у человека согласно его концепции с рождения последовательно появляется и сопровождается личностное
Психологические теории мотивации. Психология
Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. Н. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.
Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.
Американский исследователь мотивации Г. Маррей наряду с перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это — потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, — привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей, автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.
Иная классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотива-ционной сферы, была предложена А.Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей (рис. 66):
1. Потребности физиологические (органические).
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в принадлежности и любви.
4. Потребности уважения (почитания).
5. Познавательные потребности.
6. Эстетические потребности.
7. Потребности в самоактуализации.
Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими для всех них являются следующие положения:
1. Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека.
2. Убежденность в том, что редукция напряжения как основной мотивационный источник целенаправленной активности поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.
3. Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен, что источники его имманентной активности — мотивации — находятся в нем самом, в его психологии.
4. Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерминации его поведения. Вывод сознательной регуляции человеческих поступков на первый план.
5. Стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такими понятиями стали, например, социальные потребности, мотивы (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), жизненные цели (К. Роджерс, Р. Мей), когнитивные факторы (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).
6. Отрицание адекватности для человека таких методов изучения (порождения) мотивационных состояний, которые применяются на уровне животных, в частности, пищевой, биологической депривации, физических стимулов типа ударов электрическим током и других чисто физических наказаний.
7. Поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих только для человека и не повторяющих недостатки тех приемов, при помощи которых исследуется мотивация животных. Стремление напрямую связать эти методы с речью и сознанием человека — основными его отличительными особенностями.
У человека согласно его концепции с рождения последовательно появляется и сопровождается личностное
Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения
М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО
Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
Издание третье, дополненное и исправленное
Педагогическое общество России
Гамезо М.В., Домашенко И.А.
Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».
© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. 5
Информационно-методические материалы по темам
II. Задачи и методы современной психологии. 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека. 43
IV. Личность. Теория личности. 60
XI. Мышление и воображение. 172
Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также
при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.
В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:
кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;
Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;
Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;
Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.
И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности человеческого познания возрастают, они выходят далеко за рамки личного опыта, Для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории.
Естественные национальные языки, языки наук, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков заключается не только в том, Чт ° они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных Данных восприятия.
Под знаком в современной семиотике 1 понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.
Психология потребностей
Определение понятия потребности
Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).
Психологическая структура потребности
В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:
Виды потребностей
Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:
Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.
Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:
Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.
Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно. В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет. Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.
Значение потребностей в жизни человека
Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие основные факторы, связанные с потребностями человека:
В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей. Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные. У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития. Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологического развития.
Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными. Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью. Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.
Семь классов потребностей личностного взросления по Маслоу
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Иерархия потребностей – это почти каждый где-то уже слышал. Но в чем конкретно состоит теория? Примерно в 1943 году ученый-бихевиорист и отец гуманистической школы Абрахам Маслоу осознал, что за этим стоят разные уровни мотивации или мотивы и потребности. В том же году он опубликовал свою так называемую иерархию потребностей, которая с тех пор стала очень известной.
Чтобы её понять, нужно подробно рассмотреть семь классов потребностей, изучить индивидуальные уровни и разобраться, какое влияние теория Маслоу может иметь на человека в современном мире.
Семь классов потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу – это простое и ясное представление о человеческих нуждах, разделенных в общей сложности на семь уровней и три разные группы.
Низкие уровни покрывают так называемые потребности в дефиците, т.е. базовый физический уход, личную безопасность и социальные отношения. Согласно Маслоу, эти потребности должны быть удовлетворены, чтобы человек мог вообще испытать хоть какое-то удовлетворение. Только тогда последуют потребности роста.
Они включают социальное признание или индивидуальные потребности (статус, деньги, власть, карьера) и, в первую очередь, самореализацию (признание и развитие собственного потенциала). Однако они практически никогда не могут быть полностью удовлетворены: ведь художник рисует для выражения своего творчества, а не для того, чтобы нарисовать 10, 50 или даже 100 картин.
Все это на первый взгляд звучит невероятно правдоподобно. Однако следует сказать: иерархия потребностей Маслоу – это, прежде всего, одно: модель, теория. Это не было научно подтверждено. До сих пор.
Пирамида потребностей Маслоу
Эд Динер, один из самых известных профессоров психологии в мире, опубликовал глобальное исследование: он и его коллеги оценили данные по 123 странам. Основой послужил так называемый опрос Gallup World Poll – один из самых полных опросов данных в мире, в котором, среди прочего, фиксируется информация о доходах, питании, безопасности, чувствах и других вещах за период с 2005 по 2010 год.
При этом ученые обнаружили, что потребности в дефиците действительно должны удовлетворяться повсеместно и повсюду на планете, чтобы люди чувствовали себя счастливыми. Однако рейтинг индивидуальных потребностей кое-где немного различается.
Решающую роль в этом сыграли потребности роста:
Исследователи рассматривают это вместе как подтверждение теории Маслоу. Но что было гораздо более примечательным: в целом кажется, что люди тем счастливее, чем больше людей в их окружении могут удовлетворить свои потребности. Следовательно, это можно назвать не только индивидуальным, но и социальным условием.
Эти результаты показывают, что теория Маслоу во многом верна. Во многих культурах по всему миру удовлетворение предложенных потребностей коррелирует со счастьем. Однако важным отклонением от теории Маслоу является то, что обнаружено, что человек может сообщать о хороших социальных отношениях и самоактуализации, даже если его основные потребности и потребности в безопасности не полностью удовлетворены.
Личностный рост и иерархия потребностей: пример из менеджмента
Предлагаем разобраться в вопросе личностного развития в контексте потребностей, рассмотрев, как это работает в мире менеджмента.
Giphy
Иерархия потребностей возникла в то время в контексте новых теорий управления и не в последнюю очередь из-за одного из ключевых вопросов управления: что мотивирует сотрудников? Или в глобальном смысле: каковы мотивы человеческих действий?
Важные исследователи в области менеджмента уже занимались этим вопросом. Все они сегодня выделяют четыре основных мотива:
Основная мотивация
Все голодны, хотят пить, нуждаются в одежде, в тепле. Человек заботится о вещах, необходимых ему для выживания.
Вторичная мотивация
Она возникает из социальной среды. Это стремление к сообществу, безопасности, признанию в обществе.
Внутренняя мотивация
Человек хочет реализовать себя, научиться новому. Материальные ценности на это не влияют.
Внешняя мотивация
Здесь статус, доход, собственность – отличные стимулы. Также признание и похвала от коллег и начальника.
Основываясь на этом, социальный психолог Дуглас МакГрегор разработал в середине 1950-х годов две модели управления:
Обе основаны на двух разных образах человека:
С помощью этой модели Макгрегор оказал влияние на многочисленных теоретиков менеджмента. Однако именно Маслоу было обнаружено, что предположения теории Y были более реалистичными, но даже зрелые, мотивированные люди жаждут иерархических структур и инструкций. Одни и те же люди могут в одной ситуации лениться, вплоть до саботажа, а в другой хотят добиться максимума самостоятельно. Так возникла иерархия потребностей.
Независимо от того, руководят ли менеджеры авторитарно или совместно – это мало влияет на мотивацию. Так же мало, как внешние стимулы. Тот, кто пытается улучшить общее настроение за счет удовлетворения низших потребностей, получит только загруженных и одновременно праздных сотрудников.
С другой стороны, те, кто полагается на деньги или влияние, достигнут краткосрочного успеха и должны постоянно увеличивать «дозу». На самом деле, чем более мотивированы потребности Маслоу, тем проще они. В то же время усиливается их демотивирующее влияние. Денежные стимулы обычно быстро рассматриваются как приобретенные права и выгоды. Любой, кто годами получал премии, расстраивается и злится, если ему внезапно приходится обходиться без них.
Вывод из этого профессионального примера:
Руководителям: дать сотрудникам возможность реализовать себя с признанием и свободой и, таким образом, не замедлить существующую внутреннюю мотивацию.
Фото автора Polina Tankilevitch: Pexels
Для сотрудников: перестать призывать других к ответственности за удовлетворение своих потребностей. Во-первых, потому что это неправильно; во-вторых, потому что они не могут этого сделать.
Чтобы быть действительно удовлетворенным своей работой, каждый сотрудник должен стремиться достичь хотя бы четвертого уровня этой иерархии потребностей. Только здесь начинается истинное отождествление с собственной работой, и человек начинает видеть смысл в том, что делает много часов в день.
Печальная реальность, однако, заключается в том, что не только в общем применении, но особенно в профессиональном контексте мотивации, большая часть людей не выходит за пределы нижних уровней. Сложные обстоятельства вынуждают браться за работу, которая не приносит счастья и, похоже, выхода из ситуации нет.
Не сдавайтесь, просто продолжайте и пробуйте что-то новое – такой совет хорош, но не особенно полезен. И, к сожалению, иерархия потребностей здесь мало помогает, что является одной из самых серьезных критических замечаний в её адрес.
Критика иерархии потребностей
У иерархии потребностей есть не только сторонники, но и несколько критиков, которым есть что рассмотреть в различных точках теории. Прежде всего, нет никаких реальных эмпирических данных.
Фото автора George Milton: Pexels
Опросы, как уже указывалось выше, могут предполагать, что дефицитные потребности, как их описывает Маслоу, могут быть реалистичными, но действительно точный анализ вряд ли возможен, поскольку степень удовлетворения потребностей человека не может быть измерена.
Также неоднократно критикуют, что иерархия потребностей в первую очередь относится к богатым обществам и, таким образом, оставляет большую часть населения мира за пределами.
Существует также болезненная нехватка конкретных советов о том, что можно сделать для удовлетворения индивидуальных потребностей и, таким образом, для того, чтобы подняться на следующий уровень пирамиды. Кроме того, пункты, упомянутые Маслоу, – это потребности, которые невозможно удовлетворять постоянно. Таким образом, оставаться на вершине иерархии потребностей Маслоу – задача на всю жизнь.