персонажи эпоса народов северного кавказа

Мифология Северного Кавказа

Персонажи

Поиск персонажей

Группы персонажей

Лесной человек в абхазской мифологии, огромное мохнатое чудовище с торчащим из груди топором, отличающееся необычайной физической силой и свирепостью.

Героический персонаж эпоса, рожденный от непорочной девы. Уничтожал растения препятствующие земледелию. Состязался с верховным богом Анцва, который в итоге заточил его в пещеру.

Собирательное божество из 7 общих (Аларды, Уацилла и др.) и местных божеств. Может показываться в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. Покровительствуют урожаю, домашним животным, здоровью людей.

В абхазском нартском эпосе дракон, завладевший водными источниками и за разрешение пользоваться водой требующий в виде дани красивую девушку.

В Нарстком эпосе дракон, захвативший источники и требующий в качестве платы за пользование ими девушку. С ним борется Сасрыква, который побеждает дракона после того как присыпает золой место отрезанной головы.

Дух, живущий в горных лесах.

Один из оборотней, которые бывают среди жителей почти каждого села и могут превращаться в животных или передвигать на них по ночам, вредя соседям.

Божество, защищающее от опасностей войны, охоты и дороги.

Божество охоты и покровитель диких животных. Дочери или другие родственники Ажвейпша могут заманивать охотников, обернувшись косулями или оленями.

Мать бога солнца Гелы. По другим преданиям является дочерью солнца. Жила на земле в высокой башне, а осенью на землю спускалась золотая лестница и она возвращалась на небо к солнцу. В одном из сказаний она является женой нарта Тоха (инг. ТIох), от которого родила сына Моказа (ингуш. Моакхаз), а в другом женой Хамчий Патрижа, который спас от проглотившего ее отца (солнце) дракона (ингуш. сармака).

Один из духов-покровителей болезней.

Божество-покровитель домашних животных.

Божество плодородия, покровительствующее домашним животным. Имеет семь обликов (Джабран, Жвабран, Ачышашана, Алышкентыр, Анапа-Нага, Амра, Амза).

Властелин оспы. Согласно мифам, Аларды живёт на небе, откуда

спускается по золотой лестнице. Он изображается красным или светлым крылатым чудовищем, Чтобы умилостивить, его называли «золотым» и т.п. прозвищами, приносили жертвы.

персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть фото персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть картинку персонажи эпоса народов северного кавказа. Картинка про персонажи эпоса народов северного кавказа. Фото персонажи эпоса народов северного кавказа

Женский демонический персонаж. Обычно представляется в виде уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами и обвислыми грудями. Иногда образ алмасты дополнял третий глаз и длинные когти.

Также алмасты приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.

Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась алмасты и избила его грудью. Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Всё его тело было в синяках.

Источник

Нартский эпос и северокавказская литература

Литературы народов Северного Кавказа в некоторой степени похожи путями становления и развития, данная схожесть объясняется тем, что все литературы региона имеют единую духовно-культурную основу – нартский эпос. Нартский эпос сформировался на стыке VII-VIII веков до н.э. в доклассовом обществе. Можно предположить, что изначально он являлся мононациональным, но со временем с учетом стремления отдельных племен к отделению, с учетом процесса формирования наций, начавшего с разложения первобытнообщинного народа, нартский эпос начал обрастать новыми героями и персонажами, новыми историями и эпизодами, приобретая более специфическую национальную окраску. То есть происходила его своеобразная адаптация: вводились местные топонимы: названия местностей, гор, рек; фонетической адаптации подвергались имена героев, вследствие чего появились их этноварианты: Сатаней, Сэтэнай-гуащэ, Сэтэни-гуаща, Сэтэнай-бийче, Сатнси, Сатна и т.д.

Основу нартского эпоса составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Современные исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения самого слова «нарт». Так, американский исследователь Джон Коларуссо в своем исследовании «Нартские саги из Кавказа: Мифы и легенды черкесов, абазин, абхазов и убыхов» утверждает, что западно-кавказские саги сохраняют в себе древнее иранское ядро и само слово «Нарт» имеет иранское происхождение из индоевропейского корня, который означает «мужчина», «герой». В то же время западно-кавказские версии эпоса, весьма ценны: в них содержатся наиболее архаичные автохтонные наслоения, сохранив «все необычные детали, составляющие осколки ранних традиций и верований», в отличие от осетинской версии, которая была «переработана, чтобы сформировать более плавное повествование».

Другой видный ученый-кавказовед Е. И. Крупнов считает создателями эпоса народы так называемой кавказской языковой семьи (чеченцы, ингуши, адыги, абазины, абхазы и др.), а наличие у осетин развитых циклов нартского эпоса служит доказательством их сугубо местного, а не пришлого (скифо-сарматского) происхождения. Среди прочих теорий, есть предположение и о том, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню «нара», что обозначает «солнце».

Но что же все-таки представляет из себя нартский эпос? Нартский эпос – это свод песен мифологического и героического содержания, в которых повествуется о войнах, о борьбе нартов (богатырей) с темными силами. Под темными силами выступают не только силы природы, различные мифические существа, но и инопланетные захватчики. Качества героев и их подвиги, как правило, в песнях гиперболизируются.

В осетинском фольклорном эпосе имя Саратей имеет два варианта – Шатана или Сатана. В осетинском эпосе она тоже наделена неземной красотой, мудростью и магическими силами. Шатана – щедрая и гостеприимная хозяйка, которая также неоднократно спасает свой народ. В осетинском эпосе сына Шатаны зовут Сослан.

В абхазском эпосе Сатаней-Гуаша является главой большого нартского семейства – матерью ста сыновей и единсвенной дочери Гунды. Сатаней-Гуаша – нестареющая женщина удивительной красоты, прорицательница и чародейка, обладающая огромной физической силой. Ее главная роль заключается в заботе о сохранности сыновей-нартов. Среди всех сыновей особенно ею любим младший сын – Сасрыквы.

Образ Санатей далеко не единственный образ, который имеет такое широкое распространение в фольклорных эпосах народов Северного Кавказа. Среди них можно также выделить такие образы, как Сосруко, Батраз, Бадыноко, Ащамез и др.

Наиболее яркие художественные открытия современных литератур народов Северного Кавказа связаны именно с традицией нартского эпоса, с устной поэзией народов в целом. Многообразие фольклорных архетипов, выявленных в современных произведениях северокавказских русскоязычных авторов, позволяет рассматривать их наличие как важнейшую особенность поэтики писателей Северного Кавказа, в текстах которого находит отражение все богатство их народной культуры, соединенное с наследием мировой литературы.

Список использованной литературы:

1. Л. П. Егорова, Литература Народов Северного Кавказа. – Москва: Флинка, 2014г.
2. Review «John Colarusso. Nart Sagas from the Caucasus: Myths and Legends from the Circassians, Abazas, Abkhaz, and Ubykhs. Princeton University Press. xxiv, 552.», Victor Friedman, University of Toronto Quarterly 74.1 (2004/2005г.)
3. Е. И. Крупнов, Ш. Д. Инал-Ипа, Б. А. Калоев и др. Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. — Москва.: Наука, 1969г.
4. М. И. Мижаев, Мифы народов мира, Советская Энциклопедия, 1980г.
5. Мамиева Н., Сатана в осетинском нартском эпосе, Орджоникидзе, 1971г.
6. Акаба Л. Х., Из мифологии абхазов, Сухуми, 1976г.

Источник

Герои нартского эпоса

персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть фото персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть картинку персонажи эпоса народов северного кавказа. Картинка про персонажи эпоса народов северного кавказа. Фото персонажи эпоса народов северного кавказа

Министерство культуры КБР

детская библиотека им. Б. Пачева

персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть фото персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть картинку персонажи эпоса народов северного кавказа. Картинка про персонажи эпоса народов северного кавказа. Фото персонажи эпоса народов северного кавказа

ОТДЕЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Герои нартского эпоса

персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть фото персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть картинку персонажи эпоса народов северного кавказа. Картинка про персонажи эпоса народов северного кавказа. Фото персонажи эпоса народов северного кавказа

(Методические материалы для проведения

массовых мероприятий в детской библиотеке)

воссозданный с такой могучей простотой и

пластической силой, что он становится нам близок и понятен

и мы отдаем невольную дань поэтическому

гению создавшего его народа.

Эпос «Нарты» бытует у кабардинцев издавна. Кабардинцы принадлежат к древнейшим жителям, населяющим Северный Кавказ. Сами они называют себя адыгами. К этнической группе адыгских племен относятся и родственные кабардинцам черкесы и адыгейцы, среди которых нартские сказания имеют широкое распространение, почти не отличаясь ни содержанием, ни циклизацией, ни композиционным построением от кабардинских (нартский эпос есть также у абхазов, родственных кабардинцам по языку, и у осетин).

Кабардинский эпос «Нарты» создавался в глубокой древности. Корни некоторых нартских сказаний уходят вглубь истории. Содержание кабардинского эпоса, при всей его сказочности, разворачивается вокруг жизненно важных, конкретных тем и конфликтов. Глубокое чувство любви к родной земле, трудолюбие героев эпоса, их бесстрашие в борьбе с носителями зла — вот те особенности, которые делают эпос «Нарты» таким значительным произведением устного творчества.

Этим и объясняется долговечность эпических сказаний о нартах. Содержание эпоса должно быть зеркалом жизни народной. Народность – непременное условие всякой эпической поэзии. В богатырях-нартах кабардинцы видели не мифологических чудотворцев, а реальных борцов за человеческое счастье.

Главный девиз нартов: “Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям!”

Основная цель данной методической разработки – усиление пропаганды литературы по краеведению, расширение знаний наших читателей об адыгском эпосе, воспитание морально-нравственных качеств, таких как уважительное отношение к женщине, забота о старшем и младшем поколениях, благородство, скромность, любовь к мужественным видам спорта.

Использовать данный материал можно при проведении бесед, массовых мероприятий с детьми 1- 5 классов.

Методический материал «Герои нартского эпоса» окажет помощь в работе библиотекарям и педагогам при проведении мероприятий по краеведению.

персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть фото персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть картинку персонажи эпоса народов северного кавказа. Картинка про персонажи эпоса народов северного кавказа. Фото персонажи эпоса народов северного кавказа

Главный герой нартского эпоса – Сосруко, любимец народа. Характернейшая черта Сосруко – любовь к жизни, к людям.

Имя нарта Сосруко («сао» – сыр) – «мальчик горячий», «мальчик огнем горящий» или «пылающий». Он рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к матери нартов Сатаней. По просьбе Сатаней небесный кузнец Тлепш извлёк из камня раскалённого железного мальчика и окунул его семь раз в воду: только бёдра (или колени), схваченные клещами, остались незакалёнными. Сосруко выступает как культурный герой, который возвращает нартам огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем. Сосруко часто действует, прибегая к хитрости, а также с помощью магии. В образе Сосруко проявляются черты солярного божества: верх его шапки – солнце, он – обладатель талисмана, сверкающего, как солнце. Целебные воды Кавказа – это слезы Сосруко, плачущего от невозможности вернуться из-под земли на землю. Сосруко и его коня Тхожея губят нарты (иногда совместно с иныжами), выведавшие его уязвимые места через старуху Барамбух (или Уорсар). Она превращается в золотой шлем (или плеть), который поднимает с дороги Сосруко, и надевает на голову. Из разговора Сосруко с Тхожеем Барамбух узнаёт его тайну. Когда Сосруко явился к месту состязания (Харама-ошха, «Харама-гора»), нарты предложили ему отразить повозку коленями (бёдрами). Сосруко подставляет колени, и повозка перерезает его ноги. Нарты закапывают Сосруко живым в землю, и он продолжает жить под землёй. Каждую весну он стремится вырваться в земной мир, чтобы уничтожить всех, кто чинит на земле несправедливость.

Другой известный нарт – Бадыноко, архетипичный культурный герой, часто именуется как одинокий герой и, вероятно, является самым древним героем эпоса, так как через него передаются наиболее значимые сакральные истины. Именно Бадыноко укрыл своего отца от жестокого, но общепринятого нартского закона – сбрасывания престарелых нартов с горы. Далее он тайно навещает своего отца в пещере, рассказывает ему о серьезных проблемах народа нартов. Отец даёт сыну ряд мудрых советов, которые принесли спасение народу и, состоящих в необходимости использования божественных сил. Фактически, образ его отца, как старшего поколения, выступает за сохранение института почитания богов, а сам Бадыноко выступает за сохранение института почитания старших. В итоге Бадыноко добивается отмены жестокого закона. Образ Бадыноко – это образ нарта, который знает либо догадывается о несовершенстве законов бытия и самих нартов, который сумел противопоставить своё мнение мнению большинства и одержал победу.

персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть фото персонажи эпоса народов северного кавказа. Смотреть картинку персонажи эпоса народов северного кавказа. Картинка про персонажи эпоса народов северного кавказа. Фото персонажи эпоса народов северного кавказа

Не только герои, но и героини есть в адыгском эпосе «Нарты». Они очень красивы, мудры, верны своим возлюбленным, обладают волшебными вещами и умеют колдовать.

Для нартов характерны высокие нравственные качества. Превыше всего они ставят геройство. Все нарты – богатыри, герои. Каждый из них совершает подвиги и служит олицетворением ранних народных представлений о героизме.

Все это, однако, не означает, что им неведомы никакие недостатки. Нарты рождаются, живут и умирают, как люди.

Ничто человеческое им не чуждо, в том числе и отдельные людские слабости, такие, например, как зависть, гордыня, зазнайство. Однако подобные примеры несовершенства лишь подчеркивают реалистичность обрисовки характеров. С моральными качествами нартов – мужчин и женщин – гармонически сочетается красота их внешнего облика, в то время, как злые, тупые и коварные циклопы – извечные враги рода человеческого – рисуются в самых мрачных красках.

Действующими лицами эпоса являются не только люди, но и животные, птицы и звери (кони, собаки, волки, орлы и др.), которые принимают то или иное, а иногда и решающее участие в жизненной судьбе героев. Обращают внимание особенно легендарные кони – они нередко наделены речью и разумом, и с ними нарты порою советуются.

Из сказаний видно, что адыги занимались земледелием и скотоводством, особую роль нарты уделяли коневодству, именно у адыгов появилась и получила всемирную известность кабардинская порода лошадей. Из сельскохозяйственных культур они возделывали просо, из которого варили густую кашу-пасту, лепешки, а также особый напиток – махсыму.

В нартском эпосе воспеваются не только храбрость и любовь героев к своей родине, не только пропагандирует­ся трудолюбие, в нем нашло достойное место и воспита­ние в человеке чувства прекрасного. Страна Нартов гор­дилась не только своими храбрыми воинами и умелыми хлебопашцами и пастухами, но она так же была богата искусными плясунами, певцами и музыкантами. На нарт­ских сходах – хасах – устраивались не только соревнова­ния по джигитовке, стрельбе из лука, метанию камня, борьбе, но и пляске, пению, красноречию и смекалке. Этим самым нарты уделяли огромное внимание не только физической подготовке, но и нравственному, интеллек­туальному воспитанию.

С точки зрения мировоззрения нартов, реальное существование мира представляется чем-то само собой разумеющимся. О сотворении мира кем-либо из богов не говорится ни слова. И вообще богов в настоящем смысле этого слова еще нет. Поэтому нарты не знают ни храмов, ни молитв, ни жертвоприношений. Существует только неопределенное сверхъестественное начало, которым проникнута Сатаней. Благодаря этому ее желания сбываются. В нартском эпосе мы видим также покровителей грозовых явлений, лесов и дичи и др., которые, однако, представляются такими же существами, как и сами нарты.

Таким образом, не какие-то потусторонние силы, а сами действующие в эпосе очеловеченные нартские богатыри являются создателями всех земных благ. Мировоззрение нартов проникнуто жизнерадостностью, активным отношением к жизни, стремлением пользоваться всеми ее благами, духом исканий, пытливостью.

Становление и развитие нартского эпоса охватывает не одно столетие. Его формирование началось на самой ранней стадии развития человечества – первобытнооб­щинного строя и продолжилось вплоть до феодализма. Каждая историческая эпоха накладывала определенный отпечаток на нартские сказания. Из их содержаний чет­ко видно, при каких социальных условиях происходит то или иное событие, которое описывается в сказаниях нартов.

В наши дни, когда литература и искусство Кабардино-Балкарии достигли замечательных успехов, старинные сказания о нартах не забыты: с уважением и любовью хранит народная память неувядаемые цветы поэзии прошлого.

Надеемся на то, что прочтение книг о нартах, представленных в списке литературы понравятся ребятам.

Список использованной литературы:

Источник

Нартский Эпос

На́ртский (На́ртовский) э́пос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует прежде всего у осетин и абхазо-адыгских народов (адыгов, абазин, в меньшей мере абхазов); известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев и др. [1] Бытует в прозаической и стихотворной форме.

Содержание

Становление эпоса

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8-7 вв. до нашей эры, а в 13-14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.

Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.

Относительно происхождения слова «нарт» учёные не пришли к единому мнению; часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина), осетинским «нæ арт» (наш огонь) и древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню «нара» — солнце (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Слово «нарт» образовано из этого слова с добавлением суффикса «-т», который является указателем множественного числа существительных в осетинском языке. По тому же принципу до сих пор образуются осетинские фамилии.

Вопрос о происхождении нартовского эпоса сложен. Языковед-иранист В. И. Абаев и французский историк-филолог Ж. Дюмезиль утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины.

Разумеется, исследовательская работа по изучению этого памятника сначала опиралась главным образом на осетинский материал. И, может быть, этим объясняется тот факт, что вплоть до 50-х годов генезис нартского эпоса связывался по преимуществу с историей осетин. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Появление доказательств о широком бытовании нартского эпоса также и у других народов Кавказа (многочисленные записи на адыгских и абхазском языках, на языке карачаевцев и балкарцев, чеченцев и ингушей) воспринималось как факт культурного заимствования, и не более. Но уже в середине 50-х годов в советской науке был провозглашён тезис о нартских сказаниях как о едином общекавказском памятнике древней эпической поэзии. Стало очевидным, что исторические корни, объединяющие нартские сказания всех национальных версий, надо искать в основных факторах кавказской общности, таких, как: генетическое родство народов Кавказа; роль единого кавказского субстрата; сходные условия материального общественного существования и тесное духовное общение между этими народами в течение длительного исторического времени.

Согласно нартоведу Ахмеду Мальсагову, имена большей части нартов имеют выраженное иранское(осетинское) происхождение.

Сказания разных народов

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место. Например, в адыгской версии более обширное место цикл сказов о младшем нарте Сосруко, символе солнца и света; в абхазском — о Сатаней, матери нартов.

Также есть различия в именах героев эпоса.

осет.адыг.вайнах.абхаз.абаз.кабард.карач.-балк.
Сослан/СозрыкоСосрукоСеска Сосла/Соска СослаСасрыкваСосрукоСосрукоСосурка/Сосурук
Сата́на/ШатанаСатаней Гуа́шаСела Сата/Сели СатаСатаней-ГуашаСатанейСатанейСатанай
БатрадзБатаразПатарз/ПатрижБатаразБатыраз
Сырдон/Ширдон, сын БатагаБоткий Шертга/Шертщко
АцамазАшамез/АчемезАчамаз/АчамзаЩамазАшамезАчемез
УрызмагУазырмесУрузман/ОрзмиУазырмесЁрюзмек
ХамыцХимиш/ХымышХамчиХимиш
Саууай/ШаууайШуайКинда Шоа/Киндий ШоаШауейКарашауай

Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх, Ахумида, Бадыноко; у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.

Также есть различие между образами нартов. В основном нарты изображаются могучими воинами. Они — позитивные персонажи, несущие добро. Но в чечено-ингушской версии, сохранившейся фрагментарно, есть отличие от других. Историк Ч. Архиев полагал, что нарты разделяются на две группы: благородные, высоконравственные нарты и подлые, коварные орхустойцы. Б. Далгат считал, что нарты и орхустойцы — термины, служащие для обозначения одной и той же части нартов. Такие «нарторстхойцы», как Сеска Сосла, Шерткга, Патриж, Ачамаз, изображаются как коварные разбойники, нападающие на безоружные сёла. Тем временем, им противостоят местные герои (Кинда Шоа, Колой Кант, Горжшай). Оба вида нартов могут и породниться, но между ними идёт постоянная вражда.

Кабардинский эпос схож с эпосом других народов-носителей эпоса. Самым крупным собирателем кабардинских сказаний был Кази Атажукин, человек, составивший в 1864 году кабардинский алфавит. Он первый в кабардинской истории выпустил книгу с некоторыми сказаниями о нартах.

Герои эпоса

Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан/Сосруко/Сеска Сосла/Сасрыква. У всех народов это нарт, рождённый из камня. В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствии удара по слабому месту. Похожий сюжет встречается у многих индоевропейских народов. С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. В абхазской версии он был младшим братом из ста, но превосходил братьев и силой, и находчивостью.

Также важен цикл о Сатане/Сатаней-Гуаше/Сели Сата. В абхазской и адыгской версиях это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. В осетинской версии она как бы приземлена. У осетин она — жена родоначальника нартов, хозяйка, неистощимая на хитрости, женщина.

В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. …Спи моё счастье, храбрый мой львёнок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского, Здравицы словно скажут тебе.

Бадыноко — единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски. Он говорит:

Никогда я не стремился К угощениям богатым, К песнопениям весёлым. …доспехи боевые Я надел для дел высоких: Мой удел — защита правды.

Любопытно

Нарты у других народов Кавказа

Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у некоторых грузинских этнических групп, таких как рачинцы, сваны, хевсуры. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой. У народов Дагестана в сказках обычно не один, но семь нартов. Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *