особенности живописи древней руси
Особенности древнерусской живописи
1. Наличие многочисленных религиозных символов, т.е. условных знаков или образов, за которыми скрываются сложные религиозные идеи. Например, самый распространённый символ – нимб – сияющий круг вокруг головы, символизирующий святость, или крест – символ мученической смерти распятого Иисуса Христа и др.
2. Наличие многочисленных религиозных атрибутов, т.е. предметов, принадлежащих какому-либо святому. Например, крест – атрибут мученика, свиток – пророка, связка ключей – атрибут апостола Петра, которому, согласно Священному писанию, Иисус Христос, по вознесению на небо оставил ключи от небесного царства – рая и др.
4. Своеобразная, специфическая форма изображения. Во-первых, вместо «линейной» перспективы существует «обратная». Если на привычных картинах мысленно провести линии, продолжающие линии предметов, то они должны сойтись в точке на линии горизонта. При помощи такой «прямой» перспективы достигается ощущение глубины картины, которой на самом деле нет, ведь картина плоская. В иконе, фреске – наоборот. Линии, если их продолжить, сходятся впереди, на молящемся. Это и есть «обратная» перспектива. Средневековый живописец словно пытается увидеть предметы не с одной, а с нескольких точек зрения. Такое изображение не просто неумение живописца или неправильность. Икона, фреска будто открываются навстречу человеку, помогают ему войти в свой, особый мир.
Во-вторых, отсутствует трёхмерность пространства, объём в изображении, т.к. не используется светотень, т.е. характерна своеобразная передача объёма и пространства. Персонажи средневековой живописи кажутся помещёнными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Изображение фигур и предметов также остаётся плоскими. Это объясняется тем, что объектом изображения в средневековой живописи является не реальный, а небесный, божественный мир.
В-третьих, характерна своеобразная передача времени – одновременная передача разных событий.
В-четвёртых, статичность, неподвижность изображения. На иконах и фресках фигуры, как правило, лишены какого-либо движения, т.к. изображённые святые, чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые мёртвенно застывшими.
В-пятых, для средневековой живописи характерна условность в изображении. Наиболее значимые персонажи – Христос, Богоматерь – всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Как правило, условен пейзаж, это, скорее всего, некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходит то или иное событие Священного писания. Такая особенность опять же объясняется тем, что средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру, изображает мир не земной, а божественный, где господствуют свои законы времени, пространства, движения. В нём многое условно и понятно только для посвящённых.
5. Строгое следование канону,т.е. определённым строгим правилам изображения святых в средневековой живописи. Эти правила освящались церковью и были обязательны для исполнения всеми художниками. И церковь строго следила за этим. Создавались специальные прориси или подлинники – контурные рисунки с короткой подписью. В них подробно объяснялись типы лиц, цвет, форма одежды святых, содержались отрывки богословских произведений, приводились цитаты, которые художники должны были воспроизводить в своих работах.
Но по этой «канве» каждый художник «вышивает» свой узор, в каждое изображение он вкладывает свои переживания, мысли, представления. Поэтому, несмотря на строгую каноничность средневековой живописи, большие мастера умели, не отступая от правил, создавать уникальные, совершенные произведения. Свобода средневекового живописца проявлялась в выборе композиции, ритма. В зависимости от этого икона или фреска получалась драматически напряжённой или спокойной, радостной.
Русская средневековая живопись позаимствовала канон из Византии.
Согласно канону, каждый святой наделялся только ему присущими чертами и деталями. Так, Илья Пророк всегда изображался суровым старцем со строгим взглядом, длинными и прямыми космами и бородой. А Николай Чудотворец наоборот – с добродушным выражением лица, высоким лбом с глубокими залысинами и небольшой курчавой бородой. Богоматерь (Богородица) – всегда изображалась молодой женщиной с огромными миндалевидными глазами, тонким носом, едва обозначенными красными губами, узким, округлым подбородком.
Согласно канону, имя автора того или иного творения, не принято было указывать, поэтому искусство древней Руси было анонимным.
6. Русская средневековая живопись имела специфическое содержание. Она была религиозная по своему характеру, главным образом изображались: Иисус Христос, многочисленные святые и различные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, составляющих Библию. Прежде всего, это «двунадесятые праздники», т.е. 12 самых важных событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богоматери, которые отмечаютежегодно и в определённые дни.
Наиболее распространёнными на Руси были изображения Иисуса Христа (Спас в силах, Спас Вседержатель, Спас Нерукотворный), Богоматери ( Богоматрь Оранта-знамения, Богоматерь Одигитрия, Богоматерь Элеуса-Умиления), Святого Николая Угодника, Святого Георгия, Святой Параскевы Пятницы и др. Пантеон святых складывался на Руси постепенно заметно расширялся и в тоже время унифицировался для всей страны во времена Ивана Грозного.
Таблица «Виды древнерусской живописи»
1)Храм святой софии в киеве(современный вид)
2)фрески храма святой софии в киеве
3)соборов Рождества Богоматери Антониева монастыря
Древнерусская живопись
Вы будете перенаправлены на Автор24
Древнерусская живопись – изобразительное искусство Древней Руси (IX-XIII вв.). До реформ Петра I иконопись оставалась основной составляющей живописи Руси. Основными видами живописи на Руси были:
Живопись Руси в X-XII веках
Иконопись получила развитие на Руси с принятием христианства в 988 г. В первом каменном храме – Десятинной церкви – внутренняя роспись была выполнена мастерами, приглашенными из Византии. Скорее всего, главные фрагменты росписи были выполнены мозаикой, а остальные части храма украшали фрески (роспись по сырой штукатурке).
Византия оказала большое влияние на развитие древнерусской иконописи.
В 1030-е гг. Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор. Храм был богато украшен росписями: в барабане центрального купола были помещены изображения 12 апостолов, на стенах – цикл евангельских событий, а на западной стене – портрет семьи Ярослава. Алтарь и главный купол были украшены мозаиками.
Большое значение для развития древнерусской иконописи имели росписи Успенского собора Киево-Печерского монастыря, которые были созданы византийскими художниками в 1073-1089 гг. Эти изображения стали образцом для последующих росписей и неоднократно повторялись, оказав большое влияние на древнерусскую иконопись. В монастыре была основана русская иконописная школа. До XIII в. византийских мастеров активно приглашали расписывать русские храмы – например, Софийский собор в Новгороде, Мирожский монастырь в Пскове, Георгиевская церковь в Старой Ладоге и др.
На русских иконах обычно изображали:
Самые древние иконы сохранились в Великом Новгороде – это «Спас Златая риза» и икона «Апостолы Петр и Павел», которые находились в Софийском соборе (построен в 1045-1050 гг.). «Спас златая риза» представляет собой изображение сидящего Христа с раскрытым Евангелием в руках. Она создавалась под влиянием византийских традиций, но при этом, имеет уже мотивы, характерные для русской иконописной школы. Аналогичное сочетание византийской традиции и новой художественной школы видно и на иконе «Апостолы Петр и Павел», на которой изображены апостолы в полный рост, чуть развернувшись в сторону Спасителя, находящегося вверху в облаках; апостол Павел держит книгу – символ апостольской проповеди, а апостол Петр поднимает руку с ораторским жестом.
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме икон и храмовых росписей, древнерусская живопись также была представлена оформлением и иллюстрацией рукописей. Из XI в. до нас дошла только одна из иллюстрированных рукописей – напрестольное Евангелие Софийского собора в Новгороде, больше известное как Остромирово Евангелие. Оно украшено растительным орнаментом, крупными инициалами, тремя портретами евангелистов Иоанна, Луки и Марка – все эти особенности были характерны для византийской школы.
В древнерусском искусстве второй половины XI – XII в. формируется новый эстетический идеал аскетической строгости и эмоциональности образов. Образуются центры иконописи, как правило, при монастырях: такая школа существовала в Киево-Печерской Лавре.
Фресковые росписи получают распространение во многих города – Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Суздаль. В этот период были расписаны Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Софийский собор в Новгороде, Михайловский собор в Киеве, соборы Юрьева и Антониева монастырей и др. В храмах появляются изображения первых русских святых, прежде всего, Бориса и Глеба. Роспись Софийского собора оказала большое влияние на традиции живописи северо-западной Руси: декорации, расположение сюжетов, монументальность и масштабность оставили след в культуре Новгорода до XV в. В 1120-1130-х гг. в нем уже действовало несколько художественных артелей, работавших при владычном и княжеском дворе, а также при монастырях.
Иконы домонгольского периода занимали главнейшее место в храме, являясь средоточием святости, но были довольно немногочисленны. Они могли размещаться на столбах и стенах, реже – в алтарной части. Известна русская икона XII в. «Благовещение», происходящая из Георгиевского собора Юрьева монастыря. В верхней части иконы изображен Христос, главными же являются фигуры архангела Гавриила и Марии. Икона отличается сочетанием классического построения образа и эмоциональной наполненностью. Главным памятником книжного искусства Новгорода XII в. является Мстиславово Евангелие. Его миниатюры созданы по образцу Остромирова Евангелия, но с большим количеством подробностей.
Расцвет иконописи во Владимиро-Суздальском княжестве связан с именем Андрея Боголюбского. Считается, что мастерами из Фессалоник были расписаны Успенский и Дмитровский соборы. Андрей заказал для своего храма в Боголюбове икону Богоматери Боголюбской. На ней Богородица стоит в полный рост и молится Христу. Также, известной является икона «Спас Златые власы», изображающая Христа по плечи. Ее отличает пышная декорация золотом.
Живопись Руси в XIII веке
В Ярославле для Спасского монастыря (1210-1220-е гг.) создается масштабная икона «Богоматерь Оранта», где Богородица стоит в полный рост с приподнятыми в молитве руками. Около 1212 г. Всеволод Большое Гнездо заказывает икону Дмитрия Солунского для Успенского собора в Дмитрове.
В Ростове иконы получили большую экспрессивность, резкость исполнения, а от новгородских отличаются рельефностью ликов и артистичностью – примерами могут являться «Богоматерь на престоле», «Архангел Михаил» и др.
Вывод
Итак, основной тематикой живописи на Руси была религиозная тема. Стиль создания фресок, мозаик, икон, книжных миниатюр формировался под мощным влиянием византийских традиций. В целом, за период существования Древнерусского государства, живопись достигла высокого уровня мастерства, что было результатом развития разных художественных школ в русских землях. Монголо-татарское нашествие на время приостановило это развитие, однако, восстановление началось уже в конце XIII в., что впоследствии приведет к большему прогрессу в живописи.
Живопись в древнерусском средневековом искусстве
Живопись Киевской Руси
Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого (князь Ярослав с сыновьями и великая княгиня с дочерьми).
Мозаики и фрески Киевской Софии неравноценны по своему художественному качеству. Здесь трудилась, скорей всего, целая артель мастеров, куда входили византийские, русские и иные художники. (Украшение Софии Киевской шло долго и в процессе этих работ складывалась киевская школа художественного мастерства.) Созерцая гармоничную и мощную красоту Софии, первобытный славянин освобождался от языческого невежества, варварских представлений и обычаев.
Светское искусство в Киеве занималось украшением княжеских дворцов и хором. Это фрески с изображение светской жизни ( цирк, жизнерадостные зарисовки из светской жизни), это скульптурные рельефы «Дионис на колеснице, везомой львами» и » Геракл со львом» (эти изображения не дошли до нас). В изображениях не было строгости (герои изображались обнаженными и полуобнаженными), они несли античные традиции.
По мере развития киевского искусства светская его линия ослабевала, церковная усиливалась. В этом сказывалось растущее влияние аскетической морали и эстетики христианства. В 12 в. светское, античное (эллинистическое) по духу искусство на Руси замирает.
Живопись периода феодальной раздробленности
Период феодальной раздробленности породил отличную от киевской формы художественных культур Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Смоленска и Полоцка, Галича и Владимира-Волынского, каждая из которых внесла свой вклад в формирование будущего искусства феодальной России, а также Украины и Беларуси.
В 12-13 вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнее становятся местные особенности. Например, в Полоцке в Спасском соборе Спас-Евфросиньева монастыря (до 1159 г.) находится уникальная фресковая роспись. Композиции и изображение отдельных фигур отличаются масштабностью, подлинным монументализмом, суровым аскетизмом. Плоскостное письмо с графическим началом роднит полоцкие фрески с новгородскими. Интересна келья основательницы монастыря Евфросиньи. Изображения из жизни самой Евфросиньи здесь миниатюрны, в отличии от храмовых. (Евфросинья умерла в Палестине и перезахоронена в Киеве в 1186 г.).
Основное же влияние на создание общерусского стиля в живописи оказали новгородская и владимиро-суздальская школы.
Во 2-й половине 12 в. формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи в церквях Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы (до этого в Новгороде работали приезжие мастера из Киева, других мест Руси, а также иностранные мастера). Древний Новгород не знал искусства мозаики, характерного для Киева. В отличие от киевских в новгородских фресках заметно стремление к упрощению художественных приемов и к экспрессии изображения. Это диктовалось желанием создать искусство, доступное для восприятия неискушенного в теологических тонкостях человека, способное непосредственно воздействовать на его чувства. В меньшей мере демократизм новгородского искусства проявлялся в станковой живописи. К новгородским иконам относится икона «Ангел Златые власы», привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом.
Например, в храме Спаса Нередицы в Новгороде в гигантской сцене «Страшного суда» перед лицом грозного судии стоят цари и князья, епископы и военачальники, мужи и жены всех состояний и возрастов. Страшные муки испытывают грешники томящиеся в аду («Лоно Авраамово»). Богач, находящийся в огне, просит утолить жажду. Сатана подносит ему сосуд с огнем со словами » Дроуже богатый, испей горящего пламени». Эта сцена наполнена яркими социальными мотивами.
От живописи Владимирско-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Владимиро-суздальская школа вызревала постепенно.
Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного суда». Она создана двумя мастерами греком и русским. Лики апостолов и ангелов, выполненные русским мастером, наделены простотой и задушевностью, в них нет напряженного психологизма, свойственного манере греческого мастера.
Владимиро-суздальская монументальная живопись отличается изяществом формы, богатством красок и оттенков, «суздальской» нарядностью.
Развитие искусств 12-13 вв. архитектура, живопись, скульптура, миниатюра, художественные ремесла достигли высокого уровня. Монголо-татарское нашествие прервало естественное движение вперед.
Живопись во время ордынского ига (13-15 вв.)
«Золотой век» русской живописи.
Очевидно, сербские художники расписывали церковь Спаса на Ковалеве, так как эти фрески достаточно аскетичны.
Андрей Рублев родился около 1360 г. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем Спасо-Андроникова. Мы мало, что знаем об этом человеке как о личности. Рублев вышел, вероятно, из иконописной мастерской Троицкой обители, которую обосновал Сергей Радонежский, и которого в живых еще застал Андрей Рублев. Его мироощущение сформировалось в среде, воспитанной на Сергиевых заветах. В житии Сергия Радонежского сказано: «Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея». Вот почти все, что мы знаем о его личности. Более о нем говорят его работы.
Различие ангелов «Троицы» достигается не богословскими, а чисто художественными средствами, что является важным завоеванием средневекового живописца.
Несмотря на повреждения красочного слоя, взгляд не устает находить новые красоты в ритмике и цветах. Такое произведение могло быть лишь плодом величайшего творческого напряжения и многолетних поисков и раздумий.
Национальный характер творчества Рублева нашел особенно яркое выражение в его «Спасе» из Звенигорода.» Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма. Он извлекает из византийского наследия его античную сердцевину. «, писал исследователь древнерусского искусства В.Н. Лазарев.
Жизнь Андрея Рублева была заполнена интенсивным творческим трудом. Он выполнял многочисленные заказы, украшал фресками храмы Москвы, Звенигорода, возможно, Ростова или Переяславля. Рублев работал с учениками, которые воплощали и несли дальше его идейные и художественные заветы.
Андрей Рублев внес большой вклад и в развитие московского книжного искусства. Он, очевидно, принимал участие в иллюстрировании «Евангелия Хитрово» (название дали по владельцу 17 в.). Близкими к Рублеву художниками иллюстрированы » Евангелие Успенского собора» («Евангелие Морозова») и «Евангелие Андроникова монастыря».
Рублев был тем художником, который создал свой собственный стиль, глубоко русский по своей сути и художественному выражению. Благородная простота этого стиля заставляет нас вспомнить искусство античности.
Личность Рублева наложила отпечаток в той или иной мере на все виды искусства. Его традициям предстояла долгая жизнь в русской художественной культуре.
Культурное развитие русских земель в 13-15 вв. было черезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур. Завершение этого процесса относится к следующему периоду, начавшемуся с конца 15 в.
Для живописи 16 в. характерно расширение круга тем, возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной и особенно русской истории. Все большее влияние на идейное содержание живописи оказывала официальная идеология. А прославление и возвеличивание царской власти и церкви становилось основной темой творчества мастеров, выполнявших заказы великого князя и митрополита.
Живопись 17 века
Новые явления «обмирщения» в живописи начали проявляться с середины 17 в. Главным из них было становление и развитие реалистических тенденций. Художники этого века стремились донести до сознания современников прелесть земного, материального мира, радость земного бытия. В рамках религиозной живописи развиваются жанры, появляется портретная живопись.
Художественным центром, откуда шли новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавил боярин Б.М. Хитрово, тонкий ценитель и знаток искусства. Во главе нового направления стоял мастер оружейной палаты Симон Федорович Ушаков (1626-1686). Вместе с ним работали Яков Казанец, Георгий Зиновьев, Степан Рязанец, Федор Зубов, Иосиф Владимиров и многие другие выдающиеся живописцы. В этой среде появились первые теоретические работы посвященные новому направлению. Так Иосиф Владимиров написал в 1664 г. в форме послания к Симону Ушакову трактат о живописи. В нем он выступал против слепого поклонения старине, и утверждал, что искусство должно быть близким к природе и радовать человека, а не подавлять его мрачными образами. Он резко протестовал против канонической регламентации искусства. И. Владимиров положительно оценивал западное искусство и приводил доводы в его защиту.
Со своей стороны, С. Ушаков написал «Слово к люботщателем иконного писания» (1667), где решительно встал на защиту реалистических тенденций, подчеркнул, что живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы. Теоретические взгляды Ушакова и его сподвижников воплотились в художественных произведениях.
Черты нового стиля в живописи проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Исследователи предполагают, что в росписи стен участвовали С. Ушаков и И. Владимиров.
К числу высоких достижений живописи относятся стенные росписи ярославских храмов конца 17 в. особенно восхищают фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным (вероятно, самым выдающимся стенописцем 17 в.) и Силой Савиным, и фрески церкви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. В этих росписях господствует стремление художников изобразить реальный, материальный мир. Религиозные сюжеты использованы как повод для изображения бытовых сцен. Так Гурий Никитин в церкви Ильи Пророка в Ярославле (1681) в сцене, повествующей о исцелении мальчика пророком Елисеем, основное место отвел изображению жатвы, во время которой происходили эти события. Художник развернул перед зрителем правдивую и точную картину летней крестьянской страды (ил.107).
Человек в росписях 17 в. редко изображен в образе погруженного в себя, обычно он деятелен. Он торгует, воюет, строит, жнет и пашет, ездит в каретах и верхом, плывет на корабле. Композиции фресок наполнены пением птиц, ржанием коней, шелестом деревьев и скрежетом битв. Сцены до предела многолюдны, помимо христианских героев в них действуют воины и крестьяне, слуги, воины, юноши и женщины.
Чем шире распространялись реалистические тенденции, тем глубже они укоренялись в церковной живописи, тем решительнее выступали против них ревнители старины. По их представлению, лица святых должны быть написаны «не по плотскому умыслу», непохожими на лица обыкновенных людей. Вот так обличал в искусстве новшества протопоп Аввакум: «Пишут Спасов образ Еммануила, леце одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, и весь яко немчин брюхат. А то все писано по плотскому умыслу. » И хотя Аввакум упрекал своего противника в том, что «се то кобель борзой Никон, враг, умыслил будто живые писать», на самом деле позиция официальной церкви здесь ничем не отличалась от позиции раскольников. Сам Никон выступал ярым гонителем новых веяний в искусстве, устраивал даже публичные расправы над иконами нового письма. Церковь пыталась строго регламентировать темы и образы церковной живописи.
В 1669 г. вышел царский указ, требовавший придерживаться старых иконописных традиций и объявлявший о создании специальной комиссии для освидетельствования новых икон. Эти мероприятия тормозили развитие новых явлений в живописи.
Книжная миниатюра и графика
Искусство миниатюры 17 в. достигло высокого уровня. В рукописном «Титулярнике» («Большая государственная книга, или корень российских государей», 1672-1673) художники Иван Максимов и Дмитрий Львов изобразили русских и иностранных властителей. В книге «Лекарство душевное» (1670) можно найти целый ряд чисто жанровых сценок патриархального сельского быта, шумных дворцовых застолий.
Вместе с книгопечатанием в 17 в. развивается искусство гравюры на дереве, а затем на металле. Активно в граверных работах принимал участие Симон Ушаков.
Но новые прогрессивные веяния были еще не так сильны, чтобы радикально изменить направление культурного процесса. Но их развитие создало предпосылки того перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.
—Ссылки
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Древнерусская живопись
Подобно тому, как искусство средневековой Франции или Германии при всей своей самобытности вливается в общее русло тогдашнего культурного развития Западной Европы, искусство средневековой Руси (которую принято называть Древней), тоже возникшее на национальной почве и питавшееся национальными источниками, тесно переплетается с другими замечательными художественными культурами, и прежде всего с византийской художественной системой.
Искусство Древней Руси — это искусство всего нашего народа с древнейших времен вплоть до великого перелома, нашедшего свое выражение в реформах Петра I.
Владимирская богоматерь. Первая половина XII в. Государственная Третьяковская галерея.
Своими корнями древнерусское искусство уходит в те далекие времена, когда русский народ еще не знал христианства. Стремление народа к красоте проявилось очень рано, о чем свидетельствуют древнейшие изделия его рук, равно как и все наше замечательное народное творчество, на протяжении веков обновлявшее и развивавшее сюжетные и декоративные мотивы все той же седой отечественной старины.
Предыстория русского художественного творчества очень точно охарактеризована нашим известным искусствоведом М. В. Алпатовым. Он указывает, что в древнейших памятниках Руси «проявилась та близость наших предков к живой природе, которую им позднее приходилось отстаивать в напряженной борьбе с феодально-церковным мировоззрением. Молодой Белинский писал: «Какая глубина мысли, какая поэзия в русском выражении «мать сыра земля»! Радостное ощущение близости человека к земле, как главному источнику всей жизни, составляет основное содержание древнейшего искусства славян».
Как и тогдашняя культура всех европейских стран, художественная культура Древней Руси основывалась в своем развитии на христианском вероучении. Христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. Однако христиане, получив положение государственной религии, забыли, о наивностях первоначального христианства с его демократически-революционным духом.
Самобытность древнерусского искусства ярко отражает те идеалы, что воодушевляли русский народ на его историческом пути. Русь приняла христианство от Византии — второго Рима. Как в первом Риме, так и во втором верховная власть воспользовалась христианством для подчинения народных масс, ибо, постепенно утрачивая свою революционную взрывчатую силу, оно проповедовало равенство только перед богом, смирение и обещало избавление от рабства и нищеты лишь в посмертной, потусторонней жизни на небе: догматы христианской церкви стали одновременно и политическими аксиомами. Так же воспользовались христианством и власть имущие на Руси.
В страшных бедах, претерпеваемых народом от своих правителей и от чужеземного ига, в своем бесправии и нищете, среди моря крови, проливаемой в княжеских междоусобицах, не только о загробной справедливости мечтали простые русские люди: образы искусства служили символами высокой одухотворенности, идеалы, в них заключенные,— это также красота силы народной, ратные подвиги, борьба за независимость и величие русского государства. Все говорит за то, что вера в возможность лучшей участи на земле упорно жила в сознании наших предков. И не эта ли вера сквозит в древнерусском искусстве, в котором печаль и страдание сочетаются со всепросветляющим озарением? «Печаль моя светла». Эта мысль, высказанная Пушкиным, прозвучала в мировой поэзии впервые, как впервые на досках, расписанных нашими древними мастерами, засияла в мировой живописи столь же вдохновенная надежда, превозмогающая самое тяжкое горе.
И не прямая ли перекличка с творчеством этих мастеров, исполненных тех же тревог и надежд, что и весь тогдашний русский народ, в истинно вещих стихах Александра Блока?
С высокой правдой в душе жил русский народ в бурное и жестокое время, именуемое средневековьем. И так как этот народ издавна любил красоту и воплощал ее по-своему, он сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.
Первым, наиболее полно сохранившимся до наших дней, памятником древнерусской живописи стали комплекс мозаик и росписей храма Святой Софии в Киеве (XI в.). Система храмового декора здесь поражает своим единством, стройностью замысла и качеством исполнения. Образы крупномасштабны, движения фигур повторяются, напряженный ритм композиции замедлен, все это придает живописи Софийского собора убеждающую реальность.
Переход от XI к XII веку был отмечен сменой приоритетов. Вместо доминирующей роли государства приходит индивидуализм княжеского и игуменского заказа. В этот период появляются росписи новгородских соборов Рождества Богоматери Антониева монастыря, Георгиевского в Юрьевом монастыре, Софийского, а так же Михайловского собора Златоверхого монастыря в Киеве. Появляются и первые иконы, такие как «Святые Петр и Павел» из Софийского собора и «Устюжское Благовещение» в Новгороде. В этот период мастера в основном приходили из Константинополя. В связи с тем, что ранние иконы выполняли функции монументальной живописи, иконы XI века отличаются крупными размерами.
Богоматерь. Ткань, бисер, жемчуг, темпера, левкас, дерево XIX в. Фото В.В.Чистякова
Первая половина XIV века ознаменована переносом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву и возобновлением связей с Византией. В это столетие Феофаном Греком создается роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.). Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов.
Распятие. Дерево., левкас, темпера. XIX в. Фото В.В.Чистякова
В 1405 году в летописи появляется первое упоминание, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском Кремле. Андрей Рублёв — один из тех мастеров, имя которого вспоминается одним из первых при упоминании о живописи XV века. Осмысление в живописи идей исихазма привело к поискам новых стилистических решений. Иконы «Живоначальная Троица», «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», относимые к авторству Рублёва, являются важной составляющей наследия всей русской культуры.
Икона Сергия Радонежского. Литьё. XIX в. Россия. Фото В.В.Чистякова