В чем различие понятий благо и услуга
В чем отличие понятий «благо» и «услуга»?
Правильный вариант как я думаю, это Б.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.
В наши дни безработица становится все более неотъемлемым элементом нашей жизни, оказывающим влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения и научной общественности.
В наше время для россиян естественными и нормальными явлениями являются: неполная рабочая неделя, неоплачиваемые отпуска, невыплаты зарплаты, «утечка мозгов», снижение престижа труда. У современной молодежи отсутствует мотивация к получению рабочих профессий и специальностей. В службу занятости обращаются в основном те безработные, которые, как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышают свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, не коммуникативны. Что касается молодежи, то здесь добавляется отсутствие опыта и низкий профессионализм.
Безработица – это явление, определяемое незанятостью экономически-активного населения. Под экономически активным населением понимаются граждане, которые имеют или могут иметь собственный доход. В экономические активное население не входят дети, пенсионеры, женщины в отпуске по уходу за ребенком и инвалиды. Официальный безработный должен не иметь работы, искать работу и быть готовым в любой момент приступить к исполнению должностных обязанностей. Существует множество видов безработицы. Уровень безработицы есть доля безработных к общему количеству экономически активного населения, в процентах.
Различия между материальном благом и услугой
Материально благо (продукт) | Услуга |
Осязаемость | Неосязаемость |
Существуют отдельно от производства | Неотделима от производителя |
Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя, места и времени оказания (непостоянство качества). Измерения качества ряда услуг затруднено | |
Подлежит сохранению в течение определенного времени | Не может быть сохранена (свойство несохраняемости) |
Может перемещаться на значительные расстояния | Место производства и потребления услуги совпадают (свойство неперемещаемости) |
Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.
Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина готовит пищу на всю семью.
Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (потребленные вами продукты питания). Одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг — достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами починить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать мастера, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере развития цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.
Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные, банковские и др.). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.
Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собственности производителя, а локальный характер, определяемый местом проживания человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных услуг населению все остальные функции местного самоуправления производны.
Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электричество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка белья и т. д.
Специфические свойства муниципальных услуг:
♦ необходимость бесперебойного (для многих — круглосуточного) оказания услуг;
• необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
• увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не
снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);
• практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;
• местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.
Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, социально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиямиФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а такженормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными идругими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральнымиправовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов,
Классификация и система оплаты муниципальных услуг
До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибка. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить столько, чтобы поставщик мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они в какой-то мере. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:
♦ обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услуги потребителем;
♦ появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;
♦ стимулируется качественная работа исполнителя.
Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.
Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рисунок).
Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав
Различия между материальном благом и услугой
Муниципальные услуги
Общая характеристика муниципальных услуг
Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, доставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.
Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага — это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор г. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материальных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребности удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Основные различия между материальным благом и услугой представлены в таблице.
Материально благо (продукт) | Услуга |
Осязаемость | Неосязаемость |
Существуют отдельно от производства | Неотделима от производителя |
Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя, места и времени оказания (непостоянство качества). Измерения качества ряда услуг затруднено | |
Подлежит сохранению в течение определенного времени | Не может быть сохранена (свойство несохраняемости) |
Может перемещаться на значительные расстояния | Место производства и потребления услуги совпадают (свойство неперемещаемости) |
Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.
Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина готовит пищу на всю семью.
Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (потребленные вами продукты питания). Одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг — достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами починить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать мастера, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере развития цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.
Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные, банковские и др.). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.
Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собственности производителя, а локальный характер, определяемый местом проживания человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных услуг населению все остальные функции местного самоуправления производны.
Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электричество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка белья и т. д.
Специфические свойства муниципальных услуг:
♦ необходимость бесперебойного (для многих — круглосуточного) оказания услуг;
• необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
• увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не
снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);
• практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;
• местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.
Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, социально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиямиФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а такженормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными идругими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральнымиправовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов,
Классификация и система оплаты муниципальных услуг
До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибка. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить столько, чтобы поставщик мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они в какой-то мере. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:
♦ обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услуги потребителем;
♦ появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;
♦ стимулируется качественная работа исполнителя.
Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.
Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рисунок).
Понятия “благо”, “товар” и “услуги”
Ни одно общество, ни один человек не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.
Благо — это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Такое понимание блага характеризует расширительную его трактовку как воплощенную полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и данные природой не только предмет, но и явления, не только что-то материальное, но и духовное и т.д.
В экономической литературе встречается и более узкое понимание блага как всех желаемых нами вещей или вещей, удовлетворяющих человеческие потребности (А.Маршалл). Здесь понимание блага ограничивается вещами, предметами.
Для понимания блага большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ (рис. 7.1).
Так, наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.
1. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по свое-
МАТЕРИАЛЬНЫЕ | НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ | ||
имеющие материальную форму или природу | не имеющие материальной формы | ||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ | ( БЛАГА ) | НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ | |
являющиеся результатом экономической деятельности, обладающие ценой | даровые, “свободно” предоставленные природой |
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ |
Рис. 7.1. Классификация благ
му характеру блага, одни из которых — суть полезности, другие — форма присвоения полезности.
2. Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей и т.д. Различают две группы нематериальных благ:
внутренние — блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, декламация; музыкальный слух — занятия музыкой; способности к науке и т.д.);
внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также: настоящие и будущие; прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.
Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические:
экономические блага (этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки, к которой относится, например, известный итальянский экономист А.Пезенти). К экономическим относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить. Возьмем себе на заметку, что в связи с экономическим благом возникает проблема редкости благ, что обусловливает соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ;
неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе “свободно”, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Таким образом, именно соотношение между потребностью (или, по терминологии видного представителя австрийской школы К.Мен- гера, надобностью) и доступным для распространения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими.
Специфической формой экономического блага является товар. Что же такое товар? Товар — это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
К.Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, от характера его как продукта труда, но обязательно предназначено для обмена.
Товар как таковой обладает двумя свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
б) способностью к обмену.
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие — косвенно, опосредованно как средство производства (станок, сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:
б) натуральная форма;
Последнее — это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.
1. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей. А товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью.
2. Потребительная стоимость товара к непосредственному производителю переходит только посредством обмена.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
Категории “потребительная стоимость” и “меновая стоимость” введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие ученые-экономисты отмечали различие между этими категориями. Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую стоимость.
В современной западной экономической теории принят иной подход, берущий начало с работ представителей теории предельной полезности: К.Менгера, Е.Бём-Баверка, Ф.Визера. Согласно этому подходу, в основе обмена лежит не стоимость, а полезность.
Прежде чем раскрыть, что такое стоимость, отметим, что особое место среди благ, которые необходимы человеку и роль которых возрастает с развитием производства, занимают услуги. В рыночной экономике они могут являться предметом купли-продажи, т.е. товарами.
Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Специфика услуг как товара выражается в следующем.
1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.
2. Потребительная стоимость услуги — это полезный эффект деятельности, живого труда.
3. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.