отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

Приходят ли вам мысли о том, что такое язык? Язык – это средство человеческого общения. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. В языке отражается история, культура и быт народа.

Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский)

Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский)
Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух.

Полумайте над высказыванием В.О. Ключевского о слове.

— Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове? Размышляя над ответом на этот вопрос, подумайте, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье. Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отечество?

Язык является важнейшим средством общения людей, основным способом передачи информации, обмена мыслями, впечатлениями. Эту функцию языка называют коммуникативной. Другая важная функция языка – когнитивная (познавательная) – отражение мышления человека. Третья фундаментальная функция языка – кумулятивная, или накопительная. Термин кумулятивный в лингвистике употребляется наряду с термином аккумулятивный. Оба слова восходят к латинскому cumulare – «складывать», «заполнять».

Выполняя кумулятивную функцию, русский язык становится хранилищем сведений об истории, а также материальной и духовной культуре русского народа: его обычаях, традициях, нравственных ценностях. Особенности мировоззрения русского народа и его взглядов на мир ярче всего проявляются в лексике и фразеологии и отражаются в словах-историзмах, словах с национально-культурным значением, прежде всего безэквивалентных, крылатых словах и выражениях из русских народных и литературных сказок, известных литературных произведений, в пословицах и поговорках.

Безэквивалентные слова отражают специфические особенности русской культуры, то есть предметы, явления и понятия, которые не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков. Такие слова чаще всего являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Например, во многие языки мира вошли русские слова квас (англ. Kvass; нем. Kwas; франц. Kwas), самовар (англ. Samovar; нем. Samovar; франц. samovar), сарафан (англ. Sarafan; нем. Sarafan; франц. sarafane), ujhjlrb (англ. gorodki; нем. Gorodki; франц. gorodki) и др.

Источник

Статья на тему: «Язык как отражение истории и культуры народа»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Язык как отражение истории и культуры народа»

Аннотация. В статье представлены понятия язык и культура, как средства общения и межкультурной компетенции отдельной личности. Общение и взаимодействие народов России в межкультурной комуникации посредством изучения русского языка, которые рассматривают культуру и язык во взаимодействии. Проанализированы подходы в изучении проблемы непрерывной связи между языком и культурой.

Ключевые слова и фразы : культура; язык; взаимосвязь языка и культуры

Русский язык – один из общепризнанных мировых и самых богатых языков мира. Он является и языком международной дипломатии. Его изучают, по данным статистики международного культурного фонда ЮНЕСКО, более трети населения всей планеты.

Русский язык является важным и неотъемлемым элементом национальной культуры русского народа. Это и национальное достояние, и одновременно необходимое средство общения, которое объединяет всех людей, населяющих нашу страну, сохраняет культурные ценности, традиции и помогает сосуществовать самым разным народностям в едином политическом, экономическом и культурном пространстве.

Современный этап и перспектива общественного развития выдвигают новые требования. Одним из его основных направлений является гуманизация и гуманитаризация образования. Это предполагает углубление лингвистического образования, в том числе формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности.Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней. Это направление помогает осознать системный характер языка и речи, увидеть специфику каждого изучаемого явления, что представляет собой необходимое условие приобретения глубоких и прочных знаний.

Взаимосвязи между разделами науки о языке строятся на основе преемственности и перспективности, устанавливаются путем сопоставления изучаемых и изученных языковых явлений.

Изучение русского языка особенно важно, ведь язык – один из наиболее важных элементов гуманитарной культуры. Культура – это не только вежливость, знание этикета, но и в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь.

Язык – это средство общения людей. В языке отражается и выражается человеческая мысль. Интересно то, что и язык отражается в мышлении. Появление нового слова в языке – это возникновение нового понятия у носителей языка.

Язык и речь – это не одно и тоже.Речь строится говорящим, это продукт творчества, а строительный материал для речи существует в готовом виде,он известен говорящему; этот строительный материал и есть язык. Таким образом, речь – это проявление языка.

Русский общенациональный язык в настоящее время состоит из нескольких пластов: литературный язык, жаргоны, диалекты, просторечия.

Язык и культура при изучении русского языка представляют именно современный русский литературный язык – язык средств массовой информации, театральных постановок, официальных документов, художественной литературы и науки, язык всех образованных людей, говорящих по-русски.

Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самообразования и самореализации.

Язык и культура – понятия взаимосвязаны. Взаимодействие языка и культуры, выработка не только языковой, но и коммуникативно-культурологической компетенции личности становится основной линией обучения русскому языку в русских и в национальных школах, решает проблемы межкультурной коммуникации и взаимопонимания народов России.

Язык – явление уникальное и самобытное. Язык является частью духовной культуры, средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний народа, средством приобщения к богатствам культуры и литературы.

Знание русского литературного языка необходимо каждому образованному человеку.

В основе профессий лингвиста, журналиста, переводчика, рекламного агента, преподавателя, писателя, поэта, редактора издательств и программ, корректора, логопеда, диктора радио или телевидения, специалиста по связям с общественностью лежит хорошее знание русского языка.И это далеко еще не все профессии!

Невозможно переоценить роль русского языка в круге изучениятерминов современной науки и техники. На нём издаются научные и технические журналы, выходит новая научная литература.Большим международным признанием пользуются научные публикации на русском языке по физике и математике, лингвистике и литературоведению.Работы на русском языке в таких технических областях, как разработка космических аппаратов и приборов, электротехника, за рубежом вызывают огромный интерес.Именно потребности науки и технического описания изобретений инженерной мысли привели к формированию в русском литературном языке функционального развитого научного стиля, позволяющего чётко и определённо описать по-русски любые научные открытия и технические достижения.

Русский язык знают все и невозможно в современном российском обществе представить, что может быть иначе. Достаточно часто можно наблюдать такое явление как незнание своего родного, но язык межнационального общения, которым и является русский язык- знают все, если не в совершенстве, но на достаточно грамотном уровне.

Значение языка для каждого человека невозможно оценить в полной мере. Это сопричастность к своим корням, это горделивое понимание своего единения с определенным народом, это чувство полной взаимосвязанности и предопределенности.Важнейшей и актуальнейшей задачей в рамках государства на сегодняшний день является сохранение родных языков малых народностей, для которых отсутствует статус государственного, в силу чего эти языки находятся в слабой позиции.Наша многонациональность – это наша индивидуальность, самобытность, гордость.Парадоксально, но детей, знающих язык межнационального общения в совершенстве (на уровне разговорного) гораздо больше, чем тех, кто хорошо владеет родным языком.

Сохранение языков малых народностей не должно быть прерогативой сугубо носителей языка. Это трудный и кропотливый процесс, в котором должны быть задействованы все структуры и органы, начиная с семьи и заканчивая Конституцией государства. Потому что только на уровне семьи невозможно изучить все богатство языка, раскрыть все его ресурсы, понять все его характеристики и особенности.

Язык может взаимодействовать с другими только в том случае, если у носителей языка будет возможность практиковать его за пределы нашей территории. Это как дорога с двусторонним движением, когда все происходит во взаимодействии.

Источник

Урок родного русского языка в 9 классе по теме «Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Национально-историческая значимость ключевых слов (концептов) русской культуры».

Материал представляет собой конспект первого урока родного русского языка в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного русского языка в 9 классе по теме «Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Национально-историческая значимость ключевых слов (концептов) русской культуры».»

Русский родной язык, 9 класс

Тема: Язык и культура. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Национально-историческая значимость ключевых слов (концептов) русской культуры.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Этап актуализации знаний

(задача – подвести ребят к размышлению о роли и значении родного языка в жизни человека).

— Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, а вы любите своих родителей? – Конечно!

А бабушек и дедушек? А сестёр и братьев? А почему вы их любите? А нашу родину – Россию?

— Ребята, а кто из вас любит русский язык? – улыбки, смех, недоумение…

*Большинство отвечают, что не любят русский язык.

*Выслушать ответы, почему не любят.

*Если кто-то сказал, что любит, попросить объяснить, за что можно любить язык.

— Родной язык, как и Родину, как и родителей, не выбирают. Это то, что даётся нам свыше, то, что связывает нас опытом прошлых поколений, то, что объединяет нас в один народ и помогает общаться, развиваться, дружить. Родной язык НЕЛЬЗЯ НЕ ЛЮБИТЬ.

Высказывание записывается в тетрадь с объяснением орфограмм и пунктограмм.

Дети получают задание выучить высказывание наизусть!

Этап добывания новых знаний:

прочитайте материал Приложения № 1, составьте схему «Язык и культура».

Этап введения новых понятий:

примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются

строительными элементами концептуальной системы.

В структуру культурного концепта входят: исходная форма (этимология), история концепта и современные ассоциации. Культурный концепт отражает все структурные элементы – понятийную, образную, оценочную и ценностную составляющую. Он представляет собой концепт – понятие и концепт – представление одновременно, в основе которых лежит принцип информативности и принцип образности.

Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие.

Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания.

*Дополнительная информация для учителя

□ Языковая картина мира формируется системой ключевых концептов (они да ют «ключ» для ее понимания) и связывающих их инвариантных ключевых идей, или сквозных мотивов, повторяющихся в значении многих слов и выражений (А. А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев).

□ Каждый язык отражает определенный, лишь для него свойственный способ восприятия мира ‒ языковую картину мира.

О языковой картине мира как особом взгляде на мир можно судить по словам, устойчивым выражениям и фразеологическим оборотам как специфически национальному способу отображения того или иного фрагмента мира ‒ образа мира. Такое представление о языковой концептуализации мира восходит к идеям Гумбольдта, получившим развитие в работах Сепира и Уорфа, Вайсгербера, Потебни и Шпета.

Для носителя языка тот или иной способ выражения мысли, как и употребление тех или иных слов, кажется естественным, но в переводе на другой язык оказывается, что некоторые выражения, слова и обороты вызывают трудности, не имеют полных аналогов или вовсе не поддаются переводу.

На вопрос, можно ли понять русскую культуру через слова русского языка,

А. Д. Шмелев отвечает: культуру можно понять по ключевым словам языка; причем лексическую единицу можно считать «ключевой» для понимания культуры, если она служит своего рода ключом к пониманию каких-то важных особенностей культуры народа, пользующегося данным языком.

Действительно, наряду с синтаксисом языковую картину мира формируют и так называемые лингвоспецифичные слова, то есть такие слова-концепты, в значение которых входит какая-то особо важная для носителей языка идея (концепт), слова, для которых трудно или невозможно подобрать полноценные аналоги.

К таким словам относят обычно рус. авось, тоска, удаль, душа, совестно, правда, собираться (как синоним намереваться что-то сделать) и др.

По наблюдениям русистов, ключевыми идеями для русской языковой картины мира признаются, в частности (в скобках приводятся слова, их отражающие):

1. Идея непредсказуемости мира (а вдруг, на всякий случай, если что, авось, угораздило).

2. Представление, что что главное ‒ это собраться, мобилизовать внутренние ресурсы, что трудно (собираться, заодно).

3. Представление о том, что человеку необходимо большое пространство, чтобы чувствовать себя хорошо (удаль, воля, раздолье, размах, ширь, широта души); но необжитое пространство создает дискомфорт (маяться, неприкаянный).

4. Внимание к нюансам человеческих отношений (общение, отношения, попрек, обида, родной, разлука, соскучиться).

5. Идея справедливости (справедливость, правда, обида).

6. Оппозиция «высокое – низкое» (бытбытие, истинаправда, долгобязанность, добро – благо, радостьудовольствие, счастье).

7. Идея, что хорошо, когда другие люди знают, что человек чувствует (искренний, хохотать, душа нараспашку).

8. Идея, что плохо, когда человек действует из соображений практической выгоды (расчетливый, мелочный).

1. Выявление лексического и понятийного значения слова на основе анализа прямых и переносных значений.

2. Анализ фоносемантического ореола слова в рамках фонетического разбора слова.

3. Выявление ассоциативных связей лексемы.

4. Этимологический анализ.

5. Создание и анализ зрительного образа слова.

6. Анализ грамматических значений слова и их роли в контексте.

7. Анализ синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

8. Анализ стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски слов.

9. Анализ оттенков значений слова в контекстах (словосочетаниях, пословицах, поговорках, фразеологизмах, стихотворных и прозаических текстах).

10. Аксиологический анализ ценностно-маркированных лексем.

(целесообразно обратиться к высказываниям классиков, видных деятелей науки и искусства, отрывкам из художественных произведений или прецедентным текстам, в которых встречается данное слово).

Прецедентные тексты – это тексты (крылатые слова и выражения), которые достойны цитирования и на которые ссылаются многие, так как они общеизвестны.

Источники прецедентных тестов Библия, легенды и мифы Древней Греции (сизифов труд, авгиевы конюшни, домоклов меч, ариаднина нить и др.), произведения художественной литературы, кинофильмы, песни, реклама).

(хороший материал можно взять из статьи Е.В.Юрьевой «Прецедентные тексты в современных слоганах», журнал «Русская речь», 6/2012).

Найти и выписать в тетрадь 5 крылатых выражений из произведений художественной литературы, кинофильмов или песен, объяснить их значение.

— Остановимся теперь на соотношении языка и культуры. Их тесная взаимосвязь очевидна.

Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.

Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

Язык — орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.

Итак, язык не существует вне культуры как «социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни»

Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной. Однако в качестве формы существования мышления и, главное, как средство общения язык стоит в одном ряду с культурой.

Если же рассматривать язык с точки зрения его структуры, функционирования и способов овладения им (как родным, так и иностранным), то социокультурный слой, или компонент культуры, оказывается частью языка или фоном его реального бытия.

В то же время компонент культуры — не просто некая культурная информация, сообщаемая языком. Это неотъемлемое свойство языка, присущее всем его уровням и всем отраслям.

Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива.

«Первое место среди национально-специфических компонентов культуры занимает язык. Язык в первую очередь способствует тому, что культура может быть как средством общения, так и средством разобщения людей. Язык — это знак принадлежности его носителей к определенному социуму.

(Тер-Минасова С. Язык и межкультурная коммуникация. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Ter/_02.php)

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове.

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа. (К.Д.Ушинский).

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. (И.И.Срезневский ).

Источник

Презентация к уроку родного языка в 9 классе «Отражение в русском языке культуры и истории народа»

Даная презентация является иллюстрацией и наглядным пособием к уроку родного языка в 9 классе по учебнику О.М.Александровой «Родной язык. 9 класс».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родного языка в 9 классе «Отражение в русском языке культуры и истории народа»»

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

Вяземский Пётр Андреевич

(1792—1878) — русский поэт, литературный

критик, историк, переводчик, близкий друг

отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

Срезневский Измаил Иванович (1812—1880) — выдающийся русский учёный-славист, этнограф, академик Петербургской академии наук, автор одного из наиболее известных

словарей древнерусского языка, опубликованного под названием «Материалы для словаря древнерусского языка по

письменным памятникам» и представляющего собой монументальный труд по истории русского языка.

Ключевский Василий Осипович (1841—1911) — выдающийся русский историк, академик Петербургской академии

наук, автор многих трудов по истории России, в том числе

пятитомного труда «Курс русской истории».

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком.

Слово — не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это — художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром.

отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

Рассмотрите фото и вспомните устаревшие слова,

связанные с картинкой.

отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

Рассмотрите фото и вспомните устаревшие слова,

Источник

отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Смотреть картинку отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Картинка про отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока. Фото отражение в русском языке культуры и истории русского народа 9 класс конспект урока

Содержимое разработки

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

познакомить учащихся с крылатыми выражениями;

— указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;

— развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение

употреблять крылатые выражения в своей речи;

— воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность,

Сообщение темы урока, целеполагание.

Исповедь народа! Почему «исповедь»? В древнерусском языке было слово ВЕДАТИ – «знать, иметь». От него возникло ПОВЕДАТЬ – «сообщить, рассказать». И вот исповедь – «откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и самом тайном». В таком значении и употребил это слово в сочетании ИСПОВЕДЬ НАРОДА Петр Андреевич Вяземский, известный русский критик и поэт 19 века. Употребляя это сочетание, он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники, потому что в словах и их значениях отразились и дошли до наших дней отзвуки очень далеких времен, факты жизни наших далеких предков, а также моральные заповеди, обычаи и культура.

Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.

Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке. Может быть, кто-то назовет такие выражения?

III. Формирование знаний, умений, навыков.

В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуем это сделать:

— Можно ли понимать эти выражения буквально?

Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:

Замолчи, Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

И сильней заголосил!

— Что случилось с Петрусем?

— Почему это произошло?

— А как надо понимать выражение «прикуси язык»?

Дело в том, что такие сочетания слов не просто наборы слов, а маленькие произведения народного творчества.

Мы хорошо разбираемся, когда нужно сказать просто: «мало», а когда «с гулькин нос», «раз, два и обчелся» или «кот наплакал».

Образность таких выражений создается за счет «двойного видения». Вот, например, выражение «раз плюнуть». Вполне понятно, что плюнуть человеку не составит особого труда, отсюда и значение этой фразы – «очень легко сделать». А вот в журнале «Наука и жизнь» дается еще одно понимание этого выражения:

А теперь следующее задание: Я читаю стихотворение. Будьте внимательны и найдите в нем устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.

а) Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

б) Оказался молодцом,

Не ударил в грязь лицом

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

Из истории крылатых выражений.

Изучая историю русской фразеологии, мы углубляемся в историю народа. Фразеологизмы более, чем другие единицы языка, связаны с бытом, жизнью и верованиями народа.

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. (Сообщения учащихся).

Выражения спустя рукава и засучив рукава появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин 95 см, а у женщин на 40см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают засучив рукава.

Все вы, конечно, слышали выражение кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам

знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

Встань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»).

Рожки да ножки. («Серенький козлик»).

И растет ребенок там не по дням, а по часам. (Сказка о царе Салтане»).

Битый небитого везет. («Лиса и волк»).

По щучьему велению.

-Как вы понимаете эти обороты?

-Как вы понимаете эти обороты?

Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких живот-

ных. Догадайтесь ( работа у доски).

Неповоротлив как… (медведь).

Игра «Четвертый лишний»: в каждой группе выражений найдите то, которое

является по своему лексическому значению лишним, и составьте с ним предложение.

яблоку негде упасть

тютелька в тютельку

вилами на воде писано

комар носа не подточит

попасть на седьмое небо

попасть в переделку

попасть в переплет.

Сценка «Три загадки».

Поссорились на перемене ребята, кричат друг на друга:

— Я тебе покажу, где раки зимуют!

— Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него

— Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами?

Тут дежурный как крикнет:

-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

Кто сможет объяснить?

Что может быть беда.

В дым разругаетесь,

Потом – сгорите от стыда.

-Какие выражения встретились?

Выражение «показать, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке. Застудит руки и после этого человек часто серьезно болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

« Лезть из кожи» и «спать с открытыми глазами» связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи, когда она становится им мала. Спят с открытыми глазами рыбы.

А теперь поработаем с текстом. (Текст у каждого на парте). Прослушайте текст, подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра.. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, и мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Сломя голову побежали домой собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

— Итак, ваш вариант названия текста?

— Что означает это выражение?

— Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте? Запишите их в тетрадь.

Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.

М.А.Шолохов в предисловии к одному из изданий «Словаря живого великорусского языка» В.И.Даля писал: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков».

А чтобы знать больше о таких выражениях, нужно обращаться к специальным словарям и справочникам, которые называются фразеологическими.

Вашим домашним заданием будет написание небольшого сочинения, в котором бы вы употребили несколько крылатых фраз или оформить материал по какому-нибудь крылатому выражению, раскрывающему еще одну страничку истории нашего народа.

Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. Поэтому я решила наградить вас не только хорошими оценками, но и ценными подарками: телевизор, компьютер, видеокамеры, мобильные телефоны и даже автомобиль, которые любезно предоставили нам спонсоры – фирма «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свистнет.

— Попались на удочку?

А если серьезно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите, не проглотите язык и не отъешьте ум.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *