темный рыцарь рождения легенды
Интересные факты о фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды»(Не для лиги лени)!
Кристиан Бэйл стал первым актером, сыгравшим Бэтмена / Брюса Уэйна в трех фильмах. Кевин Конрой к 2011 году сыграл эту роль в семи анимационных фильмах (включая «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера» 2000).
Оператора Уолли Пфистера заинтересовало снять фильм полностью в формате IMAX, так как и он и Кристофер Нолан с отвращением относятся к съемкам в 3D. В итоге в фильме присутствует около 50 минут IMAX кадров, а остальное было снято в сочетании 35мм и 70мм.
Джессика Бил, Джемма Артертон, Кейт Мара, Шарлотта Райли, Кира Найтли и Энн Хэтэуэй пробовались на роль Селины Кайл. После первого прослушивания, главными претендентами значились Хэтэуэй, Бил и Мара. В итоге, роль получила Энн Хэтэуэй.
Наоми Уоттс, Рэйчел Вайс и Марион Котийяр рассматривались на роль Миранды Тейт, которую в итоге получила Марион Котийяр. Марион приступила к съемкам спустя два месяца после рождения сына, которого назвала Марсель.
После того как Энн Хэтэуэй была утверждена на роль Селины Кайл, в прессе ходило много разговоров о том, будет ли она играть альтер-эго Селины – Женщину-кошку. В интервью Опре Уинфри, сразу после церемонии Оскар, на которой Хэтэуэй была ведущей, она проговорилась, что ее персонаж действительно будет облачаться в костюм Женщины-кошки.
По словам Гари Олдмана, Кристофер Нолан лично рассказал актерам концовку фильма, чтобы избежать каких-либо утечек информации.
Одна из причин, почему Кристофер Нолан взял Тома Харди на роль Бэйна, это его игра в фильме «Рок-н-рольщик» (2008). Харди же думал, что его взяли из-за его роли в фильме «Бронсон» (2008). Только приехав на съемочную площадку, он узнал, что Нолан никогда не видел «Бронсона» (2008).
В сцене снятой на стадионе Хейнс Филд было задействовано около 10000 добровольцев. Некоторые игроки «Pittsburgh Steelers» исполнили роль футболистов, в их числе Хайнс Уорд, сыгравший сам себя.
Хлоя Грейс Морец и Дженнифер Лоуренс пробовались на роль, которую в итоге исполнила Джуно Темпл.
Энн Хэтэуэй, которая играет Женщину-кошку, так же рассматривалась в 2010 году на роль Фелиции Харди в фильме «Новый Человек-паук» (2012), режиссером которого на тот момент еще являлся Сэм Рэйми (он собирался использовать в фильме Стервятника и Черную кошку).
Персонаж Бэйна в этом фильме более благочестивый, и здесь он больше похож на себя из комиксов, чем в «Бэтмен и Робин» (1997), где из него сделали глупого приспешника. В комиксах Бэйн очень опасный стратег, и без преувеличений является равным для Бэтмена противником.
По словам Кристофера Нолана, Бэйн был выбран как главный соперник Бэтмена, чтобы «проверить Бэтмена как психически, так и физически».
Чтобы подготовиться к роли Селины Кайл, Энн Хэтэуэй занималась по пять дней в неделю физическими упражнениями, танцами, а также разучивала различные трюки. Она призналась, что это была самая тяжелая подготовка к роли в физическом плане за всю ее карьеру.
Чтобы подготовиться к роли Бэйна, Том Харди набрал 30 фунтов веса, а также изучал различные боевые искусства.
Композитор Ханс Циммер собирал в интернете записи ритуальных песнопений, чтобы включить их в музыкальное сопровождение к фильму.
Энн Хэтэуэй снималась в фильме «Алиса в стране чудес» (2010) вместе с Майклом Гофом, игравшем Альфреда в предыдущих фильмах про Бэтмена. Роль в «Алисе» стала последней перед его смертью. Режиссером фильма «Алиса в стране чудес» (2010) является Тим Бёртон (известный так же по фильмам «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992)).
Марион Котийяр снималась в фильме «Крупная рыба» (2003), снятым режиссером фильмов «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992) – Тимом Бёртоном. В этом фильме так же сыграл Дэнни ДеВито, исполнявший роль Пингвина в «Бэтмен возвращается» (1992).
В этом фильме вновь воссоединились Том Харди, Джозеф Гордон-Левитт, Майкл Кейн, Марион Котийяр и Киллиан Мёрфи, вместе игравшие в фильме «Начало» (2010).
Так же как в «Бэтмен возвращается» (1992) и «Бэтмен и Робин» (1997) роль злодейки исполняет актриса, номинированная на премию Оскар. Мишель Пфайффер («Бэтмен возвращается») была номинирована за «Опасные связи» (1988), «Знаменитые братья Бейкер» (1989) и «Поле любви» (1992). Ума Турман («Бэтмен и Робин») была номинирована за «Криминальное чтиво» (1994). Энн Хэтэуэй была номинирована за «Рэйчел выходит замуж» (2008).
Это пятый фильм подряд, в котором Кристофер Нолан работал вместе с Майклом Кейном. Остальные фильмы были «Бэтмен: Начало» (2005), «Престиж» (2006), «Темный рыцарь» (2008) и «Начало» (2010).
Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Морган Фриман, Киллиан Мёрфи и Гари Олдман – каждый из них снимался в трех фильмах про Бэтмена. Только Майкл Гоф и Пэт Хингл сделали то же самое.
Кристофер Нолан выбрал Бэйна, как главного злодея. Так совпало, что имя одного из создателей Бэйна в комиксах – Грэм Нолан.
За основу для своей роли Энн Хэтэуэй выбрала Хеди Ламарр, по которой изначально был создан образ Женщины-кошки.
Во время сцены футбольного матча видно игрока одетого в свитер с фамилией Ravenstahl на нем. Luke Ravenstahl – мэр Питтсбурга, где были сняты некоторые сцены фильма.
Том Харди технически является пятым актером, исполнившим роль Бэйна. В «Бэтмен и Робин» (1997) Майкл Рид МакКей играл серийного убийцу Антонио Диего, который был выбран для эксперимента «Веном» и превращен в Бэйна, которого затем играл рестлер Джип Свенсон. Оставшиеся два актера озвучивали Бэйна в анимационных фильмах, это Гектор Элизондо в «Бэтмен и тайна женщины-летучей мыши» (2003) и Карлос Алазраки в фильме «Лига справедливости: Гибель» (2012).
Энн Хэтэуэй рассказала, что во время прослушивания она думала, что будет исполнять роль Харли Квинн. И только после разговора с Кристофером Ноланом она узнала, что прослушивалась на роль Женщины-кошки.
Кристофер Нолан сказал, что основной темой фильма стала «боль». Для фильма «Бэтмен: Начало» (2005) это был «страх», а в фильме «Темный рыцарь» (2008) – «хаос».
Том Харди принял роль Бэйна не читая сценарий. Ему на словах объяснили, что он будет иметь беспрецедентный доступ к обширной подготовке трюков и оборудованию.
Кристофер Нолан предложил Джеймсу Ньютону Ховарду написать музыку к фильму совместно с Хансом Циммером, так же как он делал в «Бэтмен: Начало» (2005) и «Темный рыцарь» (2008), но Ховард почувствовал, что после сотрудничества Нолана и Циммера в фильме «Начало» (2010), он был бы в проекте как «третье колесо».
По словам продюсера Эммы Томас, создатели фильма выбрали местом съемок Питтсбург, чтобы подчеркнуть огромные размеры Готэма и масштаб, и так же потому «они в буквальном смысле засняли каждый дюйм» в Чикаго, где снимались предыдущие два фильма.
Из уважения к Хиту Леджеру, Джокер ни разу не упоминался в течение всего фильма.
С продолжительностью 165 минут этот фильм стал самым длинным фильмом про Бэтмена, выпущенным на данный момент, и это так же самый длинный фильм, режиссурой которого занимался Кристофер Нолан.
Кристофер Нолан так сильно хотел, чтобы Марион Котийяр исполнила роль Миранды, что даже подогнал график съемок под ее беременность. Котийяр начала сниматься через два месяца после родов.
В комиксах Бэйн носит аппарат, который содержит стероид, усиливающий его боевые способности. В фильме аппарат, который он носит, содержит обезболивающее, поскольку он испытывает хроническую боль.
Авторы фильма отметили, что сильное влияние на фильм оказали такие комиксы про Бэтмена, как «The Dark Knight Returns» (повзрослевший Бэтмен работает в будущем Готэме), «Knightfall» (Бэйн подавляет Бэтмена физически и морально) и «No Man’s Land» (Готэм превращается в территорию преступного мира).
Лейла Де Меза отказалась от роли молодой Талии Аль Гул.
Когда Блэйк рассказывает Уэйну про то что Гордон видел целую армию Бэйна прячущуюся в канализации Готема, Уэйн спрашивает что об этом думают в полиции. Блэйк отвечает что у Гордона спросили не видел ли он в канализации огромного крокодила. Это отсылка к убийце Кроку, другому персонажу вселенной Бэтмена. Крок является полу-человеком полу-крокодилом проживающим в канализации Готема.
Селина Кайл никогда не упоминается в фильме именем своего знаменитого альтер-эго Женщины-кошки, а в газетных статьях и файлах полиции она фигурирует как «The Cat» (Кошка). Это соответствует ори
Рецензия на фильм «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Именно такой эпитафии своему герою и заслуживает Готэм: заключительная серия главного кинокомикса нулевых.
Через восемь лет после того, как обвиненный в убийстве Бэтмен исчез, отшельник Брюс Уэйн (Кристиан Бейл) все еще залечивает свои душевные раны. Готэм полон жизни, но безумец в маске по имени Бэйн решает, что пришло время разрушить город. Эта угроза, а также появление таинственной взломщицы Селины Кайл (Энн Хэтэуэй) заставляют Уэйна принять решение: Темный Рыцарь должен возродиться.
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
В 2005 году, когда Кристофер Нолан снял своего Бэтмена, облачив его в новый костюм, кинематографическая репутация «крестоносца в капюшоне» после громкого фиаско Фильма, Название Которого Нельзя Произносить Вслух, была прискорбно низкой. Прошло каких-то семь лет. Сейчас, вздумай Нолан развозить копии завершающего фильма трилогии на колеснице, запряженной огнедышащими единорогами с бриллиантовыми глазами, обязательно нашлись бы люди, которые заявили бы: «Не-е, туфта! Вот «Темный рыцарь» – это да!» В этом смысле режиссера можно считать жертвой собственного успеха. Нолан настолько высоко поднял планку, что преодолеть ее вряд ли кому под силу. И не так уж важно, считаете ли вы, что «Возрождение» лучше «Начала»; неважно, затмевает ли оно «Темного рыцаря»: главное, что этот фильм – достойное завершение того, что можно назвать лучшей сагой о супергерое в истории мирового кино. Хотя самому Нолану никогда не нравилось, когда его Бэтмена называли супергероем. На это у него всегда имелся убедительный аргумент: все это происходит на самом деле. Нолан не столько нарушает законы физики, сколько обходит их. Его сердце бьется в такт сердцу Брюса Уэйна, ребенка, травмированного убийством родителей, с душой, полной жгучей ярости, погасить которую он не в силах. В «Возрождении» поднимаются и другие непростые вопросы: возможно ли искупление без жертвы? Может ли месть помочь обрести душевное спокойствие? И что там, черт возьми, бормочет Том Харди?
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
На самом деле лепет Бэйна не имеет особого значения. Его речь смахивает на звуки, которые издавал бы сэр Иэн МакКеллен, полоща горло денатуратом в аэродинамической трубе, но физическая мощь мускулистого монстра в маске куда важнее того, что он говорит (хотя Бэйн и выдает кое-какие незабываемые фразы). Харди вполне мог бы сыграть Халка (правда, Брюса Баннера пришлось бы рисовать на компьютере), и в роли человека, который способен сломать хребет Бэтмену, он более чем убедителен. При взгляде на него чуть ли не впервые ощущаешь реальное беспокойство за судьбу главного героя саги: бронированные доспехи не могут скрыть относительной физической хрупкости Бэтмена, его усталости, накопившейся в течение долгих лет.
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Бэйном движет не просто газ, поступающий по трубкам в его маску: как замечает Альфред (Майкл Кейн), «я чувствую в нем силу, рожденную верой». Дворецкий семейства Уэйнов, который на протяжении всех фильмов был совестью своего хозяина, остается самим собой и в «Возрождении». Вопреки воле израненного миллиардера, Альфред заставляет его задуматься о том, чего бы тот мог добиться, если бы искал социальной справедливости, а не творил бы суд и расправу по своему усмотрению. И в самом деле, возникает ощущение, что Уэйн регрессировал и снова превратился в мальчишку из «Начала»: боль от потери девушки, которую он любил в детстве, снова возвращает его на путь, который ему уже пришлось пройти после гибели родителей. После разгрома преступности, последовавшего вслед за смертью окружного прокурора Харви Дента, фигура которого усилиями комиссара Гордона (Гари Олдман) превратилась в легенду, Готэм процветает, и Уэйн уверен, что может скрываться в своем особняке, словно грубое Чудовище, которое безуспешно пытается превратить в прекрасного Принца Красавица (Марион Котийяр). В отличие от своих родителей, активных и убежденных филантропов, посвятивших всю жизнь городу, Брюс полностью погружен в свое личное горе. Он ходит с тростью, которая символизирует его психологическую хрупкость и физическую деградацию. Можно сказать, что в этом фильм не оригинален, однако психологический надлом Уэйна обыгрывается в комиксах вот уже 73 года. И то, что мы вновь преисполняемся сочувствия к человеку, от рождения имеющему все, но добровольно приговорившему себя к пожизненному заключению в своей персональной тюрьме, целиком и полностью заслуга Кристиана Бейла, который играет эту роль неброско, мужественно и задушевно.
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Это впечатление усиливается ощущением прощания, пронизывающем весь первый акт, в котором бесповоротное предчувствие того, что все закончится плохо, просто давит на зрителя. В прекрасную сцену, где Альфред вспоминает, какие надежды он возлагал на мальчика, которому заменил отца, Кейн вкладывает всю свою душу. Джозеф Гордон-Левитт, который ухитряется выглядеть щеголем даже в лишенной всякого блеска роли полицейского, также произносит печальный монолог, в котором, однако, проскакивают и оптимистические нотки веры, противопоставляемой разрушительным убеждениям Бэйна.
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
И потом, когда Бэтмен наконец возродится, вы насладитесь радостной фразой, которую коп бросает своему младшему коллеге: «Ну, сынок, будет тебе сегодня шоу!» И ему будет, и вам тоже, хотя эмоциональное напряжение вплоть до самой развязки так и не достигнет обжигающего уровня, заданного в начале. Из условной завязки, продолжающейся около 45 минут, становится ясно, что Бэтмен не только возрождается, он становится длиннее. И действительно, это длинный фильм, который, как показалось, в середине несколько провисает под тяжестью экспозиции.
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Страсть к размаху и экшну, выходящему за рамки воображения, как ни странно, приводит к тому, что сцены, каждая из которых обошлась в сумму, превышающую бюджет какого-нибудь другого фильма, воспринимаются как рядовые события. Как всегда у Нолана, Бэтмен лучше выглядит в личных моментах, будь то эпизод, где один из персонажей наконец понимает, кто такой на самом деле человек-летучая мышь, или сцена с появлением новой героини, которой суждено затмить всех. В роли изящной взломщицы Селины Кайл великолепная Энн Хэтэуэй: от нее исходит чувство физической опасности и сексуальности, которую она совершенно не стремится использовать в своих целях. Ее Селина абсолютно не похожа на Женщину-кошку Мишель Пфайффер, но ничуть не менее восхитительна. Несмотря на всю неоднозначность образа Кайл, в ней есть что-то, что роднит ее с Уэйном, стремящимся начать с начала, с чистого листа, чтобы в конце концов прийти к искуплению.
В «Возрождении легенды» мы в первый раз видим Брюса Уэйна во весь рост в полном облачении Бэтмена, но без капюшона.
В роли члена правления «Уэйн Энтерпрайзиз» вновь снялся Джон Нолан, дядя братьев Ноланов, которого мы в последний раз видели в «Бэтмен: Начало».
Здание «Уэйн Энтерпрайзиз» – это на самом деле небоскреб, принадлежащий настоящему миллионеру, известному своим пристрастием к весьма эксцентричным костюмам: Дональду Трампу.
Многие лучшие персонажи вселенной Бэтмена, словно в зеркале, отражают характер главного героя, то идущего по лезвию бритвы между правосудием и местью, то пойманного в капкан травм, полученных в прошлом. Преданных поклонников комикса вряд ли удивят многие повороты сюжета, что вполне естественно, если вспомнить, насколько подробно разработана история этого символа DC. Еще одна сюжетная линия выглядит немного знакомой: возможно, в ней подсознательно отразилась любовь режиссера к Бондиане, но после фильма вы будете думать не о сюжетных ходах, а об идеях. По настоящему впечатляет то, как Нолану и его соавторам-сценаристам Дэвиду С. Гойеру и Джонатану Нолану удалось замкнуть круг своего цикла о Бэтмене, избежав всякого движения по инерции. Если Мстители до основания сносят Нью-Йорк со злорадным ликованием, которое до этого можно было увидеть разве что в лагерях по подготовке террористов, то в «Возрождении легенды» превращение Готэма в Гоморру воспринимается со всей серьезностью. Бэтмен Нолана – это Бэтмен времен ипотечного кризиса и войны с терроризмом. «Возрождение легенды» сеет семена бунта, ставит под сомнение нынешний статус финансовой элиты и открыто говорит о трудностях, с которыми приходится сталкиваются 99 процентам обитателей Земли. Но даже тогда, когда опасность все ближе, и положение «суррогатных граждан», которых и поклялся защищать Бэтмен, становится катастрофическим, создатели фильма не прочь повеселиться (пиротехническое шоу живо напоминает «Проект Разгром» из «Бойцовского клуба»). Подобный баланс рассудительности и сенсационности – это самое значительное достижение Нолана и его трилогии.
Фильмы про Бэтмена по порядку
Ни про одного из супергероев не снято столько фильмов, как про Бэтмена. Если супермен еще может поспорить с ночным мстителем в ушастой маске за численное превосходство появлений на экране, то уж в разнообразии интерпретаций равных Бэтмену просто нет. Удивительно, что история богатого парня в костюме летучей мыши настолько трогает людей и будоражит умы писателей, художников и кинематографистов. Если разобраться, это борющийся со своими комплексами, страхами и травмами посредством выбивания из преступников, монстров и богов всю дурь, богач.
Почти всегда Бэтмен – воплощение тщетности борьбы супергероя со злом и несправедливостью. Галерея злодеев у Бэтса, пожалуй, самая большая и никто никогда не оставляет в покое его обожаемый Готэм. Так может, он и не хочет заканчивать войну, всегда хочет быть героем в плаще. Значит, всегда найдут те, кто захочет еще раз покопаться в голове величайшего детектива DC.
За последние тридцать лет мы увидели аж три интерпретации Бэтмена. Сейчас ждем версию Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном. Безусловно, мультфильмы производства Уорнер Бразерс Анимэйшн – отдельный вид крутости и канона. Там и экранизации культовых «Убийственной шутки» Алана Мура и «Возвращения Темного рыцаря» Фрэнка Миллера и роскошный Бэтмен в составе историй о Лиге справедливости. Чтобы показать, как менялся взгляд на героя в разные годы, мы расскажем о полнометражных появлениях Бэтмена на большом экране в хронологическом порядке.
Бэтмен: Фильм
Страна: США
Режиссер: Лесли Х. Мартинсон
В ролях: Адам Уэст, Берт Уорд, Ли Меривезер, Сесар Ромеро и др.
Жанр: комедия, криминал, фантастика
Производство: 20th Century Fox
Дата премьеры: 30 июля 1966
Кинопоиск: 5,8
IMDb: 6,6
«Было время, чудесное время. В нем было много прекрасного, почти идеального» – говорил Бэтмен Бена Аффлека. И правда, уморительнее версии рыцаря Готэма не было. Ну до «Бэтмен и Робин». Сумасшедший цирк-буффонада может ранить современных ценителей нуарного или реалистичного мрачного Бэтса. Здесь почти все время светит солнце, а герои с серьезными выражениями на лицах несут несусветную чушь. Для особо чувствительных в начале фильма есть даже дисклеймер: «Этот фильм посвящен тем, кто любит приключения и любит уходить от действительности в истинные развлечения, кто любит странное, нелепое, веселое во всем». Фильм был сделан на волне успеха телесериала о Бэтмене с тем же кастом и в том же пародийно-безумном сеттинге. Так что мило видеть этот дисклеймер. Даже в 1966 году студии опасались гнева фанатов. «Ворнеры» еще тогда хотели сделать целый мир, вселенную Бэтмена на экране.
Чистейший абсурд в солнечных тонах. Представить в наше время, что такой Бэтмен имел успех, а Адам Уэст всерьез хотел получить роль Темного Рыцаря у Бертона, практически невозможно. Но вот после оглушительного успеха мультсериала о Харли Квин становится ясно, что постироничный разухабистый подход к супергероике Ворнеры придумали очень давно и раз от разу пытаются его воплотить. Иногда удачно, иногда нет. Намеренно или случайно.
Бэтмен
После успеха Супермена Ричарда Доннера было ясно, что Бэтмена надо тоже уже как-то реанимировать и продавать. Как ни странно, была идея даже продолжения фильмов в духе сериала с Адамом Уэстом. Благо, не случилось. Время было уже не то. Даже комикс-индустрия снова осознала мрачный потенциал одного из самых старых супергероев. Аляповатость и легкий тон сменились готичными тенями и погружением во внутренний мир миллионера-сироты.
Тим Бертон был нанят после успеха «Большое приключение Пи-Ви» и был рад такой возможности. Надо признать, режиссеры не рвались особо в проект. Но Бертон не был фанатом комиксов и сразу решил делать свою историю и свою мифологию. За что и получил потоки фанатского гнева в свой адрес. Так он еще и настаивал на том, чтобы невысокий Майкл Китон играл качка, красавца, ниндзя Брюса Уэйна. Студия хотела Мела Гибсона, Кевина Костнера, Билла Мюррея (?!). На роль Джокера сразу хотели заполучить Джека Николсона, но актер от этой идеи в восторг не пришел. В итоге студия сделала ход конем – начала переговоры с Робином Уильямсом, чтобы Джек не тянул с решением. Так фильм получил звезду (имя Джека шло самым первым в титрах) за 6 миллионов долларов и процент со сборов. К слову, актер все еще получает деньги за роль в «Бэтмене».
Мы видим уже зрелого героя, никакой предыстории. Мужик работает под покровом ночи и пугает негодяев до потери пульса. Не все верят в его существование. Джек Напье (Джек Николсон) – правая рука босса мафии, но недопонимания по поводу женщины заставляют начальника отправить подчиненного на заранее гиблое дело. Там-то он и встречает Бэтса впервые. По сюжету Бэтмен повинен в создании Джокера, который повинен в создании Бэтмена. Такая загогулина. Связать антагониста и протагониста – классический ход для супергероики. В последствии Сэм Рейми доведет этот прием до абсурда.
Бэтмен возвращается
Успех первого фильма Бэтмена был зашкаливающим, помимо проката студия неплохо подняла на сопутствующей продукции. Броские образы Бертона так и кричали с экрана: «Купи игрушку!». Жаль, что большим авторам плевать на игрушки, да и на желания зрителей по большому счету. Тим Бертон быстро почувствовал себя именно таковым после четырех успешных релизов. Студия дала режиссеру полную свободу и надежда Голливуда выдал действительно свое видение Бетмен-верса.
Бэтс продолжает работать. Ну, знаете, эта рутина: бэтсигнал, прыг в бэтмобиль и поехал по мрачным заснеженным улицам Готэма наносить справедливость. И как-то проморгал преступный синдикат из канализации. Уродливое существо, появившееся на свет у четы местных аристократов, было выброшено в реку, но добрые пингвины (!) из канализации спасли малыша. Освальд Кобблпот (Дэнни ДеВито) обиделся на родителей и на общество в целом и решил доказать, что он не помойная крыса, а Пингвин.
Параллельно неловкую и чудаковатую секретаршу Селину Кайл (Мишель Пфайфер) выбрасывает из окна её босс Макс Шрек (Кристофер Уокен) за избыточное любопытство. Но кошки магическим образом оживляют героиню. Теперь она то ли зомби, то ли кошка, не понять. Главное, что женщина хочет мстить мужчинам и обществу, которое сделало из нее серую мышь. В душе-то она кошка. Своенравная, свободолюбивая личность.
Да, Бертон задвигает главного героя фильма на второй план ради любимых фриков. Но и Нолан сделает нечто подобное в «Темном рыцаре». В этот раз режиссер не связывает смысл существования ни одного из злодеев с наличием противника. И Кошка и Пингвин и Бэтмен – изгои общества с травмированной психикой. Возможно, Брюсу просто нужен один очень неудачный день, чтобы стать таким же мерзавцем, как его враги. Через злодеев Бертон показывает страхи героя и трезвый взгляд на путь, по которому он идет.
По сравнению с первым, фильм более жестокий, отталкивающий и сексуализированный. Бертон делает главным злом местного Лорда Бизнеса. Несгибаемый и харизматичный Макс Шрек – это магнат, капиталист с атрофированной совестью. Ультимативный бизнесмен, не то что филантроп Уэйн. Капитализм во плоти? Может быть.
Бэтмен навсегда
Настоящий Бертон внезапно напугал родителей, которые повели детишек на фильм про героя журналов с картинками. Страшный Пингвин, откусывающий носы и мечтающий об определенных взаимодействиях в плане любви с крайне сексуальной Женщиной-кошкой в обтягивающем латексе. Так еще и пропали яркие краски, за которые отвечал Джокер и саундтрек с веселыми песенками от Принса. Фильм обрел холодное очарование готических сказок.
Сборы просели, а из «Хэппи-милов» пришлось отозвать серию игрушек. Бертона отстранили от триквела, а идей у автора было много. Разрушить психику Бэтмена окончательно, поставить героя на грань должен был Загадочник своими провокационными загадками. Напоминает скорее то, что сейчас делает Мэтт Ривз для Роберта Паттинсона. Курс надо было менять на более коммерческий, читай, более детский. Привлеченный к проекту Джоэль Шумахер не согласился с видением студии и попытался балансировать между мрачными размышлениями и Бертона и клоунадой в духе Бэтмена шестидесятых. Бывший окружной прокурор Харви Дент, он же Двуликий (Томми Ли Джонс), мультяшно грабит мультяшный же банк в надежде изловить Бэтмена. Прибывший герой вступает в полемику о принадлежности летучих мышей к грызунам с психиатром Чейз Меридиан (Николь Кидман), которая на месте преступления, видимо, по фану ошивается. Приступив к делу, герой попадает в классическую ловушку. Теперь он летает над городом в сейфе, который заполняется кислотой. Накал безумия и приколов из мультиков про Валли Койота понятен сразу. Так еще и палитра стала неоново-вырвиглазной. Готэм освещен цветными прожекторами.
Будучи плохим начальником, плохим психологом и просто человеком, который не учится на ошибках, Брюс прилюдно оскорбляет работу Эдварда Нигма, желающего транслировать телевидение прям в головы пользователей. Так и появляется Загадочник (Джим Керри), в жизни копирующий Брюса во всем. Параллельно с этим Бэтмен становится виновен в гибели семьи молодого Дика Грейсона. Во время теракта Двуликого на цирковом представлении акробаты пытаются помешать злодею узнать личность Бэтса.
Кажется, Шумахер решил исследовать психику ночного мстителя. Аж страшно, как же он это сделает. Да никак. Бэтмен (теперь Вэл Килмер) бегает с драматическим лицом от сцены к сцене, будто не понимая, что вообще происходит и чего все от него хотят. По психоанализу полный провал, хотя в сюжете буквально есть психиатр, бог ты мой.
Однако, яркость и насыщенность событиями положительно впечатляет. Пестрая многосложная конструкция едва держится. Наблюдение за этим причудливым балансированием превращает фильм в аттракцион сам по себе.
Подход себя оправдал, люди пошли на фильм. А главное, мерч мерч мерч. Много игрушек с героями в веселых костюмах, бэтмобиль, бэтлодка, бэтцикл. У всего в фильме по несколько вариантов дизайна. Значит, движемся в правильном направлении, друзья.
Бэтмен и Робин
Тяжелая артиллерия. «Бэтмен и Робин» признан худшим фильмом всех времен и народов читателями журнала «Empire». А также картина является самым наглым выкачивателем денег из родительских карманов. Лукас курит в сторонке. Это скорее серия мультсериала о Трансформерах или Черепашках-ниндзя, чем фильм. Ведь эпизоды этих ТВ-шоу делались под выход новых игрушек. Вэл Килмер отказался продолжать сотрудничество со студией. Еще в предыдущем фильме он подписывался на драматическую роль (поэтому так жестко контрастировал с происходящим), а оказался в цирке.
Бэтмен и Робин теперь работают вместе. Но то ли реальные социальные и экономические проблемы в Готэме кончились, то ли злодеи мыслят более масштабно и не опускаются до людишек. Вот Мистер Фриз (Арнольд Шварценеггер), например, целым отрядом да на бронемашине грабит музей, устраивая каток. Наши герои на коньках играют огромным алмазом в хоккей с миньонами злодея. Всё понятно. Это шоу шестидесятых, просто в главной роли Джордж Клуни.
Шумахер не стал изобретать велосипед и просто повторил предыдущий фильм, убрав из него мрачность полностью. Фильм похож на погремушку перед глазами ребенка. Мы делаем что угодно и как можно громче, чтобы не потерять внимание зрителя. И это не было бы проблемой, если бы фильм периодически не поддавал натужного драматизма. Стоило надавить на газ до отказа, дать фильму сойти с ума и насытить намеренным юмором. Остается загадкой, почему так вышло, если каждый день съемок Шумахер не начинал с объявления в мегафон о том, чтобы никто не забывал, что они снимают мультфильм. Печально неудавшийся крупнобюджетный фарс.
Бэтмен: Начало
«Бэтмен и Робин» закрыл дорогу в кино не только готэмскому рыцарю, но и в принципе дискредитировал жанр. Никто больше не воспринимал эти фильмы как нечто серьезное и кассовое. Череда провалов только подтвердила упадочное состояние комикс-муви. «Сталь», «Спаун» были разгромлены в пух и прах. Джоэль Шумахер был заклеймен как худший режиссер современности. Хотя сразу после окончания работы на квадриквелом режиссер пытался протолкнуть на студию более мрачную историю о Бэтмене, сделать предысторию. Конечно, никто не позволил.
Признаки жизни франшиза, конечно, подавала. Появлялись новости, что Даррен Аронофски взялся за героя и собирается основательно перелопатить героя и вообще подход к супергероике. Его Уэйн был бездомным и нищим (!) и под опекой некоего бывшего ветерана Вьетнама. Бэтмен-автомеханик в фильме-аллюзии на «Таксиста» Скорсезе.
Судя по всему, всем очень нравилась эта идея, раз спустя почти двадцать лет вышел фильм «Джокер», вдохновленный «Таксистом» и Мэтт Ривз постоянно ссылается на фильм Скорсезе. Но Даррен хотел совсем далеко зайти. У Бэтса были только плащ, перчатки с вшитыми лезвиями и «хоккейная защита». Фрэнк Миллер признался, что даже для его жестоких историй версия режиссера была тумач. А в роли Бэтса должен был быть Хоакин Феникс. Боже, срочно надо в параллельную вселенную, где Аронофски снял это.
Потом были анонсы «Бэтмен против Супермена», чей логотип можно увидеть в фильме «Я – легенда», анонс «Лиги справедливости» Джорджа Миллера. Но всегда препродакшн затягивался и от проекта отваливались ключевые люди. Проекту требовалось что-то более понятное, тем более «Человек-паук» уже гремел по всему миру.
В своей излюбленной манере режиссер фильма рассказывает историю через флэшбеки и сны. Мы видим маленького Брюса, играющего с дочкой прислуги в саду. К сожалению, он проваливается в ту самую пещеру с летучими мышками, они до чертиков перепугали ребенка. Милый и положительной, как капитан Америка, папка Томас Уэйн любезно проговаривает для зрителя основную мысль фильма, обращаясь к сыну. «Зачем человек падает? Чтобы научиться подниматься». Конечно, таким добрым людям в Готэме не жить, не смотря на то, что корпорация Уэйнов – градостроительное предприятие и вбухивает деньги в развитие инфраструктры. Покинув спектакль, где Брюсу мерещатся страшные летучие мыши, чета решает прогуляться по темному грязному переулку. Разумно, в Готэме-то. Исход ожидаем, Брюс теперь сирота.
Безусловно, одно из самых удачных переосмыслений супергероики, понятное рядовому зрителю, изголодавшемуся по реалистическим фильмам. При этом совершенно комиксный тон и куча отсылок порадовали тонкую душу гиков. Крис сделал то, что всегда ищут студии. Баланс. Это не жесть Аранофски, но не менее серьезная история. Это не гротескная сказка Бертона, но Бэтмен все еще борется с мужиком, который насылает хоррор-галлюцинации на людей с помощью токсина.
Темный рыцарь
По Закону Годвина любой спор в сети может прийти к Гитлеру, так и любой спор о кинокомиксах рано или поздно придет к Нолану. Конечно, речь идет об общепризнанном шедевре «Темный рыцарь». Уорнеры в своем репертуаре. Делают ставку на молодого режиссера, получают успешный фильм и на сиквеле развязывают автору руки. В этот раз повезло, у руля франшизы стоял не эксцентрик, а перфекционист. Правда, никто не мог подумать, что Нолан сделает кристально ясный и цельный фильм. Без сюжетных твистов, без запутанного повествования, без сложных математических теорий. Зрители завороженно смотрели на этот идеальный фильм. Как в «Космической одиссее» Кубрика черный монолит запустил эволюцию, так и «Темный рыцарь» прописал кинокомиксы в поп-культуре. Теперь стало не стыдно говорить, что ты любишь комикс-муви, хотя бы потому что он умный.
Бэтмен на пару с лейтенантом Гордоном практически победили организованную преступность, а значит, свою миссию Бэтс выполнил. Благо, есть на кого оставить Готэм. Белый рыцарь окружной прокурор Харви Дент эффективнее Бэтмена, что называется, на перспективу. Не будешь же всю жизнь бегать по улицам за каждым злодеем (хотя комиксы могут с этим поспорить).
Темный рыцарь: Возрождение легенды
Нолан сам себе сделал подножку. Реалистический подход, как ни крути, плохо согласуется с супергеройскими полетами на плащах и погонями по крышам города на военной машине. «Темный рыцарь» стал апофеозом и формы и мысли, что Бэтмен – ошибка, это не способ изменить мир. В третьем фильме будто создатели сдались. Не в силах довести мысль до конца или просто не заинтересованные в этом братья Кристофер и Джонатан Ноланы сделали просто комикс-муви со всеми атрибутами, которые любит зритель. Мрачные тона, злодей со своей философией, ослабший герой, которому предстоит найти себя и возродиться. Альфред даже говорит Брюсу: «Готэму нужны ваши средства, ваши знания. Ему не нужно ваше тело или ваша жизнь. Ваше время ушло». Оказывается, что еще как нужны и даже после «смерти» Уэйн оставляет Готэм под присмотром Бэтмена. Ничего не понятно.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости
Свершилось! Продолжение «Человека из стали», фильма, способного поспорить с «Последним искушением Христа» по провокационности. Ну если учесть, что комиксы и конкретно главный супергерой планеты Супермен – это почти религия. Что еще нужно? «Нужно следующее – сказала студия – анонсировать Лигу справедливости, прорекламировать Чудо-женщину, ну и столкнуть Супермена с Бэтменом!»
Защищая мир, Супермен разнес пол-Метрополиса, включая бизнес-центр Брюса Уэйна (Бен Аффлек). Прибывший на место трагедии магнат разъярен и выразительно тяжелым взглядом смотрит в небеса. Спустя полтора года о событиях, произошедших в Метрополисе все ещё ведутся споры. Люди планеты явно разошлись в своих взглядах на Супермена. Для одних он спаситель, для других угроза. Лекс Лютор и Брюс Уэйн согласны с последними, пусть и не согласны друг с другом. Оба ведут охоту за камнем с планеты пришельца, который может нанести урон летающему демону. Общественность же давит на Супермена и призывает ответить за нанесенное доброе. Демократия выше одного человека, даже если этот человек уж очень супер.
Зак Снайдер, надо признать, не стушевался и сделал то, о чем мечтал всю жизнь. Он получил на руки целую вселенную с козырными героями, иконами. Грех было не показать, что святые – те же люди, со своими пороками, слабостями и психозами. Да-да, у Зака супергероев считают богами и демонами, сами же они себя видят скорее такими королями, точнее людьми, облеченными властью по праву рождения. Супермен – пришелец, так вышло, что на земле он обретает суперсилы. Бэтмен – потомок самой богатой четы, которая имеет значительное влияние в Готэме. Чудо-женщина – вообще дочь Зевса и защищать человечество ее прямая обязанность. Лекс Лютор – злой брат-близнец Брюса Уэйна по Заку Снайдеру.
Еще со времен «Хранителей» тема права на власть или чувства права на власть волнует режиссера. Сталкивая символы власти всех со всеми, Зак подписывает приговор супергероям и суперзлодеям. Эсхатологический трактат о том, что ветхозаветные боги бессмысленны и должны переродиться или умереть навсегда. Это в фильме-то про мужиков в странных костюмах.
Лего Фильм: Бэтмен
Миллиард шуток про Бэт-верс, отчужденность героя. Например, Лига справедливости не приглашает мрачного типа на вечеринку. Альфред шутит над хозяином и просит бросить свои загоны, припоминая и странный период из шестидесятых и стычку с суперменом. Уорнеры не постеснялись высмеять сами себя и свои фильмы. В итоге в команде злодеев оказываются и Волан-де-Морт и Кракен и Саурон и агенты из «Матрицы».
При этом фильму удается ярко показать одиночество героя. После эффектного раскидывания злодеев и купания в лучах славы он возвращается в свой особняк и буднично греет лобстера в микроволновке совсем один. К концу фильма герою предстоит признать, что он просто трусливо прячется от тех, кто готов с ним быть с ним и любить таким, какой он есть. Это очень смешно на фоне того, чем обычно пеняют кинематографистам, недостаточно уделяющим внимание проработке внутреннего мира Бэтмена.
Лига справедливости
Самый изрезанный, покалеченный фильм расширенной вселенной DC. Хотя в невероятно стильных чисто снайдеровских титрах четко написано, что режиссер картины – Зак Снайдер, вряд ли кто-то может заподозрить фильм в подобном. По сути «Лига справедливости» подверглась изменению еще при Заке, когда пошли отрицательные отзывы и разгромные рецензии на «Бэтмен против Супермена». Первым пострадал «Отряд Самоубийц» Дэвида Эйра, который должен был непосредственно подвести к «Лиге». Из-за трагедии в семье под шумок студия объявила об уходе Снайдера. В экстренном порядке был нанят Джосс «Я сделал Мстителей» Уидон. За двадцать пять миллионов долларов режиссер должен был якобы закончить фильм, по факту же переснять и смонтировать из тяжеловесной одиссеи с огромной мифологией легкое комиксное кинцо.
Бородатый Брюс Уэйн после смерти супермена и информации от Лютора понимает, что на Землю идет некое зло и надо срочно собирать команду. Бэтмен тут этакий Ник Фьюри, мудрый старец, повидавший всякой мерзости. Любыми методами он должен защитить свой дом. В версии фильма Уидона Брюс быстро-быстро сгребает первых попавшихся героев и идет искать рогатого злодея со своими демонами. В первом же сражении команда показывает полную несостоятельность и решает откопать и воскресить Супермена. Супермен не рад и дает команде по щам еще разок. Но в конце прилетает, как Бог из машины и решает все проблемы. Конец.
Из фильма вырвана хоть какая-то мысль. Герои будто придуманы заново, без эмоциональной связи с предыдущими фильмами. Собственно, почерк Уидона заметен. Нельзя сказать, что «Мстителей» трудно смотреть без первых пяти фильмов, тебе по-быстрому пояснят кто есть кто и что там было. Ничего общего с эпическим размахом Снайдера и это чудовищно выглядит в фильме. Разная цветокорреция, характер реплик жестко контрастирует со снпйдеровским стилем. И черт бы с ним, но сцены в фильме Снайдера и Уидона стоят рядом друг с другом и просто вместе не живут.