памятник тысячелетия руси в великом новгороде кто изображен
Памятник Тысячелетие России
Памятник Памятник «Тысячелетие России»
Памятник «Тысячелетие России» установлен в Великом Новгороде. Его открыли в 1862 году в память о 1000-летии провозглашения русским князем варяга Рюрика. Монумент увековечивает важную для страны дату, которую принято считать началом образования Русского государства. Кроме того, он посвящен важнейшим принципам российской государственности – самодержавию, православию и народности.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Памятник Тысячелетие России
Основные моменты
Памятник «Тысячелетие России» установлен на площади Новгородского кремля, напротив величественного Софийского собора, перед зданием, где в наши дни размещается музей истории Великого Новгорода. Внешне монумент похож на шапку Мономаха и большой колокол. Куполообразный постамент завершает большой шар-держава, ставший символом правления двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. Установленные здесь скульптурные изображения посвящены собирательным образам и конкретным историческим фигурам – русским царям, знаменитым военачальникам, священнослужителям, писателям и художникам.
События, произошедшие в стране в 862 году, описаны в «Повести временных лет». Согласно этому историческому документу, жившие в Новгородских землях племена чудь, весь, кривичи и ильменские словене объединились и пригласили для княжения варягов из народа русь – Рюрика и его младших братьев. Сам Рюрик стал первым правителем Новгородского княжества и фактически основателем Древнерусского государства. Один из его братьев Синеус «сел» в Белоозере, а другой брат Трувор возглавил Изборск. В истории страны этот факт отмечен как «призвание варягов». Через два года младшие братья новгородского князя умерли, и вся власть сосредоточилась в его руках.
Впоследствии династия Рюриковичей из княжеской переросла великокняжескую, а затем и в царскую. Представители разветвленной династии были удельными князьями и русскими царями до начала XVII века. Последними монархами из этого рода стали Федор I Иоаннович, скончавшийся в 1598 году, и Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы.
Как был создан исторический монумент
В конце 1850-х годов в стране провели конкурс на лучший проект памятника, посвященного тысячелетию России. Авторитетный конкурсный совет возглавлял вице-президент Российской Академии художеств, князь Григорий Григорьевич Гагарин. Под его руководством уважаемые художники, архитекторы и инженеры рассмотрели 52 проекта, поданных, как полагалось по условиям конкурса, в анонимном порядке.
Фигуры просветлителей на памятнике «Тысячелетие России» 1862 год. Возведение памятника
Первую премию в четыре тысячи рублей получил выпускник Российской Академии художеств 23-летний живописец Михаил Никишин. Молодой художник понимал общую идею памятника, но не обладал опытом работы со скульптурой, поэтому он привлек для работы своего ровесника Ивана Шредера, который в то время был вольноопределяющимся учеником, посещавшим скульптурный класс Академии художеств.
Хотя Шредера так и не признали официальным соавтором памятника «Тысячелетие России», его вклад в создание монумента огромен. Молодой скульптор вылепил эскиз памятника в виде модели в 1/5 величины. А когда изготавливали сам монумент, он самостоятельно сделал большую часть фигур, установленных потом в горельефном фризе вокруг символической державы.
Фигуры государственных деятелей на памятнике «Тысячелетие России»
Кроме Шредера к созданию памятника «Тысячелетие России» привлекли и других скульпторов из Академии художеств – Залемана, Михайлова, Любимова, Чижова и Лаверецкого. А основные работы по проектированию сооружения на площади выполнил архитектор Виктор Александрович Гартман.
Памятник «Тысячелетие России» на банкноте в 5 рублей
В 1857 году по стране был объявлен сбор средств для памятника. В нем приняли участие представители разных сословий. Россияне пожертвовали для монумента 150 тысяч рублей, и правительство выделило еще 400 тысяч из государственной казны.
Гранит для фундамента в Великий Новгород привозили с северных берегов Ладоги – из Сердобольских каменоломен. Бронзовые детали изготавливали на литейных предприятиях Плинке и Никольса в Санкт-Петербурге, а потом по Неве и Волхову переправляли в Великий Новгород. Общий вес использованного металла составил 100 тонн. Известно, что готовые фрагменты памятника осматривал и одобрял сам император Александр II.
Фигуры военных и русских героев на памятнике «Тысячелетие России»
Торжественное открытие исторического монумента прошло с участием семьи российского государя в начале сентября 1862 года и продлилось три дня. Красочное событие осталось в истории, благодаря живописному полотну, которое создал преподаватель Михаила Никишина – академик и мастер батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде.
Б. П. Виллевальде Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 г.
В наши дни эта картина хранится в Новгородском музее-заповеднике. На ней можно увидеть отливающий на солнце новый бронзовый монумент. Вокруг него проходит крестный ход, в котором принимают участие священники в расшитом золотом облачении. Впереди несут хоругви и иконы, а замыкают процессию знатные жители Великого Новгорода. На мощенной булыжником площади, где установлен памятник, много горожан, и перед толпой готовятся пройти парадным строем кавалеристы в парадных мундирах. На полотне Виллевальде видно, что монумент обнесен ажурной металлической оградой и вокруг него стоит несколько изящных фонарей.
Любопытно, что к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде издали два первых путеводителя, а новгородцы стали свидетелями торжественного салюта, выпущенного из 52 пушек.
Памятник «Тысячелетие России» в деталях
Монумент имеет колоколообразные очертания и внушительные размеры. Он построен на фундаменте, углубленном в землю на 10 метров. Сам памятник подпирает гранитное основание высотой 6 м, а общая высота монумента достигает 15,7 м.
Всего здесь установлено 128 фигур. Скульптурные группы окружают памятник «Тысячелетие России» со всех сторон и делятся на три части. На самом верху видны символы страны и православия. Это фигуры коленопреклоненной женщины, одетой в русский народный костюм, и ангела, придерживающего высокий ажурный крест высотой 3 м.
Верхние скульптуры стоят на большой шарообразной державе диаметром 4 метра, которую покрывает рельефный орнамент из крестов. Он символизирует единение власти самодержавия и православной церкви. Здесь же помещена надпись, свидетельствующая, что памятник «Тысячелетие России» открыли во времена царствования императора Александра II в 1862 году.
Среднюю часть занимает 17 фигур, высотой 3,3 м. Композиционно они разбиты на шесть скульптурных групп, ориентированных по разных частям света. Это символические этапы российской истории – призвание варягов, крещение Руси, Куликовская битва, основание самодержавного царства, рождение династии Романовых и образование Российской империи. Державу окружают скульптуры исторических персонажей, сыгравших главные роли на различных этапах русской истории. Это фигуры первого князя Рюрика, киевского князя Владимира Святославовича, Дмитрия Донского, Ивана III, Михаила Федоровича Романова, князя Пожарского, Козьмы Минина и Петра I.
Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год) Крещение Руси (988—989 годы)
Нижнюю часть памятника «Тысячелетие России» украшает сложный горельефный фриз из 109 скульптур. Здесь можно увидеть 31 фигуру российских просветителей – князей, христианских проповедников, основателей монастырей, монахов историков и писателей. На восточной стороне расположены 26 фигур «государственных людей» – великих князей, царей, императоров, патриархов, дипломатов и общественных деятелей. На северо-востоке стоит 36 фигур «военных людей и героев». Последняя скульптурная группа нижнего уровня – «писатели и художники», где выставлено 16 фигур знаменитых российских ученых, поэтов, драматургов, архитекторов, музыкантов и художников.
При создании памятника «Тысячелетие России» долгое время заняло составление «списка видных людей». На этот счет высказывались разные мнения, велись горячие обсуждения. Из предложенного первоначально списка кандидатур постепенно исключили царя Иоанна IV Грозного, адмирала Ушакова, поэтов Кольцова и Кантемира, а также архитекторов Воронихина, Баженова и Казакова.
Начало династии Романовых (1613 год) Образование Российской империи (1721 год)
История памятника в XX веке
Сразу после революционных событий 1917 года исторический монумент стали рассматривать как один из символов самодержавия. Его не снесли, но закрыли от людей, обшив досками и листами фанеры. Однако, позже их убрали, и памятник «Тысячелетие России» стал доступен для обозрения.
Кукрыниксы, картина «Бегство фашистов из Новгорода», 1944—1946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры, похожие на убитых людей
В конце лета 1941 года Великий Новгород был оккупирован немецкими войсками. Зимой 1943-1944 года монумент стали разбирать, чтобы по частям вывезти на территорию Германии. Немцам уже удалось демонтировать и отправить железную решетку и бронзовые фонари. Однако, в конце января 1944 года в город вошли советские войска.
К тому времени исторический монумент оказался в полуразрушенном состоянии. Его верхняя часть была почти полностью уничтожена. На постаменте стоял покореженный памятник, многие детали которого отсутствовали – не хватало мечей, посохов, щитов и копий.
Городские власти приняли решение восстановить памятник «Тысячелетие России» в самое короткие сроки. Для этого к нему провели специальный узкоколейный путь и построили леса для рабочих. Почти 1,5 тысячи недостающих деталей пришлось отливать заново. Торжественное открытие новгородского памятника состоялось еще до окончания Великой Отечественной войны, в ноябре 1944 года.
В последующее время было проведено несколько реставраций монумента, последняя из которых прошла в середине 1990-х годов.
Как добраться
Памятник «Тысячелетие России» стоит в центре города, на территории Новгородского кремля, в 1,55 км к юго-востоку от железнодорожной станции «Новгород Пассажирский». Кремль открыт для посетителей ежедневно с 6.00 до 24.00.
Ближе к монументу можно подъехать на общественном транспорте – автобусах и маршрутных такси. Выходить нужно на остановке «Улица Розважа».
Памятник “Тысячелетие России” в Великом Новгороде в деталях
Dec 3, 2018 · 7 min read
8 сентября 1862 года в Великом Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России». Он был приучен к торжественному мероприятию, по случаю 1 000 –летнего юбилея Российского государства. На открытие монумента, присутствовали значимые государственные деятели и царская семья.
Памятник олицетворяет не событие, а целую эпоху длинною в тысячу лет, он посвящен не человеку, а народу…Как он создавался, как к нему относились люди на протяжении веков, какие политические события скрываются под его основой? Чтобы найти ответ на эти вопросы, предлагаю провести небольшую экскурсию и вспомнить с чего все началось
История великой державы, увековеченная в бронзе
Обелиск состо и т из 128 фигур, расположенных на 3-х ярусах, символизирующих православие, самодержавие, народность.
Верхний ярус. Православие.
Первая ступень композиции состоит из двух скульптур, «России» и «Ангела держащего в руке крест». Коленопреклоненная женщина в национальном костюме со щитом олицетворяет Россию. Ангел покрывает крестом Россию и указывает ей на светлую Будущность под сенью православия.
Средний ярус. Шесть эпох государства Российского
В середине расположены 17 фигур, которые относятся к шести основным группам. Каждая из них является символом определенного времени в истории Российского государства.
В Центральной части расположена скульптура первого русского князя Рюрика, на плечах звериная шкура, в руках щит и меч, в левой стороне изображен идол Перуна. Данная композиция изображает начало Руси.
Слева расположены две фигуры: князь Владимир и женщина с младенцем на руках — сцена первого Крещения на Руси.
IV группа композиций состоит из скульптуры князя Иоанна III, великий царь основатель династии Романовых изображен здесь в царском одеянии, в шапке Мономаха. В руках у него скипетр и держава, с правой стороны расположен коленопреклонённый татарин, вручающий ему знак власти — бунчук. С левой стороны находится фигура поверженного ливонского рыцаря, а за его плечами фигура сибиряка, как символ будущего освоения Сибири. Вся группа изображает единство, которое соединило всю русскую землю в одно целое.
V скульптурная группа посвящена началу XVII века и воцарению Романовых. Молодой царь Михаил Федорович изображен в молитвенной позе, Козьма Минин Сухорукий преподносит избраннику шапку Мономаха и скипетр. По правую сторону расположена фигура князя Пожарского, он изображен с обнаженным мечом, которым защищает юного царя.
VI группа символизирует победу русского народа в Северной войне, и празднует образование Российской империи. Здесь изображен Самодержец Император Петр I, под его ногами коленопреклоненный швед, пытающийся защитить свое разорванное знамя. За императором установлена скульптура Ангела, правой рукой он указывает на Север, в сторону Невы и новой столицы Российской империи — Санкт-Петербурга.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: у каждой представленной фигуры месторасположение не случайно. Князь Владимир смотрит в сторону Византии, именно оттуда на Русь пришло христианство. Петр I устремил свой грозный взгляд в сторону Санкт-Петербурга. Царь Михаил Романов смотрит на запад, именно туда бежали шведские и польские интервенты.
Князь Дмитрий Донской — в сторону Орды, а Иван III — на Москву. Князь Рюрик по логике должен был смотреть в сторону Новгорода, куда он был призван княжить, но так как сам памятник установлен в Новгороде, его взор направлен в сторону Киева, второго по значимости древнерусского города.
Нижний ярус. Великие личности русской земли
За эту часть монумента отвечал знаменитый скульптор того времени Петр Клодт. По его идеи, нижний ярус должен был стать продолжением и завершающим аккордом всей композиции. Здесь также должны были быть изображены шесть эпох российского государства, но уже развернуто. Однако эта идея не понравилась императору Александру II, он не хотел, чтобы продолжение памятника, стало его дублированием. Времени оставалось совсем мало, тогда автор композиции Микешин, сказал императору первое, что пришло в голову: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».
Предложенная идея была одобрена и реализована, нижний ярус представляет собой летопись России в лицах, отлитых в бронзе, он состоит из 109 фигур выдающихся деятелей в истории государства Российского.
Первая группа — Просветители, она состоит из 31 скульптуры, здесь можно увидеть святых Кирилла и Мефодий, святого Сергия Радонежского, княгини Ольга, князь Владимир, и т.д.
Вторая группа: Государственные люди, здесь расположено 26 фигур, среди них, Петр Первый, императрица Екатерина II, Григорий Потемкин, Михаил Романов, и т.д.
Третья группа: военные деятели и герои, среди 36 выдающихся личностей можно увидеть скульптуру Михаила Кутузова, Богдана Хмельницкого, Ивана Сусанина, Дмитрия Донского и т.д.
Четвертая группа знакомит с художниками и писателями, которые внесли громадный вклад в развитие культуры и искусства. Всего установлено 16 скульптурных композиций, среди них А. С. Пушкин, М. Ломоносов, Н. Гоголь, Д. Фонвизин, и т.д.
Ответы на самые популярные вопросы
На протяжении многих лет, эта уникальная достопримечательность, памятник истории, у людей вызывает не только трепет и восхищение, но и различные вопросы.
Почему было принято решение открыть столь значимый памятник именно 8 сентября?
8 сентября состоялось торжественное открытие памятника, а также прошли празднования 1000-летия России. Этот день был выбран не случайно, сразу 3 значимые даты выпадали на этот период: годовщина Куликовской битвы, праздник Рождества Богородицы, день рождения цесаревича Николая.
Почему памятник установили именно в Новгороде?
На тот момент многие удивлялись, почему столь масштабный проект будет установлен в Новгороде, а не в столице государства. Однако, по мнению императора Александра II державность не должна была противоречить гражданским свободам. Царь видел будущее российской империи только в их соединении.
Почему автором памятника выбрали не скульптора, а художника?
Михаил Микешин по образованию художник — живописец, выпускник Академии художеств, стал автором бессмертной композиции. О конкурсе он вместе со своим другом узнал из газетной вырезки, и сразу решил опробовать свои силы. У него появилась идея о создании трехъярусной композиции, в основе которого будет — держава. Благодаря его специальности проект получился столь масштабным, художественным и оригинальным. Если бы за работу принялся обычный скульптор, то история, скорее всего, увидела бы обычные скульптуры, колонны.
За что памятник раскритиковали?
В одном из выпусков газеты «Русский вестник» была опубликована статья, в которой некий автор под именем «О» называл памятник «пестрой игрушкой». Еще его возмущал тот факт, что все фигуры на композиции расположены задом к державе. Автор проекта Микешин в ответной статье, в шутку написал, что полностью согласен со всеми высказываниями и готов переделать композицию, расположив фигуры задом к публике.
Кто автор памятника?
Двадцатилетний выпускник Академии художеств Михаил Микешин, и его друзья архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер.
Стоимость проекта?
Общая стоимость проекта составила 500 000 рублей. 150 000 из общей суммы составляют пожертвования. Остальную часть профинансировало государство.
Как сохранился памятник в период 1917 года?
После революции отношение к комплексу резко стало негативным. От сноса его спасла антирелигиозная кампания.
Памятник в годы войны
В 1941 году в августе месяце Новгород полностью был оккупирован фашистскими войсками. Зимой 1942 года генерал фон Герцог решает из монумента сделать военный трофей и отправить его в город своей юности — Инстенбург. Однако планам не суждено было сбыться, за несколько дней до итоговой транспортировки, русские солдаты 221-й стрелковой дивизии прорвали фронт и освободили город от вражеских сил. К сожалению, к этому моменту монумент был практически полностью разобран, часть была уничтожена, а небольшие детали бесследно исчезли.
Как создавалась новая жизнь идеологически опасного монумента?
За годы войны многое изменилось, в том числе отношения и взгляды к историческим событиям и героям этих памятных дней. Поэтому было принято решение воссоздать первоначальный облик памятнику и вновь сделать из него символ единства, силы русского народа. Обновленный монумент был открыт 2 ноября 1944 года. Однако, после масштабных реконструкционных работ, в первозданном виде он предстал в 1995 году.
Во время путешествия по древней новгородской земле, обязательно уделите время и посетите рукотворное творение Микешина. Сходится ли ваша точка зрения о тысячелетней истории России с мыслями автора, решать вам.
Памятник «Тысячелетие России». Часть 1
Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.
Призвание варягов. Ф. А. Бруни, 1839
Призвание варягов — легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году.
Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).
Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились с полным доверием к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании «Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина)» показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке.
Предыстория призвания варягов
Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» (Балтийского) моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия.
Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д.С. Лихачёва):
Призвание варягов. В. М. Васнецов
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте русы описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…».
Д.С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.
Участие руси в призвании
В Лаврентьевском, Ипатьевском и Троицком списке «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в «Новгородской Кормчей» (1280) русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — указывали Нейман И.Г., Д.И. Иловайский, Потебня А.А., М.Н. Тихомиров и Вернадский Г.В. Проблему вызывает склонение слова «русь» во фразе — «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» в традиционном переводе летописи, или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.
Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:
«Старая Руса на реке Русе существовала ещё до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: „и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.“. То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами».
Следует отметить, что изначальное предположение Классена о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно». По исследованным памятникам археолог Г. С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежах X—XI вв. Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В.В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь».
Академик А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи» в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем».
Участие руси в призвании варягов фиксируется в более поздних, чем Повесть временных лет, источниках: «Владимирском летописце» и «Сокращённом Новгородском Летописце», а также в «Степенной книге» митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь» и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…» и некоторых других.
Столица Рюрика
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород.
Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.
В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.
Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
Михаил Осипович Микешин — русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Иван Николаевич Шредер (Шрёдер) — русский скульптор, академик Императорской Академия художеств.
Виктор Александрович Гартман — русский архитектор, сценограф, художник и орнаментист, один из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре.
Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.
Описание
Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России»). Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).
Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 400 пудов; колоссальных фигур — 150 пудов; крест на шаре — 28 пудов).
Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:
— Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Установлена эта группа вверху на державе (символ государственной власти монарха), покрытой узором из изображений крестов. Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясана надписью: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІ го лѣта 1862».
— Среднюю часть памятника занимают 17 фигур (т. н. «колоссальные фигуры»), группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
— В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти на общество в лице его славнейших представителей. Внутри каждого раздела персоны расположены согласно позиции на памятнике слева направо.
Верхний ярус
Православие: фигуры — ангел, поддерживающий крест и благославляющий коленопреклоненную женщину в русском национальном костюме, опирающуюся на щит с гербом и датой «1862». Фигуры выполнены скульптором И. Н. Шредером, крест изготовлен по рисунку архитектора В. А. Гартмана.
Средний ярус
Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи. За ним справа находится языческий бог Велес
(обращены на юг, к Киеву). Эта группа выполнена скульптором П. С. Михайловым.
Крещение Руси (988—989 годы): Великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.
Начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год): Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер, а в левой — бунчук, попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток, к Москве). Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.
Основание самодержавного царства Русского (1491 год): Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого воина Золотой Орды знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток). На заднем плане, обращённая спиной фигура человека-«сибиряка», поддерживающего державу, символизирующая начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству. Эта группа выполнена скульптором И. Н. Шредером.
Избрание на царство (1613 год): Михаил Федорович — родоначальник династии Романовых, князь Пожарский в одежде древнерусского воина с непокрытой головой, защищающий его обнажённой саблей, и коленопреклонённый Кузьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.
Основание Российской империи (1721 год): Пётр I в мундире офицера Преображенского полка и порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя (обращены на север, к Петербургу). Эта трёхфигурная группа выполнена скульптором И. Н. Шредером.
Нижний ярус (фриз)
Фриз делится на четыре раздела:
«Просветители»
31 фигура, начинается с юго-западной стороны под фигурой великого князя Владимира Святославича.