подсечное земледелие в древней руси
История древней Руси
Подсечное земледелие
На основании многочисленных данных, относящихся к более позднему времени, следует полагать, что земледелие северных славянских племен до IX— X вв. имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого, земледелия, представляющего собой одну из разновидностей развитого мотыжного земледелия. В некоторых наиболее глухих и окраинных местах крепостнической России — у удмуртов, коми, в Карелии, в Белорусском Полесье — подсечное земледелие вместе с некоторыми другими чертами культуры, восходящими к глубочайшей древности, просуществовало вплоть до начала XIX в. Благодаря этому обстоятельству эта древняя форма земледелия нам хорошо известна.
Подсечное земледелие — это земледелие лесных областей, лесное земледелие. Чтобы подготовить участок для посева, сначала нужно было вырубить лес,— дать ему высохнуть на месте, а затем сжечь его. Отсюда — подсечное земледелие нередко называли огневым, или паловым. Интересно отметить, что сжигание срубленного леса не являлось средством расчистки будущего поля, как это может показаться с первого взгляда. Подсечное земледелие по своим техническим особенностям резко отличалось от всех других видов земледелия. Огонь являлся здесь своеобразным средством обработки земли, так как после сожжения огромной массы древесного материала, когда прогорал и превращался в рыхлую золу и верхний слой почвы, можно было землю не обрабатывать, а производить посев прямо в золу. Орудиями подсечного земледелия являлись прежде всего железный топор и железная мотыга, служившая для выкорчевывания корней и разрыхления земли в тех местах, где она не вполне прогорела. Такие мотыги в начале прошлого столетия были известны у коми, удмуртов, в Карелии и в Белорусском Полесье. Такие же мотыги имелись и у северных восточнославянских племен в дофеодальное время, о чем уже упоминалось выше.
Приготовленный в лесу участок (новина) служил всего лишь год или два, максимум три года. В первый год эксплуатации новина, давала сравнительно высокий урожай, так как огонь уничтожал на месте посева всю сорную растительность, а зола обогащала почву. По-видимому, особенно обильные урожаи давало на новинах просо, поэтому оно и являлось одним из самых распространенных культурных растений в дофеодальный период. Об этом ярко свидетельствуют общеизвестные материалы русского фольклора. В сочинениях арабского писателя X столетия Йбн-Русте имеется одно место, как будто бы говорящее о подсечном земледелии: «Земля славян есть равнина лесистая, в лесах они и живут. Славяне не имеют ни виноградников, ни пашен. ». И далее: «хлеб, наиболее ими возделываемый — просо». Наличие посевов проса, при отсутствии обычных пашен, указывает, видимо, на подсечное хозяйство. Но уже па второй год урожай падал, зола выщелачивалась, пережженная почва «спекалась», не пропускала воздуха и не впитывала воду. Нужно было подготовлять новый участок на другом месте. Старый же участок мог вновь поступать в эксплуатацию не раньше, чем на нем вырастал лес, т. е. не менее чем через 40—60 лет. Вследствие этого при подсечном земледелии требовалось огромное количество земли, вернее, леса. В этих условиях селиться большими поселениями, как на юге, было невозможно. Поэтому-то обитатели лесных пространств, как уже сказано выше, селились в одном месте лишь по нескольку десятков человек. Хостел. Обратите внимание на общежитие на сходненской для студентов. Заселение на любой срок.
Подсечное земледелие требовало затраты огромного количества труда. Такие громоздкие операции, как рубка леса, выкорчевывание кустарников и пней, сушка всего этого материала и, наконец, сжигание его, неизбежно требовали кооперации сил. И на основании многочисленных этнографических данных устанавливается, что подсечное земледелие всегда выступало как коллективное, общинное производство. В тех местах, где до начала XIX в. сохранялось подсечное земледелие, одновременно с ним продолжали существовать большие патриархальные семьи, состоящие из представителей двух-трех поколений. Таким образом, подсечное земледелие следует рассматривать, как отрасль производства, тесно связанную с первобытно-общинным строем. Хостел. Обратите внимание на общежитие на сходненской для студентов. Заселение на любой срок.
Вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры подсечное земледелие в той или иной форме было известно на всем европейском Севере: в прибалтийских странах, на севере Германии, в Скандинавии и на Британских островах.
Справочник автора/Подсечное-огневое земледелие
« | Задорнов всё-таки толковый драматург, он выводит всё к тому, что, во-первых, славяне были правильны и благолепны, жили сообразно природе, экологично то есть, видимо, подсечно-огневое земледелие — это самая сообразная природе вещь, что можно придумать | » |
— Клим Саныч иронизирует над незнанием матчасти |
Этот тип земледелия в основном применялся в местах, густо поросших лесом и использовался практически большинством народов мира, от майя и папуасов до финно-угров и славян.
Содержание
Основная технология [ править ]
Итак, у вас есть участок леса — а нужна пашня. Что вам оставалось делать в старину? Алгоритм действий в этом случае таков:
И да, креативному писателю на заметку — придумать как сжечь участок леса до золы (обычно получается вполне годный на пиломатериалы «горельник»), не спалив при этом вообще весь лес и себя заодно. Подсказка — IRL те же африканцы просто раскидывают по полю мелкие ветки и сжигают их. По неким загадочным причинам идея не морочиться с ветками и спалить весь лес сразу им в голову не приходит.
Получившийся участок использовался несколько лет (точнее, где-то от года до семи лет), затем пашня либо переводилась под сенокос или выпас, либо вообще забрасывалась. На заброшенном поле через 50-60 лет появлялся новый лес. После этого цикл мог повторяться. Такой тип земледелия даёт очень высокую урожайность, однако продуктивность при этом низкая. [1] Больше того, время от времени приходилось перемещать селение на новое место.
Варианты [ править ]
Недостатки [ править ]
А существовала ли подсека реально? [ править ]
В Сети гуляет статья с прикидками, сделанными лесорубом. Ссылка будет внизу, а пока — сжатая суть.
Сколько нужно человеку земли для выживания? По дореволюционным нормам — 4 десятины, т. е. — 4,5 гектара. Наплюём, берём только 4, люди у нас малоедящие, да и считать будет легче. Хотя конечно, 4 гектара — это нижак дальше некуда, ведь человек нуждается не только в хлебе, но и в белке, в мясе, а это пастбища, т. е. допплощадь для расчистки. Ладно, наши люди мяса не едят, сплошь веганы. Берём землю по минимуму — 4 га на 1 едока.
На 4 гектарах земли растёт от 300 до 600 деревьев, если с подросом и кустарником — куда более. Берём по середняку для удобства счёта — 500. Перемножаем — 2000 деревьев. Т. е. наш пахарь должен срубить две тысячи деревьев. Рубка деревьев и сейчас-то, при стальных топорах-пилах, тяжёлая работа, а если топоры каменные? Мрак! Ладно, срубили мы 2000 стволов — всё? Ни фига! Теперь надо — БУ-ГА-ГА! — выкорчевать ДВЕ ТЫСЯЧИ ПНЕЙ. Кто-то корчевал когда-нибудь один-разъединственный пень? Выше было, что рубка — тяжёлая работа. Так вот корчёвка — это рубка в кубе! Ладно, срубили мы два косаря стволов, надрываясь, выкорчевали столько же пней… всё? Можно пахать? Фиг! Теперь надо — повыдёргивать из земли все круглые корни. На 4 га этих корней в сумме будет ок. 20 км. Можно не вытаскивать, но тогда остаётся только безплужная пахота с её очевидно какой урожайностью: где-нибудь в тропиках ещё туда-сюда, а у нас в средней полосе будет кисло.
И всё это — только для одного едока. Если у пахаря есть жена, цифры смело удваиваем. Если есть дети… И всё это — без отрыва от плановых с/х работ на уже существующем участке земли! А крестьянский труд никто не назовёт лёгким и весёлым. И всё это — затем, чтобы считанные годы поматросить землю и уродоваться на следущих 4 га земля по соседству? Короче — бред какой-то. За деталями — вот вам ссылка:
1) Полная очистка участка леса от растительности очень сложное и трудозатратное дело, значит, этим если и занимались, то только вводя в сельхозоборот заброшенные пашни.
2) В тропиках так очищают не лес, а саванну. А если и лес, то только потому, что европейцы привезли стальные топоры и спички.
3) У древних майя была высокоразвитая агрокультура, так что никакое подсечно-огнёвое земледелие их не сгубило.
Про майя Еськов попросту ломится в открытую дверь — о чём в комментариях написал Д. Беляеев, никто из специалистов уже давно всерьёз идею про «гибельную подсеку» не рассматривает. Далее, ну какие в Амазонии, Юго-Восточной Азии, Малайзии или Новой Гвинее (не говоря про тот же Юкатан) саваны? А там именно так расчищают участки в джунглях, и этот процесс прекрасно известен этнографически. Другое дело, что такое землепользование эффективным не назовешь, и, если речь идёт о культурах, более высокоразвитых, нежели чины, нага, ведды, даяки или папуасы — основной формой хозяйствование подсека не будет. А выжигание саванны под пашни — это немного другой процесс. Про топоры и спички даже комментировать неудобно, ибо тут Еськов уже почти дошёл до уровня обычного «немогличества». Что же до восточных славян, то у них (равно, как у балтов, финно-угров, etc) подсека распространена была, опять-таки, на ранней стадии, в первом тысячелетии, уже в эпоху Древней Руси сменившись хотя бы двупольем. Ещё в тех же комментариях приводится практическое описание выжигание пней с вырубки. Что до корней, то кто вообще сказал, что их нужно полностью выкорчевывать из земли? Соха, а тем более мотыга глубокой борозды всё равно не даст, а корни злаков глубоко не проникают… Ну и да, всё-таки чаще применялось не буквальная подсека, а перелог (использованные участки оставляли зарастать травой, а то и кустарником, а после восстановления плодородности почвы снова вводили в оборот), а бросали расчищенные пашни только если поселение меняло местоположение (что в Средневековье было не редкостью, и подтверждается археологически). Короче говоря, Кирилл Юрьевич — хороший палеонтолог и талантливый популяризатор науки, но иногда его заносит, что впрочем, уже давно известно. Однако, поднятая им тема сама по себе немаловажная, ибо в популярной литературе это вопрос часто описывается откровенно лубочно.
Подсечно-огневое земледелие или разоблачаем очередной фэйк от историков
Предлагаю поговорить на очень интересную тему, а конкретно мифу историков о подсечно-огневое земледелие. Я понимаю, историки люди невежественные и к науки отношение не имеющие, но давайте по фактам.
Официальные историки т.к. не имеют отношение к реальной науке, а только лишь к пропаганде не знают, да и не могут знать, что на месте пожарищ, особенно где все засыпано пеплом, расти ничего не будет долгие годы.
Тем, кто не в курсе вопроса сообщаю, есть такая профессия «агроном», где о подобном очень подробно рассказано. Сам же не являюсь агрономом, но имею свою землю. Еще в самом начале пути, поверив в миф историков и имея довольно большой запас дров решил их сжечь в одном из мест своего огорода, так сказать сделать идеальный участок для посадки.
Докладываю, там до сих пор уже 3 года даже сорняк не растет. Щелочь, соленость и т.д. от пепла не дает чему-то произрастать, даже сорняку!
Потому, если кругом лес, вырубить какую-то часть, спалить, чтобы руками не убирать, подобное в теории я допускаю. Затем подождать 5-10 лет, когда земля снова начнет родить и засадить поле ячменем каким. От только историки внушают, что поле бросали, дали вырасти 2-3 урожаям и сжигали снова лес. Зачем? Чтобы там ничего не росло?
Второй момент дикости от историков…
Лес такая штука, что если его подпалить начнет гореть вначале сухостой, а затем и зеленый лес, лесные пожары вообще страшное дело. Значит надо вырубить лес, затем прокопать траншеи, достаточно широкие и желательно в 2-3 ряда, чтобы с вырубленной поляны не перебросился огонь на живой лес и не устроил пожар. Получается – это уже не примитивное хозяйствование…
Наоборот некое плановое хозяйство с огромным организационным потенциалом.
Подсечное земледелие в древней руси
В Древней Руси IX-XIII вв. основным источником выживания людей было земледелие. Исторически на наших территориях плодородие почв всегда было невысоким. Но несмотря на это наши предки придумывали или заимствовали множество способов культивирования злаков. Поскольку границы Древней Руси быстро расширялись, у каждого региона была своя особая специфика, то есть свой комплекс технологических мер по использованию земли, восстановлению и повышению плодородия почвы. Итак, знакомимся с самыми распространенными.
Переложное земледелие
Переложное земледелие — экстенсивная (то есть малоэффективная) система земледелия, при которой участок земли используется, пока он плодороден. Со временем плодородие почвы падает, земля истощается, и крестьянин переходит на новое место. Оставленная земля со временем восстанавливается, и через некоторое время крестьянин снова забросит землю и перейдет на поле, которое уже «отдохнуло» или просто на новый необрабатываемый ранее участок земли.
При этом расчистка нового участка идет за счет сжигания травы или леса. Такая система именуется подсечно-огневой, т.к. остатки сожженной травы являются отличным удобрением (в них много нужного почве азота). Такая привычка работать с землей на Русь пришла из более жарких регионов.
Подсечно-огневое земледелие
Подсечно-огневое земледелие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. В лесу рубили деревья, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением.
Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес.
Двуполье
Двуполье – сочетание подсечно-огневого земледелия и перелога в разных вариациях.
Трёхполье
Трёхполье — система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур. Озимой называется культура, жизненный цикл которой требует перезимовки (от одного до нескольких месяцев) в условиях пониженных температур. Озимые культуры сеют осенью; до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чем яровые — однолетние культуры, высеваемые весной.
В России (и сопредельных государствах) времён феодализма применялся, как правило, трёхпольный севооборот с чередованием культур: пар, озимые (рожь или пшеница), яровые (овёс, ячмень, горох, гречиха, просо). Почвенное плодородие восстанавливалось в паровом поле, куда вносили навоз и несколько раз за лето обрабатывали для уничтожения сорняков и накопления влаги.
Осенью в пару высевали озимые (в России в основном рожь), после них яровые, использовавшие последействие навозного удобрения. По мере распашки лугов пар, зараставший сорняками, в первую половину лета использовался как пастбище, обработку его откладывали на вторую половину лета. В этих условиях трёхполье не могло обеспечить устойчивые урожаи.
На заре своей истории русское государство напрямую зависело от климатических условий. Надо сказать, что природа для русского государства стала скорее «мачехой», нежели «матушкой». Суровый, тяжелый климат в сочетании с малоплодородными почвами определили социально-экономический и культурно-политический облик России на протяжении долгих столетий.
Потренировать свои знания по данной проблематике вы сможете здесь, пройдя наш тест по материальной и духовной культуре Древней Руси.
Подсечно-огневое земледелие
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того, что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, общая производительность труда для этого типа земледелия крайне низка.
Технология
Применение
Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки у европейских переселенцев.
Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг» — у бирманцев, вьетнамцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.
Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.
См. также
Примечания
Литература
Б. В. Андрианов. Подсечно-огневое земледелие // Народы мира. Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С. 591