Я поднял глаза высоко в голубом небе неслись перелетные птицы двоеточие ставится так как
Урок русского языка в 9-м классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Тип урока: урок-закрепление.
1. Проверка домашнего задания (8–10 мин.)
а) Проверка правила (работа в парах).
«3» – выписать только предложения с двоеточием, указав его номер;
«4» – составить схемы и объяснить постановку знака;
«5» – по составу – «звучность».
2. Закрепление
а) Выборочное (осложненное) списывание (4 мин. + 3 мин. на проверку)
Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими членами. Провести лексическую работу.
А)
1. Погода была ужас…ная мокрый снег падал хлопьями.
2. Метель не утихала небо не про…снялось.
Б)
1. Алексей Толстой утверждал труд буд…т в человеке творческие силы.
2. Всю дорогу до хутора молчали г…ворить мешала тряская езда.
В)
1. Он был мастер на все руки слесарь, столяр, плотник и даже механик.
2. Я вижу кто(то) скачет на лихом коне.
2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».
Хутор – 1. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца. 2. На Украине, на Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно небольшой.
Станица – большое селение в казачьих районах. Донские станицы.
б) Конструирование предложений (4 мин. + 3 мин. на проверку)
Собрать «рассыпавшееся» предложение.
1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.
Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.
2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо.
Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берет, чувствую.
3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки.
Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.
4. Неожиданно погода испортилась: поднялся сильный ветер, пошел снег.
Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер, испортилась, сильный, поднялся.
2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».
в) Составление схем предложений (5 мин.)
1. Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина, когда возвращались домой.
[ ], (когда). СПП с придаточным обстоят. причины.
2. Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие.
[ ] : [ ]. БСП (причина)
4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
[ ] : [ ]. БСП (причина)
5. Однажды Анатоль Франс сказал: «Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке».
Оценить по количеству верных схем.
3. Рефлексия
– Что нового узнали?
– Каким приемом пользовались?
– Чем интересна тема?
Ответы учеников.
1. Совершенно новый случай постановки двоеточия. До этого мы знали двоеточие после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.
2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. Если получается ССП, то надо ставить запятую или точку с запятой. Если – СПП, надо ставить двоеточие.
3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.
4. Легко составлять схемы.
5. Интересно работать с тренажером.
– Что оказалось трудным?
Ответы учеников.
1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений. Поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.
2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.
Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.
4. Творческое задание
Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2007 год Годом русского языка. Предлагаю написать рассказ на тему «Мой родной язык – русский» с использованием бессоюзных сложных предложений, между частями которых ставится двоеточие.
Домашнее задание. П.11, повторить правило, упражнение 149 (1), «5» – разбор.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
1. Я живу в России, мой родной язык – русский. Я знаю, что это очень сложный язык, но в то же время он необычайно богат и красив. Изучать законы языка, узнавать новые правила, становиться более грамотной мне не просто интересно, а необходимо. Я считаю: моей стране нужны образованные люди.
2. Русский язык для меня – один из самых сложных предметов в школе. Как наука, он включает в себя много разделов. Это фонетика, орфография, лексика, морфология, словообразование, синтаксис и пунктуация. Не все я понимаю одинаково хорошо, но стараюсь: свой родной язык нужно знать обязательно.
3. Русский язык в моей жизни играет важную роль: на нем я говорю, читаю, думаю. Но я воспринимаю родной язык не только как средство общения. Я вижу в нем источник культуры и стараюсь овладеть всеми нормами русского языка.
4. Русский язык – это язык нашей нации. Это мой родной язык. Он разнообразен настолько, что позволяет передать не только необходимую информацию, но и выразить чувства. Этому способствуют художественные средства. Русский язык необыкновенно богат: он имеет эпитеты, метафоры, олицетворения и многое другое. Я стараюсь использовать эти средства в своей письменной речи во время написания сочинений.
5. Я горжусь русским языком: он является одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Красотой русского языка восхищались многие великие люди: Ломоносов и Белинский, Тургенев и Паустовский. Я учила наизусть некоторые их высказывания и считаю, что мы, жители России, – счастливые люди, обладающие таким богатством, как русский язык.
6. Русский язык – язык великого русского народа. Я горжусь, что могу говорить и учиться на своем родном языке. Русский язык богат. Изучайте родной язык: он поможет вам грамотно выражать свои мысли.
§ 88. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)
2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)
3. Двоеточие ставится в следующих случаях:
а) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.) (Ср.: Любите книгу, потому что она поможет. )»,
б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой-нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) (Ср.: Степь весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок. );
в) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) (Ср.: Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо. )
Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Ср.: Я поднял голову и увидел: перед огнём сидела мельничиха. )
4. Тире ставится в следующих случаях:
а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: 1) Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.); 2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.);
б) если в предложении содержится противопоставление, например: Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут и в поле. (Посл.) (Ср.: Одно полено не горит и в печи, а два полена не гаснут и в поле.);
в) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят — щепки летят. (Посл.); 2) Назвался груздем — полезай в кузов. (Посл.) (Ср.: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздем, полезай в кузов.);
г) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово — соловей поёт. (Ср.: Молвит слово, как соловей поёт.);
д) если второе предложение указывает на результат того, о чём говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт — будет день горячий. (Твард.) (Ср.: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) будет день горячий.)
477. Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.
478. Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так что к вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
479. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно) их расстановку.
I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (JI.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.)
II. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.) 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.) 8) Хочет пить не нравятся ей вина хочет есть кусок не лезет в рот слушает как шепчется рябина как щегол за окнами поёт. (Заб.)
III. 1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. (Пришв.) 3) Глубже пахать больше хлеба видать. (Посл.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. (Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. (Пришв.) 6) Будешь книги читать будешь всё знать. (Поел.) 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки. (Ф.)
IV. 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. (А. Н. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. (Леск.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. (Твард.)
480. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
Из уст в уста из поколения в поколение передавалась (н..)писа..ая мудрость народных примет. Ид..альные барометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплыл на поверхность. Проверьте и убедитесь что на следующий день наступит дождливое ненастье. Слав..тся как ч..ткий синоптик и голец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мечет(?)ся (в)верх-(в)низ ждите дождя. Усвойте полезные уроки живой природы! Но помните наблюдение вовсе (не)лёгкая наука. Что(бы) научит(?)ся наблюдать глубоко и всесторонне необходимо долго упражняться. (По Д. Зуеву)
Тест с ответами по теме: «Бессоюзное предложение»
1.Отметьте знак препинания и номер предложения.
1. Но тут с Гавриловым случилась беда он потерял очки.
2. Мелких чувств на свете не бывает мелкими бывают только души.
3. Кругом меня цвел божий сад растений радужный наряд хранил следы небесных слез.
4. Световой день короток поздно рассветает и рано смеркается.
5. Самое трудное в жизни чистить себя от разной накипи, воспитывать в себе человека, труженика.
А) запятая;4
Б) точка с запятой; 3
В) двоеточие;1,2
Г) тире.5
2.Почему в данных предложениях поставлено тире?
1. Хочешь перебраться на другой берег – нанимай летом лодку. Д
2. Все мое счастье было в этой женщине – вы отняли ее. В
А) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй
Б) Вторая часть заключает в себе вывод, следствие
В) Содержание одной части противопоставляется содержанию другой
Г) Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия
Д) Первая часть указывает на время или условие того, о чем говорится во второй
3.Отметьте знак препинания и номер предложения.
1. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
2. На глаз поверишь криво отмеришь.
3. Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
4. Это был замечательный самородок красивый, яркий, самобытный.
5. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь, не мигая она щурилась, вертела головой.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой;
В) двоеточие; 3, 4
Г) тире. 1,2
4. Почему в предложении поставлено двоеточие?
Петр Петрович вдруг почувствовал: случилось что-то невероятное, меняющее жизнь. (Вашенцев С.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.+
5.Отметьте знак препинания и номер предложения.
1. Но тут с Наседкиным случилась беда он потерял очки.
2. Закуковала кукушка сей ячмень, вошла в круг тень у покрывшейся листвой березы готовь овес.
3. На осеннем рассвете в туман ковыляет дорога оловянная лужи мерцают у дачных оград.
4. Словно лист осенний вянет парус судна ветра нет.
5. Весна берет свои права в реке местами глубь ясна на дне видна трава.
А) запятая; 3
Б) точка с запятой; 5
В) двоеточие; 1, 4
Г) тире.2
6.Отметьте синтаксические отношения в данном бессоюзном предложении?
1. Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
2.Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
А. Перечислительные отношения 1
Б. Сопоставительные отношения 2
7.Соотнесите знак препинания и номер предложения.
8.Соотнесите знак препинания и номер предложения.
1. Лес рубят щепки летят.
2. Леонтьев услышал свист крыльев поднял голову с лесных болот большими стаями летели дикие утки.
3. Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.
4. Несчастья бояться счастья не видать.
5. Наступают холода деревья сбрасывают листву.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой;
В) двоеточие; 2,3
Г) тире. 1,4
9. Отметьте правильное объяснение, почему поставлено двоеточие в бессоюзном сложном предложении:
Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. (Булгаков М.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части+
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
10.Соотнесите знак препинания и номер предложения.
11.Что нужно поставить, чтобы разделить части бессоюзного сложного предложения?
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
1. Тире +
2. Запятая
3. Точка с запятой
12.Соотнесите знак препинания и номер предложения.
1. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.
2. Скажешь слово добавляет десять.
3. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада.
4. Быть добрым совсем не трудно трудно быть справедливым.
5. Писатель говорил что русский язык « великий и могучий»
А) запятая; а
Б) точка с запятой; 3,4
В) двоеточие; 1
Г) тире. 2
13.Соотнесите знак препинания и номер предложения.
1. Пусть помнят те которых мы не знаем нам страх и подлость были не к лицу.
2. Хочешь быть счастливым силы не жалей.
3. Захочет он взлетит в ракете изменит русла старых рек.
4. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь.
5. Наступила зима завьюжило зверьки засели в норы.
А) запятая; 5
Б) точка с запятой;
В) двоеточие; 1,4
Г) тире. 2,3
14. Найдите верное объяснение, почему поставлено двоеточие.
На мысу римляне поддерживали огонь: разжигали огромный костер и всю ночь без устали подбрасывали в него охапки хвороста. (Платов Л.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. +
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
15.Соотнесите знак препинания и номер предложения.
1. Я любил смотреть ей в глаза подолгу не отрываясь не мигая она щурилась вертела головой.
2. Леонтьев услышал свист крыльев поднял голову с лесных болот большими стаями летели дикие утки.
3. Лес рубят щепки летят.
4. После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман.
5. Важно одно любить народ родину служить им сердцем и душой.
А) запятая;
Б) точка с запятой; 1
В) двоеточие; 2, 5
Г) тире.3,4
16.Соотнесите знак препинания и номер предложения.
1. Сыр выпал с ним была плутовка такова
2. Я поднял голову перед огнем на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала.
3. Не спится Иудушке целые массы пустяков обступили изголовье постели.
4. Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина.
5. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.
А) запятая; 4
Б) точка с запятой; 3
В) двоеточие; 2
Г) тире. 1, 5
17. Причина постановки двоеточия:
Вся Сечь представляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. (Гоголь Н.В.)
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. +
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
18.Какие знаки препинания нужно поставить в данных предложениях?
1. В мраморном очаге пылал благовонный можжевельник в лампадах горело масло с примесью фиалковых духов Чезаре любил ароматы
2. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку.
А. Двоеточие и запятая 2
Б. Двоеточие и точка с запятой
В. Запятая и двоеточие
Г. Точка с запятой и двоеточие 1
§ 88. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.
1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)
2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)
3. Двоеточие ставится в следующих случаях:
а) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Г.) (Ср.: Любите книгу, потому что она поможет. )»,
б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой-нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) (Ср.: Степь весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок. );
в) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) (Ср.: Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо. )
Иногда в первом предложении опускаются слова и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Ср.: Я поднял голову и увидел: перед огнём сидела мельничиха. )
4. Тире ставится в следующих случаях:
а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, например: 1) Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.); 2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр.);
б) если в предложении содержится противопоставление, например: Одно полено не горит и в печи — два полена не гаснут и в поле. (Посл.) (Ср.: Одно полено не горит и в печи, а два полена не гаснут и в поле.);
в) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят — щепки летят. (Посл.); 2) Назвался груздем — полезай в кузов. (Посл.) (Ср.: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздем, полезай в кузов.);
г) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово — соловей поёт. (Ср.: Молвит слово, как соловей поёт.);
д) если второе предложение указывает на результат того, о чём говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт — будет день горячий. (Твард.) (Ср.: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) будет день горячий.)
477. Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.
478. Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так что к вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
479. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно) их расстановку.
I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (JI.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.)
II. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.) 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.) 8) Хочет пить не нравятся ей вина хочет есть кусок не лезет в рот слушает как шепчется рябина как щегол за окнами поёт. (Заб.)
III. 1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. (Пришв.) 3) Глубже пахать больше хлеба видать. (Посл.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. (Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. (Пришв.) 6) Будешь книги читать будешь всё знать. (Поел.) 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки. (Ф.)
IV. 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. (А. Н. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. (Леск.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. (Твард.)
480. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
Из уст в уста из поколения в поколение передавалась (н..)писа..ая мудрость народных примет. Ид..альные барометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплыл на поверхность. Проверьте и убедитесь что на следующий день наступит дождливое ненастье. Слав..тся как ч..ткий синоптик и голец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мечет(?)ся (в)верх-(в)низ ждите дождя. Усвойте полезные уроки живой природы! Но помните наблюдение вовсе (не)лёгкая наука. Что(бы) научит(?)ся наблюдать глубоко и всесторонне необходимо долго упражняться. (По Д. Зуеву)