В чем же состоял подвиг святых благоверных князей бориса и глеба
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей бориса и глеба
Древнерусские житийные свидетельства о святых братьях Борисе и Глебе (в крещении Романе и Давиде) доносят до нас живые подробности их христианского подвига, но очень немного рассказывают об их жизни. Это не удивительно: Борис и Глеб были очень молоды и ничего не успели сделать в земной жизни, кроме главного: уверовать во Христа всем сердцем своим и сделать следование заповедям центром своей жизни.
Старший из братьев — Борис — любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития угодников Божиих. Святой Глеб с раннего детства во всем подражал брату и воспринял от него стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу.
Ученые расходятся во мнении относительно того, кто был матерью святых страстотерпцев, но большинство склоняется к мысли, что ею была византийская царевна Анна, брачный союз с которой позволил князю Владимиру вступить в семью христианских монархов.
Святой князь особо выделял благочестивых младших сыновей из всех своих детей. Очевидно, что именно Бориса он видел своим прямым наследником и продолжателем дела религиозного просвещения Руси. Не случайно в 1015 году князь Владимир, понимая, что дни его сочтены, вызвал Бориса к себе. Однако как только юноша прибыл в Киев, стало известно о том, что на столицу готовится масштабное нападение печенегов, и сын вынужден был покинуть отца, чтобы противостать набегу опасного противника.
Братья или враги?
Как ни странно, врага Борис не встретил. Когда он вместе с дружиной возвращался обратно, его настигло горестное известие о смерти отца. Гонцы принесли и другую весть: его старший брат Святополк вопреки воле отца занял княжеский престол. До этого, в 1013 году, Святополк, получивший в княжение туровскую землю (ныне южная Беларусь), заключил союз с польским королем и попытался выступить против Киева, за что был посажен князем Владимиром в тюрьму.
Духовная победа
Никто не осудил бы князя Бориса, если бы он пошел в Киев и занял престол. Тем более что он по всем человеческим понятиям был прав. Но молодой князь принял иное решение: он не поднимет меч против своего брата. В той ситуации это означало не просто отказ от права на престол — это был отказ от права на жизнь.
Убийцы — верные Святополку бояре — настигли святого Бориса на реке Альте, когда он молился за утреней в своем шатре. Было это в воскресный день 24 июля 1015 года. Неприятели ворвались к князю и пронзили копьем его и его верного слугу по имени Георгий Угрин, который попытался защитить своего господина.
Князь Борис умер не сразу… Палачи, не заметив того, что он жив, повезли его в Киев. По дороге страдалец приподнял голову, и убийцы пронзили его сердце мечом. Тело святого страстотерпца по приказу Святополка было погребено в Вышгороде у церкви святого Василия Великого. Князь прожил на земле 25 лет.
Первые заступники земли Русской
После смерти Бориса пришел черед его родного брата Глеба. Посланцы Святополка встретили святого Глеба в устье реки Мядыни, неподалеку от Смоленска. Юный князь, а отличие от своего брата Бориса, до последнего не верил в жестокой замысел брата. Он умолял убийц сохранить его жизнь. Его предсмертная молитва, по свидетельству летописца, началась со слов: «Се бо закаляем есмь, не вемь, что ради», а окончилась выражением убеждения, что он умирает за Христа: «Ты веси, Господи, Господи мой. Вемь Тя рекша к своим апостолам, яко за имя Мое, Мене ради возложат на вас рукы и предани будете родом и другы, и брат брата предаст на смерть».
Убийцы юноши были особо циничны. Они не стали марать руки сами, а приказали его повару перерезать горло своему господину. Тело страдальца бросили на берегу реки, и лишь через несколько лет, в 1019 либо 1020 году, его мощи были найдены нетленными одним из сыновей князя Владимира,Ярославом Мудрым, и погребены в Вышгороде рядом с останками князя Бориса. Тогда же, в 1019 году, Ярослав Мудрый собрал войско и разбил дружину Святополка.
Подвиг вольного страдания
«С того времени,— пишет летописец,— затихла на Руси крамола». К сожалению, эти слова выражают скорее пожелание, чем реальное положение вещей: время междоусобных войн на Руси только начиналось. Но бесспорно то, что подвиг непротивления святых страстотерпцев Бориса и Глеба произвел глубочайшее впечатление не только на русский народ, но и на весь христианский мир.
В чем смысл страстотерпчества
Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб – первые канонизированные на Руси святые. Несмотря на это, многие христиане – и особенно в наше время – не понимают смысла их подвига. И действительно, в чем состоит добродетель быть безропотно убитым? О смысле и значении подвига святых князей и последнего русского Государя на страницах портала Православие.Ru рассуждают протоиерей Артемий Владимиров, священник Димитрий Шишкин и диакон Валерий Духанин.
«Огонь нельзя погасить горючей смесью,
и вражда погашается только любовью»
– Страстотерпчество, насколько мы знаем, – по преимуществу русский вид святости. Потому что исторический путь России – это путь непрестанных страданий. А в страданиях можно вести себя по-разному: вот как на Голгофе один разбойник роптал на судьбу и дерзко требовал у Христа спасти его от мучений, а другой признал себя достойным таких скорбей и смиренно молился Спасителю – он то и был принят в Рай. Так безропотное принятие смерти с исповеданием Христа возводит душу туда, где Сам Господь Иисус Христос.
Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа
В этом смысле становится понятно, почему канонизировали императора Николая II и всю Царскую семью. Они прощали всех, кто притеснял их в последние месяцы жизни, безропотно несли возложенный на них крест. Кстати, на месте расстрела Царской семьи нашли книгу, принадлежавшую великой княжне Ольге, с дарственной надписью от матери. Там между страниц были заложены три листка бумаги со стихотворением Сергея Бехтеева, посланным специально царским княжнам. Среди строк, которые читала царская семья, есть и такие:
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать…
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Понятно, что люди, которые жили с подобным настроем души, которые кротко встретили свой смертный час, являют нам пример терпения, смирения и любви по образу Самого Христа.
«Страстотерпчество – проявление исключительной веры и мужества»
Первые страстотерпцы Русской Церкви – святые князья братья Борис и Глеб – почтены были великим венцом страстотерпчества не за то, что погибли насильственной «нуждной» смертью. Летописец отмечает это особо, говорит, что многие гибнут в боях, в ратных подвигах, но почтены святые братья именно за то, что не захотели поднять руку на своего старшего брата Святополка. Проявили крайнее смирение, любовь и послушание отцу своему, великому князю Владимиру, которому наследовал старший брат. Пусть опосредованно, но исполнили заповедь о почитании отца и матери. Вот слова Бориса: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». И в другом месте он говорит: «Если он (Святополк) кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”». Не захотел Борис, а позже и Глеб проливать кровь своего брата ради достижения земной славы и могущества, оба сознательно пожелали уподобиться Христу, научиться у Него кротости и смирению, чтобы обрести благословенный покой в вечности.
Страстотерпчество – вершина, на которую мы можем только взирать с благоговением и осознанием своей действительной немощи
Остановимся на этом подробнее. Слов у нас всё-таки маловато, а смыслов много, и получается иногда, что одно слово вмещает разные смыслы. Когда говорится о том, что «сила Божия в немощи совершается» (см. 2Кор. 12:9) – здесь именно идёт речь о смирении. О том состоянии, когда человек, будучи всецело, всей душой устремлён к Богу, совершенно не надеется на себя и в этом своём устремлении, в этом уповании на Бога, чувствуя свою причастность Его правде, готов за эту правду и умереть. Вот это действительная та немощь, которая приобщает человека победе Христа над смертью.
Вопрос состоит не в том, страстотерпец ли человек, благочестивый ли он воин или мирянин, благоразумно избегающий опасности
В общем, вопрос состоит не в том, страстотерпец ли человек, благочестивый ли он воин или мирянин, благоразумно избегающий опасности (и это может быть проявлением правды Божией, потому что Господь говорит: «Когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23). Суть состоит в ясном понимании человеком своего призвания и в смирении в пределах этого призвания. А вот для этого понимания совершенно необходимы и вера и чуткое, повседневное искание воли Божией, деятельное стремление жить по Его заповедям. Словом, приобщение правде Божией возможно в разных чинах, состояниях и званиях, но необходимым для всех требованием и условием является любовь к Богу, стремление жить по Его правде и, конечно, смирение.
Кротостью и смиренным страстотерпчеством святые князья как бы приобрели право ходатайствовать перед Богом за русское христолюбивое воинство
Любовь русских православных людей и не только древности, но и современности к святым страстотерпцам, думаю, отчасти связана и с нашей чисто русской чертой, «жалейностью»… мы жалеем всякого невинно убиенного, как-то особенно чувствуем святость и красоту невинного страдания вообще, страдания за правду. Во многом, думается, это черта истинно христианского чувства – любви не к тому, кто силён и могущественен в каком-то социально-общественном смысле, а к тому, кто немощен в том самом, высшем смысле, в значении беззащитности и кроткой преданности Богу.
Чтобы понять смысл страстотерпчества, надо вспомнить учение святых отцов о «трёх волях» Божиих: по благоволению, по домостроительству и по попущению
Святость и других страстотерпцев – царя Николая II и его семьи тоже в том и заключается, что они осознали Божию о себе волю и не стали искать спасения от смертельной опасности, а, храня свою причастность святому Православию, причастность Христу, до конца со смирением пошли по пути, предназначенному им Богом. Но что значит: предназначенному? Неужели Господь желал для этих добрый людей такой ужасной кончины? Нет, конечно. Но чтобы понять смысл страстотерпчества, надо вспомнить учение святых отцов о «трёх волях» Божиих: по благоволению, по домостроительству и по попущению. Конечно, это разделение воли Божией на три – известного рода условность, но она помогает нам отчасти понять действие Промысла Божьего в этом мире. «Первая воля», по благоволению – если и допускает иногда человеку добродетельному испытать на себе действие зла, то это происходит только для того, чтобы душа человека усовершенствовалась в скорбях, приобрела навык терпения, утвердилась в смирении и уповании на Бога. «Вторая воля» – это воля по домостроительству, когда Господь допускает действовать злу с тем, чтобы исправить человека согрешающего, привести его к покаянию, отрезвлению и посредством страданий очистить его от грехов. Наконец, «третья воля» – по попущению – оставляет человека (совершенно уже не способного к покаянию и исправлению) ходить путями греха даже до погибели. Об этом говорит и Псалмопевец Давид, восклицая: «Смерть грешников люта!» Вот, исходя из этого учения «о трёх волях», мы можем сказать, что воля Божия в отношении святых страстотерпцев – это есть воля по благоволению, содействующая приобщению добрых христиан святой вечности, радость которой, радость совершенного общения с Богом, превосходит всякую вообразимую радость. И если мы скорбим сверх меры о страшной и мученической смерти таких благословенных людей, как святые князья Борис и Глеб или Царственное семейство, то только потому, что не понимаем, каких венцов они сподобились в вечности за свою верность Христу, за своё смирение и крайнее самоотвержение!
«Святые Борис и Глеб вдохновлялись Христовым подвигом
с мыслью победить мировую тьму своей кроткой, смиренной любовью»
– Первыми русскими князьями, прославленными нашей Церковью, стали сыновья равноапостольного князя Владимира – человека мужественного, сильного и воинственного, но вместе с тем сумевшего сохранить мир во время своего единодержавного правления. По принятии христианской веры он проявлял особую мягкость души. Однажды он хотел выпустить из тюрем заключенных там разбойников, но был вовремя остановлен словом мудрого греческого епископа.
Князь Борис не хочет проливать кровь брата, не хочет вызвать междоусобицу, не хочет быть косвенной причиной братоубийственной гражданской войны, что звучит сейчас особенно актуально
Повсеместное их почитание началось сразу после их страдальческой кончины. Наш народ увидел в страстотерпцах дерзновенных ходатаев пред Богом и скорых защитников во всех бедах и напастях.
Правомочно ли связывать с судьбой святых Бориса и Глеба жизнь царя страстотерпца Николая II, именуемого в русском зарубежье великомучеником? Думаю, что над этим можно и должно размышлять в силу последних исторических исследований, которые говорят о тотальном заговоре вокруг Государя, о насильственном изъятии у него скипетра и державы. Его отречение – вопрос дискуссионный: оно, как вы знаете, не было прописано никакими законами Российской Империи. Текст отречения и последующий манифест имеют весьма сомнительное происхождение. Документы эти были заготовлены партией предателей, деятельность которой уходила в антихристианские масонские ложи. И думается, что в недалёком будущем будут раскрыты все темные стороны этого заговора. Во всяком случае, после ареста Государя никто не предоставлял ему возможности публично высказаться. Он находился в полной изоляции вплоть до своей мученической кончины. Известно, что его дневники прошли через руки большевиков, тщательно заботившихся о сокрытии правды.
Несомненно одно: дух нашего Государя – кроткого, спокойного, благородного, великодушного человека, сродни святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. Государь был против личного мщения за него, что внушал и своим детям. Сегодня его светлый лик мы видим на иконах, он окружен сиянием святости, в то время как его убийцы – прямые политические противники и все те, кто на Западе спланировал это преступление вселенского масштаба, всеми презираемые, преданы историческому забвению.
Наше время не дает нам никакого повода для расслабления. Сегодня возрождается Русский мир, православный народ призывает в своих молитвах русских угодников Божиих: святых Бориса и Глеба и многих других святых князей, Царственных мучеников, веруя, что по их ходатайству пред Богом наша земля вновь обретет свою цельность, а наш народ – нравственные силы для противостояния всемирному растлению, для воспитания детей в христианской нравственности.
6 августа 2021: Святые Борис и Глеб
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Кто такие Борис и Глеб
Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.
История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.
Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:
Житие Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.
Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.
Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.
Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.
После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.
Сказание о Борисе и Глебе
Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвящен истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцем.
Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089-1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков.
Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси
Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.
Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.
За что канонизировали Бориса и Глеба
Молитвы святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Тропарь святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость.
Тропарь — Перенесение мощей святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба
Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Явися днесь в стране Русстей благодать исцеления всем, к вам, блаженнии, приходящим и вопиющим: радуйтеся, заступницы теплии.
Величание святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
О, двоице священная, братие прекраснии, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми вашими яко багряницею украсившиися, и ныне со Христом царствующии!
Не забудите и нас сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте, юныя убо во святей вере и чистоте, повреждены от всякаго прилога неверия и нечистоты сохраните, и всех нас молящихся от всякия скорби, озлобления и внезапныя смерти избавите, укротите же всякую вражду и злобу, действом диавола от ближних и чуждих воздвизаемую.
Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, споспешествуйте и правителем нашим к победе на враги, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада.
Снабдевайте заступлением вашим град сей (или весь сию) и вся чтущия святую память вашу во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Нет умения и сил прославить вас, святии братие! Вы небеснии люди и земнии ангелы, столпы и утверждение земли нашей. Помогите своему отечеству, вознесите молитву о всей земли Русской, о блаженное вместилище, приявшее ваши телеса честныя, как многоценное сокровище, блаженная церковь, в которой стоят ваши святые раки! И не только нашему племени дано было Богом спасение, но и всей земли. От всех стран туда приходят и безмездно получают исцеление.
О, блаженнии страстотерпцы Христовы, не забывайте отечества, где пожили вы телесно, не оставляйте его посещением, и в молитвах всегда молитесь о нас, чтобы не постигло нас зло и чтобы не коснулась болезнь телес ваших рабов. Ибо вам дана благодать молиться за нас. К вам прибегаем, умоляем вас, припадая к вам со слезами. Но надеясь на вашу молитву, возопием ко Спасу: Господи, поступи с нами милосердно, помилуй нас, ущедри, заступи молитвами пречестных Твоих страстотерпцев, не предай нас в поношение, но излей милость Твою на овец пажити Твоей, ибо Ты — Бог наш, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.
Молитва третья святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Возвеличим чудотворцы и мученики, звезды незаходимыя, сыны великаго князя Владимира, блаженнии Романе и Давиде, иже на земли ангелы и на небеси человеки Божий, кровию бо вашею всю землю Российскую освятисте. О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.
Икона Бориса и Глеба
Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый. Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках. Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом. Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.
Стихотворение о Борисе и Глебе. Борис Чичибабин
Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.
Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.
Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Храмы в честь Бориса и Глеба
За всю историю на Руси были построены сотни храмов в честь святых благоверных князей-страстотерпцей Бориса и Глеба. После их мученической смерти первой возвели деревянную церковь в Вышгороде, рядом со храмом, в который были положены их мощи и которых сгорел. В том пожаре останки святых братьев остались невредимыми.
К новому храму в честь Бориса и Глеба приезжали паломники: по Руси шла молва о чудесах и исцелениях от мощей святых страстотерпцев.
В 1240 году храм в Вышгороде разрушили монголы — мощи Бориса и Глеба были утрачены. На месте сгоревшей церкви построили новую, тоже деревянную. В 1651-ом ее сожгли поляки, в конце XVII века она была восстановлена. В 1860 году на этом месте поставили небольшую каменную церковь, которая сохранилась до наших дней.
Утерянные мощи неоднократно пытались найти, но все попытки увенчались неудачей. Почитание святых Бориса и Глеба было очень велико, в их честь строили храмы по всей русской земле — начиная от храмов на местах гибели каждого из братьев и заканчивая огромными соборами в крупнейших городах.
Церковь Бориса и Глеба в Дегунине
Расположен храм на Дегунинской улице в Москве, дом 18а.
Село Дегунино — древнее, самое раннее упоминание о нем мы встречаем в письменных документах 1336 года. В этом году Иван Калита пожаловал село княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353-ом его сын — великий князь Симеон Гордый — завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 году Димитрий Донской подарил его своему сыну, князю Андрею.
В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. В 1623-1624 годах деревянный храм снова отстроили. Каменный храм возвели рядом с деревянным в 1866 году. В 1940-ом Борисоглебская церковь была закрыта, колокольню разобрали на кирпичи. В здании церкви открыли трикотажную фабрику «Родина». В храме шили спортивные костюмы. В 1991 году храм вернули Русской Православной Церкви.
Памятник святым благоверным князьям Борису и Глебу
Памятник Борису и Глебу находится у стен Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове. Его установили в 2006 году, проект принадлежит известному скульптору Александру Рукавишникову.
Монумент — по своему уникальный. Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб изображены на одном пьедестале, и оба — на конях.
Борисоглебский монастырь в Торжке
Центром монастыря был каменный собор. Он простоял невредимым около 700 лет. В 1577 году при Иване Грозном к нему пристроили два придела. Когда в 1607-ом поляки брали Торжок и после пожаров, которые настигли город позже, храм и монастырь сильно пострадали.
Возрождать обитель начали во второй половине XVIII века. На месте древнего в 1785-1796 годах построили новый Борисоглебский собор. А в 1804-ом в монастыре заложили надвратную многоярусную церковь-колокольню. В нижнем ярусе был арочный проем — главный вход в монастырь. Во втором ярусе — церковь, в третьем — колокола.
В одной из башен размещалась монастырская библиотека. Верхную часть этой башни реставраторы восстановили в 1970-1980 годах.
Введенская церковь — самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVII веке на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX веке было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью. Есть в обители еще одна церковь — Входо-Иерусалимская. Она построена в 1717 году.
Борисоглебский переулок в Москве
Борисоглебский — один из Арбатских переулков в Москве. Одно время — в 1962–1994 годах — переулок назывался улицей Писемского, в память о жившем здесь писателе Алексее Писемском.
Борисоглебский переулок начинается от улицы Новый Арбат (перед домом 22), проходит на север, постепенно поворачивая на северо-восток, пересекает Большую Молчановку и выходит на Поварскую улицу.
Переулок был назван в конце XVIII века по церкви Святых Бориса и Глеба, которая стояла на Поварской улице. Деревянная церковь известна с 1635 года, каменная церковь была построена в 1686–1690 годах; перестроена в 1799–1802 годах на средства генерал-майора П. Н. Жеребцова и его супруги. Снесена в 1936 году.
Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба
День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному: Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.