племя русь в скандинавии

НАРОД «РУС»

НАРОД «РУС»

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииК VI в. относится первое упоминание народа «рос» или «рус». Далекие южные походы славянских дружин вывели их на международную арену, столкнули с десятками народов Европы и Ближнего Востока, и их судьбой, их родиной заинтересовались как в Византии, так и в сопредельных землях.

От современников не укрылось, что в эту бурную пору общее собирательное имя венедов стало изменяться «в зависимости от различных племен и местностей» (Иордан), хотя при описании балканских походов они продолжали употреблять собирательные наименования — славяне и анты. Названия славянских племенных союзов этого времени, к сожалению, остались неизвестными. Единственным исключением является имя Руси, за которым могло скрываться и отдельное племя, и целый союз племен.

В 50-е годы VI в., когда Иордан писал о появлении новых наименований славянских племен, безымянный автор, сириец, дополнил хронику Захария Ритора географическим описанием народов, живших на север от Сирии. Здесь упомянуты армяне, грузины, абхазцы, болгары, аланы, хазары и ряд других народов. Всего перечислено 13 кочевых народов на пространстве от степей Причерноморья до Средней Азии. «Эти тринадцать народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием».

Одна из наиболее ранних греческих записей о русах сообщает два интересных варианта этого племенного имени: «русы» и «роди». Обращает на себя внимание двойственность наименования: «роди», нарицаемые «руси». Откуда взялось это другое, необычное имя, почему оно упоминается как синоним Руси? И так, кто же такой — народ РУС?

Существует несколько гипотез об этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.

НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииНорманская теория предполагает, что народ русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Этот вывод базируется на толковании содержащегося в «Повести временных лет» «Сказания о призвании варягов» в 862 году: «И сказали себе (чудь, словене и кривичи):»Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти.«

Из перечисления варягов-руси в одном ряду со свеями (шведами), урманами (норвежцами), англами и жителями Готланда делается вывод, что «русь» — это название одного из скандинавских народов. С другой стороны, в Новгородской летописи, отразившей предшествующий Повести временных лет (ПВЛ) Начальный свод конца XI века, данный рассказ изложен несколько иначе: в нём отсутствует сопоставление руси со скандинавскими народами, а сама она напрямую не отождествляется с варягами: «И реша к себе: «князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами»«.

Происхождение этнонима «русь» возводится к древнеисландскому слову Ropsmenn или Ropskarlar — «гребцы, мореходы» и к слову «руотси/роотси» у финнов и эстонцев, означающее на их языках Швецию, и которое, как утверждают некоторые лингвисты, должно было превратиться именно в «русь» при заимствовании этого слова в славянские языки.

Важнейшими аргументами норманской теории являются следующие:
1. Византийские и западноевропейские письменные источники, в которых современники идентифицировали русь как шведов или норманнов.
2. Скандинавские имена родоначальника русской княжеской династии — Рюрика, его «братьев» Синеуса и Трувора, и всех первых русских князей до Святослава. В иностранных источниках их имена также приводятся в форме, приближенной к скандинавскому звучанию. Князь Олег именуются X-л-г (хазарское письмо), княгиня Ольга — Хелга, князь Игорь — Ингер (византийские источники).
3. Скандинавские имена большинства послов «Русского рода», перечисленных в русско-византийском договоре 912 года.
4. Сочинение Константина Багрянородного «Об управлении Империей» (ок. 949 г.), где приводятся названия днепровских порогов на двух языках: «росском» и славянском, где для большинства «росских» названий может быть предложена скандинавская этимология.

Дополнительными аргументами являются археологические свидетельства, фиксирующие присутствие скандинавов на севере восточнославянской территории, включая находки IX—XI веков на раскопках Рюрикова городища, захоронения в Старой Ладоге (с сер. VIII века) и Гнёздове. В поселениях, основанных до X века, скандинавские артефакты относятся именно к периоду «призвания варягов», в то время как в древнейших культурных слоях артефакты почти исключительно славянского происхождения.

В историографии норманская гипотеза была впервые сформулирована в XVIII веке немецкими учёными в Российской академии наук Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером. Этой теории также придерживались Н.М. Карамзин и вслед за ним почти все крупные русские историки XIX века.

Споры вокруг норманской версии временами принимали идеологический характер в контексте вопроса о том, могли ли славяне самостоятельно, без варягов-норманов, создать государство. В сталинское время норманизм в СССР отвергался на государственном уровне, но в 1960-х годах советская историография вернулась к умеренной норманской гипотезе с одновременным изучением альтернативных версий происхождения руси. Зарубежные историки в большинстве своем рассматривают норманскую версию как основную.

СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ

Славянская теория была сформулирована В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым как критика норманской теории. Она исходит из толкования другого фрагмента «Повести временных лет»: «Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь… А славянский язык и русский один, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской.«

С точки зрения сторонников норманской теории из цитаты лишь следует, что слово «русь» есть прозвание варяжское и к тем славянам, которые прежде назывались полянами, пришло от варягов.

Ломоносов доказывал славянскую принадлежность народа русь (россы) через тождество их пруссам. Самих пруссов (балтские племена) он определял как славян, привлекая в «сообщники» Претория и Гельмонда, полагавшим «прусский и литовский язык за отрасль славенского«, а также личное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским«. При этом в бывшей Пруссии и приморской Литве действительно обнаруживаются топонимы с корнем «рус», а ранние средневековые источники фиксируют там деятельность некой руси.

Другой источник славянской гипотезы — сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, чьи данные о Восточной Европе являются одними из древнейших (840-е годы), который считал, что русы это славянский народ. Ибн Хордадбех единственный восточный автор отнесший русь к ас-Сакалиба, остальные арабские авторы описывают их обособленно.

В русской историографии XIX века славянская теория не имела широкого распространения. Двумя наиболее видными её представителями были С.А. Гедеонов и Д.И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами — ободритами, второй — подчёркивал их южное происхождение, а этноним русь выводил от русого цвета волос. (ср. славянское слово roud-s-is, родственного словам русый (roud-s-os), рудый (roudh-os), рыжий (rudh-os).

В советское время, начиная с 1930-х годов, славянская принадлежность руси активно отстаивалась, будучи тесно увязана с критикой норманизма. В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами в Киевской земле. Эта оценка имела официальный статус. Противопоставление славян и руси в Повести временных лет объяснялось подчинением большинства славянских племен киевским князьям, домен которых и назывался «Русью» на первоначальной стадии образования государства. Этноним русь выводился из местной топонимики (названий рек и поселений), например из названия реки Рось на Киевщине (впрочем, это слово имело в корне не о и не у, а ъ — Ръсь (как и Българи), косвенные падежи Рси, поэтому в настоящее время такая этимология признана сомнительной).

Из современных концепций получили известность теории о «Русском каганате» В.В. Седова и руси-ругах А.Г. Кузьмина. Первый на археологическом материале помещает русь в междуречье Днепра и Дона (волынцевская археологическая культура) и определяет как славянское племя. Второй связывает русь с руянами — славянскими жителями острова Рюген. Руян в поздних Магдебургских анналах (XII век) возможно назвали русскими (Rusci), как сообщает А.Г. Кузьмин со ссылкой на работу 1859-го года «В Магдебургских анналах жители о. Рюген обозначены под 969 г. как Rusci«. Согласно польским исследователям Магдебургские анналы были составлены в XII веке на основе Пражских и Краковских анналов, а также списка деяний магдебургских архиепископов. Следует отметить, что в синхронных источниках слово rusci к жителям Рюгена не применяется. Автор X века, совместно с руянами участвовавший в военном походе 955 года, называет их вполне по-славянски ruani. Дополнительно о Руси и ругах можно узнать в статье «Сведения иностранных источников о Руси и ругах».

Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т.д., свидетельствуют об очень тесной связи населения севера Древней Руси со славянским южным берегом Балтики — с поморскими и полабскими славянами. По мнению многих ученых, в период раннего средневековья, южно-балтийские славяне прямо переселялись в земли соответствующие северу будущей Киевской Руси. Об этом говорят как археологические, так и антропологические, краниологические и лингвистические исследования. При этом южнобалтийская керамика доходит до Ярославля, до Верхней Волги и до Гнёздова на Днепре, то есть отмечена именно в тех областях, где киевский летописец помещал варягов. («Новгородцы от рода варяжского» и т.д.) В Киеве её не обнаружено.

ИНДО-ИРАНСКАЯ ТЕОРИЯ

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииСуществует мнение, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этой точки зрения, также берущей начало от М.В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.

Наиболее полно иранская этимология имени Русь обоснована О.Н. Трубачёвым (ruksi «белый, светлый» > rutsi > russi > русь; ср. с осет. рухс (иронск.) / рохс (дигорск.) «светлый»).

Георгий Вернадский так же развивал теорию об происхождении названия Руси от азовских племен асов и рухс-асов (светлых асов), которые, по его мнению, были частью антов, тем не менее считал, что русь является смешением скандинавских переселенцев с местными племенами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д.Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтовомаяцкой культуры. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е.С. Галкиной, которая отождествляет Подонье с центральной частью Русского каганата, упоминаемого в мусульманских, византийских и западных источниках в IX веке. Она считает, что после разгрома этого объединения кочевыми племенами венгров в кон. IX века, имя «Русь» от ираноязычных русов-аланов (роксоланов) перешло к славянскому населению Среднего Поднепровья (поляне, северяне). В качестве одного из аргументов Галкина приводит этимологию М.Ю. Брайчевского, который предложил для всех «русских» названий Днепровских порогов из сочинения Константина Багрянородного аланскую интерепретацию (на основе осетинского языка).

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииплемя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

КОММЕНТАРИИ

1 Чех, Лех и Рус — одна из наиболее известных и распространённых легенд о трёх славянских братьях, основателях, соответственно Чехии, Польши и Руси. По одной из версий, три брата охотились вместе, но каждый из них решил пойти по своему направлению. Рус пошёл на восток. Чех продвинулся на запад на гору Ржип, недалеко от Богемии, тогда как Лех пошёл на север, до тех пор, пока не встретил огромного белого орла, охраняющего своё гнездо. Он основал поселение Гнезно и выбрал белого орла в качестве своего герба.
В "Чешской хронике" Козьмы Пражского (начало XII века) рассказывается о прибытии в Богемию славянского племени во главе с "праотцом Чехом". Затем в чешском варианте легенды появился и Лех, а в польском варианте легенды также и Рус.
Легенда известна по "Великопольской хронике": "В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов. от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами."
Именно в Великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке, так как в рукописи, написанной в 1295—1296 гг. (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о трёх братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308—1314 гг. Чех и Лех фигурируют в чешской "Хронике" Яна Пшибика из Пулкавы (XIV век), все три брата у польского историка Яна Длугоша (XV век).
Эпический родоначальник русского народа Рус известен также по персидскому "Собранию историй" в начале XII века.

Источник

Почему славяне жили в Скандинавии до викингов и при чём здесь древние арии

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / NC Wyeth / Image by Hulton Archive / Fine Art Images / Heritage Image

Даже школьники знают: в Средние века Скандинавию населяли викинги — суровые, яростные воины, захватчики, наводящие ужас на древние города Европы. Но откуда они появились? И кто населял Скандинавию раньше — до викингов? На этот вопрос могут ответить последние исследования шведских генетиков.

Охотники, родственники ариев из Аркаима

Впервые первобытные охотники появились на берегах Скандинавии во времена раннего мезолита — в XV–XII тысячелетиях до нашей эры, когда горы и берега полуострова стали постепенно освобождаться от ледников. Археологам известно около 100 стоянок этих охотников. Исследование их останков позволило учёным определить, что по женской линии они были родственниками финнов, эстов и саамов. Этим людям приходилось выживать в суровых условиях севера, поэтому орудия их труда были примитивны и просты — каменные наконечники стрел, толстые резцы, рубила, отщепы из доломита и кремния, пластинчатые ножи и дисковидные топоры.

Авторитетный американский специалист по древней Скандинавии Т. Дуглас Прайс считает, что заселение полуострова шло медленно. На севере люди появились только IX тысяч лет назад. Их быт был похож на быт саамов — люди кочевали за стадами диких оленей, во время нереста лосося переселялись к рекам, били морского зверя на побережье. На территории Швеции они охотились на зубров, туров, рыбачили. Со временем стали обрабатывать землю, лепили из глины примитивную посуду.

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

Фото © Getty Images

Исследование останков семи первобытных охотников, найденных у озера Веттерн (Швеция), показало, что генетически они были связаны с представителями ямной культуры, которая в IV тысячелетии до нашей эры занимала территории от Днестра до Южного Урала. А найденная гаплогруппа U-2 (определённые генетические метки) часто встречалась у жителей Синташты — цивилизации ариев, самым известным городом которой являлся Аркаим. Люди с такими генетическими маркерами жили на юге Урала и в Зауралье ещё III тысячи лет назад. Следовательно, древнее население Скандинавии было как минимум родственным населению на территории России.

В конце III тысячелетия до нашей эры мирные охотники были вытеснены с полуострова более агрессивными и организованными представителями культуры боевых топоров. Цивилизация этих воинов-кочевников стремительно распространилась по Европе благодаря их воинской организации и оружию — каменным и бронзовым топорам. Впервые высадившись на берегу Осло-фьорда, агрессоры быстро расселились по южному берегу Скандинавии вплоть до Уппланда.

Именно с ними связывают появление в Скандинавии петроглифов — выбитых на скалах рисунков. Древность петроглифов, найденных в коммуне Танум, в лене Вестра-Гётеланде (Швеция) оценивают в 3700 лет. На танумских рисунках изображены сцены морской охоты, битвы, поединки, солнце и древние боги с огромными головами или, возможно, люди в ритуальных головных уборах. Наскальные рисунки Норвегии этого периода изображали охоту на животных или бытовые сценки вроде разделки туши добытого оленя. Всего на полуострове было найдено не менее трёх тысяч захоронений этого периода.

Кем же были эти люди?

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

Фото © Getty Images / Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Скандинавию заселяли с двух сторон. Современные европейские лингвисты признают этих переселенцев носителями индоевропейских языков. Но означает ли это, что они были ариями? На этот вопрос постарались ответить учёные-генетики из университета города Уппсала (Швеция) Матиас Якобссон и Торсен Гюнтер. Они исследовали останки 11 представителей культуры боевых топоров, которые жили в период с 3330 по 1665 год до нашей эры, и обнаружили, что некоторые из них — выходцы из прикаспийских и причерноморских степей.

Так, изучив геном мужчины из захоронения Вергсгрейвен недалеко от Стокгольма, генетики открыли, что скотовод, живший в 2620 году до нашей эры, оказался настоящим арием, выходцем из российских степей. Метки на его «мужской» Y-хромосоме показали, что он имел гаплогруппу R1a, к которой принадлежит почти 50% современных русских мужчин. Более того, он мог быть восточным славянином, так как имел субклад (ветвь гаплогруппы) R1a Z283, который и доныне является одним из трёх самых распространённых субкладов у русских мужчин. Это значит, что у него и у трети русских мужчин был один общий предок.

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

Фото © Getty Images / Smith Collection / Gado

Шведские генетики пришли к выводу, что в III–II тысячелетиях до нашей эры население Скандинавии состояло из двух групп. На южном берегу полуострова жили смуглые, но светлоглазые люди — скорее всего, они проникли на территорию полуострова с юга, постепенно заселяя Данию и острова Балтийского моря. Население севера было более разнообразным — здесь жили и брюнеты, и блондины. Цвет глаз мог быть разным, но кожа была более белой. Эти люди пришли в Скандинавию с территории России.

Славяне побывали везде

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

Фото © Getty Images / Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

О том, что в Скандинавии и даже в Исландии были найдены славянские жилища — квадратные полуземлянки, которые восточные славяне строили вплоть до X века, упоминает и профессор Пшемыслав Урбанчик из Института археологии Польской академии наук.

Коварство и любовь славян. Древнерусское садомазо, штраф за «девственность» и «святой» секс

Он указывает, что подобные жилища нельзя спутать с домами германцев. Славяне строили квадратные полуземлянки с узкими входами на всей территории своего обитания — от Днепра до Эльбы и от Балкан до Балтики. Древние славянские жилища, оказывается, встречаются в Швеции, Дании и даже Норвегии. К сожалению, по строениям археологи не могут определить, какие именно славяне забрались так далеко на север. Польский профессор предположил, что, скорее всего, это были полабские славяне — венды, вагры или ободриты.

Всё смешалось в доме у викингов

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

Фото © Getty Images / NC Wyeth / Image by Hulton Archive

Но вернёмся к древнему населению Скандинавии. Разумеется, на её территории жили не только славяне. Например, при изучении останков мужчины из захоронения в шведском Рёссберге обнаружили гаплогруппу IJ-M429, свойственную догерманским племенам Европы. Гаплогруппа H1c, найденная у древнего населения полуострова, встречается у современных народов Западной Африки и в Испании — у басков и андалузцев. А метки K1b1a1 и H6a встречаются у евреев-ашкенази.

Найденная шведами у древних кочевников гаплогруппа U5b1d2 и сейчас распространена в Скандинавии. На юге её носителями являются 30% населения, а на севере — до 50%. Она лучше всего сохранилась там, где народы меньше всего смешивались. Кроме того, была найдена гаплогруппа U4c1a, сохранившаяся у современного населения полуострова. За пределами Скандинавии она встречается у обских угров, саамов и народов Пакистана.

Почему Ватикан запретил книгу о славянах и грозил её автору смертью

Германские народы появились на полуострове лишь в первых веках нашей эры. Они вобрали в себя аборигенов, научились обрабатывать металлы и стали активно торговать с народами Средиземного моря, поставляя им янтарь. К V веку они основали цивилизацию «железного» века, который почему-то принято называть «римским».

Биохимик Анатолий Клёсов пишет, что мужчины этих народов никогда не были ариями. Они были носителями гаплогруппы R1b. Проникнув в Европу через Северную Африку, они стали активно вытеснять автохтонное население и перенимать у них индоевропейские языки. Их потомки и сейчас населяют Скандинавию — их около трети. Ещё около 40% скандинавов — это догерманское население полуострова. Около 12–18% имеют гаплогруппу R1a, но со своим собственным субкладом — Z284, которого у русских нет. Это означает, что их предками тоже были арии.

Источник

Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля

Связи Скандинавии с домонгольской Русью были невероятно крепки: первые правители Руси были скандинавами, и даже само слово «русь» — древнескандинавское. Федор Успенский, Савва Михеев и Виталий Рыжов рассказали о самых ярких приметах давно забытой дружбы — от рунических надписей на территории Руси до искаженного имени «Святополк» в «Карлсоне»

Скандинавы и восточные славяне в эпоху викингов. Рождение Руси

Славяне и германцы говорят на родственных языках, относящихся к индоевропейской языковой семье. Носители северогерманских (скандинавских) языков с глубокой древности жили на севере современной Дании и в южной части Швеции и Норвегии. Они были хорошими корабелами и воинами. В VIII веке началась колонизационная экспансия скандинавов, шедшая в основном по побережьям Балтийского и Северного морей, в том числе в Прибалтику, Исландию, Великобританию, Ирландию, Нормандию. Одним из важных направлений стала территория Восточно-Европейской равнины, по многочисленным рекам которой был открыт путь к богатствам Византии и Арабского халифата.

Время с середины VIII века и до середины XI века принято называть эпохой викингов. Древнескандинавское слово vikingr (первоначально — «житель портового города») обычно использовалось в значении «пират». В середине первого тысячелетия н. э. восточные славяне селились в основном на территории современной Западной и Центральной Украины, Южной Белоруссии. Славяне были в первую очередь земледельцами. К VIII веку восточные славяне заселили значительную часть Восточно-Европейской равнины, дойдя на востоке до земель финно-угорских племен мери и муромы, а на севере — до побережья озера Ильмень и реки Волхов, соединяющей Ильмень с Ладожским озером. Здесь, в Ладоге и в округе Новгорода, в VIII веке произошла первая встреча восточных славян со скандинавами. Освоение обширной малозаселенной территории Восточно-Европейской равнины, торговля и войны с соседями (в первую очередь — с Византией), постепенное приобщение к христианской цивилизации привели к появлению государства Руси. Основным языком общения для различных этнических групп стал восточнославянский (древнерусский). Во главе государства оказалась скандинавская по происхождению княжеская династия Рюриковичей. В качестве государственной религии в конце X века было избрано христианство по греческому образцу.

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Viking Ship Museum, Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway

Обнаружен в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл.

© Jacob Reidar Brun / National Library of Norway

Призвание варягов

В XI веке на Руси стали задумываться об истории своего народа. Начали составляться летописи. Описывая события далекой древности, относящиеся, вероятно, ко второй половине IX века, киевский летописец впервые записал легенду о призвании варягов. Согласно легенде, восточнославянские и угро-финские племена, жившие в северной части Восточно-Европейской равнины (словене, кривичи, меря и чудь), платили дань пришлым скандинавам- «варягам», затем изгнали их «за море», но начали непримиримо воевать друг с другом, поэтому решили вместе отправить за море посольство со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет, приходите княжить и владеть нами». И пришли три брата: Рюрик сел в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске.

Ярослав Мудрый и его скандинавские потомки

Женой его была Ингигерд, дочь конунга Олава Шётконунга. Дочь Ярослава Елисавета (или, на скандинав­ский манер, Эллисив) стала женой норвежского конунга Харальда Сурового — одной из ключевых фигур в истории скандинавских отношений с миром того времени. От русско-скандинавского брака был рожден правнук Ярослава — сын Владимира Мономаха Мстислав (по сагам — Харальд). Впоследствии Мстислав-Харальд взял в жены дочь шведского конунга Кристину. Дочь Мстислава и Кристины — Маль(м)фрид — вышла замуж за норвежского конунга Сигурда Крестоносца, а после стала женой датского правителя Эйрика Незабвенного. Другая дочь Мстислава — Ингибьёрг — вышла замуж за претендента на датский престол Кнута Лаварда. Все эти браки описаны в исландских королевских сагах, а также в «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» Адама Бременского и «Деяниях датчан» Саксона Грамматика.

Легенда о призвании является типичной записью народного сказания. Подобные по содержанию легенды известны у многих народов севера Европы. Наиболее близок к древнерусской легенде рассказ саксонского историка Видукинда Корвейского о призвании саксов бриттами. В «Деяниях саксов» Видукинда, написанных во второй половине X века, жители Британии говорят своим будущим захватчикам: «обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти».

В чем же историческое зерно, из которого была выращена легенда о призвании? С VIII века на землях, населенных восточными славянами, появляются скандинавские воины, купцы и ремесленники, а в IX веке власть над этими территориями попадает в руки скандинавской княжеской династии Рюриковичей. К XI веку сказание об этих важнейших исторических событиях под влиянием многочисленных образцов обретает форму легенды о призвании варягов, донесенной до нас летописцем.

Что значат слова «русь» и «варяг»?

В IX веке в Европе и на Востоке стало известно о народе «русь», живущем на Восточно-Европейской равнине и происходящем из Скандинавии. Когда послы этого народа попали в Ингельгейм Современный Ингельхайм-ам-Райн — город в Германии, районный центр, расположен в земле Рейнланд-Пфальц. в 839 году, император франков Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, выяснил у них, что они происходят из Швеции. Византийский император Константин VII Багрянородный, описывая днепровские пороги в середине X века, последовательно приводит их названия на трех языках: русском, славянском и греческом. «Русские» названия читаются по-древнескандинавски.

В результате длительных споров большинство языковедов сошлись на том, что слово «русь» восходит к древнесканди­навскому слову «rōþ» — «отряд, участвующий в походе на гребных судах». В этом ответе на «русский» вопрос лингвистика и история находят взаимную поддержку, ведь именно такими гребцами ступили на земли восточных славян первые скандинавы. В сказаниях русской летописи о князьях, правивших в X веке, русь и славяне упоминаются по отдельности.

В течение XI века это различие сходит на нет, а связь слова «русь» с выходцами из Скандинавии забывается, и оно становится самоназванием восточных славян. Когда слово «русь» теряло свое древнее значение, на смену ему пришло слово «варяг». В древнерусских текстах оно применялось ко всем выходцам из Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. При этом их происхождение из той или иной части Скандинавии русскими книжниками не фиксировалось. Само слово «варяг» происходит из древнескандинавского слова «væringr», использовавшегося в исландских сагах в значении «воин-наемник на службе византийского императора».

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииТорг в стране восточных славян. Картина Сергея Иванова. Иллюстрация из книги «Картины по русской истории» Иосифа Кнебеля. 1909 год © Wikimedia Commons

Путь «из варяг в греки»

Главной торговой артерией для скандинавских и русских купцов тех времен был знаменитый путь «из варяг в греки», или «Восточный путь». Сначала он использовался варягами-скандинавами для грабежей и набегов, но позднее пришло осознание, что вести торговлю выгоднее, нежели разбойничать.

Варяги

О термине «варяги» в ученой среде до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии. Принято считать, что «варяги» — выходцы из Скандинавии и их потомки, смешавшиеся с местным (русским, прибалтийским, финно-угорским) населением. Даже о личности Рюрика и его потомков ведутся споры: одни утверждают, что он происходил из свейских (шведских) племен и был выходцем с острова Рюген, другие отстаивают его прибалтийское происхож­дение из восточных славян или из финно-угорцев, третьи же говорят об исклю­чительно славянском происхождении этого исторического персонажа. Существует версия, что под «варягами» на Руси понимались выходцы как из скандинавских стран, так и уроженцы Прибалтики, выбравшие для себя путь торговцев/разбойников/наемников.

В Повести временных лет говорится, что торговый путь этот шел «Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера внидеть устье (Неву) в море Варяжское (Балтийское)». Относительно описанного в летописи пути у некоторых исследователей существуют сомнения: например, волок от Днепра до Ловати невозможен, так как их верховья нигде не соприкасаются. Считается, что в Повести временных лет пропущен некоторый отрезок пути.

Внешняя торговля и ее обеспечение, в том числе и в качестве транзитного центра, действительно была едва ли не главным стержнем существования Киевской Руси. Вдоль всего Восточного пути располагались деревни, обитатели которых занимались исключительно изготовлением и поставкой необходимой для судоходства продукции.

Товарооборот на всем протяжении пути «из варяг в греки» отлично иллюстрирует структуру внешней торговли того времени: основой ее были предметы роскоши, сырье и рабы.

Потребность Византии и арабских стран в рабах была высокой. Из них тренировали воинов-телохранителей, использовали для плотских утех и в качестве прислуги. При этом ценились именно рабы-«сакалиба», то есть из северных стран. Скандинавы не преминули воспользоваться имеющимся спросом и поставили работорговлю на широкую ногу. Участившиеся набеги на Западную Европу и Британские острова одной из целей имели как раз захват рабов. Правда, уже в XI веке спрос на рабов с Севера падает. Крещение Руси и прилегающих к ней территорий приводит к христианизации местного населения, и византийцы постепенно отказываются покупать рабов-христиан. Да и начавшиеся тогда крестовые походы открывают новый канал поставки живого товара в Константинополь. Тогда же путь «из варяг в греки» начинает приходить в упадок, причем из-за множества сложившихся вместе факторов. Между русскими князьями учащаются междоусобицы, и контроль над различными отрезками торгового пути становится важным инструментом в этой борьбе.

В XI–XII веках сухопутная торговая артерия из Германии и Польши через города Галицкой Руси становится более значимой, чем старый, трудный и опасный водный путь. Немалую роль сыграла и усилившаяся обособленность Новгорода, которому самостоятельная морская торговля на Балтике приносила несравненно большую прибыль, нежели посредничество на Восточном пути. Постоянные набеги половцев на ослабленные княжескими междоусобицами русские земли также не способствовали популярности и развитию торговой артерии. Но окончательную точку в истории пути «из варяг в греки» поставили ордынцы, захватив Нижнее и Среднее Поднепровье и отрезав пути на юг для северян.

Скандинавские имена русских князей

Скандинавские имена на Руси и в особенности у русских князей — это очень важный аргумент в пользу того, что все-таки скандинавское присутствие на Руси было. Особенно они показательны с точки зрения скорости их адаптации — они ведь довольно быстро «обрусели» и попали в собственно русский именослов. Часть из этих имен, конечно, дожила и до наших дней: это привычные Олег, Ольга и Игорь. Огромный слой скандинавских имен мы находим в источниках, например в договорах Руси с греками X века, и по ним мы видим, что многие из скандинавских имен так и не задержались на Руси. Они единожды появляются в текстах договоров, но, судя по всему, в местной традиции имянаречения не остаются.

В то же время княжеские имена (а часть из них по происхождению — скандинавские) очень быстро перестали восприниматься как иностранные. Главное, что это имя носил твой правивший предок; скандинавское же это имя или славянское — тут мы вкусы и предпочтения князей реконструировать не можем. Первый признак того, что династия «обрусела», мы видим уже в третьем колене: у сына Игоря славянское имя Святослав. Это не значит, что у него не было скандинавского имени: некоторые русские князья носили скандинавские имена как дополнительные. История просто не сохранила второго, возможного имени Святослава, в то время как Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, например, в иностранных источниках известен исключительно как Харальд.

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииПозолоченная медная пластина, изображающая датских солдат на корабле под командованием Вальдемара Великого. Дания, XII–XIII века © De Agostini Picture Library / A. Dagli Orti / Bridgeman Images / Fotodom

Браки

В X–XI веках Русь находилась в очень близких отношениях со скандинавскими странами: русские князья выдавали своих дочек в Скандинавию, и наоборот. Впрочем, о шведских или датских принцессах, вышедших замуж за русских князей, мы знаем гораздо меньше — в основном потому, что в русских летописях вообще о женщинах писали не слишком много. Самый знаменитый русско-скандинавский брак XI века — это брак Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерд, при этом Ингигерд даже не упомянута в летописи по имени. Почти случайно мы узнаем, что на Руси ее называли Ириной: митрополит Илларион в проповеди, обращаясь к уже умершему Владимиру Святому и перечисляя, сколь многое свершилось со времени его кончины, говорит: «Посмотри, какая у тебя сноха Ирина». По всей видимости, шведское имя Ингигерд показалось ее славянскому окружению чужим.

Амулеты
с молотом Тора

О расселении и ассимиляции скандинавских путешест-венников и торговцев на территории Руси могут свидетельствовать многочис­ленные археологи­ческие находки. Так, о скандинав­ском присутствии на Руси говорят амулеты в виде «мьёлнира» — молота Тора, которые обнаружива­лись в Старой Ладоге, Новгороде, Рюриковом Городище, в Гнёздове под Смоленском, в районе Ярославля и Ростова Великого. В большинстве своем эти амулеты относятся к восточно-скандинавскому типу, что может свидетель­ствовать именно о свейском (шведском) расселении на территории Древней Руси.

Вероятно, много браков русских со скандинавами, династических и нединастических, было заключено в конце X — первой половине XI века. Потом Рюриковичи стали проявлять больший интерес к другим странам, но уже в первой половине XII века Мстислав Владимирович Великий (во всех иностранных источниках известный как Харальд) двух своих дочек выдает замуж в Скандинавию. Одна из них даже стала матерью знаменитого датского короля Вальдемара I Великого, причем имя Вальдемар (= Владимир) появилось тоже не случайно: по-видимому, рожать она вернулась на Русь и назвала младенца в честь прадеда, Владимира Мономаха. Не исключено, что произошло это потому, что, пока она была на Руси, отца ребенка убили, и Мстиславна связывала дальнейшую судьбу сына с Русью, а не с Данией.

В 1054 году произошло разделение церквей, но заключению династических браков появление схизмы не помешало — отчасти потому, что сам факт разделения церквей люди игнорировали еще очень долго, по-видимому, вплоть до конца XII века. И хотя в древнерусских источниках сохранился, например, призыв иерарха церкви к русским князьям не жениться на латинянках и вообще на иностранках, этот призыв явно остался неуслышанным.

Откуда у Руси и Скандинавии такая близкая связь? Она во многом обусловлена географией: в каком-то смысле это как жениться на женщине из соседней деревни. Впоследствии эти связи сами по себе становятся системообразующим признаком: Русь, постепенно отдаляясь от Скандинавии культурно и политически, долгое время сохраняла с ней отношения. У многих русских правителей там была родня, пусть и все более и более дальняя.

Кем ощущали себя «русские скандинавы» вроде сына Рюрика Игоря или княгини Ольги (о которой мы знаем до обидного мало, но которая, возможно, тоже имела скандинавские корни, ведь Ольга, как и Игорь, — это скандинавское имя)? Где была их настоящая родина? На этот вопрос довольно сложно ответить. Возможно, один из показателей — то, что своих детей они стали называть славянскими именами. Появление в династии Святослава Игоревича — это свидетельство того, что его родители, пусть и ощущая себя скандинавами, правят уже здесь, живут здесь, собирают здесь дань и связывают свое будущее и будущее своего рода с Русью.

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииКорабли Вильгельма Завоевателя. Фрагмент гобелена из Байё. Франция, XI век © Wikimedia Commons

Скандинавские короли при дворе русских князей

Наибольший наплыв выходцев из Скандинавии на Русь приходится
на IX–XI века. Скандинавами были первые русские князья Рюрик, Олег, Игорь. Тысячи скандинавов окружали их. Одни из них возвращались на родину, другие оставались навсегда на Руси, третьи уезжали искать денег и славы в более дальние края — в первую очередь в Византию, где в конце X века появился корпус варангов — воинов-наемников преимущественно скандинавского происхождения.

Русские, шведские, исландские источники сообщают о регулярном присутствии скандинавов на Руси, в том числе и многих представителей скандинавских правящих династий. Среди них были будущий норвежский конунг То есть король. Олав Трюггвасон, креститель Норвегии конунг Олав Харальдссон (Святой), его сын Магнус Олавссон — будущий конунг Магнус Добрый.

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииФракийская женщина убивает варяга. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España

Женой Ярослава Мудрого и матерью большинства его детей была Ингигерд, дочь шведского конунга Олава. Их свадьба состоялась около 1019 года, и нельзя сомневаться, что многочисленные шведы находились при дворе Ярослава на протяжении всех лет его правления. Один из родственников Ингигерд, Ингвар, вероятно, участвовал в походе Владимира Ярославича, старшего сына Ярослава и Ингигерд, на греков в 1043 году. Вокруг Стокгольма установлено более 40 каменных стел с руническими надписями по воинам, погибшим в походах Ингвара, которым посвящена и отдельная исландская сага. Тесно связана с Русью судьба Харальда Сурового. Будущий правитель Норвегии бежал к Ярославу в 1030 году после битвы, в которой погиб его единоутробный брат Олав Харальдссон, затем много лет служил Ярославу и византийским императорам, женился на дочери Ярослава и Ингигерд Елизавете и вернулся в Норвегию только в 1046 году, где его племянник Магнус Добрый сделал его соправителем. В 1066 году Харальд погиб в Англии, на завоевание которой отправился.

Скандинавы в народе: руны и имена

Нам куда больше известно о династических русско-скандинавских связях, чем о том, как далеко простиралось скандинавское влияние на жизнь Руси X века, но, по всей видимости, скандинавы составляли вполне обыденную часть русского пейзажа. Очень многие варяги, послужив в Византии, возвращались на родину через Русь, некоторые оседали здесь навсегда. Из летописей известно, сколь много скандинавских наемников было при дворе Ярослава Мудрого. Иногда они начинали бесчинствовать, что вызывало естественную неприязнь коренного населения: из летописей известно о восстаниях горожан против варягов. Если судить по именам, которые встречаются за пределами княжеской династии, на Руси осело заметное количество скандинавов: явно скандинавские по происхождению имена встречаются в берестяных грамотах, известны новгородцы с типично скандинавскими именами Свень (Sveinn) или Якун (Hákon), они явно не звучали как нечто экзотическое для их современников.

В чем-то еще более показательно число рунических надписей, которые мы находим на территории Руси. Например, известно пряслице XII века, на котором рунами выцарапано скандинавское имя Сигрид (очевидно, имя хозяйки этой части ткацкого станка). Значило ли это, что скандинавы жили на Руси и в XII веке и пользовались к тому же руническим алфавитом, или потомки этой Сигрид сохранили пряслице прабабушки — мы не знаем, но надписи рунами встречаются на территории Руси в немалом количестве. Их выцарапывали на костях животных, на стенах, разного рода бытовых предметах, амулетах, монетах.

В Скандинавии же того времени славяне встречались реже, но и обратное влияние славян на скандинавов тоже ощущалось. Так, знаменитое шведское имя Сванте, которое можно встретить у Астрид Линдгрен в «Карлсоне», — это не что иное, как усеченное Свантепулькер, то есть славянское имя Святополк, которое попало в шведский язык, пообтесалось и обзавелось своей краткой формой (как Юра от Георгия). Сейчас это одно из самых распространенных шведских имен. Славянское происхождение имеет, возможно, распространенное в Скандинавии имя Густав (из славянского Гостислав). Дании от Руси достались такие имена, как Бурис и Вальдемар (последнее активно используется до сих пор).

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавииКрещение Харальда Синезубого. Фрагмент купели в церкви Tamdrup. Дания, XII век © Wiimedia Commons

Русь и Скандинавия крестились примерно в одно и то же время. Официальная дата Крещения Руси — 988 год. Чуть раньше крестилась Дания, примерно в 60-х годах X века — это связано с близостью Священной Германской империи и деятельностью династии Оттонов; существует знаменитый рунический камень из Еллинга, на котором конунг Харальд Синезубый говорит о том, что именно он сделал данов христианами. Вслед за Данией в 999 или 1000 году крестилась Исландия, причем это было результатом не насильственного обращения, а некоего консенсуса, решения на вече — в каком-то смысле страна проголосовала за христианство. После — Норвегия, и позже всех — Швеция, которая самими восточными скандинавами еще долго считалась языческой, почти варварской страной.

Крещение Полоцка

Согласно исландским сагам, крещение Полоцка произошло благодаря скандинавам. Некто Торвальд (имя явно языческое) Кодранссон по прозвищу Путешественник через Киев прибыл в Полоцк и, заручившись поддержкой тамошнего князя, остался в городе. Будучи христианином, Торвальд строит в Полоцке церковь и основывает монастырь. Предполагается, что умер Торвальд в Полоцке, был погребен у церкви Святого Иоанна Крестителя и долгое время почитался там как святой. Впрочем, решительно неясно, содержит ли это предание хоть какое-то историческое зерно.

Любопытен процесс христианизации Руси и Скандинавии. По всей видимости, он шел через скандинавских воинов, купцов и путешественников, многие из которых отправлялись через Русь в Византию служить телохранителями византийских императоров или просто оставались в его войске. Там они нередко крестились (этого мог требовать, так сказать, контракт, поскольку император не желал, чтобы его охраняли язычники) и, возвращаясь, заносили «бациллы» христианства на Русь и на собственную родину. Не случайно в летописях говорится, что многие варяги были христианами еще до того, как Владимиру Святому вообще пришла в голову мысль жениться на византийской принцессе и принять крещение.

Впрочем, на христианство в Скандинавии значительное влияние оказывала англосаксонская церковь: именно англосаксы занимались обращением Норвегии, и первые клирики здесь были преимущественно из Англии. В какой мере эхо этого влияния доходило до Руси — большой вопрос. Изводы христианства на Руси и в Скандинавии были все же не вполне одинаковы, хотя особенных противоречий между ними не было, а сходства хватало. Например, Владимир Святой, приняв христианство, привез мощи папы римского Климента, культ которого на время укоренился на Руси. Культ Климента явно был и в Норвегии, где конунг Олав Трюггвасон и Олав Святой строят в его честь не одну церковь.

племя русь в скандинавии. Смотреть фото племя русь в скандинавии. Смотреть картинку племя русь в скандинавии. Картинка про племя русь в скандинавии. Фото племя русь в скандинавии© Werner Forman Archive / Bridgeman Images / Fotodom

Ослабление связей

Вплоть до XIII века отношения Руси и Скандинавии были тесными, если не сказать родственными. Русские правители, начиная с Рюрика, имели скандинавское происхождение — связь эта поддерживалась и то и дело обновлялась династическими браками, торговыми отношениями и наймом варягов в дружины князей. Но стремительные перемены, происходившие как на территории нынешней Швеции, откуда шел основной поток скандинавского влияния на русские земли, так и на Руси, привели к тому, что связи начали ослабевать.

Централизация и укрепление Швеции, а также ослабление раздробленной на удельные княжества Руси сделали северные русские земли лакомым куском для шведских правителей, которые предпринимали разной степени успешности попытки завоевания и военной экспансии на русские земли. Сыграло свою роль ослабление, а затем и прекращение существования пути «из варяг в греки», за счет которого долгое время происходил торговый и культурный обмен между русскими и скандинавами. Различия в разделившихся в то время греческом и римском канонах христианства также не добавляли взаимопонимания и желания сотрудничать.

Монголо-татарское иго заставило русских князей обратить свой взор в сторону захватчиков с Востока, с которыми предпочитали договариваться и дружить, тогда как ранее искали военной поддержки у воинственных свеев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *