение приводит к изменению способа производства. Затем изменяются политические, правовые, духовные, социальные институты общества, а в итоге и вся формация. На историческую сцену вместо старой формации выходит новая, более прогрессивная. Следовательно, изменения в базисе являются определяющими, ключевыми в историческом процессе.
Надстройка – это совокупность политико-юридических, социальных и духовных учреждений, организаций, институтов данного общества. В широкой исторической перспективе надстройка зависит от базиса. Но она обладает относительной самостоятельностью и на определенных этапах истории может выступать инициатором новаций. Новые идеи, еще неясные для широких масс, обычно высказывают великие личности.
История человечества знает несколько таких смен общественных формаций. Сам К. Маркс детально описал переход от феодального к капиталистическому способу производства и сделал прогноз о неизбежности перехода к коммунистической формации. Историки, опиравшиеся на данную методологию, впоследствии реконструировали первобытнообщинную и рабовладельческую формации. Советские философы и историки обосновали существование в рамках коммунистической формации ее подготовительного (социалистического) этапа.
Обращение к материальному производству, экономике, предметно-практической деятельности человека стало важной новацией марксизма в области социальной философии. В целом методология формационного анализа исторического процесса позволила глубоко исследовать общие закономерности истории разных культур и народов. Она имеет и важное практическое значение, так как задает субъекту истории направление его активности и оптимизм в освоении будущего.
3. Неклассическая философия истории: цивилизационный подход
На рубеже ХIХ–ХХ вв. в трудах представителей различных направлений современной философии, социологов, историков начался постепенный переход от классической историографии к новой исторической науке и философии истории, которая получила название неклассической. На смену представлению о всемирной истории как едином процессе приходит концепция своеобразных, непохожих друг на друга «локальных цивилизаций». На этом основании данный методологический подход и называется цивилизационным.
Зарождение методологии цивилизационного анализа было обусловлено целым комплексом причин.
Во-первых, историческая наука накопила богатый материал, в том числе и об удаленных от Европы обществах, который поставил под сомнение тезис о единстве исторического процесса. Обнаружилось, что представления о нем, которые были характерны для классической философии истории, имеют значение в основном для обществ европейского типа и не всегда могут быть перенесены на историю других народов. Неклассическая методология истории исходит из тезиса о том, что строгое научное исследование должно преодолеть взгляд на историю как всемирный и единый процесс, поскольку такой взгляд коренится в европейском историческом опыте и мешает увидеть своеобразие далеких в пространственном или временном отношении обществ. Поэтому отсутствие согласованной и всеобъемлющей картины истории оказывается не недостатком, а принципиально иным видением мира. Именно полицентрическая картина истории может помочь преодолеть субъективизм и неточности выводов историков.
Во-вторых, изменилась сама европейская культура. На рубеже столетий она вступила в полосу глубокого кризиса, который поставил под сомнение идею прогресса, духовного совершенствования как цели и смысла истории. По мнению представителей цивилизационного подхода, прогресса как общей направленности всемирно-исторического процесса не существует: история должна рождать времена, а не завершать их. Цивилизации рождаются, существуют, гибнут, на смену им приходят новые. Прогресс имеет место лишь «внутри» той или иной цивилизации, а не в их последовательности. Он представляет собой развертывание скрытых, заложенных в ней возможностей и не беспределен.
В-третьих, сформировались новые представления об историческом времени. Современная философия и методология истории стремится преодолеть отождествление исторического и физического времени. В естественных науках время трактуется как однородная длительность, как средство измерения того или иного природного процесса. Совершился ли этот процесс сейчас, вчера или тысячу лет назад – не имеет принципиального значения. Все отрезки физического времени равноценны. Для историка же конкретное время содержательно наполнено, тесно связано с протекающими в нем событиями. Каждому типу исторических явлений присуща своя плотность, своя система счисления, поэтому равные в физическом отношении отрезки времени могут оказаться неравными в историческом смысле. Более того, для истории нет единого времени, в ней всегда присутствует ансамбль времен. На них обратил внимание представитель французской исторической школы «Анналы» Ф. Бродель. Есть время краткосрочное, текущее. Оно отражает видимые события. Есть медленно текущее, циклическое и повторяющееся время. Оно отражает процессы, охватывающие несколько десятилетий. И, наконец, есть длительная временная протяженность, оперирующая событиями и процессами в пределах столетий. Эти процессы оказывают подчас неожиданное влияние на видимые и зафиксированные в исторической памяти события. Обращение к глубинным временам – новация современной исторической науки, философии и методологии истории.
Ключевым понятием в неклассической философии истории является понятие «цивилизация» (от лат. civilis – городской, государственный, гражданский). Оно имеет два значения.
Во-первых, понятием «цивилизация» обозначается выход культуры из первобытного состояния, преодоление человеком зависимости от природы и создание сложно организованного общества. В таком смысле употреблял это понятие Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он выделял периоды дикости, варварства и цивилизации в генезисе человеческого общества.
Первые цивилизации появились на Древнем Востоке. В их возникновении большую роль сыграли природно-климатические условия, зерновое земледелие, переселения племен, приносивших неолитическую культуру. Полный механизм формирования древних цивилизаций продолжает оставаться проблемой исторической науки. Вместе с тем, ученые выделили комплекс черт, характеризующих новую по сравнению с доисторическим периодом организацию общества:
– наличие государства, системы налогов и централизованного накопления средств;
– развитие экономики на основе разделения труда и торгового обмена;
– наличие городов и монументальных общественных сооружений;
– социальная стратификация общества;
– наличие права как регулятора общественной жизни;
– наличие письменности, развитого искусства и зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии, медицины).
Во-вторых, понятием цивилизация обозначаются неповторимые, отличные от других общества или культуры. Каждая цивилизация уникальна, своеобразие пронизывает все сферы общественной жизни и проявления человеческой активности. Принадлежность человека к определенной цивилизации существенно определяет характер его деятельности, общения и поведения. На этом основании выделяется комплекс параметров, по которым можно выявлять специфику конкретных цивилизаций.
Соотношение основных сфер общественной жизни – политической и экономической. Эти сферы связаны между собой и тесно взаимодействуют, но не всегда четко выражены различия между ними. Например, в европейской цивилизации земельная собственность не может быть осмыслена в чисто экономических категориях, потому что сущность феодальной собственности на землю здесь – это власть феодала над людьми, а не частная собственность в современном смысле слова.
Тип государства и его функций. Для многих древних цивилизаций было характерно соединение в верховной власти государственных и сакральных функций. Средневековое государство в Западной Европе строилось на системе вассальных договоров, поэтому его пределы менялись в зависимости от личных судеб властителей, брачных договоров, наследственных сделок, конфликтов между ними. Современное государство основано на представлениях о территориальной целостности.
Тип городов, которые являются постоянным спутником цивилизации. Иногда переход человеческого общества к цивилизации даже называют «городской революцией». В городе сосредоточены функции политического, религиозного, экономического управления, торговля и ремесленное производство. У каждой цивилизации свой тип города. Античный город был открыт в сторону сельских поселений, по выражению Ф. Броделя, он еще только выделялся из деревенской туманности. Для средневековой цивилизации Европы свойствен тип закрытого города. Выйти за крепостные стены в то время – то же самое, что пересечь государственную границу сегодня. В новоевропейской цивилизации города возникали под опекой национального государства, они способствовали росту национальных рынков и формированию наций.
Тип социальной стратификации. Любое цивилизованное общество представляет собой комплекс взаимодействующих социальных групп, обладающих различным статусом и особыми функциями в социальной иерархии. Предпосылки социального расслоения разнообразны: войны, миграции, «бытовая кастовость», имущественное неравенство, собственность на средства производства. В Европе периода промышленного капитализма именно последний фактор играл решающую роль в формировании классов буржуазии и пролетариата. А вот характеристика античного общества с точки зрения двух основных классов – рабов и рабовладельцев – оказывается некорректной. Здесь рабы были противопоставлены свободным гражданам, следовательно, речь может идти не о классовых, а о сословно-правовых категориях. Важную роль в процессах социального расслоения играют правовые нормы и обычаи. Возможно существование групп людей, обладающих единым юридическим статусом, но по-разному относящихся к средствам производства. С другой стороны, группы, имеющие одинаковое отношение к средствам производства, могут принадлежать к разным правовым категориям. Поэтому изучение той или иной цивилизации предполагает точное воспроизведение реальной картины социальной стратификации и обусловивших ее причин.
Тип человеческой личности своеобразен в каждой цивилизации. Он складывается не на основе абстрактной человеческой природы, а через приобщение к традициям, следование обычаям, обрядам и ритуалам, усвоение идеалов, ценностей и символов. Они выступают необходимым условием всякого осмысленного действия. В некоторых цивилизациях человек может быть личностью, не являясь автономной индивидуальностью. С точки зрения современности человек античности или Средних веков ведет себя странным образом. Но являются ли образцом единственно правильного поведения поступки нашего современника? Очевидно, что люди разных эпох не могут быть одинаковыми. Средством фиксации характерных типов личности конкретного общества, выявления связей и мотивов в человеческом поведении служит понятие менталитета. Менталитет – это система образов и представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общество, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и определяют деятельность и поведение людей. В нем отражается особый способ видения мира, который представляется единственно возможным в конкретных культурах и эпохах.
Соотношение внешних и внутренних факторов в становлении и эволюции цивилизации. Например, удаленность Древнего Китая, средневековой Японии от других культурных регионов или обширные культурные контакты Древней Греции и Древнего Рима.
На основе этих критериев историки создают типологии цивилизаций:
– аграрно-традиционные, индустриально-городские, техногенные цивилизации;
– цивилизации Востока, Запада, Центральной Америки;
– цивилизации западноевропейского и восточноевропейского типов.
Главным принципом типологизации цивилизаций является утверждение нелинейности, многовекторности культурно-исторического развития человечества.
Понятие цивилизации прочно вошло в историческую науку. Оно выступает в качестве исследовательской модели, содержащей набор эмпирически фиксируемых параметров. Эта модель является важным средством периодизации исторического времени как качественно и содержательно наполненного. В целом методология цивилизационного анализа сыграла важную роль в развитии современной философии истории и исторической науки. Она способствовала глубокому изучению внутренней структуры, специфических особенностей конкретных культур прошлого и настоящего.
1. Проанализируйте высказывание О. Шпенглера с точки зрения различий между цивилизационным и формационным подходами: «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны. и каждая из них налагает на свой материал – человечество – свою собственную форму, и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть».
2. Докажите актуальность вывода Э. Гуссерля о том, что «мы можем обрести самосознание, и тем самым внутреннюю устойчивость, лишь благодаря прояснению единого смысла истории, ее задач, и тех, что с самого начала ей присущи, и тех, что возникают вновь».
3. Сравните понятия: «социальная система», «культура», «цивилизация».