Продукты благосостояния сбербанк это что
Блок «Управление благосостоянием» внес существенный вклад в общие бизнес-результаты Сбербанка в 2019 году
5 марта 2020 года, Москва — По итогам 2019 года активы блока «Управление благосостоянием» достигли 1,5 трлн рублей и выросли по сравнению с 2018 годом на 22% (по данным консолидированной отчетности Сбербанка по МСФО). Операционный доход блока составил 126 млрд рублей — 6,3% от общего операционного дохода банка. Значительно выросло и проникновение продуктов благосостояния в базу активных клиентов всех каналов продаж Сбербанка.
Наталья Алымова, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка:
«В 2019 году блок ʺУправление благосостояниемʺ достиг всех намеченных финансовых показателей и существенно увеличил свой вклад в общие бизнес-результаты Группы Сбербанк. Активы под управлением блока выросли на 22% и достигли 1,5 трлн рублей. Блок обеспечил 6,3% от общего операционного дохода Сбербанка, в абсолютных цифрах этот показатель достиг 126 млрд рублей. Это очень достойный показатель, особенно с учетом того, что продукты благосостояния довольно сложные и исторически не пользуются таким же высоким спросом, как традиционные вклады или кредиты».
В 2019 году значительно увеличилось проникновение продуктов благосостояния в базу активных клиентов всех каналов продаж Сбербанка. Так, к концу 2019 года продукты блока были у 25% клиентов массового канала Сбербанка (21% годом ранее), у 24% клиентов канала «Сбербанк Премьер» (18%) и у 35% клиентов канала «Сбербанк Первый» (30%).
Все дочерние компании, которые входят в блок, продолжают удерживать лидирующие позиции на своих рынках.
Наталья Алымова, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка:
«По итогам 2019 года мы занимаем первое место на рынках страхования жизни, имущества физических лиц, доверительного управления, обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения».
«Сбербанк Управление Активами» в конце прошлого года стала первой российской управляющей компанией, которая преодолела рубеж в 1 трлн рублей под управлением. Количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) с доверительным управлением, открытых в «Сбербанк Управление Активами», превысило 150 тысяч и стало рекордным показателем для российских управляющих компаний. Четыре паевых инвестиционных фонда компании вошли в топ-10 рынка по стоимости чистых активов, а фонд «Природные ресурсы» стал самым крупным российским фондом акций.
СК «Сбербанк страхование жизни» закончила 2019 год с запланированным снижением сборов, как и весь российский рынок страхования жизни.
Наталья Алымова, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка:
«Снижение объемов произошло в связи с сокращением сегмента инвестиционного страхования жизни. В то же время приоритетный для нас сегмент накопительного страхования жизни рос рекордными темпами за все время существования компании: количество новых договоров НСЖ выросло в 2019 году на 118% и достигло 155 тыс. Объемы ИСЖ, с нашей точки зрения, пришли в соответствие с реальным спросом клиентов на этот продукт. В 2020 году компания продолжит устойчивое развитие и вновь вернется в зону роста».
СК «Сбербанк страхование» в 2019 году нарастила сборы на 27% — до 20 млрд рублей. Наибольшая часть сборов — более 16,6 млрд рублей — пришлась на страхование имущества физлиц, включая страхование квартир, частных домов и банковских карт. Поступления по этой линии бизнеса выросли на 25%. За прошлый год компания произвела более 1,3 млрд рублей страховых выплат — на 53% больше, чем годом ранее.
При участии «Страхового брокера Сбербанка» в 2019 году было заключено почти 140 тыс. договоров страхования — на 43% больше, чем в 2018 году. Совокупная страховая премия по этим договорам выросла на 24% и составила 7,6 млрд рублей.
Наталья Алымова, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка:
«Оказание посреднических услуг при заключении договоров страхования — значимое, но далеко не единственное направление работы ʺСтрахового брокера Сбербанкаʺ. Компания активно участвует в создании и выведении на рынок продуктов для корпоративных клиентов банка, оказывает поддержку в урегулировании убытков. В то же время объем страховых сборов по договорам, заключенным при участии брокера, сопоставим с объемами компаний из топ-20 рынка страхования non-life».
Общее количество клиентов, которые доверили управление своими пенсионными средствами НПФ Сбербанка, составило к концу 2019 года около 10 млн человек. 8,7 млн клиентов формируют в фонде накопительную пенсию, а 1,7 млн — являются участниками программ негосударственного пенсионного обеспечения. В 2019 году фонд выплатил более 3,4 млрд рублей по обязательному пенсионному страхованию и 1,85 млрд рублей по договорам НПО.
В 2020 г. Сбербанк переведет в онлайн 20% продаж продуктов благосостояния
В 2020 г. блок «Управление благосостоянием» Сбербанка переведет в онлайн-каналы 20% продаж и оцифрует как минимум три четверти сервисов постпродажного обслуживания клиентов. В диджитал будут выведены все продукты блока, продажа которых онлайн разрешена законодательно.
Совокупный объем сборов от онлайн-продаж продуктов благосостояния в 2019 г. составил 12,4 млрд р. — 5% от общего объема продаж блока.
Наталья Алымова, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка рассказала следующее: «Сбербанк сегодня — это полностью цифровая среда, и блок «Управление благосостоянием» много сделал на пути цифровой трансформации в 2019 г. В частности, на главной странице в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» появился отдельный раздел «Страхование». Теперь клиентам доступна полная информация обо всех действующих договорах рискового страхования. Наша цель на 2020 г. — перевести в онлайн 20% продаж, вывести в диджитал все продукты блока, продажа которых онлайн разрешена законодательно, и оцифровать как минимум три четверти сервисов постпродажного обслуживания клиентов».
Блок продолжает модернизировать продуктовую линейку, готовит к выводу на рынок несколько новых продуктов, работает над концепцией инвестиционных продуктов. Все новые продукты, которые блок предложит клиентам в 2020 г., с момента запуска будут доступны как офлайн, так и онлайн.
До конца года у клиентов появится возможность онлайн-урегулирования убытков, продления и расторжения договоров страхования. Также станет доступным подключение к страховым продуктам дополнительных услуг, например бытовых сервисов либо услуг компаний экосистемы Сбербанка, сообщила Наталья Алымова.
В Сбербанке оценили вклад блока «Управление благосостоянием» в общие бизнес-результаты в 2019 году
Активы блока «Управление благосостоянием» Сбербанка по итогам 2019 года достигли 1,5 трлн рублей, увеличившись по сравнению с 2018-м на 22%. Такие данные привели в Сбербанке со ссылкой на консолидированную отчетность по МСФО.
Операционный доход блока составил 126 млрд рублей — это 6,3% от общего операционного дохода банка.
«Это очень достойный показатель, особенно с учетом того, что продукты благосостояния довольно сложные и исторически не пользуются таким же высоким спросом, как традиционные вклады или кредиты», — комментирует старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова.
В Сбербанке подчеркивают, что в 2019-м значительно увеличилось проникновение продуктов благосостояния в базу активных клиентов всех каналов продаж Сбербанка. Так, к концу года продукты блока были у 25% клиентов массового канала Сбербанка (21% годом ранее), у 24% клиентов канала «Сбербанк Премьер» (18%) и у 35% клиентов канала «Сбербанк Первый» (30%).
«По итогам 2019 года мы занимаем первое место на рынках страхования жизни, имущества физических лиц, доверительного управления, обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения», — рассказала Алымова.
По данным Сбербанка, УК «Сбербанк Управление активами» в конце прошлого года стала первой российской управляющей компанией, которая преодолела рубеж в 1 трлн рублей под управлением. Количество индивидуальных инвестиционных счетов с доверительным управлением, открытых в УК «Сбербанк Управление активами», превысило 150 тыс. и также стало рекордным показателем для российских управляющих компаний.
Также отмечается, что «СК «Сбербанк страхование жизни» закончила 2019 год с запланированным снижением сборов, как и весь российский рынок страхования жизни».
«Снижение объемов произошло в связи с сокращением сегмента инвестиционного страхования жизни, — поясняет Алымова. — В то же время приоритетный для нас сегмент накопительного страхования жизни рос рекордными темпами за все время существования компании: количество новых договоров НСЖ выросло в 2019 году на 118% и достигло 155 тысяч. Объемы ИСЖ, с нашей точки зрения, пришли в соответствие с реальным спросом клиентов на этот продукт. В 2020 году компания продолжит устойчивое развитие и вновь вернется в зону роста».
СК «Сбербанк страхование» в 2019 году нарастила сборы на 27% — до 20 млрд рублей. Наибольшая часть сборов — более 16,6 млрд рублей — пришлась на страхование имущества физлиц, включая страхование квартир, частных домов и банковских карт. Поступления по этой линии бизнеса выросли на 25%. За прошлый год компания произвела более 1,3 млрд рублей страховых выплат — на 53% больше, чем годом ранее.
При участии компании «Страховой брокер Сбербанка» в 2019 году было заключено почти 140 тыс. договоров страхования — на 43% больше, чем в 2018-м. Совокупная страховая премия по этим договорам выросла на 24% и составила 7,6 млрд рублей.
Общее количество клиентов, которые доверили управление своими пенсионными средствами НПФ Сбербанка, составило к концу 2019 года около 10 млн человек. Так, 8,7 млн клиентов формируют в фонде накопительную пенсию, а 1,7 млн являются участниками программ негосударственного пенсионного обеспечения. В 2019 году фонд выплатил более 3,4 млрд рублей по обязательному пенсионному страхованию и 1,85 млрд рублей по договорам НПО.
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
«В прошлом году произошла настоящая реинкарнация ИСЖ»
В ноябре у клиентов Сбербанка появится возможность делать микроинвестиции: планируется запустить продукт, позволяющий вкладываться в фондовый рынок от 100 рублей. Об этом в интервью «Известиям» сообщила старший вице-президент — руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова. Она также поделилась планами по сокращению сроков ситуативного страхования: например, полис от несчастных случаев можно будет оформить всего на несколько часов. Кроме того, топ-менеджер рассказала о первых итогах тестирования инвесторов, реинкарнации рынка инвестиционного страхования жизни и возможностях развития бизнеса НПФ.
Инвестиционная квалификация
— Одно из наиболее значимых изменений на рынке частных инвестиций в 2021 году — введение тестов для неквалифицированных инвесторов. Как скажется на рынке разделение инвесторов на квалов и неквалов?
— Действительно, с 1 октября неквалифицированные инвесторы не смогут приобретать некоторые сложные продукты. Но здесь надо сделать важное уточнение. Успешное прохождение тестирования, которое сейчас введено, не дает человеку статуса квалифицированного инвестора. Оно лишь позволяет ему получить доступ к некоторым сложным продуктам. Проще говоря, раньше он мог покупать только акции, облигации и открытые ПИФы, а теперь сможет покупать и ЗПИФы для неквалифицированных инвесторов. Однако, например, ЗПИФы для квалифицированных инвесторов он всё равно не сможет приобрести, даже пройдя тестирование: для этого потребуется статус квалифицированного инвестора, который подразумевает выполнение требования по объему портфеля, опыту работы на рынке ценных бумаг либо профильному образованию.
Мы поддерживаем ограничение продаж сложных и структурных продуктов неопытным инвесторам, ведь это поможет новичкам сформировать правильные ожидания от инвестирования.
— Ваши клиенты сталкиваются с какими-либо трудностями при прохождении тестирования?
— Это простой тест, люди обычно легко его проходят, так что тестирование не стало барьером для доступа к инвестиционным инструментам, к тому же такая практика используется на всех развитых рынках. Я думаю, что система тестирования будет развиваться, мы обсуждаем эту тему с регулятором.
— Какие изменения могут быть внедрены?
— Может быть расширена линейка продуктов, предлагаемых инвесторам, успешно прошедшим тест. Мы ожидаем, что будет введено тестирование при продаже сложных инвестиционных страховых полисов. Мы уже начали проверять уровень знаний инвесторов при продаже ИСЖ. Когда это будет принято на законодательном уровне, важно, чтобы процедура тестирования по любым инвестиционным продуктам была идентична практике продаж брокерских продуктов.
— Как в 2021 году изменился портрет вашего среднестатистического инвестора?
— Клиенты становятся моложе, у них появляется запрос на персонифицированные инвестиционные предложения. Но главный тренд — это переход «в цифру». По продуктам доверительного управления доля привлечений в онлайне в 2020 году была 18%, а в этом — уже 28%. Мы покрыли консультации по большинству продуктов голосовым ассистентом: теперь о них можно узнать прямо в «Сбербанк Онлайн» у виртуальных ассистентов «Сбера». Более того, голосом можно приобрести пай в ПИФе. Первые сделки уже прошли. В следующем году увеличим количество инвестпродуктов, которые можно будет купить голосом.
— Сбербанк планировал запустить возможность делать микроинвестиции — вкладывать небольшие суммы по аналогии с таким инструментом, как «Копилка». Когда планируется появление такого сервиса?
— В ноябре мы запустим в «Сбербанк Онлайн» инвестиционную копилку на основе ПИФов. В нее можно будет вложиться от 100 рублей. В следующем году в приложение добавится возможность инвестировать через инвесткопилку в биржевые фонды. Это перспективный инструмент вовлечения клиентов в сбережения и инвестиции.
— В I квартале 2021-го Сбербанк предложил клиентам стратегию доверительного управления, построенную на ответственных инвестициях. Проявляют ли россияне интерес к зеленому инвестированию?
— БПИФ «Ответственные инвестиции» мы запустили в феврале этого года. Объем средств под его управлением уже составляет 1,5 млрд рублей, а число пайщиков превысило 14 тыс. О зеленой повестке сейчас много говорят, спрос на нее появляется. Зачастую новые сложные продукты приживаются сначала в сегменте Private Banking, а потом масштабируются на другие сегменты. Кстати, недавно отечественный ПИФ впервые получил ESG-рейтинг от аккредитованного агентства — это наш ОПИФ «Добрыня Никитич».
— Какие новые инвестиционные продукты вы планируете запускать в ближайшее время?
— У нас в планах запустить новый фонд для венчурных инвестиций (pre-IPO фонд), а также стратегию доверительного управления на китайский рынок. Она должна появиться уже до конца 2021 года. Этот рынок интересует клиентов, мы видим запрос на такие инструменты. Мне кажется, что в ближайшее время захотят инвестировать и в Индию. Также мы планируем запустить несколько новых биржевых фондов — на финтех-компании и исламские инвестиции.
Перерождение страхования
— В начале 2021-го «Сбер» запустил страхование по подписке. Пользуется ли популярностью этот продукт?
— Действительно, в феврале 2021 года появилась возможность оформить по подписке программу «Защита от травм», в апреле — программу страхования средств на счетах «Сбереги финансы», в июле — «Защиту дома». Активировать страховую защиту по всем трем программам можно на срок от одного месяца в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн».
Мы отмечаем высокий интерес клиентов к такой модели потребления. В частности, 45% договоров по программе «Защита от травм», которые заключаются в онлайн-каналах, касаются именно подписки. Для «Сбереги финансы» и «Защиты дома» эти показатели составляют 32 и 24% соответственно.
— Вы планируете сокращать срок, на который можно оформить подписку?
— Мы продолжим двигаться в сторону ситуативного страхования. Хотим сделать доступным страхование, которое можно оформить всего на несколько дней, — это станет одним из фокусов нашей работы в 2022 году. Планируем также предлагать свои продукты в нужном контексте: например, человек оплатил картой «Сбера» кофе в аэропорту в ожидании вылета — мы предлагаем ему страхование отмены рейса, потери багажа.
— В октябре «Сбер» вышел на рынок ОСАГО. Как в вашей стратегии уживается развитие собственного продукта и маркетплейса, где есть предложения разных компаний?
— Уверена, что ОСАГО станет одним из флагманских продуктов «СберСтрахования». Занять лидирующие позиции на этом рынке мы планируем в течение 2–3 лет. Наш основной канал продаж ОСАГО сегодня — банковский: купить полис можно в любом отделении Сбербанка, на сайте «Сбера» или в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн». Кстати, приложение позволяет нам достучаться до огромной аудитории: 70 млн человек пользуются им хотя бы раз в месяц. При этом, если пользователю не понравится наш продукт, он сможет оформить полис у страховых компаний-партнеров, представленных на маркетплейсе, — и тогда мы получим комиссионное вознаграждение. Так что отказываться от работы на этой площадке мы не планируем и открыты к сотрудничеству.
— Какие ноу-хау в страховании вы планируете интегрировать?
— Мы хотим внедрить телематические системы в автостраховании. Это позволит гораздо оперативнее реагировать на происшествия и более гибко формировать тарифы, учитывая персональные особенности вождения.
Также мы планируем развивать страхование экологических рисков. Сегодня мы уже предлагаем продукты для всех сегментов бизнеса, но в дальнейшем будем более внимательно и глубоко анализировать возможные риски и формировать в зависимости от этого индивидуальные тарифы.
— В прошлом году в связи с пандемией рынок возлагал большие надежды на сегмент ДМС. «СберСтрахование», в частности, планировало продвигать этот продукт в сегменте МСП. Как поменялась конъюнктура в этом сегменте?
— Рынок ДМС в России примерно на 85% корпоративный и, соответственно, очень чувствителен к экономической ситуации: компании режут расходы на страховку.
Я верю в медстрахование, мы будем активно развивать это направление. Планируем плотно работать со «СберЗдоровьем» и внедрять в наши полисы ДМС телемедицину.
— Мы уже затрагивали тему ИСЖ. Это довольно дискуссионный продукт. Как вы с ним работаете с учетом низкого доверия граждан?
— Основная причина снижения доверия к ИСЖ заключается в том, что этот продукт продавался не тем клиентам. Он подходит клиентам, которым нужны его уникальные преимущества (юридические и налоговые привилегии, страховая защита и 100-процентная защита капитала), — и обычно это не массовые клиенты. С другой стороны, высокая комиссия агентов ограничивала доходность ИСЖ, что тоже сказалось на имидже продукта.
В прошлом году у нас произошла реинкарнация ИСЖ. Мы существенно снизили комиссию сети, и в итоге средняя доходность завершившихся полисов ИСЖ в 2021-м составила 9% годовых, а в отдельных стратегиях наблюдались двузначные годовые доходности. Весной этого года «СберСтрахование жизни» запустило новую программу, по которой предусмотрены регулярные выплаты купона. И уже летом мы произвели первые выплаты, причем условия для них сработали у 97% клиентов, которые инвестировали в этот продукт.
Клиенты, которые заинтересованы именно в этом продукте, точно есть, и мы продолжим создавать для них прозрачные продукты с понятными преимуществами.
— Как вы считаете, какие меры могли бы способствовать развитию негосударственного пенсионного обеспечения, стимулировать россиян самостоятельно заботиться о своем будущем?
— Чтобы сделать программы НПО более разнообразными, надежными и привлекательными для граждан, необходимы поправки в законодательство. Это увеличение горизонта безубыточности программ до пяти лет (сегодня НПФ обязаны обеспечивать безубыточность своих портфелей на горизонте одного года, что существенно снижает возможности предлагать портфели с разными уровнями риска и ожидаемой доходности) и внедрение отдельного налогового вычета за вложения в пенсионные продукты. Мы ведем диалог с регулятором по этим направлениям.
— В этом году «Сбер» празднует 180-летие. Понятно, что дочерние компании блока «Управление благосостоянием» гораздо моложе, но всё-таки у вас есть клиенты, которые с вами уже долгие годы?
— Старше всего из наших дочерних компаний — «Сбер НПФ» и «Сбер Управление Активами»: обе преодолели 25-летний рубеж, у обеих есть клиенты, срок действия договоров которых равен возрасту этих компаний. «СберСтрахование жизни» в следующем году отпразднует десятилетие. У нее есть клиенты, которые попробовали все программы ИСЖ, предлагаемые с момента основания компании, и до сих пор инвестируют в новые продукты. По НСЖ много клиентов, которые копят с нами вдолгую — 30 и даже 50 лет.
Сбербанк в 2020 году переведет в онлайн-cегмент 20% продаж продуктов благосостояния
Блок «Управление благосостоянием» Сбербанка в 2020 году переведет в онлайн-каналы 20% продаж и оцифрует как минимум три четверти сервисов постпродажного обслуживания клиентов. Об этом сообщили в Сбербанке, уточнив, что в диджитал-сегмент будут выведены все продукты блока, продажа которых онлайн разрешена законодательно.
Блок «Управление благосостоянием» Сбербанка в 2020 году переведет в онлайн-каналы 20% продаж и оцифрует как минимум три четверти сервисов постпродажного обслуживания клиентов. Об этом сообщили в Сбербанке, уточнив, что в диджитал-сегмент будут выведены все продукты блока, продажа которых онлайн разрешена законодательно.
Совокупный объем сборов от онлайн-продаж продуктов благосостояния в 2019 году составил 12,4 млрд рублей — 5% от общего объема продаж блока.
Блок «Управление благосостоянием» готовит к выводу на рынок несколько новых продуктов, и все новые продукты, которые будут предложены клиентам в 2020 году, с момента запуска будут доступны как офлайн, так и онлайн.
В частности, в «Сбербанке Онлайн» появится возможность покупки паевых инвестиционных фондов УК «Сбербанк Управление активами », оформления индивидуальных инвестиционных счетов с доверительным управлением, открытия индивидуальных пенсионных планов от НПФ Сбербанка. Среди новых страховых продуктов, которые блок предложит клиентам в ближайшее время, — программа «Спортивная защита» и продукт по страхованию домашних питомцев.
Как рассказала старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова, «до конца года у клиентов появится возможность онлайн-урегулирования убытков, продления и расторжения договоров страхования. Также станет доступным подключение к страховым продуктам дополнительных услуг, например бытовых сервисов либо услуг компаний экосистемы Сбербанка».