Тема текста что это 2 класс
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 7. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
Заглавие текста — это название произведения.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке вы познакомитесь с такими понятиями, как тема и главная мысль текста, узнаете, как они связаны с заглавием текста.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения объединены одной темой и основной мыслью. Познакомимся с этими понятиями.
Прочитайте текст Е. Чарушина «Курочка».
Ходила курочка с цыплятами по двору.
Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорее. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
В тексте рассказывается о том, как цыплята прятались от дождя. Это и есть тема текста. То, о чём или о ком говорится в тексте, называется темой.
Автор текста Е. Чарушин не только рассказывает о поведении цыплят и мымы-курицы. В последнем абзаце он говорит о том, что для маленьких цыплят всё удивительно, даже дождик. Это и есть главная мысль текста —то главное, о чём хотел сказать автор.
Прочитайте еще один рассказ и попробуйте определить его тему и главную мысль.
У Алёши Чупина ангина. Он давно не ходит в школу. К мальчику пришли Гриша и Алёнка. Они рассказали товарищу о школьных делах. Гриша научил его решать новую задачу. Алёша был рад приходу ребят.
Хорошие у мальчика товарищи!
Рассказ о том, как ребята навестили больного товарища. Это — тема текста.
Главная мысль текста такая: у Алеши хорошие товарищи. Это главное, что автор хотел сказать читателю.
Рассказ имеет заглавие (название) — «Товарищи». Заглавие отражает главную мысль текста. По нему можно определить, о чём хотел сказать автор.
Заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста — на тему или главную мысль текста.
Сегодня на уроке вы узнали:
1. У каждого текста есть тема. Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. Чтобы определить тему, можно задать вопрос: о чём (о ком) говорится в тексте?
2. Также в тексте есть главная мысль — то важное, о чём хотел сказать автор, в чём хотел убедить читателя или слушателя. Для того чтобы определить главную мысль, можно задать вопросы: чему учит текст? С какой целью автор написал текст?
3. Текст может иметь заглавие. Заглавие отражает тему или основную мысль текста. Определив их, можно подобрать к тексту заглавие.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Тема текста.
Что такое тема текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
В) это название текста
Подсказка: Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте.
Б) это то, о ком или о чём говорится в тексте
Разместите предложенные варианты ответов в пропуски в тексте.
Текст может иметь ________.
Заглавие отражает ______ или ________ текста.
Варианты ответов: главную мысль, заглавие, тему
Подсказка: Вспомните определения, которые вы узнали в ходе урока.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает тему или главную мысль текста.
Текст может иметь заглавие.
Заглавие отражает главную мысль или тему текста.
Тема текста. Основная мысль текста. 2-й класс
Класс: 2
Тип урока. Повторительно-обобщающий.
Оборудование: персональный компьютер, медиа-проектор, магнитофон, конверты с текстами для работы в парах (Приложение 2), учебник русского языка 2 класс 2 часть авт. Н.А.Чуракова.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1 (Приложение 1)
Цель: настроить детей на работу, установить доброжелательные отношения, придать детям чувство спокойствия и уверенности.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!
– У нас сегодня в классе гости – это учителя начальных классов. Гостям мы всегда рады.
2. Актуализация опорных знаний, мотивация к дальнейшей работе.
Цель: проверить знания детей о тексте, признаках текста, создать проблемную ситуацию.
(Учитель читает стихотворение под музыку)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
А какие краска использует зима для красоты, чтобы нас порадовать?
На дворе белым-бело.
Ну и снега намело!
А сейчас мы с вами попробуем раскрыть один секрет. Раскрытие секрета – это ступень к изучению новой темы. Слайд 3
2. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)
3. Пушистая вата плывёт куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (ОБЛАКО)
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)
5. Летит орлица через тридевять земель,
Крылья распластала, солнышко застлала… (ТУЧА)
Посмотрите внимательно в кроссворд и по вертикали вы сможете прочесть тему нашего урока.
Да, сегодня главный вопрос нашего урока: “ Тема и основная мысль текста”. Слайд 4
Как вы думаете, какие задачи нам сегодня предстоит решить?
Задача нашего урока закрепить знания о том, что предложения в тексте объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, что в тексте всегда можно обнаружить основную мысль или главное переживание автора.
3. Постановка проблемного вопроса. Слайд 5
Прочитайте запись. Это текст?
“В лесу каждый готовится к зиме по-своему”.
Дети: Нет, это не текст, а предложение.
Учитель: Как эту мысль превратить в текст?
Дети: Нужно добавить еще предложения.
Учитель: Любые ли предложения можно добавить?
Дети: Нет, предложения должны быть о том же, о чём говорится в первом.
Учитель: Давайте расскажем, как же готовятся к зиме животные в лесу
4. Основная часть. Слайды 6 – 9
Цель: продолжить формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений.
Получился ли текст? Как это узнать?
Дети: Эти предложения об одном и том же, в них раскрывается общая мысль, значит это текст.
Учитель: Знакома ли вам эта игрушка? Как она устроена? Слайд 10
Представьте снова пирамидку. На что в ней насаживают колесики?
Учитель: Вот и в тексте всегда есть такой стержень. Тема и главная мысль – это стержень текста.
То, о чём говорится в тексте, – это его тема. То, что об этом хочет сказать автор, – главная мысль текста.
5. Физминутка.
Нет, не ветер, чудо-ветер (круговое движение руками вправо)
И не лес шумит вокруг, (круговое движение руками влево)
Это просто переменка (махи руками)
Для усталых наших рук. (потряхивание кистями, локти вниз)
Каждый пальчик поплясал (перебрать поочередно пальчиками)
И с себя усталость снял. (Руки расслабленно опустить вниз, встряхнуть кистями)
6. Работа с учебником. Первичное закрепление.
Цель: учить определять тему и основную мысль текста.
Прочитайте текст в упражнении 20 на стр. 31.
Ради какой основной мысли написан текст?
Какой рисунок иллюстрирует тему текста? (воробьи всю зиму рядом с нами)
Какой рисунок помогает понять его основную мысль? (птиц зимой нужно подкармливать)
Автор сразу заявляет то главное, ради чего он пишет текст? Или основная мысль является выводом из всего текста?
Название рассказа выражает его тему или основную мысль?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
7. Физминутка для глаз. Слайд 11
8. Контроль и коррекция.
– Когда я несла вам задания, ветер подхватил их и закружил в снежном танце. Все тексты перепутались. Помогите мне разобраться, что к чему. Возьмите задания в конвертах. Наша цель – разложить тексты по темам. Картинка на конверте подскажет, о чём будет текст.
Какая у них тема? Главная мысль? У кого получилось по-другому?
Чему учат нас эти тексты?
б) фронтальная работа слайд 12
Был морозный день. Из школы шли мальчик и девочка. Рядом шла старушка. На улице было скользко. Старушка упала. Мальчик помог старушке встать.
Что случилось со старушкой?
Кто помог ей встать?
Какая основная мысль? (надо помогать людям, попавшим в беду)
Что является темой текста?
Какова основная мысль текста?
Что должен отражать заголовок текста?
Урок русского языка во 2 классе по теме «Текст. Тема текста»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные
признаки: целостность, связность, законченность
Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста
— Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
— Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
— Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
— Я желаю всем маленьких удач на уроке.
2.Актуализация необходимых знаний
Минутка чистописания (показ в тетради)
Словарный диктант: петух, тетрадь, класс, молоко, ученик, прощай, здравствуйте.
— Что можно составить из слов? (Предложения)
— Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
— Что можно составить из предложений? (Текст)
— Что вы знаете о тексте? (Ответы детей)
3.Мотивация познавательной деятельности
— Прочитайте и сравните две записи на доске:
1. Около дома росла маленькая яблонька.
2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
— Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.)
— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями)
— О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)
— Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле
— Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
— Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте . (Из второго:
«Поднялся сильный ветер».)
— Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
— Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся
от ветра яблоньки (рядом с первой).
— Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
— Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
— Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик
— Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,
подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и
подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.
Запишем на доске наш вывод.
Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких
— Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?
— Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из
нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть
объединены общим смыслом, единством темы.
— А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет
все предложения текста? (Яблонька).
— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
— Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой
главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
— В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была
— Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
— Давайте продолжим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
— А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли
— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет
самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и
охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную
— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по
— Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?
— Давайте закончим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить по теме или …
— А по чему ещё, мы узнаем на следующем уроке.
5.Организация познавательной деятельности
— Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках
— Откройте учебник на с. 16, найдите упр. 12.
— Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять? (Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)
— Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто слова, не предложение, не текст).
— Почему вы так решили? (Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).
— Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).
— Почему? Объясните, используя наше правило.
Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
— Это высказывание состоит из
— Предложения объединяет общая
Аргументы с использованием
— Эти предложения общая тема не
объединяет. Первое предложение о
свиристелях. Второе о рыбах.
— Предложения связаны друг с другом
Аргументы с использованием
— Эти предложения не связывает
Текст можно озаглавить по теме или
Аргументы с использованием
— Раз нет общей темы, нет общей
мысли, значит нельзя озаглавить.
Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.
— Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
— Это высказывание состоит из
— Предложения объединяет общая
Аргументы с использованием
— Эти предложения объединяет общая
Предложения связаны друг с другом
Аргументы с использованием
— Эти предложения связывает
Текст можно озаглавить по теме или
Аргументы с использованием
— Этот текст можно озаглавить по
теме «Свиристели», или по главной
мысли «Свиристели – красивые
— Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов)
— В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова,
вторая запись – предложения, третья запись – текст)
— Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что
такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?
— Давайте прочитаем сведения о языке на с. 17 учебника. Все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13 на с. 17
— Прочитайте. (Читает ученик с хорошим навыком чтения)
— Что прочитали? (Текст.)
— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)
— О ком говорится в тексте? (О петушках) Это тема текста.
— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно)
— Придумайте заголовок к тексту . («Два петушка»)
— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
6.Рефлексия. Итог урока
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— Чем отличается группа предложений от текста? (в тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
— Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило
учебника, искать его на нужной странице на других уроках?
— Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро
пользоваться, не теряя время на поиски.
Домашнее задание: с. 17-правило; с. 18, упр. 14
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-193208
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку на тему » Тема, текст». 2 класс.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка 2 класс. Тема, текст, типы текстов. Подготовила учитель начальных классов ГБОУ школа №129 г. Санкт- Петербурга Анисимова Г.В.
Тема. Что такое тема?
Всем нам хочется учиться, Чтоб работою гордиться. Будьте же внимательны И во всём старательны!
Прочитайте предложения. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. Скоро у неё появился крошечный щенок. Глазки блестят, как круглые пуговки. Нам подарили собаку Жучку. На голове торчат два остреньких уха. Можно ли это высказывание назвать текстом?
Вспомните! Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. В данном cлучае смысловая связь нарушена. Чтобы это исправить, нужно изменить порядок предложений.
Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки. Скоро у неё появился крошечный щенок. Глазки блестят, как круглые пуговки. Нам подарили собаку Жучку. На голове торчат два остреньких уха.
Нам подарили собаку Жучку. Скоро у неё появился крошечный щенок. На голове торчат два остреньких уха. Глазки блестят, как круглые пуговки. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.
В этом тексте описывается собачка. Текст состоит из пяти предложений, которые связаны между собой по смыслу. К нему можно подобрать заголовок.
Щенок. Нам подарили собаку Жучку. Скоро у неё появился крошечный щенок. На голове торчат два остреньких уха. Глазки блестят, как круглые пуговки. Снизу лапки, словно одеты в беленькие чулочки.
Запомните! Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям.
В каждом рассказе Ты только всмотрись – Кроется самая Главная мысль.
Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Жила-была гусеница. Целыми днями она медленно ползала по веткам дерева. И вот однажды она стала вить кокон. Прошло некоторое время, и кокон лопнул. Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку. Придумайте к тексту заголовок.
О ком говорится в этом тексте? В этом тексте говорится о гусенице. Значит, это и есть тема текста. Какова же главная мысль? Автор этого текста хотел рассказать нам, как гусеница превращается в бабочку. Это –главная мысль текста. А как озаглавить текст? Наверное, заглавие должно указывать на самое важное в содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысль текста. Поэтому вы были правы, если озаглавили текст так: «Гусеница». Не ошиблись и те, кто выбрал заголовок «Превращение гусеницы» или «Появление бабочки».
Прочитай текст Осенью в лесу стоит тишина. Только под ногами шуршат листья. Вдруг треснула ветка сосны. Это белочки затеяли игру. Сколько в нём предложений? Посмотрите на запись и скажите, как обозначены границы предложений в письменной речи? Запишите текст, дав ему заголовок. Каждое предложение пишите с большой буквы, в конце ставьте точку.
В мире все предметы, явления, события связаны между собой. Надо уметь разбираться в этих связях, уметь выстраивать цепь причин и следствий. Установите связь между предложениями: что было сначала, что было потом.
Установите связь между предложениями: что было сначала, что было потом. Они падали золотым дождём. Деревья затряслись, задрожали. Подул сильный ветер. Полетели разноцветные листья. Составьте текст и запишите его. Распределите предложения так, чтобы события происходили последовательно
Проверьте себя! Подул сильный ветер. Деревья затряслись, задрожали. Полетели разноцветные листья. Они падали золотым дождём.
А для чего создаются тексты? Тексты создаются для того, чтобы более полно, чем в предложении, выразить мысль. Тексты бывают разные. Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло? Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие? Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?
Сравните тексты. Определите, какой из них текст-повествование? текст-описание? Текст-рассуждение? У маленького Алёши пропал щенок. Мальчик искал Тузика, громко звал его, но не нашёл. Алёша расстроился и заплакал. Щенок был рыженький. А ушки, грудка и лапки были беленькие. Почему щенок убежал от Алёши? Может быть, потому, что мальчик обидел Тузика. Спишите текст-описание.
Давайте вместе прочитаем текст и проследим, как развивались события: Миша нашёл под деревом грачонка. Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. У грачонка отросли крылья, и он улетел.
Обратите внимание! Текст состоит из трёх частей: начало текста, основная часть и концовка. Начало текста как бы готовит нас к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки. Если опустить какую-то часть, текст станет неполным.
Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. Текст может иметь заголовок. Заголовок отражает тему или основную мысль текста. В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка. В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-759289
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.