Судьбу благословил что значит
Словари
БЛАГОСЛОВИ́ТЬ, благословлю, благословишь, совер. (к благословлять).
1. кого-что. Совершить обрядовое действие (знамение креста), которому приписывается значение наделения благодатью (церк.).
2. кого-что. Совершить над кем-нибудь обряд благословения (во 2 знач.; церк.).
3. кого-что. Возблагодарить; признать прекрасным, разумным, одобрить (книжн. устар.). Благословить судьбу. «Ничего во всей природе благословить он не хотел.» Пушкин.
1. У христиан: осенить крестным знамением, выражая этим покровительство, согласие. Б. хлеб и воду. Б. жениха и невесту (давая согласие на брак). Благослови, владыка! (просьба, обращённая к архиерею).
2. перен. То же, что напутствовать (высок.). Б. на ратный подвиг.
3. Воздать благодарность кому-чему-н. (устар.). Б. судьбу.
2) (на что, высок.) Напутствовать, желая удачи, благополучия.
Благословляю вас на все четыре стороны! (Цветаева).
3) (кого/что, высок.) Воздать хвалу, благодарность.
благослови́ться, благослове́ние, благослове́нный, благослови́вший, благословленный
1. кого. Перекрестить (рукой, крестом, иконой), произнося слова молитвы, напутствия, пожелания благополучия, успеха. Б. детей перед сном. Б. молодых под венец. Благослови тебя Бог! Б. на дорогу (отправляя в путь).
2. кого, на что или с инф. Выразить своё согласие, одобрение; напутствовать, желать благополучия. Б. на ратный подвиг. Б. на добрые дела. Б. преданно служить науке. * Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил (Пушкин).
3. кого-что. Высок. Воздать хвалу, благодарность. Б. судьбу. Б. Господа Бога за исцеление.
4. кого чем. Шутл. Ударить. Б. палкой по спине.
1. Перекрестить кого-л., произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.
2. Выразить свое одобрение, доброжелательно направить на что-л.
Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил. Пушкин, Евгений Онегин.
— Ну, чем ты недоволен? чего тебе недостает? Другой, на твоем месте, благословил бы судьбу. И. Гончаров, Обыкновенная история.
Лубенцов благословил свою привычку отсчитывать кварталы: в городе всего труднее попасть на правильную дорогу и часто приходится кружить по переулкам. Казакевич, Весна на Одере.
Ср. Вот я тебя благословлю (подымая кулак).
благослови́ть, благословлю́, благослови́м, благослови́шь, благослови́те, благослови́т, благословя́т, благословя́, благослови́л, благослови́ла, благослови́ло, благослови́ли, благослови́, благослови́вший, благослови́вшая, благослови́вшее, благослови́вшие, благослови́вшего, благослови́вшей, благослови́вших, благослови́вшему, благослови́вшим, благослови́вшую, благослови́вшею, благослови́вшими, благослови́вшем, благословлённый, благословлённая, благословлённое, благословлённые, благословлённого, благословлённой, благословлённых, благословлённому, благословлённым, благословлённую, благословлённою, благословлёнными, благословлённом, благословлён, благословлена́, благословлено́, благословлены́
Значение слова «благословлять»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
благословля́ть
1. совершать обрядовое действо — знамение креста, произнося слова молитвы, призывающие Бога оказать покровительство или помощь кому-либо в новых жизненных обстоятельствах или в каком-либо важном, трудном деле
3. давать согласие, разрешение на брак
4. перен. разрешать, позволять сделать что-либо
5. перен. напутствовать, желая удачи, благополучия
6. устар. выражать чувство признательности; благодарить
7. воздавать хвалу кому-либо, чему-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ориентированность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как вы понимаете стихотворение А. С. Пушкина «Пущину»
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.
Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильное переживание поэта за трагическую судьбу друга и желания хоть чем-то светлыми лицейскими воспоминаниями) поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:
Молю святое провиденье…
В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.
Стихотворение написано ямбом. Во втором пятистишии есть художественный прием – анафора:
По звучанию – ритмичное, звучное, что подчеркивает глубину эмоционального состояния автора. Когда читаешь это небольшое стихотворение, то живо представляешь себе, как встретились друзья, как они рады друг другу, как они вместе провели день, как трудно им было расстаться. Изобразительные ассоциации очень талантливо воплотил в своей картине русский художник Н. Ге.
Благословение
Благословение
Мы часто говорим о благословении, не задумываясь про смысл этого слова. Провожая человека в долгую дорогу, даем ему напутствие — «благословит тебя, Господь», представляем родителям избранницу — «мы решили пожениться, благословите нас». Для христианина слово «благословение» имеет особый смысл — это одобрение, помощь и напутствие от самого Господа. Зачем христиане просят благословения? Можно ли вступать в брак без благословения родителей? Кого мы можем просить о благословении?
У понятия «благословение» несколько определений. Именно так принято называть, в первую очередь, действие Господа, посылающего Свою благодать на человека или целый народ. Но благословением может считаться и:
Если мы внимательно прочитаем слово «благословение», то увидим, что оно составлено из частей «благо» и «слово». Слово, дарующее благо и добро тому, кто его просит. Верующий человек всегда жаждет одобрения от Бога и в минуты сомнений может обратиться за советом, с просьбой о благословении к своему духовнику. Иногда мы благословляем друг друга, говорим «благослови тебя Господь», желая человеку самого лучшего, призывая Бога помочь кому-то в благом деле или умоляем помочь пережить тяжелое испытание.
Это воззвание о помощи свидетельствует об истиной вере, ведь человек не будет просить защиты у того, кому не доверяет.
Формы благословения
Благословение от священника
Священники регулярно получают просьбы о благословении и с радостью отвечают на них. Важно помнить только о том, что получить благословение от духовника — не значит снять с себя ответственность. Кроме того, священник не может принять решение за самого человека. Правильно и хорошо просить благословения, если вы приходите в храм, попросить благословения с твердым намерением:
Но в храме вам вряд ли дадут благословения на греховные поступки. В фильме «Остров» есть эпизод, где молодая девушка просит благословения у монаха, не сообщая, на что именно ее нужно благословить. Прозорливый монах сурово прерывает ее, так как она просит благословения на аборт.
Если говорить о примирении, то Бог может благословить человека, но не действовать за него. Чтобы примириться с близким нужно искренне раскаяться и попросить прощения или же найти в себе силы простить обидчика самому.
Благословение принимают с особым чувством трепета и благоговения, ведь через священника нас благословляет сам Христос. Недаром для благословения руки складывают особым образом: пальцы изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.
Чтобы попросить благословения надо сложить руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, отец … (имя) (или Владыка – епископу)». Получив благословение, надо поцеловать руку священнику, так мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник благословляет словами «Бог благословит!».
Благословение родителей
Родители традиционно благословляют молодых перед Таинством венчания, осеняя их иконой. Благословение при этом, конечно, дают не сами родители, а Господь.
Просить благословения можно не только в такие важные моменты жизни, как венчание, но и в обычных житейских делах. Можно попросить родителей благословить:
Во всех благих начинаниях.
Родительская любовь вместе с благословением от Господа хранит нас от бед. Но как быть, если родители не дают благословения на венчание? Здесь каждый принимает решение сам. Иногда мы понимаем, что родители несправедливы к будущему супругу или супруге. Если мы осознаем, что согрешим против невиновного человека, отменив процесс бракосочетания из-за отсутствия родительского благословения, не стоит идти на этот шаг.
Ведь сам Господь Иисус Христос сказал: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).
И все же лучше поговорить и попробовать найти общий язык с родителями, чтобы получить от них доброе напутствие в будущую семейную жизнь.
Благословение
Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.
Фото: Православие.Ru/Иером. Игнатий (Шестаков) Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.
Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)
Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.
Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:
«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.
Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.
Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.
Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая история встречи Зосимы с Марией в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.
Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение», а не просто священная жестикуляция.
Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.