Яхуд в исламе кто такой

Ислам и Яхуди 2021

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Ислам против Яхуди

Согласно Священному Писанию, Яхуди относится к племени Yahudah или к людям области Yahudah. Правило израильтян прошло через раскол на север и на юг. Племена с севера назывались Израилем, а южная часть называлась Яхудой.

Многие мусульмане считают, что исламские движения переживают грубый патч после политики нового века. По их словам, все эти битвы являются результатом передачи знаний от раннего ислама к современному периоду, не достаточно гладко. Учения Пророка помогли внести позитивные социальные изменения в доисламский арабский мир. Ислам, который был сформирован после этого, был богат учениями Аллаха.

Чтобы больше узнать о Яхуди, мы должны вернуться в историю, чтобы понять ранний исламский период. В начале исламской истории существовала мощная война между последователями Мухаммада и большинством других, которые отказались принять Мухаммада в качестве своей более высокой степени из-за структуры власти. Это привело к столкновению армии после того, как пророк стал основой мусульман в Ятрибе. Война была между последователями Пророка и отдыхом из арабского мира.

Эти Яхуди подняли свою озабоченность по поводу отдельных случаев или публичных собраний, на которых Пророк организовал свои проповеднические собрания. Эти Ягуди заявили, что они принимают ислам и его доктрину. Но они пошли вперед, чтобы повысить свою незаинтересованность в новой структуре исламской власти.

У мусульман и мушрикеков было первое несогласие в Мекке. Это было введено в результате социальных связей и бойкотов. Они также начали психологическую войну за свое дело. Яхуди или Исларли боролись с проигравшей битвой против мусульман и исламского порядка.

В новом сценарии, Яхуди переехали в Палестину. Они также стали более независимыми, чем автономные. Они также считаются ahl al-kitab. Они больше не классифицируются как неверующие или кафиры.

Яхуди контролирует Израиль сегодня с их более высоким экономическим статусом. Мушрикеен контролирует экономический сценарий от Аравии до Азии и Африки. Эти изменения повлияли на эволюцию сегодняшнего ислама. Было бы идеально вернуться к истории, чтобы узнать историю и сформироваться лучше завтра.

1. Ислам основан на учении пророка. Ислам предназначен для того, чтобы иметь пророка как высшего порядка. 2. Ягуди, наоборот, верят в Аллаха единственного бога и отказываются принимать Пророка в качестве своего высшего порядка.

Источник

Яхуды уммы

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Хвала Всевышнему, Который посредством великих испытаний этой уммы выявил для нас две категории людей.

Во-первых, это то, что постигло нас в Шаме. И это великое бедствие, которое выражается в пролитии большой крови, покушении на честь и святыни мусульман. И может быть, если мы будем достойны, то Всевышний заменит нам это благом. Во всем есть мудрость Аллаха, и одной из таких мудростей является то, что для нашей уммы окончательно стал ясен вопрос о тех, кто всегда был пятой колонной, тех, которые изначально появился для уничтожения нашей уммы изнутри. Это самая опасная группа из всех групп – шииты (рафидиты).

Сегодня их положение стало очевидным для всех: даже для тех, кто воспевал о сближении двух “мазхабов” (таких, как Аль-Кардави и тех, кто на манхдже ихван).

Во-вторых, это то, что постигло нас в Египте. Это открытая агрессия против Ислама. С одной стороны – изнутри – от секуляристов и воинственных либералов, лидеры которых на днях собрались за круглым столом и пришли к тому, что без крови и убийств демократию не установить. Они говорили это, не зная, что находятся в прямом эфире, а после того, как им сообщили о том, что их смотрят, и запись попала в интернет, у них был шок и паника.

Также эта агрессия исходит от христиан-коптов, составляющих около 5% населения, несмотря на то, что они тысячи лет жили в безопасности, без ущемления, имея права, которые дал им Ислам.

Также она исходит от лицемерного международного “сообщества”, которое предало свои же идеалы, тем самым принеся в жертву свою “священную корову”, умертвив ее (т.е демократию ) в Египте только по причине ненависти к Исламу и продолжая заупокойную молитву по ней и её похороны в Сирии.

Несмотря ни на что, даже на то что ихваны десятки лет взращивались и вскармливались этим же западом, несмотря на то, что понимание ихванов о государстве, которое должно основываться на Исламском праве, в принципе отличается от того, что нам низвел Всевышний свыше семи небес… Несмотря на то, что президент Мурси по настоящему установил демократию, так, что он стал образцом для самого западного мира… Мурси, который до хрипоты кричал о демократии и о том, что не будет применять шариатские виды наказаний, несмотря на всё это они его “слили”, даже не моргнув глазом. Очередной перегной истории, который пытался одновременно усидеть на двух стульях…

Здесь речь пойдет о другой группе…

Группа, которую называют иудеями этой уммы, которая всегда исторически отличалась лояльностью к узурпаторам и угнетателям, которая за уши притягивала в Ислам откровенных кафиров, которые порой и сами не отождествляли себя с Исламом. Опасность этой группы заключается в том, что она проявляет свою предательскую сущность именно тогда, когда эта умма находится в слабом состоянии и нуждается в максимальной консолидации. Эта группа стирает один из важных столпов единобожия, не поняв который, невозможно понять Ислам – «аль-валяъ валь-бараъ». Эта группа – мурджииты.

На сегодня они, на мой взгляд, еще опаснее, чем раньше по целому ряду критериев. Сегодня их лидеры ведут активную работу среди мусульман, выдвигая разные лозунги. Если среди арабов это в основном возврат к основам или понимание религии в понимании праведных предшественников и т.п., то в других странах это очищение религии от пороков, самовоспитание,¬ искренность, благие новшества и.т.д. И как удивительно, что несмотря на разношерстность этой “братвы” (т.е. адепты “суфизма” и “салафизма”) мы увидим по отношению к ним абсолютную поддержку со стороны тех, кто сегодня угнетает мусульман, тех, кто удерживает власть силой тирании.

И если в странах а’джам все намного проще, а “простота” заключается в том, что народ там более темный в понимании религии, особенно на постсоветском пространстве (после отравления ядом безбожия), и эти мурджииты (т.е адепты суфизма) особо не утруждены ничем, кроме как навешиванием ярлыков и сбрасыванием неугодных в реку, то в арабских странах ситуация намного сложнее – там уже необходим более менее научно-обоснованный подход.

Если перейти от абстрактности к сегодняшним реалиям, то Египет – яркий пример тому, как “работают” их лидеры, и как политтехнологи используют их работу против становления этой уммы. Как же они умудрились завоевать себе определенную аудиторию за короткое время, став звездами особенно для иностранных студентов?

Фишка заключалась в том, что мубараковская власть в свое время полностью зачистила пространство да’вата, задавив ученых так, что некоторые из них покинули страну, других посадили, а третьих просто сломали физически. Даже был случай, как одного известного имама заразили СПИДом через укол, когда он был в заключении.

Параллельно был дан полный карт-бланш на “работу” этих бородатых дядек с нравами как у женщин, которые, прикрываясь саляфией, давали фатвы об обязательном (фардия) сотрудничестве со Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такойспецслужбами, сдавании им всех, кого заподозрят в отклонении. Они открыто делали дуа за благополучие кровавого министра Адли Мансура, а также только и делали, что порочили ученых и проповедников, выискивав их недостатки, выслеживая их, правдой и неправдой выставляя все их “заблуждения” напоказ.

И когда по милости Всевышнего (после революции) установилась благоприятная почва для призыва, за короткое время только в Египте открылись несколько десятков исламских каналов, эти горе-ревнители “манхаджа салаф” остались не удел.

Сегодня когда танки вошли в Каир, а наивную власть вышвырнули, параллельно пересадив основную часть “исламской ” интеллигенции, похитив президента, эти горе-шейхи обрели вторую жизнь и начали с удвоенной силой призывать к покорению и полному подчинению перед лидерами переворота, во главе которых стоят отъявленные враги и ненавистники этой уммы, которые в тысячи раз хуже Мубарака. Последний хоть как-то отождествлял себя с Исламом, а эти воинствующие либералы открыто насмехаются над религией, над Кораном и пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Также эти лидеры в открытую заявляют на весь мир, что Египет перестал быть исламским и уже никогда не будет таковым с этих дней.

Когда генерал Сиси (который, замечу, был объявлен героем “Израиля”) обратился к народу, чтобы он поддержал его в применении силы против “террористов”, «шейхи» с минбаров мечетей начали призывать выходить на митинги в поддержку этих тагутов, хотя сами засорили интернет своими роликами о запретности проведения митингов и демонстраций. Хасбуна Ллаху ва ниъмаль вакиль.

Конечно, можно было бы привести больше фактов, которых очень много, но не хочется слишком удлинять, ведь разумному и справедливому и так всё понятно.

Слова предшественников о мурджиитах

В завершение хотелось бы остановится на некоторых высказываниях имамов этой уммы,

которые опасались фитны ирджа больше, чем фитны хавариджей, названными Посланником (мир ему и благословение Аллаха) псами ада.

Сказал великий табиин Ибрахим Ан-Нахаи: «Мы боимся фитны мурджиитов¬ для этой Уммы больше, чем хавариджей» («Сунна», 617).

Как сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия о мурджиитах: «Дорога мурджиитов и им подобных — следование путем абсолютного подчинения¬ правителям, даже если они не будут праведными» («Маджмуа Аль Фатава», 28/507).

Очень точное для наших дней определение мурджиизма привел имам Ибн Касир в «Бидая уа нихайя», т.10, стр. 267, от Ибн Асакира, в жизнеописании Ан-Надра ибн Шамиля, сказавшего об ирджа: «Вера, приспособленная к королям с целью достижения мирского, приносящая изъян религии». А ведь это было сказано об отношении мурджиитов к нечестивым исламским правителям, которые, однако, были легитимными имамами. Мурджииты же наших дней пошли ещё дальше со своими призывами подчиняться правителям-кафирам, враждующим с религией.

Из этого всего вытекает следующее — личности, которые не правят по законам Аллаха, сражаются с исламским призывом, дружат с неверными и сражаются на их стороне против мусульман, которые оставили молитву и все столпы Ислама, распространяют разврат и пороки, сеют бид’а и ширк, оставляют все дела Ислама и совершают почти все грехи и мерзости — согласно их акиде являются верующими где-то «в сердце», и даже легитимными исламскими правителями.

Сказал шейх–уль-Ислам Ибн Теймия: «Тот, кто сказал слово неверия без нужды, намеренно, зная, что это слово неверия, становится неверным внешне и внутренне, и нельзя сказать, что внутри он может быть верующим. И кто так скажет, тот вышел из Ислама» (см. «Сарим аль-Маслюль», 438).

Недаром сказал великий учёный-табиин Саид Ибн Джубейр: «Мурджииты — яхуды этой киблы» («Сунна», 723).

Сказал Аз-Зухри: “В Исламе не было более вредного нововведения в отношении мусульман, чем мурджиизм (ирджа)”.

Прошу Всевышнего Аллаха, избавить исламскую Умму от убеждений мурджиитов, защитить наших незнающих братьев от этого и наставить на прямой путь тех, кого сбил проклятый шайтан!

И в завершение прошу прощения у Аллаха, если где то ошибся. Все, что было сказано правильно — это от Аллаха, а всё дурное — от меня и от шайтана.

Источник

Яхуди

Содержание

Самоназвания, значение и происхождение термина «бухарские евреи»

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Одними из первых российских путешественников в Средней Азии, упомянувшими евреев, были:

После революции 1917 года и крушения Российской империи в 1923 году, в 1924 году началось национально-территориальное размежевание Средней Азии и были организованы национальные республики в составе СССР. 10 февраля 1925 года глава правительства Узбекской ССР Юлдаш Ахунбабаев издал указ о признании евреев Средней Азии этнической группой и, по всей видимости, именно тогда термин бухарские евреи или среднеазиатские евреи закрепился как этническое определение, хотя в паспортах записывались просто евреями. Употреблялся также термин майда миллат, то есть национальное меньшинство.

Во времена Перестройки в СССР, начавшейся в 1985 году, и после распада СССР в 1991 году большинство евреев из Средней Азии эмигрировали в США, Канаду, Австрию, Германию и Израиль. В США и Канаде употребляются самоназвания: евреи и Jews, бухарские евреи и Bukharan/Bukharian Jews, Bukharians (бухарцы), Jews of Bukhara (евреи/иудеи Бухары), Bukharian Community (бухарская община). В Израиле: бухарские/бухарцы и бухарим (бухарцы), бухарские евреи, бухарская община и эда бухарит (бухарская община), йеhудэй Бухара/яҳудыёни Бухоро (евреи/иудеи Бухары), яhадут Бухара (еврейство Бухары).

Миграционные потоки

С 1827 года первые евреи Бухары из движения Ховевей Цион, основанного духовным лидером Йосефом Маманом, достигают Иерусалима.

С 1868 года до Первой мировой войны 1500 из 16 000 человек, проживавших в районе Бухары, эмигрировали в Иерусалим.

После революции 1917 года в Российской империи, в период между 1920 и 1930 годами, около 4000 бухарских евреев бежали в Палестину через Афганистан и Персию. Около 800 из них были убиты или умерли от голода в дороге.

В 1970-е годы из 17 тысяч бухарских евреев, покинувших Советский Союз, 15,5 тысяч поселились в Израиле, остальные — в США, Канаде и Австрии.

После распада Советского Союза эмиграция усилилась, и значительное количество бухарских евреев выехало в Израиль, США, Австрию и другие страны.

Языки общения

Традиционный разговорный язык, называемый бухарским, представляет собой бухарско-еврейскую разновидность самаркандско-бухарского диалекта фарси или еврейский диалект таджикского языка. Другие языки: узбекский и русский, иврит (у репатриантов в Израиле), а также языки стран проживания. Новое поколение в США, Канаде, Европе и Израиле быстро утрачивает узбекский и фарси. Русский продолжает сохраняться как преобладающий язык бухарско-еврейских газет (The Bukharian Times).

Демография

Основные общины

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Основные общины были расположены во многих городах среднеазиатских республик: в Узбекистане — Ташкент, Самарканд, Бухара, Навои, Хатырчи, Шахрисабз, Карши, Катта-Курган, Коканд, Андижан, Маргилан, Фергана и др., в Таджикистане — Душанбе, Худжанд и др., в Киргизии — Бишкек, Ош и др., в Туркменистане — Мары, Байрамали, Туркменабад и Керки, а также в Казахстане — Шымкент), Тараз, Казалинск и др.

Численность

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

На основе имеющихся статистических данных о населении Средней Азии число бухарских евреев может быть оценено так:

В 1970-е годы около 17 тысяч бухарских евреев выехали из СССР.

На основе переписи 1979 года численность бухарских евреев в Советском Союзе к началу 1980-х годов определяется в 40 тысяч человек. На 1987 год общая численность бухарских евреев в мире (включая третье поколение в Израиле и на Западе) — 85 тысяч, из них около 45 тысяч жили в Советском Союзе, 32 тысячи — в Израиле и около 3 тысяч — в остальных странах.

Сегодня в Израиле существует самая большая община бухарских евреев в мире — около 150 тысяч человек. В США и Канаде живут около 60 тысяч бухарских евреев, 50 тысяч из них в Нью-Йорке, где находится самая большая после Израиля община бухарских евреев. Значительное число бухарских евреев в настоящее время проживает в нью-йоркском районе Форест-Хилс. Там выходит газета «Bukharian Times» на английском языке. Другие живут в разных точках Северной Америки — в Аризоне, Флориде, Калифорнии, Джорджии, Торонто, Монреале и др.

В России по переписи 2002 года 54 опрошенных и 1 житель Украины идентифицировали себя как бухарские евреи.

История

Предыстория

Появление первых евреев в среднеазиатском регионе относится к периоду Персидской державы Ахеменидов в 500-х годах до новой эры. То были древние арамеоязычные и древнеивритоязычные евреи-иудеяне. Иудеянами называют тех евреев, кто возводил своё происхождение от еврейского населения царства Иудея, пленённого царём Нововавилонского царства Навуходоносором II и выведенного в Вавилонию начиная с 598/597 года до новой эры. Самоназвание евреев-иудеян было йеhудым (ед. ч. йеhуды), то есть иудеи.

Евреи-иудеяне не долго пребывали в вавилонском плену. В 539 году до новой эры персидский царь Кир II Великий из династии Ахеменидов со своей армией завоевал Нововавилонское царство и издал декрет об освобождении пленённых народов, в том числе и евреев-иудеян, и позволении вернуться на свою родину.

Как известно, Кир II Великий в 530 году до новой эры воевал в среднеазиатском регионе с кочевниками массагетами, и можно предположить, что именно тогда первые евреи-иудеяне и прибыли на земли среднеазиатского региона в качестве воинов персидской армии Кира II Великого. Уже через 47 лет после гибели Кира II Великого, в 483 году до новой эры, как сказано несколько раз в древнеивритоязычной «Книге Эстэр», при персидском царе Ахашвероше евреи-иудеяне географически расселены организованными общинами во всех областях (то есть сатрапиях) Персидской державы Ахеменидов, от Индии до Куша (включая и среднеазиатские сатрапии). За прошедшие 56 лет после освобождения из вавилонского плена евреи-иудеяне географически расселились по всей Персидской державе Ахеменидов и положили начало многочисленным диаспорам в разных уголках Мира.

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

Третья группа иудеев прибыла на земли среднеазиатского региона через 20 лет после предыдущих событий в составе войск полководца Александра Македонского в 330 году до новой эры. Македонский царь Александр III ещё в 334 году до новой эры начал военный поход против враждебной Персидской державы Ахеменидов и к 332 году до новой эры приблизился к границам Иудеи, где он вступил в контакт с иудейским народом. Как Иосиф Флавий в произведениях «Иудейские древности» и «О древности еврейского народа», так и Талмуд сохранили в форме легенд данные о положительном отношении Александра к иудеям. Однако, из этих легенд представляется историческим фактом, изложенные в двух книгах Иосифа Флавия данные об участии иудеев в войске Александра Македонского, с которым они дошли до среднеазиатского региона.

Четвёртая волна и самая достоверная волна иудейских переселенцев прибыла на земли среднеазиатского региона через приблизительно 42 года после третьей группы иудеев. Это было в 288 году до новой эры после того, как власть в Азии досталась одному из диадохов Александра Македонского Селевку I Никатору.

Сведения об этой волне переселенцев даёт Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности». В книге XII в главе 3 Иосиф Флавий описывает в каком необыкновенном почёте были иудеи у эллинистических царей и добавляет («таким же уважением пользовались они в глазах прочих царей Азии после того, как приняли участие в их походах. Селевк I Никатор удостоил их во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как в самой столице, Антиохии, права гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками, что осталось в силе по настоящее ещё время»).

Одним из городов, который был основан в Азии при Селевке I Никаторе и в котором иудеям он предоставил права гражданства был город Антиохия-Маргиана, основанный примерно в 288 году до новой эры его сыном-соправителем Антиохом I Сотером на месте разрушенной греческой колонии, основанной Александром Великим в Мервском оазисе.

Эти археологические свидетельства подтверждают проживание иудеев в Мервском оазисе со времён Селевка I Никатора, Антиоха I Сотера и Антиоха II Теоса, которым они даровали права гражданства, как и упомянул Иосиф Флавий в произведении «Иудейские древности».

Парфянская империя

Около 115 года до новой эры при представителе парфянской династии Аршакидов Митридате II был захвачен Мервский оазис вместе с его населением и иудеи из Мервского оазиса постепенно стали переселятся в парфянскую столицу Нису. Прожив в Нисе более 100 лет, иудеи Нисы со временем перешли на парфянский язык для общения в повседневном быту. О таких парфяноязычных иудеях из среднеазиатского региона упомянуто в книге «Деяния Апостолов», где они представляны иностранными паломниками в Иерусалиме на праздник Пятидесятницу (Шавуот) в 33 году новой эры, общающимися с двенадцатью апостолами, ближайшими учениками Иисуса Христа. Часть из паломников крестилась после общения с апостолами. Таким образом, благодаря деятельности апостолов, в Парфянской империи появилось довольно много иудеохристиан — евреев христианского вероисповедания, включая в столице Нисе.

Вторая Иудейская Война

Парфянские иудеи приняли активное участие во Второй Иудейской Войне в 115—117 годах против римлян во главе с императором Траяном, бои которой велись и на территории Месопотамии, и окончившейся решительной победой римлян. Можно предположить, что отдельные иудейские подкрепления поступали на войну и из среднеазиатских областей Парфянской империи.

Государство Сасанидов

В 224 году новой эры вместо парфянской державы Аршакидов возникает персидское государство Сасанидов. На языке персов государства Сасанидов термин иудей передаётся как джахуд.

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

С 399 по 420\421 года новой эры царицей-супругой в государстве Сасанидов была дочь иудейского шаха Шошандухт. Средний сын Шошандухт Бахрам стал шахиншахом в государстве Сасанидов в 420\421 году.

Иудеи продолжили жить в провинции Хорасан вплоть до арабского завоевания Мерва в 652 году, пережив и Сасанидскую Персию и Тюркский каганат.

Арабский халифат и Хазарский каганат

Более 2 веков исповедовали хазары иудаизм и за это время иудейские общины распространились через Хазарский каганат из Персии и среднеазиатского региона до земель восточных славян.

Газневиды, Караханиды, Сельджукиды, Каракитаи, Хорезмшахи

В дальнейшем на протяжении более 200 лет в среднеазиатском регионе правили различные династии; Караханиды, Газневиды, Сельджукиды, Каракитаи и Хорезмшахи. На протяжении всего этого периода иудеи продолжали жить на среднеазиатских землях.

В 1000 годах об иудеях в среднеазиатском регионе сообщает поэт Унсури, который упомянул о них в своей касыде во славу султана Махмуда Газневи.

Монгольская империя

Чагатайский улус, государство Хулагуидов, Золотая Орда

После деления Монгольской империи между сыновьями Чингизхана, среднеазиатский регион оказался частично в государстве Хулагуидов, частично в Золотой Орде и частично в Чагатайском улусе. Во всех этих государствах продолжали жить иудеи.

Тимуридская империя

Яхуд в исламе кто такой. Смотреть фото Яхуд в исламе кто такой. Смотреть картинку Яхуд в исламе кто такой. Картинка про Яхуд в исламе кто такой. Фото Яхуд в исламе кто такой

В тимуридский период иудеи жили и в Бухаре, о чём свидетельствует Большая Синагога Бухары, действовшая в городе с 1300-х годов по 1900-е годы, и в столичном Самарканде до 1720 года, когда землетрясение разрушило город, а также в других городах.

Узбекские ханства

В начале XVI века вторглись в тимуридскую Среднюю Азию с севера кочевые узбеки во главе с Мухаммедом Шейбани и основали Государство Шейбанидов (предок Бухарского и Хивинского ханств). Параллельно этому в Персии к власти пришли Сефевиды во главе с Исмаилом I. Эти политические события резко ослабили контакты между иудеями Персии и азербайджанских земель с одной стороны и между иудеями Средней Азии и афганских земель с другой стороны, что привело к распаду единой иудейской группы соответствующих регионов на две отдельные подгруппы; иранско-восточнокавказских иудеев и среднеазиатско-афганских иудеев. (В 1747 году в связи с основанием на афганских землях Дурранийской империи среднеазиатско-афганская подгруппа распадётся на афганских иудеев и собственно бухарских иудеев. Иранско-восточнокавказская подгруппа распадётся на иранских иудеев и восточнокавказских иудеев в связи с основанием в 1747 году на азербайджанских землях Азербайджанских ханств). [ источник не указан 345 дней ]

В 1601-м году власть в Бухарском ханстве перешла от Шейбанидов к Аштарханидам. На рубеже XVI—XVII веков в Бухаре творил поэт уважительно прозванный Хаджейи Бухари (буквально Господин Бухарский; настоящее имя неизвестно), автор «Даниэль-намэ» 1606 года. [23]

К 1600-м годам относится литературная деятельность еврейского поэта Элишы Бен Шмуэля Рагиба Самарканди. Его перу принадлежит поэма «Шахзаде ва суфий (Принц и отшельник)» 1680 года. Нисба Самарканди явно свидетельствует о существовании иудейской общины в Самарканде в 1600-х годах.

Итак, Надыр-шах стал покровительствовать евреям; остановил преследования евреев в Персии [33] ; переселил евреев в запретный для них прежде шиитский город Мешхед, при том назначив их на почётную должность управления казной; разрешил евреям из Персии поселиться в мусульманских гузарах Самарканда и построить там синагогу.

После волны насильственного обращения евреев в мусульманство в Бухарском ханстве при Мангытах, в конце [34] 1700-х годов насильственное обращение евреев в мусульманство также происходит и в Хивинском ханстве при династии Кунгратов.

В 1793 году в Бухару прибыл из Земли Израиля Рав Йосеф Маман и стал духовным лидером бухарского еврейства. Он ввёл сефардский молитвенный канон вместо персидского, которым пользовались бухарские евреи до этого. Рав Йосеф Маман наладил хорошие отношения с мусульманскими авторитетами и сумел спасти бухарских евреев от различных насильственных бед.

В 1802 году бухарские евреи впервые наладили контакты с русскими евреями, написав им письмо на иврите следующего содержания [41] :

Мир и благословение да ниспадут на голову еврейской общины; шлю вам привет. Я слышал от бухарских купцов, что в городах России имеется много евреев; здесь в Кизиль-Гаре, мы не знаем, от каких евреев вы происходите. Нам, для наших дел, надо бывать в России, но до нас дошли слухи, что там очень притесняют и преследуют евреев; если вы полагаете, что мы не будем терпеть притеснений и убытков, то известите нас. Местные купцы пользуются нашими капиталами для торговли, на условиях компании, но не честно поступают при этом; если вы дадите нам положительный ответ, мы сами будем приезжать за товаром. Напишите нам, а если вы иврита не знаете, то пишите на русском языке, но ивритским шрифтом; здесь имеется переводчик, знакомый с русским языком. Надеемся, что наступит знамение для евреев. Напишите, сколько мы должны платить за пересылку денег из Бухары. На этом заканчиваем. Мир вам, всем чадам вашим и домочадцам. Писал в Бухаре призывающий на Израиль благословение Вениамин С»Т. 9-го Сивана 5562 г. от сотворения мира.

Это письмо получили евреи города Шклов Могилёвской губернии Российской империи. Текст переписки был опубликован в книге «Drischat Zion», вышедшей в Франкфурте-на-Одере в 1806 году. В дальнейшем контакты бухарских евреев с русскими евреями участятся.

В 1820-м году в Бухару прибыло российское посольство. Участник посольства Е. К. Мейендорф в книге «Путешествие из Оренбурга в Бухару» [42] оставил некоторые сведения о евреях Средней Азии, сообщив, что они занимают 800 домов (10 % города) и говорят о себе, что они ушли из Самарканда 700 лет назад. Мейендорф пишет, что наибольшая в Азии еврейская диаспора проживает в Бухаре («в Мешхеде 300 еврейских домов, в Шахрисябзе — 30, в Балхе — столько же, в Самарканде и Герате — только 10, в Хиве — 4, в Бадахшане, Коканде и Кашгаре еврейского населения нет»). При этом в действительности в Самарканде проживало больше евреев, хотя они были рассеянны в мусульманских кварталах. Касательно евреев Хивы известно, что в своём большинстве они были обращены в мусульманство в конце 1700-х годах и поэтому тоже были незаметны. Более того, в третьей главе он сообщает, что по всему государству насчитывалось 4000 евреев. Мейендорф повторяет слова других путешественников о том, что евреи занимаются окрашиванием тканей и изготовлением спиртного. Касательно еврейской диаспоры в городе Ташкенте Майендорф сообщает («Ташкент, в котором минимум 3000 домов, окружен глиняной стеной, пришедшей в упадок, так же как и дома; последние построены гораздо хуже, чем в Бухаре. В Ташкенте десять медресе: три из них выстроены по образцу бухарских. Каналы, выведенные из Чирчика, протекающего в 20 верстах к югу от города, доставляют сюда воду и орошают поля. Ташкентский район производит хлопок и шелк, в то время как в туркестанском их добывается очень мало. Артиллерия ташкентского бека состоит из пушек, навьюченных на верблюдов, как в Персии. Вокруг этого города расположены селения Джетыкент, Сайрам, Карабура, Чимган, Икан и пр. и пр., населенные узбеками. Там встречается лишь небольшое число таджиков и туркестанцев и совсем нет евреев»). Однако, в действительности, в 1820 году уже существовала еврейская община в городе Ташкент, как видно из документов в мэрии города.

После смерти духовного лидера Йосефа Мамана в 1823-м году бухарские евреи начали переезжать в Землю Израиля.

В первой половине 1800-х годах вторая волна массовых насильственных обращений в ислам значительно увеличивает число членов общины чала. Остатки общины чала существуют в Средней Азии, в основном в Бухаре, до настоящего времени. Большинство членов её по паспорту являются узбеками.

В Бухарском эмирате постройки, принадлежащие евреям по закону должны были быть ниже на пол-аршина, чем соответствующие постройки мусульман, запрещалось покупать землю и дома мусульман, продавать им продукты питания, заниматься земледелием.

В городе Бухара евреи проживали отдельно от мусульман в трёх кварталах-махалля: Махалляи-Кухна (Старая махалля), Махалляи-Нав (Новая махалля) и Амиробод (город Эмира).

Российская империя

После установления российского протектората все запреты и ограничения, существовавшие для евреев Бухарского эмирата, были отменены. Взамен было введено разделение на туземных евреев, сумевших документально подтвердить своё пребывание на территории Туркестанского края на момент российского завоевания и местное происхождение предков и бухарских евреев. Туземные евреи считались российскими подданными, купцам разрешили свободно торговать по всему краю и в крупнейших городах европейской России.

На бухарских евреев, даже если они были ближайшими родственниками официально туземных законы Российской империи не распространялись, они считались иностранцами и были лишены права приобретать землю или недвижимость, открывать собственное дело.

В 1920-е годы в Узбекской ССР действовал ряд еврейских культурных, научных, образовательных организаций, еврейские колхозы. В 1930-х годах все они были закрыты, бухарско-еврейская интеллигенция репрессирована.

Во время Великой Отечественной Войны до 30 000 бухарских евреев служило в РККА. Среди них были летчики, моряки, танкисты, пехотинцы. Из них около 10 000 погибли или пропали без вести.

После войны бухарские евреи были заняты во всех отраслях советской экономики. В 1951 году закрывается последняя школа с преподаванием на бухарско-еврейском языке. Единственным действующим культурным центром оставалась самаркандская синагога «Канесои Гумбаз». Из числа бухарских евреев вышла замечательная плеяда актёров, артистов, композиторов, режиссёров, музыкантов, танцоров, поэтов, писателей, журналистов, художников, архитекторов, скульпторов, спортсменов, а также медиков и парикмахеров. [ источник не указан 253 дня ]

Образование Государства Израиль в 1948 году, его признание Советским Союзом и установление с ним дипломатических отношений было радостно воспринято бухарскими евреями. Разрыв дипломатических отношений с Израилем 10 июня 1967 года был встречен негативно.

Израиль, Северная Америка, Западная Европа

10 июня 1968 года, через год после разрыва отношений с Израилем, в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить части советским евреям эмигрировать из страны, и в конце 1960-х — начале 1970-х политика Советского Союза в отношении эмиграции в Израиль смягчается. Частичное разрешение эмигрировать привело к усилению диссидентского движения в СССР в рядах отказников. Параллельно в США, в 1974 году была принята поправка Джексона — Вэника с целью давления на СССР по вопросу свободной эмиграции.

Начиная с тех пор и до распада СССР десятки тысяч бухарских евреев обосновались на исторической родине, образовав общины во многих городах государства Израиль.

Во времена Перестройки в СССР начавшейся в 1985 году и после распада СССР в 1991 году, около 60 000 бухарских евреев поселились в Северной Америке. Небольшие общины бухарских евреев существуют также и в Западной Европе: Австрии, Германии и Франции.

Независимые республики СНГ

РФ, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан имеют дипломатические отношения с государством Израиль.

Традиционные занятия

Основными традиционными занятиями евреев в Бухарском эмирате были окраска шерсти и ткани, а также мелкая торговля, а туземных же евреев Русского Туркестана также и крупная торговля (бизнес).

Название красильщиков кабудгари происходит от таджикского кабуд — синий. Краски изготавливались самостоятельно и секреты их производства передавались из поколения в поколение. Среди мусульман эмирата даже выражение: «идти к еврею» означало намерение отдать пряжу для окраски в синий цвет.

Бухарские евреи внесли весомый вклад в развитие музыкальной культуры и танцевального искусства оседлых народов Средней Азии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *