пардус это в древней руси
Пардус это в древней руси
И почему человеку так свойственно губить всё прекрасное. ради забавы, ради своей выгоды.
Пардусы: охотничьи кошки
Каким образом в древности охотились с гепардами? Как их обучали и содержали? И почему эта царская забава превратила гепардов из охотников в жертв?
Охота с этими хищниками известна в Греции ещё со второго тысячелетия до нашей эры. Чуть позже она появилась в странах Востока и Средиземноморья, а оттуда попала в Европу и на Русь. Но здесь из-за сложности содержания теплолюбивых хищников она просуществовала только до начала 18-го века. А вот на Кавказе и в Казахстане последние охоты с гончими кошками проводились ещё в девятнадцатом столетии. По мнению некоторых учёных такая царская забава за сотни лет существования привела к сокращению численности гепардов в Африке и их вымиранию на территории Азии. Как это могло произойти, и за какие качества этих кошек ценили как охотников?
Гепарды — самые скоростные сухопутные млекопитающие. И они похожи скорее на борзых собак, чем на кошек. Но эта схожесть не удивительна, ведь гепарды охотится не из засады, а преследуют жертву на коротком расстоянии. Они считаются самыми быстрейшими зверями на Земле, потому что могут разогнаться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды. Правда, за способность к быстрому бегу этим кошкам пришлось пожертвовать силой: у них слабые челюсти, хрупкое телосложение и тупые когти. Эти недостатки делают гепардов очень уязвимыми перед другими хищниками, которые порой отбирают у гепарда пойманную им добычу.
Гепарды отличаются спокойным характером, они очень любопытные и дружелюбные. Именно поэтому приручить их достаточно легко. А за их исключительную красоту и мирный нрав гепардов использовали не только в практических целях, но и держали в качестве питомцев во дворцах знатных особ.
В древности охота с пятнистыми хищниками была распространена в странах Средиземноморья, Кавказа и Азии. Но особый размах она обрела в 16−17 веках в Индии. Например, падишах Акбар I Великий ( 1556 — 1605 гг.) был страстным охотником с этими зверями. В гепарднях он содержал одновременно до тысячи хищников, а за всю жизнь падишах имел около девяти тысяч гепардов.
В Греции, Риме и Византии охота с гепардами хоть и не имела такого размаха, как в Индии, но тоже была весьма популярна. Об этом говорит множество фресок и миниатюр, изображающих это развлечение знати. А вот в Риме знатные дамы любили держать пятнистых хищников ещё в качестве домашних кошек — на тех же фресках влиятельные женщины часто изображены в компании гепардов на поводках.
Охота с «борзыми» кошками
Так как гепарды практически не размножаются в неволе, каждую кошку приходилось вылавливать из дикой природы. Ловцы находили самку с маленькими детёнышами и расставляли на них силки. Если котята попадались в ловушки, их доставляли в леопардерии — места, где содержались охотничьи кошки. Там будущие пятнистые охотники в течение нескольких дней подвергались голодовке и пытке бессонницей — им не позволяли спать. Когда котята ослабевали, им давали пищу, но только из рук человека. После того как они переставали бояться и привязывались к человеку, их приучали ходить на поводке в самых людных местах города. Позднее их приучали к другим охотничьим животным: лошадям и собакам. И только после этого молодых гепардов натравливали на дичь — зайцев, антилоп, сайгаков, ланей. Всё обучение занимало около полугода.
Ловчую кошку могли пускать в погоню несколько раз, пока она не устанет. А после охоты всем гепардам доставались внутренности добычи.
Гепарды в Европе и на Руси
В Европе охоты с гепардами проводились с одиннадцатого века. Этих кошек в числе прочих трофеев завезли с собой крестоносцы. Короли и знатные феодалы содержали их в так называемых « леопардериях», а охотились с ними на зайцев, косуль и даже оленей. Эти охоты запечатлены на миниатюрах и гобеленах, а также описаны в некоторых литературных произведениях того времени. Гепарды были тогда на вес золота, и за их содержание брались только исключительно богатые ( и тщеславные) люди.
Но прихотливые хищники недолго развлекали европейских феодалов: и без того нечастые охоты с гепардами окончательно прекратились уже в начале восемнадцатого века. Практичные и прогрессивные люди новой эпохи не хотели тратить уймы денег на ловчих кошек. И это развлечение ушло в прошлое вместе с рыцарскими турнирами как красивая традиция Средних веков.
На Руси гепарды были известны ещё раньше, чем в Европе. На это, видимо, повлияли тесные связи с Византией. Правда, в ранних летописях ( например, в «Слове о полку Игореве») гепарды упоминаются не как друзья человека, а как кровожадные хищники. Первое описание гепардов, как ловчих зверей встречается в «Изборнике Святослава», написанном в одиннадцатом веке.
Привычное название быстроногих пятнистых хищников ни разу не встречается в русских летописях — его заменяет слово « пардус». А дрессировщиков, занимавшихся с этими зверями, называли « пардусниками». Содержание и охота с гепардами на Руси в основном ничем не отличалась от традиций других стран.
Многие учёные сходятся на том, что охота с использованием гепардов поставила этих хищников под угрозу вымирания. Ведь они практически не размножаются в неволе, и поэтому все отловленные для охоты кошки были обречены погибнуть, не дав потомства. Вот так гепарды и стали жертвой человеческой забавы.
Сейчас охоты с гепардами официально не существует, но, возможно, её ещё можно увидеть где-нибудь в арабских странах у какого-нибудь богатого шейха. А вот содержать в доме пятнистую африканскую кошку становится модно в Европе и Америке. Это увлечение продолжает уменьшать численность гепардов. Сохранятся ли они как биологический вид — сейчас это как никогда зависит от человека.
Пардус это в древней руси
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Велестинские хищники: «Скочи лютым зверем, скочи волком» (часть 2)
Продолжая рассмотрение фигурок хищников из Велестино, мы дошли до «лютого зверя», которого мы пока условно объединили в пару хищников, смотрящих справа налево, противопоставив их условным «волкам».
Общего в этих фигурках то, что они не выражают сюжетных действий, скорее являются эпитетами изображённых на других фигурках героев, их спутниками-атрибутами или же ипостасями.
Начнём с более реалистичной фигурки кошачьих хищников. Дудко, судя по его тексту, относит данную фигурку ко львам. Он насчитывает их в коллекции 4, не считая при этом льва-гусляра, то есть он относит к ним Хорса, лежащего волка с оскалом и две рассматриваемые фигурки. Алексеев называет со ссылкой на Седова данную фигурку «лютым зверем», обходя вопрос о том, что это за зверь. В случае с этой фигуркой мы имеем современную фотографию с сайта Британского музея, где она по уверению музейщиков хранится после покупки на аукционе Сотбис.
У него нет гривы на голове, характерной для львов, – мелкая грива схематично показана на шее. Голова хищника наводит страх своими круглыми глазами и слегка приоткрытой пастью. Голова сильно наклонена вниз. Особенно впечатляют мощные лапы. Передние лапы видны обе, задние – слиты воедино. Тело покрыто точечным узором.
Думаю, нет ничего более правильного, чем назвать данного кошачьего хищника «лютым зверем». Так как, во-первых, именно это имя применялось к кошачьим хищникам в Древней Руси, в том числе, и гуслярами. Во-вторых, название это имеет некий сакральный смысл (табуированное название). В-третьих, термином «лютый зверь» обозначались различные существа, и у учёных нет определённости в этом вопросе, также как и нет определённости в вопросе, что за животное изображает фигурка из Велестино.
Лютым зверем называли на Руси волка, медведя, рысь, единорога, змея и льва, кроме того, понятие «лютый зверь» может обозначать любого дикого хищника. В нарицательном значении древнегреческое, старославянское и литовское «ljutas» означало «терзатель». Однако, в нескольких случаях словосочетанием «лютый зверь» древние русичи обозначают конкретный вид реальных животных.
Так, Владимир Мономах рассказывает в своём «Поучении» о том, что однажды на него прыгнул лютый зверь, опрокинул вместе с конём – «лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже»! Из контекста понятно, что это крупный хищник, но не медведь.
В то же время наш лютый зверь не похож на другие изображения лютого зверя, известные в аварское и древнерусское время, что, действительно, может указывать на пересечение устного описания зверя и скифской иконографической традиции.
Что изображает лютый зверь в коллекции? Возможно это ипостась, характеристика одного из героев коллекции (Перуна?) или его спутник. О том, что такое возможно, говорят употребления этого эпитета («лютый зверь») в «Слове о полку Игореве» по отношению к Всеславу Полоцкому и в «Повести временных лет» – по отношению к Святославу («пардус»). Думаю, что летописное сравнение Святослава Игоревича с «пардусом» не случайно и восходит к «славлению» князя. Если Олега и Игоря современники сравнивали с волками, то Святослав был обозначен как пардус. Учёные по-разному переводят это место летописи, называя Святослава то гепардом, то барсом, но часто оставляя это слово без перевода. Понятно, что слово это заимствовано из греческого (или латинского) и может означать как леопарда-пантеру, так и русского гепарда, а само сравнение Святослава может восходить к византийским эпитетам по отношению к Александру Македонскому, однако и русские гусляры использовали это слово для славления, и по отношению к русским событиям пардус означал гепарда (хотя, как утверждают, и леопард ещё встречался на Северном Кавказе). Так в «Слове о полку Игореве» половецкое войско названо «пардужьим гнездом», то есть выводком гепарда (а противостоящие им куряне сравниваются с волками).
«Копейный ездец», пардус и петух
Древние символы Москвы
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Самый известный символ Москвы – всадник с копьем. На поздних изображениях смысл, который вкладывается в этот символ, совершенно ясен. Конник поражает копьем дракона, связь его с изображениями святого Георгия Победоносца очевидна. Как выглядит этот святой, хорошо известно всему православному миру по иконам.
Но не так было в древности.
Откуда к нам на Русь пришел этот самый конник, столь тесно связанный ныне в умах миллионов людей со столицею России? Называют разные источники заимствования, притом чаще всего кивают на Византию – на тамошние иконы. Но, скорее всего, этот рисунок Москва обрела из других мест.
В 1204 году, после кровавого разгрома, учиненного в Константинополе крестоносцами, Византийская держава надолго распалась. Один из крупных ее осколков, занимавший обширные земли в Южном Причерноморье, стал самостоятельным государством. Там правили Комнины – ветвь императорской династии, которая прежде целое столетие управляла всей Византией из Константинополя. Теперь в качестве столицы им достался Трапезунд. Новую подвластную им страну историки чаще всего называют Трапезундской империей. Это удивительно живучее государство просуществовало до 1461 года, вело активную внешнюю политику и еще более активную торговлю. Монеты его рассыпаны по всему Причерноморью, широко ими пользовались в Крыму. Так вот, уже в XIV веке на трапезундских монетах чеканили изображение двуглавого орла и святого Евгения Трапезундского на коне, с жезлом-диканикием в руке. Удлиненный жезл заканчивался крестовиной. Изображение святого Евгения у трапезундских монархов позаимствовали византийские коллеги: в середине XIV века они изготовили монеты, где точь-в-точь так же, как святой Евгений, изображались императоры Иоанн V Палеолог и Иоанн VI Кантакузин. С Крымом Москва имела тесные деловые сношения, тамошняя греческая знать, гонимая опасным соседством с татарами, охотно переселялась на север, во владения Калитичей. Так что трапезундские монеты Москва, без сомнений, знала. А из Константинополя на Русь постоянно приезжали церковные иерархи, «книжники», живописцы; похожие деньги могли привезти и они. Как видно, трапезундская символика нашим государям понравилась: она имела отчетливо христианское значение и выглядела величественно. В итоге… московские «ездецы» очень похожи на трапезундских, только диканикий русские мастера избавили от горизонтальной перекладины и удлинили до размером копья.
Так из святого Евгения Трапезундского на Московской земле сделали то ли государя, то ли святого Георгия, то ли и то, и другое попеременно.
Но до триумфа «копейного ездеца» Москва использовала совсем другие символы, ныне, к сожалению, совершенно забытые.
Николай Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873
Издревле подмосковные дебри считались превосходным местом для охоты. Великие князья приезжали сюда охотиться еще в ту пору, когда город представлял собой маленькую деревянную крепостицу с гостевыми хоромами для заядлых охотников из Суздаля и Владимира. Да и позднее, уже в эпоху первых Романовых, подмосковные угодья манили наших государей. Страстно любил охоту и отдавал ей немало времени царь Алексей Михайлович.
Но как объяснить необыкновенную любовь московских правителей к изображению петуха? А что это именно петух, а не голубь, лебедь или райская птица, свидетельствует роскошный хвост, который можно разглядеть на московских монетах со времен Дмитрия Донского. В самом деле, как-то трудно представить себе охоту с петухом или петуха как символ святости! И еще того меньше – как символ державного могущества…
Но если учесть, что петух является вовсе не атрибутом какого-либо святого, а одним из древнейших символов христианства, всё становится на свои места. Его изображение встречается еще в раннехристианских росписях катакомбной поры. Петух – символ воскресения из мертвых, и он же – символ раскаяния. На Руси еще с древнекиевских времен была известна евангельская притча о том, как Христос предрек апостолу Петру, что тот трижды отречется от своего учителя за одну ночь, до пения петухов; так и произошло; когда раздался крик петуха, Петр, осознав свою слабость, горько расплакался.
Можно убедиться: символы древней Москвы показывают смешение двух начал: княжеско-аристократического и христианского. С течением времени христианское возобладает.
пардус
Смотреть что такое «пардус» в других словарях:
пардус — см. леопард Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. пардус сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов
Пардус — упоминаемое в летописях животное, отождествляемое некоторыми писателями с барсом (пантерой, леопардом), а другими, что вероятнее, с рысью. Для охоты за П. в составе княжеских охот были особые пардусники … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Пардус — м. устар. то же, что леопард Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пардус — а, ч. Різновид леопарда … Український тлумачний словник
пардус — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
пардус — барс … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
пардужь — Пардужь, а, е притяж. прилаг. к пардус (1): На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла: по Рускои земли прострошася Половци, акы пардуже гнѣздо. 25. Александрови же въпрашающу, какы суть кожа, ими же суть попята древа, рѣша ему: Львовы и пардуши.… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
леопард — пантера, барс, пард, пардус Словарь русских синонимов. леопард барс; пард, пардус (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Северный пардус
В Древней Руси в свое время бытовало название «пардус» — оно являлось собирательным наименованием для таких видов кошачьих, как барс, леопард и гепард.
Я решил использовать его, как наименование данного вида животных. С одной стороны — за их сходство с мифическими представлениями о пардусах. С другой — за их родство с большими кошками рода Panthera, к которым принадлежат леопард и барс.
Это слово не является самоназванием рода. Большую часть своей истории они пользовались просто понятием «мы». Название «пардус» лишь призвано отделить этот вид от другого северного вида.
Сразу оговорю: текста будет немало. Непросто взять и суммировать все, что создавалось в течение двух с небольшим лет. Надеюсь, впрочем, что этот материал покажется многим занимательным.
Итак, северные пардусы.
Предком данного вида был выбран восточно-сибирский пещерный лев, который среди своих сородичей отличался наименьшим ростом.
Известно, что причиной вымирания пещерного льва стало постепенное исчезновение их традиционной пищи — крупных копытных и пещерных медведей. Я полагаю, еще одной причиной, по которой приспособиться эти животные не сумели, является отсутствие у них разума.
В нашем сеттинге их разумность вполне допустима. На этом основании построена вся история северного пардуса.
Итак, тысячи поколений назад, небольшая группа животных — часть народа пещерных львов — сумела выжить.
Для того, чтобы сделать это, им понадобилось многое пережить, и их образ жизни претерпел весьма и весьма серьезные изменения.
Вслед за своей добычей они поднимались все выше и выше в горы. Со временем они сделались мельче, обзавелись плотной шерстью и более подходящим для горной местности телосложением. Увеличилась плодовитость. Сделался разнообразным рацион — они больше не зависели от одной только крупной дичи. Жизнь стала еще более социальной, и традиция жить прайдами превратилась в обычай образовывать крупные кооперации для взаимопомощи и защиты.
Эволюция подчинена вероятностям. С обретением разума вероятность выживания возрастает.
Если хорошенько поискать, на стенах пещер Грота можно обнаружить древние рисунки, сделанные кровью дичи, охрой и сажей, изображающие сцены охоты и жизни народа-прародителя. Связь поколений, некое послание потомкам. Знак того, что северный род куда древнее, чем может показаться на первый взгляд.
Инбридинг в породе и вопрос о вырождении.
Сперва следует упомянуть об одном факте: нет никаких причин полагать, что клан — единственный в своем роде. Да, он единственный на этой территории на данный момент.
Однако вокруг — необъятные горные пространства, в которых может затеряться далеко не единственное подобное сообщество. Более того, в истории клана известны встречи с одиночками и семейными группами одного с ним рода, а также случаи их присоединения. Примером тому может быть история Карибу, найденного Чернопятом и не имевшего родства ни с одним из членов клана, однако являвшегося ярким представителем северной породы.
Таким образом, пусть генофонд северного пардуса небогат, он все еще остается достаточно широким, чтобы говорить об усугубляющем действии инбридинга было рановато.
Быть может, со временем вид все же ожидает полное вымирание. Однако произойдет это, в любом случае, очень и очень нескоро.
Экстерьер вида, особенности поведения и связанные с ними традиции народа пардусов
Высота в холке: 40-60 см.
Пардус — зверь, прекрасно приспособленный к жизни в условиях заснеженного высокогорья:
• длинные и сильные лапы с грубыми стопами, которые позволяют без труда пробираться через глубокие сугробы и передвигаться по горным склонам, задние при этом несколько длиннее и мощнее передних;
• легкое, гибкое и недлинное тело;
• длинный, в том числе и относительно тела, хвост — такие хвосты позволяют барсам менять направление движения даже во время прыжка;
• слой подкожного жира;
• плотная шерсть с густым теплым подшерстком и хорошо задерживающей влагу остью;
• закругленные и покрытые мехом изнутри уши;
• дикий окрас, позволяющий оставаться незаметным в горной местности;
Важным отличительным признаком является характерный для пардуса прямой профиль.
Привожу схему, сравнивающую строение заостренной морды лесного кота(I) с мордой пардуса(II), больше напоминающей львиную и формой вписанную в прямоугольник.
Самки несколько мельче и субтильнее, однако в целом это индивидуально.
Шерсть пардуса напоминает по своему составу шерсть барса. Она имеет очень плотный подшерсток и довольно грубую ость, особенно грубой она является вокруг шеи.
Благодаря подшерстку шерсть высокая и густая, и не лежит на теле, а упруго его облегает. Полноценно развитая ость не пропитывается водой, трудно промокает и быстро сохнет. Сочетание цветов подшерстка и ости нередко создает игру оттенков на шкуре, мраморный узор или металлический отлив.
У самцов на втором году жизни образуется жестковатый и плотный воротник, напоминающий гриву, который служит одновременно защитой от укуса в горло и показателем половой зрелости.
У самок грива встречается редко, однако все пардусы имеют длинный и пушистый, с кисточкой, хвост.
Отдельного упоминания заслуживает шерсть котят и шерсть стариков. Первая невероятно мягкая и теплая, однако еще не снабжена развитой остью — по этой причине влага для детей смертельно опасна в первые луны их жизни. Вторая же, наоборот, бедна подшерстком — с возрастом он истончается — и потому лежит на теле, образуя свисающую гриву.
Окрас весьма разнообразен. Однако важным требованием является его естественность и приспособленность к природным условиям. Неестественно окрашенный кот — НЕ пардус, даже если он будет идеально сложен.
Это не значит, что окрас не может быть ярким. Однако даже самый яркий окрас можно подать как нечто натуральное и природное.
Помимо всего этого, в данном разделе следует упомянуть еще об одной интересной особенности: пардусы линяют. И не как домашние кошки, если кого-то посетила подобная мысль.
Территория клана летом и территория клана зимой — практически противоположные вещи, и если бы пардусы лишились этого приспособительного механизма, они вряд ли бы выжили в подобной местности.
Итак, существует два типа шерсти: летняя и зимняя. Летняя шерсть обыкновенно темнее оттенком, содержит четкий и более насыщенный рисунок, а также плотнее облегает тело за счет меньшей густоты подшерстка. Зимняя же шерсть отличается пышностью, упругостью и куда более светлыми тонами, а рисунок на ней бледнеет.
Смена окраса касается далеко не всех животных— к примеру, белоснежные особи практически не меняют оттенок шерсти. Изменение густоты подшерстка же носит массовый характер.
Большую важность для юных пардусов играет первая линька — до нее шерсть детей покрыта крупными и частыми пятнами, которые так и называются детскими и играют ту же роль, что и пятна новорожденных оленят — позволяют спрятаться в случае опасности. Предметом гордости и знаком взросления является быстрое исчезновение пятен, а их остатки на шкуре после смены шерсти — большим разочарованием. Впрочем, у части пардусов подобные пятна остаются на всю жизнь, становясь взрослым окрасом.
Охота
Пардусы не очень крупны, и их потребности далеко не так велики, как потребности их предков или же современных тигров. Кроме того, они привычны к разнообразному рациону, в состав которого входят птицы, рыбы и мелкие млекопитающие. Не исключаю также вероятность, что в голодные годы, да и в принципе при удачном стечении обстоятельств, они способны добыть и крупную дичь вроде небольшого горного козла или отбившегося от стада и забредшего в глубокий снег карибу.
Кроме того, территория клана куда больше, чем территории лесных котов. Никто не запрещает северянам расширять свои границы так далеко, насколько они способны их удержать, и ничто не мешает охотиться там, где дичь наиболее обильна.
Потому не думаю, что вопрос пропитания стоит особенно остро.
Взаимоотношения с сородичами
А также особенности менталитета, которые позволяют пардусам сосуществовать с другой ветвью северной породы и соседями из второго горного клана.
В те же тяжелые годы была заложена традиция, в которой все они действовали сообща. Ценой раздоров и споров за власть могла стать их жизнь. Впервые наиболее важным качеством сделался разум. Сильные подчинялись умным, чтобы защитить слабых. Так и повелось. И продолжается до сих пор.
Их предки были социальными животными, и пардусы унаследовали это качество.
Пардусы с давних времен образовывают не слишком крупные, но сплоченные прайды, во главе которых может стоять как самец, так и самка. Кроме того, часть из них предпочитает жить в одиночку, обыкновенно это свойственно молодым и сильным зверям, которые еще не утолили свою страсть к путешествиям и свободной жизни.
Отношения пардусов и северян Рыжа сформировались тогда же, когда последние приняли решение осесть в горах. Первое знакомство не было очень уж теплым, но традиции гостеприимства позволили двум народам присмотреться друг к другу.
Поначалу поселенцы не были достаточно приспособлены и не имели необходимых для выживания знаний, и встреча с аборигенной породой была для них улыбкой судьбы.
Они многому научились друг у друга, и когда северяне Рыжа образовали полноценный клан, часть окрестных прайдов выразила желание присоединиться к нему.
А затем пришли росомахи. И их нападение пардусы, присоединившиеся к Северному клану, отражали вместе с котами, защищая друг друга и не делая между собой различий. С тех пор они связаны кровным родством.
Пардусы и по сей день существуют в составе клана, и время от времени к ним присоединяются сородичи из дикой природы. Их способности нашли применение во многих сферах клана, где необходимы сила, ловкость и умение ориентироваться в горах. Можно сказать, что сейчас они находятся на своем месте.
Пожалуй, я мог бы на этом закончить. Прикрепляю еще несколько зарисовок, чтобы все лежало в одном месте.