персонажи романа бесы достоевского
Ф. М. Достоевский «Бесы»: характеристика героев
Характеристика героев романа «Бесы»
Петр Верховенский
Варвара Ставрогина
По натуре Варвара Ставрогина был женщиной властной и деспотичной. Она могла испытывать сильную, даже жертвенную привязанность к людям, но в ответ от них требовала того же. В отношениях с окружающими людьми она всегда занимает главенствующее место, даже в общении с давней подругой. Прасковью Ивановну она считает безнадежной дурой, но при этом не перестает с ней общаться. Даже после полного разочарования в некоторых подопечных она не теряет любви и привязанности к ним.
Степан Верховенский
Некоторое время он пробыл учителем Николая Ставрогина, но когда мальчику исполнилось 15, его отправили учиться в лицей. По мнению самого рассказчика, Николаю повезло, так как Степан Трофимович был излишне чувствительным и сентиментальным учителем. С возрастом Верховенский обрюзг, стал пить много шампанского, играть в карты и попусту болтать с местными жителями. Среди его собеседников был Шатов, Липутин. Всерьез никто не воспринимал этого героя, даже когда он произносил пламенные речи в защиту искусства и литературы. С Варварой Петровной он дружил более 20 лет и фактически жил на ее попечении.
Николай Ставрогин
Шатов
Затем он долго скитался по Европе, Америке, пробовал роль пролетария. Там же он в корне изменил свои прежние взгляды и подпадал под влияние Николая Ставрогина. Решив оторваться от кружка Верховенского, он хочет отдать им подпольную типографию и распрощаться с ними. Ставрогин предупреждает Шатова о возможной опасности. Он говорит, что его так просто не отпустят, ведь он слишком много знает и может донести. Но Шатову плевать на собственную жизнь. Его больше волнует то, как такой талантливый человек как Ставрогин мог «затереть себя в такую лакейскую нелепость». Шатова, как и самого автора, часто мучает вопрос существования Бога, но он бесконечно верует в русский народ, в народ-богоносец.
Кириллов
Внешне это был молодой человек 27 лет, стройный, сухощавый с черными потухшими глазами. Он был прилично одет, но казался всегда задумчивым и рассеянным. Речи его были отрывисты и зачастую бессвязны. Верховенский считает, что у Кириллова какое-то «фатальное» лицо. В тоже время хроникер Г-в отмечает, что у того по-детски чистое и наивное лицо. За четыре года до страшных событий, происходящих в губернском городе, Кириллов познакомился со Ставрогиным, который стал для него духовным наставником. Как замечал Шатов, обычный инженер превратился в фанатика, одержимого всяческими идеями. Несколько лет Кириллов провел вместе с Шатовым в Америке и в Европе. Там он тесно общался с П. С. Верховенским.
Антон Лаврентьевич Г-в
Рассказчик, именно от его лица ведётся повествование, большой друг Степана Трофимовича Верховенского. Он молодой и честный человек, служащий, всегда был готов придти на помощь не только Степану Трофимовичу, но и другим персонажам.
Юлия Михайловна
Жена губернатора фон Лембке, властная женщина сорока лет, которая помогла мужу стать губернатором. Благосклонно пустила в свой дом Петра Верховенского, который, как оказалось потом, был лидером тайной организации и устроил смуту в их городе.
Андрей Антонович фон Лембке
Губернатор, немец по происхождению. В 38 лет получил наследство и вскоре женился на Юлии Михайловне, которая быстро смогла сделать его губернатором. Писал повести и романы, во всём слушался жену. Во время описываемых событий вёл себя неадекватно, из-за чего был снят с должности.
Лизавета Николаевна Тушина
Дочь Прасковьи Ивановны Дроздовой, подруги Варвары Петровны, которая мечтала выдать её за своего сына Николая. Ей около 22 лет, она очень красивая девушка. Имеет жениха Маврикия Николаевича, который её сильно любит. За границей у неё был роман с Николаем, но тот скрыл, что он уже женат на Марии Лебядкиной. Несмотря на это, она его любит, и однажды проводит с ним ночь, в течение которой понимает, что Николай её никогда не любил. Пойдя на место убийства Лебядкиных, была убита толпой.
Маврикий Николаевич
Жених Лизаветы Тушиной, которую сильно любил. Не сумел спасти её от разъярённой толпы, которая её растерзала.
Дарья Павловна Шатова
Сестра Ивана Шатова, живущая в доме Варвары Петровны, которая узнав, что у неё был роман с её сыном Николаем, хотела выдать её замуж за Степана Верховенского. Свадьба расстроилась из-за писем того сыну Петру, в которых он сообщал о грехах Дарьи и нежелании на ней из-за этого жениться.
Мария Тимофеевна Лебядкина (Хромоножка)
Хромая и практически полностью лишившаяся рассудка девушка. Именно на ней, на спор, женился Николай Ставрогин, который теперь не знал, как от неё отделаться. Брат Игнат, который жил вместе с ней, сильно её бил и пропивал все деньги, которые Николай давал на её содержание. Была убита каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.
Игнат Тимофеевич Лебядкин
Брат Марии Лебядкиной, полностью спившийся и опустившийся человек. Присматривал за ней, за что получал от Николая Ставрогина деньги. Был убит каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.
Шигалев
Один из организаторов убийства Шатова, в последний момент, отказавшийся в нем участвовать, идеолог, член таинственного кружка Верховенского, брат Арины Виргинской. Шигалев появился в городе месяца два до начала страшных событий. Поговаривали, что он печатался в знатном петербургском журнале. Лицо его было мрачным, нахмуренным и зловещим. Подробнее>>>
Виргинский
Чиновник, один из членов тайного революционного кружка Верховенского, один из участников убийства Шатова, муж акушерки Арины Прохоровны, постоянный слушатель Степана Трофимовича. Это был человек семейный, чрезвычайно тихий и кроткий. На вид ему было лет тридцать, высокий, тонкий и узкий в плечах. Подробнее>>>
Сергей Васильевич Липутин
Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Был пронырой и всезнающим плутом. После убийства успел уехать в Петербург, но за границу так и не отправился, по непонятной причине пустившись в загул, после чего был арестован.
Лямшин
Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Во время убийства с ним случился припадок, а через несколько дней после убийства, рассказал обо всём полиции.
Толкаченко
Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Ему около сорока лет и он и славился огромным знанием народа. Успел убежать в уезд, но был арестован.
Эркель
Молодой человек, один из членов организации Петра Верховенского, а также один из убийц Шатова. Был арестован.
Семён Егорович Кармазинов
Известный писатель, решивший в этом городе, на благотворительном бале Юлии Михайловне прочитать своё последнее произведение «Merci». Оно было плохо принято публикой, и он с позором ушёл со сцены.
Федька Каторжный
Отец Тихон
Эпизодический персонаж, именно перед ним исповедовался Николай Ставрогин перед самоубийством.
Как криминальная история из газеты превратилась в великую христианскую книгу
Приблизительное время чтения: 11 мин.
В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит перечитать.
Книгу рекомендует Владимир Хотиненко
Автор
Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) — писатель, критик, публицист.
Время написания и история создания
Работа над романом проходила в 1870–1871 годах за границей. В основу романа Достоевский положил громкое дело 1869 года об убийстве студента Ивана Иванова членами одного из революционных кружков во главе с нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым с целью укрепления своей власти в террористическом кружке, против идей которого выступил Иванов. Программным документом кружка был «Катехизис революционера», где впервые была сформулирована программа беспощадного террора ради «светлого будущего всего человечества».
Достоевский узнал о деле из газет, внимательно читал статьи, корреспонденции, касающиеся Нечаева и его помощников. Сначала прозаик замыслил небольшой злободневный памфлет. Однако в процессе работы усложнились сюжет и идея текста. В итоге получился трагический многостраничный роман, который был опубликован в 1872 году в журнале «Русский вестник».
Смысл романа
«Бесы» — роман о трагедии русского общества, в котором революционные настроения, по мнению Достоевского, являются следствием утраты веры. Говоря о «нечаевщине» и убийстве Иванова, писатель признавался: «В моем романе “Бесы” я попытался изобразить те многоразличные и разнообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердцем и простодушнейшие люди могут быть привлечены к совершению такого же чудовищного злодейства».
В то же время «Бесы» — это великая христианская книга, в которой утверждается возможность противостоять «бесам» и их деяниям. Одна из героинь, юродивая Марья Тимофеевна, которая обладает даром видеть истинную сущность людей и событий, говорит, что «всякая тоска земная и всякая слеза земная — радость нам есть». Эта радость — напоминание о грядущей правде и победе Христа над «бесами» и их властными идеями.
Достоевский обращается к евангельской притче об исцелении Христом бесноватого, чтобы показать — мир может излечиться от «бесов», и даже самый опасный и падший человек может исправиться и сохранить в себе образ Божий. Роман заканчивается светлым пророчеством о России одного из героев, которому прочли упомянутую притчу. «Эти бесы, — произнес Степан Трофимович в большом волнении. — это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и бесенята, накопившиеся в великом и малом нашем больном, в нашей России, за века, за века. Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы. Вся нечистота. Но больной исцелится и “сядет у ног Иисусовых”. и будут все глядеть с изумлением. »
Интересные факты
1. «Бесы» — третий роман так называемого «великого пятикнижия Достоевского». В него также входят романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок» и «Братья Карамазовы».
2. Роман многократно экранизировали. Впервые это сделал Яков Протазанов в 1915 году. Самые известные киноадаптации книги: фильм польского режиссера Анджея Вайды «Бесы» (1988) и одноименный телесериал 2014 года, режиссёром которого стал Владимир Хотиненко.
Кадр из сериала «Бесы» Владимира Хотиненко, 2014
3. Книга должна была включать еще одну главу, которую Достоевский задумал как идейный религиозно-философский центр романа. Это глава «У Тихона», в которой «главному бесу» Ставрогину противостоит монах, прообразом которого стал святитель Тихон Задонский. Ставрогин здесь предпринимает попытку покаяния, рассказывая монаху Тихону о своих грехах. Однако тот признает, что раскаяние преступника неискреннее, и к духовному перелому он еще не готов. Редактор «Русского вестника» Михаил Катков не пропустил эту главу, опасаясь волнений в читательской среде. Глава «У Тихона» всегда печатается вне основного текста романа.
4. Одну из самых ярких театральных постановок романа сделал французский писатель Альбер Камю в 1959 году — она называлась «Одержимые».
5. Фамилия «Ставрогин» происходит от др.-греч. «ставрос», что означает «крест». Многие исследователи полагают, что это — намек на высокое предназначение героя, который, будучи умной и одаренной личностью, не смог правильно реализовать свои способности, сделать правильный выбор («Изменник перед Христом, он неверен и сатане») и встать на путь духовного возрождения.
Когда вымирают народы
Отрывок из романа «Бесы». Разговор Николая Ставрогина и Ивана Шатова о религиозном призвании русского народа
ы помните выражение ваше: «Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестает быть русским», помните это?
— Да? — как бы переспросил Николай Всеволодович.
— Вы спрашиваете? Вы забыли? А между тем это одно из самых точнейших указаний на одну из главнейших особенностей русского духа, вами угаданную. Не могли вы этого забыть? Я напомню вам больше, — вы сказали тогда же: «Не православный не может быть русским» (…)
— Если б я веровал, то, без сомнения, повторил бы это и теперь; я не лгал, говоря как верующий, — очень серьезно произнес Николай Всеволодович. — Но уверяю вас, что на меня производит слишком неприятное впечатление это повторение прошлых мыслей моих. Не можете ли вы перестать?
— Если бы веровали? — вскричал Шатов, не обратив ни малейшего внимания на просьбу. — Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? Говорили вы это? Говорили?
— Но позвольте же и мне наконец спросить, — возвысил голос Ставрогин, — к чему ведет весь этот нетерпеливый и. злобный экзамен?
— Этот экзамен пройдет навеки и никогда больше не напомнится вам. Дозволите ли вы мне повторить пред вами всю главную вашу тогдашнюю мысль. О, только десять строк, одно заключение.
— Повторите, если только одно заключение.
— Ни один народ, — начал Шатов, как бы читая по строкам и в то же время продолжая грозно смотреть на Ставрогина, — ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти… Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание Бога, Бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий Бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его Бог. Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы и тогда самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать. Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно… Всё это ваши собственные слова, Ставрогин… В ваших же мыслях и даже в самых словах я не изменил ничего, ни единого слова.
— Не думаю, чтобы не изменили, — осторожно заметил Ставрогин, — вы пламенно приняли и пламенно переиначили, не замечая того. Уж одно то, что вы Бога низводите до простого атрибута народности. — Низвожу Бога до атрибута народности? — вскричал Шатов. — Напротив, народ возношу до Бога. Да и было ли когда-нибудь иначе? Народ — это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего Бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим Богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества… Если великий народ не верует, что в нем одном истина, если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь Бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих Богов. Единый народ-«богоносец» — это русский народ, и. и. и неужели, неужели вы меня почитаете за такого дурака, Ставрогин, — неистово возопил он вдруг, — который уж и различить не умеет, что слова его в эту минуту или старая, дряхлая дребедень, перемолотая на всех московских славянофильских мельницах, или совершенно новое слово, последнее слово, единственное слово обновления и воскресения, и. и какое мне дело до вашего смеха в эту минуту! Какое мне дело до того, что вы не понимаете меня совершенно, совершенно, ни слова, ни звука. О, как я презираю ваш гордый смех и взгляд в эту минуту!
— Напротив, Шатов, напротив, — необыкновенно серьезно и сдержанно проговорил Ставрогин, не подымаясь с места, — напротив, вы горячими словами вашими воскресили во мне много чрезвычайно сильных воспоминаний. В ваших словах я признаю мое собственное настроение два года назад и теперь уже я не скажу вам, как давеча, что вы мои тогдашние мысли преувеличили. Мне кажется даже, что они были еще исключительнее, еще самовластнее, и уверяю вас в третий раз, что я очень желал бы подтвердить всё, что вы теперь говорили, даже до последнего слова, но.
— Но вам надо зайца?
— Что-о?
— Ваше же подлое выражение, — злобно засмеялся Шатов, усаживаясь опять, — «чтобы сделать соус из зайца, надо зайца, чтобы уверовать в Бога, надо Бога», это вы в Петербурге, говорят, приговаривали, как Ноздрев, который хотел поймать зайца за задние ноги.
— Нет, тот именно хвалился, что уж поймал его. Кстати, позвольте, однако же, и вас обеспокоить вопросом, тем более что я, мне кажется, имею на него теперь полное право. Скажите мне: ваш-то заяц пойман ли аль еще бегает?
— Не смейте меня спрашивать такими словами, спрашивайте другими, другими! — весь вдруг задрожал Шатов.
— Извольте, другими, — сурово посмотрел на него Николай Всеволодович, — я хотел лишь узнать: веруете вы сами в Бога или нет?
— Я верую в Россию, я верую в ее православие. Я верую в тело Христово. Я верую, что новое пришествие совершится в России. Я верую. — залепетал в исступлении Шатов.
— А в Бога? В Бога?
— Я. я буду веровать в Бога.
Ни один мускул не двинулся в лице Ставрогина. Шатов пламенно, с вызовом смотрел на него, точно сжечь хотел его своим взглядом (…)
— Чего, однако же, вы хотите? — возвысил наконец голос Николай Всеволодович. — Я полчаса просидел под вашим кнутом, и по крайней мере вы бы могли отпустить меня вежливо. если в самом деле не имеете никакой разумной цели поступать со мной таким образом.
— Разумной цели?
— Без сомнения. В вашей обязанности по крайней мере было объявить мне наконец вашу цель. Я всё ждал, что вы это сделаете, но нашел одну только исступленную злость. Прошу вас, отворите мне ворота.
Он встал со стула. Шатов неистово бросился вслед за ним.
— Целуйте землю, облейте слезами, просите прощения! — вскричал он, схватывая его за плечо…Слушайте, я всё поправить могу: я достану вам зайца!
Ставрогин молчал.
— Вы атеист, потому что вы барич, последний барич. Вы потеряли различие зла и добра, потому что перестали свой народ узнавать (. ) Слушайте, сходите к Тихону.
— К кому?
— К Тихону. Тихон, бывший архиерей, по болезни живет на покое, здесь в городе, в черте города, в нашем Ефимьевском Богородском монастыре.
— Это что же такое?
— Ничего. К нему ездят и ходят. Сходите; чего вам? Ну чего вам?
— В первый раз слышу и. никогда еще не видывал этого сорта людей. Благодарю вас, схожу.
— Сюда, — светил Шатов по лестнице, — ступайте, — распахнул он калитку на улицу.
— Я к вам больше не приду, Шатов, — тихо проговорил Ставрогин, шагая чрез калитку.
Бесы краткое содержание
Роман «Бесы» Достоевского был написан в 1872 году. Это одно из наиболее политизированных произведений писателя, которое он написал под впечатлением от деятельности зарождавшихся террористических и революционных движений в России.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Бесы» по главам и частям. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Варвара Петровна Ставрогина – богатая и влиятельная помещица, деспотичная, высокомерная женщина.
Николай Всеволодович Ставрогин – единственный сын Варвары Ставрогиной, красивый, прекрасно воспитанный, но пресыщенный молодой человек, дамский угодник.
Степан Трофимович Верховенский – учитель Николая Ставрогина, близкий друг Варвары Петровны, добрый, но совершенно непрактичный, безвольный человек.
Петр Степанович Верховенский – сын Степана Трофимовича, основатель революционной «пятерки», хитрый, умный молодой человек, главный интриган.
Лизавета Николаевна Тушина – умная, образованная, но слабая и несчастная девушка.
Другие персонажи
Прасковья Ивановна Дроздова – близкая подруга Ставрогиной, мать Лизаветы Николаевны.
Маврикий Николаевич – жених Лизаветы Николаевны, готовый закрыть глаза на ее измену.
Иван Павлович Шатов – член революционного движения, успевший разочароваться в его идеях.
Дарья Павловна Шатова – сестра Ивана Павловича, воспитанница Варвары Петровны.
Игнат Тимофеевич Лебядкин – капитан, пьяница, поэт.
Мария Тимофеевна Лебядкина – слабоумная сестра капитана Лебядкина по прозвищу Хромоножка, жена Ставрогина.
Федька Каторжный – вор и убийца, пропащий человек.
Алексей Нилыч Кириллов – молодой человек, считавший самоубийство наивысшей формой проявления своеволия.
Липутин, Виргинский, Лямшин, Толкаченко, Шигалев – революционная «пятерка» Верховенского.
Андрей Антонович фон Лембке – губернатор, тихий, спокойный человек.
Юлия Михайловна – жена губернатора, наивная, недальновидная женщина, мечтавшая раскрыть заговор.
Краткое содержание
Часть первая
Глава 1. Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского
Повествование ведется от лица некоего Г-ва, участника описываемых событий. В центре рассказа – известный идеалист 40-х годов Степан Трофимович Верховенский. Он был дважды вдовцом: от первого брака остался сын, который «воспитывался всё время на руках каких-то отдаленных теток, где-то в глуши».
Верховенский с радостью принял предложение «Варвары Петровны Ставрогиной, супруги генерал-лейтенанта и значительной богачки» заняться воспитанием ее единственного сына, и, не медля, приступил к своим обязанностям. Их дружба «закрепилась с лишком на двадцать лет» и представляла собой весьма странные отношения, когда «оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут».
Со временем вокруг Степана Трофимовича «утвердился кружок приятелей», который жителям тихого уездного городка представлялся как «рассадник вольнодумства, разврата и безбожия». На самом же деле, это была лишь исконно русская, ни к чему не обязывающая «веселенькая либеральная болтовня».
Одно время Верховенский пробовал писать, но за десять с лишним лет из-под его пера не вышло ни строчки. Мысли о своем ничтожестве он прогонял игрой в карты и шампанским.
Глава 2. Принц Гарри, сватовство
На свете существовал только один человек, к которому Варвара Петровна была привязана более, чем к Верховенскому – это был «единственный сын ее, Николай Всеволодович Ставрогин». В детстве воспитанник Степана Трофимовича был тихим, застенчивым мальчиком. Но, повзрослев и поступив на военную службу, он заметно переменился – стал более развязным, разнузданным, своевольным. Николай даже стрелялся на дуэли, за что был разжалован в рядовые, но смог быстро выслужиться.
Неожиданно для всех Николай решил погостить. Это был «очень красивый молодой человек, лет двадцати пяти», прекрасно образованный, обходительный, словом, истинный джентльмен. Однако очень быстро «зверь вдруг выпустил свои когти». Николай надерзил в обществе, схватил за нос и протащил несколько шагов почтеннейшего старшину клуба, укусил за ухо губернатора, при всех поцеловал чужую жену.
Скандальное поведение Николая вскоре объяснилось белой горячкой. Поправившись, молодой человек поспешил уехать за границу.
Тем временем Варвара Петровна решила выдать замуж за Верховенского свою двадцатилетнюю воспитанницу Дарью Шатову. Однако эта новость возмутила Степана Трофимовича, который не собирался «подчиняться праздным фантазиям взбалмошной женщины».
Глава 3. Чужие грехи
Под давлением обстоятельств «Степан Трофимович согласился стать женихом». В это время появился инженер Липутин, который был хорошо знаком и с Петрушей Верховенским, и с Николаем Ставрогиным. Он дал понять Степану Трофимовичу, что его предстоящая свадьба с Дарьей – попытка прикрыть «честным именем чужие грехи», в которых напрямую замешан Николай.
В поместье приехала Лизавета Николаевна Тушина – бывшая воспитанница Верховенского. Ее мать, Прасковья Ивановна Дроздова, была лучшей подругой Ставрогиной. Узнав, что Иван Павлович Шатов в совершенстве знает три языка, Лизавета Николаевна попросила передать ему, что нуждается в помощнике.
Глава 4. Хромоножка
«Дело у Лизаветы Николаевны до Шатова» оказалось исключительно литературным – девушка собралась издать книгу, и нуждалась в помощнике. Узнав же, что капитан Лебядкин в письме признался Лизавете Николаевне в любви и, по сути, сделал предложение, Шатов решительно отказался от сотрудничества.
Сразу после обедни к Ставрогиной подошла попросить милостыню Марья Лебядкина, за свою хромоту прозванная в народе Хромоножкой. Она смотрела на Варвару Петровну «с самым детским взглядом, с каким дети ласкаются», и та дала ей 10 рублей. Ставрогина вспомнила об анонимном письме, присланном накануне. В нем указывалось, что большую роль в ее жизни сыграет хромая незнакомка. Варвара Петровна пригласила к себе Марью Лебядкину и Лизу Тушину, которую также встретила в церкви.
Часть вторая
Глава 1. Ночь
После происшествия в доме Ставрогиных «по городу пошли самые разнообразные слухи» о Николае и Лизе. Многие стали проявлять повышенный интерес к «загадочной хромоножке». Все эти дни Николай Ставрогин никого у себя не принимал, даже своего доброго приятеля Петра Верховенского. Последний сообщил о тайном обществе, на котором они непременно должны появиться.
Ставрогин отправился к инженеру Кириллову с просьбой стать его секундантом на дуэли с Гагановым, который публично нанес ему оскорбление. Кириллов придерживался той философии, что человек, отрицающий существование Бога, сам становится Богом, и ни перед кем не держит ответ за свои поступки.
Затем Николай навестил Шатова, чтобы признаться в том, что Марья Лебядкина является его законной женой. Также он предупредил мужчину о готовящемся на него покушении. Виной тому была идея Шатова о народе-богоносце, но сам он в Бога не верил.
Глава 4. Все в ожидании
История с дуэлью благотворно сказалась на репутации Ставрогина. В один момент он стал самой обсуждаемой личностью в обществе. Варвара Петровна была довольна тем, как сложились обстоятельства, и лишь мысль о Хромоножке не давала ей покоя.
Тем временем Петр Верховенский пожаловал к отцу, и передал слова его покровительницы. Варвара Петровна была оскорблена тем, что Степан Трофимович не хотел жениться «на чужих грехах». Она объявила об окончательном с ним разрыве, назначив приличный пансион.
Глава 5. Пред праздником
Петр Степанович впал «в милость в губернаторском доме за игру на фортепиано», и принялся всячески укреплять свои позиции в отношении губернатора Андрея Антоновича фон Лембке и его супруги Юлии Михайловны.
В городе и губернии стали происходить невиданные доселе бесчинства: была осквернена икона, началась эпидемия холеры, участились проявления недовольства рабочих, повсюду полыхали пожары, появились прокламации, призывающие народ к бунту.
Варвара Петровна лично навестила Верховенского, чтоб объясниться с ним. Она упрекнула его в неблагодарности и в том, что он самым подлым образом оклеветал ее.
Глава 6. Петр Степанович в хлопотах
Андрей Антонович «с каждым днем становился молчаливее», что очень угнетало его супругу, по приказу которой были предприняты меры для «усиления губернаторской власти». Юлия Михайловна разуверилась в силе мужа, и планировала при помощи Петра Верховенского раскрыть государственный заговор.
Последний встретился с губернатором, чтобы выдать ему Кириллова и Шатова, причастных к революционным прокламациям в городе. Затем он отправился к приятелям, и попросил их непременно явиться на собрании.
К Николаю пожаловал Маврикий Николаевич – жених Лизы Тушиной. Он переживал, что девушка испытывала к Ставрогину сильные, противоречивые чувства, и предложил сопернику жениться на ней. Николай решительно отказал, сообщив о своем браке. После этого разговора он с Петром Верховенским отправился на тайное собрание.
Глава 7. У наших
Собрание было организовано у Виргинских – под предлогом празднования именин хозяина «собралось гостей человек до пятнадцати». Эти люди представляли собой «цвет самого ярко-красного либерализма» в городе. К тому времени Петр Верховенский уже успел слепить основной костяк – «пятерку», в которую вошли Виргинский, Липутин, Шигалев, Лямшин и Толкаченко.
На собрании Шигалев предложил программу «конечного разрешения вопроса», согласно которой потребуется «разделение человечества на две неравные части». При этом одна десятая, привилегированная, часть общества будет управлять остальными людьми, постепенно превращенными в стадо.
Петр Верховенский поинтересовался у присутствующих, смогли бы они донести в полицию, если бы узнали о запланированном убийстве. Шатов при всех назвал Верховенского подлецом, и покинул помещение. Вслед за ним ушли Ставрогин и Кириллов.
Глава 10. Флибустьеры. Роковое утро
Андрей Антонович узнал, что в городе неспокойно. Однако мирных просителей со шпигулинской фабрики донельзя раздраженный губернатор принял за бунтовщиков, и чуть было не наказал розгами. Под горячую руку Лембке попал и Степан Трофимович. Окончательно вывело из себя градоначальника вызывающее поведение Юлии Михайловны, а также разговоры о социализме. Он объявил, что «флибустьеры» определены и «меры приняты».
При появлении в салоне Николая Всеволодовича Лиза намеренно громко попросила его унять Лебядкина, который регулярно пишет ей письма, называет себя ближайшим родственником Ставрогиных и предлагает раскрыть некую тайну. Николай во всеуслышание признался, что является мужем «его сестры, урожденной Лебядкиной, вот уже скоро пять лет».
Часть третья
Глава 1. Праздник. Отдел первый
Несмотря на все «недоумения прошедшего «шпигулинского» дня», праздник, организованный Юлией Михайловной в пользу гувернанток, все же состоялся. Всеобщее внимание приковала к себе Лиза, которая была необыкновенно хороша в тот день.
Известный писатель Кармазинов прочел присутствующим свое произведение, посвященное принципам нигилизма. Степан Трофимович решил было возразить, но был освистан публикой.
Глава 2. Окончание праздника
Уязвленный Степан Трофимович написал прощальное письмо своей несостоявшейся невесте Дарье Шатовой, в котором просил простить его великодушно.
Стало известно о скандальном поведении Лизаветы Николаевны, которая посреди бела дня «изволила пересесть в карету Ставрогина и улизнула с «сим последним» в Скворешники».
Чтобы скрасить неприятное впечатление от первой части праздника, было решено устроить бал у предводителя дворянства. В самый разгар праздника всех потрясло известие о пожаре в Заречье и убийстве капитана Лебядкина и его сестры Хромоножки. Андрей Антонович поспешил на место трагедии, где на него упала доска, и он лишился чувств.
Глава 3. Законченный роман
Утром между Лизой и Николаем произошло объяснение. Ставрогин предложил девушке уехать с ним в Швейцарию, но она отказалась, тем самым сильно задев самолюбие Николая.
В Скворешниках появился Петр Верховенский, сообщивший о пожаре и смерти Лебядкиных. Лиза догадалась, что это дело рук Николая, и в истерике убежала от него. Ее догнал Маврикий Николаевич, прождавший ее всю ночь возле дома Ставрогина. Он успокоил Лизу и попросил не прогонять его.
По дороге они встретили Степана Трофимовича, который в спешке покидал город. Лизавета Николаевна перекрестила его, попросив хоть иногда молиться «за «бедную» Лизу».
При виде Лизы, пришедшей к месту пожарища, «кто-то крикнул: «Это ставрогинская!»». Никто не сомневался, что убийца Лебядкиных – Николай Ставрогин, а Лиза была с ним заодно. Получив несколько сильных ударов из толпы, девушка потеряла сознание, и вскоре умерла.
Глава 4. Последнее решение
«Ночной пожар, убийство Лебядкиных, буйство толпы над Лизой» – все это глубоко потрясло местное общество. Ставрогин поспешил покинуть город, в то время как Петр Верховенский продолжил активную деятельность. Собрав свою «пятерку», он сообщил о доносе, который якобы сделал на них Шатов. Верховенский убедил всех остальных в том, что от «предателя» нужно избавиться как можно быстрее.
Зная, что Кириллов готов покончить жизнь самоубийством ради общей идеи, Петр Степанович убедил его взять на себя вину за убийство Шатов. У Кириллова Верховенский застал Федьку, которому удалось убежать от разгневанного Петра. Однако тот сообщил, «что он в последний раз в жизни пил водку». На следующее утро был найден труп Федьки с пробитой головой. Липутин, который хотел было бежать, был раздавлен этой новостью – теперь он уже не сомневался в тайном могуществе Петра Степановича.
Глава 5. Путешественница
Неожиданно к Шатову приехала его жена Марья, бросившая его три года назад. Она призналась, что у нее совсем нет денег, и попросила временного пристанища. Шатов «вдруг весь смягчился и просветлел» – он все еще любил эту женщину. Ночью у Марьи начались роды, и Шатов решил усыновить ребенка. Он принял решение начать новую жизнь, но для этого ему нужно было «развязать» со старой. Поздним вечером он отправился в парк, где его уже поджидала вся «пятерка».
Глава 6. Многотрудная ночь
Шигалев решительно отказался принимать участие в предстоящем убийстве, которое представляет собой «уклонение от нормальной дороги». Сподручные Верховенского схватили Шатова, а Петр Степанович лично «наставил ему револьвер прямо в лоб, крепко в упор и — спустил курок». Затем к телу привязали большие камни и скинули его в пруд. Верховенский проконтролировал, чтобы Кириллов в своей предсмертной записке взял на себя вину за убийство Шатова, после чего в срочном порядке покинул родной город.
Глава 7. Последнее странствование Степана Трофимовича
Последним пристанищем Степана Трофимовича стала крестьянская изба. Перед смертью он познакомился с книгоношей Софьей Михайловной, которой, словно на исповеди, рассказал всю свою жизнь. Ночью у Верховенского случился приступ. Послали за Варварой Петровной, на руках которой он и скончался.
Заключение
На примере общества небольшого губернского городка Достоевский хотел показать всю опасность атеистических и радикальных революционных идей, которые все больше охватывали умы современников писателя.
После ознакомления с кратким пересказом «Бесы» рекомендуем прочесть роман в полной версии.