Я тоже в 13 лет так делала
Я тоже в 13 лет так делала
Здравствуйте, мне 13 лет и я хочу покончить с жизнью. У меня не очень обеспечения семья и по этому я должна поступить в будущем на бюджет, но учусь я не очень. В школе меня обвиняют в том чего я не делала, на пример сегодня меня заставить мыть все парты в классе потому что они изрисованы, и директор думает что это я потому что на одной из пари написано моё имя. Я считаю что после смерти мне будет легче и я не буду плакать ночами в подушку. Я каждый день сильно хочу очень громко закричать потому что за 13 лет короткой жизни я натерпелась столько плохого что у меня в груди очень тыжело и трудно дышать, хочу хоть на 1 час оказаться одной во всём мире и закатить истерику, может мне станет легче, но не на долго, я всё равно хочу умереть и сколько бы меня не поддерживали мои подруги, я устала жить.
И второе. Есть Бог, который любит тебя и ждёт общения. Поговори с Ним, расскажи всё, что хочешь, Он никому не расскажет и точно тебя поймёт, ведь Он сотворил тебя и знает всё. Можно пойти в церковь и там поплакать, там к этому нормально отнесутся.
А после смерти легче не станет, ведь мы будем жить вечно, кто-то в рай, кто-то в ад.
Живи на земле, сколько тебе назначено, дорогая, будет в твоей жизни еще ох как много всего хорошего! Ты даже не представляешь)
Обнимаю!
Знаешь,я недавно смотрел передачу про жизнь женщин в сельской местности на Кавказе, и там сказали что главный смысл их жизни в детстве и юности это подготовка к свадьбе,то есть день свадьбы это главное ради чего они живут.Глупо,не правда ли?
Это я к тому,что складывается такое впечатление, что смыслом жизни современных детей и подростков это подготовка к поступлению в ВУЗы и прочие учебные заведения.Как будто наличие образования это стопроцентная гарантия счастья,не понимаю почему современным детям вдалбливают в головы эту мысль.Расскажу на своём примере.Вот я работаю простым рабочим на пилораме,изготавливаю деревянные поддоны,у меня 11 классов школьного образования и три года колледжа.А знаешь кто владелец пилорамы, то есть мой начальник?Человек,который учился в коррекционной школе для умственно отсталых детей, само собой ни о каком ВУЗе или даже колледже и речи не идёт.Отсутствие образования не помешало ему стать успешным и богатым.
Я тоже из бедной семьи. Мои родители смогли накопить деньги на обучение моего старшего брата, а мне, девочке, было сказано, что больше денег нет. Меня это мотивировало учиться, больше проводить времени за учебниками, зубрить и проч. Поэтому, я смогла поступить на бюджет на хорошую специальность, отучиться на красный диплом, а потом найти хорошую работу. А вот моему брату платное обучение не пошло впрок. Он как был балбесом, так и остался им, более того, он спился. Что дается без труда, то не ценится человеком. А вот то, что заработал своим трудом, усердием, временем, то ценишь и бережешь. Всё у вас хорошо. Выбирайте специальности по душе и начинайте глубоко изучать профильные предметы.
Несломленные: 5 историй девочек из шоу Малахова, доказывающих, что беременность в 13 лет — не приговор
Истории, которые показывают, что жизнь сама расставляет всё по своим местам вопреки нашим ожиданиям.
Москва слезам не верит
В 2014 году Дарья Бояринова стала героиней выпуска «Прямого эфира» — она забеременела в 13 лет от взрослого мужчины. Парня тогда посадили за совращение несовершеннолетней, хотя во время ток-шоу он пообещал жениться и взять ответственность за ребёнка. В результате Даша родила сына, его забрали в дом малютки, а её саму отправили в детдом. Воссоединение ребёнка с матерью произошло только через четыре года. За это время девушка успела выучиться и получить профессию, а также решила вопрос с жильём. А вот отец отказался от сына — человек, которого семь лет назад на ток-шоу называли чуть ли не рыцарем, теперь выглядит подлецом. Даша недолго оставалась одна, вскоре она встретила порядочного мужчину, от которого недавно родила дочь. Теперь это полноценная семья.
Девочка не созрела
Скандальный выбор: Какие участники шоу «Голос» задали трёпку своим наставникам
Слишком рано, слишком поздно
Люба Бессуднова родила в 14 лет. Отцом ребёнка был её учитель. Тогда ему было 22. Ему дали четыре с половиной года лишения свободы, хотя светило десять — благодаря Любе статью смягчили. На девочку после эфира обрушилось две волны — поддержки и осуждения. Ей пришлось уехать из городка, где они жили. Мама Любы помогала дочери, да так, что та стала бояться, что малыш будет называть мамой не её, а бабушку. Сейчас эти опасения ушли. Люба вышла замуж, у неё вполне нормальная, крепкая семья. Сыну Денису уже семь лет, отчима он называет папой. Биологический отец не проявляет участия, хоть и выплачивает алименты. У него другая семья, в которой тоже родился ребёнок.
Вакханалия любви: Почему в раннем СССР не могли решить вопрос с проститутками и какие из них были востребованы
Алёна Шевчук родила ребёнка в 2015 году, тогда ей было 13 лет. Её дочери уже шесть. Девушка живёт в Сызрани и давно сменила фамилию. Участие в ток-шоу, которое прославило её на всю страну, они с мужем стараются забыть. Было и было, но прошло. Отцом ребёнка, предположительно, был 20-летний бойфренд Алёны. Он не стал бежать от ответственности и заявил, что будет воспитывать дочь вместе с Алёной. Суд внял его обещаниям, приговор был довольно мягким — три года лишения свободы. За время пребывания в тюрьме всё поменялось. Дело в том, что Алёна и сама не знала, кто биологический отец её ребёнка, — у неё была связь сразу с несколькими такими же взрослыми парнями. В итоге она выбрала жизнь без мужского плеча. Это пошло на пользу девочке, она стала девушкой, матерью, женщиной. Вскоре появился и тот, кто стал для неё опорой. Мужа Алёны, простого работягу, не волнует её прошлое. Он просто любит.
Ольга Кокушонкова потеряла родителей, когда ей было 11 лет. При этом у девочки был порок сердца и множество других врождённых заболеваний. Именно уязвимость и отсутствие какой-либо поддержки привели её к тому, что она забеременела от сводного брата. Казалось бы, ситуация должна была окончательно раздавить подростковую психику, но вышло всё наоборот. Оля не сразу, но стала заботиться о дочери. Ей помогали всем миром, а вскоре появился и тот, кто окружил её заботой. Вскоре одумался и биологический отец девочки — стал работать, помогать, видеться с дочкой и делать всё, чтобы она называла его папой. Он признаётся, что осознал свою ошибку, упустил шанс создать семью, но надеется теперь построить новую. Оля с годами стала только красивее и мудрее. Сейчас ей 21 год, и она благодарит Бога за то, что у неё есть любящий муж, любящая дочь и крыша над головой. Её пример заставляет задуматься: а умеем ли мы ценить то, что имеем?
Буллинг, как часть школьной жизни. Моя личная история
Привет! Меня зовут Настя, мне почти 30 и меня гнобили в школе.
16 лет назад, в Казахстане, не использовали слово буллинг, обычно говорили – травля.
Мне кажется, в каждом классе есть ученик-отщепенец. Если это пассивная версия травли – то с ним просто никто не дружил, не разговаривал на переменках и вообще практически не замечали его существования. Но в моем случае травля была активной. Если хотите узнать про падение на публике, надувание носом пузыря, драку банановой кожурой, сшибание одноклассника дверью и махач ногами в коридоре, то велком. Но давайте по порядку.
Сразу хочу сказать, что да, всегда есть две стороны одной медали, но я не считаю 13-ю меня виноватой в своей же травле. Итак, продолжим.
Я росла милым, веселым, отзывчивым хоть и стеснительным и неловким ребенком.
В младших классах я отлично ладила со всеми одноклассниками, у меня были подруги среди девочек, с мальчиками тоже отношения были хорошими. Никогда я никого не обижала и не помню ни одной ситуации, что бы обидели меня.
Но, к сожалению, в четвертом классе, к нам добавили 2х ребят детдомовцев и учиться стало сложнее. Нельзя было оставить свое школьное место на перемене, потому что они портили и отбирали вещи. А также ругались неприличными словами и всех задирали. Детдомовцы были старше всех ребят на 1 год и даже с такой небольшой разницей в возрасте превосходили нас в физическом развитии, были выше и крупнее. Для ребят нашего класса самое грязное ругательство было «дурак», а то, что говорили эти дети, повергало нас в полный шок.
Кое как доучившись этот год, мы с подругой попросили родителей перевести нас в другую школу, спортивного типа. Моя подруга крепко училась на тройбаны, и ее директор отпустил с чистой душой, но я перебивалась с 5 на 4, и директор уговорила остаться и просто перевести меня в класс «А» с математическим уклоном. Мы согласились. О боже какая это была ошибка.
Оказалось это класс не только талантливых отличников, но и так же детей богатых родителей.
5 й класс прошел отлично, казалось, я влилась в коллектив, подружилась с ребятами, мальчишки хвалили мои спортивные способности, всё казалось милым и прекрасным целый год. Мои одноклассники на школьных дискотеках меня даже приглашали на медленный танец, девочки со мной дружили и дарили дружеские валентинки на 14 февраля.
Все началось с 6 класса и продолжалось по 8 включительно.
В моем новом классе был высокий долговязый мальчишка, он выступал в классе в роли клоуна, всех смешил глупыми шутками – вроде пукнуть во всеуслышание, бросить через весь класс в кого ни будь мокрую тряпку и т.п. рода выходки. В общем делал все, чтобы привлечь к себе внимание.
И угораздило меня привлечь внимание такого человека (дальше буду называть его мальчик Ж). Не знаю, что взбрело ему в голову, но я оказалась на снайперском прицеле (моя мама считает, что в этом виновата классная руководительница, так как в какой-то момент она обращала на меня много внимания и делала замечания, что я отвлекаюсь и хихикаю на уроках. Такое действительно было: сосед смешно шутил, а я еще та хохотушка. И мама предположила, что мальчик просто подхватил это от учителя)
Казалось, он следил за каждым моим движением. Сижу на уроке, и ручка выпала из рук? Он тут же тыкал своего соседа, показывает на меня пальцем и шутил на тему моей безрукости. От такого внимания я была еще более неловкой. Вещи падали из рук, ноги заплетались между собой, я торопливо говорила, смешно скрещивая два слова между собой (например, прикуси язык и закрой рот у меня могли превратиться в закрой язык) и вызывала этим новые порции насмешек. К сожалению, я не умела шутить над собой, не знала как вести себя под таким вниманием, так что я просто смущалась и закрывалась в себе от таких смешков. Это тоже сыграло со мной злую шутку.
Наступил 7й класс. Простое пристальное внимание одного мальчика превратилось в командное, мальчишки уже толпами собирались на переменах у моего стола, обсуждая мою внешность – я страшная. Возможно, они еще что-то обсуждали во мне, но мне хорошо запомнилось только то, что меня называли страшной. Все девочки отвернулись от меня и забыли про мое существование – боялись, что мальчики начнут травить и их. Даже та, которую я считала почти лучшей подругой, бросила и забыла все, что между нами было (я про игры, походы друг другу в гости, поддержки с моей стороны, когда ей было плохо и т.п., а вы что подумали?).
Представляете? Сидит девчушка 14 лет, как раз идет подростковый период, ее окружает 5 парней и стоит обсуждает, какая эта девушка страшная. Я, конечно, не была красавицей, но я всегда была чистой и одетой в купленную для меня одежду по размеру (формы у нас не было, но носить нужно было брюки, блузку и пиджак). Конечно, я выглядела неловко в официальных прикидах, но не травить же за это девчонку?
Так в классе, в котором не было даже троечников, появился парень, который выше 3ки и не зарабатывал.
С его пребыванием в классе моя травля приобрела новые краски.
Одними из самых запоминающихся событий моей «развесёлой» жизни в старших классах было:
Я была дежурная и стояла возле раковины, мыла тряпку которой мы вытирали доску. Когда я отвернулась от раковины что бы пройти к доске и вымыть ее, я получила банановой кожурой прямо в лицо, со всего размаху внутренней стороной, кажется эта кожура еще побывала пару раз до этого на полу.
Меня нельзя было трогать, если кто-то из мальчиков вдруг коснулся меня, то от бешено отпрыгивал и отряхивал это место говоря, что я заразная, радиоактивная. Все, потому что они узнали, что я родилась в Семипалатинске, где проводились когда-то ядерные испытания.
Мне дали прозвище Нафаня и никто больше из мальчиков и части девочек не называли меня по имени, даже в параллельном «Б» классе меня знали под прозвищем «Нафаня».
Мальчик Д каждый день на переменах подходил к моему столу, брал его за другой конец и дико тряс его, отчего мне приходилось убирать свои вещи, что бы они не упали на пол.
Тут, конечно, самой смешно: был урок английского, на улице зима и я пришла в школу с насморком. А тут мне учитель поручила мое нелюбимое дело, читать вслух. И вот сижу, читаю, все одноклассники сидят смотрят в свои книги и тут я неправильно выдыхаю воздух и надуваю носом пузырь. Я тут же исправила это дело, но вы же знаете, что я под прицелом, так вот и в этот раз я не осталась незамеченной. Уже на перемене мальчик Ж всем рассказывал, как я дую носом пузыри и какой это угар. К счастью, я видимо в тот раз очень хорошо сделала непонимающее лицо и ему вроде никто не поверил, но было неловко, да.
Как-то раз я подскользнулась на разлитой воде и под всеобщее внимание упала на пол с эпичным взлетом моих длинных ног.
Меня обсмеяли за то, что я один раз одела туфли без носочков – хотя я не понимала в чем прикол, в фильмах туфли только так и носили.
В 8м классе я озверела))))
Я стала драться за себя с одноклассниками на перемене, я стала материться и оскорблять в ответ, швыряться вещами:
Зимой я по дороге домой получила снежок за шиворот, обернувшись я увидела своего одноклассника мальчика Д. Гнев тогда действительно застелил мне глаза. Я подбежала к нему, поставила ему подножку, повалила его на снег и запихнула ему этот снег всюду, куда могла дотянуться (откуда только силы взялись?) и с чувством глубокого удовлетворения отправилась в школу.
Следующий случай: мы стояли возле закрытого класса и ждали учителя, один из одноклассников пнул меня по ноге, уже знакомый мне приступ ярости и уже я пинаю обидчика, и он соответственно пинает меня в ответ, перестали махаться только когда подошел учитель.
Урок черчения. Я обычно сидела одна (удивительно правда) и так часто бывало (я думаю не случайно), что передо мной садились мои любимые обидчики – мальчики Ж и Д. В этот раз передо мной был мой «любимый» мальчик Ж. Он повернулся и в мою ладонь, лежавшую на столе, воткнул карандаш (то еще удовольствие как вы можете представить) и отвернулся. А вот это он зря. Ведь у меня был циркуль советского типа, и он как раз был настроен так, что игра была довольно длинной. Так вот я и воткнула ему в спину этот циркуль. Как сладки звуки мести скажу я вам.
Выходя из туалета, я всегда тихонько открывала дверь и в этот раз было так же, но как только я поняла, что сейчас с той стороны двери стоит один из моих одноклассников-обидчиков я раскрыла дверь на всю мощность впечатав ее ему в лицо. Потом сделала удивленные глаза и сказала «что я тебя не видела/не слышала». Прокатило.
Но тактика агрессии не работала, даже защищая себя я не смогла избавится от травли.
Я уверенна, умей я смеяться над своей неловкостью, то не попала бы в травлю, но я не виню себя за это, я была всего лишь маленькой, вежливой, доброй девочкой.
А теперь я могу надрать вам зад, если вы поднимите на меня руку.
Ну тут могу из своего опыта поделиться:
Мамкин рецепт «просто необращай внимания» худший вариант. Если за проступком не последовало наказание, то теперь это норма и так будет всегда.
Батин рецепт «ходи на тренировки и бей сдачи», лучше, но в целом тоже фигня. На честный бой вас никто не вызовет, а после резкого удара в поддых, давать сдачи как-то не очень получается.
А вот что помогает, так это «озверин».
И вот тогда мне стало все равно, вызовут ли меня к директору, заберут ли в милицию, выгонят ли из школы. Следующему я не буду давать сдачи. Я буду БИТЬ! Бить со всей дури и не глядя на возраст, пол и прочие обстоятельства.
И самое интересное что непосредственно бить пришлось всего дважды.
Второй раз (тот же день, тот же мудак) в раздевалке, перед физрой начал наезжать и получил ногой в живот, как только подошёл достаточно близко.
Больше он ко мне не подходил.
Еще очень нужны друзья. (Да вроде как очевидно, но всё-же.)
Причем нужна именно моральная поддержка. Класс наш в то время был разбит на четыре группы и четырех лузеров, которых я, в некотором роде возглавил. Группка получилась, прям как у Кинга. Даже единственный негритёнок на весь город, одно время с нами ошивался.
Я прекрасно понимал, что в драке толку от них не будет. Был печальный опыт с, в то время лучшим другом, который тупо стоял рядом пока меня били пятеро ( при том что боксом мы занимались оба, и в двоём наверное справились бы). Но как ни странно, лезть в драку за друзей легче, чем за себя и даже с хиленькой, но группой предпочитают не связываться. Помню двух бычков из параллельного, над которыми мы просто начали ржать и ничего они нам на сделали.
( Тут правда, возможно повлияла репутация. После случая в раздевалке поползли слухи, что «профессор» слегка поехавший. )
Были и еще интересные моменты (именно с точки зрения психологии таких вот типов) но и так что-то длинно вышло. ^^
я был пухленьким, спокойным и терпеливым. этаким добродушным увальнем. к тому же очкариком. Идеальная мишень.
периодически учился в разных школах и постоянно испытывал попытки буллинга.
но спокойное терпение не означает бессилие. а если оно ещё подкреплено неплохими достижениями в самбо и вольной борьбе.
Когда мне это надоедало, особо активный инициатор огребал неслабых пиздюлей и. пару раз меня исключали за это из школы. несколько раз пытались отметелить толпой, но почему-то ничего в итогу у них не получалось. видимо неожиданная встреча с асфальтом, выбитые суставы и прочие удовольствия не вселяли в них желания повторения. в остальных случаях любые посягательства прекращались и можно было продолжать спокойно жить.
Замените «буллинг» на «травлю» пожалуйста, меня этот «буллинг» бесит в край уже. Дегенератами так скоро станем. Какой смысл использовать слово «буллинг»?
Что мешало дать травителям с ноги по яйцам?
Ого, сколько в тебе злобы и обиды. Я надеюсь ты не собралась эти обиды носить с собой до пенсии? Тут тебе пригодится помощь психолога, но что-то мне подсказывает за помощью к специалисту ты не обратишься.
Ответ на пост «Списал, наверное»
Уже в старших классах мама рассказала историю, что на одном из родительских собраний в начальной школе учительница предъявила маме, что она покупает учебник для учителей, который содержит контрольные, и заранее решает их со мной дома. На фразу «я никогда подобным не занималась», получила ответ «мы всем преподавательским составом эту задачу (со звёздочкой) решали несколько часов, ваша дочь не могла сделать это сама, да ещё за полчаса!»
Выводы о качестве этого самого преподавательского состава, сами понимаете, утешительны не были
Моя встреча с цыганками
Было мне тогда лет 15. Меня послали от школы на очередную олимпиаду, вроде по химии. Перед олимпиадой я болталась около метро, надо было скоротать пару часов. Тут они ко мне и прицепились, цыганка лет 20 и её мать. Ой красавица, давай погадаем, порча-фигорча…
Я душнила, мне стало интересно. Давай, говорю. Им потребовалось яйцо и то ли иголка, то ли нитка, не помню уже точно. Ладно, зашли в магазинчик за яйцами, потом в другой за иголками. И началось колдовство: вертели они это яйцо, то в тряпочку завернут, то развернут… потом разбили, а там внутри какая-то чёрная фигня плавает. Вот, говорят, смотри, порча, замуж не выйдешь или что-то в этом роде. Я так я не поняла, что они с яйцом то сделали. Ладно, говорю им, мне на олимпиаду пора. Эти две дамочки за мной увязались. То серёжки просили дать, тоже в тряпочку завернуть на счастье, то ещё что-то в этом духе. А я им про химию рассказываю. Так до метро и дошли. Весело было, говорю, а теперь я пошла. Взмолились они, дай хоть 50р на сигареты. Ладно уж, так и быть, дала им 50р за представление.
Несколько недель спустя какие-то цыганки нарвались на той же улице на мою подружку. Она под гипнозом им все отдала, хотела в них перцовым баллончиком брызнуть, но и его отдала. Заявление в милиции у неё то ли не приняли, то ли сказали что бессмысленно и искать не будут. После этого я всех цыган стала обходить стороной.
Взрыв потенциальной энергии: звонок он для учителя
Прочел ответ @Khabkron #comment_219865874 вспомнил как у нас было.
Сидим на уроке, классная конкретно отчитывает за то, что мы 9-й класс, а все еще носимся как бешенные. А еще вылетаем из класса как только звонок прозвучит. Говорит: звонок он не для вас, он для учителя. Вот когда дам разрешение, тогда и можете идти.
Натерпелись ее наставлений. Звучит звонок.
Мы ждем. Через 3 секунды классная: можете идти.
Мы всем классом вылетаем с криком «ааааААААаа» в дверь ибо вода скоро начнет водить. Выносим дверь с петель, кто-то падает на дверь, давка. Через 5 секунд осознаем, что выбили закрытую на ключ вдерь (видать училка решила подстраховаться и закрыла дверь чтобы никто не выбежал полсе звонка, а открыть забыла).
Потом на собрании не знаю что было, но дверь починили.
На тему тупых
Почитал тут посты из лиги тупых, рассказываю. Как-то в моей школе произошёл случай с одним однокашником-Васей.
Перемена, 9-й класс, все гуляют-развлекаются как могут. Вася стоял у двери в класс и фильтровал кого впустить, а кого нет.
Ну и завязалась потасовка с одноклассницей-Светой. Васян решил не впускать её. Положил левую руку на дверной косяк, а правой лично сам со всего маху закрыл увесистую дверь перед Светой. Ну и не будь он президентом лиги тупых, то конечно же убрал бы леву руку. Но он не убрал.
В итоге рука у него так и не восстановилась нормально.
Ответ Ostaltsova49 в «Оскорбила»
Немного хорошего о людях хороших,…
… а конкретно – об учителях. Тут как-то был пост с обидой на учителя, и пост этот вызвал много откликов, комментаторы вспоминали, как их незаслуженно обижали учителя, и эти обиды сохранились до сих пор, хотя прошло уже много лет. Я в обсуждении не участвовал, поскольку не мог вспомнить какой-либо случай, когда меня обидел учитель. Но зато помню двух учителей, к которым у меня до сих пор чувство благодарности. О них и хочу рассказать.
Моей первой учительницей была Александра Яковлевна. Учила она меня в 1954-1958 г.г. Пожалуй, это был классический тип учителя: высокая, сухощавая, прямая, лет сорока (по нашим детским понятиям – старая, моей матери, например, в 1954 г. было 27), говорила четким, ровным голосом (не помню, чтобы она на что-то или на кого-то раздражалась и повышала голос). Конфликтов между ней и каким-либо учеником на уроке не было, хотя мы не были ангелами во плоти. Но и время, в отличие от нынешнего, было иным: авторитет учителей в глазах наших родителей был высок, и в нашей плохой успеваемости родители винили нас, а не учителей.
Александра Яковлевна именно обучала, а не оказывала услугу по обучению, как это можно слышать от многих нынешних учителей. Терпеливо объясняла, оставалась после уроков с отстающими для дополнительных занятий. Был у нее один недостаток, связанный, думаю, с возрастом: она иногда уроки физкультуры заменяла занятиями в классе, говоря, что мы вместо зарядки для тела займемся зарядкой для ума, и мы занимались устным счетом – в уме складывали, вычитали, умножали и делили числа, задаваемые ею, а хотелось побегать, попрыгать, побеситься. Пользу практики считать в уме я оценил позже, во взрослой профессиональной жизни. А когда появились и стали обыденными карманные калькуляторы, меня удивляли ситуации, в которых молодые люди, вчерашние школьники, простые арифметические действия выполняли не в уме, а на калькуляторе, причем медленнее, чем я просчитывал в уме.
За четыре года начальной школы никто из учеников не отсеялся по неуспеваемости, да и вообще понятие «двоечник» в классе применить было не к кому. Заложенный в нас базис знаний, умений и отношения к учебе в дальнейшем помогал и в школе, и в вузах, куда многие из нас поступили после школы. Спасибо Вам, Александра Яковлевна!
А в середине 80-х позвонила мне бывшая одноклассница, сообщила, что Александре Яковлевне на днях исполнится 70 лет, и она (одноклассница) собирается послать ей поздравительную телеграмму, и не буду ли я против, если в телеграмме напишет и мою фамилию. Я был против, поскольку посчитал, что две телеграммы с одной подписью лучше, чем одна с двумя. В юбилейный день сходил на почту, написал поздравление и подписался «Ваш ученик 1954-1958 г.г. ». Когда отдавал телеграмму приемщице, женщине пенсионного возраста, она прочитала текст и аж засветилась. Сказала, что она бывшая учительница, и такая телеграмма дорогого стоит. А когда приехал погостить в родительский дом, мать рассказала, что Александра Яковлевна, получив две телеграммы, была весьма обрадована и тронута и восприняла это как свидетельство, что не зря прожила свою жизнь. Не зря, Александра Яковлевна, не зря!
Вторым учителем, которого я вспоминаю с благодарностью до сих пор, был Андрей Петрович, математик и наш классный руководитель в 5-8 классах (школа была восьмилеткой). Он бывший фронтовик, командовал артиллерийской батареей, награжден орденом Красной Звезды, был серьезно контужен. Контузия на умственных способностях не сказалась, но вспыльчивость у него была несколько повышенной, хотя и успокаивался он быстро. Как-то один из моих соучеников во время урока вертелся и разговаривал, не реагируя на замечания учителя, и рассерженный Андрей Петрович взял его за шкирку и понес к вешалке, чтобы подвесить на крючок. Пока нес, оба передумали: ученик – шкодить, а Андрей Петрович – вешать (хотя, конечно же, не подвесил бы).
Андрей Петрович любил и нас, и свой предмет. Наш класс ему пришелся по душе, как-то в минуту откровенности он сказал нам, что у него был только один такой же класс – первый в его учительской работе класс, который он вел, вернувшись с фронта. Андрей Петрович, по его словам, тогда не сильно отличался от своих учеников: и сам был молод, и ученики тяжелых военных лет взрослели быстро. Он не только их обучал, но и проводил с ними свободное время – играл в прятки и прочие игры, каковых в наше время было немало.
А как преподавателю математики Андрею Петровичу равных я не встречал. Объяснял он просто и наглядно, особенно по геометрии. Он разработал массу наглядных пособий на основе складных картонных плакатов. Доказательство теоремы, например, теоремы о равенстве треугольников, наглядно сводилось к тому, что Андрей Петрович показывал нам плакат с двумя треугольниками, у которых что-то было одинаковым (какие-то стороны или углы), потом складывал плакат, и треугольники накладывались друг на друга, полностью совпадая (уже во взрослой жизни я прочитал, как Пифагор обучал геометрии своих учеников, рисуя им картинки, и увидел некоторые параллели с методом Андрея Петровича). Андрей Петрович к изготовлению этих пособий привлек девчонок нашего класса, и как-то однажды я в передаче местного радио услышал рассказ и о нем, и его пособиях, и фамилии девчонок, которые ему помогали рисовать и клеить пособия.
Мы попали под хрущевскую реорганизацию школьного образования, когда ввели производственное обучение, 11-й класс, а неполное образование из семилетнего стало восьмилетним. В восьмом классе у нас добавилось учеников из школ (в основном сельских), которые не успели стать восьмилетками. И вот тогда мы увидели разницу в математической подготовке нас и новых учеников. Андрей Петрович для начального знакомства вызвал к доске новую ученицу с отличной оценкой за седьмой класс, выделил ей половину доски, а ко второй половине поставил нашего троечника, Стал давать им одинаковые задания, и оказалось, что уровень знаний у них примерно равный.
Андрей Петрович хорошо знал наших родителей, и нас воспитывали совместными усилиями. Уже много позже, когда мы вошли во взрослую жизнь, а Андрей Петрович ушел на пенсию, он, встречая мою мать, всегда интересовался моей жизнью и радовался моим успехам. И, по словам бывших одноклассников, я не был исключением.
Иногда мы обижались и ворчали по поводу строгостей Андрея Петровича, а он действительно бывал и строг, и требователен. Он, видя это, говорил нам неоднократно: «Вы сейчас обижаетесь, но станете взрослыми и не раз вспомните меня добрым словом». И действительно, учась в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности я не раз добрым словом поминал Андрея Петровича. Вспомнил и сейчас благодарной памятью.
Справедливость
Впрочем, он вполне мог иметь отношение к древнему благородному роду, ибо был статен, плечист, высок, красив и располагающ, а также удивительно спокоен и тих для своих природных данных. Когда он был маленьким, он был красив какой-то взрослой красотой, зато, когда стал старше, наоборот, казался моложе всех. Но на самом деле он просто не особенно изменился. Очень удобное, прямо скажем, качество внешности.
Обычно такие мальчишки завоёвывают лидерство в классе, шутят с девчатами, балагурят на уроках, преуспевают в спорте или каком-нибудь школьном КВН, становятся старостами или вожатыми. Тучка же флегматично манкировал всеми этими ипостасями. В учёбе он тоже особенно не выделялся и, казалось, не потому, что ему не давалось или он ленится. Казалось, он что-то такое знает, чего не знаем мы…
Со своей неизменной усмешкой он сидел на третьей парте у окна и рисовал роботов в тетради, иногда отрешённо посматривая на доску и как бы думая «да, да, старайтесь, зубрите, тяните руки. Всё равно вы все вырастете и станете менеджерами по продажам. А я как рисовал роботов, так и буду их рисовать, только за такие деньги, какие вам и не снились».
Среди всех нас Тучка носил не форму или что придётся, а настоящий детский костюм – пиджак и брюки, что делало его каким-то нездешним старомодным семинаристом. Он не был гопником и драчуном, хотя мог навялять любому в классе, и к троечникам его причисляли исключительно по признаку отметок в дневнике.
Учителя привыкли к Тучке, сильно с него не спрашивали, он не создавал им проблем своим поведением, что было не так уж и мало в нашей полумаргинальной школе, а они не создавали проблем ему. Они практически задаром рисовали ему тройки, а Тучка рисовал своих роботов, безотказно помогал оформлять плакаты и стенгазеты, поливал цветы в классе, стирал с доски после уроков, не забывая нарисовать там «на завтра» какого-нибудь мутанта. За пределами школы он был таким же тихим, но при случае увлекательно и с задором показывал нам своих тетрадных киборгов, рассказывая об их суперсилах.
Новая учительница английского невзлюбила Тучку сразу. Ещё бы, он как обычно пытался рисовать своих дроидов, но на этих уроках надо было хорошенько поработать, уже хотя бы для того чтобы просто не получить двойку. Галина Васильевна недавно появилась в нашей школе, но уже успела навязать свои правила игры.
Все учителя ходили по классам, но на урок английского приходилось отправляться в отдельный кабинет в тихом крыле, уходящем в сад. Там были новенькие парты с наушниками, огромная зелёная неисцарапанная доска, роскошные бархатные шторы, портреты классиков английской литературы в позолоченных рамках и макет Биг Бэна на подоконнике. Долгое время этот кабинет был заперт на два замка и ждал своего героя, но учителей не было. Кажется, поэтому его и не разгромили, не растащили, не развандаллили. Парты были не разрисованы и наушники работали отлично.
Будете у меня говорить рефлекторно! Как инстинкт! – гордо заявляла Галина Васильевна.
Тучке приходилось работать наравне с остальными. Его привилегии главного художественного дарования класса нивелировались при входе в уютный филиал старой доброй Англии в полуразрушенной советской школе на севере Таджикистана.
Тут выяснилось, что Тучка не притворялся, а ему действительно по каким-то причинам было трудно запоминать что бы то ни было. Ещё у него были проблемы с концентрацией внимания и последовательностью изложения мыслей. Он терялся, запинался, мучительно вспоминал, смущался и терялся ещё больше. Выступления у доски, заучивание стишков и фраз были для него настоящей пыткой. Может быть он даже был аутистом, но кто будет с этим разбираться в 95-м году в Ходженте, на окраине мира.
Между тем Галявася (как мы её прозвали) действительно знала своё дело. Даже у таких, казалось бы, безнадёжных учеников (а к английскому мы подступились из-за нехватки учителей только к пятому классу, стартуя прямо с алфавита) начало что-то получаться. Загадки, песенки, скороговорки, диалоги по ролям. Это и правда работало.
Мы продвигались вперёд, бойко рассказывали короткие зарисовки о семье, время от времени повторяли что-то в её излюбленной игровой манере. И только Тучка, которого даже она к тому моменту оставила в покое, по-прежнему терзался на задней парте, героически списывая домашние задания у кого придётся.
Урок обычно заканчивался игрой и этот был не исключением.
— Я называю любую букву, а вы тут же говорите мне – какая следует за ней. Это быстро! Но не кричим, а поднимаем руки! Для тех, кто ещё не ответил это шанс получить свою пятёрку! Начинаем: F!
Это было легко. К тому же в этот день у нас было два урока английского подряд, и я уже получил свою пятёрку. Именно поэтому я не стремился участвовать в игре и увидел, как изменилось лицо Галины Васильевны на букве Q.
Я обернулся. С задней парты впервые за всё это время тянул руку Тучка. Он так робко, неуверенно её поднял, но его всё равно было видно, большого, внушительного. Галявася жестом остановила гвалт. Класс замер, а вместе с ним и весь мир.
Тучка громко встал, выпрямился, откашлялся и торжественно выпалил: АРЭСТИЮ!
Какие-то доли секунды было не ясно, что произошло.
После грянул хохот. У меня свело живот.
Позади всхлипывала Катя Бауэр. Рядом со мной колотил ладонью по столу Саид, отличник и любимчик всех учителей. У раскрасневшейся, улыбающейся и силящейся сдержаться Галины Васильевны в уголках глаз стояли слёзы. Тучка робко улыбаясь и явно не понимая, что случилось, посмеивался вместе со всеми, совершенно растерянный.
Прозвенел спасительный звонок. Мы засуетились. Это был последний урок пятницы.
— Давай дневник! – сказала расставлявшая оценки Галявася оторопевшему Тучке.
Мы вышли из школы в ароматную душную весну и уселись на горячие камни.
— Ты хоть понимаешь, что ты четыре буквы в одну слепил! – Катя Бауэр подтрунивает над Тучкой.
Тот, механически запомнив мнемоническую распевку алфавита, почему-то решил, что между Кью и Ви есть загадочная буква Арэстию, вместившая в себя RSTU. Мы снова смеёмся.
— А сколько она там тебе поставила?
Тучка молча протянул нам открытый дневник. Там напротив последнего урока красовалась размашисто выведенная пятёрка.
— Это она тебе поставила, за то, что ты хоть что-то запомнил!
— Нет, за то, что ты всех рассмешил!
Тучка улыбается, пожимает плечами.
— Это…Несправедливо это! – вдруг произносит Саид. – Вот я всё учил и мне пятёрка. А он – ничего. И ему тоже пятёрка.
— Но это же такая…смешная пятёрка, Саид!
— Но я же знаю, а он не знает. Он же у нас домашку списывает.
— А ты у меня матешу списывал однажды, и чего?
— Но он же неправильно ответил. Если ему пять, то почему нам не шесть, или хотя бы не пять с плюсом…
— Так у тебя пятёрок много, а у него всего одна. Это не меняет ничего. Это как шутка такая. Всем же смешно было.
Тучка стоит и внимательно слушает наш разговор. Он всегда настолько спокойный и тихий, что заслужил репутацию мебели, при которой можно говорить всё что угодно без стеснения, в том числе и про него самого.
— А может…а может она ему поставила, чтобы он духом поднялся. В себя поверил.
— Так не может быть. Я сам слышал, как она говорит, что он тупой.
— Она сказала «скромный», Саид…
— Нет, я слышал, она сказала «тупой». Слушай, только тупой так может, как он сегодня.
— Что ты сказал. – Тучка внезапно подошёл вплотную к Саиду.
— Тупой. Отойди от меня. Ты.
Саид попытался толкнуть Тучку в грудь, но тот внезапной размашистой богатырской оплеухой обрушил Саида портфелем на спину, как огромного жука.
— Она. Она сказала, что ты тупой. Не я. – Саид заныл, размазывая по лицу кровь и слёзы, и пошёл прочь в парк, то и дело оглядываясь.
Он был очень старательный отличник и отец его был начальником ЖЭКа. Крикливый толстый мужик, вечно выяснявший что-то с кем-то во дворах. Они жили в нашем доме. На следующий день Саид не пришёл в школу. Но Тучку он отцу не выдал.
— Она правда сказала, что я тупой?
— Правда, Тучка. Я слышал тоже.
Он предложил мне встретиться за школой после уроков и был очень серьёзен.
— Кажется, ты должен таким же сильным как и я быть… Ударь меня по лицу.
— Я Саида нечестно стукнул. Это же не он сказал. Ударь. Надо. Чтобы справедливо.
— Ну… Кулаком, как я его.
Даю ему неловкого тычка.
— Это не так было. Вот прям резко давай. Да просто сделай и всё.
— Не получится у меня. Всё. Я ухожу.
У Тучки задрожал подбородок. Он вот-вот расплачется. Я стою и знаю, что не смогу.
— Ну, пожалуйста. Чтоб справедливо.
Он жалобно смотрит смотрит мне в глаза. Кивает «давай».
Зажмуриваюсь и швыряю руку почти наобум.
Чувствую кулаком мягкие губы.
Галина Васильевна наладила ситуацию с английским в нашей старенькой школе. Её ученики становились чемпионами городских олимпиад, как и на прошлом месте её работы, как и на позапрошлом. В городе не было ни одной международной организации, в которой бы не работал какой-либо её выпускник. Она получала международные награды и была заслуженным учителем чего-то там Английского и Королевского.
Мы уже давно выпустились, а она всё учила и учила новых детей, сухонькая, чопорная, со своими неизменными мячиками, играми и песнями. «Ландын из зэ кэпитал оф Грейт Бритн энд э вэри олд таун» раздавалось в старом кабинете с бархатными шторами и макетом Биг Бэна. Она умерла прямо на уроке, как актриса на сцене, изрядно напугав учеников, а на её похороны приехал сам Британский консул.
Саид работает каким-то влиятельным чиновником в городском хукумате Худжанда, города, в котором мы ходили в школу. До обновления городского сайта на первой странице даже было видео, где можно было заметить его перед трибуной внимательно слушающим речь мэра. Этот отличник всё так же сидит на первой парте. А вот английский ему пригодился разве что для общения с одним своим одноклассником.
Ваня Тучков работает иллюстратором в городе Сиеттл. Английский стал его вторым родным настолько, что он и предложения не может произнести без английского слова, забыв какое-либо русское. «Я узнал это после смолл-ток с моими коллигз», «мы имели с братом бранч», «я с ними не совсем эгри». Он рисует городские дома, логотипы, пейзажи и людей, но иногда и роботов тоже. И он всё такой же огромный и неуместный возле пластиковой доски с маркерами.
Я не только расквасил Тучке губу, но и рассёк руку о его зубы. Всякий раз, глядя на его фото, я ищу шрам на верхней губе. Присматриваюсь. Увеличиваю. Шрама нет. На самом деле, его не было уже через месяц после того случая, но я всё равно его ищу, ведь у меня над средним пальцем правой руки шрам есть до сих пор.
Кажется, всё это справедливо.
Я в ответ дико заржал, поскольку преимущество моего сарая перед Серегиным заключалось лишь в наличии потертого кухонного гарнитура.
В один день Леха закатил в родные места,то бишь, в нашу дыру. Встретили мы его как смогли, хоть и скромно, но от души. Леха устроил семью в гостиницу, отпустил шоферов и охрану, и мы пошли пешком по городку. Втроем. Мы с Серым перетрясли пустые карманы и Леха вытащил свой толстый портмоне. Начали с одной забегаловки, потом с другой, где-то фотографировались, где-то дурачились и под конец нас занесло в школу. Вахтерша на нас, пьяных, разоралась, но мы сунули ей бутылку шампузы с коробкой конфет и она разрешила нам сфотографироваться в родных пенатах.
Сидим вечером в ресторане. Алкоголь уже в горло не лезет. Ведем «умные» похмельные разговоры. Естественно, вспомнили школьные годы, Лехиных обидчиков.
Леха долго молча улыбается. Вздохнув, разливает нам по бокалам. Поднимает тост :
Мы молча замерли, ожидая развязки. Леха стоял и улыбался глядя перед собой, бокал в его руке задрожал.
Серега молча курил и хмуро смотрел перед собой.
Для нас это давно не было новостью, но мы промолчали. Леха отпил глоток и поставил бокал.
Мы молча допивали и доедали, когда Леха тронул меня за плечо
— Ты здесь более-менее трезвый среди нас. Скинешь мне номер счета, переведу кое-какую копейку. Купите мебель нормальную, оборудование, на ремонт-декор, ну и так далее. В общем, как с директором договоритесь. Помогите школе. Не порядок, когда все так запущено. Только не звоните там про меня. Мол, просто презентик от бывшего ученика, типа того. Скажете, что это единственное место, где ему было хорошо.