писатель мельников печерский биография
О писателе Мельникове-Печерском
Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) – выдающийся русский писатель XIX века, ярко отразивший в своих произведениях быт и характер русского народа.
Хотя критики часто относят его ко «второму ряду» общенациональной классики, его романы «В лесах» и «На горах» пользуются неизменной популярностью у читательской аудитории.
Его называли и писателем-этнографом, и чиновником по вопросам раскола, случайно попавшим в литературу, и глубоким знатоком истории России и русского церковного раскола.
Как писал критик Л. Аннинский: «Романы Печерского – уникальный и вместе с тем универсально значимый опыт русского национального самопознания. И потому они переходят рамки своего исторического времени, переходят границы авторского мировоззрения, переходят пределы музейного краеведения и вырываются на простор народного чтения, конца которому не видно».
Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. В 1834 году он поступил в Казанский университет на словесный факультет, который закончил в возрасте восемнадцати лет. После окончания университета он был оставлен на факультете для подготовки к профессорству, но за слишком вольное поведение был отправлен в Пермь (в 1838 году), где поступил на службу учителем истории и статистики. Он посвящал свое время не только преподаванию, но и изучению Приуральского края, знакомился с бытом русского народа.
Во время путешествий по губернии он пишет «Дорожные записки», которые появляются в печати в конце 1839 года.
Вернувшись в Нижний Новгород, Мельников занимается преимущественно русской историей, изучает архивы Археографической комиссии, беседует со знатоками русского раскола.
В 1849 году происходит знакомство Мельникова с В.И. Далем, поселившимся в Нижнем Новгороде. Даль посоветовал Мельникову взять псевдоним Андрей Печерский, так как писатель жил на Печерской улице, в доме Андреева. Под влиянием Даля Мельников отправил в журнал «Московитянин» написанную им ранее повесть «Красильниковы».
Особое место в жизни Мельникова-Печерского занимало изучение раскола, как изучение книжное, так и непосредственное наблюдение над жизнью раскольников, с которыми он сталкивался во время поездок по России. Долгое время он был правительственным чиновником, занимавшимся проблемами раскола.
Вначале раскол и старообрядцы интересовали Мельникова как государственная, политическая и общественная проблема. Он даже высказывал предположение, что если бы Наполеон вместо того, чтобы превращать кремлевские соборы в конюшни, объявил бы в России восстановление старой веры и старого быта, война 1812 года имела бы совсем другой ход.
В 1852-1853 годах он возглавлял статистическую экспедицию по изучению Нижегородской губернии. Мельников-Печерский собрал огромный жизненный материал и стал крупнейшим знатоком современного ему народного быта и языка.
Постепенно интерес Мельникова-Печерского к старообрядчеству превратился из интереса государственного чиновника в интерес историка и писателя.
Наибольшую известность Мельникову-Печерскому принесла дилогия «В лесах» и «На горах», опубликованная в «Русском вестнике» в 1871-1875 гг. (роман «В лесах») и в 1875-1881 гг. (роман «На горах»). Работу надо романом «В лесах» писатель начал в 1968 году.
Как пишет исследовательница творчества Мельникова-Печерского В.Ф. Соколова: «Со страниц эпопеи встает перед читателями и старая Русь с ее дедовскими свычаями и обычаями, с кустарными промыслами и старообрядческими скитами, и Россия XIX века в момент исторического перелома в жизни народа, перехода от патриархального быта к промышленному капитализму».
Роман «На горах» был написан как продолжение романа «В лесах». Многие сюжетные линии, завязанные в первом романе, находят свое разрешение во втором. В романе широко освещается быт старообрядческого купечества и крестьянства, рассказывается о падении раскольничьих скитов и постепенном разрушении веками устоявшегося старообрядческого жизненного строя.
Мельников-Печерский блестяще владел мастерством устного рассказа и язык, которым разговаривают герои его романов, очень близок к устной народной речи.
Лексика романов Мельникова-Печерского поразительно многообразна – это общенародная лексика, лексика народно-поэтическая, старообрядческая лексика и диалектизмы. Присутствуют в лексике романов и устаревшие слова, и жаргонизмы и просторечие. Употребление этих слов автором всегда подчинено художественной задаче. Для романов «На горах» и «В лесах» писатель широко использовал разнообразные диалектизмы, собранные им самим в поездках по России.
Наиболее широко автор использует собственно-лексические и этнографические диалектизмы, часто вводит их в речь персонажей и авторскую речь. Минимальное количество фонематических диалектизмов свидетельствует о высоком языковом мастерстве писателя.
Автор также использует диалектизмы – фразеологические обороты (божие милосердие, лесной боярин, пятное крыло, пирог с молитвой и др.). Он также включает их в речь персонажей и в авторскую речь.
Мельников-Печерский в своем романе использует диалектизмы различных тематических групп. Наиболее широко представлена бытовая лексика, лексика, связанная с рыболовным промыслом и лексика, называющая предметы и явления окружающей природы.
Наряду с диалектизмами, зафиксированными только в Поволжском регионе, он вводит в свои романы лексику широкого территориального распространения (боры, гамза, голица, гребтеть, животы и др.).
Мельников-Печерский широко вводит диалектизмы в авторскую речь, использует их в описаниях пейзажа, авторских зачинах, лирических отступлениях, в авторском повествовании, связанном с героями. В языке персонажей диалектизмы используются в с целью характеристики героев и индивидуализации их языка. Интересно, что в речи образованных купцов Меркулова и Веденеева диалектизмы встречаются реже, чем в речи других героев романа.
Основным способом введения диалектных слов в текст художественного произведения являются авторские подстрочные примечания. Автор часто сопровождает диалектизмы подробными пояснениями. Как правило, толкования Мельникова-Печерского оказываются более обстоятельными и подробными, чем те, которые приводятся в словарях.
Биография
МЕЛЬНИКОВ, ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ (1818–1883), псевд. Андрей Печерский, русский писатель. Родился 25 октября (6 ноября) 1818 в Нижнем Новгороде в семье дворянина-офицера. В год рождения Мельникова его отец служил начальником жандармской команды, затем вышел в отставку и стал заседателем земского суда в г.Семенове Нижегородской губ., где и прошло детство будущего писателя. Мельников вырос среди старообрядческих скитов и, как заметил впоследствии его сын и биограф, в атмосфере «доверчивого патриотизма», но начальное домашнее образование получил на французском языке.
В 1829 Мельников поступил в Нижегородскую гимназию, а по окончании ее (1834) – на словесный факультет Казанского университета. В университете изучал персидский, арабский и монгольский языки. Увлечение культурой Востока способствовало тому, что он, по его словам, «переродился в русского». По окончании университета в 1837 Мельников не получил ожидаемого места при кафедре – из-за студенческой шалости был выслан в г.Шадринск Пермской губ. До 1839 работал учителем истории, статистики и французского языка в Пермской, а в 1839–1846 – в Нижегородской гимназии. Среди его близких друзей в Нижнем Новгороде были писатель и этнограф В.Даль (который в 1850 придумал Мельникову псевдоним Андрей Печерский, под которым тот впоследствии публиковал свои художественные произведения) и знаток раскола архиепископ Иаков.
В 1840 состоялась первая публикация Мельникова – 9 очерков Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь. Мельников изучал историю края, писал работы История Владимиро-Суздальского княжества, Персия при Сасанидах и др., переводил чешскую грамматику и стихи А.Мицкевича. В 1840 начал писать роман Торин, отрывки из которого, напечатанные в «Литературной газете», по свидетельству современных Мельникову критиков, являлись подражанием Н.В.Гоголю. Поняв, что его первый беллетристический опыт оказался неудачным, Мельников более 10 лет после этого ничего не писал. Служил корреспондентом Археологической комиссии, был членом-корреспондентом Общества сельского хозяйства, редактором газеты «Нижегородские губернские ведомости», читал бесплатные публичные лекции по истории. В 1847 Мельников стал чиновником особых поручений по делам раскола, в 1852–1853 – руководителем Статистической экспедиции по изучению раскола в министерстве внутренних дел. Благодаря этому досконально изучил историю, быт и психологию раскольников. В те годы Мельников называл раскол «язвой государственной» и исполнял свои служебные обязанности в соответствии с этим убеждением: закрывал скиты, отбирал иконы и т.п. Это сделало его отрицательным героем старообрядческого фольклора; по мнению раскольников, дьявол научил Мельникова видеть сквозь стены. Борьба Мельникова с раскольниками вызывала неодобрение у коллег-литераторов. М.Е.Салтыков-Щедрин называл его «подлецом по приказанью», А.Богданович – «сыщиком-добровольцем».
За обращение многих раскольников в православие Мельников получил орден св. Анны 3-й степени. В годы реформ Александра II, в которых он принимал деятельное участие в качестве чиновника министерства внутренних дел, Мельников изменил свое отношение к расколу и заявил, что больше не считает его опасным для российской государственности.
В 1858 Мельников опубликовал в журнале «Современник» повесть Гриша, в которой впервые коснулся главной темы своих будущих романов – раскола. В 1859 был соиздателем газеты «Русский дневник», в которой также публиковал некоторые свои рассказы. Писал также рецензии (на Грозу А.Н.Островского и др. произведения), исследования по истории раскола (Письма о расколе, 1862, Старообрядческие архиереи, 1863, и др.). Его брошюру для народного чтения О Русской Правде и польской кривде (1863), написанную по заказу министра внутренних дел и направленную против польского восстания, Салтыков-Щедрин считал сознательным разжиганием в народе темных чувств. Аналогичную оценку писателей либерального лагеря вызывали и статьи, которые Мельников печатал в 1864–1865 в газете министерства внутренних дел «Северная почта».
В 1866 в чине действительного статского советника Мельников вышел в отставку и поселился в Москве. В 1867 редактировал отдел внутренних дел в газете «Московские ведомости», однако регулярная газетная работа не удавалась ему из-за привычки работать «нервными порывами». Мельников решил полностью посвятить себя литературной деятельности. В 1868 написал повесть За Волгой, которую затем переделал в роман В лесах (1871–1875). Роман, действие которого происходило в раскольничьих скитах, имел большой успех у публики. Мельникова называли «первостепенным талантом», министр народного просвещения считал, что по его книгам надо учить детей русскому языку, П.Третьяков предложил писателю позировать художнику Н.Крамскому, чтобы поместить его портрет в своей галерее.
Работе над романом На горах (1875–1881) помешал паралич, полученный Мельниковым из-за сидячего образа жизни; последние главы романа он диктовал жене. Критики назвали дилогию В лесах и На горах эпопеей, т.к. никогда еще в литературе не были так полно изображены история и быт практически всех социальных сословий Заволжья. В роли повествователя выступал наивный сказитель Андрей Печерский. Сюжет строился вокруг судьбы купеческих семей Чапуриных и Смолокуровых. Действие происходило в женском и мужском раскольничьем скиту, в среде купцов, крестьян, рабочих, сектантов-хлыстов и др. Писатель использовал в текстах богатый фольклорный материал: песни, плачи, легенды, сказки, пословицы и поговорки и т.п.
Ко времени работы над дилогией Мельников пришел к убеждению, что старообрядчество несет в себе религиозный идеал народа, благодаря которому Россия спасется от нигилистического безверия. Критики отмечали, что писателю удалось на обширном материале показать не только психологию героев, но и тот «строгий житейский уклад», без которого разрушается народная жизнь. В целом критика воспринимала Мельникова как писателя-этнографа.
Болезнь Мельникова прогрессировала. В 1882, в начале работы над романом Царица Настасья, писатель лишился речи.
Умер Мельников в Нижнем Новгороде 1 (13) ноября 1883.
Павел Иванович Мельников-Печерский. Биография. Анализ произведений
К писателям, обратившимся к изучению народной жизни, народного быта, этнографии и фольклора, относится и Павел Иванович Мельников-Печерский.
Павел Иванович Мельников (псевдоним Андрей Печерский) – 25.X (6.XI). 1818, Нижний Новгород – 1 (13).II.1883, Нижний Новгород.
Родился в небогатой дворянской семье, учился в Нижегородской гимназии, а затем на словесном факультете Казанского университета. Преподавал статистику и историю в Пермской гимназии, занимался историей и этнографией края. Первые свои произведения печатал в «Отечественных записках» и «Москвитянине». В 1847–1850 годах работал в Нижнем Новгороде, занимался историей старообрядчества и раскола. В то же время под влиянием В.И. Даля занимается литературной деятельностью, создает ряд рассказов и повестей. Писатель проявляет знание провинциального быта и нравов общества. Переселившись в Москву, он сотрудничает в «Московских ведомостях» (1867), а затем является постоянным сотрудником «Русского вестника», где помещает ряд исторических работ и очерков. Итоговым произведением писателя явилась романная дилогия «В лесах» и «На горах», созданная в последние годы его жизни.
Писатели натуральной школы были предшественниками демократической беллетристики 1860-х годов. Ее влияние на творчество Н.В. Успенского, В.А. Слепцова, Ф.М. Решетникова, А.И. Левитова было значительно.
Слепцов и Якушкин принимали антикрепостническую гоголевскую сатиру, некоторые особенности в описании быта, критическое восприятие существующих общественных пороков. Левитову и Максимову особенно близки были гоголевские циклы («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»). Творчество Решетникова также связано с традициями гоголевской школы.
К художественным принципам и методам натуральной школы восходят такие особенности демократической беллетристики, как жизненная конкретность, фактографичность, аналитическое видение мира, публицистичность, описательность, фиксация зарисовок и наблюдений, особенности художественной структуры.
► Читайте также другие статьи раздела «Крестьянская тема в литературном процессе времени»:
► Перейти к оглавлению книги «Знамение времени. Проза ХIХ века»
Павел Мельников-Печерский
Об авторе
Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.
Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.
Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного духовенства.
В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.
Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму («Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то было во Казани».
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года постоянный сотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской языческой мифологии.
Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.