Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Урок русского языка «Односоставные предложения, их роль в художественном тексте» (8 класс)

Урок русского языка (8 класс)

Тема: «Односоставные предложения, их роль в художественных произведениях».

— на основе сопоставления выявить отличительные признаки односоставных и двусоставных предложений;

-выработать навык «узнавания» и различения разных типов односоставных предложений;

-исследовать стилистическую роль односоставных предложений;

Тип урока: урок-исследование;

Методы: словесные (беседа, монологические высказывания, написание творческих работ);

интерактивные («пазл», «снежный ком»), работа в группах;

исследовательские (наблюдение, составление алгоритма);

Начался урок русского языка. Тема урока интересная. Я готовлюсь к активной деятельности. Я надеюсь получить высокий балл за работу на уроке.

— Что пришлось изменить? (сократить, заменив двусоставные предложения односоставными)

Урок русского языка. Интересно. Готовлюсь быть активным. Надеюсь получить высокий балл.

— Докажите, что эти предложения односоставные (найти грамматические основы).

1.Наблюдение (Упр.1, стр.3) Сравнить текст, состоящий из двусоставных предложений и односоставных (в двух колонках). Какой из них поэтичнее?

2. На основании материала параграфа (часть первая) составить сообщение об односоставных предложениях (примеры придумать).

Извлечь информацию из части 2 и 3 параграфа 1, составить схему.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УЧЕНИКАМИ

Научиться находить в тексте и конструировать односоставные предложения, определять их вид.

Исследовать стилистическую роль односоставных предложений.

Установить смысловые отличия между именными и глагольными односоставными предложениями и разными видами глагольных (фронтальная работа по таблице).

Действующее лицо не названо, но подразумевается как определённое лицо : действуют

Забери, пожалуйста, книги!

Действующее лицо не названо и подразумевается как неопределённое лицо :

Груз доставят в порт завтра.

Действующее лицо не названо и не подразумевается: нет ответа на вопрос кто действует?

Над вашим проектом стоит задуматься.

Основа предложения выражена главным членом предложения подлежащим

Какой пожар на горизонте!

Составление монологического высказывания об односоставных предложениях методом «СНЕЖНЫЙ КОМ».

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— визуально представить каждый вид предложений – рисунок, шифр;

(раздаются заготовки: рисунок состава поезда, смайлики для обозначения лиц) предложение предлагается представить в виде состава поезда (односоставное) с определяемым или неопределяемым лицом пассажира (смайлик в маске или без обозначения маски)

— выписать примеры предложений заданного типа из упражнения №2 (стр. 4);

— выбрать информацию из учебника о способах грамматического выражения главных членов заданного типа предложения, внести в таблицу;

Индивидуальные задания (2 ученика):

— составить алгоритм для распознавания односоставных предложений

IV. Закрепление. Формирование грамматических навыков

Практическая групповая работа (4 группы):

Задание 1. Работа с деформированным текстом (упражнение №3, стр. 5). Записать предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст, найти односоставные предложения, определить их вид.

Задание 2. Выписать из текста упражнения №4 (стр.5) односоставные назывные предложения, объяснить правописание слов с НН.

Задание 3. Выписать из текста упражнения №4 (стр.5) односоставные глагольные предложения, определить их вид и распространенность.

Задание 4.Определить вид односоставных предложений, использованных в поэтических текстах (выразительное чтение), объяснить их необходимость для художественной идеи.

1). Опять холодные седые небеса,

Пустынные поля, набитые дороги,

На рыжие ковры похожие леса,

И тройка у крыльца, и слуги на пороге…(И. Бунин)

6 простых односоставных назывных в составе сложного; цель – детализация окружающей действительности: картина рисуется в целом (небеса, поля, дороги, леса, тройка), все лишнее опускается;

2). Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет. (А. Блок)

1 предложение сложное, бессоюзное, состоит из 5 простых односоставных назывных (нераспространенных и распространенных); цель использования – детализация для изображения осколочности, бессмысленности мира

2 предложение – определенно-личное, сосредоточивает внимание на действии; 3 предложение – безличное;

3). Оседлаю коня, коня быстрого;

Полечу, понесусь легким соколом

От тоски, от змеи в поле чистое;

Размечу по плечам кудри черные,

Разожгу, распалю очи ясные –

Ворочусь, пронесусь вихрем, вьюгою…(А. Кольцов)

Сложное бессоюзное предложение, состоящее из 3 простых, односоставных, определенно-личных, распространенных; цель использования – передача живой разговорной речи, усиление эмоциональности, динамичности;

4). И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог:

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили… (М.Ю. Лермонтов)

Неопределенно-личные предложения в составе сложного, концентрируют внимание на действии, придают тексту живые интонации повествования;

5). Вечереет. От трав потянуло прохладой.

Пахнет терпкой полынью и тиной речной.

Хорошо на душе. Торопиться не надо.

Наглядеться бы всласть красотою земной!

6 простых односоставных безличных предложений помогают выразительнее охарактеризовать состояние умиротворенности природы и состояние души лирического героя;

Задание. В индивидуальной карточке найти грамматические основы (подчеркнуть), определить вид односоставных предложений условными обозначениями (самопроверка по ответам на экране).

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (Н-Л)

От добра добра не ищут. (ОБ-Л)

Темнеет, птиц не слышно боле. (Б-Л)

Славная осень! Морозные ночи, ясные тихие дни…(Н)

Люблю тебя, Петра творенье! (О-Л)

На берегу начали варить уху. (Н-Л)

Чужим умом умен не будешь. (ОБ-Л)

Осенью быстро смеркается (Б-Л)

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.(Б-Л)

Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя. (Б-Л)

— Выписать примеры использования односоставных предложений в художественных текстах (5 примеров), определить их вид;

— Составить текст – описание по картинам русских художников

В. Бакшеева или Е. Юнге с использованием односоставных предложений (стр. 7, упр.№5).

Источник

Урок в 11 классе по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения»

Тематический урок по русскому языку в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения»»

Урок по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения»

повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,

совершенствование навыков анализа текста.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; тесты; карточки для самостоятельной работы; презентация

1. Сообщение темы и задач урока. Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

— Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения», понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Теоретическая разминка.

Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

(Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

(Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах ).

«В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка», по словам В. В. Виноградова, «впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах».

4. Повторение видов односоставных предложений.

Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

На какие группы они делятся?

Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

— Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

— Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

Здесь рыбу не ловят.______________________

Спешу к вам на помощь.___________________

На этой реке нет мостов.___________________

На улице ветрено и сыро.__________________

Составьте график дежурства.______________

Слайд № 10 (Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

На улице было холодно.

Ломаные линии, острые углы.

Много песен сложено о любви.

Про него давно говорят много хорошего.

В воздухе пахнет грозой.

Кругом всё было тихо и спокойно.

За опоздание будете наказаны.

Друг далёкий, вспомни обо мне.

Что посеешь, то и пожнёшь.

У многих ещё нет компьютеров.

— Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

— Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

Чтение предложений и определение их видов.

7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

(Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К. Бальмонт.

(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин.

За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А. Ахматова.

(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

8. Игра «Аукцион поэтических строк».

Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

9. Повторение о неполных предложениях.

В каких случаях они употребляются?

б) во второй части сложного предложения).

Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

(Понятие об эллиптических предложениях).

10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

Слайд № 14. Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да).

Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

— Определите, какие это предложения:

— Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

— Сообщили. (Неполн., односост.)

— Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

— Скоро. (Неполн., односост.)

(Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.)

Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5(2-я ч); 7(2-я ч.).

12. Работа с текстом.

Слайд № 15. Прочитайте текст:

Из какого произведения отрывок? («Господин из Сан-Франциско»).

Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

(Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные «сливки» общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

Какую роль данный эпизод играет в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

Какова же идея данного эпизода?

(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

Какова позиция автора в рассказе? (Ирония, осуждение; необходимость обращения к вечным нравственным ценностям, к духовным истокам).

Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты: буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с «Титаником».

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять «полагалось», и подкрепляться «полагалось».

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

Какой тип речи использует автор? Докажите. (Повествование с элементами описания).

Каков стиль речи? Докажите.

— Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи

(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции).

15. Решение теста в на компьютерах.

Что дал вам этот урок? Чему научил?

Как вы сами оцениваете данный урок?

Слайд 16 17. Задание на дом:

Источник

Односоставные предложение

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Список вопросов теста

Вопрос 1

Найдите односоставное предложение

Варианты ответов
Вопрос 2

Найдите односоставное предложение

Варианты ответов
Вопрос 3

Укажите тип односоставного предложения:

Нет ничего дороже книги у мыслящего человека!

Варианты ответов
Вопрос 4

Укажите тип односоставного предложения:

Любите книгу, храните ее выше всякого другого достояния.

Варианты ответов
Вопрос 5

Укажите тип односоставного предложения:

Проследите жизнь человека.

Варианты ответов
Вопрос 6

Укажите тип односоставного предложения:

Варианты ответов
Вопрос 7

Укажите тип односоставного предложения:

Варианты ответов
Вопрос 8

Укажите тип односоставного предложения:

Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до пышных летних облаков.

Варианты ответов
Вопрос 9

Укажите тип односоставного предложения:

Варианты ответов
Вопрос 10

Укажите тип односоставного предложения:

Варианты ответов
Вопрос 11

Укажите тип односоставного предложения:

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной.

Варианты ответов
Вопрос 12

Укажите тип односоставного предложения:

Затем изделие покрывают глазурью.

Варианты ответов
Вопрос 13

Укажите тип односоставного предложения:

У него не хватило бы на нее всей жизни.

Варианты ответов
Вопрос 14

Укажите тип односоставного предложения:

Пять раз сбивали его.

Варианты ответов
Вопрос 15

Укажите тип односоставного предложения:

Из этого удивительного дерева получают особое масло, а также древесину очень высокой твердости.

Варианты ответов
Вопрос 16

Укажите тип односоставного предложения:

Клянемся своими боевыми знаменами… выстоять в предстоящих схватках с врагом.

Варианты ответов
Вопрос 17

Укажите тип односоставного предложения:

Мать-и-мачеху в народной медицине очень любят, готовят из неё отвары, настои, а также делают сок.

Варианты ответов
Вопрос 18

Укажите тип односоставного предложения:

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться

Варианты ответов
Вопрос 19

Укажите тип односоставного предложения:

Евангелие это так и прозвали: Книга ангелов.

Варианты ответов
Вопрос 20

Укажите тип односоставного предложения:

Варианты ответов

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов

Комментарии 0

Чтобы добавить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Возможности тестов

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов


Источник

Односоставные предложения и их роль в художественном тексте

(на примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»)

9 класс

Введение

В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные. «Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена» ([1], с. 309). В современной науке нет единого мнения об односоставных предложениях. Некоторые лингвисты не считают односоставные предложения самостоятельными коммуникативными единицами и рассматривают их как разновидность двусоставных структур. В данной работе освещается традиционная точка зрения на структуру односоставных предложений, закрепленная в учебниках по русскому языку под редакцией проф. С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Мне показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в художественном тексте. В качестве материала я выбрала повесть нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы».

Определенно-личные предложения

«Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица» ([2], с. 88). Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо. Различаются два типа определенно-личных предложений в зависимости от форм выражения глагола-сказуемого:

1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, например:

Появление определенно-личных предложений такого типа вызвано стилистическими факторами.

2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, например:

На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом.
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить, персон накрывать?

Здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие подлежащего-местоимения объясняется строем русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица выражалась окончанием глагола: говорили не я шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь, ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во избежание этого при глаголе-причастии на стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел). По аналогии стали употреблять при иду – я иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так, например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в предложениях императивного характера грамматически противопоставляет императив омонимичным формам изъявительного наклонения (ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и придает речи большую энергию и определенность. Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение приказания стирается, появляется значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных предложений объясняется историческими факторами, а их применение – задачами стилистическими, так как определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип односоставных предложений ценил Успенский:

Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.

Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш удивительный земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более вялой, разжиженной».

Неопределенно-личные предложения

«Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа» ([2], с. 88).

Сначала побирались целый день, потом в церковь зашли.

Сказуемое обозначает действие, совершаемое неопределенными лицами, не обозначенными явно из-за того, что говорящий не знает их или не хочет называть. Такое умолчание возможно потому, что определить лицо по глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени:

Понедельничают еще: глагол употреблен в форме настоящего времени; побирались: глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь сказуемое, состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (такой вид предложений в произведении найти не удалось). Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых-глаголов в форме условного наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений могут быть распространенными и нераспространенными, как и другие типы предложений. Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Это в основном разговорная речь, откуда они легко переходят в художественную, придавая ей живые интонации. Передавая речь своих персонажей, Успенский широко использует этот вид предложений:

Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!

Это позволяет автору живо передать разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие. Употребление таких предложений позволяет Г.Успенскому акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет. Особенно выразительными мне показались те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное. Подчеркнутая глагольность придает им особый динамизм.
Но это качество неопределенно-личных предложений используется не только в художественном стиле. Нельзя обойти стороной и их эффективное использование в публицистическом стиле речи. Особенно эффективно использование неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газет. В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия. В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными.

Обобщенно-личные предложения

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору беловОбобщенно-личными называются односоставные бесподлежащные предложения, главный член которых выражен обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного числа, обозначающие действие, потенциально относимое к любому лицу (мысленно можно подставить подлежащие все, каждый, любой и так далее). Как правило, обобщенно-личные предложения реализуются в пословицах и поговорках. Часто обобщенно-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложных предложениях, например: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В обобщенно-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи с просторечным оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех односоставных личных своей экспрессией. Наиболее характерная форма сказуемого для этих предложений – форма 2-го лица единственного числа, получающая обобщенное значение, – является и самой выразительной. Не случайно очень часто этот тип предложений встречается в русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки из художественных произведений, в которых писатели прибегают к обобщенно-личным предложениям. Экспрессивность подобных конструкций отчасти достигается переносным употреблением форм лица: 2-е лицо глагола указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций ограничивается их функционированием. Кроме разговорной и художественной речи, для них открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский писал по поводу обобщенно-личных предложений: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко использует пословицы и поговорки. Особенно это касается ситуаций, в которых герои получают наставления от более старших по возрасту:

Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.

Часто Успенский употребляет и неопределенно-личные предложения в значении обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом, приобретают значение «все должны поступать так, это справедливо для любого лица» ([2], с. 89).

Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.

Безличные предложения

«Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего» ([2], с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов1. Предложения, выражающие логически-интеллектуальные восприятия действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие психологически-эмоциональные восприятия и переживания, например: У мастерового отлегло от сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте взглянуть, как оттуда понесло. Становилось темнее и свежее.

Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы. По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

1. Предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического характера: Как бы там ни было, а идти придется.

Безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи, и такие, которые выделяются канцелярской окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции, и есть предложения, используемые в публицистической речи. По сравнению с односоставными личными предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя, «содержат элемент активности, проявления воли действующего лица», безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности» ([6], с. 375).
Особый разряд безличных предложений – инфинитивные предложения. Они представляют значительные возможности для эмоционального и афористического выражения мысли. Поэтому они используются в пословицах, в художественной речи и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования – разговорный стиль.

Художники слова обращаются к инфинитивным предложениям как к средству создания непринужденно-разговорной окраски речи и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные эмоциями. При соответствующем интонационном оформлении инфинитивные предложения несут огромный экспрессивный заряд и выделяются особой напряженностью.

Назывные предложения

«Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем» ([2], с. 96).

Назывные (номинативные) предложения по содержанию могут:

1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы, сольцы!

Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как номинативные предложения указывают на статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе «Первый опыт» дом после смерти «растеряевского барина»:

Высокие медные подсвечники. Солдаты, бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина, Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с заплаканными глазами и руками. Свечи, чадные лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется читать псалтырь.

А вот как изображает писатель дом мещанина Лубкова:

Самая фигура дома давала некоторое понятие о характере хозяина. Гнилые рамы, прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на одной петле ставни, аляповатые подпорки, упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену.

Номинативные предложения могут звучать с большим напряжением, выполняя экспрессивную функцию при соответствующем интонационном оформлении.

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным. Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Смотреть картинку Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Картинка про Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору белов. Фото Так для текста повествования характерны односоставные предложения позволяющие автору беловПроизведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

Литература

1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995.

2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2002.

3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.

4. Милонов Н.А. Г.И. Успенский и Тула. Тула: Интербумага, 1995.

5. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.

7. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.

8. Успенский Г.И. Теперь и прежде. М.: Сов. Россия, 1977.

От редактора. Такого рода рефераты в последнее время модны; многие ученики думают, что такая форма работы проста, и охотно берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более подробно ознакомиться с грамматическим материалом, задуматься об особенностях языка писателя. Уверена, что сегодняшний материал (типичный образец реферата) многому научил девочку! Однако учитель, предлагающий работу такого рода, должен объяснить школьнику, что его главная задача – разбор текста, примеров, их классификация. Грамматический материал нужно излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все случаи, в которых можно наблюдать данное явление (если примеры какого-то типа очень многочисленны, надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать их). О стилистических функциях надо говорить тогда, когда обсуждается пример, включенный в контекст. Тогда реферат будет не просто рефератом, а первым шагом к научному исследованию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *