план подготовки к цт по истории беларуси
Как самостоятельно готовиться к ЦТ по истории?
Набрать на ЦТ по истории 100 баллов, пожалуй, так же сложно, как и по математике: большие объёмы информации освоить нелегко. Но если правильно организовать подготовку, к заветной сотне приблизиться под силу Адукар даст несколько советов, как самостоятельно готовиться к ЦТ по истории Беларуси и всемирной истории новейшего времени.
Составь план
Без него не обойтись при подготовке к любому предмету. Включи в план темы, которые затрагиваются в ЦТ. В этом помогут документы от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „История Беларуси“ для проведения централизованного тестирования» и «Спецификация теста по учебному предмету „Всемирная история новейшего времени“ для проведения централизованного тестирования ». Определи, сколько часов в неделю тебе нужно уделить истории, чтобы разложить все события, имена и даты по полочкам. Не надейся, что они отложатся в голове после первого прочтения. Время от времени возвращайся к уже пройденным темам. Налегай на учебники и прорешай тесты прошлых лет, демоварианты и ЦТ онлайн. Рассчитай время так, чтобы его хватало на отдых и увлечения. Переутомление пагубно влияет на мыслительные процессы.
Необходимую информацию ты найдёшь в школьных учебниках (задания тестов не выходят за их рамки), для систематизации знаний используй специальные пособия
Вникай в прочитанное
Чтобы выучить историю, мало зазубрить параграфы. Попытайся выстроить в голове своеобразное хронологическое древо — это поможет быстро ориентироваться в паутине событий прошлого. Многие задания рассчитаны на логическое мышление, умение разбираться в причинно-следственных связях. Так что тренируй и эти навыки.
Запоминай даты, имена и лица
Заучить придётся даты, имена политических и культурных деятелей. Не игнорируй высказывания известных личностей и иллюстративный материал учебника. Задания на их распознание в ЦТ по истории встречаются часто. Проследи связь истории с географией, так как в тестах содержатся и картосхемы по темам от первобытности до современности. Если имена и даты скатываются в запутанный клубок, попробуй подобрать к ним ассоциации, смоделируй забавные случаи. Таким образом ты повесишь своеобразные якоря памяти.
Для запоминания дат и имён пользуйся карточками
Продумай стратегию поведения на тесте
Не всегда абитуриенты, научившись решать тесты, отлично справляются с ЦТ. Экзамен — стрессовая ситуация, поэтому учись владеть собой и подумай, как распределить время. Отработай лайфхаки (метод исключения, логические выводы), определи заранее, на задания какого типа тебе нужно больше времени. Это позволит легко справляться с тестами в экстремальной ситуации.
Отслеживай результат подготовки
Проверить знания и ощутить экзаменационную атмосферу позволяет РТ, которое проводится на базе университетов трижды за учебный год. Результат репетиционного тестирования поможет тебе следить за прогрессом. РИКЗ выдаёт всем участникам РТ консультации, где объясняется решение каждого задания.
Чтобы учёба была в радость, поставь себе более глобальную цель, чем сдать ЦТ. Например, научиться разбираться в мировых процессах и видеть их закономерности. Историю можно любить и за полезный опыт, и за интересные, захватывающие события, и примеры выдающихся людей. Владеть информацией — это полезно и круто!
Если чувствуешь, что самостоятельная подготовка не даёт желаемого результата, приходи на курсы подготовки к ЦТ, где преподаватели Адукара натаскают тебя на высокий балл.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Как готовиться к ЦТ по истории: самая полная подборка от Адукара
Сменяются дни, недели, годы и даже эпохи. И раз уж ты выбрал для себя изучение этих перемен и событий, которые им сопутствуют, будь готов сдать ЦТ по истории. А оно буквально стучится в двери. Чтобы ты продуктивно использовал оставшееся время, мы подготовили полезную подборкунаших материалов по истории Беларуси.
Хочешь узнать как можно больше, а до ЦТ остаётся всего одна ночь? Видеоуроки Адукара тебе в помощь! Преподаватель истории Дмитрий Зайцев детально разберёт темы, с которыми у абитуриентов возникают сложности.
А ты уверен, что знаешь историю настолько хорошо, чтобы их не допустить? Проверь ещё раз, чтобы не потерять драгоценные баллы.
Здесь собрана только самая актуальная и полезная информация с совместного эфира преподавателя истории Дмитрия Зайцева и главного редактора Адукара Ксюши Пивневой о ЦТ по истории и обществоведению.
Мурашки по коже, не правда ли? Ничего удивительного, ведь эти темы из ЦТ по истории пугают ни одно поколение абитуриентов.
Эти пособия и сборники просто невероятны! Конечно, планету от нападения пришельцев они вряд ли спасут (хотя не стоит исключать эту возможность). Но вот помочь тебе получить высокий балл на ЦТ точно смогут!
Чтобы не учить лишнего, обязательно смотри спецификации по истории Беларуси. В них есть всё, что могут спросить на ЦТ, поэтому ты точно ничего не упустишь.
Тестовые материалы
Если ты сможешь решить эти тесты, не допустив ни одной ошибки, будь уверен, что хороший балл у тебя в кармане.
Исторические личности
Знакомые лица? Ещё бы! Ведь все эти деятели могут встретиться тебе в ЦТ. Поэтому убедись, что знаком с ними достаточно близко.
Теперь ты вооружён до зубов, как средневековый воин. И мы уверены, что ЦТ для тебя пройдёт куда проще, чем любое военное столкновение. Запасись удачей и вперёд!
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook.
План по подготовке к ЦТ по истории Беларуси и всемирной истории
по подготовке к ЦТ по истории Беларуси и всемирной истории,
за период с 01.06. по 15.07 2020 г.
ГУО «Мокрянский УПК д/с-СШ»
Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков
Индивидуальные и дистанционные консультации
Население белорусских земель в V – конце IX в. Древние верования и первобытное искусство
Государственность восточных славян. Княжества на территории Беларуси. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.
Феодальная раздробленность. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.
Языческие верования. Принятие и распространение христианства на территории Беларуси. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв.
Создание Великого княжества Литовского
Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV – XV вв.
Государственный строй, органы власти и управления в ВКЛ (XV – XVI вв.)
Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.
Политическое положение ВКЛ в первой половине XVI в.
Культура Беларуси XIV – XV вв. Формирование белорусской народности
Образование Речи Посполитой. Положение ВКЛ в политической системе Речи Посполитой
Культура Беларуси в XVI – начале XVII в.
Церковь и религия на белорусских землях
Беларусь во время войн XVII – начала XVIII в.
Социально-экономическое положение Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв.
Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв.
Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы
Включение белорусских земель в состав Российской империи
Беларусь в войне 1812 г.
Общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в.
Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Отмена крепостного права. Особенности буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси
Развитие капитализма в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси
Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
Беларусь в период революции 1905-1907 гг.
Столыпинские реформы в Беларуси
Положение Беларуси в годы Первой мировой войны. Февральская революция 1917 г.
Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси
Провозглашение и образование белорусской государственности в 1917-1920 гг. Беларусь в годы военной интервенции
БССР в годы новой экономической политики
Политика белоруссизации. Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.
Проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.
Положение Западной Беларуси в составе польского государства. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР
Начало Великой Отечественной войны. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси
Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов
Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков
БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. Участие БССР в основании ООН
Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг.
Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1950-х первой половине 1980-х гг.
Развитие образования и науки, литературы и искусства в БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.
БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и особенности ее проведения в БССР
Провозглашение и становление государственного суверенитета Республики Беларусь. Социально-экономическое развитие на рубеже XX – XXI вв.
Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь
«ЦТ по истории и обществоведению охватывает если не весь школьный курс, то его значительную часть»
Централизованное тестирование по истории Беларуси в 2017 году сдало почти 17 тысяч абитуриентов, по обществоведению — более 23 тысяч. Из них 100 баллов удалось заполучить 16 и 19 абитуриентам соответственно. Если хочешь попасть в аналогичную статистику ЦТ 2018 или хотя бы оказаться в топе по баллам, читай советы преподавателя учебного центра Адукар Дмитрия Зайцева о том, как организовать подготовку к ЦТ эффективно и получить высокий результат.
Дмитрий — преподаватель истории и обществоведения, магистр исторических наук, исследователь в области политических наук. Окончил исторический факультет БГУ, аспирантуру кафедры политологии БГЭУ, учится заочно во второй магистратуре в Академии управления. Профессиональный репетитор, преподавательскую деятельность ведёт более семи лет, с 2016 года преподаёт историю Беларуси и обществоведение в образовательном центре Адукар
Когда вы советуете начинать подготовку к ЦТ по истории и обществоведению?
Всё зависит от того, какой абитуриенту нужен результат. Если он претендует на ФМО БГУ, то обществоведение лучше начинать учить за два года. Потому что там каждый балл на вес золота, ошибаться нельзя вообще. Им нужны сотки. Но если исходить из потребности большинства учеников, то историю лучше начинать учить в сентябре, а обществоведение (не для топовых специальностей) не позднее января-февраля года сдачи.
Что нужно знать и уметь абитуриенту, чтобы сдать ЦТ по истории Беларуси и обществоведению выше среднего? По каким пособиям готовиться?
Если речь идёт о результате среднем и чуть выше среднего, здесь изобретать велосипед не нужно. ЦТ полностью соответствует школьной программе, поэтому просто берём школьные учебники и учим.
Но, само собой, есть хорошие пособия в помощь абитуриенту. Для историков это «История Беларуси: основные даты и события» за 6−11 класс С. В. Панова. Пособие содержит основной перечень дат. Здесь их можно получить в одном месте, а не собирать из шести учебников.
Что касается обществоведения, то есть пособие Реута в двух частях ( «Обществоведение: готовимся к централизованному тестированию, экзамену, олимпиаде: пособие для учащихся и абитуриентов» ), оно хоть и немножечко в другой стилистике, чем официальный учебник Вишневского, но, тем не менее, программе соответствует. В нём всё лаконично, что позволяет быстро повторить. Само пособие Вишневского я бы не рекомендовал, т.к. там далеко не весь материал, есть расхождения с учебником. Ещё сейчас очень популярны конспекты Лазарева в трёх частях ( «Обществоведение в схемах, понятиях и таблицах» за 9, 10 и 11 класс), вот это полезная вещь.
Само собой стоит набить руку на тестах, чтобы привыкнуть к заданиям и определить, сколько времени занимает их решение. В ЦТ по истории и обществоведению 38 заданий в части А и 12 заданий в части Б. На тест даётся 90 минут. И всегда есть абитуриенты, которым этого времени мало. Но часа более чем достаточно среднестатистическому ученику для решения всех заданий, если он готовился. Не стоит проверять ответы по десять раз, а оставить на перепроверку ответов и заполнение бланка 20−25 минут.
Спецификации РИКЗ [список тем, которые могут быть затронуты в ЦТ — прим. ред.] этого года уже появились, расхождений с прошлым в них я не заметил. В РТ и дистанционном тесте по обществоведению в этом году нет портретов, но зато появились схемы. Однако они логически вытекают из содержания школьных учебников, это просто наглядный материал, который всё равно сводится к школьной программе. То есть немножечко добавить собственную логику к тому, что ты выучил, и ничего дополнительного не нужно. Также могу сказать, что структура третьего этапа РТ и самого ЦТ обычно достаточно близки. Поэтому если ты сдал третий этап, то в большинстве своём знаешь, чего ожидать на ЦТ.
Если говорить об истории Беларуси, единственное, что поменялось в РТ, это количество заданий с иллюстрациями. Но все они находятся в учебнике.
Даже если у тебя нет доступа ко всем учебникам, скачай PDF-версии и посмотри именно портреты исторических деятелей. Особенно рекомендую обратить внимание на деятелей культуры
Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения
А поделитесь с нашими читателями, как легче запоминать портреты, даты? Знаем, что абитуриенты часто используют для этого карточки и другой сжатый материал.
Карточки помогают. Что касается таблиц, их хорошо составлять самому, так ты структурируешь материал, а это помогает запоминать. Если необходимо запомнить конкретный день, то лучше привязать его к какому-то привычному событию: день рождения мамы, друга Есть ребята, которые умеют представлять даты в образе картинки. Но это всё сугубо индивидуально. Ассоциация одного ученика может совершенно не подходить для понимания другого.
Необходимо отсеять важные даты, которые должен знать каждый абитуриент. И если минимизировать объём до реально нужных, то за год выучить всё сможет любой ученик независимо от его стартовых позиций. Понятное дело, что если абитуриент садится за подготовку к ЦТ весной, то это попытка объять необъятное. Тут уже нужно от чего-то отказываться.
Курс истории объёмен, поэтому как бы тебе ни хотелось, его не сократить. И здесь самое простое найти собрата по несчастью, который будет спрашивать тебя, а ты будешь спрашивать его. Взаимоопрос поможет.
Некоторые абитуриенты всю квартиру обклеивают стикерами. Кстати, им это помогает. Обычно мне потом жалуются родители, что у нас стикеры везде, уже и мы выучили эти даты (смеётся). Но я думаю, что это временное неудобство можно и потерпеть.
Абитуриенты и нынешние студенты поговаривают, что между вариантами ЦТ есть кардинальные отличия. Это правда?
И да и нет. Отличия есть, вопрос в том, насколько они принципиальны. Если говорить об истории Беларуси, то варианты формируются однотипно, только иногда из-за того, что составителям приходится придумывать десять формулировок, одна из них может оказаться двусмысленной. И когда такое задание появляется в части Б, абитуриент начинает сомневаться, накручивать себя. Он уже знает ответ, но ищет 100% правильный вариант. Посмотрев на вопрос со стороны, он бы без проблем ответил верно, но сейчас понимает, что от этого задания зависит его результат ЦТ. В стрессовой ситуации не все показывают свой уровень знаний.
Поэтому субъективно бывают более сложные варианты. Ещё есть такая ситуация. Например, в части Б загадали кого-нибудь из деятелей культуры. Тем, кто учился в музыкальном колледже, будет легко его узнать. Для остальных задание может оказаться сложнее. Им, допустим, легче узнать физика Жореса Алфёрова. Но в целом, если не вдаваться в эту специфику, варианты однозначны. С малыми отклонениями. И чисто субъективный характер носят.
А ещё существует миф про страшный 10 вариант, но на самом деле каждый год есть свой страшный вариант
В каком порядке Вы бы советовали решать задания ЦТ?
Я рекомендую ребятам начинать с заданий части Б, особенно с открытых, где нужно вписать ответ. Бывает так, что нужное слово вертится на языке, но никак не хочет формулироваться. И, если ты в самом начале прочёл задание, твой мозг уже начал генерировать мысли. В конце, когда ты к нему вернёшься, у тебя в голове появятся уже три-четыре варианта ответа.
Что касается порядка, нельзя долго зацикливаться на заданиях, которые вызывают у тебя сложности. Рекомендую активно пользоваться методом исключений. Многие задания как раз предполагают логику, они не заставляют абитуриента знать все факты наизусть. Обычно неверные ответы абсурдно сформулированы. Чем искать правильные ответы и сомневаться, проще найти явно нелогичные и сэкономить время.
П ри сомнении лучше отдать предпочтение в пользу варианта с длинной формулировкой, т.к. придумывание правдоподобных ложных вариантов ответов требует креативных усилий от составителей, в то время как описание даже длинного верного факта делается очень просто. Поэтому ложные варианты ответов, чтобы их было не так легко раскрыть, могут содержать меньше деталей.
Какие советы Вы бы дали тем, кто хочет набрать на ЦТ по истории Беларуси или обществоведению 100 баллов?
Вовремя начни подготовку, на самом ЦТ не спеши. У меня несколько учеников совершили обидные ошибки: где-то не дочитали задания, где-то опустили частицу «не», которая меняла смысл, где-то совершили орфографическую ошибку. Был случай, когда ученик сделал пять ошибок подряд в первых пяти заданиях. Скорее всего, это неправильный перенос из черновика на бланк. Видимо, он закрыл себе один столбик черновика и взял ответы из соседнего. Крайне об идная ситуация.
Внимательность — это необходимое качество, особенно для тех, кто хочет 100 баллов. Если ты внимателен и подготовлен, 100 баллов возможно по лучить. Но, конечно же, получат их не все, только самые достойные.
Можно ли подготовиться к ЦТ самостоятельно?
Конечно. Например, у меня репетиторов не было. Я просто учился в хорошем лицее, в профильном классе с большим количеством часов. Любил предмет, который сдавал. Что касается истории Беларуси, то современные тесты, по сравнению с самыми первыми, пилотными, устаканились, приобрели понятную структуру. Если абитуриент решал тесты прошлых лет, он примерно разобрался в логике составителей. Я не вижу проблемы в самостоятельной подготовке, если есть усидчивость. Главное, чтобы у абитуриента был собственный мотив, а не мотив родителей или страх не поступить.
На курсах я применяю групповые задания, они помогают лучше запоминать. Иногда я предлагаю своим ученикам самим поставить себя на место разных фигур исторического процесса. Хорошо, когда ребят несколько, и они понимают, что выгодно одному персонажу, что выгодно другому. В этом плане групповой формат хорош. Плюс он создаёт конкуренцию, когда знания одного становятся челленджем для другого и хочется ставить рекорды. Но это касается людей не стеснительных.
Итоговое занятие перед ЦТ 2017
Как Вы считаете, способна ли система ЦТ оценить знания абитуриента объективно?
ЦТ — это лучшее из того, что есть на сегодняшний день. Да, когда я сам был абитуриентом, то считал, что ЦТ не позволяет раскрыть весь мой потенциал! Но познакомившись в университете с одногруппниками и узнав, какие разнообразные ребята собираются на одном факультете, я понимаю, что устранение субъективного фактора — серьёзное достоинство ЦТ. Тем более, ЦТ по истории и обществоведению позволяет задать порядка полусотни вопросов, а значит, можно охватить если не весь курс, то его значительную часть. Это намного лучше экзаменационных билетов, где может сработать фактор везения или невезения.
Что бы Вы пожелали абитуриентам, которым предстоит сдавать ЦТ?
Главное — не расстраиваться и не опускать руки, потому что ошибки — это часть процесса обучения. Каждый год я наблюдаю за тем, как ученики показывают шикарный прогресс +30−40 баллов между третьим этапом РТ и итоговым тестированием. И не расслабляться тем, у кого получился сразу высокий результат, потому что он вам ещё ничего не гарантирует.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Программа курса “Подготовка к централизованному тестированию по истории Беларуси»
Тема 1. Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков.
Тема 2. Население белорусских земель в V – конце IX в. Древние верования и первобытное искусство.
Тема 3. Государственность восточных славян. Княжества на территории Беларуси. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.
Тема 4. Феодальная раздробленность. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.
Тема 5. Языческие верования. Принятие и распространение христианства на территории Беларуси. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв.
Тема 6. Создание Великого княжества Литовского.
Тема 7. Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV – XV вв.
Тема 8. Государственный строй, органы власти и управления в ВКЛ (XV – XVI вв.)
Тема 9 Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.
Тема 10. Политическое положение ВКЛ в первой половине XVI в.
Тема 11. Культура Беларуси XIV – XV вв. Формирование белорусской народности.
Тема 12. Образование Речи Посполитой. Положение ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.
Тема 13. Культура Беларуси в XVI – начале XVII в.
Тема 14. Церковь и религия на белорусских землях.
Тема 15. Беларусь во время войн XVII – начала XVIII в.
Тема 16. Социально-экономическое положение Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв.
Тема 17. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв.
Тема 18. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы.
Тема 19. Включение белорусских земель в состав Российской империи.
Тема 20. Беларусь в войне 1812 г.
Тема 21. Общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в.
Тема 22. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.
Тема 23. Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Тема 24. Отмена крепостного права. Особенности буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси.
Тема 25. Развитие капитализма в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
Тема 26. Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси.
Тема 27. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.
Тема 28. Беларусь в период революции 1905-1907 гг.
Тема 29. Столыпинские реформы в Беларуси.
Тема 30. Положение Беларуси в годы Первой мировой войны. Февральская революция 1917 г.
Тема 31. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.
Тема 32. Провозглашение и образование белорусской государственности в 1917-1920 гг. Беларусь в годы военной интервенции.
Тема 33. БССР в годы новой экономической политики.
Тема 34. Политика белоруссизации. Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.
Тема 35. Проведение индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.
Тема 36. Положение Западной Беларуси в составе польского государства. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР.
Тема 37. Начало Великой Отечественной войны. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.
Тема 38. Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов.
Тема 39. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков.
Тема 40. БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. Участие БССР в основании ООН.
Тема 41. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг.
Тема 42. Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1950-х первой половине 1980-х гг.
Тема 43. Развитие образования и науки, литературы и искусства в БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.
Тема 44. БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и особенности ее проведения в БССР.
Тема 45. Провозглашение и становление государственного суверенитета Республики Беларусь. Социально-экономическое развитие на рубеже XX – XXI вв.
Тема 46. Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь.