парад суверенитетов это в истории
«Парад суверенитетов» в СССР: понятие, причины
События в СССР конца 80-х и начала 90-х годов минувшего века дали миру понятие «парад суверенитетов». Трудно переоценить значимость этого процесса, который стал главной движущей силой распада Советского Союза. Как же происходил «парад суверенитетов»? Причины и последствия этого явления будут рассмотрены нами ниже.
Возникновение термина
Сам термин «парад суверенитетов» появился с легкой руки народного депутата РСФСР Петра Зерина. Именно он впервые применил данное выражение в конце 1990 года на съезде депутатов, дабы охарактеризовать тот процесс, который происходил в стране в связи с объявлением десятью республиками провозглашения государственной независимости. Тогда Пётр Зерин резко негативно отозвался об этих тенденциях, предсказывая, как следствие их, войну, усиление сепаратизма, наступление хаоса в правовом поле.
Но с этого момента понятие «парад суверенитетов» крепко закрепилось в политическом лексиконе. Другим популярным наименованием этого же процесса было «война законов», то есть «война» республиканского законодательства с общесоюзным.
Предыстория парада суверенитетов
Во второй половине 80-х годов XX века Советский Союз переживал острый экономический и политический кризис, который усугублялся падением цен на нефтепродукты, войной в Афганистане и общим коллапсом в административно-командной системе.
В 1985 году к власти в СССР пришел лидер новой формации – Михаил Горбачев. Он попытался путем довольно радикальных реформ вывести государство из кризиса. Данные реформы предполагали введение элементов рыночной экономики, гласность, партийный плюрализм. Данный курс активно стал проводиться с начала 1987 года и получил даже свое название – Перестройка.
Но, как показала жизнь, некоторые из данных реформ были слишком уж половинчатыми и недостаточными для коренного решения проблемы, другие же – слишком радикальными для советского общества того времени. В итоге все это привело к ещё большему углублению системного кризиса в стране. Кроме проблем в экономике и в управленческом аппарате, в регионах стали нарастать центробежные тенденции и местный сепаратизм, что в будущем вылилось в межнациональные конфликты и в «парад суверенитетов» в СССР.
Причины
Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе, ведущий к тому, что правительство не смогло должным образом обеспечить сохранение целостности государства и приоритета на всей его территории общесоюзных законов. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жесткого административного контроля, были в замороженном состоянии.
Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости.
Начало «парада»
Начало «парада суверенитетов» принято связывать с провозглашением в ноябре 1988 года Декларации о суверенитете Эстонской СССР, которая подчеркивала приоритетность внутриреспубликанских законов над всесоюзными. Кроме того, в ней заявлялось о требовании пересмотра статуса Эстонии в составе Советского Союза. На тот момент это не вызвало слишком широкого резонанса в стране, так как было много других событий, будораживших общественность. И тем не менее именно данная декларация положила начало процессу, который принято называть «парад суверенитетов», в СССР.
Дальнейшее развитие «парада суверенитетов»
Первым территориальным образованием, которое заявило о выходе из состава крупнейшего государства мира, стала Нахичеванская АССР. Произошло это в январе 1990 года, после кровавого разгона силовиками протестующих в Баку. Впрочем, реального воплощения эта декларация независимости не получила.
Все остальные республики заявили о своем суверенитете, то есть о приоритете республиканского законодательства над общесоюзным. В то же время они сохраняли членство в составе СССР и пока не провозглашали своей полной независимости.
С попыткой реанимировать Советский Союз было связано проведение общесоюзного референдума, на котором ставился вопрос о сохранении СССР в измененном виде. Тогда большинство граждан высказалось за сохранение Союза, что позволило временно отсрочить распад государства.
Но все попытки сохранить СССР перечеркнул Августовский путч 1991 года. После него «парад суверенитетов» перешел в качественно новую фазу.
События после путча
После Августовского путча началось массовое провозглашение республиками своей независимости. Уже 24 августа 1991 года это сделала Украинская ССР. Потом последовало провозглашение независимости остальных субъектов СССР. Последней данную процедуру совершила Казахская ССР (16 декабря 1991 года). Единственные республики, которые не заявляли о выходе из состава Советского Союза до самого его окончательного распада, были РСФСР и Белорусская ССР, хотя о своем суверенитете они объявили ещё в 1990 году.
Окончательный распад СССР
Так протекал «парад суверенитетов». Распад СССР был его закономерным следствием. Фактически крест на будущем страны Советов был поставлен в конце 1991 года на встрече первых лиц России, Украины и Беларуси в Беловежской Пуще. Тогда были выработаны соглашения о ликвидации СССР и создании международного объединения – Союза Независимых Государств. Позже к этому соглашению присоединились и лидеры других республик.
Юридически Советский Союз прекратил существование 26 декабря 1991 года, когда Верховный Совет самораспустился, а за день до этого сложил свои полномочия Президент страны Михаил Горбачев.
Последствия «парада суверенитетов»
«Парад суверенитетов» являлся главной движущей силой, которая привела к распаду СССР. Хотя коренные причины этого явления крылись гораздо глубже и были связаны с экономическим и управленческим коллапсом, который на тот момент царил в Советском Союзе.
Последствием «парада суверенитетов» было образование пятнадцати новых государств – бывших союзных республик. Кроме того, данный процесс коренным образом изменил геополитическую обстановку в мире. Не стало одной из двух сверхдержав, что превратило мировую политику из двуполярной в однополярную.
Новообразованным державам предстояло строить собственные национальные государства исходя из возникших политических реалий. Нигде это не было просто, но в одних странах прошло все более или менее гладко и без массовых кровопролитий. В других же до сих пор не стихают войны и вооруженные конфликты как последствие «парада суверенитетов» и распада СССР.
Парад суверенитетов. Как 29 лет назад пытались спасти СССР
Подписание нового союзного договора стало последней попыткой сохранить единое государство, реформировав его в соответствии с новыми принципами.
12 июня отмечается День России. 29 лет назад в этот день была принята декларация о суверенитете РСФСР. После распада СССР эта дата стала государственным праздником.
Декларация РСФСР считается важнейшим звеном так называемого парада суверенитетов, который в конечном счёте привёл к крушению союзного государства. Но в промежутке между этим парадом нелояльности союзному центру и распадом советского государства была предпринята последняя попытка спасения Союза. И если бы она оказалась успешной, на карте мира вместо СССР появился бы Союз Суверенных Республик.
Попытки создания нового государства, основанного на принципиально иных началах, стали ответом на демонстративную нелояльность республиканской номенклатуры, которая ширилась по мере развития перестройки. На словах элиты союзных республик клялись в верности заветам Ильича и поддерживали перестройку, но на деле взяли курс на независимость.
Пионерами выступили прибалтийские республики, провозгласившие суверенитет (но пока ещё не независимость) к 1989 году. Силовое решение конфликта между центром и окраинами было теоретически возможно, но по ряду причин неприемлемо, надо было искать какое-то компромиссное решение. В качестве возможного варианта решения проблемы рассматривалось подписание нового союзного договора, отвечавшего веяниям времени.
Важной составляющей перестройки были постоянные апелляции к ленинским принципам, которые провозглашались непогрешимыми. Но за почти 70 лет своего существования СССР превратился в государство, весьма отдалённо напоминавшее то, каким оно изначально задумывалось вождём пролетариата. Поэтому всё большую популярность набирала идея подписания нового союзного договора, который устранит все возникшие перекосы и недоразумения, накопившиеся за несколько десятилетий.
16 мая 1990 года в Большом Кремлевском дворце открылся первый Съезд народных депутатов РСФСР, имевший историческое значение. После долгой и упорной борьбы с незначительным перевесом голосов и только с третьей попытки съезду всё же удалось избрать председателем Бориса Ельцина.
Это произошло 29 мая. А уже 12 июня съезд проголосовал за Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Она не провозглашала независимость, однако устанавливала приоритет республиканских законов над союзными.
Декларация РСФСР породила новую политическую реальность, вслед за ней о своём суверенитете объявили все остальные союзные республики и даже многие автономии. Теперь оставалось только два варианта: либо окончательно разойтись, либо попытаться договориться о проживании в общем доме по новым правилам. И союзный центр предпринял последнюю попытку спасти государство.
Союз нерушимый республик суверенных
В декабре 1990 года Верховный совет одобрил идею Горбачёва о концепции нового союзного договора, который был призван заменить заключённый ещё в 1922 году. Горбачев также настоял на проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР, который должен был добавить легитимности его идее.
17 марта 1991 года состоялся первый и последний в истории СССР референдум. Латвия, Литва, Эстония, Армения, Грузия и Молдова не участвовали в голосовании, поскольку взяли курс на независимость и разрыв связей с СССР. 76,4% участников проголосовали за сохранение Союза как обновлённой Федерации.
В апреле 1991 года в Ново-Огарёво начались обсуждения нового Союзного договора, в которых под председательством Горбачёва участвовали лидеры союзных республик и автономий. Переговоры были весьма напряжёнными, поскольку взгляды сторон на будущий Союз не совпадали даже в мелочах. Не было единства даже в том, как именно будет называться новое государство. Одни выступали за прежнее название, другие — за Союз Суверенных Государств.
Но главные споры развернулись вокруг денег и полномочий. Союзный центр хотел получать значительную часть налогов от республик для наполнения союзного бюджета, республики хотели оставлять деньги у себя, передавая в общий бюджет лишь небольшую фиксированную часть доходов. Лидеры автономий требовали себе равных прав с республиками и настаивали на вхождении в обновлённый Союз в качестве самостоятельных суверенных единиц, а не в составе республик.
Каким должно было стать новое государство
Только к июлю 1991 года удалось достичь шаткого согласия. Предполагалось создание мягкой федерации со значительным усилением самостоятельности республик в новом государстве.
Под непосредственным контролем союзного центра оставалось только руководство едиными вооружёнными силами, обеспечение госбезопасности, а также координация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Республиканским лидерам удалось добиться уступок в бюджетных вопросах, предполагалось, что налоги и сборы будут фиксированными, а их размер будет определён в новых соглашениях с республиками. Каждая республика получала право вести внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность. Сохранялись общий рынок и почти все производственные цепочки.
Парламент Союза мог стать двухпалатным и состоять из Совета республик, куда каждая из них делегирует своих представителей, и Совета Союза, который избирается гражданами путём голосования.
Главой государства оставался президент, избиравшийся всеобщим голосованием (за всю историю СССР ни разу не было прямых и всеобщих выборов главы государства) на пятилетний срок. Отмечалось, что президент не может занимать этот пост более двух сроков подряд.
Каждая республика имела право выбрать свой язык в качестве государственного, но в документе оговаривалось, что языком межнационального общения в Союзе остаётся русский. Вход и выход из Союза был свободным.
В новом государстве оставалось девять союзных республик: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Таджикистан. Предполагалось, что со временем к договору присоединятся Молдова и Армения.
Союз Суверенных Республик (государств) задумывался как современное демократическое государство со значительно меньшей степенью централизации, чем в прежнем СССР, но с большим уровнем интеграции, чем, к примеру, современный Евросоюз.
Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года. Однако оно было сорвано выступлением ГКЧП, которое стало последним ударом по союзному государству. Одна республика за другой провозгласили свою независимость, в РСФСР президент Ельцин переподчинил себе все союзные ведомства, а глава СССР Горбачёв оказался королём без короны. Формально он ещё оставался главой государства, но рычагов власти уже не имел.
В новых условиях подписание прежнего Союзного договора было уже невозможно, поэтому проект в очередной раз подвергся правкам. Теперь ССГ планировался уже не как мягкая федерация, а скорее, как рыхлая конфедерация. Дошло до того, что республики получили право на создание своих вооружённых формирований, численность которых предстояло определить в отдельных договорах.
Но и новый проект с максимальными уступками в пользу республик согласились подписать не все. Из числа участников выбыла Украина, после путча взявшая курс на независимость. После этого заупрямился Ельцин, давший понять, что не будет вступать в Союз без Украины.
Подписание договора, назначенное на декабрь 1991 года, было сорвано во второй раз. 8 декабря, через неделю после украинского референдума о независимости, лидеры РСФСР, УССР и БССР подписали Беловежские соглашения, констатировавшие распад СССР.
Трудно сказать, насколько жизнеспособным был бы новый союз в случае его создания. Очевидно, что для реализации этого проекта было выбрано неудачное время. Он стал запоздалым ответом на процессы, которые зашли слишком далеко. То, что в 1986 году было бы воспринято как фантастическая щедрость союзного центра, в 1991 году уже казалось союзным республикам недостаточным.
Если бы союзный центр выступил с подобной инициативой на несколько лет раньше, он мог бы диктовать свою волю республиканской номенклатуре, а не наоборот, и сделать процесс реформирования более управляемым. Но к тому моменту, когда президент СССР взялся за эту проблему, перед республиканскими лидерами уже маячила перспектива независимости и они были не столь сговорчивы, как раньше. Источник
«Парад суверенитетов»: декларация равенства субъектов Российской Федерации
Рубрика Андрея Светенко на «Вестях ФМ».
В этот день 30 лет назад – 7 апреля 1991 года – главной новостной темой в печати было обсуждение итогов внеочередного съезда народных депутатов РСФСР. Он начинался в накаленной общественно-политической атмосфере. Федеральные власти запретили проведение демонстраций и митингов в поддержку руководства Верховного совета Российской Федерации. Это привело к уличным демонстрациям и, в целом, обострению кризиса.
На самом съезде левая оппозиция во главе с фракцией коммунистов собиралась решительно противостоять политическому курсу, проводимому Борисом Ельциным. Актуальная повестка дня сфокусировалась вокруг самых болезненных в тот момент проблем – национально-государственного устройства и трансформации Союза ССР.
Итоги мартовского референдума о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных и суверенных республик, как ни странно, давали аргументы и сторонникам сохранения статус-кво, и тем, кто олицетворял тогда «центробежные силы». Учитывая сложное многоступенчатое устройство РСФСР (автономные республики, области, национальные округа), аналогичные проблемы неизбежно воспроизводились и в масштабе Российской Федерации. Нечто похожее на парад суверенитетов к тому времени уже стало происходить на внутриреспубликанском российском уровне. Показательно, что парламент Российской Федерации достаточно гибко и оперативно сыграл, что называется, на этой «площадке».
«Признавая необходимость совершенствования статуса автономных областей и округов, краев и областей, поддерживая стремление строить РСФСР на принципах равноправия народов, поручить Верховному Совету определить порядок преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования в соответствии с принятыми ими постановлениями и декларациями о суверенитете».
Кроме этого, особый пункт Постановления признавал право автономных областей и округов на выход из состава краев и областей РСФСР, то есть право на то, чтобы стать самостоятельным субъектом Российской Федерации. Другими словами, речь шла о юридическом приравнивании автономных областей и округов к автономным республикам в составе РСФСР.
И, наконец, в Постановлении указывалось на необходимость разработки и принятия нового закона о краях и областях РСФСР, который был призван унифицировать статус этих административно-территориальных образований с национально-государственными образованиями в составе РСФСР. Проще говоря, это был первый законодательный акт, в котором декларировались основы ныне существующего внутреннего устройства Российской Федерации, где края, области и республики являются полноправными и равными по отношению друг к другу субъектами федерации.
Показательным стал и еще один документ, принятый внеочередным съездом народных депутатов РСФСР – Постановление о Союзе суверенных республик и порядке подписания Союзного договора. В нем содержалась очень важная позиция: «Республики, входящие в состав Российской Федерации, могут подписывать Союзный договор или в составе общефедеральной делегации, или своими самостоятельными полномочными делегациями непосредственно, оставаясь при этом равноправными субъектами РСФСР».
Таким образом, российский парламент оперативно отреагировал на результаты мартовского референдума и начало новоогаревского процесса – процесса подготовки нового Союзного договора.
Популярное
«Со средней зарплатой в тысячу рублей в месяц люди готовы пережить свободу цен»
В этот день 30 лет назад – 12 ноября 1991 года – на первый план общественной дискуссии снова вышла тема дефицита, пустых прилавков. Любопытно, что эта очевидная, ставшая даже обыкновенным делом, ситуация продолжала вызывать споры а-ля «глупость или измена».
«Хуже будет всем полгода»: план реформ Бориса Ельцина
В этот день 30 лет назад – 28 октября 1991 года – возобновил работу V съезд народных депутатов РСФСР. Она была прервана в июле 1991 года после безуспешных попыток избрать главу российского парламента. Со второй попытки это сделать удалось. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Руслан Хасбулатов (559 голосов – за, 331 – против).
8 партий – 8 путей: альтернативы развития СССР
В этот день 30 лет назад – 26 октября 1991 года – прошли съезды и учредительные конференции ни много ни мало 8 политических партий и объединений. Все они позиционировали себя как альтернативу КПСС, а стало быть, занимали левые или левоцентристские позиции. «Российская партия свободного труда» ратовала за либерализм в экономической сфере, в результате чего в стране должен появиться средний класс, «Социалистическая партия трудящихся» доказывала, что поражение терпит большевистская программа КПСС, а не сами по себе социалистические идеи.
«Со средней зарплатой в тысячу рублей в месяц люди готовы пережить свободу цен»
В этот день 30 лет назад – 12 ноября 1991 года – на первый план общественной дискуссии снова вышла тема дефицита, пустых прилавков. Любопытно, что эта очевидная, ставшая даже обыкновенным делом, ситуация продолжала вызывать споры а-ля «глупость или измена».
Очередь в «валютный рай»: «У нас есть выбор между плохим и ужасным»
В этот день 30 лет назад – 11 ноября 1991 года – еженедельник «Московские новости» опубликовал статью, к которой явно просился заголовок «Стоя в очереди в валютный рай». Это были мысли вслух, навеянные попыткой проникнуть в валютный магазин. Сразу отметим, что молодым надо теперь объяснять, что это такое.
«Даёшь всеобщую приватизацию» и «Когда ждать свободных цен?»
В этот день – 10 ноября 1991 года – среди газетных материалов, рассказывавших, как в стране отметили очередную годовщину Октября, эмоциональный тон определял заголовок «Какие будни, такие и праздники».
Горькая годовщина Октября-1991: внешние впечатления и реальность
В этот день 30 лет назад – 9 ноября 1991 года – помощник президента СССР Горбачева Анатолий Черняев, который в тот год вел подробный дневник о происходившем, сделал такую запись: «Накануне был второй день праздника. Словно в насмешку по ТВ показали кадры «7 ноября на Красной площади в 1980 году». Брежнев, Устинов, Суслов, Пономарев и Горбачев на втором плане. Издевательство, ужасаешься тому, что мы в этом жили. Но жили же! Горько!»
«Хуже будет всем полгода»: план реформ Бориса Ельцина
В этот день 30 лет назад – 28 октября 1991 года – возобновил работу V съезд народных депутатов РСФСР. Она была прервана в июле 1991 года после безуспешных попыток избрать главу российского парламента. Со второй попытки это сделать удалось. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Руслан Хасбулатов (559 голосов – за, 331 – против).
8 партий – 8 путей: альтернативы развития СССР
В этот день 30 лет назад – 26 октября 1991 года – прошли съезды и учредительные конференции ни много ни мало 8 политических партий и объединений. Все они позиционировали себя как альтернативу КПСС, а стало быть, занимали левые или левоцентристские позиции. «Российская партия свободного труда» ратовала за либерализм в экономической сфере, в результате чего в стране должен появиться средний класс, «Социалистическая партия трудящихся» доказывала, что поражение терпит большевистская программа КПСС, а не сами по себе социалистические идеи.
Парад суверенитетов
Парад суверенитетов — устойчивое выражение, обозначающее провозглашение суверенитета ряда республик в составе СССР и автономий в составе РСФСР в 1990-м — 1991-м годах. Провозглашение суверенитета на практике означало ликвидацию или оспаривание приоритета общесоюзных законов над республиканскими, что также получило название «война законов» и рассматривалось как шаг к получению реальной независимости. К параду суверенитетов привели политические реформы в СССР во время Перестройки. Как утверждает Словарь русского публичного языка конца XX века, автором выражения «парад суверенитетов» является народный депутат РСФСР Пётр Зерин, употребивший его в своей речи на съезде депутатов 10 декабря 1990 года.
Содержание
[править] Появление выражения
Как утверждает Словарь русского публичного языка конца XX века, 10 декабря 1990 года Пётр Зерин назвал «парадом суверенитетов» заявления о независимости десяти союзных республик, бывших в составе СССР. Эти заявления об их независимости (суверенитете) были сделаны с мая по октябрь 1990 года.
На внеочередном съезде народных депутатов РСФСР депутат Пётр Зерин применил выражение, утверждая:
Парад суверенитетов оборачивается войной, от которой страдают все, в том числе и его инициаторы.
Парад суверенитетов автор выражения Зерин связал с процессами развала СССР, по поводу которых по его словам «выражают тревогу не только все здоровые силы нашей страны, но и Европейское сообщество». Пётр Зерин выделил ряд следствий парада суверенитетов:
Слова Петра Зерина были опубликованы на следующий день, 11 декабря 1990 года, в «Российской газете». Выражение «парад суверенитетов» впоследствии было растиражировано в СМИ.
[править] Участники парада суверенитетов
Суверенитет в 1990 году к моменту выступления Зерина провозгласили следующие союзные республики: Грузинская ССР (26 мая), РСФСР (12 июня), Узбекская ССР (20 июня), Молдавская ССР (23 июня), Украинская ССР (16 июля), Белорусская ССР (27 июля), Туркменская ССР (22 августа), Армянская ССР (24 августа), Таджикская ССР (24 августа), Казахская ССР (25 октября). Республики Прибалтики провозгласили суверенитет еще раньше, в 1988—1989 годах.
Продолжила в 1990 году парад суверенитетов Киргизская ССР, провозгласив свой суверенитет 15 декабря (уже после появления выражения).
Парад суверенитетов происходил и в РСФСР в форме провозглашения независимости (суверенитета) автономных образований в составе РСФСР.
26 апреля 1990 года в СССР был принят закон «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации», который уравнял в правах автономные и союзные республики. Этот закон воспринимался частью руководства РСФСР как покушениеи угроза ее территориальной целостности, поскольку 16 национальных автономий становились независимыми от РСФСР.
8 августа 1990 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес свою крылатую фразу: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», обращённую к национальным автономиям в РСФСР, впоследствии оправдывая ее тем, что по его мнению эта фраза была направлена против сепаратизма.
Тем не менее, ряд национальных автономий в составе России в 1990 году провозгласили свой суверенитет: Карельская АССР (9 августа), Татарская АССР (31 августа), Удмуртская республика (27 сентября), Якутская-Саха АССР (27 сентября), Чукотский автономный округ (7 октября), Адыгейская АО (7 октября), Бурятская АССР (7 октября), Башкирская АССР (11 октября), Коми АССР (11 октября), Ямало-Ненецкий автономный округ (17 октября), Калмыцкая АССР (19 октября), Марийская АССР (22 октября), Чувашская АССР (24 октября), Горно-Алтайский автономный округ (25 октября). В дальнейшем союзными властями планировалось, что автономные республики, входящие в состав РСФСР, должны будут подписывать союзный договор как равноправные союзные республики, но этого не произошло.
На этом парад суверенитетов не закончился окончательно его отголоски были слышны еще несколько лет, практически сразу с распадом СССР Чеченская республика объявила о выходе из состава России и как результат началась затяжная чеченская война. В Молдавии о своей независимости объявили Гагаузия и Приднестровье, в Азербайджане о выходе заявила Нагорно-Карабахская республика, в Грузии — Южная Осетия и Абхазия, в Узбекистане — Каракалпакстан.
[править] Последствия
Парад суверенитетов союзных республик, входивших в состав СССР привёл в итоге к распаду СССР, произошедшему в 1991 году. Все 15 республик стали независимыми государствами, получившими признание независимости на международном уровне.
Провозгласили себя независимыми государствами и по-прежнему продолжают себя считать таковыми некоторые бывшие автономии в составе союзных республик: Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика. В 2014 году провозгласили независимость Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика. Республика Абхазия и Республика Южная Осетия признаны как независимые государства Российской Федерацией и еще некоторыми государствами (Никарагуа, Венесуэлой).
31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, подписали обновленный федеративный договор. Тем не менее, они стали субъектами Российской Федерации по Конституции России 1993 года. Чечня, несмотря на попытки получить реальную независимость, после двух войн осталась в составе России.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно констатировал конституционно-правовую невозможность и незаконность суверенитета субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Это запустило корректировку конституций ряда республик в составе России, содержавших положения, указывающие на их суверенитет, и удаление этих положений. В 2017 году не был продлен договор о разграничении полномочий между Республикой Татарстан и Российской Федерацией.