петропавловская крепость история кратко для детей
Доклад-сообщение «Петропавловская Крепость»
окружающий мир, достопримечательности России
История создания
Во время войны России и Швеции император Петр Первый решил поставить сооружения для обороны, которые бы способствовали укреплению российских позиций. Крепость располагается на Заячьем острове. Начало строительства крепости является основание Санкт-Петербурга. Шестнадцатого мая 1703 года было открыто строительство сооружения. Сам царь Петр Первый создавал планы при помощи русских и европейских инженеров. Первоначально строение выглядело как укрепление из земляных валов и стен из дерева. Однако в скором времени стены заменили на каменные. Позднее стены покрыли гранитом.
План крепости
Периметр крепости был выполнен в виде неправильного шестиугольника. Царь и его приближенные лица принимали участие в строительстве. По этой причине в их честь названы 6 бастионов. Каждая стена, которая соединяет бастионы, также обладает собственным названием. В крепости есть 6 ворот. Екатерининская стена не имеет ворот. Наиболее известными воротами крепости считаются Петровские. Они оформлены прекрасными барельефами и гербом государства. Эти ворота – оригинальная триумфальная арка и парадный вход в крепость.
Множество привлекательных строений расположено внутри крепостных стен. Даже издалека можно заметить шпиль с позолотой. Это украшение колокольни Собора св. апостолов Петра и Павла. Второе название собора – Петропавловский. Сначала строение было выполнено из дерева, но он существовал недолгое время. Позднее на его месте поставили собор из камня. На верхушке шпиля располагается крест с ангелом. Колокольня имеет часы, которые изготовил мастер из Голландии. Иконостас был выполнен русскими и западными мастерами. В соборе упокоены Петр Первый и другие представители монаршей семьи. Собор входит в число основных достопримечательностей крепости.
Крепость была создана в качестве монументального сооружения для обороны. Стены ее неприступны. Каждый бастион имел десятки орудий. Но сооружению не пришлось осуществлять защитные функции. Практически сразу после завершения строительства она оказалась тюрьмой для политических заключенных. Из нее не удалось никому сбежать. Сегодня туристы имеют возможность посетить камеры узников.
В крепости расположен монетный двор, основанный Петром Первым. Он входит в число самых старых предприятий промышленности Петербурга. Тут чеканили монеты из золота и серебра, ордена, медали и нагрудные знаки. Монетный двор применял новейшее оборудование того времени и был самым большим в мире. В настоящее время он продолжает функционировать.
Ботик царя находился в Ботном домике, перенесенный из Москвы. Позднее ботик перевезли в Военно-Морской музей, а в домике поставили его копию. Помимо описанных сооружений в крепости расположены иные интересные строения. К ним относятся Комендантский и Инженерный дома, Главное казначейство и другие.
Настоящее время
В настоящее время крепость принимает туристов и является частью Музея истории Петербурга. Существует традиция, когда с отдельного бастиона осуществляется выстрел, сообщающий городским жителям и туристам, что наступил полдень.
Петропавловская крепость для детей
На возведение крепости были брошены многие силы: ее строили русские солдаты, просты крестьяне и даже плененные Петром Первым шведы. Своим названием крепость обязана апостолам Петру и Павлу, в честь которых она и была названа.
Возведение Петропавловской крепости заняло больше тридцати лет, и ее почти сразу решили перестроить в камне. Беспокойство Петра Первого было легко объяснимо: все те же шведы, война с которыми закончится только в 1721 году, могли в любой момент прорваться в сторону Петербурга, и деревянная крепость не представляла бы для них ни малейшей угрозы. Так что Доменико Трезини с 1706 года начал работы по перестройке крепости в камне, которые продлились до 1740 года.
Несмотря на то, что война со Швецией давно закончилась, и Россия могла не опасаться внешней угрозы, на перестройку крепости в камне тратились огромные средства. Многие считали это неразумным, потому что крепость никогда не выполняла своей военной функции. Но работы продолжались: возможно, потому, что крепость стала не только первой постройкой, но и настоящим символом Санкт-Петербурга.
Большинство гостей, которые впервые посещают Петропавловскую крепость, задаются вопросом, почему же она, вопреки такому солидному возрасту, столь хорошо сохранилась до наших дней? Ответ очень прост: несмотря на то, сколько сил был брошено на ее укрепление, она никогда не выполняла своей прямой, оборонной функции, ведь шведы так и не смогли прорваться к Петербургу. Поэтому и крепость, и все здания, расположенные на ее территории, безупречно сохранились и считаются одним из величайших памятников Петербурга. Поскольку в эпоху Екатерины крепость многократно перестраивалась и укреплялась, это и позволило ей сохраниться и дойти до наших дней в практически идеальном состоянии. В настоящее время Петропавловская крепость принадлежит Музею истории города.
Конспект занятия по речевому развитию и петербурговедению «Петропавловская крепость» для детей 5–6 лет
Конспект по речевому развитию.Ознакомление с окружающим миром: «Петропавловская крепость»
Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Цель: обобщить и дополнить знания и представления детей о достопримечательностях города, дополнить впечатления новыми эмоциями о Петропавловской крепости.
1. Развивать социально-коммуникативные навыки, речь, художественно-эстетическое восприятие, воображение, внимание и умение анализировать.
2. Расширять и закреплять представления детей о родном городе. (Петропавловская крепость).
3. Прививать желание любить родной город.
Тематический словарь: шпиль, ангел, собор).
Материалы и оборудование:
Иллюстрация слайдов на компьютере (Петропавловская крепость и Петропавловский собор). Выставка фотографий (изображений) интересных мест Петропавловской крепости. Письмо. Альбомные листы, цветные мелки и карандаши, кисти, краски.
Беседы о городе Санкт-Петербург, в том числе индивидуальные. Рассматривание иллюстраций интересных мест Петропавловской крепости. Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Прогулки детей с родителями по городу.
Ход занятия Дети рассаживаются на паласе полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришел почтальон и принес конверт с письмом. Хотите узнать что в нем?
Воспитатель: Письмо от Юры Иванова. Он живет в городе Москве. Он очень хочет увидеть достопримечательности нашего города. А так как, у него не получается приехать к нам, поэтому вместе с письмом он прислал пазл той достопримечательности о которой хотел бы узнать. Давайте вместе соберем этот пазл и узнаем что изображено на нем.
Дети собирают из частей целое изображение.
Воспитатель: Дети, изображение какой достопримечательности вы видите?
Дети: Петропавловская крепость.
Обсуждение особенностей архитектуры Петропавловской крепости.
Воспитатель: Посмотрите, какое сооружение крепости больше всего выделяется? Что находится на шпиле? Какого цвета ангел? Почему именно ангел? Какого цвета собор, стены? Как вы думаете почему? А почему стены такие толстые?Пофантазируйте: каким цветом вы бы раскрасили собор и стены, почему? Почему крепость называется Петропавловской?
Ответы детей
Крепость стоит на Заячьем острове, внутри крепости много музеев, есть монетный двор, есть Петропавловский собор, музей космонавтики…
Воспитатель: Дети, вы часто с родителями гуляете по крепости? Расскажите, где вы были?
Дети по очереди отвечают:
Кто знает что такое Монетный двор? Ответы детей Монетный двор – одно из старинных мест для печати монет;
При входе в крепость есть необычный (оригинальный) памятник Заяц. А вы знаете что означает этот памятник? Ответы детей
Воспитатель: Этот памятник является символом острова, так как остров на котором стоит крепость называется Заячьей.
Воспитатель: Давайте немного разомнемся и поиграем.
Игра «По болоту Пётр шёл…» Считалкой выбирают царя Петра.
«По болоту Пётр шёл, остров заячий нашёл, он собрал рабочий люд, чтоб построить крепость тут, зайцы пушек испугались по болоту, разбежались. Один, два, три, ну-ка зайчика найди. Дети идут по кругу, ребенок, играющий царя, идет в противоположную сторону. Дети движениями показывают, как созывали рабочих, строили крепость, дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».
Воспитатель: Молодцы! Вот какая интересная и необыкновенная крепость, я думаю, понравилась бы Юре. У вас получились замечательные рассказы и я с вашего разрешения опишу их в письме ему. Надеюсь, он вскоре приедет и сам все посмотрит. Дети, что нового вы узнали сегодня? Какое ваше любимое место крепости?
это изображение в виде пазла (пример)
Конспект по рисованию: «Мои впечатления о Петропавловской крепости» (сюжетное рисование)
Цель занятия: Развивать у детей умение рисовать городской пейзаж с передачей особенностей архитектуры Петропавловской крепости.
• Развивать у детей умение видеть красоту своего города, самостоятельно и творчески отражать свои впечатления разными изобразительно-выразительными средствами;
• Совершенствовать технические умения и навыки работы пастелью;
• Формировать умение сначала выполнять эскиз карандашом, а затем саму работу – в цвете. Совершенствовать умение располагать рисунок на бумаге;
• Закреплять умение рисовать различные здания, элементы декора;
• Развивать интерес к архитектуре, наблюдательность;
• Воспитывать бережное отношение, любовь к городу.
• Просмотр и обсуждение слайдов, фотографий зданий Петропавловской крепости;
Пастель, цветные карандаши, бумага белая. Фотографии и картинки зданий и сооружений крепости.
Содержание занятия:
Предлагаю детям совершить путешествие по крепости. Показываю слайды мест Петропавловской крепости (красивые здания, собор, монетный двор, памятники).
Обращаю внимание детей на красоту, разнообразие зданий (изящество, цвет, на форму и цвет памятников и их расположение.
Во время просмотра слайдов задаются следующие вопросы:
• Кто создал облик города? (архитекторы, кузнецы, скульпторы).
• Что особенно понравилось вам в этих зданиях? Что делает их нарядными, праздничными (фасад, арочные окна).
• Какие декоративные элементы украшают собор? (ангел).
• Из каких геометрические фигуры похожи элементы зданий? (круг, овал, прямоугольник, квадрат).
А теперь приступим к рисованию. Попробуйте рассказать о прогулке по крепости с помощью рисунков.
Сначала надо выбрать то место, которое вы будете рисовать. Например, «Петропавловский собор», «Монетный двор», «Комендантский дом», и т. д.
• С чего художник начинает работу над картиной? (с эскиза).
Выполняем эскиз простым карандашом. Придумываем сюжет, композицию, выявляем главное.
• Можно ли догадаться, глядя на твой рисунок, о каком месте ты рассказываешь, в какое время года совершаешь прогулку?
• Кто еще гуляет с тобой по городу?
Далее приступаем к работе на листе бумаги. Дети рисуют понравившиеся места Петропавловской крепости, проявляя свою индивидуальность, элементы творчества, высказывают предпочтения по отношению к тематике изображения и материалам. Рисуем пастелью и карандашами.
Сначала дети делают контурный рисунок, затем раскрашивают мелками.
Вспоминаем технические приемы работы с пастелью.
Сначала определяем большие цветовые пятна. Затем прорисовываем детали. Обращать внимание на изменение размеров и яркости цвета предметов в зависимости от расстояния. Цветовую гамму помогает определить время года (зима, осень).Рисуем людей, животных.
В процессе рисования звучит тихая, спокойная музыка.
По окончании работы рассматриваем получившиеся рисунки, определяем, о каком месте в крепости рассказывает художник.
Оформляем выставку работ «Мои впечатления о Петропавловской крепости»
«В мире домашних животных». Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ «Символы нашего города» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Расширять представления детей о родном городе. 2. Уточнять.
Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Космос» Цель: дать элементарные представления о космосе; познакомить детей с глобусом (моделью Земли, учить различать воду и сушу; развивать познавательную.
Конспект занятия по речевому развитию для детей 4–5 лет «Щедрость — украшение человека». Конспект по речевому развитию для детей 4-5 лет «Щедрость – украшение человека» Цель: довести до сведения детей, используя произведения.
Конспект занятия по петербурговедению «Петропавловская крепость» для средней группы
Мария Беклемешева
Конспект занятия по петербурговедению «Петропавловская крепость» для средней группы
Программное содержание:
• познакомить детей с Петропавловской крепостью- сердцем нашего города;
• вызвать познавательный интерес к городу, восхищение им;
• осознать ценность памятников культуры и искусства;
Материал: презентация
Активизация словаря:
Заячий остров, крепость, башни, ворота, пушка, выстрел, полдень, собор, купол, шпиль, Петр Первый.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
— Дети, сегодня я хочу познакомить вас с одной из главных достопримечательностей нашего города – Петропавловской крепостью.
Пётр I торопил со строительством крепости. Время было тревожное, в любой момент можно было ожидать нападение шведов. Вначале крепость была из земли и дерева. Но через три года земляные и деревянные стены крепости стали заменять на каменные. Работы велись под руководством архитектора Доменико Трезини.
Форма крепости-шестиугольник с выступающими угловыми башнями (бастионами, которые соединяются между собой стенами. Толщина этих стен-20 метров. По ним можно ходить, как по дороге.
Физкультминутка «По болоту Петр шел»
По болоту Петр шел дети идут на месте широким шагом
Остров Заячий нашел смотрят в бинокль
Он собрал рабочий люд машем руками, созываем людей;
И построил крепость тут стучат кулак об кулак
Крепость новая стоит, вытягиваем руки вверх и изображаем шпиль
пушками врагу грозит грозим пальцем
Бам-бам, бам-бам, не осталось зайцев там топаем поочерёдно ногами
Зайцы пушек испугались садимся на корточки закрываем глаза руками
И на острове не остались. встают пожимают плечами
Воспитатель: Ну вот мы и с вами поиграли
В Петропавловской крепости был построен монетный двор, где чеканили русские медали. Через 15 лет после окончания строительства Петропавловская крепость превратилась в государственную тюрьму. А через много лет она стала музеем и её посещает много людей со всего мира.
Петропавловка не спит
Ангел город наш хранит,
Пушка в полдень возвещает:
День, двеннадцать, каждый знает.
Прикреплённые файлы:
Конспект НОД по петербурговедению в старшей группе «Автобусная экскурсия по Санкт-Петербургу» Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.
Конспект открытого занятия по петербурговедению с детьми старшего дошкольного возраста «Мифические животные в нашем городе» Конспект открытого занятия С детьми старшего возраста Тема: «Мифические животные в нашем городе» Задачи: 1. Продолжать формировать,.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мой дом — моя крепость» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мой дом – моя крепость» Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной.
Крепость из глины в средней группе Оборудование: глина, стеки, зубочистки, емкость с водой, влажные тряпочки для рук. Подготовительная работа: если это работа планируется.
Конспект НОД по петербурговедению в подготовительной группе «Охота на львов» НОД по петербурговедению «Сказочные животные СПб – Охота на львов» Воспитатель Богданова В. М. Задачи 1. Обогащение представления детей о.
Конспект занятия «Снежная крепость» В феврале этого года, в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» состоялся снежный праздник «Построй свою крепость», где я и мои коллеги из.
Опыт работы «Занятия по петербурговедению в подготовительной группе детского сада» Занятия по истории города достаточно сложны для восприятия детьми дошкольного возраста, потому что материал насыщен энциклопедическими данными,.
Технологическая карта занятия по петербурговедению «Город и село» Технологическая карта занятия (совместная деятельность) Тема : «Город и деревня» Задачи: 1. Речевые: ввести в активную речь слова город,.
Экскурсия по Петропавловской крепости
Ну, здравствуйте. Все в сборе? Начнем!
Сейчас мы с Вами выберем, кто будет капитанами. Они получают звание обер-офицеров бомбардиров гарнизона «Петропавловская крепость». А теперь, обер-офицеры, набирайте команды из вновь прибывшего пополнения бомбардиров. Вы, молодцы!
Наша экскурсия называется «Небываемое бывает», и длиться она будет около 3‑ех часов, но т.к. среди нас много опытных и бывалых путешественников, то время пролетит интересно и незаметно.
Посмотрите, пожалуйста, вокруг, кто мне скажет: «Как называется река, которая так величественно несет свои воды?». Правильно – это Нева. Мы стоим на месте увенчанной боевой славой наших предков, на месте рождения нашего города и Балтийского флота. Это знаменательное событие произошло 7 мая 1703 года.
А начиналась эта история так: 1 мая 1703 года сдалась крепость Ниеншанц. 2 мая недалеко от устья Невы появляется шведская эскадра из 9 кораблей, под командованием адмирала Нумерса, направленная на помощь осажденной крепости. Эскадру замечают и докладывают Царю. Шведы не знают, что крепость сдалась, подали условный сигнал 2 пушечных выстрела. Борис Петрович Шереметьев – генерал фельдмаршал, руководивший захватом крепости Ниеншанц, распорядился ответить 2 выстрелами крепостной артиллерии, и повторяли условный сигнал утром и вечером. Пароль был угадан, шведы задержанные встречным ветром, встали на якоря ничего не подозревая. 6 мая шведы послали 2 корабля (10‑и и 8‑ми пушечный). Разведка тот час донесла Царю. Царь Петр вместе с А.Д. Меньшиковым никогда не воевавших на море на 30 лодках. Часть лодок под командованием Царя зашли со стороны В.О., а другая группа под управлением А.Д. Меньшикова с верховья реки Фонтанки и атаковали противника с двух сторон. Шведские корабли открыли сильный артиллерийский огонь. Не смотря на это, а так же полное отсутствие своей артиллерии русские лодки бросились в атаку на шведские суда и начался жестокий абордажный бой. Свершилось небывалое, с лодок не имевших артиллеристского снаряжения было взято в плен 2 военных корабля, снабженных 18‑ю пушками. Царь «не щадя своей монаршей милости» одним из первых влетел на палубу захваченного судна с топором и гранатой в руках.
С этого момента мы стали морской державой, было прорублено окно в Европу. Все офицеры и солдаты награждены были медалям, надпись на которых гласит: «Небывалое бывает 1703 год.»
С этого события Царь Петр решил строить крепость на Заячьем острове, т.к. это место более всего подходило для защиты устья Невы.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу,
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море,
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А сейчас обер-офицеры получать карты-схемы, задания и шифры, помните в них подсказки, они дополняют друг друга и помогают выполнить задание правильно и быстро.
Задание № 1
Найти первую речную переправу нашего города и команде прибыть на место назначения полностью.
Шифр: Иоанновский мост.
Иоанновский мост
Ну, молодцы. А как Вы догадались, что это именно то место, которое необходимо было найти?
Так вот, мои дорогие мы с Вами стоим на 1‑ой переправе, первом наплавном мосту. Его самое первое название Красный, 1‑й крепостной, затем Петровский.
Мост соединяющий Заячий о‑в с Петроградским (островом). Сразу после сражения в акватории Невы со шведами и после одержанной нами победы, Царь Петр повелел строить на этом месте крепость «Санкт-Питер-Бурх» скорость строительства была потрясающей, за 4 месяца уже были воздвигнуты равелины и бастионы крепости. Нужно было торопиться, пока не стал лёд.
Дорогие мои, представьте, кругом нас острова заросшие деревьями и кустарниками. Сейчас нас окружает совершено другой город. Скажите мне, какие звуки доносятся до нас, что мы слышим. (Шум машин, разговоры людей, лай собак). А теперь послушайте звуки, которые звучали 300 лет назад. (Шум ветра, звук топора, шаги солдат, звук пилы, кваканье лягушек).
Мы как бы с Вами стоим на мосту, соединяющий старый город с современностью.
Так вот крепость строилась с учетом всех правил, которые тогда существовали; со всех сторон крепость омывалась водой, не имея береговой черты. На стрелке В.О. стояла береговая артиллерия, со стороны Адмиралтейства, так же крепость охранялась пушками и наконец, была возведена крепость по противоположной стороне Кронверкской протоки. Но, к счастью крепости так и не пришлось участвовать в боевых действиях, а боевые батареи расположенные на ней вели сигнальную и солютоционную службу.
Царь Петр не разрешал строить мосты в новом городе, велел всем плавать на лодках, причем не грести веслами, а ходить под парусами. Зимой на буерах, это такие лодки с двумя большими коньками. Этот единственный первый мост служил для обеспечения крепости всем необходимым, во время ледостава он разбирался и после ледохода монтировался вновь. Мост обслуживало 40 человек. С гражданского и купеческого люда для прохода через мост взималась плата: с каждой кареты или коляски по 5 коп., с одноколки и экипажа в одну лошадь по 3 коп., с воза 2 коп., с кучеров, лакеев и пеших по 1 коп. Когда мост стал подъемным, для прохода судна с разводом моста платился 1 рубль.
Современный мост оформленный в имперском стиле упирается на каменные устои старого моста.
А сейчас командирам подойти и получить задания.
Задание № 2
Между Иоанновским равелином и Петровской куртиной найти ныне не существующий канал, с южной стороны которого находится каменная плотина с металлическими решетками. Команде прибыть на место назначения в полном составе.
Ботардо
Ребята, Вы просто молодцы, а как в этот раз Вам удалось прибыть в назначенное место? Так, а какая команда пришла первой в полном составе? Молодцы!
Мы с Вами находимся между Иоанновским равелином и Петровской куртиной. Иоанновский равелин назван в честь брата царя Петра, который правил вместе с ним с 1682–1696 год. (иоанновский равелин был построен позднее). Посмотрите, прямо под нами находился канал, отделяющий Иоанновский равелин от основной крепости. На выходах установлены платины, регулирующие уровень воды в канале. Под водой были установлены железные решетки, которые могли подниматься и опускаться.
Ребята, так как мы с Вами полны духом и всегда готовы принять участие в состязании, мы сейчас с Вами проведем соревнование на звание «Лучшего бомбардира Петропавловской крепости». Командирам подойти и получить все необходимое для проведения соревания. В конце будет объявлена команда победителей и выданы удостоверения. (Звучит музыка Эдуард Хил — «Маэстро Петербург», дети соревнуются в меткости- запуская самолетики.)
Подведение итогов. Молодцы. А сейчас Вы готовы приступить к новому заданию? Тогда командирам подойти и получить задания и шифры.
Задание № 3
Найти Триумфальную арку крепости, увенчанную символом Российской Империи. Командам прибыть в полном составе.
Шифр: Петровские ворота.
Петровские ворота
Здравствуйте дорогие мои друзья! Вы всё верно угадали и нашли нужный объект. Как он называется? (Петровские ворота). Но сначала я предлагаю Вам взглянуть на крепость с высоты птичьего полета. Правда, она красивая? (ДА).
Петропавловская крепость своей формой повторяла вытянутые шестиугольные очертания острова. По углам возвели каменные бастионы. Их высота доходит до 12 метров, а ширина – до 20 (между наружной и внутренней стенами насыпан толченый кирпич). Имена пятиугольные бастионы получали в соответствии с тем, кто из помощников Петра «курировал» то или иное укрепление. Так появились Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы. На каждом из них расположили около полусотни орудий. Согласно фортификационной науке того времени бастионы соединили между собой куртинами (стенами). В Петровской, Невской, Васильевской, Никольской и Кронверкской расположены одноименные ворота. Для неожиданных вылазок в тыл осаждающему укрепление неприятелю были приготовлены подземные ходы (сортии или сапы) и замаскированные проходы в стенах (паттерны). Екатерининская куртина была отстроена глухой.
Для защиты от нападения с моря отстроили два равелина — это дополнительные защитные укрепления треугольной формы. Иоанновский получил свое имя в честь старшего брата, а Алексеевский – в честь отца Петра I. С суши дополнительной защитой служил кронверк – земляной вал в форме короны.
В годы Северной войны появилась традиция сопровождать торжества в честь «преславных викторий» (славных побед)строительством триумфальных ворот. Таким сооружением были Петровские ворота Петропавловской крепости, богато украшенные аллегорической скульптурой, прославлявшей государственную мудрость Петра I, его полководческий талант и военные победы.
В те годы Петровские ворота не были прикрыты Иоаннновским равелином. Арка Петровских ворот служила главным входом в крепость со стороны строящегося на Городском (Березовом) острове города, и естественно были приняты меры по её декоративному оформлению.
Ворота первоначально (в 1707–1078 гг.) были сооружены из дерева по проекту Доминико Трезини. Свое название они получили после перестройки их в камне 1717–1718г..от того что раньше ворота на верху украшала статую апп. Петра с ключами.
В 1720 году мастер Ф. Вассу отлил из свинца двуглавого орла. Орел был вызолочен и установлен в 1722 году над аркой проезда. В том же 1722 году скульптор К. Растрелли взялся исполнить для Петровских ворот ряд барельефов и статуй, но передача заказа ему задержалась на несколько лет. Неизвестно, принадлежит ли существующая скульптура Растрелли. По некоторым малодостоверным источникам, ее автором является Н. Пино. Поверхность фасадной стены ворот обработана рустами. Стена первого яруса прорезана по сторонам проезда глубокими нишами, в которых установлены статуи — Беллоны – богини войны и Минервы — покровительницы ремесел, наук и искусств. Эти фигуры выполнены из смеси серой гидравлической извести и песка. В эффектном завершении ворот, образующем второй ярус сооружения, очень удачно применены волюты и венчающий центральную часть лучковый фронтон. Свободные плоскости стен верхнего яруса, как и фронтона, заполнены скульптурой — барельефами аллегорического содержания и композициями из эмблем, трофеев и доспехов. Из первоначального скульптурного убранства не дошли до наших дней пять — деревянных резных статуй, стоявших на аттике. Средняя статуя изображала апостола Петра, боковые, на углах фронтона, — сидящих ангелов с трубами и крайние, на нижних волютах, — аллегории Веры и Надежды. Органически вошедшие в ансамбль крепости Петровские ворота — единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге образец триумфального сооружения начала XVIII века.
Задание № 4
Найти место в крепости, где земное соединяется с небесным. Командам прибыть в полном составе.
Промежуточная остановка: Канал
Этот канал пересекал территорию всей крепости. Царь Петр Алексеевич первым начал копать ров. Посмотрите мы с Вами находимся именно в том месте с которого и начиналось строительство крепости.
А сейчас командиры подойдите и получите новые задания.
Как ребята, Вы ещё не устали, готовы к новым открытиям. Кстати Царь Петр при строительстве крепости спрятал клад, а так как мы с Вами знаем, что «небываемое бывает», мне бы так хотелось, чтобы этот клад нашли именно Вы.
Ангел Собора Петра и Павла
Первой постройкой внутри крепости стала закладка 29 июня 1703 года церкви «во имя святых Петра и Павла». Первая церковь была деревянной. С 1712 г. Санкт-Петербург становится столицей Российской Империи. Столице нужен новый главный кафедральный храм, к тому времени деревянная церковь обветшала. И было принято решение строить новый храм по проекту итальянского архитектора Д. Трезини. Собор строится 21 год. Собор представляет собой вытянутое прямоугольное здание, его стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличниках окон. Камер юнкер Ф. В. Берхгольц, побывавший в то время в Петербурге, в своем дневнике записал: «Крепостная церковь… при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм еще не совсем отделан».
Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к 1724 года, и тогда были установлены куранты, что было не свойственно русской архитектуре. Но деревянный шпиль не имел громоотвода и неоднократно от ударов молнии возникали пожары в 1736, 1748 г. и самый серьезный в 1756 г. Был сожжен шпиль и драгоценные часы с курантами, так же сгорела колокольня и серьезно повреждено внутреннее убранство собора. В результате реставрации колокольня увеличилась в высоту. Ангел первоначально был закреплен на шпиле неподвижно, из-за чего его сломала буря в 1777 году. В этом же году по рисунку А. Ренальди изготовили новое изображение ангела, несколько меньше по размерам (высота – 3,2 метра, размах крыльев – 3,8 метра). На этот раз Ангел был сделан как флюгер, и под порывом ветра он свободно вращался. Так же в 1778 году шпиль оснастили громоотводом. Спустя десятилетия крест вместе с Ангелом от бури накренился и стал угрожать падением. Для возведения лесов под ремонт потребовались бы большие затраты, но нашелся смельчак кровельных дел мастер крестьянин Петр Телушкин. Он предложил исправить повреждение без установки лесов и оплатить только расходы на нужные для этого восхождения материалы. Ремонт флюгера был произведен с октября по ноябрь в 1890 году. Вся сложность состояла в том, что нужно было добраться до основания флюгера, где был Ангел. Мастер решил это гениально, он опоясав себя веревкой вылез из люка и спустился по шпилю вниз на несколько метров. Затем учтя особенности крепления листов на шпиле, он по спирали начал подниматься вверх к люку, что дало возможность обвить шпиль колокольни для дальнейшего восхождения. Во время всего подъема он держался только на пальцах. При нашей осенней погоде, когда бывают дожди и сильные ветра. Вы представьте, какие понадобились усилия и мужество, и все это происходит на высоте. Следующим препятствием стало «яблока», на которое опирается
Ангел, а диаметром оно 4 аршина, а внизу у основания чуть больше аршина. Кто скажет, чему равен 1 аршин? (0,71 м). Представьте себе, что он придумал: Телушкин привязывает себя за ноги под самым «яблоком» и откидывается так, что оказывается, почти в горизонтальном положении и как мы помним все это происходит на высоте! Сопоставив расстояние креста, окружность «яблока», силу и направление ветра, собрав веревку кружками и кинув так сильно, что конец веревки обогнув конец креста и повис с яблока возле Телушкина. Почти на протяжении 6 недель велись ремонтные работы. Свидетели этого подвига писали: «Нередко мы его видели то поднимающим Ангела… то сидящим на его крыле и починивающим оное, то на самой перекладине креста… спокойно прикрепляющим оторванные от него листы…» Весь подъем по ремонту Ангела — это сплошно решение инженерной мысли, смекалки и находчивости.
В дальнейшем шпиль сделали металлическим, и внутри на 2/3 его высоты соорудили винтовую лестницу, снаружи от люка шла лесенка к основанию креста. После ремонта шпиля высота его достигла 122,5 метра. Внутри собор поражает резной и позолоченный иконостас. Искусные руки мастеров превратили дерево в мягкие ткани одежды, драпировки, кисти, капители, витые колонны, гирлянды цветов. Иконостас представляет собой триумфальную арку, памятник победы России в Северной войне. Не смотря, что внешняя архитектура отличалось от традиционного храма, все иконы были написаны московскими иконописцами. Петропавловский собор на протяжении нескольких десятилетий служил усыпальницей русских императоров. Петропавловский собор стал главной доминантой нашего города.
Задание № 5
Пристань, построенная для встречи «дедушки русского флота». Обратите внимание на даты наводнений, в какие месяцы они в основном происходили, какое из них было самое сильное. Командам прибыть в полном составе.
Комендантская пристань
Задание № 6
Найти дом для «дедушки русского флота». Командам прибыть в полном составе.
Ботный дом
Здравствуйте мои дорогие дети!
Я очень рада, что Вы расшифровали послание и добрались без потерь в команде до нужного Вам места. Вы догадались, кто я? Разрешите представиться её Величество Императрица Всероссийская Екатерина Ι.
Скажите, пожалуйста, у Вас есть увлечение хобби? Да! А, какие?
Вот и я хочу Вам рассказать о детском увлечении моего супруга Петра Алексеевича.
Это было еще в Москве. Когда он был юношей, гуляя по поместью двоюродного деда в селе Измайлово, в одном из амбаров он обнаружил Английское небольшое-парусно-гребное судно под названием Ботик. Живший в то время в Москве голландский корабел рассказал юному царю особенности данного судна. Что оно ходит под парусами не только по ветру, но и против ветра. Это так удивило молодого Петра, что он повелел отремонтировать бот, и на нем начал постигать основы управления парусным судном. Изучение морского дела так увлекло, что юный Государь создает «потешную флотилию», для более подробного изучения кораблестроения, судовождения и военной тактики и даже потом отправляется на учебу в Голландию.
Созданный Петром Алексеевичем флот позволил России прочно укрепиться на море. Россия стала морской державой, какой остается и посей день.
Так же Государь уделял много времени и разработке военно-морского флага, под которым до сих пор бороздят морские просторы наши корабли.
Знаете, как он называется? Все правильно это Андреевский флаг.
Дети мои, а сможете мне найти здесь Андреевский флаг? Все правильно — это белый флаг с голубым крест по диагонали.
А почему он получил название Андреевский? Все правильно в честь апостола Андрея Первозванного, который по приданию дошел до Руси и считается её небесным покровителем.
Государь поделился случаем, который с ним произошел: делая наброски флага, он сидел так долго, что не заметил как уснул, а когда проснулся, то увидел, как через слюдяное окно пробились два луча и упали на лист бумаги по диагонали крест-накрест. Вот так был создан Андреевский флаг.
Может, Вы знаете, как ботик оказался здесь? А вот как: в Москве Ботик был установлен с надписью «Детская утеха принесла мужественный триумф» и участвовал в торжествах по случаю окончания Северной войны и заключения Ништадского мира. После всех торжеств, принято решение перевезти ботик в новую столицу России Санкт-Петербург. Где по прибытию устраивают торжественную встречу, и знакомство Ботика с кораблями Балтийского Флота, с этого дня он получил название «дедушка русского флота» и в назидание потомкам приказано хранить вечно.
В жизни Петра Великого море и корабли заняли особое место, было какое-то гармоническое соответствие внутреннего мира Петра и образ движущегося корабля.
Задание № 7
Найти башню, где хранились ключи от всех ворот, место, где проходит торжественная смена караула, место с которого производится выстрел, но никто не боится, а наоборот все наоборот сверяют часы. Командам прибыть в полном составе.
Шифр: В конверт вложен гюйс.
Флажная башня
Дорогие ребята, мы с Вами видим сейчас перед собой Флажную башню которая находится на Нарышкином бастионе. Эта башня выступает как зримая связь с традициями которые были заложены еще при императоре Петре Первом, настоящем и надеюсь и будущем.
В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг (гюйс) (изначально флаг поднимался на Государевом бастионе). Здесь так же хранились ключи от всех крепостных ворот. Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом. С 1917 г. флаг не поднимался, но в 1990‑е годы эту традицию возродили (сначала флаг поднимали и опускали, но впоследствии его стали постоянно держать на мачте).
С 1730‑х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. В XIX веке на территории крепости с 11 до 12 часов дня играл оркестр.
Задание № 8
Найти здание, изделия из стен которого расходится по карманам и кошелькам. Командам прибыть в полном составе.
Шифр: В конверт вложена монета.
Монетный двор
Практически в каждом кармане лил кошельке можно обнаружить изделия этого предприятия. Перед нами один из крупнейших монетных дворов мира. Монетный двор основан в 1724 году. Царь Петр I повелел изготовить памятную золотую монету, на рублевиках впервые появилась аббревиатура «С.П.Б.», которая была опознавательным знаком на монетах до 1914 года. Здесь печатались платиновые, золотые и медные монеты с двойным номиналом русским и польским, нидерландские дукаты, турецкие пиастры.
В 1704 году Петр I ввел медную копейку. Царь запрещал вывозить деньги за границу, опасаясь ввоза фальшивых денег. Деньги стали печататься централизованно. Но на монетном дворе печатались не только деньги, но и ордена и медали. Первые ордена и медали выпущенные на монетном дворе были посвящены победам и славе России.
Вот перед Вами ордена выпущенные на монетном дворе 1‑ым орденом является «Орден Андрея Первозванного». Это высший императорский орден выдавался за особые заслуги перед Российским государством, включая, как боевые подвиги, так и гражданские отличия. Кавалеры ордена должны были иметь высокий дворянский чин, воинское звание не ниже генеральского, наличие состояния, одновременно кавалерами не должно быть более 12 человек. Сам Царь Петр и его сподвижник А.Д. Меньшиков были удостоены этого ордена. А В 1807 году после заключения тельзитского мира этим орденом был награжден Наполеон I.
Орден Св. Екатерины.
Первоначально назывался орденом освобождения и предназначался только Екатерине Алексеевны. В войне с турками русская армия была окружена и Екатерина Алексеевна поретвовала все всои драгоценности на подкуп турецкого Махмед-паши. В результате чего русские войска смогли заключить перемирие. Императрица была на 7‑ом месяце беременности и вступив на престол пожаловала знаками ордена дочерей царя Петра Алексеевича: Анну и Елизавету. Павел I закрепил эту традицию, по которому каждая великая княжна получала орден Св. Екатерины. Основанием для награждения являлось: просветительство, вменялось в обязанности дела благотворительности.
Орден Александра Невского.
Орден был задуман Петром I за воинские заслуги, но стал использоваться для поощерения гражданских лиц. 3674 факта награждения.
Орден Георгия.
И вот самый славный орден Св. Георгия. Он был учережден Екатериной II, она стала гроссмейстером ордена, Председательствовала на всех заседаниях ордена, на которых решалось, кого удостоить чести носить этот орден. Орден давался за личную доблесть, проявленную в бою не взирая на сословия и чины. Награжденным полагалась пенсия. Екатерина II повелела: «…сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный преобретается.»
В 1723 году Царем Петром был издан указ о продаже муки, круп по весу, а не по мере. Причем использовать можно было, только проверенное оборудование, на котором было клеймо с государственным орлом. За применение поддельных весов Царь серьёзно штрафовал обманщиков. На территории Петропавловской крепости было построено несгораемое депо образцовых мер и весов, куда торговцы должны были приносить торговое оборудование и измерительные приборы на проверку. Была введена единая система мер и весов и созданы эталоны, которые хранились здесь в этом здании.
Сам Император ходил с тростью, на которой были указаны эталонные величины – это
А сейчас мы с Вами немного поиграем на то, кто больше всех знает о деньгах.
А теперь мои дорогие, мы с Вами отправимся в путешествие по внешней стороне крепости.
Окончание экскурсии
А сейчас ребята мы с вами через Никольские ворота выйдем к Кронверкскому проливу. Посмотрите с этой стороны крепости сохранились старые стены, напоминая нам, что связь времен неразрывна и мы по нему все время путешествуем. Помните мы вам рассказывали, как царь Петр Алексеевич самолично закопал ящик с золотом в старой крепости? Хотелось бы чтобы отыскать его повезло именно нам, ведь небываемое бывает.
Вот это удача! Какая команда нашла клад? Об этом событии должны напечатать во всех газетах. «Клад найден!» А сейчас как настоящие знатоки денег мы определим, не фальшивые ли они? А как мы будем проверять? Правильно, на зубок. Ну, как настоящее золото? Какие же вы молодцы, ну мы с вами хоть куда. А сейчас ребята, мы пойдем вдоль Кронверкского пролива и будим смотреть по сторонам. На противоположной стороне пролива находится Петроградский остров, самая его низкая часть. Как раньше говорили «на Мокрушах» На той стороне находится самое любимое место Петербургской детворы. Кто скажет, что там находится? Правильно зоопарк. Теперь мы проходим мимо вспомогательного сооружения Кронверк, за ним находится ров в виде короны, образуя Артиллерийский остров. Ну вот дорогие, наше путешествие подходит к концу, нам хотелось бы на последок, чтобы вы каждый сделал свой кораблики пусть каждый представит в какое путешествие он бы хотел на нем отправиться, какие бы он увидел страны, каких людей встретил на своем пути. Давайте немного помечтаем, ведь «Небываемое бывает». Ну а сейчас мы подведем итоги нашей экскурсии, какая же команда победила? А мы считаем, что вы все достойны славы победителей и награждаем вас памятными медалями. Спасибо вам всем. Храни вас Бог!