открытые уроки по истории
Уроки истории
Форма проведения урока: интегрированный урок.
Цель: используя исторический материал сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии истории человечества.
Задачи:
Способствовать формирование у обучающихся системы знаний о Великих географических открытиях; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
Осознание значения и последствий Великих географических открытий для стран Европы и мира; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
Установление логических связей между событиями эпохи Великих географических открытий; исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: открытие новых знаний.
Целевая аудитория: для 7 класса
Цель: используя исторический материал познакомить учащихся с замком феодала, снаряжением рыцарей, их развлечениями, моральными ценностями, нормами и установками.
1. Способствовать формированию представлений учащихся об условиях жизни феодалов; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: открытие новых знаний.
Целевая аудитория: для 6 класса
Целевая аудитория: для 9 класса
Данный урок предназначен для учителя, работающего по УМК под редакцией Торкунова А.В. Целью данного урока является знакомство учащихся с процессом появления земледелия, скотоводства и ремесел; определить причины распада первобытного общества и появления первых городов; осознать изменения, произошедшие в жизни первобытных людей во время перехода к производящему хозяйству.
Целевая аудитория: для 6 класса
Целевая аудитория: для 6 класса
Целевая аудитория: для 7 класса
Цена победы в Великой Отечественной войне
Цель: используя исторический материал выяснить какой ценой была достигнута победы в Великой Отечественной войне.
Тип урока: открытие новых знаний.
Целевая аудитория: для 11 класса
Целевая аудитория: для 6 класса
Конспект содержит следующую структуру:
— вводная часть( закрепление предыдущей темы- тест)
-основная часть( изучение нового материала, работа в группах)
-заключение( рефлексия, выставление оценок, домашнее задание)
Данная работа сопровождается мультимедийной презентацией.
Разработка соответствует требованиям ФГОС.
Целевая аудитория: для 7 класса
Цель: формирование понимания политической обстановки в стране и мире на примере российско-японских отношений на современном этапе, повышение интереса к истории родного края;
Открытый урок по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».
— познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;
— сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны;
— раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
— уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;
— охарактеризовать героизм советских людей;
— продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
По источнику передачи и восприятию информации:
По степени самостоятельности мышления:
— индивидуальная, парная, фронтальная.
ход военных действий в начальный период войны, причины неудач Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.
компьютер с проектором; кадры военной кинохроники ; аудиозапись военных лет; карта военных действий.
Объем учебного времени : 40 минут.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборонительные сражения Красной Армии.
Причины поражения Красной Армии.
Контрнаступление советских войск под Москвой.
10. Блокада Ленинграда.
— Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас снова видеть.
2. Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»:
1. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?
а) Западная Белоруссия;
б) Западная Украина;
г) Варшавское королевство;
2. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций?
а) присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии
б) договор с Германией
в) война с Финляндией
3. На какие годы пришлась «полоса признания» Советской власти?
4. На какую страну напала Германия 1 сентября 1939г.?
5. Как назывался гитлеровский план нападения на СССР?
7. Когда был образован СССР?
б) 30 декабря 1922 г.;
в) 1 сентября 1939 г.
8. Годы советско-финляндской войны:
а) ноябрь 1939-март 1940г.;
б) май 1918-ноябрь 1920;
9. Принятие СССР в Лигу Наций:
10. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:
а) провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;
б) завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;
в) заключение пакта о ненападении.
б) фронтальный опрос (2 минуты):
1. Когда и какими действиями началась вторая мировая война?
( 1 сентября 1939 года. Нападением на Польшу.)
2. Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?
Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне:
— 3/4 танков требовало списания;
-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;
-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;
-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;
-отсутствовала система противовоздушной обороны.
Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.
Учитель: Я продолжу свой рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.
Лето…ярко светило солнце, люди занимались привычными делами, выпускники школ наряжались к вы-пускным балам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.
Такою всё дышало тишиной
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
« Начало Великой Отечественной войны».
-Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.
-Постановка проблемного вопроса (слайд )
III. Формирование новых знаний.
— Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.
2. Работа с документом.
-Учебник страница 212.
-Рассказ учителя: В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Уходили на фронт и жители края.
На войну идёт народ.
Смотрим мы по сторонам,
Но не видно врага нам.
Мы склонились над землёй
Слава Родине родной ( хлопают в ладоши).
3. Сообщение о мобилизации в крае и в селе (2 мин). На фоне песни «Священная война».
(- 22 июня 1941 года было воскресным днём. В 12 часов дня по радио передали обращение советского правительства о начале войны с фашистской Германией. В крае была объявлена мобилизация. У военкоматов и и призывных пунктов стояли очереди из числа желающих идти на фронт.
За годы войны в армию призвали более 320 тысяч ставропольцев. В первые дни войны около 6 тысяч наших земляков подали заявление о зачислении в Красную армию добровольцами.
В 1941 году война прервала мирную жизнь села. Улица Калинина, сборный пункт возле исполкома сельского совета, провожала славных сынов и дочерей на жестокую битву с фашизмом. 748 жителей села находились в армии и на фронте.
Фронтовая жизнь… Здесь готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой каждого человеческого поступка, подвиги совершались в каждом бою. Более 400 ягурчан погибли на фронтах Великой Отечественной войны.)
Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО-государственный комитет обороны, созданный 30 июня.
5. Словарная работа.
Работа с новыми определениями:
-Блицкриг- молниеносная война (6-8 недель);
-мобилизация- перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность.
6. План «Барбаросса» (слайд ).
Работа по настенной карте «Великая Отечественная война Советского Союза».( Показываю на карте три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск).
— Посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».(Таблица и дополнительная информация на слайде).
За 3 недели немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии. Красная Армия потеряла 100 дивизий, 3,5 тыс.самолетов, 6 тыс. танков. Западный фронт оказался в окружении. В тоже время фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением. Враг потерял 100000 человек, 40% танков, 1000самолетов. Германия продолжала сохранять решающий перевес, но по мере продвижения вглубь страны, наступление постепенно замедлялось.
— Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?
(Преимущество явно на стороне Германии. СССР был не готов к войне).
8. Работа с учебником.
— В чем причины поражений Красной Армии в начале войны?
— Какова цена первых поражений СССР в войне?
-Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?
— Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. (Видео запись ). В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.
Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление.
30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи – вся страна встала на защиту столицы.
Советское командование готовило силы для контрнаступления. С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии.
10. Беседа по вопросам:
-Какое значение имела победа под Москвой?
(Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ нашего города был развеян миф о непобедимости германской армии: победа над Москвой – это победа всего народа. Но в первую очередь – это победа солдата, воина. Это победа талантливых полководцев. Это победа тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, лечил и одевал фронтовиков.
-Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии.)
11.Запишите в тетради основные события битвы за Москву (Слайд №11)
30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»
30 сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап
5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап
11.Блокада Ленинграда (слайд ).
— В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».
В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь и напряжений всех сил советские войска сдерживали натиск противника. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.
-Просмотр видео Блокадный Ленинград (слайд )
12. Сообщение ученицы.
( Война… Кто подсчитает, сколько детей убивает война? Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
Я хочу рассказать о жительнице нашего села – Замотиной Нине Васильевне, чьё детство опалила война.
В первом же месяце войны, в июне, ушёл на фронт отец. Нина осталась с матерью и старшим братом в родном Ленинграде.
Шли дни, положение на фронте по – прежнему было тяжёлым, враг наступал. С первых же дней Нина с братом узнали, что такое голод, холод, война. Многие ленинградцы начали эвакуироваться. Нине с матерью и братом тоже пришлось уехать на Урал. Станция Горьковская– таково было место их нового проживания. Но беда шла по пятам: сильно заболела мама, а через несколько дней пришла похоронка на отца.
Шло время, и вот, наконец, настал день, когда Нина Васильевна с братом смогли снова вернуться в Ленинград. Тяжело было видеть развалины родного города, но ещё тяжелее было слушать рассказ соседки по квартире Евы Владимировны, которая смогла выжить в блокадном Ленинграде и выдержать все испытания. Её воспоминания Нина Васильевна помнит до сих пор.
«С самого начала блокады немцы сожгли все продовольственные склады. Мы скребли землю, вымывали из неё обуглившиеся зёрна, добавляли опилки, клей и пекли коржи. Квартиры не отапливались, водопровод не работал, и воду приходилось возить с Невы. Электричества не было. Лютый холод заставлял жечь стулья, столы и другую мебель. Очень часто люди умирали прямо на улицах от голода и холода. Находя мёртвого человека, смотрели, нет ли у него продовольственной карточки, и, если находили, то обязательно относили по адресу, ведь потеря карточки была равносильна смерти.
Несмотря на все трудности, город жил. Были образованы комсомольские посты, дружины, которые проходили по домам, заходили в квартиры, смотрели, нет ли раненных или мёртвых. Нередко было так, что, заходя в квартиру, можно было увидеть мёртвую мать, лежащую на полу, а возле неё ползает маленький ребёнок, у которого и слёз-то нет, потому что и сам от голода стоит на краю смерти. Много ужасов испытали ленинградцы».
Вспоминать военные годы страшно, говорила Нина Васильевна,: «Но это не должно повториться, ни в коем случае!»)
13. Рассказ учителя:
-Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой ( слайд ). В Ленинграде погибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана.
1. Когда началась Великая Отечественная война:
2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР:
а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.
а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.
4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:
а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.
— Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Слайд )
Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны? (Слайд )
-Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.
-Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
-Войска не были приведены в боевую готовность.
-Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.
-Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.
-Отсутствие стратегии ведения отступления.
— Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.
VIII. Рефлексия (Слайд №20)
Самооценка: как я усвоил материал:
— усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;
— усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»
Объявление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание (дифференцированное):
Для всех: Прочитать соответствующий параграф учебника(29); ответить на вопросы;
Исследовательская работа: Подготовить сообщения « Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Открытый урок по истории России в 10 классе «Индустриализация и коллективизация»
Татьяна Химочкина
Открытый урок по истории России в 10 классе «Индустриализация и коллективизация»
Открытый урок по истории России
в 10 классе
Тема занятия: «Индустриализация и коллективизация«
Подготовила учитель истории и обществознания МКОУ «Кировский сельский лицей» Химочкина Татьяна Ивановна.
— изучить основные направления развития экономики СССР в 30 годы 20 века и его итоги;
— формировать умения самостоятельного анализа, сравнения исторического материала, представленного в различных источниках (сравнивать пути развития СССР в данный период, выделять цели и средства модернизации экономики, подводить итоги развития)
— давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели;
Тип урока: урок формирования новых знаний, навыков и умений
Методы обучения: частично- поисковый, наглядно- иллюстративный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал (таблицы, документы с вопросами»)
Новые термины: индустриализация, коллективизация, раскулачивание, стахановское движение.
Учащиеся заранее поделены на группы (ГРУППА «А» и ГРУППА «Б»)
Ход УРОКА:
I. Организационный момент. Добрый день, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
Итак, прежде чем, мы с вами определимся с темой урока. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
II.Проверка домашнего задания:
Ученик 1.Работа у доски с заданием:
1. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) аренда мелких и средних предприятий
3) всеобщая трудовая повинность
4) концессии иностранным предпринимателям
5) бесплатные коммунальные услуги
6) широкое кооперативное движение
2. К какому направлению экономики в 1920-е годы относятся другие явления?
Ответ – Новая экономическая политика.
3. Что такое новая экономическая политика?
1. Расскажите о причинах перехода государства в 1920-е годы к Новой экономической политике.
2. Какие сферы экономики в годы НЭПа государтсво сохранило за собой, а что передало в частные руки?
Карточка №2. Перечислите основные явления Нэпа и назовите его итоги.
УЧИТЕЛЬ: Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс.
СЛАЙД 2. Прочитайте строки А. Блока. 2-3 мин.
. Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. (А. Блок.)
Учитель: Как вы думаете, о каких переменах идет речь?
Ответы учащихся: установление советской власти, гражданская война, военный коммунизм, НЭП.
Учитель: Мы можем сказать о многих переменах в России, которые произошли в начале XX века. Но нас сейчас интересуют те, которые произошли после Гражданской войны и установления в стране Советской власти, образования СССР. Сегодня
поговорим о модернизации экономики и оборонной системы в стране в 1930-е годы.
ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД. Постарайтесь отгадать название темы.
СЛАЙД 4 Запишите тему урока: «Индустриализация и коллективизация».
СЛАЙД 5 Учитель: Как, вы, думаете, какой будет проблемный вопрос урока?
Сегодня нам предстоит выяснить что такое «индустриализация» и «коллективизация». Какими методами они проводились. Насколько эти методы были оправданы руководством страны?
Вспомните, что такое модернизация? (осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной жизни, сопровождающийся изменениями в характере
IV.Мотивация к учебной деятельности.
УЧИТЕЛЬ: У вас на столе находятся рабочие листы, в которых вы будете отмечать важные моменты урока.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
В середине 1920-х гг., двигаясь на рельсах НЭПа, экономика приблизилась к показателям 1913 г.
СЛАЙД 6.Учитель:Сталин говорил:«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР».
ЗАДАНИЕ: Обратите внимание на слайд. Рассмотрите плакаты, посвященные тому времени и скажите, как вы, думаете, какие задачи ставило д руководство страны перед населением?
— Догнать и перегнать передовые страны, достичь экономической независимости, укрепить обороноспособность страны.
— Создание крепких коллективных хозяйств, за счет которых проводилась перекачка средств из деревни в промышленность
ВЫВОД: Итак, возникла проблема источников накопления индустриального развития страны.
ЗАДАНИЕ: Посмотрите на слайды (фото заводов, фабрик и т. д.) Это предприятия, которые считаются одними из самых крупнейших в России и странах ближнего зарубежья.
А что их еще объединяет? (варианты ответов: построены в 30 годы)
УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАССКАЗ.
На первый план выдвинулась задача строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежнему оставалась аграрной.Председатель ВСНХ СССР Феликс Эдмундович Дзержинский в то время сказал: «Если исходить из имеющихся у нас заводов – социализма нам никогда не создать. И количественно и качественно они для этой цели не годятся».
А какие отрасли необходимо развивать, чтобы страна была экономически независимой?
(Варианты ответа: машиностроение, металлургия, оборонная промышленность, сельское хозяйство)
А где взять деньги на развитие этих отраслей?
(Варианты ответа: занять у населения, за границей, продавать сырье, зерно.)
Учитель:Существовало 2 пути выхода кризиса:
1) Государственное регулирование хозяйственной жизни и социальных отношений, но с сохранением демократических ценностей. (у Англии, США, Франции) – колонии.
2) Введение диктаторских форм правления с полным свертыванием демократии, жесткий контроль государства над экономикой, возобновление борьбы за передел мира. («фашизм»- Италия, Испания, Германия).
Пути выхода из хлебозаготовительного кризиса,которые обсуждались в руководстве страны:
Точка зрения Н. И. Бухарина Точка зрения И. В. Сталина
Не замедляя темпов индустриализации Форсировать индустриализацию,
увеличить выпуск промтоваров, провести сплошную коллективизацию,
технические культуры, усилить ресурсов на нужды индустриализации из
налогообложение кулаков деревни. В то же время будет уничтожено
(менее противоречива, кулачество и обеспечен полный
социальное спокойствие) гос. контроль над крестьянами
(огромные социальные издержки,
гибель тысяч людей)
РЕЗУЛЬТАТ: Как вы думаете, какая точка зрения была более демократичной? (Н. И. Бухарина, но победила точка зрения Сталина, а Бухарина обвинили в «правом уклоне», а его соратников лишили высоких постов.
УЧИТЕЛЬ: Форсированная индустриализация была основа на усилении плановых начал и централизации экономики. В середине 1920-х гг. Госплан начал разработку годовых планов, затем в практику вошли так называемые пятилетки.
ЗАПИШИТЕ: Первый пятилетний план был рассчитан на 1928-1932гг.
УЧИТЕЛЬ: В 30 годы СССР производил все виды промышленной продукции и был экономически независим. Давайте рассмотрим, как это стало возможным
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы поделены на группы. Вам предстоит разобраться в каждом из направлений, работая по группам.
1 ГРУППА: Развитие индустриализации в 1930-е годы в СССР
(СЛАЙДы 13-14 открываются во время ответов)
2. Откуда брали большевики средства на индустриализацию?
1. Средства изымались из сельского хозяйства и легкой промышленности;
2. Средства шли от продажи сырья (Нефть, золото, лес, зерно и т. д.);
3. Продавались некоторых сокровища музеев и церквей;
4. Облагался налогами частный сектор вплоть до полной конфискации имущества.
5. Путем снижения уровня жизни населения, вследствие роста цен, введение карточной системой распределения, индивидуальных государственных займов и т. д.
6. Путем энтузиазма трудящихся, строящих для себя новый мир без эксплуатации человека человеком.
7. Путем мощнейшей пропаганды и агитации новых форм и новых, коллективистических методов организации труда.
8. Путем организации передового стахановского движения как в промышленном производстве, так и в сельском хозяйстве.
9. Путем введение государственных наград за трудовые достижения.
10.Путем развитие системы бесплатных социальных льгот и гарантий государства для человека труда: бесплатное образование и бесплатная медицина для всех групп населения, бесплатные детские ясли, детские сады, пионерлагеря, санатории и так далее
Индустриализация- создание отраслей тяжелой промышленности.
Цель – экономическая независимость, ликвидация технической отсталости.
В 1929 году был принят 1 пятилетний план: построить 1500 современных промышленных предприятий. 50 из них – наиболее важными (Днепрогэс, Магнитогорский, Липецкий, Челябинский, Новокузнецкий, Норильский металлургические комбинаты, Уралмаш, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы, ГАЗ, ЗИС, московское метро.
Пятилетка была выполнена досрочно за 4 года 3 месяца.
Вторая пятилетка (1932-1937гг.) продолжила развитие отраслей тяжелой промышленности. Безработица исчезла. А в это время в США был тяжелейший экономический кризис. Американские компании активно сотрудничали с СССР.
Большую роль в индустриализации сыграл трудовой энтузиазм молодежи и стахановское движение.
2 ГРУППА «Коллективизация».
(СЛАЙДЫ 15-17 открываются после ответов учащихся)
Коллективизация – процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы).
Коллективизация проводилась принудительно, более того, применялись меры карательного режима.
Раскулачивание- это уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию
Ответ на ЗАДАНИЕ №2
Дата Название мероприятия
XV съезд ВКП (б, на котором была поставлена задача о проведении коллективизации
Сплошная коллективизация. «Год великого перелома»
Постановление ЦК ВКП (б, предусматривавшее завершение сплошной коллективизации
1930г. Секретное постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств»
Выступление Сталина со статьёй «Головокружение от успехов»
После работы с приложением
Примерные ответы учащихся
Итоги и последствия коллективизации:
— ликвидация слоя самостоятельных зажиточных крестьян
— уничтожение последнего элемента рыночной экономики – частного сектора в сельском хозяйстве
— замедление темпов роста сельскохозяйственного производства
— отчуждение крестьян от собственности и земли
— потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве, безразличие многих колхозников к общему имуществу и результату своего труда
— сложилась удобная форма получения государством максимальной продукции из деревни. (колхозы напрямую подчинялись государству, выполняли государственные заказы)
— обострение продовольственной проблемы в стране. Политика сплошной коллективизациипривела к катастрофическим результатам: производство зерна, крупного рогатого скота резко сократилось. Крестьяне сами закалывали свой скот, не желая отдавать его в колхоз. Были неурожайные годы. В итоге в 1932-1933 гг. разразился сильный голод, от которого погибло около 7 млн человек. Власти запретили упоминать о голоде во всех средствах массовой информации.
ЗАСЛУШИВАЕТСЯ СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О СОЗДАНИИ СОВХОЗА №112.
VI. Закрепление нового материала.
ВСПОМНИТЕ проблемный вопрос урока: Какими методами проводилась модернизация экономики в стране в 1930-е годы? И насколько они были оправданы?
1. Понятие индустриализация.
2. Цели индустриализации.
3. Итоги индустриализации.
4. Какими методами и средствами она проводилась.
5. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику индустриализации
6. Какими методами эта политика проводилась?
7. Оправдали ли эти методы цели?
Прослушайте фрагмент песни «Москва майская».
Какое настроение создает эта песня?
УЧИТЕЛЬ: В 1935 году Сталин заявил в своем выступлении, что «жить стало лучше, жить стало веселей».
Учитель подводит итоги:Мы сегодня с вами говорили об очень сложном периоде российской истории.Модернизация страны имела серьезные издержки: сложилась система бюрократического управления экономикой, усилились диспропорции в развитии отдельных отраслей, резко усилилось экономическое и политическое давление государства на крестьянство, был разрушен традиционный уклад сельской жизни.
Подведение итогов занятия.
Параграф 11 Стр. 109. Раздел «Для тех, кто хочет знать больше» выполнить задания 2-5.
«Без индустриализации не было бы победы над фашисткой Германией. В этом и состоит историческое значение трудового подвига советских людей». Дайте оценку этому высказыванию.
Параграф 12 стр 109-113 и составить аналитическую таблицу
«Итоги индустриализации и коллективизации».
IX.Оценки за урок.
___(фамилия, имя ученика)
Тема урока:___
Первый пятилетний план был рассчитан на ___гг.
ЗАДАНИЕ№1: Прочитайте стр. 102-104. Учебника Ответить на вопросы
1. Что такое индустриализация?
Индустриализация – это___
2. Каковы были причины проведения индустриализации?
3. На что был нацелен первый пятилетний план?
4. Назовите источники средств для проведения индустриализации.
Выпишите источники средств для индустриализации:
Откуда брали большевики средства на индустриализацию?
ЗАДАНИЕ №2: Рассмотрите плакат на стр.102 учебника и ответьте на вопрос: Какой ресурс индустриализации автор плаката считал главным?
ЗАДАНИЕ: Прочитайте документ. Как оценивался энтузиазм среди молодежи?
“Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”.
“Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса.
Гранин Д. Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа
Заслушивается сообщение «Стахановское движение в 1930-е годы».
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте стр. учебника 104. Назовите итоги первой пятилетки проведения индустриализации.
___(фамилия, имя ученика)
Тема урока:___
Первый пятилетний план был рассчитан на ___гг.
Прочитайте стр.104-105 учебника и ответьте на вопросы:
1. Что такое коллективизация?
Коллективизация – это___
2. Что такое раскулачивание?
ЗАДАНИЕ 2. Запишите даты основных мероприятий коллективизации в первом столбце, используя стр. 104-108 учебника.
Дата Название мероприятия
XV съезд ВКП (б, на котором была поставлена задача о проведении коллективизации
Сплошная коллективизация. «Год великого перелома»
Постановление ЦК ВКП (б, предусматривавшее завершение сплошной коллективизации
Секретное постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств»
Выступление Сталина со статьёй «Головокружение от успехов»
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы
Из постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации«30 января 1930 года: «
«Принять в отношении кулаков следующие меры: а)первая категория – контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии; б)вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края; в)в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых, отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках».
Вопрос к документу:
Какие категории кулаков выделялись? Какие к ним принимались меры?
Из письма М. А. Шолохова И. В. Сталину (1933 г.)
На основе текста определите причины голода, методы выполнения плана хлебозаготовок, отношения автора к событиям.
ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте стр. 108. Учебника. Назовите по итогам первой пятилетки, к чему привела коллективизация.
1. Расскажите о причинах перехода государства в 1920-е годы к Новой экономической политике.
2. Какие сферы экономики в годы НЭПа государтсво сохранило за собой, а что передало в частные руки?
Карточка №2. Перечислите основные явления Нэпа и назовите его итоги.