петропавловская крепость история кратко для детей

Доклад-сообщение «Петропавловская Крепость»

окружающий мир, достопримечательности России

петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть фото петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть картинку петропавловская крепость история кратко для детей. Картинка про петропавловская крепость история кратко для детей. Фото петропавловская крепость история кратко для детейИстория создания

Во время войны России и Швеции император Петр Первый решил поставить сооружения для обороны, которые бы способствовали укреплению российских позиций. Крепость располагается на Заячьем острове. Начало строительства крепости является основание Санкт-Петербурга. Шестнадцатого мая 1703 года было открыто строительство сооружения. Сам царь Петр Первый создавал планы при помощи русских и европейских инженеров. Первоначально строение выглядело как укрепление из земляных валов и стен из дерева. Однако в скором времени стены заменили на каменные. Позднее стены покрыли гранитом.

План крепости

Периметр крепости был выполнен в виде неправильного шестиугольника. Царь и его приближенные лица принимали участие в строительстве. По этой причине в их честь названы 6 бастионов. Каждая стена, которая соединяет бастионы, также обладает собственным названием. В крепости есть 6 ворот. Екатерининская стена не имеет ворот. Наиболее известными воротами крепости считаются Петровские. Они оформлены прекрасными барельефами и гербом государства. Эти ворота – оригинальная триумфальная арка и парадный вход в крепость.

Множество привлекательных строений расположено внутри крепостных стен. Даже издалека можно заметить шпиль с позолотой. Это украшение колокольни Собора св. апостолов Петра и Павла. Второе название собора – Петропавловский. Сначала строение было выполнено из дерева, но он существовал недолгое время. Позднее на его месте поставили собор из камня. На верхушке шпиля располагается крест с ангелом. Колокольня имеет часы, которые изготовил мастер из Голландии. Иконостас был выполнен русскими и западными мастерами. В соборе упокоены Петр Первый и другие представители монаршей семьи. Собор входит в число основных достопримечательностей крепости.

Крепость была создана в качестве монументального сооружения для обороны. Стены ее неприступны. Каждый бастион имел десятки орудий. Но сооружению не пришлось осуществлять защитные функции. Практически сразу после завершения строительства она оказалась тюрьмой для политических заключенных. Из нее не удалось никому сбежать. Сегодня туристы имеют возможность посетить камеры узников.

В крепости расположен монетный двор, основанный Петром Первым. Он входит в число самых старых предприятий промышленности Петербурга. Тут чеканили монеты из золота и серебра, ордена, медали и нагрудные знаки. Монетный двор применял новейшее оборудование того времени и был самым большим в мире. В настоящее время он продолжает функционировать.

Ботик царя находился в Ботном домике, перенесенный из Москвы. Позднее ботик перевезли в Военно-Морской музей, а в домике поставили его копию. Помимо описанных сооружений в крепости расположены иные интересные строения. К ним относятся Комендантский и Инженерный дома, Главное казначейство и другие.

Настоящее время

В настоящее время крепость принимает туристов и является частью Музея истории Петербурга. Существует традиция, когда с отдельного бастиона осуществляется выстрел, сообщающий городским жителям и туристам, что наступил полдень.

Источник

Петропавловская крепость для детей

петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть фото петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть картинку петропавловская крепость история кратко для детей. Картинка про петропавловская крепость история кратко для детей. Фото петропавловская крепость история кратко для детей

На возведение крепости были брошены многие силы: ее строили русские солдаты, просты крестьяне и даже плененные Петром Первым шведы. Своим названием крепость обязана апостолам Петру и Павлу, в честь которых она и была названа.

Возведение Петропавловской крепости заняло больше тридцати лет, и ее почти сразу решили перестроить в камне. Беспокойство Петра Первого было легко объяснимо: все те же шведы, война с которыми закончится только в 1721 году, могли в любой момент прорваться в сторону Петербурга, и деревянная крепость не представляла бы для них ни малейшей угрозы. Так что Доменико Трезини с 1706 года начал работы по перестройке крепости в камне, которые продлились до 1740 года.

Несмотря на то, что война со Швецией давно закончилась, и Россия могла не опасаться внешней угрозы, на перестройку крепости в камне тратились огромные средства. Многие считали это неразумным, потому что крепость никогда не выполняла своей военной функции. Но работы продолжались: возможно, потому, что крепость стала не только первой постройкой, но и настоящим символом Санкт-Петербурга.

Большинство гостей, которые впервые посещают Петропавловскую крепость, задаются вопросом, почему же она, вопреки такому солидному возрасту, столь хорошо сохранилась до наших дней? Ответ очень прост: несмотря на то, сколько сил был брошено на ее укрепление, она никогда не выполняла своей прямой, оборонной функции, ведь шведы так и не смогли прорваться к Петербургу. Поэтому и крепость, и все здания, расположенные на ее территории, безупречно сохранились и считаются одним из величайших памятников Петербурга. Поскольку в эпоху Екатерины крепость многократно перестраивалась и укреплялась, это и позволило ей сохраниться и дойти до наших дней в практически идеальном состоянии. В настоящее время Петропавловская крепость принадлежит Музею истории города.

Источник

Конспект занятия по речевому развитию и петербурговедению «Петропавловская крепость» для детей 5–6 лет

Конспект по речевому развитию.Ознакомление с окружающим миром: «Петропавловская крепость»

Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Цель: обобщить и дополнить знания и представления детей о достопримечательностях города, дополнить впечатления новыми эмоциями о Петропавловской крепости.

1. Развивать социально-коммуникативные навыки, речь, художественно-эстетическое восприятие, воображение, внимание и умение анализировать.

2. Расширять и закреплять представления детей о родном городе. (Петропавловская крепость).

3. Прививать желание любить родной город.

Тематический словарь: шпиль, ангел, собор).

Материалы и оборудование:

Иллюстрация слайдов на компьютере (Петропавловская крепость и Петропавловский собор). Выставка фотографий (изображений) интересных мест Петропавловской крепости. Письмо. Альбомные листы, цветные мелки и карандаши, кисти, краски.

Беседы о городе Санкт-Петербург, в том числе индивидуальные. Рассматривание иллюстраций интересных мест Петропавловской крепости. Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Прогулки детей с родителями по городу.

Ход занятия Дети рассаживаются на паласе полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришел почтальон и принес конверт с письмом. Хотите узнать что в нем?

Воспитатель: Письмо от Юры Иванова. Он живет в городе Москве. Он очень хочет увидеть достопримечательности нашего города. А так как, у него не получается приехать к нам, поэтому вместе с письмом он прислал пазл той достопримечательности о которой хотел бы узнать. Давайте вместе соберем этот пазл и узнаем что изображено на нем.

Дети собирают из частей целое изображение.

Воспитатель: Дети, изображение какой достопримечательности вы видите?

Дети: Петропавловская крепость.

Обсуждение особенностей архитектуры Петропавловской крепости.

Воспитатель: Посмотрите, какое сооружение крепости больше всего выделяется? Что находится на шпиле? Какого цвета ангел? Почему именно ангел? Какого цвета собор, стены? Как вы думаете почему? А почему стены такие толстые?Пофантазируйте: каким цветом вы бы раскрасили собор и стены, почему? Почему крепость называется Петропавловской?

Ответы детей

Крепость стоит на Заячьем острове, внутри крепости много музеев, есть монетный двор, есть Петропавловский собор, музей космонавтики…

Воспитатель: Дети, вы часто с родителями гуляете по крепости? Расскажите, где вы были?

Дети по очереди отвечают:

Кто знает что такое Монетный двор? Ответы детей Монетный двор – одно из старинных мест для печати монет;

При входе в крепость есть необычный (оригинальный) памятник Заяц. А вы знаете что означает этот памятник? Ответы детей

Воспитатель: Этот памятник является символом острова, так как остров на котором стоит крепость называется Заячьей.

Воспитатель: Давайте немного разомнемся и поиграем.

Игра «По болоту Пётр шёл…» Считалкой выбирают царя Петра.

«По болоту Пётр шёл, остров заячий нашёл, он собрал рабочий люд, чтоб построить крепость тут, зайцы пушек испугались по болоту, разбежались. Один, два, три, ну-ка зайчика найди. Дети идут по кругу, ребенок, играющий царя, идет в противоположную сторону. Дети движениями показывают, как созывали рабочих, строили крепость, дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».

Воспитатель: Молодцы! Вот какая интересная и необыкновенная крепость, я думаю, понравилась бы Юре. У вас получились замечательные рассказы и я с вашего разрешения опишу их в письме ему. Надеюсь, он вскоре приедет и сам все посмотрит. Дети, что нового вы узнали сегодня? Какое ваше любимое место крепости?

это изображение в виде пазла (пример)

Конспект по рисованию: «Мои впечатления о Петропавловской крепости» (сюжетное рисование)

Цель занятия: Развивать у детей умение рисовать городской пейзаж с передачей особенностей архитектуры Петропавловской крепости.

Развивать у детей умение видеть красоту своего города, самостоятельно и творчески отражать свои впечатления разными изобразительно-выразительными средствами;

• Совершенствовать технические умения и навыки работы пастелью;

• Формировать умение сначала выполнять эскиз карандашом, а затем саму работу – в цвете. Совершенствовать умение располагать рисунок на бумаге;

Закреплять умение рисовать различные здания, элементы декора;

Развивать интерес к архитектуре, наблюдательность;

• Воспитывать бережное отношение, любовь к городу.

• Просмотр и обсуждение слайдов, фотографий зданий Петропавловской крепости;

Пастель, цветные карандаши, бумага белая. Фотографии и картинки зданий и сооружений крепости.

Содержание занятия:

Предлагаю детям совершить путешествие по крепости. Показываю слайды мест Петропавловской крепости (красивые здания, собор, монетный двор, памятники).

Обращаю внимание детей на красоту, разнообразие зданий (изящество, цвет, на форму и цвет памятников и их расположение.

Во время просмотра слайдов задаются следующие вопросы:

• Кто создал облик города? (архитекторы, кузнецы, скульпторы).

• Что особенно понравилось вам в этих зданиях? Что делает их нарядными, праздничными (фасад, арочные окна).

• Какие декоративные элементы украшают собор? (ангел).

• Из каких геометрические фигуры похожи элементы зданий? (круг, овал, прямоугольник, квадрат).

А теперь приступим к рисованию. Попробуйте рассказать о прогулке по крепости с помощью рисунков.

Сначала надо выбрать то место, которое вы будете рисовать. Например, «Петропавловский собор», «Монетный двор», «Комендантский дом», и т. д.

• С чего художник начинает работу над картиной? (с эскиза).

Выполняем эскиз простым карандашом. Придумываем сюжет, композицию, выявляем главное.

• Можно ли догадаться, глядя на твой рисунок, о каком месте ты рассказываешь, в какое время года совершаешь прогулку?

• Кто еще гуляет с тобой по городу?

Далее приступаем к работе на листе бумаги. Дети рисуют понравившиеся места Петропавловской крепости, проявляя свою индивидуальность, элементы творчества, высказывают предпочтения по отношению к тематике изображения и материалам. Рисуем пастелью и карандашами.

Сначала дети делают контурный рисунок, затем раскрашивают мелками.

Вспоминаем технические приемы работы с пастелью.

Сначала определяем большие цветовые пятна. Затем прорисовываем детали. Обращать внимание на изменение размеров и яркости цвета предметов в зависимости от расстояния. Цветовую гамму помогает определить время года (зима, осень).Рисуем людей, животных.

В процессе рисования звучит тихая, спокойная музыка.

По окончании работы рассматриваем получившиеся рисунки, определяем, о каком месте в крепости рассказывает художник.

Оформляем выставку работ «Мои впечатления о Петропавловской крепости»

«В мире домашних животных». Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ «Символы нашего города» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Расширять представления детей о родном городе. 2. Уточнять.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Космос» Цель: дать элементарные представления о космосе; познакомить детей с глобусом (моделью Земли, учить различать воду и сушу; развивать познавательную.

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Щедрость — украшение человека». Конспект по речевому развитию для детей 4-5 лет «Щедрость – украшение человека» Цель: довести до сведения детей, используя произведения.

Источник

Конспект занятия по петербурговедению «Петропавловская крепость» для средней группы

петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть фото петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть картинку петропавловская крепость история кратко для детей. Картинка про петропавловская крепость история кратко для детей. Фото петропавловская крепость история кратко для детей Мария Беклемешева
Конспект занятия по петербурговедению «Петропавловская крепость» для средней группы

Программное содержание:

• познакомить детей с Петропавловской крепостью- сердцем нашего города;

• вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им;

• осознать ценность памятников культуры и искусства;

Материал: презентация

Активизация словаря:

Заячий остров, крепость, башни, ворота, пушка, выстрел, полдень, собор, купол, шпиль, Петр Первый.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

— Дети, сегодня я хочу познакомить вас с одной из главных достопримечательностей нашего города – Петропавловской крепостью.

Пётр I торопил со строительством крепости. Время было тревожное, в любой момент можно было ожидать нападение шведов. Вначале крепость была из земли и дерева. Но через три года земляные и деревянные стены крепости стали заменять на каменные. Работы велись под руководством архитектора Доменико Трезини.

Форма крепости-шестиугольник с выступающими угловыми башнями (бастионами, которые соединяются между собой стенами. Толщина этих стен-20 метров. По ним можно ходить, как по дороге.

Физкультминутка «По болоту Петр шел»

По болоту Петр шел дети идут на месте широким шагом

Остров Заячий нашел смотрят в бинокль

Он собрал рабочий люд машем руками, созываем людей;

И построил крепость тут стучат кулак об кулак

Крепость новая стоит, вытягиваем руки вверх и изображаем шпиль

пушками врагу грозит грозим пальцем

Бам-бам, бам-бам, не осталось зайцев там топаем поочерёдно ногами

Зайцы пушек испугались садимся на корточки закрываем глаза руками

И на острове не остались. встают пожимают плечами

Воспитатель: Ну вот мы и с вами поиграли

В Петропавловской крепости был построен монетный двор, где чеканили русские медали. Через 15 лет после окончания строительства Петропавловская крепость превратилась в государственную тюрьму. А через много лет она стала музеем и её посещает много людей со всего мира.

Петропавловка не спит

Ангел город наш хранит,

Пушка в полдень возвещает:

День, двеннадцать, каждый знает.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД по петербурговедению в старшей группе «Автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу» Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.

Конспект открытого занятия по петербурговедению с детьми старшего дошкольного возраста «Мифические животные в нашем городе» Конспект открытого занятия С детьми старшего возраста Тема: «Мифические животные в нашем городе» Задачи: 1. Продолжать формировать,.

петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть фото петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть картинку петропавловская крепость история кратко для детей. Картинка про петропавловская крепость история кратко для детей. Фото петропавловская крепость история кратко для детейКонспект занятия по развитию речи в средней группе «Мой дом — моя крепость» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мой дом – моя крепость» Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной.

петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть фото петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть картинку петропавловская крепость история кратко для детей. Картинка про петропавловская крепость история кратко для детей. Фото петропавловская крепость история кратко для детейКрепость из глины в средней группе Оборудование: глина, стеки, зубочистки, емкость с водой, влажные тряпочки для рук. Подготовительная работа: если это работа планируется.

Конспект НОД по петербурговедению в подготовительной группе «Охота на львов» НОД по петербурговедению «Сказочные животные СПб – Охота на львов» Воспитатель Богданова В. М. Задачи 1. Обогащение представления детей о.

петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть фото петропавловская крепость история кратко для детей. Смотреть картинку петропавловская крепость история кратко для детей. Картинка про петропавловская крепость история кратко для детей. Фото петропавловская крепость история кратко для детейКонспект занятия «Снежная крепость» В феврале этого года, в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» состоялся снежный праздник «Построй свою крепость», где я и мои коллеги из.

Опыт работы «Занятия по петербурговедению в подготовительной группе детского сада» Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста, потому что материал насыщен энциклопедическими данными,.

Технологическая карта занятия по петербурговедению «Город и село» Технологическая карта занятия (совместная деятельность) Тема : «Город и деревня» Задачи: 1. Речевые: ввести в активную речь слова город,.

Источник

Экскурсия по Петропавловской крепости

Ну, здрав­ствуйте. Все в сборе? Начнем!
Сей­час мы с Вами выбе­рем, кто будет капи­та­нами. Они полу­чают зва­ние обер-офи­це­ров бом­бар­ди­ров гар­ни­зона «Пет­ро­пав­лов­ская кре­пость». А теперь, обер-офи­церы, наби­райте команды из вновь при­быв­шего попол­не­ния бом­бар­ди­ров. Вы, молодцы!

Наша экс­кур­сия назы­ва­ется «Небы­ва­е­мое бывает», и длиться она будет около 3‑ех часов, но т.к. среди нас много опыт­ных и быва­лых путе­ше­ствен­ни­ков, то время про­ле­тит инте­ресно и незаметно.

Посмот­рите, пожа­луй­ста, вокруг, кто мне ска­жет: «Как назы­ва­ется река, кото­рая так вели­че­ственно несет свои воды?». Пра­вильно – это Нева. Мы стоим на месте увен­чан­ной бое­вой сла­вой наших пред­ков, на месте рож­де­ния нашего города и Бал­тий­ского флота. Это зна­ме­на­тель­ное собы­тие про­изо­шло 7 мая 1703 года.

А начи­на­лась эта исто­рия так: 1 мая 1703 года сда­лась кре­пость Ниен­шанц. 2 мая неда­леко от устья Невы появ­ля­ется швед­ская эскадра из 9 кораб­лей, под коман­до­ва­нием адми­рала Нумерса, направ­лен­ная на помощь оса­жден­ной кре­по­сти. Эскадру заме­чают и докла­ды­вают Царю. Шведы не знают, что кре­пость сда­лась, подали услов­ный сиг­нал 2 пушеч­ных выстрела. Борис Пет­ро­вич Шере­ме­тьев – гене­рал фельд­мар­шал, руко­во­див­ший захва­том кре­по­сти Ниен­шанц, рас­по­ря­дился отве­тить 2 выстре­лами кре­пост­ной артил­ле­рии, и повто­ряли услов­ный сиг­нал утром и вече­ром. Пароль был уга­дан, шведы задер­жан­ные встреч­ным вет­ром, встали на якоря ничего не подо­зре­вая. 6 мая шведы послали 2 корабля (10‑и и 8‑ми пушеч­ный). Раз­ведка тот час донесла Царю. Царь Петр вме­сте с А.Д. Мень­ши­ко­вым нико­гда не вое­вав­ших на море на 30 лод­ках. Часть лодок под коман­до­ва­нием Царя зашли со сто­роны В.О., а дру­гая группа под управ­ле­нием А.Д. Мень­ши­кова с вер­хо­вья реки Фон­танки и ата­ко­вали про­тив­ника с двух сто­рон. Швед­ские корабли открыли силь­ный артил­ле­рий­ский огонь. Не смотря на это, а так же пол­ное отсут­ствие своей артил­ле­рии рус­ские лодки бро­си­лись в атаку на швед­ские суда и начался жесто­кий абор­даж­ный бой. Свер­ши­лось небы­ва­лое, с лодок не имев­ших артил­ле­рист­ского сна­ря­же­ния было взято в плен 2 воен­ных корабля, снаб­жен­ных 18‑ю пуш­ками. Царь «не щадя своей монар­шей мило­сти» одним из пер­вых вле­тел на палубу захва­чен­ного судна с топо­ром и гра­на­той в руках.

С этого момента мы стали мор­ской дер­жа­вой, было про­руб­лено окно в Европу. Все офи­церы и сол­даты награж­дены были меда­лям, над­пись на кото­рых гла­сит: «Небы­ва­лое бывает 1703 год.»

С этого собы­тия Царь Петр решил стро­ить кре­пость на Заячьем ост­рове, т.к. это место более всего под­хо­дило для защиты устья Невы.

Отсель гро­зить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло над­мен­ному соседу,
При­ро­дой здесь нам суждено
В Европу про­ру­бить окно,
Ногою твер­дой стать при море,
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запи­руем на просторе.

А сей­час обер-офи­церы полу­чать карты-схемы, зада­ния и шифры, помните в них под­сказки, они допол­няют друг друга и помо­гают выпол­нить зада­ние пра­вильно и быстро.

Задание № 1

Найти первую реч­ную пере­праву нашего города и команде при­быть на место назна­че­ния полностью.

Шифр: Иоан­нов­ский мост.

Иоанновский мост

Ну, молодцы. А как Вы дога­да­лись, что это именно то место, кото­рое необ­хо­димо было найти?

Так вот, мои доро­гие мы с Вами стоим на 1‑ой пере­праве, пер­вом наплав­ном мосту. Его самое пер­вое назва­ние Крас­ный, 1‑й кре­пост­ной, затем Петровский.

Мост соеди­ня­ю­щий Заячий о‑в с Пет­ро­град­ским (ост­ро­вом). Сразу после сра­же­ния в аква­то­рии Невы со шве­дами и после одер­жан­ной нами победы, Царь Петр пове­лел стро­ить на этом месте кре­пость «Санкт-Питер-Бурх» ско­рость стро­и­тель­ства была потря­са­ю­щей, за 4 месяца уже были воз­двиг­нуты раве­лины и басти­оны кре­по­сти. Нужно было торо­питься, пока не стал лёд.

Доро­гие мои, пред­ставьте, кру­гом нас ост­рова зарос­шие дере­вьями и кустар­ни­ками. Сей­час нас окру­жает совер­шено дру­гой город. Ска­жите мне, какие звуки доно­сятся до нас, что мы слы­шим. (Шум машин, раз­го­воры людей, лай собак). А теперь послу­шайте звуки, кото­рые зву­чали 300 лет назад. (Шум ветра, звук топора, шаги сол­дат, звук пилы, ква­ка­нье лягушек).

Мы как бы с Вами стоим на мосту, соеди­ня­ю­щий ста­рый город с современностью.

Так вот кре­пость стро­и­лась с уче­том всех пра­вил, кото­рые тогда суще­ство­вали; со всех сто­рон кре­пость омы­ва­лась водой, не имея бере­го­вой черты. На стрелке В.О. сто­яла бере­го­вая артил­ле­рия, со сто­роны Адми­рал­тей­ства, так же кре­пость охра­ня­лась пуш­ками и нако­нец, была воз­ве­дена кре­пость по про­ти­во­по­лож­ной сто­роне Крон­верк­ской про­токи. Но, к сча­стью кре­по­сти так и не при­шлось участ­во­вать в бое­вых дей­ствиях, а бое­вые бата­реи рас­по­ло­жен­ные на ней вели сиг­наль­ную и солю­то­ци­он­ную службу.

Царь Петр не раз­ре­шал стро­ить мосты в новом городе, велел всем пла­вать на лод­ках, при­чем не гре­сти вес­лами, а ходить под пару­сами. Зимой на буе­рах, это такие лодки с двумя боль­шими конь­ками. Этот един­ствен­ный пер­вый мост слу­жил для обес­пе­че­ния кре­по­сти всем необ­хо­ди­мым, во время ледо­става он раз­би­рался и после ледо­хода мон­ти­ро­вался вновь. Мост обслу­жи­вало 40 чело­век. С граж­дан­ского и купе­че­ского люда для про­хода через мост взи­ма­лась плата: с каж­дой кареты или коляски по 5 коп., с одно­колки и эки­пажа в одну лошадь по 3 коп., с воза 2 коп., с куче­ров, лакеев и пеших по 1 коп. Когда мост стал подъ­ем­ным, для про­хода судна с раз­во­дом моста пла­тился 1 рубль.

Совре­мен­ный мост оформ­лен­ный в импер­ском стиле упи­ра­ется на камен­ные устои ста­рого моста.

А сей­час коман­ди­рам подойти и полу­чить задания.

Задание № 2

Между Иоан­нов­ским раве­ли­ном и Пет­ров­ской кур­ти­ной найти ныне не суще­ству­ю­щий канал, с южной сто­роны кото­рого нахо­дится камен­ная пло­тина с метал­ли­че­скими решет­ками. Команде при­быть на место назна­че­ния в пол­ном составе.

Ботардо

Ребята, Вы про­сто молодцы, а как в этот раз Вам уда­лось при­быть в назна­чен­ное место? Так, а какая команда при­шла пер­вой в пол­ном составе? Молодцы!

Мы с Вами нахо­димся между Иоан­нов­ским раве­ли­ном и Пет­ров­ской кур­ти­ной. Иоан­нов­ский раве­лин назван в честь брата царя Петра, кото­рый пра­вил вме­сте с ним с 1682–1696 год. (иоан­нов­ский раве­лин был построен позд­нее). Посмот­рите, прямо под нами нахо­дился канал, отде­ля­ю­щий Иоан­нов­ский раве­лин от основ­ной кре­по­сти. На выхо­дах уста­нов­лены пла­тины, регу­ли­ру­ю­щие уро­вень воды в канале. Под водой были уста­нов­лены желез­ные решетки, кото­рые могли под­ни­маться и опускаться.

Ребята, так как мы с Вами полны духом и все­гда готовы при­нять уча­стие в состя­за­нии, мы сей­час с Вами про­ве­дем сорев­но­ва­ние на зва­ние «Луч­шего бом­бар­дира Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти». Коман­ди­рам подойти и полу­чить все необ­хо­ди­мое для про­ве­де­ния соре­ва­ния. В конце будет объ­яв­лена команда побе­ди­те­лей и выданы удо­сто­ве­ре­ния. (Зву­чит музыка Эду­ард Хил — «Маэстро Петер­бург», дети сорев­ну­ются в мет­ко­сти- запус­кая самолетики.)

Под­ве­де­ние ито­гов. Молодцы. А сей­час Вы готовы при­сту­пить к новому зада­нию? Тогда коман­ди­рам подойти и полу­чить зада­ния и шифры.

Задание № 3

Найти Три­ум­фаль­ную арку кре­по­сти, увен­чан­ную сим­во­лом Рос­сий­ской Импе­рии. Коман­дам при­быть в пол­ном составе.

Шифр: Пет­ров­ские ворота.

Петровские ворота

Здрав­ствуйте доро­гие мои дру­зья! Вы всё верно уга­дали и нашли нуж­ный объ­ект. Как он назы­ва­ется? (Пет­ров­ские ворота). Но сна­чала я пред­ла­гаю Вам взгля­нуть на кре­пость с высоты пти­чьего полета. Правда, она кра­си­вая? (ДА).

Пет­ро­пав­лов­ская кре­пость своей фор­мой повто­ряла вытя­ну­тые шести­уголь­ные очер­та­ния ост­рова. По углам воз­вели камен­ные басти­оны. Их высота дохо­дит до 12 мет­ров, а ширина – до 20 (между наруж­ной и внут­рен­ней сте­нами насы­пан тол­че­ный кир­пич). Имена пяти­уголь­ные басти­оны полу­чали в соот­вет­ствии с тем, кто из помощ­ни­ков Петра «кури­ро­вал» то или иное укреп­ле­ние. Так появи­лись Мен­ши­ков, Голов­кин, Зотов, Тру­бец­кой, Нарыш­кин и Госу­да­рев басти­оны. На каж­дом из них рас­по­ло­жили около полу­сотни ору­дий. Согласно фор­ти­фи­ка­ци­он­ной науке того вре­мени басти­оны соеди­нили между собой кур­ти­нами (сте­нами). В Пет­ров­ской, Нев­ской, Васи­льев­ской, Николь­ской и Крон­верк­ской рас­по­ло­жены одно­имен­ные ворота. Для неожи­дан­ных выла­зок в тыл оса­жда­ю­щему укреп­ле­ние непри­я­телю были при­го­тов­лены под­зем­ные ходы (сор­тии или сапы) и замас­ки­ро­ван­ные про­ходы в сте­нах (пат­терны). Ека­те­ри­нин­ская кур­тина была отстро­ена глухой.

Для защиты от напа­де­ния с моря отстро­или два раве­лина — это допол­ни­тель­ные защит­ные укреп­ле­ния тре­уголь­ной формы. Иоан­нов­ский полу­чил свое имя в честь стар­шего брата, а Алек­се­ев­ский – в честь отца Петра I. С суши допол­ни­тель­ной защи­той слу­жил крон­верк – зем­ля­ной вал в форме короны.

В годы Север­ной войны появи­лась тра­ди­ция сопро­вож­дать тор­же­ства в честь «пре­слав­ных вик­то­рий» (слав­ных побед)строительством три­ум­фаль­ных ворот. Таким соору­же­нием были Пет­ров­ские ворота Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти, богато укра­шен­ные алле­го­ри­че­ской скульп­ту­рой, про­слав­ляв­шей госу­дар­ствен­ную муд­рость Петра I, его пол­ко­вод­че­ский талант и воен­ные победы.

В те годы Пет­ров­ские ворота не были при­крыты Иоанн­нов­ским раве­ли­ном. Арка Пет­ров­ских ворот слу­жила глав­ным вхо­дом в кре­пость со сто­роны стро­я­ще­гося на Город­ском (Бере­зо­вом) ост­рове города, и есте­ственно были при­няты меры по её деко­ра­тив­ному оформлению.

Ворота пер­во­на­чально (в 1707–1078 гг.) были соору­жены из дерева по про­екту Доми­нико Тре­зини. Свое назва­ние они полу­чили после пере­стройки их в камне 1717–1718г..от того что раньше ворота на верху укра­шала ста­тую апп. Петра с ключами.

В 1720 году мастер Ф. Вассу отлил из свинца дву­гла­вого орла. Орел был вызо­ло­чен и уста­нов­лен в 1722 году над аркой про­езда. В том же 1722 году скуль­птор К. Рас­трелли взялся испол­нить для Пет­ров­ских ворот ряд баре­лье­фов и ста­туй, но пере­дача заказа ему задер­жа­лась на несколько лет. Неиз­вестно, при­над­ле­жит ли суще­ству­ю­щая скульп­тура Рас­трелли. По неко­то­рым мало­до­сто­вер­ным источ­ни­кам, ее авто­ром явля­ется Н. Пино. Поверх­ность фасад­ной стены ворот обра­бо­тана рустами. Стена пер­вого яруса про­ре­зана по сто­ро­нам про­езда глу­бо­кими нишами, в кото­рых уста­нов­лены ста­туи — Бел­лоны – богини войны и Минервы — покро­ви­тель­ницы реме­сел, наук и искусств. Эти фигуры выпол­нены из смеси серой гид­рав­ли­че­ской изве­сти и песка. В эффект­ном завер­ше­нии ворот, обра­зу­ю­щем вто­рой ярус соору­же­ния, очень удачно при­ме­нены волюты и вен­ча­ю­щий цен­траль­ную часть луч­ко­вый фрон­тон. Сво­бод­ные плос­ко­сти стен верх­него яруса, как и фрон­тона, запол­нены скульп­ту­рой — баре­лье­фами алле­го­ри­че­ского содер­жа­ния и ком­по­зи­ци­ями из эмблем, тро­феев и доспе­хов. Из пер­во­на­чаль­ного скульп­тур­ного убран­ства не дошли до наших дней пять — дере­вян­ных рез­ных ста­туй, сто­яв­ших на аттике. Сред­няя ста­туя изоб­ра­жала апо­стола Петра, боко­вые, на углах фрон­тона, — сидя­щих анге­лов с тру­бами и край­ние, на ниж­них волю­тах, — алле­го­рии Веры и Надежды. Орга­ни­че­ски вошед­шие в ансамбль кре­по­сти Пет­ров­ские ворота — един­ствен­ный сохра­нив­шийся в Санкт-Петер­бурге обра­зец три­ум­фаль­ного соору­же­ния начала XVIII века.

Задание № 4

Найти место в кре­по­сти, где зем­ное соеди­ня­ется с небес­ным. Коман­дам при­быть в пол­ном составе.

Промежуточная остановка: Канал

Этот канал пере­се­кал тер­ри­то­рию всей кре­по­сти. Царь Петр Алек­се­е­вич пер­вым начал копать ров. Посмот­рите мы с Вами нахо­димся именно в том месте с кото­рого и начи­на­лось стро­и­тель­ство крепости.

А сей­час коман­диры подой­дите и полу­чите новые задания.

Как ребята, Вы ещё не устали, готовы к новым откры­тиям. Кстати Царь Петр при стро­и­тель­стве кре­по­сти спря­тал клад, а так как мы с Вами знаем, что «небы­ва­е­мое бывает», мне бы так хоте­лось, чтобы этот клад нашли именно Вы.

Ангел Собора Петра и Павла

Пер­вой построй­кой внутри кре­по­сти стала закладка 29 июня 1703 года церкви «во имя свя­тых Петра и Павла». Пер­вая цер­ковь была дере­вян­ной. С 1712 г. Санкт-Петер­бург ста­но­вится сто­ли­цей Рос­сий­ской Импе­рии. Сто­лице нужен новый глав­ный кафед­раль­ный храм, к тому вре­мени дере­вян­ная цер­ковь обвет­шала. И было при­нято реше­ние стро­ить новый храм по про­екту ита­льян­ского архи­тек­тора Д. Тре­зини. Собор стро­ится 21 год. Собор пред­став­ляет собой вытя­ну­тое пря­мо­уголь­ное зда­ние, его стены оформ­лены пиляст­рами и голов­ками херу­ви­мов на налич­ни­ках окон. Камер юнкер Ф. В. Берх­гольц, побы­вав­ший в то время в Петер­бурге, в своем днев­нике запи­сал: «Кре­пост­ная цер­ковь… при ней коло­кольня в новом стиле, кры­тая мед­ными, ярко вызо­ло­чен­ными листами, кото­рые необык­но­венно хороши при сол­неч­ном осве­ще­нии. Но внутри этот храм еще не совсем отделан».

Работы по устрой­ству дере­вян­ного шпиля были закон­чены к 1724 года, и тогда были уста­нов­лены куранты, что было не свой­ственно рус­ской архи­тек­туре. Но дере­вян­ный шпиль не имел гро­мо­от­вода и неод­но­кратно от уда­ров мол­нии воз­ни­кали пожары в 1736, 1748 г. и самый серьез­ный в 1756 г. Был сожжен шпиль и дра­го­цен­ные часы с куран­тами, так же сго­рела коло­кольня и серьезно повре­ждено внут­рен­нее убран­ство собора. В резуль­тате рестав­ра­ции коло­кольня уве­ли­чи­лась в высоту. Ангел пер­во­на­чально был закреп­лен на шпиле непо­движно, из-за чего его сло­мала буря в 1777 году. В этом же году по рисунку А. Ренальди изго­то­вили новое изоб­ра­же­ние ангела, несколько меньше по раз­ме­рам (высота – 3,2 метра, раз­мах кры­льев – 3,8 метра). На этот раз Ангел был сде­лан как флю­гер, и под поры­вом ветра он сво­бодно вра­щался. Так же в 1778 году шпиль осна­стили гро­мо­от­во­дом. Спу­стя деся­ти­ле­тия крест вме­сте с Анге­лом от бури накре­нился и стал угро­жать паде­нием. Для воз­ве­де­ния лесов под ремонт потре­бо­ва­лись бы боль­шие затраты, но нашелся смель­чак кро­вель­ных дел мастер кре­стья­нин Петр Телуш­кин. Он пред­ло­жил испра­вить повре­жде­ние без уста­новки лесов и опла­тить только рас­ходы на нуж­ные для этого вос­хож­де­ния мате­ри­алы. Ремонт флю­гера был про­из­ве­ден с октября по ноябрь в 1890 году. Вся слож­ность состо­яла в том, что нужно было добраться до осно­ва­ния флю­гера, где был Ангел. Мастер решил это гени­ально, он опо­я­сав себя верев­кой вылез из люка и спу­стился по шпилю вниз на несколько мет­ров. Затем учтя осо­бен­но­сти креп­ле­ния листов на шпиле, он по спи­рали начал под­ни­маться вверх к люку, что дало воз­мож­ность обвить шпиль коло­кольни для даль­ней­шего вос­хож­де­ния. Во время всего подъ­ема он дер­жался только на паль­цах. При нашей осен­ней погоде, когда бывают дожди и силь­ные ветра. Вы пред­ставьте, какие пона­до­би­лись уси­лия и муже­ство, и все это про­ис­хо­дит на высоте. Сле­ду­ю­щим пре­пят­ствием стало «яблока», на кото­рое опирается

Ангел, а диа­мет­ром оно 4 аршина, а внизу у осно­ва­ния чуть больше аршина. Кто ска­жет, чему равен 1 аршин? (0,71 м). Пред­ставьте себе, что он при­ду­мал: Телуш­кин при­вя­зы­вает себя за ноги под самым «ябло­ком» и отки­ды­ва­ется так, что ока­зы­ва­ется, почти в гори­зон­таль­ном поло­же­нии и как мы пом­ним все это про­ис­хо­дит на высоте! Сопо­ста­вив рас­сто­я­ние кре­ста, окруж­ность «яблока», силу и направ­ле­ние ветра, собрав веревку круж­ками и кинув так сильно, что конец веревки обо­гнув конец кре­ста и повис с яблока возле Телуш­кина. Почти на про­тя­же­нии 6 недель велись ремонт­ные работы. Сви­де­тели этого подвига писали: «Нередко мы его видели то под­ни­ма­ю­щим Ангела… то сидя­щим на его крыле и почи­ни­ва­ю­щим оное, то на самой пере­кла­дине кре­ста… спо­койно при­креп­ля­ю­щим ото­рван­ные от него листы…» Весь подъем по ремонту Ангела — это сплошно реше­ние инже­нер­ной мысли, сме­калки и находчивости.

В даль­ней­шем шпиль сде­лали метал­ли­че­ским, и внутри на 2/3 его высоты соору­дили вин­то­вую лест­ницу, сна­ружи от люка шла лесенка к осно­ва­нию кре­ста. После ремонта шпиля высота его достигла 122,5 метра. Внутри собор пора­жает рез­ной и позо­ло­чен­ный ико­но­стас. Искус­ные руки масте­ров пре­вра­тили дерево в мяг­кие ткани одежды, дра­пи­ровки, кисти, капи­тели, витые колонны, гир­лянды цве­тов. Ико­но­стас пред­став­ляет собой три­ум­фаль­ную арку, памят­ник победы Рос­сии в Север­ной войне. Не смотря, что внеш­няя архи­тек­тура отли­ча­лось от тра­ди­ци­он­ного храма, все иконы были напи­саны мос­ков­скими ико­но­пис­цами. Пет­ро­пав­лов­ский собор на про­тя­же­нии несколь­ких деся­ти­ле­тий слу­жил усы­паль­ни­цей рус­ских импе­ра­то­ров. Пет­ро­пав­лов­ский собор стал глав­ной доми­нан­той нашего города.

Задание № 5

При­стань, постро­ен­ная для встречи «дедушки рус­ского флота». Обра­тите вни­ма­ние на даты навод­не­ний, в какие месяцы они в основ­ном про­ис­хо­дили, какое из них было самое силь­ное. Коман­дам при­быть в пол­ном составе.

Комендантская пристань

Задание № 6

Найти дом для «дедушки рус­ского флота». Коман­дам при­быть в пол­ном составе.

Ботный дом

Здрав­ствуйте мои доро­гие дети!

Я очень рада, что Вы рас­шиф­ро­вали посла­ние и добра­лись без потерь в команде до нуж­ного Вам места. Вы дога­да­лись, кто я? Раз­ре­шите пред­ста­виться её Вели­че­ство Импе­ра­трица Все­рос­сий­ская Ека­те­рина Ι.

Ска­жите, пожа­луй­ста, у Вас есть увле­че­ние хобби? Да! А, какие?

Вот и я хочу Вам рас­ска­зать о дет­ском увле­че­нии моего супруга Петра Алексеевича.

Это было еще в Москве. Когда он был юно­шей, гуляя по поме­стью дво­ю­род­ного деда в селе Измай­лово, в одном из амба­ров он обна­ру­жил Англий­ское неболь­шое-парусно-греб­ное судно под назва­нием Ботик. Жив­ший в то время в Москве гол­ланд­ский кора­бел рас­ска­зал юному царю осо­бен­но­сти дан­ного судна. Что оно ходит под пару­сами не только по ветру, но и про­тив ветра. Это так уди­вило моло­дого Петра, что он пове­лел отре­мон­ти­ро­вать бот, и на нем начал пости­гать основы управ­ле­ния парус­ным суд­ном. Изу­че­ние мор­ского дела так увлекло, что юный Госу­дарь создает «потеш­ную фло­ти­лию», для более подроб­ного изу­че­ния кораб­ле­стро­е­ния, судо­вож­де­ния и воен­ной так­тики и даже потом отправ­ля­ется на учебу в Голландию.

Создан­ный Пет­ром Алек­се­е­ви­чем флот поз­во­лил Рос­сии прочно укре­питься на море. Рос­сия стала мор­ской дер­жа­вой, какой оста­ется и посей день.

Так же Госу­дарь уде­лял много вре­мени и раз­ра­ботке военно-мор­ского флага, под кото­рым до сих пор бороз­дят мор­ские про­сторы наши корабли.

Зна­ете, как он назы­ва­ется? Все пра­вильно это Андре­ев­ский флаг.

Дети мои, а смо­жете мне найти здесь Андре­ев­ский флаг? Все пра­вильно — это белый флаг с голу­бым крест по диагонали.

А почему он полу­чил назва­ние Андре­ев­ский? Все пра­вильно в честь апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного, кото­рый по при­да­нию дошел до Руси и счи­та­ется её небес­ным покровителем.

Госу­дарь поде­лился слу­чаем, кото­рый с ним про­изо­шел: делая наброски флага, он сидел так долго, что не заме­тил как уснул, а когда проснулся, то уви­дел, как через слю­дя­ное окно про­би­лись два луча и упали на лист бумаги по диа­го­нали крест-накрест. Вот так был создан Андре­ев­ский флаг.

Может, Вы зна­ете, как ботик ока­зался здесь? А вот как: в Москве Ботик был уста­нов­лен с над­пи­сью «Дет­ская утеха при­несла муже­ствен­ный три­умф» и участ­во­вал в тор­же­ствах по слу­чаю окон­ча­ния Север­ной войны и заклю­че­ния Ништад­ского мира. После всех тор­жеств, при­нято реше­ние пере­везти ботик в новую сто­лицу Рос­сии Санкт-Петер­бург. Где по при­бы­тию устра­и­вают тор­же­ствен­ную встречу, и зна­ком­ство Ботика с кораб­лями Бал­тий­ского Флота, с этого дня он полу­чил назва­ние «дедушка рус­ского флота» и в нази­да­ние потом­кам при­ка­зано хра­нить вечно.

В жизни Петра Вели­кого море и корабли заняли осо­бое место, было какое-то гар­мо­ни­че­ское соот­вет­ствие внут­рен­него мира Петра и образ дви­жу­ще­гося корабля.

Задание № 7

Найти башню, где хра­ни­лись ключи от всех ворот, место, где про­хо­дит тор­же­ствен­ная смена кара­ула, место с кото­рого про­из­во­дится выстрел, но никто не боится, а наобо­рот все наобо­рот све­ряют часы. Коман­дам при­быть в пол­ном составе.

Шифр: В кон­верт вло­жен гюйс.

Флажная башня

Доро­гие ребята, мы с Вами видим сей­час перед собой Флаж­ную башню кото­рая нахо­дится на Нарыш­ки­ном басти­оне. Эта башня высту­пает как зри­мая связь с тра­ди­ци­ями кото­рые были зало­жены еще при импе­ра­торе Петре Пер­вом, насто­я­щем и наде­юсь и будущем.

В 1731 году на Нарыш­ки­ном басти­оне постро­или Флаж­ную башню, на кото­рой стали под­ни­мать флаг (гюйс) (изна­чально флаг под­ни­мался на Госу­да­ре­вом басти­оне). Здесь так же хра­ни­лись ключи от всех кре­пост­ных ворот. Флаг под­ни­мался с утрен­ней зарёй, опус­кался с вечер­ним зака­том. С 1917 г. флаг не под­ни­мался, но в 1990‑е годы эту тра­ди­цию воз­ро­дили (сна­чала флаг под­ни­мали и опус­кали, но впо­след­ствии его стали посто­янно дер­жать на мачте).

С 1730‑х годов появи­лась тра­ди­ция отме­чать пол­день пушеч­ным выстре­лом с Нарыш­кина басти­она. Выстрел также отме­чал начало и конец рабо­чего дня. Посто­янно стали про­из­во­дить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы пре­кра­тили, но в 1957 году эту тра­ди­цию воз­ро­дили. В XIX веке на тер­ри­то­рии кре­по­сти с 11 до 12 часов дня играл оркестр.

Задание № 8

Найти зда­ние, изде­лия из стен кото­рого рас­хо­дится по кар­ма­нам и кошель­кам. Коман­дам при­быть в пол­ном составе.

Шифр: В кон­верт вло­жена монета.

Монетный двор

Прак­ти­че­ски в каж­дом кар­мане лил кошельке можно обна­ру­жить изде­лия этого пред­при­я­тия. Перед нами один из круп­ней­ших монет­ных дво­ров мира. Монет­ный двор осно­ван в 1724 году. Царь Петр I пове­лел изго­то­вить памят­ную золо­тую монету, на руб­ле­ви­ках впер­вые появи­лась аббре­ви­а­тура «С.П.Б.», кото­рая была опо­зна­ва­тель­ным зна­ком на моне­тах до 1914 года. Здесь печа­та­лись пла­ти­но­вые, золо­тые и мед­ные монеты с двой­ным номи­на­лом рус­ским и поль­ским, нидер­ланд­ские дукаты, турец­кие пиастры.

В 1704 году Петр I ввел мед­ную копейку. Царь запре­щал выво­зить деньги за гра­ницу, опа­са­ясь ввоза фаль­ши­вых денег. Деньги стали печа­таться цен­тра­ли­зо­ванно. Но на монет­ном дворе печа­та­лись не только деньги, но и ордена и медали. Пер­вые ордена и медали выпу­щен­ные на монет­ном дворе были посвя­щены побе­дам и славе России.

Вот перед Вами ордена выпу­щен­ные на монет­ном дворе 1‑ым орде­ном явля­ется «Орден Андрея Пер­во­зван­ного». Это выс­ший импе­ра­тор­ский орден выда­вался за осо­бые заслуги перед Рос­сий­ским госу­дар­ством, вклю­чая, как бое­вые подвиги, так и граж­дан­ские отли­чия. Кава­леры ордена должны были иметь высо­кий дво­рян­ский чин, воин­ское зва­ние не ниже гене­раль­ского, нали­чие состо­я­ния, одно­вре­менно кава­ле­рами не должно быть более 12 чело­век. Сам Царь Петр и его спо­движ­ник А.Д. Мень­ши­ков были удо­сто­ены этого ордена. А В 1807 году после заклю­че­ния тель­зит­ского мира этим орде­ном был награж­ден Напо­леон I.

Орден Св. Екатерины.

Пер­во­на­чально назы­вался орде­ном осво­бож­де­ния и пред­на­зна­чался только Ека­те­рине Алек­се­евны. В войне с тур­ками рус­ская армия была окру­жена и Ека­те­рина Алек­се­евна поре­тво­вала все всои дра­го­цен­но­сти на под­куп турец­кого Мах­мед-паши. В резуль­тате чего рус­ские вой­ска смогли заклю­чить пере­ми­рие. Импе­ра­трица была на 7‑ом месяце бере­мен­но­сти и всту­пив на пре­стол пожа­ло­вала зна­ками ордена доче­рей царя Петра Алек­се­е­вича: Анну и Ели­за­вету. Павел I закре­пил эту тра­ди­цию, по кото­рому каж­дая вели­кая княжна полу­чала орден Св. Ека­те­рины. Осно­ва­нием для награж­де­ния явля­лось: про­све­ти­тель­ство, вме­ня­лось в обя­зан­но­сти дела благотворительности.

Орден Алек­сандра Невского.

Орден был заду­ман Пет­ром I за воин­ские заслуги, но стал исполь­зо­ваться для пооще­ре­ния граж­дан­ских лиц. 3674 факта награждения.

Орден Геор­гия.

И вот самый слав­ный орден Св. Геор­гия. Он был уче­ре­жден Ека­те­ри­ной II, она стала гросс­мей­сте­ром ордена, Пред­се­да­тель­ство­вала на всех засе­да­ниях ордена, на кото­рых реша­лось, кого удо­сто­ить чести носить этот орден. Орден давался за лич­ную доб­лесть, про­яв­лен­ную в бою не взи­рая на сосло­вия и чины. Награж­ден­ным пола­га­лась пен­сия. Ека­те­рина II пове­лела: «…сей орден нико­гда не сни­мать, ибо заслу­гами оный преобретается.»

В 1723 году Царем Пет­ром был издан указ о про­даже муки, круп по весу, а не по мере. При­чем исполь­зо­вать можно было, только про­ве­рен­ное обо­ру­до­ва­ние, на кото­ром было клеймо с госу­дар­ствен­ным орлом. За при­ме­не­ние под­дель­ных весов Царь серьёзно штра­фо­вал обман­щи­ков. На тер­ри­то­рии Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти было постро­ено несго­ра­е­мое депо образ­цо­вых мер и весов, куда тор­говцы должны были при­но­сить тор­го­вое обо­ру­до­ва­ние и изме­ри­тель­ные при­боры на про­верку. Была вве­дена еди­ная система мер и весов и созданы эта­лоны, кото­рые хра­ни­лись здесь в этом здании.

Сам Импе­ра­тор ходил с тро­стью, на кото­рой были ука­заны эта­лон­ные вели­чины – это

А сей­час мы с Вами немного поиг­раем на то, кто больше всех знает о деньгах.

А теперь мои доро­гие, мы с Вами отпра­вимся в путе­ше­ствие по внеш­ней сто­роне крепости.

Окончание экскурсии

А сей­час ребята мы с вами через Николь­ские ворота вый­дем к Крон­верк­скому про­ливу. Посмот­рите с этой сто­роны кре­по­сти сохра­ни­лись ста­рые стены, напо­ми­ная нам, что связь вре­мен нераз­рывна и мы по нему все время путе­ше­ствуем. Помните мы вам рас­ска­зы­вали, как царь Петр Алек­се­е­вич само­лично зако­пал ящик с золо­том в ста­рой кре­по­сти? Хоте­лось бы чтобы отыс­кать его повезло именно нам, ведь небы­ва­е­мое бывает.

Вот это удача! Какая команда нашла клад? Об этом собы­тии должны напе­ча­тать во всех газе­тах. «Клад най­ден!» А сей­час как насто­я­щие зна­токи денег мы опре­де­лим, не фаль­ши­вые ли они? А как мы будем про­ве­рять? Пра­вильно, на зубок. Ну, как насто­я­щее золото? Какие же вы молодцы, ну мы с вами хоть куда. А сей­час ребята, мы пой­дем вдоль Крон­верк­ского про­лива и будим смот­реть по сто­ро­нам. На про­ти­во­по­лож­ной сто­роне про­лива нахо­дится Пет­ро­град­ский ост­ров, самая его низ­кая часть. Как раньше гово­рили «на Мок­ру­шах» На той сто­роне нахо­дится самое люби­мое место Петер­бург­ской детворы. Кто ска­жет, что там нахо­дится? Пра­вильно зоо­парк. Теперь мы про­хо­дим мимо вспо­мо­га­тель­ного соору­же­ния Крон­верк, за ним нахо­дится ров в виде короны, обра­зуя Артил­ле­рий­ский ост­ров. Ну вот доро­гие, наше путе­ше­ствие под­хо­дит к концу, нам хоте­лось бы на после­док, чтобы вы каж­дый сде­лал свой кораб­лики пусть каж­дый пред­ста­вит в какое путе­ше­ствие он бы хотел на нем отпра­виться, какие бы он уви­дел страны, каких людей встре­тил на своем пути. Давайте немного помеч­таем, ведь «Небы­ва­е­мое бывает». Ну а сей­час мы под­ве­дем итоги нашей экс­кур­сии, какая же команда побе­дила? А мы счи­таем, что вы все достойны славы побе­ди­те­лей и награж­даем вас памят­ными меда­лями. Спа­сибо вам всем. Храни вас Бог!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *