писатель в катаев биография
Валентин Катаев
Об авторе
Валентин Катаев – советский драматург, сценарист, поэт и писатель, специализировавшийся на жанре детской литературы и книгах о войне.
Валентин Петрович появился на свет 28 января 1897 года в семье преподавателя духовного училища и генеральской дочери в Одессе.
Более шестидесяти лет писатель провел в Москве и Подмосковье, однако до конца жизни сохранил манеру речи и привычки жителей родного города. Благодаря отцу мальчик много читал, что помогло ему блестяще закончить историко-филологический факультет Новороссийского университета, после чего он занялся преподавательской деятельностью. Вскоре после рождения младшего брата в семье Валентина случилась трагедия: его мать умерла от пневмонии. О детях стала заботиться родная тетка, которая дала мальчикам необходимое тепло и любовь.
Валентин Катаев: творчество
По признанию самого Катаева, он уже в девять лет понял, что хочет стать писателем. Желая сразу составить список своих «великих» произведений, Валентин начал записывать их названия, которые, к сожалению, не сохранились.
Самые первые работы автора были написаны в сатирическом жанре и начали публиковаться в 1912 году. Позднее Катаев перешел к более серьезной прозе, обратившись к военным историям, посвященным пропаганде пролетарских ценностей.
Примечательно, что в 1986 году, уже в почтенном возрасте, Валентин Петрович написал и опубликовал повесть «Уже написан Вертер», которую признали идеологически вредной и искажающей роль ВЧК в противостоянии контрреволюции.
Примерно в этот же период он перенес сложную операцию и через некоторое время умер.
Биография Валентина Катаева
Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) – советский писатель, известный своими работами в журналистике, прозе, поэзии, драматургии. Имеет звание Героя Социалистического Труда.
Детство
Будущий писатель родился 28 января в Одессе. Его семья была интеллигентной и очень образованной. Отец происходил из семьи священника, получил прекрасное образование и в дальнейшем преподавал в нескольких местных училищах. Мать происходила из древнего казацкого рода, была дочерью высокопоставленного генерала.
Спустя шесть лет у Валентина появился младший братик. Но вскоре случилось несчастье: мать заболела воспалением легких и умерла. К счастью, заботу о детях взяла на себя ее сестра, которая очень их любила и во многом сумела заменить мальчикам утерянного родного человека.
В доме Катаевых всегда царил культ книги. Одним из самых любимых способов времяпрепровождения семьи были ежевечерние чтения вслух. Наличие в доме огромной библиотеки открывало подрастающим мальчикам пути во множество миров, заключенных на страницах десятков и сотен томов.
Первые свои стихи Валентин написал в десять лет. По его собственным воспоминаниям, он постоянно пребывал в творческом возбуждении, пытался выплеснуть на бумагу мысли и чувства, которые теснились в голове. Со свойственной детству убежденностью в собственной уникальности маленький Катаев ни секунды не сомневался, что его творения достойны того, чтобы быть прочитанными широкой публикой. Поэтому практически с каждым стихотворением он отправлялся в поход по всем имеющимся в городе редакциям. Творения у ребенка принимали, но не печатали.
Однажды один из редакторов, видящий, что у мальчика есть талант, которому необходима шлифовка, посоветовал отправить стихи не в газету, а какому-нибудь писателю, который смог бы дать ему советы и направить по верному пути. Так Катаев познакомился с Александром Федоровым, взявшим его под свое крыло. Именно он впервые открыл мальчику творчество Бунина, от которого тот пришел в неподдельный восторг.
Очень скоро Валентин встретился со своим кумиром лично. Бунин оценил талант своего поклонника и согласился учить его. Именно он привил ему замечательную привычку каждый день заниматься творчеством, даже если совершенно нет желания это делать.
Первая мировая
Первая мировая война ворвалась в жизнь молодого Катаева настоящим разрушительным ураганом. На момент отправки на фронт он еще учился в гимназии и был страстно влюблен в свою соседку Ирину Алексину. Именно с ней он переписывался в годы сражений и получал моральную поддержку, в которой так нуждалась его юная душа,попавшая в настоящий ад.
Все годы, проведенные в окопах и переходах, Катаев не переставал писать. Творчество было той важной ниточкой, которая связывала его с нормальным миром, в котором не было массовых смертей и разрывающихся снарядов. Писатель был дважды ранен и получил множество наград, одной из которых было дворянское звание.
Но самым главным итогом войны для Катаева стали его произведения, написанные как в тяжелые годы, так и последующие, на которых явственно ощущался отпечаток кровавых событий.
После революции
Одесса после революции напоминала растревоженный улей, который не просто не мог наладить внутренний порядок, но еще и постоянно переходил из рук в руки. Люди попросту не понимали, на каком свете они находятся, кто им сегодня друг, кто враг, а кто придет им на смену завтра.
Катаев был членом литературного объединения «Зеленая лампа», но в те годы ему редко удавалось получать удовольствие от собственного творчества и общения с талантливыми коллегами. Вместо этого он принимал участие в непрекращающихся боевых действиях.
В 1920 году Катаев с сыпным тифом был отправлен в госпиталь, а затем вернулся домой в Одессу. На то время в городе уже господствовала советская власть. С ее точки зрения молодой человек выглядел очень неблагонадежным, поэтому его заключили под стражу. К счастью, его не расстреляли сходу, как это случалось сплошь и рядом. А потом помог случай. Один из чекистов признал в нем талантливого поэта. Так Катаев оказался на свободе и теперь уже в составе Красной армии. Спустя некоторое время его отозвали обратно в город и направили на работу в одну из местных газет.
Вскоре Катаев оказался в Харькове, а затем отправился в Москву, поскольку именно там видел много возможностей для своего творческого развития.
Москва
В столице Катаев полностью посвятил себя литературе. Он написал несколько пьес, которые были поставлены на сцене и имели успех у зрителей.
В 1931 году уже достаточно известный писатель женился на девушке, которая была младше его на целых 16 лет. Звали ее Эстер Бреннер. Восемнадцатилетняя красавица покорила его не только своей внешностью, но и образованностью, способностью тонко чувствовать и, конечно же, тем восхищением, которое читалось в ее глазах при взгляде на мужа.
Великая Отечественная
Годы Второй мировой Катаев снова провел на полях сражений. На этот раз он был военным корреспондентом.
Именно под влиянием этих событий и знакомств была написана повесть «Сын полка», за которую писатель получил «Сталинскую премию».
Мирная жизнь
В послевоенные годы Катаев продолжал сотрудничать со многими печатными изданиями. В частности, настоящим его детищем стал знаменитый журнал «Юность», главным редактором которого он был на протяжении 20 лет.
В 1978 году Катаев написал книгу «Алмазный мой венец». Это были своеобразные воспоминания, большинство участников которых предстали под вымышленными прозвищами. Это позволило писателю вывести множество образов, не подвергаясь при этом репрессиям, которых Катаеву всю жизнь удавалось счастливо избегать, несмотря на то, что, казалось, он делал все, чтобы сгинуть в сибирских лагерях. Ничего не боящийся писатель, рубящий правду-матку и сыплющий направо и налево ехидные шуточки, почему-то не раздражал советскую власть, обычно не терпящую подобное поведение.
Можно предположить, что это стало возможным благодаря огромным заслугам писателя, создавшего множество повестей, романов, стихов, пьес и сценариев для кинофильмов.
Умер Катаев 12 апреля 1986 года. Последний приют прославленный писатель обрел на Новодевьичем кладбище.
Мемория. Валентин Катаев
28 января 1897 года родился писатель Валентин Катаев.
Личное дело
Валентин Петрович Катаев (1897-1986) родился в Одессе в семье преподавателя епархиального училища Петра Васильевича Катаева. Мать Евгения Ивановна Бачей — была дочерью генерала Ивана Бачея и происходила из полтавских мелкопоместных дворян. Когда Валентину было шесть лет, у Катаевых родился еще один сын — Евгений. Вскоре после его рождения мать умерла от воспаления легких, после чего детей помогала воспитывать ее сестра, заменившая осиротевшим детям мать. Отец Катаева был очень образованным человеком. В семье была огромная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, а также много исторической и справочной литературы, в том числе «История государства Российского» и энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Любовь к русской классической литературе Валентину с детства была привита родителями, любившими читать вслух.
Как позднее вспоминал сам Катаев, писать он начал с девяти лет и уже в детстве был уверен, что станет писателем. Образцов этого самого раннего творчества Катаева не сохранилось. Его первой публикацией стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник» — официальном органе одесского отделения Союза русского народа. В последующие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более двадцати пяти стихотворений Катаева. После «Осени» он также стал публиковаться в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье». В газеты и журналы он тянул с собой брата, возможно, пытаясь и его пристрастить к писательству, что спустя годы удалось. « «Женька, идем в редакцию! » — кричал Валя. «Я ревел, — вспоминал Петров, предполагая: — Он водил меня потому, что ему одному идти было страшно»».
Катаев с 1905 по 1914 годы учился в 5-я одесской гимназии, которую не закончил в связи с началом Первой мировой войны. Незадолго до нее он познакомился с писателями Александром Федоровым и Иваном Буниным, которые стали его первыми литературными учителями. В эти же годы Катаев подружился с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким. Эта дружба положила начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов.
В 1915 году Катаев, не окончив гимназию, пошел на фронт добровольцем- вольноопределяющимся. Начал службу рядовым на артиллерийской батарее под Сморгонью, был младшим чином на артиллерийской батарее — канониром, затем получил нашивки бомбардира, затем младшего фейерверкера, через год был произведен в прапорщики. За время участия в боевых действиях был дважды ранен, попал под отравляющие газы. Был награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». В декабре 1916 года поступил в Одесское военное училище, перейдя из артиллерии в пехоту. Летом 1917 года, после ранения в бедро, полученного на румынском фронте, был отправлен в госпиталь в Одессе.
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он уже не успел, и в октябре был демобилизован прапорщиком.
Даже на войне Катаев не оставлял занятия литературой. В прессе появляются его рассказы и очерки, посвященные фронтовой жизни. Рассказ «Немчик», напечатанный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первой публикацией Катаева в столичной печати.
По официальной советской версии и его собственным воспоминаниям («Почти дневник»), Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует версия, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют, в частности, сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, тесно общавшихся с Катаевым в одесский период его жизни.
Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после выхода из одесского госпиталя, Катаев вступил в вооруженные силы гетмана П. П. Скоропадского, а после появления к северу от Одессы большевиков, в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию в чине подпоручика. Служил артиллеристом на легком бронепоезде «Новороссия» Вооруженных сил Юга России (ВСЮР), был командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.
В самом начале 1920 года, еще до начала отступления деникинцев, Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке, откуда был эвакуирован в одесский госпиталь. Позже родные забрали его, все еще больного тифом, домой.
Когда к середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа, красные уже заняли Одессу, и он подключился к подпольному офицерскому заговору по подготовке встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. Главной задачей подпольной группы был захват маяка для поддержки десанта, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Один из заговорщиков Виктор Федоров — сын дружественного Катаевым писателя А. М. Федорова — устроился работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Агент ЧК предложил Федорову крупную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Федоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала ее участников и в том числе Валентина Катаева Заодно был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.
За Виктора Федорова заступился Григорий Котовский, которого А. М. Федоров в 1916 году спас от смертной казни через повешение. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. В итоге Виктор Федоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были отпущены.
В сентябре 1920 года после полугода заключения Валентин Катаев и его брат вышли из тюрьмы. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.
После освобождения Валентин Катаев, по официальной версии, участвовал в гражданской войне в частях красной армии в качестве командира батареи. Впечатления о том периоде жизни он отразил в автобиографической повести «Записки о гражданской войне».
Из армии он был отозван для работы в одесском отделении бюро украинской печати. В «Записках» Катаев вспоминал: «Поэты писали для плакатов четверостишия, которые читали все, начиная от попавшего в переделку фабриканта, кончая кухаркой, идущей записываться в профессиональный союз». Катаев возглавил «Окна сатиры» одесского отделения РОСТА, публиковал фельетоны, стихотворные подписи, писал рассказы.
В 1921 году Катаев перебрался в Харьков, где работал в местной прессе вместе с Юрием Олешей. Они снимали одну квартиру на двоих.
В 1922 году переехал в Москву, где вскоре начал работать в газете «Гудок», при этом в качестве «злободневного» юмориста сотрудничая со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».
В 1926 году вышла посвященная борьбе с мещанством его повесть «Растратчики», в 1928 – на ту же тему комедия «Квадратура круга».
Творческие командировки, ознакомление с новыми индустриальными гигантами на месте были традиционными для писательского быта тех лет. Катаев, побывав на Магнитострое, в 1932 году выпустил «производственный» роман «Время, вперед!».
Широкую известность писателю принесла вышедшая в 1936 году повесть «Белеет парус одинокий» о революционных событиях 1905 года в Одессе. Уже через год она была экранизирована. Позднее повесть стала первой частью тетралогии «Волны Черного моря». В 1939 году писатель был награжден первым орденом Ленина.
Во время Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда», писал очерки, рассказы, публицистические статьи. Впечатления военного времени отразились в его повести «Сын полка» о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. За эту книгу, написанную в конце войны, он в 1946 году получил Сталинскую премию.
После войны Катаев стал много пить, у него случались многодневные запои. В 1948 году это едва не привело к разводу с женой, после чего он объявил ей, что бросает пить.
В том же году продолжил «Белеет парус одинокий» повестью «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы»), после вышли «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960—1961). Позднее все эти четыре произведения издавались как единая эпопея «Волны Черного моря».
После ухода из «Юности» Катаев начал писать днями напролет. В 1964 выходит его публицистическая повесть «Маленькая железная дверь в стене». Начиная с этого произведения, писатель меняет манеру и тематику. Свой новый стиль он назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его прилизанности официальной советской литературы.
В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Кладбище в Скулянах» (1974).
В 1974 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Широкий резонанс и множественные комментарии вызвал вышедший в 1978 году роман «Алмазный мой венец». В нем Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имен. Книга посвящена наиболее замечательным из его современников-писателей, в том числе — Ильфу, Петрову, Булгакову, Бабелю, Мандельштаму, Пастернаку, Маяковскому. Все они фигурируют под прозвищами — друг, брат, синеглазый, конармеец, щелкунчик, мулат, Командор.
После выходят наделавшая много шума повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина, рассказанный им самим» (1982), «Сухой лиман» (1984), «Спящий» (1985).
Последние тридцать лет писатель жил на даче в Переделкино. В конце жизни страдал онкологическим заболеванием, перенес операцию по удалению раковой опухоли.
Валентин Катаев умер 12 апреля 1986 года на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
Валентин Катаев в истории советской литературы фигура противоречивая. Один из талантливейших советских писателей, автор знаменитых повестей «Белеет парус одинокий» и «Сын полка», а также сказки «Цветик-семицветик». Всего же Катаев написал около 25 романов и повестей, множество рассказов, сказок, эссе, пьес и сценариев. По его произведениям было создано много театральных постановок, художественных и документальных фильмов.
Современники, отмечавшие яркость и сочность его прозы, при этом считали его несравненным «удачником» и приспособленцем, обласканным властью, отмечали его грубость и цинизм.
Художник Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, отмечал, что в нем странным образом «сочетались два совершенно разных человека»: «Один — тонкий, проницательный, глубоко и интересно мыслящий писатель, великолепный мастер художественной прозы, пишущий на редкость выразительным, доходчивым, прозрачным литературным языком. И с ним совмещалась личность совершенно другого толка — разнузданный, бесцеремонно, а то и довольно цинично пренебрегающий общепринятыми правилами приличия самодур».
Как отмечал литератор Олег Волков, «в среде советских литераторов, где трудно выделиться угодничеством и изъявлениями преданности партии, Катаев все же превзошел своих коллег». Благодаря хорошему пониманию «социального заказа» со стороны коммунистической партии, Катаев «обрел все земные блага, о которых мечтал: высокое положение и звание, известность, богатство, заграничные путешествия, недоступные простым смертным».
При этом даже критики отмечали, что «к огорчению всех благородных и порядочных людей дару Катаева ничего не вредило».
После смерти Сталина в творчестве Катаева произошел значительный перелом. По мнению поэта Дмитрия Быкова, «ничего выше, чем его поздняя «мовистская» проза, в Советском Союзе времен так называемого застоя не печаталось».
О чем надо знать
Младший брат Валентина Катаева — Евгений Петров — тоже стал известным писателем. В соавторстве с Ильфом он написал знаменитые произведения «12 стульев» и «Золотой теленок».
Имя Евгений получил в честь матери, а фамилию-псевдоним взял по имени отца.
Он упрашивал брата стать литератором, а тот упирался, уверяя, что у него не получится. В «Алмазном венце» Катаев вспоминал сказанное брату:
«»Ты что же это? Рассчитываешь сидеть у меня на шее со своим нищенским жалованьем?». И тот за час, «стиснув зубы», написал отличный рассказ и тихо сказал: «Подавись!»»
Приход Петрова в литературу упоминала и Надежда Мандельштам: «Приехал из Одессы устраиваться в уголовный розыск, но, по совету старшего брата, стал писателем».
Именно Валентин Катаев предложил Ильфу и Петрову тему для романа «12 стульев», сказав: «Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти».
Прямая речь
Иван Бунин о Валентине Катаева («Окаянные дни»): «Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»»
Яков Лурье о приспособленчестве Валентина Катаева: «Разразилась революция, и Катаев — вместе с Багрицким и Олешей — стал сугубо революционным поэтом; началась гражданская война, Одессу заняли белые — позиция Катаева соответственно изменилась; окончательно победили красные — и Катаев осознал себя «сыном Революции», почти большевиком, и сохранил эту позицию до старости».
Что мне Англия, Польша и Франция!
Пули, войте и, ветер, вей.
Надоело мотаться по станциям
В бронированной башне своей.
Если ночью в несметных звездах
Пламена полноты небывалые
Голубеют в спиртовых снегах.
Ни крестом, ни рубахой фланелевой
Вам свободы моей не купить.
Надоело деревни расстреливать
И в упор водокачки громить.
(Валентин Катаев, 1918 год)
9 фактов о Валентине Катаеве
Материалы о Валентине Катаеве:
Катаев Валентин Петрович
Российский писатель. Поэт. Драматург. Сценарист. Журналист. Военный корреспондент. Главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда. Известен по произведениям «Белеет парус одинокий», «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Сын полка», «Отчий дом».
Валентин Катаев родился 28 января 1897 года в городе Одесса, Украина. Мальчик появился на свет в семье учителя. Еще гимназистом начал писать. В печати дебютировал в 1910 году. Во время Первой мировой войны, не окончив гимназию, добровольцем вступил в действующую армию и до 1917 года находился на фронте. Служил в артиллерии. Во время Гражданской войны мобилизован в Красную армию и участвовал в боях против войск Антона Деникина, а также работал в южном отделении российского телеграфного общества.
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 года работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица. В этот период писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. В этот период, Катаев являлся автором романа «Время, вперед!», повести «Я сын трудового народа».
Мировую известность принесла писателю повесть «Белеет парус одинокий», написанная в 1936 году. Через года по ней снят одноименный фильм. Во время Великой Отечественной войны Катаев служил военным корреспондентом. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка», вышедшая в 1945 году и удостоенная Сталинской премии. По данному произведению была написана одноименная пьеса, а уже в 1946 году снят фильм.
После войны написал повести «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов». Также известна его произведение «Маленькая железная дверь в стене». Начиная с этого момента, Катаев сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом», неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец», «Трава забвенья», рассказ «Кубик». Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал его роман «Алмазный мой венец».
Произведения Валентина Катаева неоднократно переводились на многие иностранные языки. Существует мнение, что именно он подсказал Ильфу и Петрову сюжет романа «Двенадцать стульев».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года за большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 40-летием со дня образования Союза писателей СССР Катаеву Валентину Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Валентин Петрович Катаев скончался 12 апреля 1986 года в Москве. Похоронен российский писатель и драматург на десятом участке Новодевичьего кладбища столицы.