памятник орленок в челябинске история

Всё об Орлёнке

Четырехметровая бронзовая скульптура (статуя) установлена на прямоугольном постаменте, облицованном полированным гранитом. Эта скульптура является первым из произведений местных мастеров, отлитых в бронзе.

В конце 50-х в среде комсомольского актива Челябинской области не было человека более популярного, чем Костя Варламов. Он ещё не успел обзавестись солидной фигурой, учёной степенью доктора исторических наук и генеральскими погонами, но все в области, от групкомсорга и пионервожатой до ветерана комсомола, знали, что Варламов – это тот самый первый секретарь Советского райкома ВЛКСМ, благодаря которому на Алом поле стоит памятник комсомольцам всех поколений «Орлёнок». Это он вместе с коллегами в горкоме и обкоме комсомола бросил в массы идею о создании к 40-летию комсомола памятника героям-комсомольцам. И первым начал счёт собранным на эти цели средствам. Субботники, воскресники, сбор металлолома и макулатуры, копилка экономии и бережливости – всё во имя одного: у комсомольцев должно быть святое место, свой символ героизма и романтики. Теперь памятник есть и считается одним их лучших в стране.

У памятника «Орлёнок» и сегодня принимают в пионеры и повязывают красные галстуки в день рождения пионерии, прощаются с Уралом отбывающие на далёкие стройки студенческие отряды, встречаются ветераны комсомола, назначают свидания влюблённые и гости Челябинска.

Современники о памятнике «Орлёнок».

«Однажды в неформальной обстановке с Головницким зашёл разговор о его «Орлёнке». Головницкого спросили: «Кому же он посвящён, есть ли у «Орлёнка» прообраз, фамилия?». Головницкий сказал, что это обобщённый образ – в нём и Павка Корчагин, и Александр Матросов и мои современники, секретари обкома комсомола Решетов, Старицкий, Соннов.

(Виктор Тимошенко, заведующий отделом обкома КПСС)

«Он не могуч, не огромен, не величественен, не бросок внешне – он обычен, прост, но мудрён. Скованный связанными руками, живущий последний миг на этом белом свете – он, этот русский парень, комсомолец, вдруг стал великим, прекрасным и вечным. Это – Орлёнок, который нам нужен»

(Сергей Строев, журналист)

«Если бы скульптор Лев Головницкий – автор этого памятника – больше никогда ничего не создал, то всё равно его имя осталось бы прославленным, настолько прочное место заняла эта скульптура в истории советского искусства. Орлёнок поставлен на хорошо угаданную высоту! Не над толпой, и потому не приходится задирать голову, чтобы разглядеть черты лица этого юноши-партизана, в шинели не по росту, ботинках не по ноге, папахе, в которую проваливается голова героя-красногвардейца. ЛевГоловницкий нашёл убедительное воплощение этого образа юноши с отважным сердцем, измученным лицом, полным невероятного презрения к врагам. Перекрученный верёвками, парень вполоборота повернулся к своим невидимым мучителям, и вся его поза полна мятежной динамики, лютой ненависти и торжества, убеждённости в своей правоте».

(Наталья Кончаловская, искусствовед, писатель)

«Орлёнок, это, можно сказать, классика. Как известно, всякое значительное произведение ускользает от однобокого толкования, каждое новое поколение «прочитывает» его по-своему. Сегодня я лично «Орлёнка» воспринимаю уже не только как знак памяти о комсомольцах – участниках революции и Гражданской войны, а как драматический рассказ о молодом поколении идеалистов, ввергнутых в классовую борьбу, в которой нет пощады – ни красным, ни белым».

(Александр Золотов, публицист)

«А ведь это лучший памятник, что встретили мы на пути от Владивостока»

(Зикмунд и Ганзелка, чешские путешественники)

Памятник является главной достопримечательностью города Челябинска, имеет федеральное значение и входит в число лучших скульптурно-архитектурных произведений советской культуры. Изображение Орлёнка можно увидеть на открытках, книгах, значках и календарях Челябинска. В 1967 году за его создание скульптор Головницкий был награжден премией имени Ленинского комсомола. В 1967-1990 гг. памятник изображался на наградных знаках, которые вручались лауреатам, учреждённой Челябинским обкомом ВЛКСМ (по инициативе В.П.Поляничко) областной комсомольской премии за успехи в области науки, производства, культуры и искусства, литературы, журналистики и архитектуры. С1987 г. такая награда вручалась также за достижения в педагогической и научно-технической областях. В советские годы у памятника проходили различные мероприятия, собрания, и митинги. Площадь возле памятника также являлась местом отдыха молодежи. В выходные и праздничные дни здесь и по настоящее время проводятся различные общественно-политические акции, встречи, прием в пионеры, турниры по настольным играм. Все последние годы скульптура, расположенная на Алом Поле, привлекает туристов своей уникальностью и необычным дизайном.

Источник

Орлёнок

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[Фото с автографом Л. Головницкого; из фондов Музея ЧТЗ]

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[2. Из книги А. Золотова «Причастность»]

Наконец, в 1957 году работа была выставлена на Всесоюзной художественной выставке в московском Манеже, произведя на ней взрывной эффект. Вскоре после выставки скульптор получил от челябинского обкома ВЛКСМ заказ на создание памятника на основе этой скульптуры. Во время работы над памятником скульптура была не просто увеличена до 6,8 метров, но и снова переработана, став ещё более выразительной. Орлёнок стал одним из первых памятников в Челябинске, отлитых в бронзе.

Л. Головницкий рассказывал об истории создания памятника в интервью «Комсомольской правде» 14 ноября 1967 года:

«Сам памятник я выполнил за довольно короткий срок. Но творческая биография его намного длиннее. Мне давно хотелось отобразить подвиг молодежи в тревожные, трудные для страны годы — в революции, гражданской и Отечественной войнах. “Орленку” предшествовали скульптуры Павки Корчагина, Николая Островского. Но мне хотелось создать и собирательный, символический образ безымянного героя, образ молодого человека, ставшего на защиту завоеваний Октября. Такую скульптуру я вылепил, она экспонировалась на республиканской и всесоюзных художественных выставках. И вот незадолго до сорокалетней годовщины Ленинского комсомола Челябинский обком ВЛКСМ предложил мне создать на основе скульптуры памятник. Я согласился. Архитектор Евгений Александров помог мне в решении архитектурного ансамбля, в определении масштаба памятника. И что тоже важно в размещении, в выборе места для памятника. “Орленок” стоит на так называемом “Алом поле” — до революции это поле в Челябинске было местом маевок. Молодежь Челябинска считает памятник “своим”, для чего, кстати, у парней и девушек немалые основания: монумент воздвигнут на средства, собранные комсомольцами Советского района. [. ] Название «Орленок» пришло на ум как-то сразу, само собой. “Орел”, “орлята”, “орленок” — народ издавна называет так своих юных героев. И названием памятника, и его композицией мне хотелось передать, как молодые еще ребята, в чем-то незакаленные, неопытные, проходят испытание революцией и выходят из столкновения с врагами не сломленными, сильными духом.

30 апреля 1958 года, за полгода до празднования 40-летия ВЛКСМ, в «Челябинском рабочем» появляется такая заметка:

«Комсомольцы Советского района Челябинска решили установить скульптуру на Алом поле в память о юных героях, погибших за революцию. Средства на памятник комсомольцы решили собрать сами — юноши и девушки работают на строительстве домов, собирают металлический лом, трудятся на благоустройстве.

— И ежедневно,— говорит секретарь Советского райкома комсомола К. Варламов,— на счет райкома комсомола поступают средства на строительство памятника. Как он будет выглядеть? Четырехметровая скульптура, отлитая из бронзы, будет установлена на гранитном постаменте высотой в два с половиной метра. На постаменте решено написать “Героям — комсомольцам, погибшим в годы революции и гражданской войны, от комсомольцев и молодежи Советского района Челябинска”. Памятник решено открыть 29 октября 1958 года, в день 40-летия комсомола».

Итак, несмотря на то, что автору было отпущено на доработку скульптуры исключительно мало времени, он со своей задачей справился. В чем заключалась его доработка, рассказал в буклете, посвященном «Орленку» и вышедшем в Ленинграде, искусствовед Н. Воронов (о том же говорилось и в его статье в журнале «Художник», 1963, № 7): «В памятнике несколько изменился силуэт Орленка. Фигура получилась более стройной, ритмичной и пластически законченной. Изменилась и лепка лица Орленка, сделавшая его более мужественным и внутренне напряженным. Скульптор усилил впечатление ветра, овевающего Орленка, что позволило дать более сильные складки на полах шинели, открыть левую ногу, отчего фигура в целом стала устойчивее. Вместе с тем впечатление ветра и некоторой приподнятости Орленка над постаментом внесли в образ дополнительные черты революционной романтики и музыкальности. В целом он стал строже, спокойнее, монументальнее.

Если рассматривать “Орленка’’ в ряду других работ Головницкого, то, по-видимому, можно будет сказать, что этот монумент явился заключительным аккордом в том направлении творчества скульптора, которое началось со статуи Островского. Это была линия воссоздания образа молодого героя в однофигурной композиции. От конкретно-портретной передачи скульптор постепенно шел ко все большему обобщению и созданию собирательного образа, воплощающего черты поколения и эпохи».

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[3. Заметка в журнале «Огонёк»]

А вот что о создании памятника пишет архитектор Е. В. Александров:

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[4. Эскиз памятника; из книги Е. Александрова «Моя архитектурная судьба»]

Открытие памятника состоялось 29 октября 1958 года, в день 40-летия ВЛКСМ. По воспоминаниям А. Золотова, погода в тот день была холодной и дождливой. На открытие собралось «несколько человек с флагами и транспарантами«.

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[5. Открытие памятника 29 октября 1958 года; из книги А. Золотова «Причастность»]

Источники:
Александров Е.В. «Моя архитектурная судьба», 2007
Кудзоев О.А., Ваганов А.С. «Скульптурная летопись края», ЮУКИ, 1989
Золотов А. «Причастность», Авто Граф, 2008

Источник

Памятник орленок в челябинске история

К 55-летию со дня открытия

1958-2013

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история

— скульптор Лев Николаевич Головницкий;

— архитектор Евгений Викторович Александров.

Открыт: 29 октября 1958 года в г. Челябинске к 40-летию ВЛКСМ.

Посвящен: Комсомольцам-героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале.

Находится: У входа на Алое поле, на пересечении проспекта Ленина (ул. Спартака) и ул. Красная.

Четырехметровая бронзовая скульптура (статуя) установлена на прямоугольном постаменте, облицованном полированным гранитом. Эта скульптура является первым из произведений местных мастеров, отлитых в бронзе.

Общая высота монумента составляет 6,8 метра. Высота постамента 2,8 метра.

На главном фасаде постамента надпись: «Орленок». Буквы бронзовые, накладные.

Ниже этой надписи высечена звезда и текст: «Комсомольцам – героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале».

Под текстом изображение серпа и молота.

На тыльной стороне постамента текст: «Установлен комсомольцами и молодежью Советского района г. Челябинска в день 40-летия ВЛКСМ, 29 октября 1958 года».

У основания постамента текст: «Авторы: скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров».

Создание образа «Орленка»

В мастерской скульптора сохранился один из этюдов, по-своему интересный. Юный герой изображен без папахи, но уже в шинели. Руки его, опущенные впереди вниз, связаны веревкой. Особого драматизма, внутреннего сопротивления героя здесь еще не ощущается. Образ кажется приземленный, банально решенным. Парнишка в солдатской шинели представляется каким-то проказником.

Такой образ не мог удовлетворить молодого мастера, скульптора Льва Головницкого. Этот образ стал лишь звеном в долгой цепи поисков. Углубляя образ, скульптор искал нужную композицию, разворот фигуры, уточнял детали одежды, выражения лица, положения рук. Он упорно добывал «ту суть, что укрывается от глаз».

В окончательном варианте появляется станковая скульптура высотой 2 метра. Подросток – красногвардеец в длинной не по росту шинели, в папахе, в больших разбитых ботинках.

Характер одежды имеет особое значение. Герой одет в настоящее воинское обмундирование, которое выступает в зримом контрасте с его тщедушным телом. Изобразив героя в военной одежде, скульптор создал образ юноши сознательно вставшего в ряды бойцов революции.

Но в суровом взгляде полного презрения, в стиснутых кулаках, во всей фигуре юного бойца такое неустрашимое свободолюбие, такая неукротимая вера в Победу, в правоту своего дела, что невольно думается: нет, такие герои не умирают в памяти народной.

Скульптор Лев Николаевич Головницкий (1929-1994)

Родился 10 декабря 1929 года в Кургане в семье железнодорожного машиниста. После школы поступил в Саратовское художественно-промышленное училище, которое закончил в 1952 году. Его дипломной работой был скульптурный портрет Николая Островского. Затем он изваял романтический образ Павки Корчагина. Сегодня эти произведения экспонируются в Москве, в музее Н. А. Островского.

В 1952 году Лев Головницкий приезжает в Челябинск. Увлеченность образами Н.Островского закономерно привели скульптора к идее создания «Орленка».

Станковая скульптура «Орленок» была высоко оценена на республиканских выставках. А в 1957 году на Всесоюзной художественной выставке в Москве «Орленок» заслужил широкое признание зрителей и принес известность автору, выдвинув его в ряды ведущих скульпторов. «Орленок» также экспонировался на Всемирных выставках «ЭКСПО» в Брюсселе и Монреале.

За это произведение Л. Головницкому в 1967 году в числе первых в нашей стране была присуждена премия Ленинского комсомола, он был занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ.

Член Союза художников СССР (1955)

Народный художник РСФСР (1980)

Действительный член Академии Художеств СССР (1988)

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1977)

Лауреат премии Ленинского комсомола (1967)

Награжден серебряной медалью Академии художеств СССР (1980)

С 1932 до 1987 жил и работал в Челябинске.

В 1987-93 годах жил в Красноярске. В 1993-94 годах жил в Свердловске.

Архитектор Евгений Викторович Александров (1917-2007)

Соавтором Льва Головницкого был Е. В. Александров.

Он родился 4 февраля 1917 г. в г. Челябинске.

Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт (1940).

Лауреат областной комсомольской премии «Орленок» (1967).

Заслуженный архитектор РСФСР (1974).

Почетный член Академии архитектуры и строительных наук (1994).

Почетный гражданин г. Челябинска (1996).

Участник Великой Отечественной войны.

С создания памятника «Орленок» началась многолетнее творческое содружество ваятеля (скульптора) Л. Головницкого с архитектором Е. В. Александровым.

И не зря у основания постамента «Орленка» написан текст: «Авторы: скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров».

Открытие памятника «Орленок»

К 40-летию образования ВЛКСМ (29 октября 1958), комсомольцы Челябинска сделали скульптору Головницкому заказ на создание памятника «Орленок» на основе станковой скульптуры. Скульптор горячо откликнулся на эту просьбу, но не просто увеличил выставочный вариант до размеров монумента, а существенно переработал «Орленка». Выразительнее стал общий силуэт, что усилило динамику образа.

«Орленок» создавался практически всей молодежью города. Деньги на памятник зарабатывались на бесконечных субботниках и воскресниках. Спешили. Надо было успеть к юбилею, и 40-летию ВЛКСМ.

Перед установкой памятника шли большие споры, где поставить монумент. Архитектор Е. В. Александров вспоминает, что некоторые из тех, кому довелось решать судьбу нового монумента, считали (предлагали) снести памятник Ленину на Алом поле и на его место водрузить «Орленка». К счастью, здравый смысл победил наше известное стремление к разрушительству, и оба памятника мирно соседствуют на Алом поле, свидетельствуя каждый о своем отрезке нашей истории.

Памятник решили установить у входа на Алое поле, на пересечении пр. Ленина (ул. Спартака) и ул. Красная.

Яму под основание «Орленка» комсомольцы вырыли сами. Для кладки постамента пригласили специалиста – печника. Дело было авральное. Приближался юбилей комсомола, и печник второпях сложил постамент высотой в 2,7 метра на 40 см шире, чем требовалось по проекту. Переделывать было некогда, постамент срочно облицевали гранитом и установили 4-х метровую бронзовую скульптуру.

29 октября 1958 к углу улиц Красной и Спартака (Ленина) с разных концов города двигались колонны молодежи. С песнями шли на открытие памятника «Орленок».

Вечер был ветреный, в огне факелов таял снег. Автор скульптуры Головницкий, не Лев, а Лева, мало кому известный скульптор, стоял у постамента и, кажется, не верил, что, наконец, свершилось, смотрел на дело своих рук, своей души.

Возле памятника читал свои стихи молодой студент – Костя Скворцов. Сегодня он маститый поэт, драматург. Молодежь пела песни, возлагала к монументу венки.

Орленок

Льву Николаевичу Головницкому

Горит среди листвы зеленой

Луч солнца золотой.

На нем шинель, на нем папаха,

В его глазах не видно страха,

Он смотрит в наши дни.

И слышит он, как отзвук боя

Парнишке руки за спиною

А он молчит перед расстрелом,

Горит отвагой взгляд.

Стоит Орленок гордый, смелый,

С решимостью бойца,

Таким остался он и в бронзе,

И в песне, и в сердцах.

Горит среди листвы зеленой

Луч солнца золотой

Источник

Орлёнок

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[Фото с автографом Л. Головницкого; из фондов Музея ЧТЗ]

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[2. Из книги А. Золотова «Причастность»]

Наконец, в 1957 году работа была выставлена на Всесоюзной художественной выставке в московском Манеже, произведя на ней взрывной эффект. Вскоре после выставки скульптор получил от челябинского обкома ВЛКСМ заказ на создание памятника на основе этой скульптуры. Во время работы над памятником скульптура была не просто увеличена до 6,8 метров, но и снова переработана, став ещё более выразительной. Орлёнок стал одним из первых памятников в Челябинске, отлитых в бронзе.

Л. Головницкий рассказывал об истории создания памятника в интервью «Комсомольской правде» 14 ноября 1967 года:

«Сам памятник я выполнил за довольно короткий срок. Но творческая биография его намного длиннее. Мне давно хотелось отобразить подвиг молодежи в тревожные, трудные для страны годы — в революции, гражданской и Отечественной войнах. “Орленку” предшествовали скульптуры Павки Корчагина, Николая Островского. Но мне хотелось создать и собирательный, символический образ безымянного героя, образ молодого человека, ставшего на защиту завоеваний Октября. Такую скульптуру я вылепил, она экспонировалась на республиканской и всесоюзных художественных выставках. И вот незадолго до сорокалетней годовщины Ленинского комсомола Челябинский обком ВЛКСМ предложил мне создать на основе скульптуры памятник. Я согласился. Архитектор Евгений Александров помог мне в решении архитектурного ансамбля, в определении масштаба памятника. И что тоже важно в размещении, в выборе места для памятника. “Орленок” стоит на так называемом “Алом поле” — до революции это поле в Челябинске было местом маевок. Молодежь Челябинска считает памятник “своим”, для чего, кстати, у парней и девушек немалые основания: монумент воздвигнут на средства, собранные комсомольцами Советского района. [. ] Название «Орленок» пришло на ум как-то сразу, само собой. “Орел”, “орлята”, “орленок” — народ издавна называет так своих юных героев. И названием памятника, и его композицией мне хотелось передать, как молодые еще ребята, в чем-то незакаленные, неопытные, проходят испытание революцией и выходят из столкновения с врагами не сломленными, сильными духом.

30 апреля 1958 года, за полгода до празднования 40-летия ВЛКСМ, в «Челябинском рабочем» появляется такая заметка:

«Комсомольцы Советского района Челябинска решили установить скульптуру на Алом поле в память о юных героях, погибших за революцию. Средства на памятник комсомольцы решили собрать сами — юноши и девушки работают на строительстве домов, собирают металлический лом, трудятся на благоустройстве.

— И ежедневно,— говорит секретарь Советского райкома комсомола К. Варламов,— на счет райкома комсомола поступают средства на строительство памятника. Как он будет выглядеть? Четырехметровая скульптура, отлитая из бронзы, будет установлена на гранитном постаменте высотой в два с половиной метра. На постаменте решено написать “Героям — комсомольцам, погибшим в годы революции и гражданской войны, от комсомольцев и молодежи Советского района Челябинска”. Памятник решено открыть 29 октября 1958 года, в день 40-летия комсомола».

Итак, несмотря на то, что автору было отпущено на доработку скульптуры исключительно мало времени, он со своей задачей справился. В чем заключалась его доработка, рассказал в буклете, посвященном «Орленку» и вышедшем в Ленинграде, искусствовед Н. Воронов (о том же говорилось и в его статье в журнале «Художник», 1963, № 7): «В памятнике несколько изменился силуэт Орленка. Фигура получилась более стройной, ритмичной и пластически законченной. Изменилась и лепка лица Орленка, сделавшая его более мужественным и внутренне напряженным. Скульптор усилил впечатление ветра, овевающего Орленка, что позволило дать более сильные складки на полах шинели, открыть левую ногу, отчего фигура в целом стала устойчивее. Вместе с тем впечатление ветра и некоторой приподнятости Орленка над постаментом внесли в образ дополнительные черты революционной романтики и музыкальности. В целом он стал строже, спокойнее, монументальнее.

Если рассматривать “Орленка’’ в ряду других работ Головницкого, то, по-видимому, можно будет сказать, что этот монумент явился заключительным аккордом в том направлении творчества скульптора, которое началось со статуи Островского. Это была линия воссоздания образа молодого героя в однофигурной композиции. От конкретно-портретной передачи скульптор постепенно шел ко все большему обобщению и созданию собирательного образа, воплощающего черты поколения и эпохи».

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[3. Заметка в журнале «Огонёк»]

А вот что о создании памятника пишет архитектор Е. В. Александров:

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[4. Эскиз памятника; из книги Е. Александрова «Моя архитектурная судьба»]

Открытие памятника состоялось 29 октября 1958 года, в день 40-летия ВЛКСМ. По воспоминаниям А. Золотова, погода в тот день была холодной и дождливой. На открытие собралось «несколько человек с флагами и транспарантами«.

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история
[5. Открытие памятника 29 октября 1958 года; из книги А. Золотова «Причастность»]

Источники:
Александров Е.В. «Моя архитектурная судьба», 2007
Кудзоев О.А., Ваганов А.С. «Скульптурная летопись края», ЮУКИ, 1989
Золотов А. «Причастность», Авто Граф, 2008

Источник

Памятник орленок в челябинске история

К 55-летию со дня открытия

1958-2013

памятник орленок в челябинске история. Смотреть фото памятник орленок в челябинске история. Смотреть картинку памятник орленок в челябинске история. Картинка про памятник орленок в челябинске история. Фото памятник орленок в челябинске история

— скульптор Лев Николаевич Головницкий;

— архитектор Евгений Викторович Александров.

Открыт: 29 октября 1958 года в г. Челябинске к 40-летию ВЛКСМ.

Посвящен: Комсомольцам-героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале.

Находится: У входа на Алое поле, на пересечении проспекта Ленина (ул. Спартака) и ул. Красная.

Четырехметровая бронзовая скульптура (статуя) установлена на прямоугольном постаменте, облицованном полированным гранитом. Эта скульптура является первым из произведений местных мастеров, отлитых в бронзе.

Общая высота монумента составляет 6,8 метра. Высота постамента 2,8 метра.

На главном фасаде постамента надпись: «Орленок». Буквы бронзовые, накладные.

Ниже этой надписи высечена звезда и текст: «Комсомольцам – героям Октябрьской революции и гражданской войны на Урале».

Под текстом изображение серпа и молота.

На тыльной стороне постамента текст: «Установлен комсомольцами и молодежью Советского района г. Челябинска в день 40-летия ВЛКСМ, 29 октября 1958 года».

У основания постамента текст: «Авторы: скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров».

Создание образа «Орленка»

В мастерской скульптора сохранился один из этюдов, по-своему интересный. Юный герой изображен без папахи, но уже в шинели. Руки его, опущенные впереди вниз, связаны веревкой. Особого драматизма, внутреннего сопротивления героя здесь еще не ощущается. Образ кажется приземленный, банально решенным. Парнишка в солдатской шинели представляется каким-то проказником.

Такой образ не мог удовлетворить молодого мастера, скульптора Льва Головницкого. Этот образ стал лишь звеном в долгой цепи поисков. Углубляя образ, скульптор искал нужную композицию, разворот фигуры, уточнял детали одежды, выражения лица, положения рук. Он упорно добывал «ту суть, что укрывается от глаз».

В окончательном варианте появляется станковая скульптура высотой 2 метра. Подросток – красногвардеец в длинной не по росту шинели, в папахе, в больших разбитых ботинках.

Характер одежды имеет особое значение. Герой одет в настоящее воинское обмундирование, которое выступает в зримом контрасте с его тщедушным телом. Изобразив героя в военной одежде, скульптор создал образ юноши сознательно вставшего в ряды бойцов революции.

Но в суровом взгляде полного презрения, в стиснутых кулаках, во всей фигуре юного бойца такое неустрашимое свободолюбие, такая неукротимая вера в Победу, в правоту своего дела, что невольно думается: нет, такие герои не умирают в памяти народной.

Скульптор Лев Николаевич Головницкий (1929-1994)

Родился 10 декабря 1929 года в Кургане в семье железнодорожного машиниста. После школы поступил в Саратовское художественно-промышленное училище, которое закончил в 1952 году. Его дипломной работой был скульптурный портрет Николая Островского. Затем он изваял романтический образ Павки Корчагина. Сегодня эти произведения экспонируются в Москве, в музее Н. А. Островского.

В 1952 году Лев Головницкий приезжает в Челябинск. Увлеченность образами Н.Островского закономерно привели скульптора к идее создания «Орленка».

Станковая скульптура «Орленок» была высоко оценена на республиканских выставках. А в 1957 году на Всесоюзной художественной выставке в Москве «Орленок» заслужил широкое признание зрителей и принес известность автору, выдвинув его в ряды ведущих скульпторов. «Орленок» также экспонировался на Всемирных выставках «ЭКСПО» в Брюсселе и Монреале.

За это произведение Л. Головницкому в 1967 году в числе первых в нашей стране была присуждена премия Ленинского комсомола, он был занесен в Книгу почета ЦК ВЛКСМ.

Член Союза художников СССР (1955)

Народный художник РСФСР (1980)

Действительный член Академии Художеств СССР (1988)

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1977)

Лауреат премии Ленинского комсомола (1967)

Награжден серебряной медалью Академии художеств СССР (1980)

С 1932 до 1987 жил и работал в Челябинске.

В 1987-93 годах жил в Красноярске. В 1993-94 годах жил в Свердловске.

Архитектор Евгений Викторович Александров (1917-2007)

Соавтором Льва Головницкого был Е. В. Александров.

Он родился 4 февраля 1917 г. в г. Челябинске.

Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт (1940).

Лауреат областной комсомольской премии «Орленок» (1967).

Заслуженный архитектор РСФСР (1974).

Почетный член Академии архитектуры и строительных наук (1994).

Почетный гражданин г. Челябинска (1996).

Участник Великой Отечественной войны.

С создания памятника «Орленок» началась многолетнее творческое содружество ваятеля (скульптора) Л. Головницкого с архитектором Е. В. Александровым.

И не зря у основания постамента «Орленка» написан текст: «Авторы: скульптор Л. Н. Головницкий, архитектор Е. В. Александров».

Открытие памятника «Орленок»

К 40-летию образования ВЛКСМ (29 октября 1958), комсомольцы Челябинска сделали скульптору Головницкому заказ на создание памятника «Орленок» на основе станковой скульптуры. Скульптор горячо откликнулся на эту просьбу, но не просто увеличил выставочный вариант до размеров монумента, а существенно переработал «Орленка». Выразительнее стал общий силуэт, что усилило динамику образа.

«Орленок» создавался практически всей молодежью города. Деньги на памятник зарабатывались на бесконечных субботниках и воскресниках. Спешили. Надо было успеть к юбилею, и 40-летию ВЛКСМ.

Перед установкой памятника шли большие споры, где поставить монумент. Архитектор Е. В. Александров вспоминает, что некоторые из тех, кому довелось решать судьбу нового монумента, считали (предлагали) снести памятник Ленину на Алом поле и на его место водрузить «Орленка». К счастью, здравый смысл победил наше известное стремление к разрушительству, и оба памятника мирно соседствуют на Алом поле, свидетельствуя каждый о своем отрезке нашей истории.

Памятник решили установить у входа на Алое поле, на пересечении пр. Ленина (ул. Спартака) и ул. Красная.

Яму под основание «Орленка» комсомольцы вырыли сами. Для кладки постамента пригласили специалиста – печника. Дело было авральное. Приближался юбилей комсомола, и печник второпях сложил постамент высотой в 2,7 метра на 40 см шире, чем требовалось по проекту. Переделывать было некогда, постамент срочно облицевали гранитом и установили 4-х метровую бронзовую скульптуру.

29 октября 1958 к углу улиц Красной и Спартака (Ленина) с разных концов города двигались колонны молодежи. С песнями шли на открытие памятника «Орленок».

Вечер был ветреный, в огне факелов таял снег. Автор скульптуры Головницкий, не Лев, а Лева, мало кому известный скульптор, стоял у постамента и, кажется, не верил, что, наконец, свершилось, смотрел на дело своих рук, своей души.

Возле памятника читал свои стихи молодой студент – Костя Скворцов. Сегодня он маститый поэт, драматург. Молодежь пела песни, возлагала к монументу венки.

Орленок

Льву Николаевичу Головницкому

Горит среди листвы зеленой

Луч солнца золотой.

На нем шинель, на нем папаха,

В его глазах не видно страха,

Он смотрит в наши дни.

И слышит он, как отзвук боя

Парнишке руки за спиною

А он молчит перед расстрелом,

Горит отвагой взгляд.

Стоит Орленок гордый, смелый,

С решимостью бойца,

Таким остался он и в бронзе,

И в песне, и в сердцах.

Горит среди листвы зеленой

Луч солнца золотой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *