Свойство только что рожденных особей запоминать своих родителей отличительные признаки объектов
§ 51. Врождённое и приобретённое поведение
1. Что такое поведение? 2. Чем условные рефлексы чаются от безусловных рефлексов?
Программы врождённого поведения
И животные, и человек обладают врождёнными программами поведения, то есть они рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём. Такие программы строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков.
Эти программы, передающиеся нам с генетическим материалом, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида.
Так, новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду. Этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает. Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др. Например, у птиц врождённо присутствуют инстинкты, позволяющие им в соответствующее время года найти себе пару, построить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их и обучить целому набору необходимых им навыков.
У многих животных существует запечатление (импринтинг)— свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов. Например, вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним. Периоды импринтинга есть и у человека. Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.
Программы приобретённого поведения
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды. Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов. Ведь умная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины или мотоцикла, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлеке выработаться не мог. Да и любой владелец собаки или кошки приведёт вам множество примеров того, что его любимец прекрасно соображает. Действительно, исследователи доказали, что многие животные обладают элементами рассудочной деятельности. Леонид Викторович Крушинский и его сотрудники очень много сделали для того, чтобы сравнить «смекалку» различных видов животных, и показали, например, что вороны обладают рассудочной деятельностью в не меньшей степени, чем собаки. Но самыми разумными животными являются некоторые виды обезьян и дельфинов.
Моя лаборатория
Леонид Викторович Крушинекий (1911 —1984) — член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Он оставил богатое научное наследие в различных областях биологии, в том числе в физиологии высшей нервной деятельности и этологии — науке о поведении животных.
Результаты исследований Л В. Крушинского нашли практическое применение, например, при создании экспресс-метода отбора и дрессировки служебных собак для минно-разыскной, противотанковой и санитарной служб во время Великой Отечественной войны.
Центральное место в его творчестве занимает учение об элементарной рассудочной деятельности животных.
Инстинкт. Запечатление
Ответьте на вопросы
1. Какие виды врождённых программ поведения вы знаете? 2. Что такое запечатление, или импринтинг? 3. Что является основой формирования программ приобретённого поведения?
Используя дополнительную литературу, подготовые доклады о проявлениях рассудочной деятельности у животных.
Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретённых программ поведения?
Свойство только что рожденных особей запоминать своих родителей отличительные признаки объектов
Подробное решение § 51 по биологии для учащихся 8 класса, авторов В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов 2016
Вопрос 1. Что такое поведение?
Поведение — определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение — характерная черта животного типа организации, оно имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды; хотя поведение характерно и для более простых организмов, например, простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды и способны к элементарным формам научения
Вопрос 2. Чем условные рефлексы отличаются от безусловных рефлексов?
Отличия безусловных рефлексов от условных:
1. Безусловные реакции — это врожденные, наследственно передающиеся реакции, они формируются на основе наследственных факторов и большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. Условные рефлексы — приобретенные реакции в процессе индивидуальной жизни.
2. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. эти рефлексы свойственны всем представителям данного вида. Условные рефлексы — индивидуальные, у одних животных могут вырабатываться одни условные рефлексы, у других — другие.
3. Безусловные рефлексы постоянны, они сохраняются в течение всей жизни организма. Условные рефлексы непостоянны, они могут возникнуть, закрепиться и исчезнуть.
5. Безусловные рефлексы всегда осуществляются в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле, т. е. они структурно закреплены. Условные рефлексы могут образовываться на любые раздражители, с любого рецептивного поля.
ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ
Вопрос 1. Какие виды врождённых программ поведения вы знаете?
И животные, и человек обладают врождёнными программами поведения, то есть они рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём. Такие программы строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков.
Врожденные программы поведения — безусловные рефлексы, инстинкты.
Вопрос 2. Что такое запечатление, или импринтинг?
Запечатление (импринтинг)— свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
Вопрос 3. Что является основой формирования программ приобретённого поведения?
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.
Используя дополнительную литературу, подготовьте доклады о проявлениях рассудочной деятельности у животных.
Рассудочная деятельность прошла длительную эволюцию у животных предков человека, прежде чем дать поистине гигантскую вспышку человеческого разума.
Из этого положения с неизбежностью вытекает, что изучение рассудочной деятельности животных как любого приспособления организма к среде его обитания должно быть предметом биологического исследования. Опираясь в первую очередь на такие биологические дисциплины, как эволюционное учение, нейрофизиология и генетика, можно добиться успеха в объективном познании процесса формирования мышления.
Исследование показало, что наиболее точная оценка уровня элементарной рассудочной деятельности может быть дана при первом предъявлении задачи, пока ее решение не было подкреплено биологически значимым раздражителем. Всякое подкрепление решений задачи вносит элементы обучения при последующих ее предъявлениях. Быстрота обучения решению логической задачи может быть лишь косвенным показателем уровня развития рассудочной деятельности.
В общей форме можно сказать, что чем большее число законов, связывающих элементы внешнего мира, улавливает животное, тем более развитой рассудочной деятельностью оно обладает. Очевидно, используя такой критерий оценки элементарной рассудочной деятельности, можно давать наиболее полную сравнительную оценку разным таксономическим группам животных.
Применение разработанных нами тестов позволило оценить уровень развития рассудочной деятельности у разных таксономических групп позвоночных животных. Отчетливо выявилось, что рыбы и амфибии практически не в состоянии решать задачи, доступные для рептилий, птиц и млекопитающих. Существенно отметить, что среди птиц и млекопитающих наблюдается огромное разнообразие в успехе решения предлагавшихся задач. Вороновые птицы по уровню развития рассудочной деятельности сравнимы с хищными млекопитающими. Едва ли можно сомневаться в том, что исключительная приспособляемость птиц из семейства вороновых, которые распространены почти по всему земному шару, в значительной степени связана с высоким уровнем развития их рассудочной деятельности.
Разработанные критерии количественной оценки уровня развития элементарной рассудочной деятельности животных позволили подойти к изучению морфофизиологических и генетических основ этой формы высшей нервной деятельности. Исследования показали, что объективное изучение рассудочной деятельности в модельных опытах на животных вполне возможно. Основные результаты экспериментального исследования можно сформулировать в виде следующих положений.
Во-первых, удалось выявить связь уровня развития элементарной рассудочной деятельности с размерами конечного мозга, структурной организацией нейронов и установить ведущую роль некоторых отделов мозга в осуществлении изучаемой формы высшей нервной деятельности. Мы считаем, что результаты исследований дают основание распространить общепринятый в физиологии принцип о приуроченности функций нервной системы к ее структуре и на рассудочную деятельность.
Во-вторых, выяснилось, что таксономические группы животных с различной цитоархитектонической организацией мозга могут иметь сходный уровень развития рассудочной деятельности. Это становится очевидным при сравнении не только отдельных классов животных, но и при сопоставлении в пределах одного класса (например, приматы и дельфины). Одно из общебиологических положений о большей консервативности конечного результата формообразовательных процессов, чем путей, приводящих к этому, очевидно, применимо для осуществления рассудочного акта.
В-третьих, поведение строится на базе трех основных компонентов высшей нервной деятельности: инстинктах, обучаемости и рассудке. В зависимости от удельной массы каждого из них можно условно охарактеризовать ту или другую форму поведения как инстинктивную, условно-рефлекторную или рассудочную. В повседневной жизни поведение позвоночных животных представляет собой интегрированный комплекс всех этих компонентов.
Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.
Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой. При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания. В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков, человек оказался в состоянии улавливать не только эмпирические законы, но формулировать и теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки. Все это, конечно, ни в какой мере не доступно животным. И в этом огромное качественное различие между животным и человеком.
Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретённых программ поведения?
Биологическое значение наследственных и приобретенных программ имеет важное значение. Оно обеспечивает сохранение жизни индивидуума в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды и удовлетворения жизненных потребностей.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.
У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.
Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Пример: чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи — всё это примеры условных рефлексов.
Эти рефлексы могут исчезать.
Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов.
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определённый безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.
Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга.
Изучение формирования условных рефлексов проводилось в лаборатории И. П. Павлова в опытах на животных (собаках).
Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у неё рефлекторно выделялась слюна — возникал безусловный слюноотделительный рефлекс.
Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передаётся к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.
Условный слюноотделительный рефлекс формировался у собак при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка.
Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было.
В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя (вспышка света или звук звонка становились сигналом появления пищи — условным раздражителем). Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым), т. е. выработался условный слюноотделительный рефлекс.
Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И. П. Павлов назвал условными рефлексами.
Торможение рефлексов
Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.
Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, поэтому рефлексы (как условные, так и безусловные), затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя (происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вредным или просто безразличным). Таким образом, с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.
Торможение может быть как условным, таки безусловным (внешним).
Пример: примеры условного торможения — без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение, умение кататься на коньках и т. д.
Примером безусловного торможения может быть нападение собаки, у которой отнимают пищу. В пищеварительном центре наступает внешнее безусловное торможение, а в центре «агрессии» — возбуждение.
Врождённое поведение
И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём (т. е. обладают врождёнными программами поведения, которые строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида).
Пример: новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).
Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др.
У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
Пример: вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним.
Явление импринтинга есть и у человека.
Пример: если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.
Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность
Врождённое поведение
И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нём (т. е. обладают врождёнными программами поведения, которые строятся на основе жизненного опыта наших далёких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида).
новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).
Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др.
У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.
вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним.
Явление импринтинга есть и у человека.
Пример: если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.
Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность
Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.
Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов.
бездомная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала, и условный рефлекс выработаться не мог.
И. П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».
Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях, была названа рассудочной деятельностью.
Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своём поведении.
Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.
Дата добавления: 2020-05-20 ; просмотров: 191 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Тестовые задания с ответами по теме
1. Наука о наследственности и изменчивости – это
2. Основателем генетики как науки считается
Е) Жан Батист Ламарк
4. Официальной датой рождения генетики считается
8. Впервые применил гибридологический метод в генетике
Е) Жан Батист Ламарк
9. Скрещивание особей, относящихся к различным линиям, сортам, породам, видам, родам растений или животных, называется
10. Выбери основные преимущества гороха как объекта исследования в генетике
А) небольшое число признаков (семь)
В) большое число признаков
С) всего по два альтернативных признака
11. Соматические клетки содержат набор хромосом
12. Набор хромосом в соматических клетках тела человека равен:
А) 48 В) 46 С) 44 D ) 23 Е) 24
13. Половые клетки содержат набор хромосом
А) 46 В) 23 С) 44 D ) 24 Е) 22
15. Материальным носителем наследственной информации является
В) единица наследственной информации
D ) имеет определенный набор нуклеотидов
Е) имеет определенный набор аминокислот
18. Парные гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосомах
и отвечающие за формирование альтернативных признаков, называют
19. Различные состояния одного гена называют
20. Два взаимоисключающих проявления признака (например, карие и голубые глаза) называются
21. Парные хромосомы, одинаковые по составу генов, размеру и форме, называют
А) совокупность некоторых генов организма
В) совокупность признаков организмов
С) всегда совпадает с фенотипом
Е) определяет пределы нормы реакции организма
23. Фенотип – это совокупность
А) доминантных генов
В) рецессивных генов
С) всех признаков и свойств организма
D ) совокупность всех генов организма
Е) совокупность некоторых генов организма
24. С овокупность генов популяции, группы популяций или вида, называется
25. Особи, в потомстве которых не происходит расщепление признака, называются
26. Особи, в потомстве которых происходит расщепление признака, называются
27. Гибридный организм, имеющий разные аллели одного гена и развивающийся из гетерозиготы,- это
30. Признак, который проявляется у гибридов первого поколения называется
31. Признак, который не проявляется в гибридном поколении называют
32 . Соотнеси термин и определение.
А) организм, содержащий две разные аллели в данном локусе гомологичных хромосом
В) организм, содержащий две одинаковые аллели в данном локусе гомологичных хромосом
D ) место гена в хромосоме
33. Соотнеси термин и определение.
А) проявляется в первом поколении
2. Доминантный признак
В) элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом
С) наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов
4. Рецессивный признак
D ) совокупность всех генов организма, которые он получает от родителей.
Е) подавляется действием доминантного, находится в скрытом состоянии
Ж) способность организма приобретать новые признаки
34. Гаметы обозначаются
А) F В) Р С) G D ) АА Е) аа
35. Соотнеси генетическую символику с их названием.
А) гибриды первого поколения
В) мужской пол (щит и копьё Марса)
С) женский пол (зеркало Венеры)
Е) родительские особи
36. Скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков, называется
37. Гибриды 1-го поколения ( F 1 ) при моногибридном скрещивании гомозиготных особей
38. Первый закон Менделя иначе называется
А) закон расщепления признаков
В) закон единообразия гибридов 1 – го поколения
С) закон доминирования
D ) закон чистоты гамет
Е) закон независимого наследования
39. При скрещивании особей с генотипами Аа и аа происходит расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
А) 1:1 В) 1: 2 :1 С) 3:1 в) 9:3:3:1 Е) 1:3
40. Явление, при котором часть гибридов F 2 несет доминантный признак, а часть – рецессивный, называют
41. Явление возникновения из желтых гибридов F 1 желтых и зеленых потомков в соотношении 3:1 было названо
А) законом чистоты гамет
В) законом единообразия гибридов 1 – го поколения
С) законом доминирования
D ) законом расщепления признаков
Е) законом независимого наследования признаков
42. Второй закон Менделя иначе называется
А) закон расщепления признаков
В) закон единообразия гибридов 1 – го поколения
С) закон доминирования
D ) закон чистоты гамет
Е) закон независимого наследования
43. Гаметы несут только один наследственный фактор в чистом виде гласит закон
А) закон расщепления признаков
В) закон чистоты гамет
С) закон доминирования
D ) закон единообразия гибридов 1 – го поколения
Е) закон независимого наследования признаков
44. Укажи тип гаметы, которую образует гомозиготная особь по рецессивному признаку
45. Укажи тип гаметы, которую образует гомозиготная особь по доминантному признаку
47. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении ( F 1 ) при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?
А) 100% В) 50% С) 25% D ) 75% Е) 0%
48. При скрещивании особей с генотипами Аа и Аа (при полном доминировании) происходит расщепление в потомстве по фенотипу в соотношении
А) 3:1 В) 1: 2 :1 С) 3:1 в) 9:3:3:1 Е) 1:1
49. Назови процесс, который происходит, согласно закону расщепления
А) появление особей с рецессивными признаками
В) появление особей с признаками, нехарактерными для обоих родителей
С) появление особей с доминантными признаками
D ) появление особей с признаками обоих родителей
Е) появление особей с признаками, характерными для одного из родителей
50. Явление доминирования и расщепления признаков можно объяснить
А) парностью хромосом
В) расхождением хромосом во время мейоза
С) не расхождением хромосом во время мейоза
D ) объединением хромосом во время оплодотворения
Е) одинарностью хромосом
51. Скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям,
52. Проведя анализирующее скрещивание можно определить
А) ничего нельзя определить
В) неизвестный генотип организма
С) неизвестный фенотип организма
D ) неизвестный генотип и фенотип организма
Е) генотип потомства
53. У томатов красный цвет плодов (А) преобладает над желтым цветом плодов (а).
Соотнеси схему скрещивания и фенотипы поколений.
А) 1 (красный) : 1 (желтый)
D ) 3 ( красных) : 1 (желтых)
54. Соотнеси закон Менделя и его определение
1. Закон расщепления
(второй закон Менделя)
А). Находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в них в чистом виде
2. Закон независимого наследования
(третий закон Менделя)
В). При скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3:1 – образуются две фенотипические группы (доминантная и рецессивная); 1:2:1 – три генотипические группы
3. Гипотеза (закон) чистоты гамет
С). При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1 (при этом образуется девять генотипических групп – (1:2:2:1:4:1:2:2:1)
Ответ: 1 – В; 2 – С; 3 – А.
55. Установи соответствие
А. Совокупность внешних и внутренних признаков.
В. Совокупность хромосом клетки с учетом количества, размеров, строения.
С. Совокупность генов организма.
Ответ: 1 – С; 2 – А; 3 – В.
56. Определи верные и неверные утверждения.
А) альтернативные признаки передаются от родителей к потомству через гаметы
В) в гаметах находятся парные гомологичные хромосомы
С) связь между поколениями осуществляется через гаметы, которые содержат гены,
определяющие развитие признаков
D ) две из пары гомологичных хромосом попадают в соматические клетки диплоидного
57. Определи верные и неверные утверждения.
А) ген – это элементарная единица наследственности
В) гены, расположенные в гомологичных хромосомах в разных локусах, называются
С) парные хромосомы называются гомологичными
D ) геном – совокупность хромосом соматических клеток
58. Определи верные и неверные утверждения.
А) доминантная гомозигота обозначается АА.
В) гены, определяющие развитее разных признаков, называются аллельными.
С) родительские особи обозначаются F.
D ) Мендель открыл законы наследственности.
Е) рецессивный признак – это подавляющий признак.
Ж) совокупность всех внешних и внутренних признаков называется фенотипом.
З) наследственность – это свойство всех живых организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.
Ответ верные утверждения – А, D , Ж, И. неверные –В, С, Е, З.
59. Заверши предложения, используя соответствующий термин.
1. Наследственный фактор, определяющий развитие любого признака организма (ген, гамета, генотип).
2. (гетерозиготные, гомозиготные, доминантные, рецессивные) гибриды имеют два разных гена.
3. У этих организмов гамета несет только доминантные или рецессивный (хромосому, аллель, ген).
4. В этом случае аллели (пары) генов в гамете гибридного организма сохраняются в чистоте, не смешиваясь друг с другом. Это называется чистотой (хромосома, гамет, генотип).
60. Заверши предложения, используя соответствующий термин.
При скрещивании особей чистых линий, т.е. (гомозигот, гетерозигот, монозигот), по альтернативным аллелям одного гена все первое поколение оказывается единообразным проявлением только (доминантного, рецессивного, альтернативного) признака. У гибридных форм гены, определяющие (одинаковые, альтернативные, разнообразные) проявления признака, при формировании гамет расходятся в разные гаметы, поэтому во втором поколении происходит (расщепление, сохранение, удвоение) признаков (появление признаков обоих родителей) в определенном количественном соотношении.
61. Заверши предложения, используя соответствующий термин.