поклон в пояс на руси
Поклониться в пояс
Смотреть что такое «Поклониться в пояс» в других словарях:
Поклониться в пояс — кому. Разг. Устар. Выразить кому л. глубокую благодарность (низко поклонившись). Ф 2, 66 … Большой словарь русских поговорок
поклониться — глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я поклонюсь, ты поклонишься, он/она/оно поклонится, мы поклонимся, вы поклонитесь, они поклонятся, поклонись, поклонитесь, поклонился, поклонилась, поклонилось, поклонились, поклонившийся, поклонясь,… … Толковый словарь Дмитриева
ПОЯС — Завязывать/ завязать (затягивать/ затянуть) пояс [потуже]. Прост. или Публ. Вынужденно ограничивать себя в питании, сокращать потребление жизненно необходимых продуктов. Мокиенко 2003, 83. Задёрнуть за пояс кого. Сиб., Приамур. То же, что… … Большой словарь русских поговорок
Пояс Пресвятой Богородицы — Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (XVII век, Русский музей) … Википедия
Поклониться в ножки — КЛАНЯТЬСЯ В НОЖКИ кому. ПОКЛОНИТЬСЯ В НОЖКИ кому. Разг. Экспрес. То же, что Кланяться в ноги (пояс) кому. [Белогубов:] Пожалуйте, Аким Акимыч. Что я у вас попрошу, вы мне не откажете? Я вам в ножки поклонюсь (А. Островский. Доходное место) … Фразеологический словарь русского литературного языка
пояс — а; мн. пояса; м. 1. Лента, шнур, ремень или пришитая полоса ткани для завязывания, застёгивания одежды по талии. Юбка на поясе, с поясом. Кожаный п. Засунуть рукавицы за п. Развязать, снять, застегнуть п. Подпоясаться поясом. Затянуть п. (также:… … Энциклопедический словарь
пояс — а; мн. пояса/; м. см. тж. поясок, поясной 1) Лента, шнур, ремень или пришитая полоса ткани для завязывания, застёгивания одежды по талии. Юбка на поясе, с поясом. Кожаный по/яс. Засунуть рукавицы за по/яс … Словарь многих выражений
поклониться — клонюсь, клонишься; св. (нсв. кланяться). 1. (кому чему). Сделать поклон (поклоны) кому л. в знак приветствия, почтения, благодарности. Сухо, слегка п. гостям. П. телу покойного. П. в пояс. П. в ноги, в ножки. П. до земли, в землю (сделать… … Энциклопедический словарь
поклониться — клоню/сь, кло/нишься; св. (нсв. кла/няться) 1) кому чему Сделать поклон (поклоны) кому л. в знак приветствия, почтения, благодарности. Сухо, слегка поклони/ться гостям. Поклони/ться телу покойного. Поклони/ться в пояс. Поклони/ться в ноги, в… … Словарь многих выражений
В пояс — Устар. Приветствуя или благодаря человека знатного или богатого (низко кланяться, поклониться). Староста поклонился барину в пояс, промолвил: Здравствуйте, батюшка Аркадий Павлыч (Тургенев. Бурмистр). Множество слуг, в бархатных кафтанах… … Фразеологический словарь русского литературного языка
На коленях, сердечный и поясной поклон: в каких случаях русские должны были так кланяться
Еще в первобытную эпоху поклон – преклонение головы и тела к земле – практиковался как ритуальное действие во время отправления культа божеству, выражающее смирение и благоговение перед высшими силами. Большое значение поклоны имели и в традиционной культуре России. За века своего существования традиция бить поклоны претерпевала многократные изменения, обрастая новыми смыслами, часть из которых сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня.
Наследие Золотой Орды
Древнейшей формой поклона было падение ниц, лицом к земле. Не разделяя власти земной и небесной, древние люди падали ниц не только во время молитвы, но и перед государственными правителями, символически признавая тем самым, сакральность их власти. На Русь традиция падать ниц пришла вместе с татаро-монгольским нашествием. Позаимствовавшие эту традицию у Китая, татарские ханы принуждали русских князей во время официального приема соблюдать весь принятый у ордынцев церемониал, включавший непременное падение ниц и целование ковра перед ханским троном. Закрепившись в русской придворной культуре, падения ниц совершались перед русским царем во время официальных мероприятий вплоть до XVI века.
Церковная традиция
В то же время в христианской традиции, в соответствии с библейскими указаниями, появляется земной, или, по-другому, великий поклон – положение, когда молящийся, стоя на коленях и опираясь на руки, касается лбом земли. Придя на Русь вместе с православием, христианский земной поклон одновременно изменяет символический смысл прикосновения к земле, существовавший прежде у славян. Если изначально в русском язычестве целование земли считалось источником силы и благодати, то с установлением христианства земной поклон начинает символизировать обращение себя в прах.
Так, например, по древним русским уставам земной поклон непременно полагалось класть на молитве «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися». Молиться, касаясь земли коленями и лбом, на Руси было принято до церковных реформ патриарха Никона, а старообрядцы сохранили эту традицию до наших дней. В знак особого благоговения последователи старообрядчества кладут земные поклоны при поклонении святыням или во время главных моментов богослужения, причем вне зависимости от того, будничный это день, воскресный или праздничный. В то же время после реформ патриарха Никона в Русской православной церкви богослужебные традиции начинают изменяться, приобретая более «византийские» формы.
Так троекратные земные поклоны остаются в традиции Русской православной церкви на Великий пост или назначаются в качестве епитимьи, накладываемой священником на раскаивающегося грешника. При этом, в соответствии с запретом Первого Никейского собора, в воскресные дни и великие праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, а также перед причастием класть земные поклоны стало не принято, поскольку они знаменуют рабское состояние человека и его падение. На смену же земным поклонам приходят поклоны малые, или поясные. Они совершаются во время всех храмовых и домашних молитвах и на богослужении.
Светская традиция
Если коленопреклонение осуществлялось русскими только в особо торжественных случаях, при большой народной беде или при лобызании высокочтимых чудотворных икон, то поясной поклон в дореволюционной России использовался не только во время молитвы, но и являлся основной формой учтивого приветствия в обществе. Поясным поклоном чествовали родителей и выражали почтение обществу, простолюдины также кланялись «в пояс» представителям духовенства, дворянам и царю. В случаях особой признательности или почитания использовался также сердечный поклон – при поясном поклоне правую руку прижимали к сердцу.
У дворян же поясной поклон был принят только при чествовании высшего духовенства и членов царской фамилии, а между собой они при приветствии ограничивались легким наклоном головы. Также покаянный поясной поклон был принят у дворян перед казнью – тем самым они не только просили прощения у народа, но и знаменовали свою чистоту и невинность.
Поклоны на Руси – целая наука
Еще в первобытную эпоху поклон – преклонение головы и тела к земле – практиковался как ритуальное действие во время отправления культа божеству, выражающее смирение и благоговение перед высшими силами. Большое значение поклоны имели и в традиционной культуре России. За века своего существования традиция бить поклоны претерпевала многократные изменения, обрастая новыми смыслами, часть из которых сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня.
Наследие Золотой Орды
Древнейшей формой поклона было падение ниц, лицом к земле. Не разделяя власти земной и небесной, древние люди падали ниц не только во время молитвы, но и перед государственными правителями, символически признавая тем самым, сакральность их власти. На Русь традиция падать ниц пришла вместе с татаро-монгольским нашествием. Позаимствовавшие эту традицию у Китая, татарские ханы принуждали русских князей во время официального приема соблюдать весь принятый у ордынцев церемониал, включавший непременное падение ниц и целование ковра перед ханским троном. Закрепившись в русской придворной культуре, падения ниц совершались перед русским царем во время официальных мероприятий вплоть до XVI века.
Церковная традиция
В то же время в христианской традиции, в соответствии с библейскими указаниями, появляется земной, или, по-другому, великий поклон – положение, когда молящийся, стоя на коленях и опираясь на руки, касается лбом земли. Придя на Русь вместе с православием, христианский земной поклон одновременно изменяет символический смысл прикосновения к земле, существовавший прежде у славян. Если изначально в русском язычестве целование земли считалось источником силы и благодати, то с установлением христианства земной поклон начинает символизировать обращение себя в прах.
Так, например, по древним русским уставам земной поклон непременно полагалось класть на молитве «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися». Молиться, касаясь земли коленями и лбом, на Руси было принято до церковных реформ патриарха Никона, а старообрядцы сохранили эту традицию до наших дней. В знак особого благоговения последователи старообрядчества кладут земные поклоны при поклонении святыням или во время главных моментов богослужения, причем вне зависимости от того, будничный это день, воскресный или праздничный. В то же время после реформ патриарха Никона в Русской православной церкви богослужебные традиции начинают изменяться, приобретая более «византийские» формы.
Так троекратные земные поклоны остаются в традиции Русской православной церкви на Великий пост или назначаются в качестве епитимьи, накладываемой священником на раскаивающегося грешника. При этом, в соответствии с запретом Первого Никейского собора, в воскресные дни и великие праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, а также перед причастием класть земные поклоны стало не принято, поскольку они знаменуют рабское состояние человека и его падение. На смену же земным поклонам приходят поклоны малые, или поясные. Они совершаются во время всех храмовых и домашних молитвах и на богослужении.
Светская традиция
Если коленопреклонение осуществлялось русскими только в особо торжественных случаях, при большой народной беде или при лобызании высокочтимых чудотворных икон, то поясной поклон в дореволюционной России использовался не только во время молитвы, но и являлся основной формой учтивого приветствия в обществе. Поясным поклоном чествовали родителей и выражали почтение обществу, простолюдины также кланялись «в пояс» представителям духовенства, дворянам и царю. В случаях особой признательности или почитания использовался также сердечный поклон – при поясном поклоне правую руку прижимали к сердцу.
У дворян же поясной поклон был принят только при чествовании высшего духовенства и членов царской фамилии, а между собой они при приветствии ограничивались легким наклоном головы. Также покаянный поясной поклон был принят у дворян перед казнью – тем самым они не только просили прощения у народа, но и знаменовали свою чистоту и невинность.
И сейчас традиции кланяться сохранились – когда входим в церковь или выходим из нее, около икон, где происходят молитвы, на церемонии бракосочетания жених и невеста таким образом могут поблагодарить своих родителей и т.д. А ещё мы можем поклониться шутя, например, перед гостями: «Заходите, дорогие!», и в пояс, чтобы видели они и по нашим забавным действиям тоже, как сильно мы им на самом деле рады.
На нашем сайте читайте также:
Поклон в пояс на руси
Прости Дед! моему деду Волкову Ивану Максимовичу.
В канун Победы над фашизмом мне дед приснился, поутру.
Стоял он в полный рост, степенно, свой взор направив в вышину.
В тот сорок третий, возле Ржева, сложил он, голову свою.
И похоронка прилетела, неся печаль в его семью.
Он, строгий взгляд, ко мне направил, и тяжко, глубоко вздохнул.
«Ну, расскажи, как вы живете? В свободной, праведной стране.
Ведь я не зря, живот положил, и те, кто сгинул на войне?»
Я отвернул глаза стыдливо, не зная, что сказать в ответ.
Озноб прошиб волной все тело. « Прости, я виноватый, дед!
Нет ничего, того в помине, за что, ты смело воевал,
Страны великой, нету ныне, ее, я дедушка, просрал.»
«Купился я на обещанья, посулы воров и лжецов,
Забыв твои завоеванья, и тяжкий труд своих отцов.
Я был обобран и оболган, под шум передовых идей,
Стремясь к несбыточным надеждам, забыв, про остальных людей. Я прятал совесть под порогом, ее за дверью оставлял.
«Своя рубаха, ближе к телу.» Учил нас новый генерал.
Она, как та, что пуля дура, в душе моей пробила брешь.
И хлынуло туда, сознанье, что я не праведно живу и восхваляю не достойных, себе и всем, повсюду лгу.
Перед тобой, как перед Богом, хочу просить я твой совет. «Скажи мне, истину поведай, как оправдаться мне в ответ.»
Дед на меня взглянул сурово: «Я знаю все, что ты сказал,
Поэтому, к тебе явился, чтоб совесть больше не терял.
Воспрянь всем духом, ты не быдло, хотя тебя, к тому ведут,
Душой отвергни ложь и скверну, все предки за тобой идут.
От сотворенья Мира встали, их ощути, своей спиной, клинки их яростно сверкают, каленой сталью, рвутся в бой.»
«Не бойся, за святое дело, на поле голову сложить,
Уничтожая лицемеров, иначе самому не жить.
Радей за правду, веру предков, за землю и свою семью.
Как на Руси было принято здороваться, и Кому целовали ноги при встрече
Если вспомнить русские народные сказки и былины, то в них частенько встречается такое приветствие, как «Гой еси!». Что же означает это загадочное словосочетание? Первая его часть, а именно «гой» означает не что иное как жизнь, живительные силы. Владимир Даль в своем словаре указывал писал, что это также: «здравствовать, жить, говеть».
Некоторые специалисты утверждают, что есть и иной смысл, а именно: «Ты принадлежишь к нашему роду (общине, племени), ты наших кровей, ты наш!». Если же соединить «гой» (жить) и «еси» (быть), то получится «Ты существуешь, живи и дальше!
». Интересно, что современное слово «изгой» представляет собой антоним «гоя», то есть это человек, который лишился жизни, был исторгнут из неё.
Еще одно приятное старинное приветствие — «Мир вашему дому!». Тут объяснять, пожалуй, не нужно, и так все понятно. Очень уважительное, доброжелательное обращение. Есть мнение, что в старой Руси так обращались не только к людям в доме, но и к домовому.
Виды поклонов и кому они предназначались: большой и малый обычай
Поклоны в настоящее время используются достаточно редко. А в старину люди кланялись друг другу, когда встречались или прощались. Существовала целая иерархия поклонов. Например, если в общине встречали уважаемого человека, его удостаивали низкого поклона, до земли, которую иногда даже целовали. Такой вариант назывался «большим обычаем». А был еще и малый — это поклон в пояс для родственников и друзей.
Если же нужно было поприветствовать незнакомца, то обычаи не применяли. Достаточно было просто приложить руку к сердцу и после этого опустить ее вниз. Руку клали на область сердца во время любого поклона, это означало, что у человека чистые намерения, и он сердечно относится к тому, кого приветствует. В физическом смысле поклон символизировал смирение, ведь когда голова наклонена, то не видно того, кому кланяешься, а шея открыта — это беззащитность, доверие.
Сведения, заложенные в рукопожатие и что такое шапочное знакомство
Рукопожатие, то есть касание ладонями — древнейший жест, в котором заложена информация. Например, по длительности рукопожатия можно было судить о теплоте отношений. Если люди давно не видели друга друга, или друзья были очень рады неожиданной встрече, то они могли пожать обе руки. По правилам право первым протянуть руку предоставлялось старшему. Этим он давал понять младшему, что тот приглашен в дружеский круг.
После ввода строгого этикета рукопожатия остались только для друзей, а для знакомых использовался простой способ — приподнимание шапки. Именно это привело к возникновению крылатого выражения «шапочное знакомство», что означает поверхностные отношения.
Объятия: сердце к сердцу и братание
Обнимались друзья и родственники при встрече. Приходя на исповедь, обиженные и обидчики тоже заключали друг друга в объятия, это помогало настроиться, подготовиться к процедуре, очистить свое сердце, отпустить зло и простить других, а также искренне попросить прощения самому.
В настоящее время объятия между взрослыми людьми воспринимаются как выражение любви и нежности. Когда речь идет о мужчине и женщине, в них вкладывается некоторый эротический подтекст. Но и дружба не обходится без этого действия.
Поцелуи: троекратный как оберег, а также кому целовали руки и даже ноги
Троекратный поцелуй использовался на Руси издревле и сохранился и поныне. Число три для христиан имело сакральный характер, оно напоминало о Троице, было своеобразным оберегом и дарило надежду. Троекратно целовали дорогих гостей, их сравнивали с ангелами, которые пришли в дом. Если человеку целовали руку, значит, перед ним преклонялись, его почитали. А приближенные государя целовали не только его руки, но и ноги.
Поцеловать руку священника было обычным делом. Также поцелуя удостаивался тот, кто только что получил тайное святое причастие. Таким образом человека приветствовали, поздравляли с очищением, обновлением.
Если человек имел более низкий статус, то ему было дозволено поцеловать более знатного собеседника в плечо, на что тот в ответ мог поцеловать в голову. А вот послы нехристианских государств не могли лобызать государеву руку.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов