Школьный референдум что это такое
Школьный референдум
Материал из Vladimir
гражданской компетентности социального выбора и социального действия
учащихся младших классов
Содержание
Актуальность темы
В современном обществе становится актуальной проблема готовности человека к выбору и самостоятельному действию в разных сферах жизнедеятельности. К сожалению, в наших условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, крайне низкой стала политическая культура всего населения России, молодежи, в частности. А ведь от уровня гражданского образования и воспитания, от знания учащимися основ демократии, основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка во многом будет зависеть дальнейшее становление нашего гражданского общества и правового государства. В нашей школе давно действует программа гражданско-правового воспитания, направленная на формирование у учащихся компетентностей в гражданско-правовой сфере. Одними из составляющих таковых являются компетентность социального выбора и социального действия. Компетентность социального выбора – это способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Компетентность социального действия – это способность, связанная с задачами реализации сделанного выбора, принятого решения. В рамках реализации данной программы Советом учащихся школы было предложено провести школьный референдум.
Рождение идеи
Референдум – одна из форм прямого (непосредственного) участия граждан в управлении государством. Значение референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность воздействовать на формирование политики, как в органах государственной власти, так и на местном уровне. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность контроля за волеизъявлением гражданина. На референдум выносится актуальный вопрос, требующий всенародного решения. Этот вопрос не должен ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека или гражданина. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ. Задача школьного референдума максимально приблизить условия проведения к настоящему референдуму, чтобы учащиеся научились самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности, в первую очередь, пользоваться избирательным правом. В дальнейшем такой опыт участия в школьном референдуме пригодится во взрослой жизни, когда, став полноправными гражданами государства, выпускники будут выполнять свой социальный выбор, гражданский долг. Вопрос, вынесенный на референдум, был предложен самими учащимися: «Нужна ли современному ученику школьная форма?» Референдум был задуман как социальный проект.
Цели проекта
Используя знания, полученные на уроках, помочь ребятам осознать, что они как будущие граждане обладают правом прямо участвовать в управлении государством через выборы и референдум и этим воздействовать на формирование политики, как в органах государственной власти, так и на местном уровне. А в данном случае у них есть возможность влиять на политику школы. Задачи
№ | Деятельность |
---|---|
1 | Исследовать уровень политической культуры учащихся, их способность ориентироваться в вопросах прямой и представительной демократии |
2 | Определить содержание исследования, подготовить обучающий лекторий. Продумать формы агитационной работы и вовлечение в неё всех учеников школы. |
3 | Продумать время, место и ход проведения референдума |
Предполагаемые конечные результаты
Повышение уровня правовой и политической культуры, а так же качества знаний по основам избирательного права. Развитие чувства гражданственности и заинтересованности ребят в создании условий для развития школьного самоуправления.
Роль младших школьников в реализации данного проекта
Формы работ с младшими школьниками во время подготовки к референдуму:
• Презентация книги Яковлева «Ваши права, дети».
• Участие в конкурсе рисунков на тему «Современная школьная форма».
• Оформление агитационных стендов.
• Встречи с родителями, беседа «А в наше время….». Родители представляли свои школьные фотографии, рассказывали о своей школьной жизни.
• Встречи с членами школьной избирательной комиссии, беседа «Референдум. Что это?» Старшеклассники рассказывали о референдуме, его особенностях, о правилах проведения.
Конспект классного часа ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПЕРВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
состоится 10 СЕНТЯБРЯ 2017 года
Время проведения – 10.00 – 14.00
Участники – обучающиеся 1-11 класса.
ПРИНЯВ УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, ВЫ СМОЖЕТЕ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД
В РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ.
Принципы проведения референдума:
2) равенство права всех учеников на участие в референдуме;
3) волеизъявление должно быть прямым на референдуме;
4) голосование на референдуме тайное.
Референдум считается состоявшимся, если явка составила более половины зарегистрированных избирателей, проголосовало более половины от участвующих в референдуме.
РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К ИСПОЛНЕНИЮ!
Вопросы, вынесенные на школьный референдум:
«Согласны ли Вы с введением единой школьной формы с 2017-2018 учебного года?»
Если за данное решение большинство обучающихся проголосует положительно, то в школе начнется работа по введению единой школьной формы во всех классах в текущем учебном году.
«Поддерживаете ли Вы идею создания Добровольной детской дружины (ДДД)?»
Сохранение и поддержание порядка в школе – важная задача педколлектива и самих учащихся. Однако, настойчивость взрослых не всегда воспринимается положительно учениками. А что, если школьники сами начнут следить за порядком в школе? Предлагаем создать в рамках школьного самоуправления добровольной детской дружины, работа которой организуют и контролируют сами ученики.
«Хотели бы Вы вернуться к шестидневной учебной неделе (учиться по субботам)?»
Большая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе приводит к тому, что учебные дни сильно загружены. Чтобы немного разгрузить учеников, возможно распределить все уроки не на 5, а на 6 дней. Но тогда суббота станет учебным днем. А что выберите Вы?
«Согласны ли Вы с идеей сделать ежегодной традицией проведение военно-спортивной игры «Правнуки Победы»?»
В преддверии Дня победы в прошедшем учебном году проводились военно-спортивные игры. Хотели бы Вы, чтобы подобное мероприятие стало ежегодным?
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗЪЯВИТЬ СВОЮ ВОЛЮ ВАМ НЕОБХОДИМО ПРИДТИ 10 СЕНТЯБРЯ С 10.00 ДО 14.00 В ШКОЛУ И ПРОСТАВИТЬ СВОИ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ В БЮЛЛЕТЕНЕ.
Перед началом голосования председатель школьной комиссии референдума предъявляет к осмотру пустые ящики для голосования, которые вслед за этим пломбируются.
Каждый участник школьного референдума голосует лично. Голосование за других участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются участниками школьного референдума, включенными в список участников школьного референдума. Для получения бюллетеня необходимо предъявить документ – ДНЕВНИК.
Голосование проводится путем внесения участником школьного референдума в бюллетени любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор;
Бюллетень заполняется участником школьного референдума в специально оборудованном месте.
Если участник школьного референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он в праве обратится к члену комиссии референдума, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Детям (начальная школа) – участникам референдума могут оказывать помощь при заполнении бюллетеня члены избирательной комиссии.
Заполненные бюллетени опускаются участниками школьного референдума в ящики для голосования.
Деловая игра «Школьный референдум»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Деловая игра «Школьный референдум»
Участники: учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов
Цель: повышение правовой культуры и формирование активной гражданской позиции школьников, родителей и учителей.
Формирование и развитие у школьников политической культуры, самосознания, гражданской зрелости, самостоятельного мышления;
Развитие способности анализировать и видеть политические ценности, понимать степень эффективности влияния масс на политическую жизнь страны.
Возможные вопросы школьного референдума:
О создании коллегиальных органов школьного самоуправления.
О единой школьной форме.
О шефстве над младшими классами.
О восстановлении Дня самоуправления.
О запрете ученикам пользоваться сотовых телефоном на уроках.
Иные вопросы по организации школьного самоуправления.
Школьный аналитический штаб референдума
Осуществляет подготовку и проведение школьного референдума.
Состоит из 13 членов комиссии с правом решающего голоса.
Школьный аналитический штаб референдума осуществляет:
разработку и утверждение календарного плана мероприятий по проведению школьного референдума;
изготовление документации для проведения школьного референдума;
изготовление бюллетеней для голосования на школьном референдуме;
оборудование места для проведения голосования;
информирование участников школьного референдума о дате и месте голосования;
проведение голосования и определение его результатов;
иные полномочия в соответствии с настоящим положением.
Этапы деловой игры:
Инициатива проведения школьного референдума
Классные руководители должны провести классный час, на котором следует выдвинуть предложение для референдума с ответом «да» или «нет».
От каждого класса выдвигается представитель в Школьный аналитический штаб референдума.
Встреча Школьного аналитического штаба референдума
проверяет соответствие вопроса, выносимого на школьный референдум требованиям деловой игры.
в случае соответствия вопроса школьного референдума Школьный аналитический штаб референдума принимает решение о назначении школьного референдума. Решение о назначении школьного референдума должно содержать конкретную дату проведения голосования на школьном референдуме.
Информирование и агитация по вопросам школьного референдума
Школьная комиссия референдума оборудует информационный стенд, на котором размещается календарный план мероприятий по проведению школьного референдума, а также сведения:
о дате, времени и месте проведения голосования;
о вопросе или вопросах, вынесенных на школьный референдум;
о порядке выдачи избирательных бюллетеней;
о порядке голосования;
иные материалы о проведении школьного референдума.
Печатные информационные плакаты, содержащие вопросы референдума, сведения о дате, времени и месте проведения референдума могут размещаться в местах, определенных для этих целей администрацией школы.
Класс, инициативная группа и иные группы участников референдума проводят агитацию по вопросам референдума.
Это может быть видеоролик, презентация, листовка в поддержку выдвинутого предложения для референдума. Материал можно представить на школьном сайте.
Агитация должна проходить в корректной форме (недопустимы оскорбления, унижения, принуждение).
Время начала и окончания голосования на школьном референдуме устанавливается решением школьной комиссии референдума.
Каждый участник школьного референдума голосует лично. Голосование за других участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются участникам школьного референдума, включенным в список участников школьного референдума.
При получении бюллетеня член школьной комиссии референдума, выдавший участнику школьного референдума бюллетень, расписывается в соответствующей графе списка участников школьного референдума.
Голосование проводится путем внесения участником школьного референдума в бюллетене любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Если участник школьного референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии референдума, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Заполненные бюллетени опускаются участниками школьного референдума в ящики для голосования.
Обнародование результатов референдума.
Бюллетень для голосования на школьном референдуме
Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются школьной комиссией референдума. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне.
При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «Да» или «Нет» либо «За» или «Против», справа от которых помещаются пустые квадраты.
На лицевой стороне всех бюллетеней, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов школьной комиссии референдума с правом решающего голоса.
Порядок определения результатов школьного референдума
Сразу после окончания времени голосования школьный аналитический штаб референдума открыто и гласно проводит подсчет голосов участников школьного референдума и составляет протокол о результатах голосования, в котором указывается количество участников школьного референдума, принявших участие в голосовании, количество недействительных бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования, количество голосов, поданным по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетене.
Протокол о результатах референдума подписывается всеми присутствующими членами школьного аналитического штаба референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.
На основании протокола о результатах голосования школьный аналитический штаб референдума принимает решение о результатах школьного референдума, в соответствии с которым решение по вопросу школьного референдума признается принятым (не принятым).
Школьный аналитический штаб референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников школьного референдума, принявших участие в голосовании.
Результаты голосования обнародуются в стенгазете.
Школьный аналитический штаб референдума передает протокол с результатами голосования на референдуме директору школы.
Что скажут родители?
Людмила Александровна, начнем с главного. Почему школьный референдум в Москве приурочен к выборам президента? На этот счет в социальных сетях много высказывается догадок.
Зачем вообще москвичам школьные референдумы? Не проще ли решить назревшие вопросы на родительском собрании?
Людмила Мясникова: И на родительских собраниях решают. В этом референдуме важно то, что не только папы и мамы выскажут свое мнение, но и учителя, ученики, достигшие 14-летнего возраста и жители микрорайона, включая родителей будущих школьников. Часто слышишь: раньше было не так, как сейчас! Так пусть скажут, какой они видят школу рядом с домом? Всегда можно найти рациональное зерно и выбрать интересные идеи.
Какие же проблемы, по вашему мнению, заслуживают обсуждения на референдуме?
Не всплывут ли под шумок в школах торговые автоматы с шоколадками и чипсами, против которых так долго боролись родители?
А сколько всего вопросов могут предложить школы?
Людмила Мясникова: Важно, чтобы их было не больше четырех. Никто не хочет заполнять анкету, сидеть и ставить галочки непонятно, о чем. Сами вопросы должны лежать в компетенции школы, то есть те, которые волнуют и интересуют, и которые она в состоянии решить самостоятельно.
Когда должна быть сформирована повестка дня референдума?
Что будет, если референдум соберет меньше участников, чем рассчитывают организаторы?
Людмила Мясникова: Референдум будет считаться состоявшимся, если удастся собрать 51% от представителей школы. А вот вопрос будет считаться рассмотренным, если за него по обоим бюллетеням А и В проголосует 51%.
Как думаете, придут москвичи? Родители в Москве активные?
Какие вопросы чаще всего задают родители?
Как быстро удается решить проблему?
Людмила Мясникова: Дело в том, что мы взаимодействуем со всеми структурами департамента образования, поэтому ответить или решить любой вопрос очень просто. Тем более у нас нет месяца на решение, как у чиновников. Допустим, пришла жалоба или вопрос. Родители, если их слышат, не жалуются. Жалоба возникает потом, когда их не услышали или не ответили. Мы реагируем сразу. Чаще всего, к сожалению, наши родители не доходят до директора. И вот уже второй год я занимаюсь тем, что свожу директора и того, у кого есть вопросы. Папы и мамы часто задают вопрос тому, кого видят в школе. Это может быть методист, и воспитатель, и учитель. То есть тому, кто не может ответить и уж тем более оперативно помочь решить проблему. Тогда уж лучше обратиться к своему классному руководителю.
Школьный референдум как одно из средств формирования гражданской компетентности социального выбора и социального действия обучающихся
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Референдум – одна из форм прямого (непосредственного) участия граждан в управлении государством. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность контроля за волеизъявлением гражданина. На референдум выносится актуальный вопрос, требующий всенародного решения.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть, чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения.
Единственный вопрос, на который должны были дать ответ участники школьного сообщества в ходе референдума: Я принимаю правила для обучающихся: ДА НЕТ
Второй этап – работа над проектом Правил для обучающихся, которую осуществил Совет обучающихся. В начале 2012 г. был подготовлен проект Правил. Затем он рассматривался на Совете учреждения, были внесены предложения и дополнения.
Памятки для участников референдума 1)Памятка для членов избирательной комиссии 2) Памятка для наблюдателей: до начала голосования в ходе голосования в ходе подсчёта голосов
Памятка для членов избирательной комиссии. 1. Составление списков избирателей по установленной форме. 2. Подбор информационных материалов о выборах и размещение их на информационном стенде. 3. Оформление места проведения голосования, избирательной урны, бюллетеней для голосования. 4. Выдача избирательных бюллетеней и подпись избирателей в общем списке.
5. Подсчёт голосов, определение результатов выборов, заполнение итоговых протоколов в двух экземплярах. 6. Заполнение протоколов чернилами, а не карандашом. 7. Обеспечение порядка на избирательном участке. 8. Начало и прекращение работы избирательного участка вовремя. 9. Корректное поведение членов избирательной комиссии.
5 этап – проведение референдума, подсчёт голосов.
Школьный референдум способствует формированию активной гражданской позиции учащихся. Ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем тот, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими. Только тогда, когда ученикам позволят активно принимать участие в жизни школы, они будут чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Референдум – одна из форм прямого (непосредственного) участия граждан в управлении государством. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность контроля за волеизъявлением гражданина. На референдум выносится актуальный вопрос, требующий всенародного решения.
Номер материала: 141632
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.