Благодаря чему согласно аристотелю материя становится вещью

Материя и форма. Аристотель

Материя и форма. Аристотель

В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель Стагирит – последний представитель классического периода греческой философии.

Благодаря чему согласно аристотелю материя становится вещью. Смотреть фото Благодаря чему согласно аристотелю материя становится вещью. Смотреть картинку Благодаря чему согласно аристотелю материя становится вещью. Картинка про Благодаря чему согласно аристотелю материя становится вещью. Фото Благодаря чему согласно аристотелю материя становится вещью

Аристотель (384–322 до н. э.)

Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем сказать и он был ничем, но, наделенный с помощью наших рук и сознания некоей формой, он превратился в вещь, о которой теперь можно что-то говорить, то есть стал чем-то.

Так же и в окружающем нас мире: все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. Все мироздание – это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Таким образом, если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют раздельно, то, по воззрению Аристотеля, мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя, говорит Аристотель, есть всего лишь возможность бытия, форма же из нее создает действительность. Низменная материя – строительный материал, форма же из этой основы создает подлинное существование. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. И только одна-единственная форма существует совершенно сама по себе, ни от чего не зависит и является полностью самостоятельной. Это Ум (или божественный Ум) – перводвигатель, причина и начало всего, пантеистическое начало мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.1. Материя

2.1. Материя Онтология – учение о бытии. Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и материализме. В общем, существует два основных

Тема 3 Живая материя как качественно новая форма бытия

Тема 3 Живая материя как качественно новая форма бытия В настоящей теме дается общая характеристика живой материи, используется общефилософская методология при раскрытии этого уровня земного бытия. Если при анализе неживой материи философия может вести речь о всем

Материя и ее атрибуты

Материя и ее атрибуты В последней трети XIX века буржуазные критики марксизма, а зачастую и многие его сторонники (в том числе соратники, ученики и последователи Маркса и Энгельса) сводили марксистскую теорию к материалистическому пониманию истории, которое

Глава III. Проблема сущности. Материя и форма

Глава III. Проблема сущности. Материя и форма Как уже оговаривалось, наш предмет – не история философии, а теория и история научного познания вообще, а таковое, как известно, возникло и развивалось первоначально именно в рамках философии.Философия – первая форма

3. Материя и форма. Аристотель

3. Материя и форма. Аристотель Исходный пункт философии Аристотеля тот же, что и у Платона. Точка зрения субстрата, «пребывающего», по его мнению, не объясняет причин всего сущего, «то, откуда начало движения». «Ведь не сам лежащий в основе субстрат производит перемену в

ГЛАВА 7 ДУХ И МАТЕРИЯ

ГЛАВА 7 ДУХ И МАТЕРИЯ Обыденный здравый смысл верит, что мы кое-что знаем о духе кое-что о материи; он считает, далее, что того, что мы о них знаем, достаточно, чтобы показать, что они являются совершенно различными вещами. В противоположность этому я считаю, что все, что мы

82. Материя

82. Материя Материальный предмет, как это известно эмпирически, является не единичной существующей вещью, а системой существующих вещей. Когда несколько человек одновременно видят один и тот же стол, все они видят его по-разному; таким образом, «этот» стол, который, как

Аристотель. Материя и форма

Аристотель. Материя и форма В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель

2. Демиург и материя

2. Демиург и материя Из всех проблем, которые так или иначе затрагивал Гиерокл, наибольшее значение для нас имеет проблема соотношения демиурга и материи. Первая неоплатоническая ипостась, а именно первоединство, не была предметом исследования у Гиерокла. Зато он много

5. Материя

5. Материя Как сказано выше (часть вторая, глава II, §1, п. 2), часть комментария Халкидия, относящаяся к материи, может быть подразделена на четыре больших раздела.а) Первый отдел (268 – 274) может быть характеризован так. Сначала мы имеем здесь 1) общий очерк проблемы (268). Дальше

1. Материя и тело

1. Материя и тело Исходная первичная материя, как мы видели, не есть материя отдельных материальных тел, поскольку типов такого рода материи – необозримое количество. Мы установили, что самое главное в античном понимании материи – это понимание материи только как

Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины

Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины Философские учения о фундаментальных формах существования, вроде учения об идеях и учения о субстанции и свойствах, принадлежат к онтологии. Учения о фундаментальных формах познания относятся к эпистемологии

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

1) два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма

1) Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости и эквивалентная форма Тайна всякой формы стоимости заключена в этой простой форме стоимости. Ее анализ и представляет поэтому главную трудность.Два разнородных товара А и В, в нашем примере холст и сюртук,

7. Материя

7. Материя История взглядов на материю. Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся

Источник

Благодаря чему согласно аристотелю материя становится вещью

7.1. йУФПТЙС ЖЙМПУПЖУЛПК ТЕЖМЕЛУЙЙ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ.

7.1.1. бТЙУФПФЕМШ П НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЕ

оБЮБМП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙН ЙУУМЕДПЧБОЙСН ЙДЕК НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ РПМПЦЙМ бТЙУФПФЕМШ, РТЙЮЕН Ч ЕЗП ЖЙМПУПЖЙЙ ПОЙ ЙНЕАФ ЖХОДБНЕОФБМШОПЕ, РЕТЧПУФЕРЕООПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. пО ЦЕ ЪБМПЦЙМ ПУОПЧХ РПОЙНБОЙС ЙИ ЛБЛ МПЗЙЮЕУЛЙИ ЛБФЕЗПТЙК, ИПФС Й ОЕ ПФТЕЖМЕЛУЙТПЧБМ ЬФПЗП ПВУФПСФЕМШУФЧБ.

лБЛ бТЙУФПФЕМШ РПОЙНБЕФ НБФЕТЙА. рПОСФЙЕ НБФЕТЙЙ ОЕ ЙН ВЩМП ЧЧЕДЕОП. пО РЙУБМ:

«йЪ ФЕИ, ЛФП РЕТЧЩЕ ЪБОСМЙУШ ЖЙМПУПЖЙЕК, ВПМШЫЙОУФЧП УЮЙФБМП ОБЮБМПН ЧУЕИ ЧЕЭЕК ПДОЙ МЙЫШ ОБЮБМБ Ч ЧЙДЕ НБФЕТЙЙ: ФП, ЙЪ ЮЕЗП УПУФПСФ ЧУЕ ЧЕЭЙ, ЙЪ ЮЕЗП РЕТЧПЗП ПОЙ ЧПЪОЙЛБАФ Й ЧП ЮФП, Ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ТБЪТХЫБАФУС, РТЙЮЕН ПУОПЧОПЕ УХЭЕУФЧП РТЕВЩЧБЕФ. » /2, У.23/.

хЛБЪБОЙЕ ОБ НБФЕТЙА ЛБЛ ЕДЙОУФЧЕООХА ЙМЙ ЗМБЧОХА РТЙЮЙОХ бТЙУФПФЕМА РТЕДУФБЧМСЕФУС ОЕДПУФБФПЮОЩН ДМС ДПУФЙЦЕОЙС РТПЧПЪЗМБЫЕООПК ПУОПЧОПК ГЕМЙ Ч ФТЕИ ПФОПЫЕОЙСИ:

ЧП-РЕТЧЩИ, РПФПНХ ЮФП ОЕ ПВЯСУОСЕФ ТБЪОППВТБЪЙС ЧЕЭЕК,

ЧП-ЧФПТЩИ, РПФПНХ ЮФП ОЕ ПВЯСУОСЕФ ДЧЙЦЕОЙС (ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС Й ХОЙЮФПЦЕОЙС) Й,

Ч-ФТЕФШЙИ, РПФПНХ, ЮФП ОЕ ПВЯСУОСЕФ УПЧЕТЫЕОУФЧБ Ч НЙТЕ.

х РТЕДЫЕУФЧЕООЙЛПЧ бТЙУФПФЕМС ЧЪЗМСДЩ ОБ НБФЕТЙА ВЩМЙ УХЗХВП ПОФПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ, УОБЮБМБ ПОЙ ПУФБАФУС ФБЛЙНЙ ЦЕ Й Х ОЕЗП. рПЬФПНХ бТЙУФПФЕМШ ПРТЕДЕМСЕФ ПОФПМПЗЙЮЕУЛПЕ НЕУФП НБФЕТЙЙ Ч БУРЕЛФЕ «НБФЕТЙС-ТБЪХН». хЛБЪЩЧБС ОБ ЗБТНПОЙА Ч НЙТЕ («ЧЕЭЙ ОБИПДСФУС Ч ИПТПЫЕН Й РТЕЛТБУОПН УПУФПСОЙЙ», ЙМЙ УФТЕНСФУС Л ЬФПНХ), бТЙУФПФЕМШ ЗПЧПТЙФ :

пДОБЛП бТЙУФПФЕМШ ЙДЕФ ДБМШЫЕ РЕТЧЩИ ЖЙМПУПЖПЧ Й РЕТЕПУНЩУМСЕФ РПОСФЙЕ НБФЕТЙЙ.

чП-РЕТЧЩИ, ПО РТЕПДПМЕМ «ЖЙЪЙЛБМЙЪН» Ч ЕЕ РПОЙНБОЙЙ. жЙЪЙЛБМЙЪН Ч РПОЙНБОЙЙ НБФЕТЙЙ ОБЙВПМЕЕ ЧЩРХЛМП РТПСЧЙМУС ЗПТБЪДП РПЪЦЕ, Ч 18-19 ЧЕЛБИ, ЛПЗДБ РПД НБФЕТЙЕК УФБМЙ РПОЙНБФШ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ЧЕЭЕУФЧП, ЗМБЧОЩН РТЙЪОБЛПН ЛПФПТПЗП СЧМСЕФУС ОБМЙЮЙЕ НБУУЩ РПЛПС. оП ПО ВЩМ РТЙУХЭ Й РЕТЧЩН ЖЙМПУПЖБН Ч ОЕУЛПМШЛП ВПМЕЕ БВУФТБЛФОПК ЖПТНЕ РТЙЪОБОЙС ЪБ НБФЕТЙЕК МЙЫШ ФЕМЕУОЩИ ЛБЮЕУФЧ. йНЕООП ЬФП бТЙУФПФЕМШ ТЕЫЙФЕМШОП Й ПРТЕДЕМЕООП ПФЧЕТЗ:

ч ЬФПН ХФЧЕТЦДЕОЙЙ Й ЪБЛМАЮБЕФУС РТЕПДПМЕОЙЕ ЖЙЪЙЛБМЙЪНБ Ч РПОЙНБОЙЙ НБФЕТЙЙ.

чП-ЧФПТЩИ ПО ДБЕФ ЧЕУШНБ БВУФТБЛФОХА ЖПТНБМШОХА ЬЛУРМЙЛБГЙА НБФЕТЙЙ:

«РПД НБФЕТЙЕК С ТБЪХНЕА ФП, ЮФП УБНП РП УЕВЕ ОЕ ПВПЪОБЮБЕФУС ОЙ ЛБЛ ПРТЕДЕМЕООПЕ РП УХЭЕУФЧХ, ОЙ ЛБЛ ПРТЕДЕМЕООПЕ РП ЛПМЙЮЕУФЧХ, ОЙ ЛБЛ ПВМБДБАЭЕЕ ЛБЛЙН-МЙВП ЙЪ ДТХЗЙИ УЧПКУФЧ, ЛПФПТЩНЙ ВЩЧБЕФ ПРТЕДЕМЕОП УХЭЕЕ» (2, У. 115).

ч-ФТЕФШЙИ, ПО ЖПТНХМЙТХЕФ ФБЛЙЕ ЙДЕЙ Ч РПОЙНБОЙЙ НБФЕТЙЙ, ЛПФПТЩЕ РТПДЧЙЗБАФ бТЙУФПФЕМС РП РХФЙ Л МПЗЙЮЕУЛПК ЛБФЕЗПТЙЙ НБФЕТЙС/ЖПТНБ.

рТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ЬФП ЙДЕС ПФОПУЙФЕМШОПУФЙ РПОСФЙС НБФЕТЙЙ. ч РТЙТПДХ ЧЕЭЙ ЧИПДЙФ РЕТЧБС НБФЕТЙС:

рПОСФЙЕ РЕТЧБС НБФЕТЙС РП ПФОПЫЕОЙА Л ФТБДЙГЙЙ РЕТЕПУНЩУМЕОП. оБ ЧПРТПУ «ЙЪ ЮЕЗП УПУФПСФ ЧЕЭЙ?» бТЙУФПФЕМШ РТЕДМБЗБЕФ ОЕ ПДОПЪОБЮОПЕ ХЛБЪБОЙЕ ОБ РЕТЧПОБЮБМП, Б ФБЛЦЕ ХЛБЪБОЙЕ ОБ ФП, ЙЪ ЮЕЗП ЧЕЭШ УПУФПЙФ ЛБЛ ЙЪ УЧПЕЗП УРЕГЙЖЙЮЕУЛПЗП ВМЙЦБКЫЕЗП НБФЕТЙБМБ:

чЩДБАЭЙНУС ЧЛМБДПН бТЙУФПФЕМС Ч ПОФПМПЗЙА СЧМСЕФУС ЕЗП ХЮЕОЙЕ П ЖПТНЕ. рПУЛПМШЛХ НБФЕТЙС, ЛБЛ ОБЮБМП, ОЕ ПВЯСУОСЕФ ОЕ ФПМШЛП ЗБТНПОЙЙ, ОП Й ТБЪОППВТБЪЙС ЧЕЭЕК Й ЕЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС,

«ОХЦОП ЙУУМЕДПЧБФШ. ЧПРТПУ, СЧМСЕФУС МЙ ЮФП-МЙВП ЛТПНЕ НБФЕТЙЙ УБНПУФПСФЕМШОПК РТЙЮЙОПК» (2, У.44).

йЪ ПДОПК Й ФПК ЦЕ НБФЕТЙЙ НПЦЕФ УПУФПСФШ ТБЪОПЕ, Й

юФП РПОЙНБЕФ бТЙУФПФЕМШ РПД ЖПТНПК. ьФПФ ЧПРТПУ ЙНЕЕФ Х ОЕЗП ОЕ УФПМШ СУОЩК ПФЧЕФ, ПРЙТБАЭЙКУС ОБ НОПЦЕУФЧП ЬЛУРМЙЛБГЙК. йДЕС ЖПТНЩ ЧПУИПДЙФ Л РМБФПОПЧПК ЙДЕЕ ЙДЕЙ, ОП ЖПТНБ, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ РМБФПОПЧЩИ ЙДЕК, ОЕ ЙНЕЕФ УБНПУФПСФЕМШОПЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС, ПОБ УХЭЕУФЧХЕФ ФПМШЛП Ч ЧЕЭЙ.

юЕФЩТЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ЖПТНЩ СЧМСАФУС ЗМБЧОЩНЙ:

-ЖПТНБ ЕУФШ РЕТЧБС УХЭОПУФШ ЙМЙ РЕТЧПОБЮБМП (ОБТСДХ У НБФЕТЙЕК). х ЧЕЭЙ ОЕФ УПВУФЧЕООПК РТЙТПДЩ, ЕУМЙ Х ОЕЕ «ОЕФ ЧЙДПЧПК ЖПТНЩ»;

-ЖПТНБ ЕУФШ ЧОЕЫОЙК ПВТБЪ ЧЕЭЙ;

-ЖПТНБ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ ЧЕЭЙ. чПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ЧЕЭЙ ЙЪ ДТХЗПК ЧЕЭЙ ЕУФШ ОБДЕМЕОЙЕ НБФЕТЙЙ ОПЧПК ЖПТНПК. ьФПФ РТПГЕУУ ЙНЕЕФ ГЕМШ (РТЙОГЙР ЬОФЕМЕИЙЙ):

«РПУМЕДОЕК ГЕМША СЧМСЕФУС ЖПТНБ, Б ЪБЛПОЮЕОП ФП, ЮФП РТЙЫМП Л РПУМЕДОЕК ГЕМЙ» (2, У.101). ьФП ЕУФШ ПУХЭЕУФЧМЕООПУФШ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ, ЬОФЕМЕИЙС ЛБЛ ДПУФЙЦЕОЙЕ ЖПТНЩ-ГЕМЙ;

-ЖПТНБ ЕУФШ УХФШ ВЩФЙС (УХЭОПУФОПЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ) ЧЕЭЙ: «УХФШ ВЩФЙС ДБОБ ЧУСЛЙК ТБЪ Ч ЖПТНЕ Й ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ» (2, У.143). уМЕДПЧБФЕМШОП, ЖПТНБ ОЕ УПЧРБДБЕФ У ЧЕЭША Ч ЕЕ РПМОПФЕ, Б

«ПВПЪОБЮБЕФ ФБЛХА-ФП ЛБЮЕУФЧЕООПУФШ Ч ЧЕЭЙ Й ОЕ ЕУФШ ЛБЛ ФБЛБС ЬФБ ЧПФ ПРТЕДЕМЕООБС ЧЕЭШ» (2, У.124).

бТЙУФПФЕМЕЧБ ЙДЕС ЖПТНЩ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УЧЕДЕОБ Л ПДОПНХ ЙЪ ЬФЙИ ПРТЕДЕМЕОЙК, ОБРТЙНЕТ, ЮФП ЬФП УХФШ ВЩФЙС, ЙМЙ ЧОЕЫОЙК ПВТБЪ. фПМШЛП ЙИ УПЧПЛХРОПУФШ Й УЙОФЕЪ ДБЕФ РТБЧЙМШОПЕ РПОСФЙЕ.

чБЦОЕКЫБС ПОФПМПЗЙЮЕУЛБС ЙДЕС бТЙУФПФЕМС ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ХФЧЕТЦДЕОЙЙ РЕТЧЕОУФЧХАЭЕК ТПМЙ ЖПТНЩ, Ч ЕЕ БЛФЙЧОПУФЙ Ч ПРТЕДЕМЕОЙЙ ЧЕЭЙ.

пФУАДБ НЕФПДПМПЗЙЮЕУЛПЕ ФТЕВПЧБОЙЕ:

«фП, УПЗМБУОП ЮЕНХ УХЭЕУФЧХЕФ ЮФП-ОЙВХДШ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ХЛБЪЩЧБЕФУС ЖПТНБ, Б ОБ ЧФПТПН НЕУФЕ. НБФЕТЙС ЛБЦДПК ЧЕЭЙ» (2, У. 98).

чЪБЙНОБС ПФОПУЙФЕМШОПУФШ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ РТПСЧМСЕФУС ФБЛЦЕ Й Ч ФПН, ЮФП бТЙУФПФЕМШ ОБДЕМСЕФ НБФЕТЙА СЧУФЧЕООПК ЖХОЛГЙЕК ЖПТНЩ. пФНЕЮБС ПЮЕЧЙДОЩК ЖБЛФ, ЮФП ЙЪ ПДОПК Й ФПК ЦЕ (УРЕГЙЖЙЮЕУЛПК) НБФЕТЙЙ НПЗХФ ВЩФШ УПЪДБОЩ ТБЪОЩЕ ЧЕЭЙ, ОБРТЙНЕТ, ЙЪ ДТЕЧБ СЭЙЛ Й ЛТПЧБФШ, бТЙУФПФЕМШ ЗПЧПТЙФ:

«б Х ОЕЛПФПТЩИ ЧЕЭЕК, ЕУМЙ ПОЙ ТБЪОЩЕ, НБФЕТЙС У ОЕПВИПДЙНПУФША ДПМЦОБ ВЩФШ ДТХЗБС, ОБРТЙНЕТ, РЙМБ ОЕ НПЦЕФ РПМХЮЙФШУС ЙЪ ДЕТЕЧБ, Й ДЕМП ФХФ ОЕ Ч ДЧЙЦХЭЕК РТЙЮЙОЕ: ЕК ОЕ УДЕМБФШ РЙМХ ЙЪ ЫЕТУФЙ ЙМЙ ДЕТЕЧБ» (2, У. 145).

юФП ЦЕ НЩ ЙНЕЕН Ч ЙФПЗЕ?

ч УТЕДОЕЧЕЛПЧПК УИПМБУФЙЛЕ РПОСФЙС «НБФЕТЙС» Й «ЖПТНБ» ЫЙТПЛП ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙУШ Й ПВУХЦДБМЙУШ Ч УЧСЪЙ У БТЙУФПФЕМЕЧУЛЙН ХЮЕОЙЕН П ЖПТНЕ ЧУЕИ ЖПТН). бЧЗХУФЙО РТЙОЙНБЕФ ЙДЕА бТЙУФПФЕМС П НБФЕТЙЙ ЛБЛ ЧПЪНПЦОПУФЙ, МЙЫБС ЕЕ, ПДОБЛП, МПЗЙЮЕУЛПЗП ПФФЕОЛБ, ФБЛ ЛБЛ ОЕ ТБУУНБФТЙЧБЕФ ЧПРТПУ П УРЕГЙБМШОПК НБФЕТЙЙ ЛБЦДПК ЧЕЭЙ. еЗП ТБУУНПФТЕОЙЕ ЮЙУФП ПОФПМПЗП-НЕФБЖЙЪЙЮЕУЛПЕ—ТЕЮШ ФПМШЛП П НБФЕТЙЙ-РЕТЧПОБЮБМЕ, ОП ЙДЕС НБФЕТЙЙ ФЕМЕУОПК Й ВЕУФЕМЕУОПК ФБЛЦЕ РТЙОЙНБЕФУС. еУФЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН БВУПМАФОПЕ УХВУФБОГЙБМШОПЕ ВЩФЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФУС ЛБЛ ЮЙУФБС ЖПТНБ ТБЧОБС вПЗХ. нПЦОП ПФНЕФЙФШ ЛБЛ ЙЪЧЕУФОПЕ РТПСУОЕОЙЕ ЙДЕЙ ЖПТНЩ Ч ФПН, ЮФП ЖПТНБ ЛПОЛТЕФОПК ЧЕЭЙ НЩУМЙФУС ЛБЛ ЧОЕЫОСС (species) Й ЧОХФТЕООАА (forma). дБЦЕ УБНЙ ЙНЕОБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХАФ, ЮФП ЙНЕООП ЧОХФТЕООСС ЖПТНБ РТЙОЙНБЕФУС ЛБЛ ЖПТНБ Ч ОБЙВПМЕЕ ЗМХВПЛПН УНЩУМЕ. рПОЙНБЕФУС ПОБ ЛБЛ ЧОХФТЕООСС ПТЗБОЙЪБГЙС ЧЕЭЙ, ДЕМБАЭБС ЧЕЭШ ПРТЕДЕМЕООПК Ч ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЙ Й Ч РТПСЧМЕОЙСИ УЧПКУФЧ. чУЕ ЬФП, Ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ, Й ЧЩМЙМПУШ Ч ЙЪЧЕУФОЩК ФЕЪЙУ: forma dat esse rei (ЖПТНБ ДБЕФ ЧЕЭЙ ВЩФШ), ЛПФПТХА УМЕДХЕФ РПОЙНБФШ ЛБЛ Ч ПВЭЕНЕФБЖЙЪЙЮЕУЛПН УНЩУМЕ (ЮФП ЮЙУФБС ЧЩУЫБС ЖПТНБ ДБЕФ ЧППВЭЕ ЧЕЭБН ВЩФЙЕ), ФБЛ Й Ч ЛПОЛТЕФОП ПОФЙЮЕУЛПН (ЮФП ЙНЕООП ЖПТНБ ДБЕФ ЧЕЭЙ ВЩФШ Ч ЕЕ ПРТЕДЕМЕООПУФЙ ЛБЛ ФБЛПЧПК). ч ГЕМПН Х бЧЗХУФЙОБ, ЛБЛ Й Х РПУМЕДХАЭЙИ ЖЙМПУПЖПЧ УТЕДОЕЧЕЛПЧШС, ПУПВПЗП РТПДЧЙЦЕОЙС НЩУМЙ, Ч УТБЧОЕОЙЙ У бТЙУФПФЕМЕН, ОЕФ.

7.1.3. лБОФ П НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЕ

тБЪМЙЮЕОЙЕ лБОФПН НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ РТЙНЕЮБФЕМШОП ФБЛЦЕ Й Ч ЗОПУЕПМПЗЙЮЕУЛПН ПФОПЫЕОЙЙ. пО РПУФПСООП ЗПЧПТЙФ П «НБФЕТЙЙ ЮХЧУФЧЕООПУФЙ», ЛПФПТПК СЧМСАФУС ПЭХЭЕОЙС,

«РП ПФОПЫЕОЙА Л ОЕК Й ЕЕ ТБЪМЙЮЕОЙСН НЩ ЮЙУФП УФТБДБФЕМШОЩ. оЙЛПЗДБ ОЕМШЪС РТЕДУФБЧЙФШ Ч НЩЫМЕОЙЙ ЛБЛПК-МЙВП ОПЧЩК ЧЙД ЧРЕЮБФМЕОЙС. оП СЧМЕОЙС ЙНЕАФ ФБЛЦЕ ЖПТНХ, ОЕЛПФПТПЕ ЪБМЕЗБАЭЕЕ Ч УХВЯЕЛФЕ ПУОПЧБОЙЕ» (лБОФ, //мПЗПУ, N 10, н., 1997, У.113).

дМС УБНПЗП лБОФБ УРЙУПЛ ЛБФЕЗПТЙК ПЗТБОЙЮЙЧБЕФУС ЕЗП фБВМЙГЕК, ЛХДБ НБФЕТЙС Й ЖПТНБ ОЕ ЧИПДСФ. рПЬФПНХ ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ П УПЪОБФЕМШОПН ЧЧЕДЕОЙЙ ЙН ЛБФЕЗПТЙЙ НБФЕТЙС / ЖПТНБ. ьФП ВЩМП УДЕМБОП зЕЗЕМЕН.

7.1.4. зЕЗЕМШ П НБФЕТЙЙ, ЖПТНЕ Й УПДЕТЦБОЙЙ

зЕЗЕМШ ЪБЧЕТЫЙМ ТЕЖМЕЛУЙА РПОСФЙК НБФЕТЙС Й ЖПТНБ Ч ЮЙУФП МПЗЙЮЕУЛПН ЛМАЮЕ. ьФП ЧЩТБЦБЕФУС Ч УБНПН ЖБЛФЕ, ЮФП ЬФЙ РПОСФЙС ТБУУНБФТЙЧБАФУС ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч МПЗЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЕ ЛБФЕЗПТЙК.

зЕЗЕМЕЧУЛБС ЬЛУРМЙЛБГЙС НБФЕТЙЙ БОБМПЗЙЮОБ БТЙУФПФЕМЕЧУЛПК:

зЕЗЕМШ ДБЕФ ФБЛЦЕ ОБЙВПМЕЕ БВУФТБЛФОХА ЬЛУРМЙЛБГЙА ЖПТНЩ:

«л ЖПТНЕ РТЙОБДМЕЦЙФ ЧППВЭЕ ЧУЕ ПРТЕДЕМЕООПЕ» (4, У.531).

йДЕС бТЙУФПФЕМС, ЮФП ЖПТНБ ЧЩТБЦБЕФ УХЭОПУФШ /ЛБЮЕУФЧЕООПУФШ/ ЧЕЭЙ, Х зЕЗЕМС ФБЛЦЕ ФТБОУЖПТНЙТХЕФУС Ч ВПМЕЕ БВУФТБЛФОХА ЙДЕА П ФПН, ЮФП ЖПТНБ ЕУФШ «МЙЫШ УЧЕЮЕОЙЕ УХЭОПУФЙ». тЕЮШ ЙДЕФ ОЕ П ЖПТНЕ ЧЕЭЙ, Б П ЖПТНЕ ЛБЛ БВУФТБЛФОПН РПОСФЙЙ Ч ЕЗП ПФОПЫЕОЙЙ Л БВУФТБЛФОПНХ ЦЕ РПОСФЙА УХЭОПУФЙ. хЮЕОЙЕ П УХЭОПУФЙ ЛБЛ ТБЪ Й ТБУЛТЩЧБЕФУС ЧЧЕДЕОЙЕН ЙДЕК ЖПТНЩ, НБФЕТЙЙ, УПДЕТЦБОЙС, Й ДБМЕЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ, ОЕПВИПДЙНПУФЙ Й ДТ.

йЪ УБНПК МПЗЙЛЙ ЗЕЗЕМЕЧУЛПЗП НЕФПДБ УБНПТБЪЧЙФЙС РПОСФЙК ЧЩФЕЛБЕФ ЙДЕС ОЕТБУФПТЦЙНПЗП ЕДЙОУФЧБ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ЬФП МПЗЙЮЕУЛПЕ ЕДЙОУФЧП :

«оЙ НБФЕТЙС, ОЙ ЖПТНБ ОЕ УБНПВЩФОЩ. ЖПТНБ РТЕДРПМБЗБЕФ НБФЕТЙА. ТБЧОЩН ПВТБЪПН НБФЕТЙС РТЕДРПМБЗБЕФУС ЖПТНПК» (4, У. 534), «ЖПТНБ Й НБФЕТЙС ЧЪБЙНОП РТЕДРПМБЗБАФ ПДОБ ДТХЗХА» (4, У. 536).

дМС РТБЧЙМШОПЗП РПОЙНБОЙС ЬФЙИ ХФЧЕТЦДЕОЙК ОХЦОП РПНОЙФШ, ЮФП ТЕЮШ ЙДЕФ П РПОСФЙСИ, ФП ЕУФШ РПОСФЙЕ ЖПТНЩ РТЕДРПМБЗБЕФ РПОСФЙЕ НБФЕТЙЙ Й ПВТБФОП. чЪСФЩЕ РП ПФДЕМШОПУФЙ, ЬФЙ УМПЧБ ОЕ ЙНЕАФ ОЙЛБЛПЗП УНЩУМБ, ЛБЛ «РТБЧПЕ» ОЕ ЙНЕЕФ УНЩУМБ ВЕЪ «МЕЧПЗП» Й ОБПВПТПФ. чНЕУФЕ У ФЕН, ПОЙ МПЗЙЮЕУЛЙ ТБЧОПРТБЧОЩ :

«ЖПТНБ Й НБФЕТЙС ПРТЕДЕМЕОЩ. ОЕ ВЩФШ ПУОПЧБОЙЕН ДТХЗ ДТХЗБ» (4, У. 234).

пОФПМПЗЙЮЕУЛЙ ЦЕ НБФЕТЙС Й ЖПТНБ ЛБЛ ВЩ РТПОЙЪЩЧБАФ ДТХЗ ДТХЗБ:

«ЪБЛМАЮБЕФ Ч УЕВЕ ЖПТНХ Ч УЛТЩФПН ЧЙДЕ Й ЕУФШ БВУПМАФОБС ЧПУРТЙЙНЮЙЧПУФШ Л ЖПТНЕ МЙЫШ РПФПНХ, ЮФП БВУПМАФОП ПВМБДБЕФ ЧОХФТЙ УЕВС РПУМЕДОЕК. рПЬФПНХ НБФЕТЙС ДПМЦОБ ЙНЕФШ ЖПТНХ, Б ЖПТНБ ДПМЦОБ НБФЕТЙБМЙЪПЧБФШУС, УППВЭЙФШ УЕВЕ Ч НБФЕТЙЙ ФПЦДЕУФЧП У УПВПК» (4, У.535).

оБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ЛБЦЕФУС, ЮФП зЕЗЕМШ РПМОПУФША РТЙОЙНБЕФ БОФЙЮОХА ЙДЕА РБУУЙЧОПУФЙ НБФЕТЙЙ Й БЛФЙЧОПУФЙ ЖПТНЩ:

«нБФЕТЙС. ЕУФШ РБУУЙЧОПЕ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОПУФШ ЖПТНЕ ЛБЛ ДЕСФЕМШОПНХ» (4, У. 535).

оП, РП зЕЗЕМА, ЬФП ПЪОБЮБЕФ МЙЫШ ФП, ЮФП Ч ОЕЛПФПТПН ТЕЖМЕЛУЙЧОПН БЛФЕ НБФЕТЙС ПРТЕДЕМСЕФУС ЛБЛ ВЕЪТБЪМЙЮОБС Л ЖПТНЕ, ФП ЕУФШ УРПУПВОБС РТЙОЙНБФШ ТБЪМЙЮОЩЕ ЖПТНЩ. оП Ч ЖБЛФЙЮЕУЛПН ЕДЙОУФЧЕ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ ЬФП ВЕЪТБЪМЙЮЙЕ УОЙНБЕФУС Й ПВОБТХЦЙЧБЕФУС, ЮФП

«ФП, ЮФП ЧЩУФХРБЕФ ЛБЛ ДЕСФЕМШОПУФШ ЖПТНЩ, ЕУФШ. Ч ФБЛПК ЦЕ НЕТЕ ФБЛЦЕ Й УПВУФЧЕООПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ УБНПК НБФЕТЙЙ» (4, У. 537 ).

еУМЙ ЙУФПМЛПЧБФШ ЬФП ПОФПМПЗЙЮЕУЛЙ Ч РМПУЛПУФЙ ЬНРЙТЙЙ, ФП УНЩУМ ФХФ ФБЛПК, ЮФП ЛБЛ ЖПТНБ, ФБЛ Й НБФЕТЙС Ч ТБЧОПК УФЕРЕОЙ ПРТЕДЕМСАФ ЧЕЭШ, ФП, ЮЕН ПОБ СЧМСЕФУС. тБЪХНЕЕФУС, РПД ЧЕЭША УМЕДХЕФ РПОЙНБФШ МАВХА НЩУМЙНХА ЧЕЭШ.

нБФЕТЙА Й ЖПТНХ, ОЕ РТЕДРПМБЗБАЭЙЕ ДТХЗ ДТХЗБ, зЕЗЕМШ ОБЪЩЧБЕФ ЛПОЕЮОЩНЙ Й ЗПЧПТЙФ:

зЕЗЕМШ ТБУУНБФТЙЧБЕФ УПДЕТЦБОЙЕ ЛБЛ ЕДЙОУФЧП НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ:

х бТЙУФПФЕМС ЕДЙОУФЧП НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ ПВТБЪХЕФ ЧЕЭШ. х зЕЗЕМС РТЙОГЙРЙБМШОП ДТХЗПЕ. тЕЮШ ОЕ ЙДЕФ П ЧЕЭЙ. уБНП РПОСФЙЕ «УПДЕТЦБОЙЕ» ЕУФШ ЙУФЙОБ РПОСФЙК НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ, ЛПФПТЩЕ, ЧЪСФЩЕ ЙЪПМЙТПЧБООП, ЙУФЙОПК ОЕ ПВМБДБАФ. рПЬФПНХ ТЕЮШ ЙДЕФ ОЕ П ЧОЕЫОЕН УПЕДЙОЕОЙЙ, Б П ФПЦДЕУФЧЕ :

«уПДЕТЦБОЙЕ РТПФЙЧПУФПЙФ ЖПТНЕ. РПУМЕДОСС ЕУФШ РП ПФОПЫЕОЙА Л УПДЕТЦБОЙА ОЕУХЭЕУФЧЕООПЕ» (4, У. 540).

ьФП РПМПЦЕОЙЕ Ч ЧХМШЗБТЙЪЙТПЧБООПН НБТЛУЙЪНЕ ВЩМП ЙУФПМЛПЧБОП ЛБЛ ПРТЕДЕМСАЭБС ТПМШ УПДЕТЦБОЙС РП ПФОПЫЕОЙА Л ЖПТНЕ, ЧФПТЙЮОПУФШ ЖПТНЩ. оЕФ ОЙЮЕЗП ВПМЕЕ ДБМЕЛПЗП ПФ ДЕКУФЧЙФЕМШОПЗП УНЩУМБ ЗЕЗЕМЕЧУЛЙИ ЙДЕК Й ЧУЕК ЖЙМПУПЖУЛПК ФТБДЙГЙЙ.

зЕЗЕМШ ТБУУНБФТЙЧБЕФ УПДЕТЦБОЙЕ ЛБЛ ЛБФЕЗПТЙА Ч УЧПЕК УЙУФЕНЕ. пОБ УЧСЪБОБ У ЙДЕЕК ПУОПЧБОЙС, РЕТЕИПДСЭЕК ДБМЕЕ Ч ЙДЕА УХЭЕУФЧПЧБОЙС Й ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ. й Ч ЬФПН УНЩУМЕ Ч ОЕН ЖПТНБ УОСФБ Й ДПМЦОБ ВЩФШ ТБУУНПФТЕОБ ЛБЛ ОЕУХЭЕУФЧЕООБС (ЛБЛ, ЧРТПЮЕН, Й НБФЕТЙС).

ч ОБЫЕК ЛПОГЕРГЙЙ УПДЕТЦБОЙЕ СЧМСЕФУС МЙЫШ ДЕТЙЧБФПН ЛБФЕЗПТЙЙ НБФЕТЙС/ЖПТНБ, УРЕГЙБМШОЩН РПОСФЙЕН, Б ОЕ ЛБФЕЗПТЙЕК. рПОЙНБФШУС УПДЕТЦБОЙЕ, РПУЛПМШЛХ ЬФБ ЙДЕС ЙУРПМШЪХЕФУС ЗДЕ-МЙВП, ДПМЦОП Ч ЗЕЗЕМЕЧУЛПН УНЩУМЕ, ЕДЙОУФЧЕООП ТБЪХНОПН РТЙ ЬНРЙТЙЮЕУЛПК ЙОФЕТРТЕФБГЙЙ.

7.1.5. рПОЙНБОЙЕ НБФЕТЙЙ Й ЖПТНЩ ь.зХУУЕТМЕН.

йЪ ДБМШОЕКЫЕК ЙУФПТЙЙ ТЕЖМЕЛУЙЙ ЬФЙИ РПОСФЙК ЙОФЕТЕУЕО ЖБЛФ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЙИ зХУУЕТМЕН. ч «йДЕСИ Л ЮЙУФПК ЖЕОПНЕОПМПЗЙЙ» ПО РЙУБМ:

7.1.6. нБТЛУЙУФУЛБС ЛПОГЕРГЙС УПДЕТЦБОЙС Й ЖПТНЩ.

Источник

Аристотель

С критикой учения Платона в IV веке выступил Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — величайший мыслитель древности, идеолог среднего слоя рабовладельцев, боровшегося за демократическую форму политического господства. Философское образование Аристотель получил в Афинах, в школе Платона (Академии). Впоследствии он основал в Афинах свою философскую школу (Ликей).

Сочинения Аристотеля имеют энциклопедический характер. В них получили оформление и дальнейшую разработку все отрасли знаний, которыми располагал древний мир. Период появления сочинений Аристотеля можно считать началом выделения философии из единой, нерасчлененной науки древнего мира и превращения ее в особую, самостоятельную науку, исследующую вопросы о сущности мира, о соотношении бытия и сознания. К главным философским произведениям Аристотеля относятся «Метафизика», «О душе», «Аналитики» и «Категории».

Характерной чертой Аристотеля как философа являются колебания между материализмом и идеализмом. С одной стороны, он признавал существование бога как первичной по отношению к природе духовной творческой силы, а с другой — критиковал учение Платона об идеях как первопричине чувственных вещей. Многие философские вопросы Аристотель истолковывал то с идеалистических, то с материалистических позиций.

Аристотель признавал существование материального мира, природы как бесконечной совокупности чувственно воспринимаемых вещей и явлений. Но в отличие от последовательных материалистов, считающих понятие природы и понятие материи тождественными, Аристотель проводил между этими понятиями существенное различие. Понятие материи, с точки зрения Аристотеля, по содержанию уже понятия природы. Природа, согласно его учению,— это совокупность вещей и явлений, представляющих собой конкретные виды органического единства материи и формы. Материей же Аристотель считал не конкретные вещи и явления природы, а лишь их субстрат, основу, из которой они образуются. Материя, по Аристотелю, представляет собой то вечное, из чего возникают вещи. Сама по себе материя лишена всякой определенности, каких бы то ни было свойств, которые характерны для образовавшихся из нее индивидуальных чувственно воспринимаемых вещей.

Вечно существующая первоматерия, учил Аристотель, не является бытием, действительностью, а представляет собой лишь возможность бытия. Действительностью материя становится лишь тогда, когда она оформляется, то есть проявляется в виде разнообразных конкретных вещей. Материя превращается из возможности в действительность, становится конкретной определенностью, той или иной вещью лишь благодаря деятельности формы. Каждая вещь, по Аристотелю, обязана своим существованием лишь форме и представляет собой единство материи и формы. Любая конкретная вещь, например медная статуя, есть единое целое, состоящее из материи, в данном случае из меди, и из формы, то есть определенных очертаний образа. Материя — медь — из возможности вещи становится действительностью, медной статуей, только благодаря форме как активной, деятельной стороне. Материя — начало пассивное, форма же — начало активное, творческое. Из материи и формы как двух противоположных начал возникают, согласно учению Аристотеля, все тела природы.

Аристотель о материи

Во взглядах Аристотеля на проблему материи и формы имеются исторически ценные элементы материализма и диалектики, заключающиеся главным образом в его признании объективного существования вещей природы и в характеристике их как конкретных воплощений единства материи и формы, как результатов непрерывного, вечного процесса движения природы. Однако типичные для Аристотеля колебания между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой и то, что он, в конечном счете, склонялся к идеализму, наглядно проявилось и при освещении им вопроса о материи и форме.

Аристотель не дошел до понимания природы как движущейся материи, представляющей собой неразрывное единство содержания и формы при решающей роли содержания, то есть не дошел до уяснения подлинной диалектики формы и содержания. Допустив существование бесформенной материи лишь как возможности, приписав форме решающую, определяющую роль в превращении материи из возможности в действительность, Аристотель пошел по пути идеализма, начал доказывать, что форма является не только творческим, определяющим по отношению к материи началом, но и предшествует материи во времени. В конечном итоге он стал говорить о душе как предшествующей телу форме и о существовании формы всех форм — бога как вечного двигателя природы.

Колебания Аристотеля между материализмом и идеализмом с еще большей наглядностью проявились в решении им вопроса о сознании (душе), материи (теле) и их соотношении. Аристотель критиковал откровенно идеалистические утверждения Платона о вечности, бессмертии души. Он считал также несостоятельными утверждения о всеобщей одушевленности Вселенной и неоднократно высказывал мысль о том, что душой обладают лишь живые существа. При этом Аристотель обращал внимание на непосредственную связь духовных, психических, и материальных, телесных, явлений и указывал на примат телесных процессов над психическими, на зависимость сознания от состояния тела человека. Материалистическая трактовка вопроса о соотношении материи и сознания, тела и души, нашла у Аристотеля выражение и в его утверждении о том, что с прекращением существования того или иного живого создания исчезает и его душа.

Однако подобные наивно-материалистические, по существу правильные, положения сопровождались у Аристотеля и типично идеалистическими утверждениями и выводами. Идеализм Аристотеля в истолковании вопроса о душе и теле, о духовном и материальном, получил свое выражение в характеристике им души как формы, обусловливающей возникновение и существование живых существ. Аристотель видел в душе действующее, активное начало, считал душу сущностью живых тел, причиной их возникновения и источником их движения.

Гносеология Аристотеля

Эклектизм, колебания между материализмом и идеализмом характерны для Аристотеля и при рассмотрении им вопросов гносеологии. Разрабатывая свою теорию познания, он исходил из материалистических положений о первичности предметов и явлений внешнего мира и вторичности знаний человека, заявлял, что познаваемое существует ранее, чем знания о нем. Приобретаемые нами знания, говорил Аристотель, всегда являются знаниями об уже существующих предметах и их свойствах. Если познаваемые предметы и явления перестанут существовать, то не будет и знания о них. В то же время, утверждал Аристотель, отсутствие знания о существующих объектах еще не может служить основанием для заключения об их небытии. Если познающие живые существа, говорил он, будут упразднены, то, конечно, не будет никакого знания, однако объекты познания, предметы и явления внешнего мира сохранят свое бытие.

Познание человека, по Аристотелю, начинается с ощущений, с чувственных восприятий, вызываемых внешними предметами и явлениями, которые предшествуют чувственным восприятиям так же, как движущее всегда предшествует движимому. Воспринимаемое первично, оно существует раньше, чем восприятие, и обусловливает последнее. Для того чтобы возникло восприятие, необходимо, согласно Аристотелю, наличие его объективного источника — соответствующего предмета или явления внешнего мира. Человек не может произвольно вызвать то или иное ощущение, восприятие, ибо они всегда представляют собой результат внешних воздействий. Способность ощущать Аристотель считал свойством живых существ, их органов чувств. Ощущения, учил он, возникают в живом существе в результате внешнего побуждения. Чем богаче и разностороннее особенности и свойства бытия, внешнего мира, тем полнее и многообразнее ощущения человека. Аристотель говорил о таких основных видах ощущений, как осязательные, вкусовые, обонятельные, слуховые и зрительные. Эти ощущения он считал достоверными, правильно показывающими качественные особенности и свойства воспринимаемых единичных предметов и явлений.

В своем обосновании роли ощущений и восприятий в познании Аристотель выступал как эмпирик, но эмпирик не ограниченный, а мыслящий. Кроме ощущений и восприятий, он исследовал уже такие формы познания, как представление и понятие, не игнорировал роли абстрактного мышления в процессе познания. Указывая на достоверность показаний органов чувств, Аристотель считал, что ошибки человека в характеристике предметов и явлений внешнего мира связаны не с восприятием, а с абстрактным мышлением, с процессом образования понятий, суждений и умозаключений.

Аристотель обращал внимание на то, что чувственное восприятие является лишь началом познания, поскольку здесь человек познает только единичные, индивидуальные предметы и явления. Познание же общего в них, то есть подлинно научное знание, утверждал он, может быть достигнуто лишь с помощью абстрактного мышления. Подобная правильная постановка вопроса о чувственном и рациональном моментах процесса познания не получила, однако, у Аристотеля материалистического обоснования и оказалась для него камнем преткновения. Решая этот вопрос, Аристотель пошел по пути идеализма и метафизики, оторвал познание общего от познания отдельного, абстрактное мышление от его источника — показаний органов чувств.

Чувственному познанию, имеющему свой источник во внешнем мире, он метафизически противопоставил разумное познание, увидев источник последнего целиком в разуме как некоей абсолютно самостоятельной, чистой форме форм. Аристотель стал доказывать, что познание общего, являясь подлинно истинным познанием, есть познание понятий как «бестелесных форм». Это познание, по его мнению, ограничено чисто идеальной, духовной сферой, в которой мыслящее и мыслимое, познающее и познаваемое, в конце концов, суть одно и то же. Общее как объект истинного знания, по Аристотелю, абсолютно самостоятельно, не имеет никакой связи с вещами внешнего мира и находится в самой душе в качестве субстанции. Поэтому Аристотель стал утверждать, что если ощущения и восприятия человека зависят от ощущаемого внешнего объекта, то его мысли зависят только от него самого. Следовательно, мыслить, говорил Аристотель, может всякий, если он хочет.

Таким образом, и в теории познания колебания Аристотеля между материализмом и идеализмом завершились идеалистической трактовкой сущности познания. Особенно большую историческую ценность представляют труды Аристотеля по вопросам логики как науки о законах и формах мышления. Человеческое мышление стало объектом специального изучения уже в начале первого тысячелетия до н.э. Отдельные проблемы логики задолго до Аристотеля разрабатывались в трудах индийских, китайских и древнегреческих философов. Однако лишь в сочинениях Аристотеля логика приобрела необходимые для науки цельность и стройность. В том виде, какой ей придал Аристотель, она в основном дошла и до нашего времени. Он является, таким образом, родоначальником ныне существующей формальной логики.

В условиях древнего мира Аристотель дал наиболее глубокое и систематическое исследование основных форм, в которых протекает мышление человека: понятий, суждений и умозаключений (силлогизмов). Ему принадлежит также выявление таких основных законов мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего.

Философские категории в разработке Аристотеля

Наряду с исследованием законов и форм мышления Аристотель сделал также предметом специального систематического изучения философские категории — основные наиболее общие понятия о формах и отношениях бытия. Он выделил и проанализировал десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Однако, формально ограничив число категорий этими десятью, Аристотель в своих сочинениях в той или иной мере затрагивал почти все категории, которыми оперируют современная логика и философия.

Из перечисленных десяти категорий наибольшую историческую ценность представляет разработка Аристотелем категорий сущности, качества, количества, отношения, места (пространства) и времени. В числе других категорий, не входящих в перечень Аристотеля, но фактически исследуемых в его сочинениях и представляющих интерес для современности, следует отметить такие категории, как возможность, действительность, причинность, необходимость, случайность, форма.

Случайность, например, Аристотель не относил к разряду категорий, но дал такую характеристику и определение случайности, которые сохраняют свое значение и в наши дни. Случай, по Аристотелю, есть порожденное дополнительной причиной, побочное по отношению к основному предмету и событию явление. Если, говорил Аристотель, строитель дома оказывается в то же время и флейтистом, то это случайность, ибо строитель мог и не быть флейтистом.

Особенно ценным в учении Аристотеля о категориях является его стремление не только раскрыть содержание категорий, описать и классифицировать их, но и рассматривать категории в движении, в связи и взаимозависимости. Однако эти попытки диалектического рассмотрения категорий не получили у Аристотеля должной реализации, свелись лишь к отдельным диалектическим высказываниям о категориях, к гениальным догадкам об их диалектической сущности.

Свойственные Аристотелю колебания между материализмом и идеализмом проявились и в его характеристике категорий. Раскрывая сущность категорий, он рассматривал их то как наиболее общие понятия, отражающие формы и отношения различных сторон бытия, то есть материалистически, то как наиболее общие понятия, представляющие собой роды и формы самого бытия, то есть идеалистически.

Диалектика Аристотеля

Аристотель дал наиболее детальное в древнем мире исследование отдельных черт диалектики. Аристотель признавал вечность движения в природе и говорил, что движение всегда было и будет во всякое время. При этом он утверждал, что движение не существует помимо вещей, а составляет их неотъемлемую сущность. В его сочинениях встречаются отдельные высказывания о самопроизвольном изменении индивидуальных конкретных вещей и явлений, об их переходах из одного качественного состояния в другое.

Значительные элементы диалектики имеются и в учении Аристотеля о материи и форме, где он, подчеркивая их единство в индивидуальных конкретных вещах и явлениях, указывал на относительность материи и формы и на их переходы в процессе становления индивидуальных вещей. По Аристотелю, дерево, например, будучи формой по отношению к земле, по отношению к делаемому из него столу выступает уже в роли материи. Элементы диалектики содержатся и в обосновании Аристотелем взаимосвязи материи и формы как возможности и действительности, в трактовке им движения как процесса перехода возможности в действительность. Подход к диалектике в трактовке Аристотелем проблемы материи и формы состоит также и в том, что, разрабатывая вопрос о соотношении формы и материи, он по существу поставил проблему таких категорий диалектики, как форма и содержание, и дал много ценных мыслей, облегчивших разработку этих категорий в трудах философов нового времени.

Диалектическим моментом в учении Аристотеля является и то, что он в ряде случаев обращал внимание на единство таких противоположных процессов природы, как движение и покой, возникновение и уничтожение, рост и качественное изменение. Но несмотря на диалектическую постановку многих вопросов, Аристотель часто не давал их верного решения, шел по пути отрыва фиксируемых противоположностей друг от друга и их эклектического сочетания, путался в вопросах о соотношении общего и отдельного, сущности и явления, понятия и ощущения.

Дав более детальное по сравнению со своими предшественниками диалектическое рассмотрение отдельных сторон бытия и познания, Аристотель, однако, разделил в разработке диалектики судьбу всех философов древнего мира, которые, вплотную подошли к диалектике, но не сладили с ней. Деятельность древних философов, стихийных диалектиков, в том числе и Аристотеля, в разработке диалектики свелась к отдельным, более или менее общим, не связанным между собой в систему диалектическим высказываниям.

Теория государства Аристотеля

Кроме исследования общефилософских проблем Аристотель много занимался также разработкой социологических вопросов. Как идеолог класса рабовладельцев он сделал попытку дать развернутое обоснование вечности рабовладельческого строя, создал идеалистическую теорию рабовладельческого государства.

Человек, учил Аристотель, состоит из души — властвующего начала и тела — подчиненного начала. С момента рождения люди различаются, говорил он, соотношением этих начал таким образом, что одни из них как бы предназначены к властвованию, другие же — к подчинению. Аристотель считал отношения между рабовладельцами и рабами естественными и вечными, предопределенными природным соотношением в людях духовного и телесного начал, их физической организацией.

«Природа устроила так, — писал он, — что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни…»

Разрабатывая теорию государства, Аристотель выступил как ярко выраженный идеолог среднего слоя рабовладельцев. В каждом государстве как общении свободных людей встречаются, говорил он, люди очень зажиточные, крайне неимущие и стоящие в середине между теми и другими. Наилучший государственный строй будет, согласно теории Аристотеля, в том обществе, которое состоит преимущественно из людей, владеющих собственностью средней величины, и во главе которого стоит средний слой рабовладельцев. Верховная власть в государстве, учил Аристотель, может быть в руках или одного, или немногих, или большинства. В соответствии с этим он различал три правильные формы государства рабовладельческой диктатуры: монархию как власть одного, аристократию как власть немногих и демократию как власть большинства. При этом сам Аристотель был сторонником демократии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *