Рынок благо или зло что

Рынок благо или зло что

Подробное решение Параграф § 4 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Рынок — благо или зло? Что делает «невидимая рука» рынка? Российская экономика конкурентная или ещё нет?

«Невидимая рука рынка» — популярная метафора, впервые использованная Адамом Смитом в работе Исследование о природе и причинах богатства народов для описания механизма влияния индивидуальных интересов на максимизацию общественного богатства.

Согласно утверждению А. Смита, в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других людей и общества в целом.

В России ещё не сформировались условия для саморазвития рыночной экономики на основе конкуренции. В плановой, централизованно управляемой экономике СССР создавались крупные производства, которые не вступали в конкурентные отношения. Разгосударствление и приватизация предприятий, упразднение отраслевых министерств привели к хозяйственной самостоятельности крупных производств, но не смогли запустить механизм эффективной конкуренции между ними. Но и с появлением в национальной экономике целого сегмента малых и средних предприятий конкуренция всё же не стала фактором экономического развития.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Что такое свобода выбора? Что способно его возместить?

Свобода выбора – свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

Вопрос 2. В чём состоят гарантии будущего прогресса?

Заплатив сегодня высокую цену за свободу выбора, мы создаём гарантии завтрашнего прогресса, в том числе материального, который находится в прямой зависимости от разнообразия, ибо никто не знает, какая линия развития может оказаться перспективной.

Вопрос 3. От чего зависит материальный прогресс общества?

Материальный прогресс – процесс наибольшего удовлетворения материальных потребностей людей, снижения или уничтожения факторов, препятствующих или ограничивающих это удовлетворение.

Развитие материального производства зависит: 1) от научных знаний и их применения, т.е. от интеллектуального потенциала ассоциированной рабочей силы; 2) от отношения работников к своим обязанностям; 3) от заинтересованности работников в количестве, и качестве труда, от осознанности смысла производимой работы; 4) от организации и управления процессом труда.

Вопрос 4. Можно ли получать преимущества путём принуждения?

Нельзя отрицать возможности путём принудительной стандартизации или запрета разнообразия достигать в некоторых областях изобилия, способного возместить отсутствие выбора. В таких ситуациях приходится выбирать — получать ли преимущества путём принуждения или отказываться от них.

Вопрос 5. В каких сферах рыночные отношения показывают наибольшую эффективность? Почему?

Скорее всего, это сфера самых распространенных услуг населению, таких как салоны красоты и другие полукустарные мастерские. Когда фирма сама является производителем услуги и одновременно ее продавцом и при этом эти услуги вполне доступны населению. Никаких особых барьеров нет. Высокая конкуренция и достаточно высокая эластичность по цене.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы условия возникновения рынка?

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. Условиями возникновения рынка являются:

• общественное разделение труда, ведущее к появлению товарного производства;

• множественность обособленных товаропроизводителей-собственников, обусловливающая колебание спроса, предложения, цен;

Начало учению о рыночной системе хозяйствования положил Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Согласно этому учению необходимость рыночных отношений проистекает из естественной ограниченности производственных возможностей человека сравнительно с его потребностями. Эти же причины порождают и разделение труда в обществе.

Вопрос 2. Чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной)?

Рыночная экономика: экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Основные особенности капиталистической экономики:

• Свобода предпринимательского выбора

• Опора на рыночную систему

• Ограниченная роль государства

Вопрос 3. Перечислите основные признаки свободного рынка.

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и её функций и механизмов на всех этапах развития.

Вопрос 4. Что такое экономический цикл и каковы его фазы?

Экономический (деловой) цикл — подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет. Это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

В структуре цикла выделяют 4 стадии (или фазы):

Подъем. В фазе подъема национальный доход растет от года к году, безработица сокращается до естественного уровня, инвестиции и размер реального капитала растут, но этот рост замедляется. Также из-за повышенного потребительского и инвестиционного спроса увеличиваются цены и ставка процента.

Бум. Фаза подъема заканчивается бумом, при котором существуют сверхвысокая занятость и перегрузка мощностей, уровень цен, ставка зарплаты и ставка процента очень высокие. Инвестиции в производство почти не осуществляются из-за высокой стоимости привлечения ресурсов.

Спад. Производство и занятость сокращаются. Из-за снижения спроса падают цены на товары и услуги. Инвестиции становятся отрицательными, потому что на данной стадии цикла фирмы не только не осуществляют новых капиталовложений, но наблюдается рост простаивающих мощностей. Многие фирмы терпят убытки или становятся банкротами.

Дно спада. Темпы спада замедляются и на данном этапе стабилизируются. Падение производства и рост безработицы достигают своих максимальных значений. Цены минимальны. Выжили только самые сильные фирмы. Накапливается потенциал для будущего роста — при низких ставках процента объем инвестиций возрастает. Переход в стадию подъема происходит через некоторый промежуток времени, тогда, когда инвестиции начинают приносить отдачу.

Вопрос 5. Какова структура и инфраструктура рынка?

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям, важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению — рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению — местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции — монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям — автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций: неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

• облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

• повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

• организует оформление рыночных отношений;

• облегчает экономический и юридический контроль.

Вопрос 6. В чём состоят особенности фондового рынка?

Фондовый рынок – это финансовый рынок, на котором можно купить или продать акции и облигации. Это центральная площадка, на которой совершаются сделки между фондовыми брокерами и трейдерами. Как правило, фондовым биржам не нужны помещения: сейчас торговля акциями ведется в электронной форме.

Инфраструктура рынка ценных бумаг:

• Функциональная. К ней относятся: фондовая биржа, внебиржевые торговые системы, альтернативные торговые системы.

• Инвестиционная. К ней относятся: банк, брокерские и дилерские компании, небанковская кредитно-финансовая организация (НКФО).

• Техническая. К ней относятся: клиринговые и расчётные организации, депозитарии, регистраторы, то есть это те организации, которые способствуют организации сделок.

• Информационная. К ней относятся: информационные и аналитические агентства (например, РБК), аналитические издания, деловая пресса (например Financial Times).

Вопрос 7. Какую роль в рыночной экономике играет конкуренция?

Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

Вопрос 8. Что такое олигополия?

Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией, монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Вопрос 9. Чем характеризуется современный рынок?

Переход к рыночной системе производственно-экономических отношений в масштабах такой страны, как Россия, с её огромными пространствами, разнообразием почвенно-климатических условий, национальных традиций и разным уровнем экономического развития различных регионов требует колоссальных усилий, затрат и значительного времени.

Трудности перехода усугубляются теми негативными явлениями, которые ранее носили скрытый характер и накапливались десятилетиями, а ныне обнаружились во всей полноте. Только постоянный экономический рост позволит решить социальные и политические проблемы нашей страны.

Требуется своевременно внедрять новые технологии разведки, добычи и переработки природных ресурсов. Необходимо целиком использовать тот богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия. Следует развивать государственные механизмы стимулирования экономического роста. Бизнес должен быть избавлен от коррупционного и криминального давления.

Общенациональная задача России — это победа над бедностью. Средний класс должен составлять не менее половины жителей России, обеспечивая устойчивость и жизнеспособность общества. Рост среднего класса будет способствовать расширению внутреннего рынка, обеспечению устойчивого спроса на отечественные продукты, товары и услуги.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. А. Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах». Объясните, как осуществляется взаимовыгодный обмен в условиях рынка.

Взаимовыгодность обмена заключается в том, что потребитель покупает товар по цене ниже той, которую он был бы готов за него заплатить, а производитель продает товар по цене выше той, по которой он был бы готов ее продать. Это так называемый излишек потребителя и излишек производителя.

Каждый продавец выставляет при благоприятных условиях свой товар на уровень выше его действительно приемлемой цены с таким расчетом что он будет в переговорах с потенциальным покупателем снижать цену за товар до той за которую он планирует продать этот товар. А покупатель ищет наиболее дешевый и качественный товар по приемлемой цене.

Вопрос 2. Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей и монополия в определённой отрасли?

Монополия может диктовать любые цены, не заботясь о качестве продукта – так как конкурентов нет, у людей не будет выбора кроме как покупать товар у монополии. При наличии конкуренции компании борются за потребителя, значение цены и качества товара увеличивается. Если у компании некачественный товар – люди купят у конкурентов.

Вопрос 3. Дайте характеристику современных видов конкуренции.

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.

Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Рынок благо или зло что. Смотреть фото Рынок благо или зло что. Смотреть картинку Рынок благо или зло что. Картинка про Рынок благо или зло что. Фото Рынок благо или зло что

Вопрос 4. На основе содержания параграфа и других источников информации определите, созданы ли к настоящему времени в России необходимые предпосылки для функционирования рыночной экономики.

Предпосылки – да, но условия сейчас все еще устанавливаются. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение инвестиций в Российскую экономику.

Источник

Урок- дебаты по экономике «Рыночная экономика в России: благо или зло?»

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель МАОУ «Гимназия №31»

Географии и экономики

Онищук Галина Викторовна

Занятие рассчитано на 70 минут, 9 класс, 15 – 16 лет.

Тема урока: «Рыночная экономика в России: благо или зло?»

Цели: Познавательные: рассмотреть основы функционирования рыночной экономической системы; сформировать понятие «рыночная экономическая система»;

Метапредметные: создание условий для формирования навыков самостоятельной работы с литературой и другими источниками; анализировать информацию (текстовую, звуковую, графическую) для подготовки ответа на вопрос или постановки вопроса; составлять формулировки понятий; обобщать информацию, полученную из различных источников

Личностные: создание условий для формирования познавательного интереса к изучению экономики; толерантного отношения к противоположной точке зрения; навыки рефлексии; самоконтроля, самооценки.

Основные понятия: рыночная экономическая система, рынок, механизм цен, конкуренция, частная собственность, предпринимательство, свобода выбора, неравенство в распределении доходов.

Оборудование: песочные часы,(часы), урна для голосования,(двуцветные листочки) раздаточный материал.

II Подведение итогов.

III Домашнее задание.

Выдвигается тезис: «Рыночная экономика в России: благо» и антитезис «Рыночная экономика в России: зло ».

Начинает выступление первый спикер команды Правительство «У», который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от Оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия происходят следующим образом:

«вторые номера» обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);

«третьи номера» формулируют контраргументы и поддержки;

«четвертые номера» подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

последним выступает пятый спикер команды «У», который защищает тезис. Подведение итогов игры и указание правоты своей команды. Последнее убеждающее для зрителя слово.

Более подробно действия всех участников дебатов отражены в табл. 1 (Прил. ).

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и представлять информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами: «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и информация, поступающие от участников, укладывались в 2–3 предложения. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на выступление с места, то желающий выступить должен молча сесть. Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер отвечает на вопросы сам, но имеет возможность обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него. Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.

После дебатов проводится голосование. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.

Особенности данного формата игры:

выступающий, отстаивающий и доказывающий позицию команды, может априори придерживаться иной позиции.

не играются темы, а также с полным правом выступающие должны уклонятся от ответов на вопросы, связанные с политикой и религией.

больше играются темы экономические, философско-нравственные, бытовые, социальные и иные темы.

II ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок по 100- бальной системе – зафиксированы в соответствующих протоколах. Предлагаю следующую форму оценивания: (Приложение табл 2)

Оцените активность каждого из участников дебатов. (Приложение табл 3)

III ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

— Давайте вспомним как звучит тема урока. Д/З: вам надо будет написать синквейн о рыночной экономической системе.. Существуют правила написания. Первая строка должна состоять из существительного, вторая строка из 2-х прилагательных, третья – из 3-х глаголов, а 4- короткое предложение из 3-5 слов и резюме.

Маслоу А. «Мотивация и личность» Изд.: Питер, 2008 г

Савицкая Е.В. «Уроки экономики в школе»: Методическое пособие, 9 класс.- М.: «Вита – Пресс», 2006

Липсиц И.В. Экономика. М.: «Вита –Пресс», 2002

Автономов В.А.Введение в экономику, 2006

Действия участников дебатов

Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания («Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что. » + антитезис)

Задают вопросы У1и О1с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1 или О1

Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса

Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса

У2 и зрители
к О2; О2 и зрители

Задают вопросы У2 и О2с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию

Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса

Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса

Задают вопросы У3 и О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию

Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали «камнем преткновения». Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры.

Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали «камнем преткновения». Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры.

Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме. Пытается влиять на возможный исход голосования зрителей.

Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме. Пытается влиять на возможный исход голосования зрителей.

Критерии балльной оценки действий спикеров

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *