откуда началась русь и в каком году
Откуда пошла Русь
Откуда пошла Русь
(об одном первоисточнике)
До настоящего времени российские ученые-историки принижают норманнскую теорию происхождения древнерусского государства, хотя толком не могут объяснить, откуда пошло слово «Русь». Имеющиеся летописи разных стран подтверждают эту теорию рождения Руси, как основную. К норманнской теории происхождения Руси склонялись русские историки Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев, а также составители карты-таблицы «Тысячелетие России 862-1862 годы», которую представили императору Александру Второму в 1862 году.
Сейчас исследователям доступны многочисленные российские и зарубежные первоисточники, подтверждающие норманнскую теорию происхождения Руси. Однако узкая специализация некоторых постсоветских ученых, зацикленных на трудах одного автора или по другой причине упрямо приводит их к ошибкам. Например, они, вслед за В.Н. Татищевым, утверждают, что Рюрик был не шведом, а родом из Финляндии, хотя такого государства, и даже территории под таким названием, очень долгое время не существовало. Отдельные финские племена емь, сумь и другие, проживавшие на этой территории, в те времена платили подать варягам-шведам.
В 1862 году группа ученых под началом Н.С.Де Галета составила историческую карту-таблицу «Тысячелетие России. 862-1862 годы». Эта карта-таблица была одобрена цензурой 26 июня 1862 года и отпечатана в единственном экземпляре в типографии Р. Голике. Книгопродавец Иван Тимофеевич Лисенков преподнес ее императору Александру II.
В карте-таблице дана сжатая история России, краткий обзор истории европейских государств, указаны краткие биографии правителей России, родословная русских государей представлена в виде вкладыша. Представлен перечень древнейших городов и народов, населявших Россию, а также гербы всех губерний Российского государства.
В обзоре русской истории, с чего начинается карта-таблица, сказано: «Настоящая история застает славян только в половине IX века в Новгороде, где, по причине бывших внутренних неустройств и частых набегов соседних народов, по совету новгородского вельможи Гостомысла, граждане призвали на княжение из варягов-руссов Рюрика с братьями, по преданиям, детей Гостомысловой дочери Умилы и варяжского владельца Людбрата. Кто были эти руссы и где именно жили, об этом нет ничего достоверного.
Тогдашняя слава норманнов, знаменитых своими морскими разбоями, указывает, что призванные князья должны быть из числа предводителей тогдашних дружин удальства. Но сами норманны не составляют отдельного народа: это северные люди всех племен, соединившиеся для добычи. Новгородцы знали еще прежде этих людей, которые было, вторглись к ним, но были изгнаны. Как бы то ни было, но со дня призвания их в Новгород с 862 года по Рождество Христово, должно полагать истинное начало истории Российского государства».
В приложении к изданию карты-таблицы размещена историческая справка о Рюрике: «По русским летописным преданиям три брата-конунга, то есть предводители варяжских дружин, якобы призванных «из-за моря» новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде, основали Древнерусское государство.
Рюрик правил сначала на Ладоге, он не был призван «из-за моря», а захватил в 862 году власть в Новгороде, воспользовавшись внутриусобицами. Это вызвало восстание новгородцев против варягов во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик казнил Вадима и его «советников», другие новгородцы бежали в Киев».
По утверждению авторов карты-таблицы «Тысячелетие России» Российскую историю за этот отрезок времени можно разделить на пять периодов:
— от основания Древнерусской монархии до разделения ее на удельные княжества, с 862 по 1015 годы;
— от разделения Древней Руси на отдельные княжества до покорения ее монголо-татарами, с 1015 по 1237 годы;
— от покорения Руси до освобождения ее от монголо-татарского ига, с 1237 по 1481 годы;
— от освобождения России от монголо-татар до вступления на престол династии Романовых, с 1481 по 1613 годы;
— от начала царствования Романовых до празднования тысячелетия России, с 1613 по 1862 годы.
Книгопродавец И.Т. Лисенков подарил историческую карту-таблицу императору Александру II 8 сентября 1862 года во время торжественного открытия в Новгороде памятника «Тысячелетию государства Российского». Долгое время она хранилась в архиве дома Романовых, оттуда попала в имение Ф.Ф. Юсупова Кореиз в Крыму через его жену Ирину Александровну – дочь великого князя Александра Михайловича Романова. После эмиграции в 1918 году Ф.Ф. Юсупова в Америку карта-таблица была обнаружена в его личном архиве во дворце Кореиз. Вместе с другими документами архива ее передали на хранение в Государственный архив Крыма.
Развернувшиеся в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия России в середине XIX века споры о происхождении русского государства в числе много привлекли внимание исследователей к отправной точке отечественной истории – призванию варягов.
Из русских, византийских летописей, скандинавских саг и других памятников истории известно, что русская нация постепенно начала формироваться к концу IX века из трех составляющих: финских племен – аборигенов, пришедших к ним на Европейскую равнину славян и шведов-варягов. Финские племена до образования Русского государства проживали на территории Европейской равнины от Балтийского моря и Ладожского озера до Волги и Оки более 10 тысяч лет. Нет никаких свидетельств о том, что здесь до них проживали какие-то другие народы.
По берегам Финского залива и Приладожья жили племена: сумь, емь, водь, эсты и ливы, корела и ижора. От Ладожского озера и до Оки расселялись финские племена: весь, ладожане, меря, мурома, мари (черемисы), мордва, пермь (коми), печора, сетголы. Севернее и восточнее них – лопари (саамы), ненцы (самоеды), ханты и манси, то есть не менее двадцати финно-угорских племен.
Первоначальный период истории Руси с 862 по 1236 годы до нашествия монголо-татар можно считать временем формирования русской нации и образования первых очагов государственности при раздробленности княжеств. Начиная от Рюрика, русские князья приводили на Русь варягов, которые считали себя независимыми людьми. Они шли сюда властвовать над финскими и славянскими племенами. Первые варяжские князья Рюрик, Хельге (Олег), Ингвар (Игорь) да и Святослав, вели себя не как хозяева своей земли, а как пришельцы-захватчики.
Они собирали дань с финских и славянских племен, совершали набеги и завоевательные походы. Они смотрели на города, как на временные стоянки, от которых можно двигаться дальше для завоевания новых земель. Князь Хельге (Олег) ушел из Новгорода и остановился в Киеве. Князь Ингвар (Игорь) уходил в длительные походы против Византии, на земли других народов, оставляя правление киевским княжеством на жену Ольгу.
Его сын Святослав вообще хотел уехать из Киева жить на Дунай в болгарский город Преславу, чтобы быть ближе к местам боевых походов его дружины. Русский князь Владимир начал отходить от этих варяжских обычаев, считая себя властителем не только варягов, но и многочисленных славянских и финских племен. Он окружил себя их представителями, при нем основным языком стал не старошведский варяжский, а славянский язык. Он прочно осел в Киеве и никогда надолго не задерживался на завоеванных землях.
Однако и при нем варяги по-прежнему считали себя не членами зарождающейся русской нации и государства наравне со славянскими и финскими племенами, а их властителями. Так было вплоть до конца правления Ярослава Мудрого в 1054 году. При нем в своде гражданских и уголовных законов под названием «Русская правда» жители Новгородской Руси делились на «русских варяжского племени» и славян.
Х111 век был периодом самого большого потрясения для Руси. С востока нахлынули полчища монголо-татар, которые разорили и обезлюдили большую часть Руси. При своей жизни их предводитель Чингисхан завещал северо-западные земли своему старшему сыну Джучи, но тот погиб раньше отца, оставив четырех сыновей: Батыя, Орду, Шейбана и Тангкута. Они и решили судьбу Руси на своем совете в 1235 году, после которого их отряды во главе с 28-летним ханом Батыем с верховья Иртыша и Алтайских гор весной 1236 года двинулись в сторону Руси.
Сначала в 1237 году, монголо-татары захватили город Рязань, от него пошли вглубь Руси, захватив почти все древнерусские города. Разрозненные княжества, ведущие междоусобные войны, не могли дать им отпор. Ни один русский князь не хотел помогать другому, как бы те ни просили. Достойное сопротивление монголо-татарам оказал Торжок, где две недели жители защищали себя и свой город. Силы были неравны, монголо-татары сожгли город, но ослабленные и напуганные мужеством жителей, они не решились идти дальше на Новгород. Таким образом, только два древних русских города Псков и Новгород никогда не были под игом монголо-татар.
Сами монголо-татарские ханы не ходили больше походами на Русь, они направляли сюда своих баскаков для собирания дани и звали к себе в Сарай русских князей поклониться хану, как повелителю. Он решал, кому давать ярлык на великое княжение Руси. Таким образом, с 1237 года история Руси тесно связана с монголо-татарами.
С северо-запада Новгороду угрожало немецкое племя, также постоянно беспокоили шведы, которые вместе с варягами считали побережья Финского залива и Ладожского озера своей вотчиной. На русские княжества, ослабленные раздробленностью и нашествием монголо-татар, стали совершать набеги литовцы.
К концу XIII века Русь окружали: на западе – Швеция, Ливонский орден, Литва и Польша, на юге – половцы и монголо-татары, на востоке – мордва, черемисы и Великая Пермь. К 1340 году у Руси не стало западных и южных земель, в том числе: Полоцкого, Смоленского, Галичского, Волынского, Киевского и Черниговского княжеств, захваченных Литвой. Оставалась лишь первоначальная северная Русь с разрозненными княжествами: Новгородским, Тверским, Московским, Владимирским, Суздальским и Ярославским.
Кто только не нападал на Русь, и с кем только она не воевала за свою историю. Если окинуть взором ее границы, то не найти соседей, которые бы
не пытались посягнуть на нашу землю, но победа, в конечном счете, всегда оставалась за Россией. Легче найти редкое исключение из тех стран, с которыми Русь не воевала.
Источник: А.Н. Головкин. Книга «Прошедшие через века», изд. «Итака», 2017 год. Ссылки на первоисточники в книге имеются.
Возникновение Руси
Кратко о происхождении славян
Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).
Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).
Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.
В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.
На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.
К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.
В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.
Кому поклонялись славяне?
Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.
Призвание варягов
Наши далекие предки страдали от опустошительных набегов варягов, венгров, хазаров, а также от междоусобных войн. «Повесть временных лет» сообщает, что для спасения своих земель от разорения словене, кривичи, весь и чудь заключили военно-политический союз и предложили его возглавить трем знатным и влиятельным братьям-варягам (скандинавам) — Рюрику, Синеусу и Трувору. Этому не стоит удивляться: на славянских территориях с VIII в. присутствовало значительное число скандинавов.
Братья приняли предложение и в 862 г. прибыли в главные города пригласивших их племен со своими многочисленными дружинами. А поскольку варягов в те времена величали русами, то и территорию, контролируемую новыми правителями, стали называть Русью.
Что известно о Рюрике?
Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «. самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину [княгини Ольги — Прим, авт.] а правнуку Рюрикову. ». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.
Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.
После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.
Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.
В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.
Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.
Происхождение названия славян
Существует несколько версий происхождения слова «славяне».
Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.
Образование древнерусского государства
От классов — к государству
В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».
Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.
Начало государственности Руси
Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане. ».
Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.
Почему именно Киев стал столицей Руси?
Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.
Где была Русь и как она стала Россией
Споры о том, где была Русь изначальная идут давно и закончатся не скоро. Историкам приходится находить сведения в основном в зарубежных источниках и библиотеках. Хочу опубликовать результат изучения, проведенного Н.И.Васильевой.
Точные указания на локализацию древней Руси содержатся в немецком источнике — так называемом Баварском географе, созданном около 845 г. Описывая дорогу из баварского Регенсбурга на Каспий, географ перечисляет народы, встречающиеся по пути в следующем порядке: бужане, уличи, руссы, хазары.
Совершенно очевидно, что понятие «русы» еще в середине 9 в. не включало в себя прикарпатских и приднестровских славян-бужан (волынян), а также нижнеднепровских уличей, очевидно, оно относилось только к жителям более отдаленных восточных районов от Днепра до Дона вплоть до границ с Хазарским Каганатом. Эти сведения в принципе совпадают с данными русских летописей: известно, что в середние века «Русской землей» назывались владения Киевского, Переяславского и Черниговско-Северского-Рязанского княжеств, в более ранние времена охваченные племенными объединениями вятичей, северян и полян. Такая вот федеративная Русь!
Как видим, «Русская земля» в раннем средневековье не совпадала с границами «Киевской Руси» 10-13 вв., но занимала только ее юго-восточную часть.
Юго-западная, прикарпатская часть, также, как и северная часть (заселенная кривичами и словенами) существенно отличались от «Русской земли» и не носили этого имени вплоть до создания реального политического объединения. Еще в позднем средневековье новгородцы называли себя словенами и видимо, ощущали свое отличие от южан. В одном из памятников конца 15 в. устами новгородцев сказано буквально следующее: «…князь великий Владимир крестися и все земли наши крести: русскую, и нашу словенскую, и мерскую, и кривичскую…»
Итак, Русь на юге, к востоку от Днепра и далее, Словения — на севере!
Арабские и персидские источники
Обратимся к сообщениям арабских и персидских источников о раннесредневековой России. Буквально все они утверждают, что существовала большая разница между различными группами русов (северными и южными), разница политическая и даже этническая.
По сообщению «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и странствий») Ибн Хаукаля, писавшего в 10 в., русы делятся на три группы:
1) «ближайшая к Булгару», с центром в «Куйябе» (в Киеве);
2) «высшая» — ас-Славийа;
3) ал-Арсанийа, с центром в городе Арса; труднодостижимая и расположенная где-то «на воде», судя по сообщению о том, что ее жители спускаются по воде для торговли.
Из контекста этих и других источников можно понять, что «Куйяба», то есть Киев, является столицей собственно «Русийи», тогда как северная часть страны так и называется «Славийя», а жители этих областей соответственно русскими и славянами.
Но где тогда искать загадочную Арсанийю, называемую также Арсой или Артанией?
Наряду с этим вполне реалистическим описанием «трех групп русов» многие арабские авторы сообщают рассказ о некоем таинственном «острове Русов»; наиболее раннее из повествований этого типа принадлежит, по-видимому, ал-Джарми, писавшему в середине 9 в. Вот как выглядит «остров Русов» согласно наиболее ранней из дошедшей до нас версий, принадлежащей Ибн Руста (начало 10 в.):
«…Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове окруженном озером… У них есть царь, называемый хакан русое. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом»… У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет… Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях».
От админа сайта: странное описание — разбойники, да и только. Похоже современным американцам о России рассказывают приблизительно тоже самое.
Загадочный остров пытались локализовать в самых разнообразных местах; одна из версий — что арабы имели в виду северные земли в районе оз. Ильмень, где много болот, рек, озер и т. д. Но, как легко можно убедиться, северные земли — это «Славийя», а не «Русийя»; там жили словены, назвавшиеся своим именем. Может быть, арабы и преувеличили враждебность русов по отношению к славянам, но из их рассказов достаточно ясно, что русские по сравнению со «славянами» крутые ребята, и ведут себя соответственно. Это не похоже на северных «лесовиков». Кроме всего прочего, в рассказе речь идет о самом что ни на есть настоящем острове, расположенном не то среди озера, не то среди моря. Об этом острове сообщается конкретная информация: оказывается, обойти его можно за три дня пути… Это вовсе не аллегория, а самый нормальный остров, средних размеров, не маленький и не большой.
Где же мог находиться остров русов?
Так что же это такое — «остров русов»? Если средневековые арабы придавали ему такое важное значение, почему мы ничего о нем не знаем? А это как сказать, может быть, и знаем кое-что… «На море-океане, на острове Буяне…» Кто не помнит этого классического зачина русских сказок? Между тем давно уже предполагалось, что в произведениях «устного народного творчества» имеется в виду вполне конкретный остров, расположенный вблизи южного побережья Балтийского моря, а именно остров Рюген.
Название его связано с именем западнославянского народа «руги»; следует заметить, что были варианты этнонима: Руги, Рутены, Русины, Русци, Ройаны, Раны, Руяны. Вот этот последний вариант и преобразился в народной традиции: из Руяна стал Буян. Так часто бывает: старое название наполняют новым смыслом, используя созвучие. Но руги-руяны, как сообщает ряд средневековых источников, назывались также и русами, и именно это и было, видимо, их «главным», родовым именем… Вот же он, «остров русов». Никуда не делся, жив и в действительности и в воспоминаниях.
Что он представлял собой в раннем средневековье, почему ему придавали такое важное значение? В древности остров Рюген был больше, чем сейчас; его несколько разрушило землетрясение. Этот остров был упомянут впервые в 75.1 году в англосаксонской хронике Беды Достопочтенного под названием Rugini. Но сам этноним «руги» известен по крайней мере с конца 1 в. н. э.: именно в западной части южно балтийского Поморья помещал Тацит некий народ ругиев…
На острове Рюген (Ругин) располагался город Аркона — крупный сакральный центр поморских славян. В городе находилось святилище верховного бога славянского пантеона, Свентовита (Свято-вита). Насколько это святилище почиталось, ясно видно из того факта, что ему приносили дары даже датские короли, и уже после принятия христианства!
Жители острова действительно отличались мужеством, как и вообще все венды; изоляция острова, разумеется, способствовала созданию своего рода военно-морской базы для экспансии на дальние расстояния. О том, что поморские венды-русы были достаточно воинственны и совершали дальние набеги, свидетельствуют современные источники; так, например, в походы на запад, грабить Англию, западные славяне и скандинавы-датчане ходили вместе, проявляя при этом трогательное единодушие… Наконец, самое главное: совпадают параметры острова.
Площадь Рюгена около 1000 квадратных км, а это как раз и составляет примерно три дня пути. Кроме того, остров расположен в Балтийском море, о котором в древности действительно могли иметь двойственное представление, и как о море, и как об озере (Балтика мелководный, достаточно замкнутый бассейн).
Остров Ругин-Руян и его столица Аркона были крупным центром западнославянской (вендской) Цивилизации, центром религиозным, военным и государственно-политическим одновременно.
Именно сакральное дохристианское значение Ругина и Арконы отразилось в «сказочной» традиции, превратившей реальное место в таинственный «остров Буян». /Важное значение Ругина и получило отражение в арабской исторической традиции, упоминающей его как «остров русов». Все упоминания арабских авторов о нем собственно к России отношения не имеют, речь идет о западнославянском Поморье. От этого вся путаница!
Настоящая Русь делится, по мнению арабских авторов на две области: южную, с центром в Киеве (Куяве), называемую также ар-Русийя, и северную, именуемую ас-Славийя.
Третья область, Артания (Арсанийя) — это и есть «остров Русов», Ругин с его сакральным центром Арконой’.
Значит, еще в 9 в. было две Руси…
Следует вспомнить, что и византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине 10 в., различал две Руси: ближнюю (по отношению к Константинополю; видимо, имелась в виду именно Киевская Русь), и дальнюю (очевидно, прибалтийская).
Таким образом, сообщения арабских и других авторов, фиксирующие ситуацию 9 в., получают полное объяснение: есть два этнополитических объединения на Восточно-Европейской равнине, северное — Словения, с центром в Новгороде, и южное собственно Русь, с центром в Киеве. Но кроме этого, есть еще и другая Русь, центрально-европейская, южнобалтийская; эта Русь имеет крупный центр, расположенный на острове Рюген, и другое ее название Аркона (Арса, Артания), по имени главного города.
Даже при беглом просмотре источников видно, что этнонимы «русы» и «руги» в средние века значили примерно одно и тоже и применялись как к западной, балтийской, так и к восточной, «киевской» ветви славян.
Итак, в раннем средневековье были известны две группы русов: одна в районе от Среднерусской возвышенности до Приазовья-Причерноморья, другая на славянских землях южнобалтийского Поморья, вблизи устья Одера.
Остров Рюген (Ругин) также был заселен «русами», из чего следует тождество западных русов и ругов, известных в этих местах еще со времен Тацита. Западная же часть славянского Поморья, до устья Эльбы и Ютландии именовалась Вагрией, землей варягов.
Следовательно, южная Прибалтика в раннем средневековье состояла из:
1) Славонии, или Вагрии, от основания полуострова Ютландия;
2) Руссии, или Ругии, от острова Рюген и далее;
3) Пруссии, земли балтийцев (современная Калининградская область) и литовских земель
4) эстонских (чудских) и финских земель.
Славянская Руссия граничила с балтийской Пруссией; на очевидное сходство имен давно обращалось внимание — Очевидно, что происхождение этих «сдвоенных» имен относится по крайней мере к эпохе балто-славянского единства.
Как связаны «варяги» и «русь»
Этнонимы «варяги» и «русь» первоначально означали разные народы западнославянской (вендской) группы, как это и следует из текста Повести временных лет. Позднее, видимо, термин «варяги» разросся до «родового» обозначения всех южно балтийских славян вообще, почему в тексте летописи и сказано: пошли к варягам, к руси (в том смысле, что русь — это частное подразделение внутри «варяжской»-поморской славянской общности).
Остается выяснить вопрос: откуда такое совпадение этнонимов на южнобалтийском, вендском Поморье и в южной (тогда южной, а теперь центральной) России? И это вполне объяснимо: по сообщению Повести временных лет, вятичи и радимичи, заселившие центр России, пришли именно из западнославянских, польских земель («из ляхов»). С точки зрения археологии, эта великая славянская миграция прослеживается как движение из Центральной Европы на восток культур пражской керамики в 7-8 вв. По-видимому, в рамках этого движения этнос, занимавший крайние северо-западные пределы славянской территории, обитавший в междуречье Эльбы и Вислы, продвинулся дальше всего на восток, заняв Среднерусскую возвышенность. Между прочим, «вятичи», «вяты» это и есть венды в более древнем произношении..
Признание существования в раннесредневековой Европе двух народов по имени русь (вернее, двух ветвей одного народа) сразу избавляет от неопределенности и позволяет истолковать ранее совершенно непонятные сообщения источников. Ведь до сих пор все сообщения о «руси» без разбора приписывали Новгородскому или Киевскому государству, несмотря на вопиющие противоречия, возникающие при такой интерпретации.
Раздвоение
Итак, можно утверждать, что историки 9-10 вв. знали две Руси: одну из них можно отождествить с западнославянским Поморьем, от устья Одера и острова Рюген до Вислы, а другая и есть «Русская земля», известная по нашим летописям. Точно такое же «раздвоение» происходило и с другим, не менее известным топонимом: если земли по Дунаю назывались Словенией и Словакией, то почти такое же название закрепилось и за северо-восточными территориями в районе Приильменья «Словенская земля». По-видимому, славянские мигранты с запада принесли с собой в 7-8 вв. и собственные имена…
Известно, что в широком смысле название «Русь» применялось ко всем землям, входившим в состав государства Святослава и Владимира, но в более тесном смысле под «русской землей» в раннем средневековье подразумевались только юго-восточные земли, занимаемые племенами полян, северян и вятичей. Юго-западные племена (древляне, волыняне, хорваты и др.) в состав этой «Руси» не входили; еще в 9 в., судя по всему, у них были собственные государства, именуемые арабами «Валинана» (Волынь) и «Джарваб» (Хорватия, будущая Галичина). Северо-западные районы, вошедшие в состав Полоцкого княжества, тоже носили собственное имя «земель кривских»; новгородское Приильменье вообще чуть ли не до 15 в. называлось своим именем, «землей словенской».
Но и на юго-востоке, по-видимому, существовала своя иерархия. Так, Аскольд и Дир владели, согласно летописи, не русской, а Польской (в смысле полянской) землей. Радимичи, согласно той же летописи, были также чем-то отличным от собственно «русских»… Кто же остается? Северяне и вятичи. Жители средневековой Чернигово-Северско-Рязанской земли, современной Центральной России… Только они в летописи никогда не противопоставляются русским, никогда не упоминаются, как нечто особенное от русских. Теперь понятно, почему Игорь Святославич, князь Северский и позднее — Черниговский, уходя на юг в поход, обернулся и воскликнул: «О Русская земля!»…
Так где Русь?
По-видимому, Русь в раннем средневековье — это земли примерно от Москвы на севере до Воронежа на юге, от Днепра на западе до Мурома и Рязани на востоке. Что же здесь странного? Ведь это и теперь самая настоящая Россия, ее центр. Россия всегда называлась Россией; это вполне естественно и нормально…
Совпадение этнонима русь на западе и востоке в таком случае, оказывается не случайным: оно указывает на генетическое родство. Венды-вятичи-русские пришли в Центральную Россию в 7-8 вв. из междуречья Эльбы-Одера-Вислы. Сюда переместился центр цивилизации, но какая-то ее часть, уже ослабленная этим перемещением еще оставалась на западе в течение средних веков, еще прикрывала с запада новую общность, зревшую на востоке, пока окончательно не погибла в 12 в.
Вендская цивилизация подошла к концу — ее энергия перетекла на Восток. Началась история новой России.