Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»

ДОКЛАД

на школьное методическое объединение

«Сетевые педагогические сообщества

как форма

профессионального развития учителя»

Б АЛ А Ш И ХА

2018 – 2019 учебный год

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам образовательного процесса, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Одной из форм профессионального развития учителя являются сетевые педагогические сообщества.

Почти в каждом новом документе Правительства РФ, посвященном перспективам развития образования и страны, фигурирует вопрос информатизации образования. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий». Развитие телекоммуникационных и информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения — сетевые профессиональные сообщества.

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

Сетевые профессиональные сообщества учителей

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей

в сети интернет?

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Виды сетевых профессиональных сообществ учителей:

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:

Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Размещая свои материалы, учитель получает квалифицированную помощь и оценку коллег. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Каталог сетевых педагогических сообществ

Предметные сообщества

Сообщество учителей биологии и экологии «БИО-ЭКО»: Участники сообщества работают над освещением и распространением опыта использования ИКТ на уроках биологии и экологии, а также во внеурочной деятельности. В рамках сообщества происходит обсуждение проблем естественнонаучного образования. Создана копилка методических разработок для урочной и внеурочной деятельности.

Химия и ИКТ: Сообщество учителей химии создаст условия для общения, обмена опытом, для оказания методической поддержки и помощи по вопросам, которые возникают при работе учителя химии на современном этапе развития образования.

Cообщество учителей физики: Сообщество учителей физики и астрономии, богатое разнообразными материалами по подготовке детей к ЕГЭ, видеоматериалами к урокам и др.

Источник

Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития учителя

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 »

на школьное методическое объединение

« Сетевые педагогические сообщества

профессионального развития учителя»

2018 – 2019 учебный год

Настоящий этап развития России характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех сферах функционирования общества. Результатом социально-политических изменений в стране стал новый социальный заказ, сформулированный в качестве цели образования: создание условий для развития активной, творческой личности, способной адаптироваться к изменяющемуся миру, когда востребована конкурентноспособная личность с ориентировкой на непрерывное саморазвитие. И педагогам, как главным участникам образовательного процесса, предъявляются высокие требования. В XXI веке возникает потребность в поиске ответов на вопросы, обращённые к профессиональному развитию педагогических кадров, его структуре, содержанию, технологиям и оценке качества подготовки педагогов и образования в целом. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире в формате достижения нового качества массового образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: «Как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность учителя, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее «вызовам времени?». Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

Одной из форм профессионального развития учителя являются сетевые педагогические сообщества.

Почти в каждом новом документе Правительства РФ, посвященном перспективам развития образования и страны, фигурирует вопрос информатизации образования. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий». Развитие телекоммуникационных и информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения — сетевые профессиональные сообщества.

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества.

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

обмен опытом учения-обучения;

распространение успешных педагогических практик;

поддержка новых образовательных инициатив.

Сетевые профессиональные сообщества учителей

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию с любой точки земного шара. Люди становятся ближе друг к другу, характер взаимоотношений меняется: ускоряется процесс обсуждения и принятия решений по многим вопросам, расширяется круг заинтересованных лиц. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевое сообщество обозначает сообщество людей, общающихся между собой при помощи сети интернет. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы пользуемся его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Что представляет собой профессиональная деятельность учителей

Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Виды сетевых профессиональных сообществ учителей :

Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности :

дистанционное обучение в рамках сообщества

«Мастерская», или мастер-класс

Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Размещая свои материалы, учитель получает квалифицированную помощь и оценку коллег. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.

Каталог сетевых педагогических сообществ

Педсовет.org. Адрес сайта: http://pedsovet.org/ Цели работы: популяризация в сети деятельности работников образования, активизация и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

«Интернет-государство учителей», Интер ГУ.ru. Адрес сайта: http://intergu.ru/ Данный проект имеет банк образовательных ресурсов «Инфотека», позволяет на виртуальном педсовете обсудить разнообразные проблемы в области образования, можно получить консультацию от коллег или специалистов, поделиться опытом. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

Сайт «Сетевого образовательного сообщества Rus Edu». Адрес сайта: http://rusedu.net/ Входит в группу образовательных сайтов. Можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, есть методическая копилка.

Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru/ Крупнейший учительский Интернет-проект России. Широкая площадка созидательного взаимодействия профессионалов-учителей, победителей ПНПО, методистов. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон, творческие группы по самым разным направлениям педагогической деятельности, тематические форумы. Вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ и программного обеспечения в учебном процессе, подборку ссылок на аналитические и тематические статьи для педагогов. Есть возможность получить юридическую консультацию. После регистрации для Вас станет доступной подписка на электронную рассылку новостей портала и его сообществ.

Сетевое сообщество Соцобраз. Адрес сайта: http://wiki.iot.ru/index.php/ Сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей). Блоги, сетевые консультации, разработки, статьи.

ПроШколу.ру. Адрес сайта: http://www.proshkolu.ru/ Это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Вы можете посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ. Есть раздел «Источник знаний», где можно пройти тесты по разным предметам. Имеется возможность публикации собственных материалов. Посетители Вашей странички могут написать комментарии, о чем Вы сразу узнаете по выделенной строке «Вас комментируют». Преимущество данного педагогического сообщества: удобный интерфейс, общительная и отзывчивая аудитория. Можно найти не только материалы по работе, но и для души.

Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество. Адрес сайта: http://www.schoolexpert.ru/main Целью сообщества является использование потенциала учителей-новаторов и лучших педагогических коллективов для организации общественной экспертизы основных компонентов стандарта общего образования второго поколения. Для участия в работе Интернет-сообщества необходимо зарегистрироваться.

Сайт Интернет-сообщества учителей. Адрес сайта: http://pedsovet.su/ В основе сайта лежит идея взаимопомощи: «учитель, помоги учителю!» Наличие на ресурсе педагогического сообщества ЦОР: презентации, программы, разработки уроков. Есть форум и переписка. Есть разделы по предметам, для общей осведомленности, новости, завучам и т.д. Обсуждается и рассказывается все и обо всем, что связано со школой и педагогической деятельностью. В обсуждении могут участвовать не только учителя, но и ученики, родители. Каждый зарегистрированный пользователь может разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника. Свидетельство о публикации собственных материалов платное.

Источник

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя

Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Смотреть фото Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Смотреть картинку Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Картинка про Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Фото Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения

Дата публикации: 12.09.2015 2015-09-12

Статья просмотрена: 8987 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И. В. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 444-449. — URL: https://moluch.ru/archive/98/21994/ (дата обращения: 16.12.2021).

Данная статья посвящена информатизации образования в современных социально-экономических условиях. Автор рассматривает вопрос о формировании и существовании сетевых профессиональных сообществ, выделяет основные факторы, создающие фундамент сетевого профессионального сообщества; охватывается вопрос о проникновении информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов, о создании сетевых педагогических сообществ.

Ключевые слова:Интернет-сообщество; образовательное сообщество; сетевое сообщество; сетевое профессиональное сообщество; сетевое педагогическое сообщество.

Одной из важнейших отличительных особенностей современного этапа развития общества является его информатизация, которая понимается как «процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в системе образования России» [3]. Почти в каждом новом документе Правительства РФ, посвященном перспективам развития образования и страны, фигурирует вопрос информатизации образования. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий» [2].

Развитие телекоммуникационных и информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения — сетевые профессиональные сообщества. Рассмотрение сетевых педагогических сообществ необходимо начать с определения сущности понятий «сообщество», «Интернет-сообщество», «образовательное сообщество», «сетевое сообщество», «сетевое профессиональное сообщество».

Единого определения, что такое сообщество, не существует. Различные научные дисциплины формируют различные определения и подходы к изучению данного понятия. Так, Дж. Дьюи, пишет, что: «Сообщество — это множество людей, общающихся между собой» [1, с. 63]. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сообщество — это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели» [4, с. 686]. Интернет-сообщество — это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет. Образовательное сообщество — группа людей, обменивающаяся идеями. Сетевое сообщество — это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. (http://primwiki.ru/index.php/Сетевые сообщества педагогов)

Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Смотреть фото Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Смотреть картинку Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Картинка про Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Фото Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения

Рис. 1. Сетевое сообщество, определение Е. Д. Патаракина

(Патаракин Е. Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.htm)

Сетевое профессиональное сообщество это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяющая учителям общаться друг с другом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, решать профессиональные задачи, обмениваться опытом друг с другом на виртуальных мастер-классах, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве; группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Е. В. Алексеева выделяет три основных фактора, создающих фундамент сетевого профессионального сообщества:

1. Идея. Именно идея «обрастает» предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Во многом именно идея пользуется той или иной степенью доверия и притягивает к себе людей определенного мировоззрения, воспитания, культуры.

2. Возможность общения. Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой, обсуждение. Джон Дьюи в книге «Демократия и образование» показал, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. «Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение — тот способ, благодаря которому они обретают это общее».

3. Условия для развития идеи (Алексеева Е. В. Интернет-поддержка развития педагогов. Режим доступа: http://iso.pippkro.ru/akadem/9.doc)

Е. Д. Патаракин в своей работе «Устройство сетевых сообществ» пишет: «В сети вырастают новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения. Каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации. Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги, не выполняя чей-то заказ». (Патаракин Е. Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.htm).

Сетевое педагогическое сообщество это группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий. (http://primwiki.ru/)

Цели сетевого педагогического сообщества могут быть разными, но можно назвать главные — объединение учителей по их профессиональным интересам; создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; организация профессионального сетевого общения и повышения квалификации; организация информационно-методической поддержки и профессиональной взаимопомощи; распространение успешных педагогических практик и др.

Условиями взаимодействия сетевых педагогических сообществ являются:

содержательный интерес участников: возможность проявления собственной инициативы, возможность коллективной поддержки своей инициативы, возможность участия в поддержке и оценке других инициатив, возможность участия в общей деятельности;

наличие организационной структуры, обеспечивающей коммуникацию между участниками сетевого взаимодействия;

мотивы деятельности участников сетевых педагогических сообществ, которые представлены на схеме 2:

Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Смотреть фото Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Смотреть картинку Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Картинка про Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Фото Благодаря чему самопроизвольно формируются новые социальные объединения

Рис. 2. Мотивы деятельности интернет-пользователя (http://primwiki.ru/)

Е. Д. Патаракин отмечает, что современный человек (примечание, и современный учитель) должен быть способен: использовать богатство информации, хранимой в подключенных к Сети компьютерах; использовать для поиска и обработки информации сетевые программные агенты — информационные и сетевые социальные сервисы; использовать для своего развития других людей, которые ищут информацию, представляют в сети свои знания, демонстрируют свои навыки и умения; думать и действовать в меняющихся условиях (Патаракин Е. Д. Вклад сетевых сообществ в образование. Режим доступа: http://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.htm).

Проанализировав существующие сетевые профессиональные сообщества, мы пришли к выводу, что все их можно дифференцировать следующим образом:

· Международное сообщество педагогов «Я-Учитель!» (http://www.a-uchitel.ru) — это сайт для учителей, направленный на общение педагогов-единомышленников между собой, обмен опытом и разработками.

· Международное сетевое профессиональное сообщество «Партнерство в образовании» (www.pil-network.com) — это сообщество для учителей, созданное учителями и поддерживаемое практикующими учителями. Цель портала — создание условий для успешного накопления и распространения инновационного педагогического опыта практикующих педагогов и руководителей образовательных учреждений — опыта «из первых рук».

· Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество (http://www.schoolexpert.ru/main). Главная цель деятельности Интернет-сообщества состоит в ответственной общественной экспертизе проектов важнейших нормативно-правовых документов системы общего образования. К документам данного рода относятся проекты законов и подзаконных актов федерального уровня, регулирующие вопросы общего образования в общероссийском масштабе.

· Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/) — крупнейший учительский Интернет-проект России, защищенный веб-сайт для сообществ учителей, работающих в среднем образовании и использующих или планирующих использовать ИКТ в учебном процессе. Преимущества участия в Сети творческих учителей заключаются в приобретении навыков и открытии новых возможностей использования ИКТ, во взаимодействии с коллегами-единомышленниками, в возможности получить признание и помощь коллег, в доступе к библиотеке материалов, упрощающих подготовку к уроку, в открытии для себя новых идей, вдохновения для дальнейшего поиска и экспериментов.

· Открытый класс. Проект «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества» (http://www.openclass.ru/) создан Национальным фондом подготовки кадров в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Реализуемый проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на решение комплексных задач: поддержка процессов информатизации школ; профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ; широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования; модернизация системы методической поддержки информатизации образования.

На сегодняшний день в Интернет существует уже около 10 региональных учебных ВикиВики. Вот некоторые из них:

· СарВики (Саратов) (http://wiki.saratov.fio.ru/index.php/). СарВики используется на курсах учителей информатики как среда для знакомства с идеологией Веб2.0.;

· АстроВики Нижегородского педагогического университета –(http://www.nnspu.ru:8080/wiki/index.php). Используется для знакомства студентов с современными информационными технологиями и представлением материалов по курсу Технические и Аудиовизуальные средства обучения;

· ТолВики (Тольятти) (http://itc.tgl.ru/wiki/). Виртуальная народная летопись «Тольятти от А до Я»;

· WIKI-VLADIMIR (Владимир) (http://wiki.vladimir.rcde.ru/) поддерживается Владимирским институтом повышения квалификации работников образования и др.

· Сообщество учителей информатики Балтасинского района РТ. Цель сообщества — объединить учителей информатики района, оказать методическую и моральную поддержку коллегам;

· Сообщество учителей Гатчинского муниципального района. Сообщество учителей Гатчинского муниципального района создано и активно функционирует как результат образовательной деятельности МБОУ дополнительного образования «Гатчинский центр непрерывного образования «Центр информационных технологий». Целями и задачами сообщества являются: трансляция опыта работы; создание учительской копилки; проведение очно-дистанционных курсов по программе поддерживающего обучения учителей и др.

· Школа им. Л. Н. Толстого п. Лев Толстой. (http://shkola42levtols.ucoz.ru/). Школа работает над темой «Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в условиях переход на ФГОС второго поколения». Цель методической работы — повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.

По предметным взаимосвязям:

Монопредметныесообщества предназначены для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации, оказания методической поддержки по определенному предмету на современном этапе развития образования. На сайтах сообществ представлены презентации, программы, разработки уроков, видеоматериалы к урокам и др. (Сообщество учителей информатики, Сообщество учителей русского языка и литературы, Сообщество учителей иностранного языка и др.).

Надпредметные сообщества представляют собой совместную деятельность учащихся и учителя:

· Intel Education Galaxy (https://edugalaxy.intel.ru/ index.php?) Галактика — это общение педагогов-единомышленников между собой и внешними экспертами, которое организовано посредством блогов и форумов. Образовательная галактика Intel — это: блоги и посты экспертов и педагогов, рассказывающих об опыте использования и применении ИКТ в педагогической практике; конкурсы педагогического мастерства; онлайн конференции, на которых участники сообщества могут повысить свой профессиональный уровень; проекты и методики внедрения ИКТ в учебный процесс и многое другое.

· Портал МИНОБР.ОРГ (http://minobr.org/) — это множество разнообразных Конкурсов для школьников от начальных классов до старшеклассников, всероссийские дистанционные Олимпиады по предметам для школьников, всероссийские Марафоны для детей, открытые всероссийские Фестивали для учащихся.

· ПроШколу.ru (http://www.proshkolu.ru/) — это бесплатный школьный портал. Каждый учитель и каждый ученик, каждая школа и каждый класс имеет возможность представить себя в сети Интернет. Можно посетить предметные клубы учителей, посмотреть на свою школу из космоса, пообщаться с тысячами школ, учителей и учеников, разместить видео, документы и презентации, опубликовать краеведческую информацию, создать фото-видео галереи, блоги и чаты школ.

Таким образом, сетевая активность педагогов — одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике, повышает тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Кадровый анализ педагогов — участников профессиональных сообществ «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Я-Учитель!» и др. убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие — это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80 % активной аудитории порталов — учителя первой и высшей квалификационной категории, победители разных конкурсов, учителя-методисты. Это позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Размещая свои материалы, учитель получает квалифицированную помощь и оценку коллег. Однако на сегодняшний день еще существуют проблемы, которые стоят на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это, в первую очередь, виртуальная пассивность, нежелание публиковать свою информацию, инертность, недостаток времени, занятость. В связи с этим необходимо разработать механизмы вовлечения педагогов-предметников в сетевые профессиональные сообщества.

Примерами механизмов вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества могут служить:

— создание нормативно-правового регулирования механизмов вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества;

— организация библиотеки нормативных документов;

— возможность получения юридической консультации по профессиональной деятельности;

— создание образовательных стандартов, стимулирующих вовлечение педагогов в сетевые профессиональные сообщества;

— совместное участие учащихся и учителей в выполнении проектов по разным предметам;

— организация и проведение конкурсов, проектов, олимпиад для учащихся и педагогов;

— организация профессионального взаимодействия педагогов в формате мастер-классов, виртуальных педагогических конференций, обсуждений, творческих мастерских и др.;

— оказание методической и консультативной помощи и поддержки педагогам;

— создание условий для общения педагогов с целью повышения их профессиональной компетентности;

— создание банка данных педагогов, накопление методических и практических разработок и др.

Таким образом, механизмы вовлечения педагогов в сетевые профессиональные сообщества должны разрабатываться на государственном уровне — через нормативно-правовое регулирование, создание образовательных стандартов, организацию библиотеки нормативных документов и др. В то время как образовательные учреждения должны стремиться к тому, чтобы сделать сетевые профессиональные сообщества стали неотъемлемой частью учебного процесса.

Для того чтобы привлечь педагогов в профессиональное сообщество, необходимо соблюдение следующих условий:

— наличие актуальной и четкой информации, легкость поиска информации в профессиональном сообществе;

— наличие комфортной среды профессионального общения педагогов, снятие коммуникативных барьеров, создание эмоционально положительного тона общения;

— создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества, привлечение к деятельности сообщества новых участников, помощь новым участникам;

— создание и развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;

— организация учебной деятельности внутри сообщества;

— повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так и в области повышения ИКТ-компетентности;

— проведение конкурсов, олимпиад, конференций, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, педагогами, методистами;

— создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций;

— привлечение сторонних специалистов для расширенных консультаций и др.

Если эти условия будут соблюдаться организаторами сообществ, то учителя будут видеть свою роль в нем, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.

В сетевых педагогических сообществах возможно поддерживать активность, используя следующие такие формы деятельности как обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурс, проект, акция, «мастерская» или мастер-класс, обсуждение в чате, фестиваль проектов, телеконференция и др., а также средства — инструмент для создания дочернего сообщества внутри основного, инструмент создания Вики страницы, блог, форум, форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка), фотогалерея и др.

К критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

— число активных участников;

— продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл);

— динамизм сообщества (рост числа активных участников, количество обсуждаемых тем и их сменяемость, плотность обсуждения);

— аксиологическую направленность (концептуальность, цель, задачи);

— социокультурную направленность взаимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе «кодекса сетевого поведения», правил моделирования и других норм или их обсуждение);

— направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов «смежных» специальностей);

— методическую направленность взаимодействия: публикация методических разработок, взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов, библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества и др.;

— информационно-коммуникативную деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов): организация регулярной информационной деятельности посредством форума; использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.); информирование о деятельности сообщества; информационное консультирование и др. (http://festival.1september.ru/articles/633962/)

Таким образом, благодаря сетевому взаимодействию, сетевые профессиональные педагогические сообщества актуальны, имеют практическую направленность. Участие педагогов в сетевых профессиональных сообществах ведет к повышению их профессиональной компетентности.

1. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы [Текст] / Дж. Дьюи: пер. с анг. И. И. Мюрберг, А. Б. Толстого, Е. Н. Косиловой. — Москва: Идея — Пресс, 2002. –160 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. — М., 2008.

3. Концепция информатизации сферы образования РФ, 1998 г.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *