памятник родина мать в волгограде история кратко

Статуя «Родина-Мать зовёт!», Волгоград, Россия

Статуя «Родина-Мать зовёт!» находится в центре памятной композиции «Героям Сталинградской битвы» в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.

Статуя является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Это один из самых высоких памятников во всем мире: высота статуи Родины Матери в Волгограде без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом целых 85! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч Родины Матери весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствует о силе и уникальности.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Автором статуи Родина Мать в Волгограде является скульптор Евгений Викторович Вучетич, именно по его проекту статуя строилась с мая 1959 по октябрь 1967 года. Статуя «Родина Мать Зовёт!» на Мамаевом Кургане занимает 11 место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-памятников мира. В ночное время суток статуя освещается разноцветными огнями. Скульптура «Родина Мать Зовет!» призывает людей объединиться и выстоять в нелегком бою.

Кто является прообразом скульптуры Родины Матери на Мамаевом Кургане?

По слухам прообразом статуи «Родина Мать зовет!» стали три девушки из Волгограда: Екатерина Гребнева, Анастасия Пешкова и Валентина Изотова. Но данный факт ничем не был подтвержден. Скорее всего, это просто слух. Также существует легенда, что «Родина-мать» смоделирована наподобие фигуры «марсельезы», которая находится на триумфальной арке в Париже.

Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.

Строительство статуи на Мамаевом Кургане началось в 1959 году и закончилось в 1967 году. Возведение скульптуры заняло ровно восемь лет, и это немало. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук Никитин Н.В. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве Останкинской башни в Москве. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Что касается материалов для строительства статуи, ограничений на них не было. На возведение и строительство памятника Родина-мать в Волгограде было израсходовано 5500 тонн бетона и 2500 металлических конструкций. Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра. Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении. Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Меч Родины Матери.

Длина меча Родины Матери достигает 33 метров, вес меча – 14 тонн. Изначально он был выполнен из стали. С течением времени из-за сильного ветра конструкция была деформирована, и появился неприятный звук металла. В 1972 году меч реконструировали: лезвие было заменено на новое, более устойчивое к погодным условиям. Это лезвие было изготовлено из фторированной стали.

Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха. Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл-фронту!». Вторая часть — это «Родина–мать» в Волгограде. Третья часть «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке в Берлине.

По первоначальной задумке в руках Родина Мать должна была держать знамя вместо меча, а у ее ног, преклонив колени, должен был стоять солдат.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Почему статую установили на Мамаевом Кургане?

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.

Источник

Родина-мать зовет

Статуя «Родина-мать зовет»

«Родина-мать зовет» — название главной скульптуры мемориального комплекса, построенного на Мамаевом кургане в городе-герое Волгограде. Холм, на котором стоит фигура женщины с мечом, возвышается на 14 м, а сама статуя имеет высоту 85 метров. Она господствует над окружающей местностью и видна с расстояния десятков километров. Скульптура Родины-матери – один из самых посещаемых объектов Волгограда. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Цветы к монументу несут сами волгоградцы, туристы, приехавшие из разных частей России, и зарубежные путешественники.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет»

Основные моменты

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.

Лестница, ведущая к мемориалу Площадь Скорби

Авторская идея памятника

Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.

Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.

Скульптор Евгений Викторович Вутечич

Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.

К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.

Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.

Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.

Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым Е. В. Вутечич показывает строительство мемориала делегации во главе с Н. С. Хрущевым

История строительства памятника «Родина-мать зовет»

Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.

Макет памятника, выполненный Е. В. Вутечичем

Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.

Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.

Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.

В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.

Общий вид мемориала во время строительства

Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.

Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.

В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.

Памятник во время строительства Перед установкой меча

Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.

Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине. Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.

Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика

Устранение недочетов конструкции

Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.

Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».

Рука с мечом Скульптура «Родина-мать зовет» внутри

В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.

Вид на памятник со стороны жилой застройки

Технические характеристики монумента

Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.

Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.

Фрагменты монумента «Родина-мать зовет»

Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.

С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.

Вид на Волгоград от верхней части памятника.

Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

Как добраться

К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.

Источник

Зовущая на подвиг: с чего начиналась «Родина-мать»

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

В 1967 году была возведен самый высокий монумент в мире – «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане

Сталинградская битва, с которой начался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, продолжалась около двухсот дней. Хотя войска нацистов изначально превосходили советские числом и в своем распоряжении имели больше техники, они потерпели сокрушительное поражение. В Третьем рейхе впервые за годы войны был объявлен национальный траур.

Звездный час Евгения Вучетича

Осенью 1944 года, когда боевые действия еще не были завершены, объявили о конкурсе на создание в Сталинграде памятника. Принимать участие разрешалось всем, и свои работы предложили не только именитые архитекторы и скульпторы разных стран, но и солдаты, эскизы которых приходили военно-полевой почтой. Хотя проектов было множество, их объединяло одно: все авторы представляли монумент не просто внушительным, а поистине гигантским – соответствующим значению Великой победы.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Фрагмент диорамы «Битва за Мамаев курган»

На месте «Родины-матери» могла и вовсе оказаться огромная пирамида с каркасом из переплавленных танков. Такой эскиз отправил на конкурс архитектор Андрей Константинович Буров. По его замыслу боковые поверхности уступов пирамиды должны быть покрыты фризами с воинской символикой и чередоваться со скульптурными изображениями человеческих рук, держащих автоматы. А вот будущий создатель «Родины-матери» Евгений Викторович Вучетич, по словам современников, во всесоюзном конкурсе не участвовал и еще до его объявления обсуждал свой проект лично с И.В. Сталиным. На тот момент Вучетич занимал должность ведущего скульптора Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Изначально монумент, строительство которого началось в 1958 году, виделся ему другим. Скульптор хотел, чтобы рядом с фигурой женщины располагалась статуя солдата, преклонившего колени и протягивающего ей меч. Замысел оценили положительно, и лишь спустя четыре года после начала возведения монумента Вучетич отказался от первоначальной идеи и поехал в Москву на беседу с руководством. У мастера был серьезный аргумент: Евгений Викторович справедливо отметил, что с завершением Сталинградской битвы еще не закончилась война, впереди было немало кровопролитных сражений и долгожданных побед, а потому солдат пока не мог отдать меч Родине-матери. Кроме того, создавать такой памятник было неудобно с практической точки зрения – слишком сложным и перегруженным разными элементами казался он скульптору. Когда Вучетич получил разрешение на изменение проекта, работа закипела вновь. Теперь скульптура женщины, призывающей солдат изгнать врага с родной земли, в одиночестве возвышалась над курганом, а дойти до нее можно было по дорожке-серпантину. Лестницы, которые к тому времени уже построили, Вучетич посоветовал убрать.

Помощь при возведении всего мемориального комплекса на Мамаевом кургане, включая «Родину-мать», оказывали участники боев под Сталинградом. В качестве главного консультанта был приглашен маршал Василий Иванович Чуйков. Дважды герой Советского Союза возил художников и скульпторов по Сталинграду, детально рассказывая о том, где и как шли бои. Свою точку зрения относительно будущей панорамы он выразил так: «В произведении должны быть три момента. Мощь народа, героизм армии, руководство партии». Кстати, В.И. Чуйков и сам послужит прототипом для одного из памятников Мамаева кургана – бойца с автоматом, гранатой и надписью на постаменте: «Стоять насмерть!».

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Е.В. Вучетич рассказывает Н.С. Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане

Построить всей страной

Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.

Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.

Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.

памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть фото памятник родина мать в волгограде история кратко. Смотреть картинку памятник родина мать в волгограде история кратко. Картинка про памятник родина мать в волгограде история кратко. Фото памятник родина мать в волгограде история кратко

Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе

Рождение легенды

Некоторые загадки, связанные с монументом на Мамаевом кургане, окончательно не разгаданы до сих пор. Хотя искусствоведы единодушны во мнении, что на создание фигуры «Родины-матери» скульптора вдохновила античная скульптура богини победы Ники, кто именно позировал Вучетичу, неизвестно. Вероятнее всего, прототипами стали как минимум две женщины – советская спортсменка, призер Олимпийских игр 1952 года в метании диска Нина Думбадзе, а также супруга скульптора Вера Владимировна. Неслучайно Вучетич ласково называл «Родину-мать» Верочкой. Кроме того, на мастера не мог не повлиять известный образ, появившийся в начале Великой Отечественной войны на советских плакатах. Речь идет о плакате «Родина-мать зовет!» художника Ираклия Тоидзе. Согласно легенде жена живописца по радио услышала о нападении фашистов на Советский Союз и вбежала к нему в мастерскую, воскликнув: «Война!». Тоидзе запомнил выражение ее лица в этот момент и сделал наброски для одного из самых впечатляющих агитационных плакатов.

Открытие монумента состоялось в 1967 году. С тех пор его реставрировали трижды: в 1972, 1986 и 2019 годах. Специалисты занимались очисткой памятника, вернули ему первоначальный светлый цвет и удалили все загрязнения. Далеко не всем известно, что в Москве тоже есть своя «Родина-мать», правда, очень маленькая по сравнению с оригиналом. Находится она во дворе одного из частных домов поселка Соломенная Сторожка на Тимирязевской улице – здесь Е.В. Вучетич и создавал эскизы для легендарного монумента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *