персонаж играющий на флейте

Гамельнский крысолов

Город атакуют полчища крыс, сжирая все на своем пути и распространяя страшные болезни. Казалось бы, от них нет спасения! Но тут один горожанин начинает играть на флейте, крысы послушно идут на ее звуки, и мужчина уводит грызунов из города. Но радость жителей сменяется паническим ужасом – исчезли сотни детей…

Эти страшные истории предположительно произошли в средневековой Германии, в городе Гамельн, летом 1284 года. Почему предположительно? Потому что мнения ученых о достоверности этих событий разнятся: одни полагают, что это легенда, другие же уверены, что эти события происходили в действительности, чему есть неопровержимые подтверждения.

Предлагаем вам интересные исторические факты, которые, возможно, помогут разобраться, кто же такой гамельнский крысолов – персонаж городской легенды, реально существовавший спаситель или серийный убийца, на совести которого сотни загубленных детских жизней? А может быть, была еще какая-то сила, не имеющая отношения к крысолову, которая и способствовала массовой гибели детей? Как бы то ни было, гамельнские события – загадка истории, которая по сей день не разгадана. Но обо всем по порядку.

Говорят, что легенда о крысолове возникла после того, как в начале лета 1284 года в городе Гамельн поселились крысы. Они именно поселились, поскольку чувствовали себя полноправными хозяевами не только на городских улицах, полях и огородах, но и в домах горожан. Прожорливые полчища оставляли после себя пустую землю с обглоданными костышками растений (Гамельн славился своими хлебными полями), разоренные жилища с полностью уничтоженными запасами провизии и, конечно же, грязь и болезни. Жители пытались бороться с крысами, но силы были не равны. Люди заболевали и умирали, а крысы лишь жирели и плодились.

Источник

Гамельнский крысолов – от жуткой сказки к трагической реальности

Многие реальные события со временем становятся легендами, приобретая фантастические детали, однако далеко не многим из них удаётся превратиться в известную сказку. Сейчас я хочу рассказать именно о таком предании, что посвящено Гамельнскому Крысолову.

Вероятно, вам знаком сюжет немецкой сказки о загадочном музыканте, сумевшем избавить город от крыс, но получившем в качестве платы лишь неблагодарность. Но самое поразительное можно встретить в старинных хрониках. В совершенно реальных исторических документах говорится, что в 1284 году в городе Гамельне без вести пропали 130 детей. Неужели тот самый Крысолов увёл их? Давайте попробуем разобраться в тайнах этой легенды и истории, связанной с ней.

Крысы – проклятие Европы

Впервые немецкая легенда о Гамельнском крысолове в записях графа фон Циммерн, что проживал в Вюртенберге в XVI веке. Позднее её сюжет лёг в основу песни, а через столетие и вовсе превратился в известную сказку. За многие годы рассказ о Крысолове значительно преобразился, приобрёл новые детали, однако суть его остаётся прежней. Я хочу рассказать самый распространённый вариант этого предания.

Давным-давно, в Средние века многие немецкие города страдали от полчищ крыс, что разносили болезни и мешали жить людям. Не был исключением и Гамельн.

Каждый день власти этого города пытались избавиться от грызунов, но крыс становилось всё больше и больше. Местные жители ставили капканы и рассыпали отравленную пищу в домах, но никакие ухищрения не могли спасти от нашествия серых захватчиков.

Не могли помочь в борьбе с крысами и кошки. Более того, крысы, чувствуя своё численное преимущество, стали нападать на домашних животных. Нередко грызуны могли искусать даже младенцев в колыбели. В итоге магистрат Гамельна вынужден был объявить: тот, кто избавит город от крыс, может рассчитывать на любое вознаграждение.

Гамельнский крысолов – человек или тайна?

И вот, в «26 день месяца июня», на городских улицах появился загадочный человек с флейтой в руках. Никто из местных жителей не знал его, никто не мог сказать, откуда пришёл странный флейтист. Сам музыкант отправился к магистрату и заявил, что сможет уничтожить всех грызунов. В награду он требовал столько золотых монет, сколько будет ему по силам унести с собой.

Получив обещание от властей, незнакомец заиграл на лейте и отправился к реке Везер. Вслед за ним по улицам мчалось серое море крыс. Словно очарованные музыкой, они повиновались флейтисту. Вскоре последняя крыса утонула в Везере.

Увы, избавившись от проблемы, представители магистрата забыли о данном слове. Оскорблённый Гамельнский крысолов ушёл из города, но вскоре снова вернулся. Теперь он был облачён в костюм охотника. Став на главной площади, он вновь заиграл на флейте.

Очарованные взрослые неподвижно стояли, не сознавая, что в этот момент все дети Гамельна идут вслед за Крысоловом. Легенда завершается страшно – таинственный флейтист расправился с детьми так же, как с крысами – они утонули в реке.

Правда, в поэме Роберта Браунинга говорится, будто от процессии отстал один хромой мальчик. Увечье спасло малыша, который позднее и рассказал горожанам о случившемся. Насколько я помню, в сказке о Крысолове финал несколько смягчён. Там говорится, что флейтист просто увёл за собой всех детей местных жителей.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейтеКрысолов жестоко отомстил неблагодарным горожанам

Предание о Гамельнском крысолове и история

Поразительно, но, как я уже упоминала, сведения легенды странным образом перекликаются с действительностью. Историками было найдено несколько документов, в которых указан точный факт: в Гамельне (а это не вымышленный, а реальный город) действительно были случаи массового исчезновения детей.

И сегодня в Гамельне есть улица Бунгелозенштрассе (переводится как «улица Молчания»), на которой не разрешается играть на каких-либо музыкальных инструментах. Люди верят, что именно по ней Гамельнский крысолов вёл несчастных детей. Но что в действительности произошло с детьми Гамельна?

Одно из предположений исследователей отсылает нас к более ранним событиям, произошедшим в 1212 году. Тогда лживыми купцами были обмануты несколько французских детей-«крестоносцев», которых увезли в Африку и продали в рабство. По мнению историков, это происшествие могло повториться, что и было записано в хрониках.

Другая гипотеза отсылает нас к 1259 году, когда жители Гамельна были разбиты в одном из сражений. По мнению учёных, «детьми» могли называть не юное население, а всех уроженцев города, что были уведены агитаторами для участия в военной компании. Но, как вы видите, есть некоторое несоответствие в датах.

Третье предположение мне кажется наиболее вероятным. На старинных гравюрах Европы нередко можно увидеть «пляску смерти» – танцующий скелет играет на флейте, увлекая за собой людей. Подобные картины символизировали распространение смертельных эпидемий.

Нередко Крысолова сравнивали с дьяволом, принявшим облик музыканта. Быть может, именно так, с помощью печальной легенды, в Гамельне описывали чуму, унесшую жизни многих детей и взрослых. Это загадочное предание так и остаётся туманной тайной, сплетающей реальность и вымысел.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейтеИз спасителя Крысолов превратился в палача

Как ни странно, но при ближайшем рассмотрении у всех версий относительно событий, связанных с Гамельнским крысоловом, есть серьёзные нестыковки. Всё это наталкивает на одно абсурдное, но вполне оправданное предположение – а что, если такой таинственный флейтист и правда существовал? На этот вопрос никто не может ответить отрицательно или утвердительно – слишком мало доказательств. Несомненно одно – фольклору и истории ещё есть чем нас удивить.

Источник

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейтеltraditionalist

VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

Тайна Гамельнского крысолова.

Есть города, всемирную славу которым принесли легенды и сказки. Наш Муром, например, известен тем, что близ него родился богатырь Илья, немецкий город Бремен знаменит благодаря сказке братьев Гримм, а Гамельн снискал дурную славу легендой о Крысолове.

«Кто там в плаще гуляет п ё стром,
Сверля прохожих взглядом острым,
На черной дудочке свистя.
Господь, спаси мо ё дитя!»

Большая в Гамельне тревога.
Крыс развелось там страсть как много,
Уже в домах не счесть утрат-
Перепугался магистрат.

Закончен труд у магистрата.
Спросил волшебник: «Где ж оплата?»
А те юлят и так и сяк:
«За что ж платить-то? За пустяк?

Пир взрослым, детворе забава.
Но вдруг у северной заставы
Вновь появился чудодей,
Сыграл на дудочке своей.

И в тот же миг на звуки эти
Из всех домов сбежались дети.
И незнакомец всей гурьбой
Ув ё л их в Везер за собой.

Никто не помнит их отныне,
Навек исчезнувших в пучине.
Река бежит, вода теч ё т.
Какой ценой оплачен счёт.

Из поэзии вагантов
Пер.Л.Гинзбурга

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Немецкие баллады выводят из легенды простую и недвусмысленную мораль:

Уильям Манчестер в своей книге «Мир, освещённый лишь огнём» (1992—1993) высказал предположение, что крысолов был на самом деле помешанным педофилом, который сумел выманить из города 130 детей и затем «использовать их для извращённых удовольствий». Манчестер предполагает, что часть детей затем бесследно исчезла, других же нашли искалеченными или «подвешенными на деревьях». Никаких доказательств тому автор не приводит.

Ещё одна весьма экзотическая теория состоит в том, что пёстрый дудочник был НЛОнавтом, который по неизвестной причине заинтересовался гамельнскими детьми.

Я же склоняюсь к версии советского этнографа Владимира Яковлевича Проппа. Анализируя сказку «Хитрая наука», Пропп видит в ней не просто историю молодого человека, отданного в учение и вернувшегося бывалым ремесленником, но приметы некоего очень древнего обряда – более древнего, чем действительность XIX века, когда сказка была впервые записана.

«Учитель, к которому попадает мальчик, – глубокий старик, колдун, леший, мудрец. Иногда он является из могилы, если сказать “ох”. Он является, если сесть на пень. Это – “дедушка лесовой”. Из этих примеров видно, что учитель является из леса, живет в другом царстве, берёт и уводит от родителей детей в лес на три года (на один год, на семь лет)».

Чему же может выучиться молодой человек от «лесового» дедушки?

Он выучивается оборачиваться в животных или начинает понимать их язык. «Отдали они его учиться на разные языки к одному мудрецу аль тоже знающему человеку, чтоб по-всячески знал – птица ли запоёт, лошадь ли заржёт, овца ли заблеет; ну, словом, чтоб всё знал!»

О способах, каким производится обучение, сказители почти всегда умалчивают. Ничего не могут они сказать и о жилище учителя.

Очевидно, мы имеем дело с обрядом посвящения, входящим в систему ритуалов многих примитивных племен.

«При посвящении, — пишет Пропп, – юноши вводятся во все мифические представления, обряды, ритуалы и приемы племени. Исследователи высказывают мнение, что им здесь преподносится некая тайная наука, т.е. что они приобретают знания. Действительно, им рассказывают мифы племени. Один очевидец говорит, что “они сидели тихо и учились у стариков; это было подобно школе”. Однако не в этом всё-таки суть дела. Дело не в знаниях, а в умении, не в познании воображаемого мира природы, а в влиянии на него. Именно эта сторона дела хорошо отражена сказкой “Хитрая наука”, где, как указано, герой выучивается превращаться в животных, т. е. приобретает уменье, а не знание.

Это воспитание или обучение составляет существенную черту посвящения во всём мире. В Австралии (Новый Южный Уэльс) старики учили молодых играть в местные игры, петь песни племени и плясать некоторые корроборри, которые были запрещены женщинам и непосвященным. Они вводились также в священные традиции (рассказы) племени и в его науку.

Эти представления и пляски не были зрелищами. Они были магическим способом воздействия на природу. Посвященный обучался всем пляскам и песням весьма тщательно и долго. Малейшая ошибка могла оказаться роковой, могла испортить всю церемонию.

Герои русской сказки приносят от лесного учителя не пляски – они приносят магические способности. Но и пляски были выражением или способом применения этих способностей. Пляска сказкой утеряна, остался только лес, учитель и магическое уменье. Но в сказках других типов можно найти некоторые следы и плясок. Пляски совершались под музыку, и музыкальные инструменты считались священными, запретными. Дом, в котором производилось посвящение и в котором посвящаемые иногда некоторое время жили, назывался иногда “домом флейт”. Звук этих флейт считался голосом духа. Если это иметь в виду, то станет ясным, почему герой в лесной избушке так часто находит гусли-самогуды, дудочки, скрипки и т. д.»

Если мы вернемся к легенде о Крысолове, то без труда увидим, что перед нами как бы половина сказки «Хитрая наука». Легенда уходит корнями в неолит и приводит нас к основам, на которых выросла вся человеческая цивилизация. Мы слышим рассказ о том, как Учитель, владеющий магической флейтой, уводит из города детей, которым пришла пора пройти посвящение.

Ясно, что этот увод частью населения и прежде всего самими мальчиками воспринимался как бедствие. Они еще не знают, какие великие блага их ждут впереди. Но хотя акт увода и представлялся враждебным, его требовало Общественное Мнение. Впоследствии же, когда обряд стал отмирать, Общественное Мнение изменилось.

Вероятно, за более чем тысячелетнюю историю благополучная концовка сказки затерялась, и сама она слилась со вполне реальным воспоминаниям гамельнских горожан о голоде, вызванном крысами. А главный ее герой превратился из мудрого лесного старца и спасителя детей в мстительного убийцу.

Легенды, поразительно похожие на историю Гамельнского крысолова, нет-нет да и встречаются в Европе. Французы рассказывают о некоем монахе, который в отместку за обман магистрата увёл не детей, а домашних животных. В Ирландии есть сказка о волынщике, уведшем за собой неведомо куда юношей и девушек из города. На английском острове Уайт легенду о Гамельнском крысолове повторяют буквально слово в слово — с той незначительной разницей, что детей музыкант уводит не в гору, а в лес. Да и в самой Германии сразу несколько городов претендуют на то, чтобы считаться родиной волшебника с флейтой, которого именуют то монахом-отшельником, то колдуном.

Эта множественность легенд косвенно подтверждает наше предположение о том, что Гамельнский Крысолов был на самом деле языческим жрецом типа славянских волхвов. Ведь и появления славянских волхвов описываются в церковных летописях многократно. Значит, обряды инициаций тайно совершались в средневековой Европе, и языческие «учителя» регулярно приходили за «учениками».

В XIII веке языческие традиции не были ещё забыты ни в Европе, ни на Руси. В церковных летописях встречаются упоминания о том, как иногда языческие волхвы выходили из лесов и объявлялись в городах. Новгородская летопись под 1227 годом сохранила известие о сожжении четырёх волхвов.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейтеОткуда такая жестокость к волхвам? Может быть сжигали их потому, что боялись за своих детей? Может быть в те времена ещё помнили и знали, что волхвы в лесу проводят обряды посвящения. И что после этих обрядов из леса возвращаются совсем другие люди. Но к тому времени Церковь подменила посвящения обрядом водного крещения. Церковь установила монополию и не желала мириться с конкурентами.

Надо ещё особо подчеркнуть, что XIII век был своего рода апогеем христианской религиозности. Церковь вошла в апогей своей славы. Все аспекты социальной, политической и экономической жизни были охвачены влиянием Церкви. Это было «летнее солнцестояние» Церкви.

Это было время массовой религиозной экзальтации. Время плясок святого Витта. Так, в 1237 году в Эрфурте около сотни детей по непонятной причине оказались одержимы безумной пляской, после чего, крича и прыгая, отправились вон из города по дороге в Армштадт и, добравшись туда, рухнули в изнеможении, погрузившись в сон. Родители сумели их разыскать и вернуть домой, однако никто из одержимых так окончательно и не смог прийти в себя, многие из них умерли, у других до конца жизни остались тремор и судорожные подёргивания конечностей.

Средневековое сознание могло трансформировать нечто подобное в легенду о Крысолове, причём на реальную основу позднее наложился известный фольклорный мотив о дьявольской музыке, противиться которой не могут ни люди, ни животные.

В фольклоре разных народов музыкантам, обладающим способностью зачаровывать всё живое, уделено немалое внимание. Сирены, обольщавшие своими песнями древнегреческих моряков, но проколовшиеся на аргонавтах и Одиссее, — одного поля ягоды с Пёстрым Флейтистом. Явно в близком родстве с ним и Орфей, перед искусством которого склонялась вся природа, не исключая диких зверей, и герой «Калевалы» музыкант Вяйнямёйнен. Нельзя не вспомнить, что волшебные свойства в фольклоре приписывались музыке и пению «маленького народца» — фей и эльфов. Согласно легендам, услышавший это пение либо вскоре умрёт, либо покинет свой дом и будет искать волшебную страну, не зная покоя до конца своих дней.

Несколько ранее в том же XIII веке состоялся детский крестовый поход.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Здесь же следует продолжить тему инициаций.

Как известно, в Средневековье мальчиков примерно в 12-летнем возрасте отдавали на обучение к мастеру. Ученик жил в доме мастера и учился его ремеслу. Первые четыре года он работал в доме мастера совершенно бесплатно. Затем, по истечении четырёх лет, он переводился в разряд подмастерья, и теперь имел право оставлять себе 50% от заработанных денег. Как правило, за четыре года работы в качестве подмастерья молодой человек мог скопить приличную сумму денег, чтобы купить себе необходимые инструменты и самому стать мастером.

Исследователи отмечают, что на первых порах ученик был в семье мастера как «дух» в советской армии: он беспрекословно выполнял любое приказание и часто претерпевал форменное издевательство, особенно со стороны жены мастера и других, более «продвинутых» учеников. Что это, как не инициация в некоторой извращённой форме?

Источник

Гамельнский крысолов. Братья Гримм

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Иллюстрация Оскара Херфурта к сказке-легенде о крысолове из Гамельна в изложении братьев Гримм

В 1284 году город Хамельн [1] увидел странного человека. Он носил одежду из разноцветной, красочной ткани, поэтому его называли «Пёстрый». Он объявил себя «Крысоловом», обещая освободить город от всех мышей и крыс за некоторые деньги. Горожане согласились с ним и заверили его в определенной плате.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Гамельнский крысолов и магистрат города

Тогда Крысолов вытащил дудочку и заиграл — крысы и мыши сразу же повылазели изо всех домов и собрались вокруг него. Когда он решил, что собрал всех — он повел их к реке Везер.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Крысолов с дудочкой и крысы

Всё полчище грызунов последовало за ним. Он подтянул одежду и вошел в воду, после чего все животные последовали за ним и утонули. Но когда граждане были освобождены от своей чумы, они раскаялись в обещанной награде и отказали ему выдумывая всевозможные оправдания.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Отказ в оплате

Наконец он ушел — со злом и горечью на душе.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Уход крысолова из Гамельна

26 июня, в день Св. Иоанна и Павла, рано утром в семь часов (другие сказали, что это было в полдень) он снова появился в одежде охотника, с ужасным взглядом на лице и в красной, причудливой шляпе и город снова услышал звук дудочки на улице. Крысы и мыши больше не приходили, но в большом количестве бежали дети, мальчики и девочки с четырех лет и старше, в том числе уже взрослая дочь мэра. Целая стая детей последовала за ним, и он вывел их на гору, где исчез с ними.

персонаж играющий на флейте. Смотреть фото персонаж играющий на флейте. Смотреть картинку персонаж играющий на флейте. Картинка про персонаж играющий на флейте. Фото персонаж играющий на флейте

Крысолов уводит детей из Хамельна

Все это видела няня, которая, неся ребенка на руках, следовала за ними издалека, а затем вернулась и принесла новости в город. Взволнованные родители побежали в городские ворота к своим детям. Матери плакали и рыдали. В течение часа посланники были отправлены повсюду по воде и по земле, чтобы узнать, видел ли кто-либо детей — но все это было напрасно. Всего сто тридцать детей были потеряно. Двое, как говорят некоторые, отстали и вернулись. Один из них был слепым, а другой немой. Слепой не смог указать место, но смог рассказать, как они следовали за дудочником. Немой был способен указать место, но он ничего не слышал. Один маленький мальчик в одной рубашке пошёл вместе с остальными, но вернулся за своей одеждой, и таким образом избежал трагедии, потому что, когда он вернулся, другие уже исчезли в пещере на холме.

До середины XVIII века, и, вероятно, до сих пор, улица, через которую детей вывели в городские ворота, называлась беззвучной, тихой улицей, потому что там не было танцев или музыки. Действительно, когда свадебная процессия на своем пути в церковь пересекала эту улицу, музыкантам приходилось прекращать играть. Гора под Хамельном, где исчезли дети, называется Поппенберг. Здесь были установлены два каменных памятника в виде крестов, один на левой стороне и один справа. Некоторые говорят, что детей провели сквозь пещеру и они оказались в Трансильвании.

Источник

Персонаж играющий на флейте

Главное место в композиции принадлежит Павлу, который одной рукой опирается на раскрытую книгу. Его решительность подчеркнута насыщенным цветом плаща и жестами. Седовласый Петр в золотистом плаще кажется слабым. В его позе, жесте, выражении лица читаются переживание и сожаление. Живописец наполнил картину множеством эмоциональных оттенков.

Фамилия нидерландской художницы Юдит Лейстер, происходит от названия пивоварни, в которой она родилась, и переводится как «Путеводная звезда» (Ley-ster). Существует предположение, что Юдит обучалась в мастерской Франса Халса. Композиционное построение ее работ и их колорит напоминают произведения этого выдающегося творца. В 1633 художница была принята в гильдию Святого Луки Харлема и стала первой женщиной — членом этой организации. Она предпочитала писать веселые жанровые сценки, часто обращалась к образам музыкантов, также исполняла натюрморты и портреты.

Полотно «Мальчик, играющий на флейте» является украшением экспозиции музея. Ребенок изображен на фоне стены, на которой висят музыкальные инструменты. Колорит работы строится на сочетании разных оттенков серого и коричневого, дополненных акцентами белого и красного.

В 1636 Лейстер вышла замуж за своего коллегу Яна Майсне Моленара. Вскоре они переехали в Амстердам, где прожили до 1648. После замужества Юдит редко обращалась к живописи, занимаясь воспитанием пятерых детей.

Испанский художник Франсиско Сурбаран является представителем севильской школы живописи. Образование он получил в школе Хуана де Роэласа. С начала 1620-х Сурбаран приобретает широкую известность, ему поступает большое количество заказов от храмов и монастырей, мастер пишет полотна на религиозные сюжеты. В 1634 он получил титул придворного художника. Однако в самом конце жизни популярность Сурбарана пошла на спад, он стал испытывать значительные материальные трудности.

Данное полотно было написано в период творческого подъема. Считается, что Вероника подала свой платок Христу, чтобы Он мог утереть лицо во время тяжелого пути на Голгофу. На ткани чудесным образом проявился лик Иисуса. Обычно, запечатлевая этот сюжет, художники изображали святую, которая держит в руках плат с ликом. Сурбаран же представил только материю, на которой проступил образ Спасителя. Мастерски выполненная светотеневая моделировка создает впечатление реального плата, приколотого на черный фон и помещенного в раму.

Данное полотно создано выдающимся портретистом Франсом Халсом, представителем золотого века голландского искусства. Этот портрет был написан в период наивысшей популярности мастера. Изображен уже немолодой человек в широкополой шляпе, наигрывающий веселый мотив. Плечи героя покрывает широкий белоснежный воротник, отороченный прекрасным тонким кружевом — данный элемент одежды является практически единственным украшением картины. В своих работах Халс никогда не стремился польстить модели, показать ее в более привлекательном виде. Вот и здесь он запечатлел реальный облик Даниэля ван Акена: крупный нос, небольшие глаза, второй подбородок, короткая шея, более темная кожа рук. Но при этом образ полон искренности, доброты, веселья.

Французский художник и гравер XVII века Клод Виньон был известен и пользовался у современников заслуженной популярностью. Его отец являлся камердинером королей Генриха III и Генриха IV, что дало возможность будущему мастеру получить хорошее образование сначала в Париже, а затем в Риме. Он испытывал множественные влияния, однако, заимствуя, подражая работам других живописцев, мог блистательно подчинять различные элементы из вдохновлявших его произведений своей творческой фантазии. Виньон — хороший знаток искусства, довольно часто выступавший в качестве эксперта и помогавший многим царствующим особам закупать картины для коллекций.

Живописец создавал полотна на мифологические, религиозные, аллегорические темы, портреты и жанровые сцены. Представленная работа «Моисей со скрижалями» демонстрирует, насколько хорошо он умел передавать фактуру ткани, кожи, камня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *